• Архимандрит Иннокентий (Новгородов) - О ПРЕПРОВОЖДЕНІИ ВЕЛИКАГО ПОСТА ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Слово приготовительное къ собесѣдованіямъ о препровожденіи Великаго поста по уставу Православной Церкви.

    Покаянія отверзи ми двери, Жизнодавче!

    (Въ недѣл. мытар. и фарис.

    на утрен. по 50-мъ псалмѣ слава).

    Скоро, возлюбленные о Господѣ братія-христіане, скоро наступитъ великій постъ, — особливое время христіанскаго покаянія; но прежде великаго поста въ теченіе нѣкотораго времени православная Церковь будетъ поучать насъ, какъ намъ своевременно приготовиться къ духовнымъ подвигамъ поста чрезъ оставленіе продолжительнаго обычая проводить жизнь не по духу Вѣры Христовой [1].

    Чье христолюбивое сердце не отзовется искреннимъ благодареніемъ къ ней, многопопечительной матери, установившей это послѣднее, спасительное для насъ, чадъ ея, время? Когда какому-нибудь царю предстоитъ вести открытую брань съ врагами благоденствія общественнаго, то онъ заранѣе извѣщаетъ о ней свое воинство, дабы оно вышло на ратные подвиги приготовленное надлежащимъ образомъ. Такъ точно поступаетъ теперь и въ отношеніи къ намъ православная Церковь. «Матерь цѣломудрія, обличитель грѣховъ, проповѣдникъ покаянія, жительство ангеловъ и спасеніе человѣковъ» [2] — святый постъ, во время котораго мы должны будемъ открыто ратоборствовать съ врагами своего спасенія, еще впереди; а православная Церковь извѣщаетъ насъ о немъ заблаговременно, чтобы, вооружившись надлежащимъ образомъ, мы вышли на подвигъ поста готовыми [3]. Да, великое благодареніе православной Церкви, заранѣе извѣщающей насъ о великомъ постѣ, въ наше назиданіе, для вѣчнойжизни!

    19 февраля 2018 читать далее


  • Архим. Тихонъ (Беллавинъ), будущій патр. Московскій - О подвижничествѣ.

    Архим. Тихонъ (Беллавинъ), будущій патр. Московскій - О подвижничествѣ.

    Сегодня Св. Православная Церковь празднует память всех всех преподобных, мужей и жен, в подвиге поста и благочестия просиявших. Сырная суббота — это особенный и единственный день в году, когда совершается память всех угодивших Богу монашествующих. Как напутствие перед прохождением подвига великого поста Св. Церковь предлагает нам жития всех тех, кто подвигом постным вошел в «рай сладости», наслаждаясь ныне Небесного Царствия. Этот древний праздник объединил памяти множества святых разных стран и народов, причем для некоторых из них этот день остался единственным днем их гласного церковного поминовения. На утрени Собору всех преподобных положен особый канон, написанный преподобным Феодором Студитом, в котором в алфавитном порядке перечисляются преподобные отцы и жены древности. — Ред.

    Къ именамъ многихъ св. подвижниковъ (Антонія, Евфимія, Ѳеодосія, Іоанникія, Арсенія и др.) Церковь присоединяетъ названіе «великій». Хотя въ гражданской исторіи объ этихъ «великихъ» людяхъ и не упоминается, однако названіе это дано имъ Церковію по праву. Главное величіе человѣка заключается въ силѣ его духа, и такое величіе и проявляли въ себѣ подвижники. Это — люди, которые избираютъ себѣ единую цѣль жизни, единый путь — Христа. Всѣ свои стремленія, помыслы и дѣянія они направляютъ къ тому, чтобы приготовить своего внутренняго человѣка ко вселенію въ него Христа. Снѣдаемые желаніемъ Божественнаго, распаляемые стремленіемъ къ истинному свѣту и вѣчной жизни, они оставляютъ все, что можетъ задерживать ихъ на избранномь пути. Чтобы жизнь ихъ не проникалась суетою, удаляющею отъ Христа, чтобы предметы земные не овладѣли ихъ сердцемъ, они оставляютъ шумный свѣтъ и удаляются въ пустыню. Но такъ какъ «отъ себя никуда не уйдешь», и слѣдовательно и въ пустынѣ у человѣка могутъ изъ сердца исходить «помышленія злая», то подвижники ведутъ упорную и ожесточенную брань съ нечистыми помыслами и распинаютъ плоть свою со страстми и похотми. Въ этой борьбѣ ветхій, плотской человѣкъ, тлѣющій въ похотяхъ прелестныхъ, умираетъ и въ нихъ обновляется новый духовный, созданный по образу Божію. Жизнь ихъ теперь всецѣло управляется духомъ. Всякое слово ихъ, всякій взглядъ, каждое дѣйствіе, мысли, чувство, — все это проникнуто духомъ, который все земное преобразуетъ въ духовное во Христѣ и приноситъ обильный плодъ духовный: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23).

    17 февраля 2018 читать далее


  • Святитель Тихонъ Задонскій о русскомъ обычаѣ празднованія сырной седмицы.

    Святитель Тихонъ Задонскій о русскомъ обычаѣ празднованія сырной седмицы.

    Святитель Тихонъ придавалъ боль­шую важность вліянію обычнаго празд­нованія масленицы на строй духовной и общественной жизни. Во время своего пребыванія на Воронежской каѳедрѣ, онъ принималъ самыя энер­гичныя мѣры къ ослабленію и полному уничтоженію этого празднованія въ предѣлахъ своей епархіи.

    Въ 1765 г. онъ разослалъ по епархіи свое окруж­ное посланіе духовенству, въ которомъ отвелъ значительное мѣсто наставленію оставить душепагубный обычай празднованія сырной седмицы и убѣдительно просилъ духовенство какъ самому не слѣдовать этому обычаю, такъ и пасомыхъ «всячески молить и о томъ же увѣщавать»[1].

    Въ томъ же 1765 году въ особомъ увѣщаніи къ жителямъ г. Воронежа объ уничтоженіи игрищъ во время народнаго праздника Ярилы онъ молилъ между прочимъ о недопущеніи нехристіанскихъ увеселеній и въ другіе праздники[2]. Имѣется его слово, всецѣло посвященное празднованію масляницы[3], которое, по словамъ біографовъ святителя, произвело столь сильное впечатлѣніе на слушателей, что во всей епархіи надолго прекрати­лись безчинія въ сырную седмицу[4].

    13 февраля 2018 читать далее


  • Архим. Тихонъ (Беллавинъ), [будущій патр. Московскій], Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста.

    Архимандритъ Тихонъ (Беллавинъ), [будущій Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій]

    ВЕГЕТАРІАНСТВО И ЕГО ОТЛИЧІЕ ОТЪ ХРИСТІАНСКАГО ПОСТА

    18 марта 2016 читать далее