Протоіерей Феодоръ Знаменскій – Пастырское попеченіе о больныхъ въ древней христіанской церкви.

Одно изъ величайшихъ несчастій, какія поражаютъ человѣка на землѣ, это – болѣзнь. Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, ходя по городамъ и селеніямъ Святой Земли и проповѣдуя Евангеліе царствія, исцѣлялъ всякую болѣзнь и всякую немощь въ людяхъ. И апостоловъ, посылая на проповѣдь, въ избыткѣ надѣлилъ цѣлительной силой. Въ притчѣ о милосердомъ самарянинѣ Господь отнесся съ явнымъ упрекомъ къ священнику и левиту, отказавшимъ во врачебной помощи попавшемуся разбойникамъ. Посѣщеніе больныхъ Онъ указываетъ въ числѣ добродѣтелей, ведущихъ къ наслѣдованію царствія небеснаго: боленъ бѣхъ и посѣтисте мене (Матѳ. 25, 36).

Поэтому служители древней церкви – епископы, пресвитеры и діаконы – посѣщеніе больныхъ съ цѣлію облегчить ихъ страданіе искреннимъ участіемъ, молитвою, чтеніемъ слова Божія, исповѣдію, причащеніемъ и елеосвященіемъ всегда признавали прямымъ и священнымъ своимъ долгомъ.

Въ болѣзни и особенно предъ смертію, когда душа отходитъ въ вѣчность и готовится предстать на судъ Божій, христіанинъ болѣе, чѣмъ когда-либо, нуждается въ пастырскихъ о немъ заботахъ служителя церкви. Духовный отецъ, которому должно быть извѣстно нравственное состояніе болящаго его духовнаго чада, болѣе чѣмъ кто-либо въ состояніи ободрить его и утѣшить.

Изъ древней исторіи христіанства можно указать немало примѣровъ посѣщенія болящихъ епископами.

Уже въ «Постановленіяхъ Апостольскихъ» такое посѣщеніе считается непремѣнною обязанностью епископовъ. Въ правилахъ, приписываемыхъ святому Ипполиту, о посѣщеніи больныхъ епископами, говорится: «нерѣдко больной быстро поправлялся отъ болѣзни послѣ посѣщенія его епископомъ, особенно послѣ молитвы о немъ епископа».

Но не для одного духовнаго утѣшенія и молитвеннаго подкрѣпленія древніе епископы приходили къ одру болящаго. Они иногда даже служили больнымъ. Такъ самоотверженно ходилъ за больными и прокаженными святой Василій Великій, архіепископъ Кесарійскій, въ устроенной имъ больницѣ въ Кесаріи. «Этотъ благородный, рожденный отъ благородныхъ н сіяющій славою мужъ, говорить другъ его святой Григорій Богословъ, не гнушался цѣловать въ уста прокаженныхъ, обнимать недужныхъ, какъ братьевъ, чтобы поучить своимъ любомудріемъ не оставлять безъ услугь страждующія тѣла». Примѣру святого Василія Великаго слѣдовалъ и помянутый знаменитый другъ его. Съ удивительною заботливостью относился къ болящимъ святой Іоаннъ Милостивый, патріархъ Александрійскій (†610 г.). Въ его житіи разсказывается, что милостивый патріархъ очень часто служилъ больнымъ, посѣщая больницы два или три раза въ недѣлю. О святомъ Ѳеофилактѣ, епископѣ Никомидійскоыъ (†845 г.) извѣстно, что въ устроенной имъ Никомидійской больницѣ онъ часто самъ служилъ больнымъ, слѣпымъ, хромымъ и немощнымъ, а также, ходя по улицамъ городскимъ, носилъ сосудъ теплаго укропа и гдѣ находилъ прокаженныхъ – омывалъ ихъ своими руками, нисколько не гнушаясь послужить имъ, сколько могъ.

