• Митрополит Антоний (Храповицкий) - Кого должны просвещать монастыри?

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - Кого должны просвещать монастыри?

    Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926 г.

    Ответ на подобный вопрос у нас вызывают постоянно доходящие до нас жалобы на то, что поступление в монастыри в наше время не воспитывает религиозную настроенность искателей аскетических подвигов, но, напротив, ослабляет ее, вводя их носителей в скрытый от мирян, так сказать, закулисный, будничный строй монастырской жизни и раскрывая пред ними дотоле неведомые человеческия слабости большинства братии, а в то же время не давая религиозному чувству никаких почти новых начал для высшего развития, так как главнейшее и почти единственное из них – богослужение – бывает по большей части давно знакомо прозелитам монастырской жизни. Таковы жалобы мирян на обители.

    09 Сентябрь 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - О желательной деятельности монастырей.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - О желательной деятельности монастырей.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, 4 сентября 1920 г.

    I.

    Прочитав такое заглавие, читатель уверен, конечно, что речь будет о монастырских школах и больницах для бедных, об устроении в обителях рациональных хозяйств в пример и помощь крестьянским хозяйствам и т.д. Не отрицая полезности таких учреждений, мы, однако, не можем не предостеречь всякого требователя подобных реформ - напоминанием о том, что как ни давно уже раздаются словесные и печатные заявление о их необходимости, но тем не менее они почти вовсе нигде в России не прививались, да и едва ли привьются, так как, будучи заимствованы из латинских филантропических орденов, эти реформы в таком виде вовсе не имеют у нас почвы ни во внешних условиях монастырской жизни, ни в самых принципах православного аскетизма. Но прежде чем перейти к выяснению обоих положений, мы просим читателя извинить такой неожиданный для него оборот дела и принять во внимание: 1) что мы отрицаем возможность не монастырской филантропии вообще, а излюбленных казенных форм ее, и 2) беремся обсуждать дело не в принципе, а на факте, оставаясь в стороне со своими собственными взглядами.

    09 Сентябрь 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - О учёном монашестве.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - О учёном монашестве.

    Архиепископ Антоний (Храповицкий) с архимандритом Трифоном и братией Святогорской пустыни на ступенях лестницы Успенского собора. Фото нач. XX в.

    I.

    Заводим речь об этом предмете согласно обещанию, данному нашим читателям полгода назад в ответ на вопрос в области церковно-приходской практики: "может ли монах проповедовать". На основании примеров в святоотеческой истории мы утверждали, что может, но за послушание, и обещали посвятить особую статью для разъяснения того, как совмещается подвиг жизни монашеской с пастырскою деятельностью.

    Что такое монашество по существу? Как жизненный принцип, монашество заключается в том, чтобы ставить единственною целью своей жизни созидание своего внутреннего человека, т.е. уничтожение греховных склонностей или "совлечение ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных", и воплощение в себе нового человека, т.е. духовных совершенств, заповеданных учением благодати. Подробное определение цели принятия монашества явствует и из чина пострижения и из всех отеческих писаний о монашеской жизни, между коими главнейшие состоят из указания, во первых, свойств греховной природы нашего падшего естества и средств к исторжению их (учение о восьми пороках),и, во вторых, из раскрытия способов к усвоению совершенств богоподобия и описания свойств последнего (добродетели). Но монашеская жизнь по отеческим творениям и по фактам своей пятнадцативековой истории являлась не как принцип только и не как раскрытие чисто субъективного психического процесса постепенного христианского возрастания человека, но и как известный специализированный способ применения этого процесса к жизни, как известный определенный индивидуальный и общественный быт. Раскрытием и регламентацией этого способа занимаются монастырские уставы, сохраняющиеся в предании и писанные.

    09 Сентябрь 2018 читать далее


  • Протоиерей Лев Лебедев – ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

    Протоиерей Лев Лебедев – ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

    В каком мире мы живем?

    Как только мы начинаем осознавать себя и окружающее, перед нами открывается картина бытия, удивляющая нас своей двойственностью. С одной стороны, перед нами прекрасная природа, звездное небо, мир, полный манящих возможностей и загадок; в самих себе мы ощущаем могучие силы духа, души и тела, способности к познанию и освоению мира. Кажется, все устроено для нашего блаженства, счастья, бесконечных наслаждений, игры собственными силами! Но, с другой стороны, мы ясно видим, что в этом мире все, буквально все обречено на страдания и гибель. В природе стихийные бедствия и бедствия, вызванные человеческой деятельностью, в обществе распри, ссоры, вражда и войны, в нас самих переживания, потрясения, болезни... Слава не держится, богатство не радует, наслаждения надоедают или просто губят, друзья обманывают, любимые изменяют, люди звереют, познания приводят к катастрофам, мечты не сбываются, бесконечное счастье не дается, на смену юности приходит старость, всех и во всяком возрасте стережет смерть, неизбежный для всех уход из этой жизни навечно!

    02 Сентябрь 2018 читать далее


  • Иеромонах Серафим (Роуз) - ЦАРСКИЙ ПУТЬ. Истинное православие в век апостасии.

    Иеромонах Серафим (Роуз) - ЦАРСКИЙ ПУТЬ. Истинное православие в век апостасии.

