• Протоиерей Лев Лебедев – ВСЕМИРНЫЙ ВАВИЛОН.

    Протоиерей Лев Лебедев – ВСЕМИРНЫЙ ВАВИЛОН.

    Главы из неопубликованной книги «Три месяца в США»

    Кто и что управляет жизнью США? Если подняться на самую верхотуру Эмпайр Стэйт Билдинг — одного из самых высоких небоскребов Нью-Йорка и Америки (я, конечно, дал себе труд однажды подняться на него), то открывается великолепная панорама города, залива, реки Гудзон. Здесь особенно ярко, наглядно, откровенно является телесному и духовному взору что такое «город и башня высотою до небес» (Быт. 11, 4). Но если в основном зачинщиком и вождем строительства библейской «Вавилонской башни» считается Нимрод (или Неврод), то кто строил и продолжает строить «Вавилон» жизни в США и иных «цивилизованных» странах? (Сравнение нью-йоркских башен с Вавилонской башней, сделанное отцом Львом, оказалось в каком-то смысле пророческим: два знаменитых небоскреба-башни были разрушены по попущению Божию 11 сентября 2001 г. — ред.).

    15 Май 2018 читать далее


  • Протоиерей Лев Лебедев – В ЧЕМ СОСТОИТ СПАСЕНИЕ.

    Протоиерей Лев Лебедев – В ЧЕМ СОСТОИТ СПАСЕНИЕ.

    В Европе, в России (особенно!), кое-где на Ближнем Востоке, местами в Африке, на обоих континентах современной Америки, в Австралии христианство явилось и продолжает в значительной мере являться исторической основой, истоком духовной жизни обществ (даже несмотря на секуляризацию общественной жизни, науки и культуры). Это всем известно и вряд ли может вызвать возражения. В самом деле, понятие «христианская цивилизация» в применении к указанным регионам отнюдь не случайно, хотя, может быть, нуждается во многих уточнениях. Но столь же очевидно, что именно в рамках европейской «христианской цивилизации», в России (особенно!), произошли такие революции, возникли такие движения, которые или начисто отвергают христианство, стремясь к его полному уничтожению, или, по меньшей мере, хотят лишить его определяющего влияния на духовную жизнь общества. Следовательно, не все люди в условиях «христианской цивилизации», одинаково относились и относятся к христианству, не все люди одинаково понимают, что такое «духовная жизнь». Отсюда уже — вопросы, вопросы, вопросы...

    Один из них — проблема отношения Церкви и «мира сего», то есть нехристиански устроенного человеческого общежития. Церковь и «мир» здесь представляются диаметрально противоположными началами, способными, однако, к определенной подвижности, динамичности отношений.

    09 Май 2018 читать далее


  • Архиепископ Антоний (Храповицкий) – Предостережение художникам вообще и иконописцам в частности (1909).

    Архиепископ Антоний (Храповицкий) – Предостережение художникам вообще и иконописцам в частности (1909).

    Живопись требует исторической правды. Это, конечно, аксиома современного искусства, но она нарушается постоянно вот в какой детали религиозной живописи. – Мы часто видим на картинах из Евангельской истории и из Житий Святых коленопреклоненные фигуры и притом нередко – на одном колене, да еще со сложенными ладонями. Ничего подобного не было ни в еврейской ни в восточно-христианской жизни до 18 века, когда такие позы стали практиковаться в православном обществе по подражанию католика, у которых они приняты издавна. Что же касается древних евреев и христиан православных, то они никогда не становились на колени, а молились либо стоя, либо повергаясь ниц на землю[1]. Старообрядцы и греки до последнего времени никогда не становятся на колени, а при возгласе диакона «паки и паки преклоньше колена Господу помолимся» они падают ниц и, по старообрядческом выражению «лежат на листу».

    Выражение Библии и богослужебных книг «преклонение колен» действительно обозначает не постановку на колени, а падение ниц с преклонением главы и колен на пол.

    03 Май 2018 читать далее


  • Архиепископ Антоний (Храповицкий) - СЛОВО ПРАВДЫ УКРЫВАТЕЛЯМ ПРАВДЫ (Ответ на открытое письмо А. И. Морозова).

    Архиепископ Антоний (Храповицкий) - СЛОВО ПРАВДЫ УКРЫВАТЕЛЯМ ПРАВДЫ (Ответ на открытое письмо А. И. Морозова).

    От Ред.: На известное послание владыки – архиепи­скопа Волынского Антония к старообрядцам один из видных старообрядцев А. И. Мо­розов напечатал в «Санкт-Петербургских Ведомостях» открытое письмо. Настоящая статья владыки является ответом.