Но епископу, конечпо, не всегда возможно посѣщать больныхъ, а тѣмъ болѣе ухаживать за ними. Поэтому въ первые вѣка христіанства такое служеніе больнымъ было обязанностью преимущественно пресвитеровъ и главнымъ образомъ діаконовъ, съ которыми посылались больнымъ и святые Дары. Святой Діонисій Александрійскій повѣствуетъ, что во время моровой язвы многіе пресвитеры и діаконы безстрашно посѣщали пораженныхъ моровой язвой и, неутомимо ходя за ними, сами заражались отъ нихъ и умирали.

Требуя отъ духовныхъ лицъ нелѣностнаго посѣщенія больныхъ, древніе епископы вмѣстѣ съ тѣмъ иногда давали имъ прекрасныя наставленія, какъ вести себя при такихъ посѣщеніяхъ, что говорить въ утѣшеніе болящему или умирающему, какъ охранять его отъ ропота на свою судьбу и тому подобное. Напримѣръ, такія наставленія преподаетъ пастырямъ блаженный Августинъ въ своей 46 рѣчи: «De pastoribus»[1].

Пастыри древней церкви не считали леченіе недуговъ медицинскими средствами дѣломъ грѣховнымъ. Они внушали только христіанамъ, что грѣшно возлагать все упованіе единственно на однихъ врачей и не прибѣгать прежде всего къ духовному врачеванію молитвою, постомъ, исповѣдію, пріобщеніемъ святыхъ Таинъ и елеосвященіемъ.

Извѣстно, какъ высоко ставитъ врача Іисусъ, сынъ Сираховъ въ Ветхомъ Завѣтѣ (гл. 38). Врачи пользовались у пастырей церкви большимъ уваженіемъ и великою любовью, какъ люди науки, посвятившіе всю свою жизнь на оказаніе возможной помощи страждущимъ. Такъ святой Василій Великій съ уваженіемъ говоритъ о врачахъ Евстафіи, Мелетіи и Пасиникѣ и блаженный Ѳеодоритъ восхваляетъ врача Петра. Церковь же Восточная и Западная многихъ врачей причислила къ лику святыхъ. Таковъ евангелистъ Лука, «врачъ возлюбленный», какъ называетъ его святой апостолъ Павелъ. Таковы святые Косьма и Даміанъ, пострадавшіе за вѣру Христову при Діоклитіанѣ, святой мученикъ Киръ, безмездный врачъ въ Александріи, и помогавшій ему при леченіи больныхъ Іоаннъ; святой великомученикъ Пантелеймонъ, усердно изучившій древнихъ врачей Асклипія, Гиппократа и Галена и получившій извѣстность, какъ искусный врачъ, даже при дворѣ Максиміана, пострадавшій въ Никомидіи около 305 года.

Въ древней церкви многіе пастыри и сами основательно изучали врачебное искусство и занимались леченіемъ больныхъ, особенно въ эпоху гоненій, когда подвергавшіеся ужаснымъ пыткамъ, измученные христіане болѣе всего нуждались во врачебной помощи.

Изъ врачей-епископовъ извѣстны: святой Зиновій, епископъ Эгейскій въ Киликіи, пострадавшій въ гоненіе Діоклитіана. почитаемый на Востокѣ и Западѣ покровителемъ врачей, и упоминаемый Евсевіемъ святой Ѳеодотъ, епископъ Лаодикійскій, пострадавшій при томъ же Діоклитіанѣ, «по искусству врачеванія тѣлеснаго занимавшій первое мѣсто, а во врачеваніи душъ – въ человѣколюбіи, искренности, состраданіи и попеченіи о тѣхъ, которые требовали его помощи, не имѣвшій между людьми себѣ равнаго». Изъ врачей-пресвитеровъ можно указать на упоминаемаго Евсевіемъ Зиновія, пресвитера Сидонскаго, «славнаго врача», съ твердостью умершаго подъ пытками при Діоклитіанѣ, на Киррскаго пресвитера Петра, о которомъ блаженный Ѳеодоритъ свидѣтельствуетъ, что онъ «весьма умѣло ходитъ за больными и весьма удачно лечить ихъ», и на святого Сампсона Страннопріимца, пресвитера въ Константинополѣ, излечившаго опасно заболѣвшаго императора Юстиніана. Леченіеыъ больныхъ занимались и многіе діаконы.