    Предлагаем нашим читателям познакомится с статьей о. Серафима (Роуза) о значении возврата к святоотеческому пути умеренности, который является единственным царским путем спасения для истинно-православных христиан последних времен. Статья дается в полном её объеме, без цензуры (отсутствие первых 8 абзацев), которая до сих пор не позволяла русскому читателю узнать подлинное мировоззрение Платинского Подвижника Благочестия. Статья о. Серафима писана в 1976 г., задолго до анафематствований Зарубежной Церквей ереси экуменизма в 1983 г. и ереси сергианства в 2004 г. Согласно этим решениям именуемые сборища этих ересей, потеряли спасительную благодать для своих членов. Перевод выполнен сотрудниками миссионерского центра. – ред.

    «Как говорят свв. отцы, крайности с той и с другой стороны равно пагубны…

    Иди царским путем, удаляясь крайностей с обеих сторон».

    Св. Иоанн Кассиан, Собеседование II

    В наше время православные христиане живут одном из самых критических времен в истории Церкви Христовой. Враг человеческого Вспасения, дьявол, штурмует со всех фронтов и всячески пытается не только отвести верующих от спасительного пути, указываемого Церковью, но и завладеть самой Церковью, несмотря на обещание Спасителя (Мф.16:18), а также превратить само тело Христово в «экуменическую» организацию, готовящуюся к пришествию его собственного избранника, Антихриста – великого правителя мира последних дней.

    Конечно, мы знаем, что эта попытка Сатаны будет безуспешной; Церковь будет Невестой Христовой до самого конца света и встретит Жениха Христа во время Его Второго пришествия чистой и неоскверненной блудодейным союзом с апостасью века сего. Но весьма важный вопрос нашего времени, стремительно предстающий перед всеми православными в следующем: хотя Церковь сохранится, но сколь многие из нас останутся внутри нее, выстояв упорные попытки диавола оторвать нас от Нее?

    02 Сентябрь 2018 читать далее


  • Протоиерей Михаил Помазанский – Светильник Русской Церкви – Блаженнейший Митрополит Антоний.

    Протоиерей Михаил Помазанский – Светильник Русской Церкви – Блаженнейший Митрополит Антоний.

    28 июля / 10 августа - день преставления блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) (1863-1936), первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (1921-1936). – ред.

    Митрополит Антоний – в миру Алексей Храповицкий – родился 17 марта 1863 года в с. Ватагино Новгородской губернии. Отец его, принадлежавший к старинному дворянскому роду, был деятелем земских и общественных учреждений. Мать – дочь харьковского помещика – отличалась глубоким благочестием и поддерживала в доме религиозный уклад жизни. В связи с поступлением отца на службу, мальчик Алексей – будущий Владыка – семи лет переехал из деревни в г. Новгород, а через год в Петербург. Здесь он был определен в 5-ю Петербургскую Гимназию, блестяще окончил ее и, по влечению своего сердца, поступил в Петербургскую Духовную Академию. В 1885 году, непосредственно по окончании Академии, через четыре дня, он принял монашество. За этим следует назначение его, в сане иеромонаха, преподавателем Холмской Духовной Семинарии, возвращение через год в Петербургскую Духовную Академию уже в качестве доцента, назначение в 1889 году – в сане Архимандрита – Ректором Петербургской Духовной Семинарии, а через четыре месяца – Ректором Московской Духовной Академии. Последнее назначение состоялось, когда ему было 27 лет от роду. Пятилетнее пребывание его на этом посту составляет расцвет его деятельности, как воспитателя высшей духовной школы: он покорил сердца студенчества любовью к молодежи, обаянием личности, силой собственного убеждения и прямой, открытой речью и правил не властью закона, а нравственным влиянием.

    10 Август 2018 читать далее


  • Архимандритъ Іустинъ (Поповичъ), Тайна личности Митрополита Антонія и его значеніе для православнаго славянства.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) среди карпаторусских семинаристов - крайний слева в нижнем ряду преп. Архим. Иустин (Попович).

    Лекція, прочитанная въ г. Бѣлградѣ на торжественномъ собраніи, посвященномъ памяти блаженнопочившаго митрополита Антонія сербскимъ богословомъ д-ромъ богословія архимандритомъ Іустиномъ Поповичемъ, въ то время состоявшемъ профессоромъ догматическаго богословія богословскаго факультета Бѣлградскаго университета.

    I.

    Я нахожусь въ положеніи муравья, который долженъ говорить о полетахъ орла. Можетъ ли муравей слѣдовать за орломъ на его стезяхъ. Нѣтъ! Однако, возможно, чтобы онъ изъ своей муравьиной перспективы восхищался парящимъ въ небѣ орломъ и отъ волненія замиралъ въ сладостномъ восхищеніи.

    Поэтому и я хочу своимъ муравьинымъ языкомъ пролепетать нѣчто — нѣчто отъ своихъ наблюденій, а васъ прошу простите муравью, что онъ дерзнулъ говорить объ орлѣ Православія. О! я твердо убѣжденъ въ томъ, что я не имѣю ни умѣнья ни возможности объяснить тайну чудесной личности блаженнаго митрополита Антонія, но одно я умѣю и могу — съ молитвеннымъ восхищеніемъ и благочестивымъ почитаніемъ преклониться передъ чудесами его безграничной любви ко Христу и благодатнаго человѣколюбія.

    10 Август 2018 читать далее