    I.

    Не вас, многоуважаемый Арсений Ива­нович, именую я укрывателем правды, а тех, которые правду от Вас скрывают. И сокрытие это тем греховнее, что они повторяют в составленном ими и подписанном Вами «Открытом письме» те самые ложные доводы против истины, которые документально опроверг покойный протоиерей Ксенофонт Крючков на беседах 1908 г. в С.-Петербурге.

    18 Апрель 2018 читать далее


  • Послание Высокопреосвященного Антония (Храповицкого), архиепископа Волынского, ко всем отделяющимся от православной Церкви старообрядцам (1912)

    Послание Высокопреосвященного Антония (Храповицкого), архиепископа Волынского, ко всем отделяющимся от православной Церкви старообрядцам (1912)

    Участники съезда 27 января 1912 года.

    ПОСЛАНИЕ

    Высокопреосвященного Антония, архиепископа Волынского, ко всем отделяющимся от Православной Церкви старообрядцам

    За молитвы святых отец наших, Господи Иcyсе Христе Сыне Божий, помилуй нас.

    Бывший ныне в столице единоверческий Съезд поручил мне грешному обратиться со словом братского призыва ко всем удаляющимся от общения церковного старообрядцам. Поручение сие подтвердили приходившие на Съезд преосвященные архиереи и все бывшие его участниками единоверцы: иереи, диаконы, монахи и миряне, числом свыше двухсот человек, а равно и несколько посетителей Съезда нецерковного согласия, приемлющего бегствующих священников.

    Не спешил я исполнять сие поручение, но ожидал, когда душа моя, очистившись покаянием в постные дни Святыя Четыредесятницы, восприимет множайший дар любви и смиренномудрия, дабы не от себя, но от благодатного Божиего озарения вещать слова Евангельской истины. Однако чем большее число дней молитвенных проходило пред очами моими, тем более сознавал я свое недостоинство пред Господом и не дерзал простирать грешную десницу для написания словес Его святого призвания.

    18 Апрель 2018 читать далее


  • ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Пасха Христова есть конечная цель Божьего домостроительства, осуществление всех пророчеств, всего священного Писания.

    Апостолы Христовы вышли на всемирную проповедь о Воскресении Христовом и этой проповедью покорили языческий мир. Из Гроба Господня вместе с Воскресшим Господом вышла вся наша вера и все наше богослужение, ибо по слову апостола Павла: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и наша вера» (1 Кор. 14). Без Воскресения Христова вообще не может быть никакого христианства. Воскресение Христово было бы недостаточным назвать догматом, это догмат всех догматов. Как в океан устремляются все ручьи, речки и реки, так к Пасхе, к Воскресению Христову стремится все учение христианское и в нем завершается.

    12 Апрель 2018 читать далее


  • Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    Архиеп. Аверкий (Таушев) - Полнота пасхальной радости – лишь в верности Христу.

    "Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Иоан. 16, 22).

    "Веселимся Божественне... Христос бо воста – веселие вечное" (Канон Пасхи).

    Наша православная христианская вера – это никогда не престающая, вечно живущая в сердцах наших радость. Это – радость о Воскресшем Господе, радость Воскресения, радость пасхальная.

    Не без особого глубокого значения, как свидетельствует об этом великий отец Церкви св. Иоанн Златоуст, в пасхальную ночь, а затем и в течение всего пасхального периода читается в храмах наших боговдохновенная книга Деяний Апостольских. Она, как никакая другая книга, живо и ярко говорит нам о величайшей истине христианства – о Воскресении Христовом и "содержит в себе по преимуществу доказательства Воскресения" (Творения св. Иоанна Златоуста, том IX, стр. 5-8). Из нее мы узнаем, что свв. Апостолы, проповедуя евангельское учение, благовествовали прежде всего о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, и эта именно проповедь оказывала такое могущественное действие на слушателей, пленяя тысячи сердец в послушание Христово.

    Это и понятно, ибо ничего так не жаждет человечество, как избавления от многообразных скорбей, неизбежно сопряженных с "оброком греха" – смертью (Рим. 6, 23). Воскресением Христовым побеждена смерть, попрана адская сила греха, и потому Пасха торжественно прославляется нами, как "избавление скорби" (см. стихиры Пасхи).

    Вот почему так чутко и восприимчиво сердце человека к светлой пасхальной радости!

    Но вся полнота пасхальной радости доступна нам лишь при хранении нами безусловной верности Христу Воскресшему, всецелой преданности Ему, как Богу и Спасителю нашему, и полной непримиримости к врагам Его.

    11 Апрель 2018 читать далее