Такъ какъ христіанство до царствованія Константина Великаго не было дозволенною религіею, то, конечно, пастыри церкви не могли строить больницъ. Притомъ же въ этомъ и не представлялось особой необходимости. Христіанская любовь стояла еще высоко, такъ что не чувствовалось нужды въ какихъ-либо общественныхъ больницахъ, когда всякій христіанинъ готовъ былъ самъ послужить больному. И только послѣ извѣстнаго Миланскаго эдикта епископамъ представилась возможность открывать общественныя больницы для христіанъ, когда это оказывалось нужнымъ. При этомъ должно замѣтить, что у древнихъ христіанъ, какъ восточныхъ, такъ и западныхъ, больница чаще всего помѣщалась въ страннопріимномъ домѣ или богадѣльнѣ.

Громадную больницу построилъ вблизи города Кесаріи святой Василій Великій частію на свои наслѣдованныя отъ родителей средства, частію на пособіе другихъ лицъ, расположенныхъ имъ къ благотворенію. Въ центрѣ ея была церковь, вокругъ которой воззышалось много отдѣльныхъ зданій, расположенныхъ по надлежащему плану улицами, причемъ нѣкоторые дома были для пріема больныхъ, другіе для священниковъ, врачей, слугъ и служащихъ, иные для мастерскихъ, гдѣ все, что требовалось для заведенія, приготовлялось своими собственными руками. Въ свою больницу святой Василій принималъ вообще всѣхъ немощныхъ и несчастныхъ, но главнымъ образомъ назначалъ ее для прокаженныхъ.

Этимъ онъ оказалъ имъ величайшее благодѣяніе, такъ какъ положеніе ихъ было невыносимо тяжелымъ. Изъ боязни распространенія заразы прокаженные изгонялись отовсюду, нерѣдко оставлялись даже родными. Какъ образцово былъ устроенъ святителемъ Василіемъ больничный домъ, можно видѣть изъ того, что святый Григорій Богословъ не нашелъ преувеличеніемъ сравнивать его съ семью чудесами свѣта и назвалъ его маленькимъ городомъ. «Отойди, – говоритъ онъ въ надгробномъ словѣ святому Василію Великому, – отойди нѣсколько отъ города и посмотри на новый городъ (т. е. больничный домъ святого Василія), на сіе хранилище благочестія. Въ сравненіи съ симъ заведеніемъ, что для меня и семивратныя и египетскія Ѳивы, и Вавилонскія стѣны, и Карійскія гробницы Мавзола, и пирамиды, и неисчетное количество людей въ колоссѣ, или величіе и красота храмовъ, уже не существующихъ, но составляющихъ предметъ удивленія для людей и описываемыхъ въ исторіяхъ? Для меня гораздо удивительнѣе сей краткій путь къ спасенію. Теперь уже нѣтъ предъ нашими взорами тяжкаго и жалкаго зрѣлища; не лежатъ передъ нами люди, омертвѣвшіе большею частію тѣлесныхъ членовъ своихъ, гонимые изъ городовъ, изъ домовъ, съ торжищъ, отъ водъ. Ихъ не кладутъ товарищи и домашніе при мѣстахъ народныхъ собраній, чтобы возбуждали своею болѣзнію не столько жалость, сколько отвращеніе слагая жалобныя пѣсни, если у кого остается еще голосѣ». Неудивительно, что многіе знатные лица и епископы пріѣзжали изъ отдаленнѣйшихъ мѣстностей въ Кесарію посмотрѣть больницу святого Василія, нѣкоторые даже оставались, чтобы походить за больными по примѣру Кесарійскаго архипастыря и друга его, святого Григорія. Благодарные жители Кесаріи впослѣдствіи стали называть основанную великимъ святителемъ больницу по его имени Василіада[3]. Святой Василій нашелъ возможнымъ и въ другихъ мѣстахъ своей епархіи открывать подобныя же больницы, конечно, въ меньшемъ размѣрѣ.

Кесарійская епархія не была единственною, въ которой находились болышчные дома. По примѣру святого Василія Великаго и другіе епископы открывали ихъ, особенно въ большихъ городахъ. Въ Константинополѣ усердно заботился о больныхъ святой Іоаннъ Златоустый, который болѣе другихъ епископовъ подражалъ въ этомъ дѣлѣ святому Василію Великому. Палладій, епископъ Еленопольскій, пишетъ о святомъ Златоустѣ: «Онъ основываетъ въ Константинополѣ много больницъ, для каждой изъ нихъ смотрителемъ назначаетъ по два благочестивыхъ пресвитера; кромѣ того помѣщаетъ въ нихъ безбрачныхъ врачей, поваровъ, а также и опытныхъ прислужниковъ, чтобы служить приходящимъ странникамъ и одержимымъ болѣзнію». Въ VII вѣкѣ святой Іоаннъ Милостивый, патріархъ Александрійскій, не щадилъ денегъ на устройство страннопріимныхъ домовъ и больницъ, безплатно содержа всѣхъ призрѣваемыхъ въ этихъ богоугодныхъ учрежденіяхъ. Между прочимъ святой Іоаннъ Милостивый основалъ въ Александріи семь домовъ для бѣдныхъ родильницъ, гдѣ онѣ могли находить кровать, необходимую пищу и заботливый уходъ. Къ участію въ построеніи и содержаніи этихъ домовъ и больницъ пастыри церкви приглашали богатыхъ мірянъ, которые охотно помогали имъ въ этомъ добромъ дѣлѣ своими денежными пожертвованіями.

Таково было попеченіе пастырей въ древней христіанской церкви о болящихъ. Своимъ примѣромъ они учатъ и современныхъ пастырей съ такимъ же усердіемъ служить больнымъ, посѣщать ихъ, утѣшать и укрѣплять чтеніемъ слова Божія, молитвами и таинствами и по мѣрѣ разумѣнія и возможности оказывать имъ врачебную помощь. Такая, проникнутая любовію, безкорыстная дѣятельность пастыря особенно потребна въ настоящее бѣдственное для нашего отечества время, когда госпитали и лазареты наполнены нашими доблестными воинами, отъ враговъ раны пріимшими на полѣ брани за Вѣру, Царя и Отечество. Къ этому служенію призываетъ пастырей Церкви и высшая церковная власть[2].

 

Протоіерей Ф. Знаменскій

 

«Приходское Чтение». 1914. № 10. С. 317-320.

 

[1] Русскимъ пастырямъ въ дѣлѣ утѣшенія и нравственнаго ободренія болящаго и умирающаго христіанина прекраснымъ пособіемъ служить могутъ слѣдующія кпиги: 1) «Православный священникъ при постели больныхъ и упирающихъ». С. М. Б. (Москва. 1862 г.), 2) «Письма о должностяхъ священпаго сана», въ двухъ частяхъ, Александра Стурдзы (Одесса. 1841 г.) и 3) «Утѣшеніе въ скорби и болѣзни» Евсевія, архіепископа Могилевскаго (Москва. 1899 г.).

[2] Предложенная статья составлена но книжкѣ: «Уходъ за больными въ христіанствѣ», священника Н. Добронравова. Москва. 1904 г.

[3] Благотворительное заведеніе св. Василія Великаго построено было имъ въ Кессаріи Кападдокійской, близь Цезареи, въ 369 г. Назначеніе этого заведенія выяснено самимъ-же Василіемъ Великимъ въ одномъ изъ его писемъ. Сообщая о злой клеветѣ, взведенной на него изъ-за ностроеннаго имъ заведенія и защищаясь отъ нея предъ иравителемъ области Иліею, св. Василій говоритъ въ письмѣ къ нему: «желаю спросить тѣхъ, которые тревожатъ твой незнающій коварства слухъ: чѣмъ хуже стали отъ насъ общественный дѣла? Что большое или малое въ общихъ дѣлахъ потерпѣло ущербъ отъ нашего управленія Церквами? Развѣ кто скажетъ: и то приноситъ вредъ дѣламъ, что воздвигли мы Богу нашему молитвенный домъ, великолѣпно устроенный, и около него жилыя зданія, одно изящнаго вида, отдѣланное для предстоятеля, другія нпже его распредѣленныя по порядку служителямъ Божіимъ; a сіи же зданія назначаются для общаго употребленія и вамъ, градоначальникамъ, и сопровождающимъ васъ. Кому же дѣлаемъ обиду, если строимъ пристанища (καταγώγιον) странникамъ, бывающимъ здѣсь мимоходомъ и по немощи имѣющимъ нужду въ какой нибудь у слугѣ, или заводимъ необходимое къ ихъ успокоенію: ходящихъ за больными, врачей, вьючныхъ животныхъ, проводниковъ? За этимъ неотъемлемо должны слѣдовать и искуства, какъ необходимый для жизни, такъ и изобрѣтенныя для приличнаго препровожденія ея; и еще иные дома, приспособленные для работъ, что все служитъ украшеніемъ городу и обращается въ похвалу нашему градоначальнику, потому что распрострашіетъ добрую славу о немъ» (Epis. 94, по рус. пер. письмо 90). Изъ этого письма видно, что благотворительное заведеніе Василія Великаго было предназначено не только для безпріютныхъ больныхъ и другихъ несчастныхъ, а также странниковъ, но и для нуждающихся, сиособныхъ къ труду, онъ соединилъ, такъ сказать, всѣ виды благотворптельныхъ заведеній съ рабочимъ домомъ. Нельзя не удивляться предусмотрительной заботливости, какою Василій Всликій старался окружить особенно больныхъ. «Ходящіе за больными, врачи, вьючиыя жнвотныя, проводники» – все это, конечно, существовало для больныхъ и иемощныхъ; все это говорить о полнотѣ и достоинствѣ организаціп благотворительнаго заведенія Василія Великаго. Чтобы предохранить свое заведеніе отъ случайнаго безденежья и нуждъ, онъ устроилъ рабочій домъ, который обезпечивалъ матеріальное существованіе его обитателей. Въ этомъ домѣ назначалось дѣло каждому, сообразно съ его способностями и силою. Позднѣе василіада была обезпечена въ матеріальномъ отношеніи импер. Валентомъ. Импер. Валентъ «былъ такъ восхищенъ Св. Василіемъ, говорить Ѳеодорптъ, что бѣднымъ, находившимся подъ его попеченіемъ, и требовавншмъ особенной помощи, подарилъ прекрасный принадлежавшія ему въ Кессаріи земли» (Церковная Исторія. IV. 17). До этого же времени св. Василій Великій вынужденъ былъ ежедневно собирать пожертвованія для содержанія своего заведенія, и самъ, благодаря своей благотворительности, сдѣлался первымъ бѣднякомъ въ своемъ городѣ. «Продавъ свое имущество и употребивъ деньги на пищу, говорить Григорій Нисскій, въ то время, когда рѣдко было, чтобы и очень зажиточные могли готовить себѣ трапезу, въ теченіи всего времени голода, продолжалъ питать отовсюду стекавшихся и дѣтей всего городскаго населенія, такъ что и на дѣтей іудеевъ одинаково простиралось дѣйствіе его человѣколюбія» (Слово на день памяти Василія Великаго, родного брата). Св. Григорій Богословъ, въ надгробной рѣчи на погребеніе св. Василія, подробно говоритъ о заслугахъ и зпаченіи Василіады не только для города, но и для всей области. Н. К. Благотворительная дѣятельность хр. церкви и ея пастырей IV, V и VI вв. // «Вятскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 4. Отд. Неофф. С. 116-118. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: