П. П. Бутурлинъ, О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря (1867)

Пасхалия - центр Юлианского календаря

Намъ часто случалось слышать слѣдующій вопросъ: «если, въ настоящемъ столѣтіи, числа юліанскаго календаря отстаютъ отъ чиселъ григоріанскаго 12-ю днями, то отчего празднованія св. пасхи, по этимъ двумъ календарямъ, иногда совпадаютъ въ одинъ день, а иногда пасха по юліанскому календарю бываетъ позже пасхи по календарю григоріанскому 7-ю, 28-ю и даже 35-ю днями?»

Задающіе такой вопросъ не знаютъ, или забыли, что григоріанское преобразованіе календаря состояло не только въ увеличеніи чиселъ юліанскихъ нѣсколькими днями, для приведенія навсегда весенняго равноденствія на 21-е марта, какъ оно было во времена I Никейскаго собора; но кромѣ того, оно измѣнило и начала, по которымъ опредѣлялось число новолунія.

Для яснаго рѣшенія этаго вопроса, мы считаемъ нужнымъ представить прежде нѣсколько понятій о ветхозавѣтной пасхѣ у іудеевъ, потомъ христіанской пасхѣ по юліанскому календарю, и наконецъ о преобразованіи календаря папою Григоріемъ XIII.

По повелѣнію Божію, данному Моисею, іудеи праздновали пасху [1] въ 14-й день своего мѣсяца низана, который былъ первымъ мѣсяцемъ ихъ года [2].

Годъ начинался въ день новолунія, ближайшаго къ весеннему равноденствію. Въ это время астрономическая наука была еще въ младенчествѣ, и потому не знали способа опредѣленія числа для видовъ луны. Такое опредѣленіе потребовало бы сложныхъ вычисленій, не для многихъ доступныхъ, — и потому евреи воспользовались наблюденіемъ аѳинскаго астронома Меѳона, который, за 434 года до Рождества Христова нашелъ, что, послѣ каждаго 19-ти лѣтняго періода, виды луны приходятъ весьма приблизительно на тѣ же числа года. И этотъ 19-ти лѣтній періодъ, называемый луннымъ кругомъ, служилъ имъ для опредѣленія начала ихъ года.

Первые христіане, произшедшіе отъ іудеевъ, удержали ихъ способъ времясчисленія; — и одни изъ христіанъ, желая подражать Іисусу Христу, совершавшему пасху, назначили для этого праздника 15-е число мѣсяца низана [3]. Другіе, находя приличнѣе праздновать новозавѣтную пасху въ день воспоминанія воскресшаго Спасителя, т. е. воскресенія, — избрали для этого празднества первое воскресеніе, слѣдующее за еврейской пасхой. Отсюда возникло между различными христіанскими Церквами нѣкоторое разногласіе относительно времени празднованія пасхи. Это разногласіе устранилъ I вселенскій соборъ, бывшій въ Никеѣ, опредѣливъ, чтобъ всѣ христіане праздновали св. пасху въ одинъ день, именно въ первое воскресеніе послѣ весенняго полнолунія [4].

Такъ какъ этотъ вопросъ касался астрономіи, а астрономическія познанія были наиболѣе развиты въ Александріи — въ Египтѣ, то отцы никейскаго собора поручили александрійской Церкви составить правила для опредѣленія числа св. пасхи. Позже, въ VI столѣтіи, эти правила были развиты и доведены до той полноты, въ которой нынѣ находятся, Маркомъ Авреліемъ Кассіодоромъ калабрійскимъ монахомъ.

Такъ какъ евреи слѣдовали лунному году, то могло случиться, что ихъ 15-е число низана бывало ранѣе весенняго равноденствія, и потому, VII правиломъ постановленій Апостольскихъ, осуждаются празднующіе пасху вмѣстѣ съ іудеями, — прежде весенняго равноденствія.

Въ то время, когда были составлены правила для вычисленія дня св. пасхи, предвареніе равноденствія было еще неизвѣстно, и весеннее равноденствіе приходилось 21 марта и было принято за постоянное число, ранѣе котораго случавшееся полнолуніе не считалось пасхальнымъ, т. е. могущимъ непосредственно опредѣлять число св. пасхи, и въ этомъ случаѣ должно было переходить къ слѣдующему полнолунію, 30-ю днями позже, которое обыкновенно бываетъ въ апрѣлѣ.

Съ другой стороны, извѣстно было, что въ третьемъ году по Рождествѣ Христовомъ полнолуніе было 1-го марта; или, что возрастъ луны въ этотъ день былъ 14. Зная, что, что чрезъ каждые 19 лѣтъ, полнолуніе возвращается приблизительно на тѣ же числа, и что каждый годъ оно отстаетъ почти на 11-ть дней, противъ чиселъ предыдущаго года, легко можно вычислить, на каждый данный годъ, возрастъ луны 1-го марта. Вычитая этотъ возрастъ изъ 30-ти (полнаго луннаго мѣсяца), найдемъ число новолунія въ мартѣ; прибавивъ къ нему 14, отчисляемъ число полнолунія. Если это число не ранѣе 21 марта и если извѣстно, какому дню недѣди оно соотвѣтствуетъ; то легко можно найти число слѣдующаго воскресенія, или праздника пасхи. Сверхъ того, Маркъ Аврелій Кассіодоръ, замѣтивъ, что въ его время въ каждомъ году луннаго круга полнолунія случаются тремя днями позже противъ полнолуній времени никейскаго собора, положилъ правиломъ, что для согласованія съ полнолуніемъ IV вѣка должно прибавлять 3 къ числу пасхальнаго полнолунія, при опредѣленіи по немъ числа св. пасхи. Таково было общее правило, которому слѣдовали всѣ христіанскія Церкви до 1582 года.

Въ этомъ году папа Григорій XIII и его совѣтннки нашли, что весеннее равноденствіе случается уже не 21, а 11 марта, и что, чрезъ каждые 19 лѣтъ, виды луны приходятся не точно на тѣже числа; поэтому и положили, для достиженія невозможной астрономической вѣрности (ибо времена обращенія луны и земли не соизмѣримы между собою), — прибавить 10 къ числамъ года, начиная съ 5 октября 1582 г., и увеличивать единицею это число десяти, чрезъ каждые 400 лѣтъ, рѣшивь, что послѣдній годъ каждаго столѣтія будетъ считаться высокоснымъ, когда его вѣковыя цифры будутъ дѣлиться на 4 безъ остатка. Притомъ преобразователи календаря нашли, что возрастъ луны къ 1 марту, называемый также эпактою, вычисляемый по лунному кругу Меѳона, слишкомъ великъ, и требуетъ поправки вычитаніемъ изъ него 10 единицъ въ 1582 году: и потому положили, что надо увеличивать эту поправку единицею въ послѣдній годъ каждаго столѣтія, за исключеніемъ высокосныхъ годовъ, что было названо скачкомъ впередъ (proemtosis), и убавлять ее также единицею каждые 300 лѣтъ, назвавъ эту послѣднюю поправку скачкомъ назадъ (metemtosis). Въ силу этихъ распоряженій, въ настоящемъ [XIX] столѣтіи по григоріанскому календарю, числа юліанскаго увеличиваются 12, а юліанскій возрастъ луны убавляется 11 единицами.

Вотъ почему въ наши времена — такъ какъ возрастъ луны уменьшается 11 единицами, мартовское полнолуніе случается 11 днями позже; и по причинѣ трехъ дней, прибавляемыхъ къ юліанскому полнолунію — для согласованія его съ полнолуніемъ 4 вѣка, григоріанское пасхальное полнолуніе считается 8 днями позже юліанскаго; но григоріанское число полнолунія соотвѣтствуетъ юліанскому числу 12 единицами меньшему. Итакъ, григоріанское полнолуніе бываетъ на самомъ дѣлѣ 4 днями раньше юліанскаго. Если въ этомъ случаѣ оба полнолунія приходятся на одной недѣлѣ, то пасха празднуется въ слѣдующее воскресенье, т. е. въ одинъ день по обоимъ календарямъ. Если же полнолуніе приходится на различныхъ недѣляхъ, такъ что между ними есть воскресенье, то въ это воскресенье бываетъ григоріанская пасха, а юліанская празднуется въ слѣдующее воскресенье, стало быть 7 днями позже. Если юліанское полнолуніе случается прежде 21 марта, то оно бываетъ пасхальнымъ, относится на 30 дней и бываетъ, слѣдственно, 24 днями позже григоріанскаго полнолунія. Если этотъ день юліанскаго полнолунія бываетъ въ субботу, то юліанская пасха празднуется на другой день, т. е. 35 днями позже григоріанскаго полнолунія. Это послѣднее полнолуніе бываетъ тогда непремѣнно въ воскресенье, и пасха празднуется въ слѣдующее воскресенье, чрезъ 7 дней, т. е. 28 днями раньше юліанской пасхи. Не трудно замѣтить, что во всѣхъ прочихъ случаяхъ, когда одно полнолуніе 4 днями раньше другаго, и юліанское приходится въ какой-нибудь другой день недѣли, кромѣ субботы, юліанская пасха бываетъ 35 днями позже григоріанской.

Должно замѣтить, что самое раннее юліанское пасхальное полнолуніе бываетъ при 13 годахъ луннаго круга и случается 21 марта. Въ эти же года григоріанское полнолуніе приходится 29 марта, соотвѣтствующаго юліанскому 17 марта. Слѣдственно,никогда юліанская пасха не можетъ быть ранѣе григоріанской.

Понятно, что въ вопросахъ чисто астрономическихъ или математическихъ должно искать наибольшей точности; но въ настоящемъ случаѣ требовалось опредѣлить одинъ и тотъ же день празднованія св. пасхи для всѣхъ христіанъ, и потому не понятно, что побудило папу Григорія XIII предпринять такое преобразованіе, которое не достигаетъ строгой точности, ибо чрезъ 3,300 лѣтъ, весеннее равноденствіе будетъ 20 марта, даже по григоріанскому календарю: притомъ опредѣленіе числа пасхи было установлено вселенскимъ соборомъ; а всякое распоряженіе, исходящее отъ какой-нибудь власти, можетъ быть отмѣнено или измѣнено только властію равносильною или высшею; но власть папы, какъ западнаго патріарха, несомнѣнно ниже власти вселенскаго собора. Очевидно, что главная забота отцовъ никейскаго собора была о томъ, чтобы христіане не праздновали пасху вмѣстѣ съ іудеями, а эта именно и случилось по вычисленію, принятому въ римской Церкви въ 1805 и въ 1825 годахъ, и случится еще въ 1903 году. Потому справедливо восточные православные христіане, непризнающіе самовластія папы, не подчинились преобразованію Григорія XIII и держатся до сего времени юліанскаго календаря [5].

Теперь представимъ примѣръ отысканія числа пасхи, въ примѣненіи его къ настоящему 1867 году. Текущій лунный кругъ начался въ 1865 году; слѣдственно, 1867 есть въ немъ третій годъ, т. е. прошло три года съ того времени, какъ полнолуніе было 1 марта, или какъ возрастъ луны 1 марта былъ 14. Такъ какъ каждый годъ виды луны случаются почти 11 днями позже чиселъ видовъ луны предыдущаго года, то возрастъ луны въ 1867 г. будетъ къ 1 марта 6; вычитая это число изъ 30, мы найдемъ 24 число мартовскаго новолунія; прибавляя къ 24 14 для полнолунія и добавочные 3 дня, для согласованія его съ полнолуніями IV вѣка, мы найдемъ для пасхальнаго полнолунія 41 марта, т. е. 10 апрѣля. Съ другой стороны, не трудно найдти, что 1867 годъ есть 11 въ солнечномъ кругѣ, или 28 лѣтнемъ періодѣ, и что, слѣдственно, 1 апрѣля будетъ въ субботу. Если 1 апрѣля въ субботу, то и 8 будетъ въ субботу, а 10 въ понедѣльникъ, слѣдственно, пасха будетъ праздноваться въ слѣдующее воскресеніе, чрезъ 6 дней, т. е. 16 апрѣля.

По григоріанскому календарю возрастъ луны 1 марта должно уменьшить на 11, и онъ будетъ слѣдственно 25 [6]. Вычитая 25 изъ 30, мы получимъ 5 — число новолунія [7], и прибавивъ къ нему еще 14, найдемъ число полнолунія 19. Такъ какъ это полнолуніе случается прежде 21, то оно не считается пасхальнымъ, а переносится на слѣдующее 30 днями позже, 49 марта т. е. 18 апрѣля. Если по юліанскому календарю 1 апрѣля въ субботу, то по григоріанскому оно въ понедѣльникъ, и 18 апрѣля въ четвергъ, пасха будетъ въ слѣдующее воскресенье, чрезъ 3 дня, 21 апрѣля, — соотвѣтствующаго юліанскому 9 апрѣля, т. е. григоріанская пасха будетъ 7 днями раньше юліанской.

П. Бутурлинъ.

«Странникъ». Духовный учено-литературный журналъ, издаваемый Протоіереемъ Василіемъ Гречулевичемъ. СПб. 1867. Апрѣль. С. 1-6.

[1] Слово пасха взято съ еврейскаго пасахъ, и значитъ прехожденіе, или минованіе, — въ память того, что въ ночь, послѣ которой евреи должны были выдти изъ Египта, ангелъ Господень, умерщвлявшій всѣхъ первенцовъ египетскихъ, проходилъ мимо жилищъ іудейскихъ, — потому что двери этихъ домовъ были окроплены кровью пасхальнаго агнца.

[2] Исхода 12-я глава, ст. 18. Числъ глава 9-я, ст. 2-й и 3-й.

[3] По этой причинѣ они были впослѣдствіи названы Quarto-decimani.

[4] S. Athanas. lib. de Nicæn. Sinodi decretis. Eusebius lib. 3 de vita Constantini, cap. 17, ch. 19. S-t. Epiphanius Haeres. 70, ch. Theodoritus lib. 1. cap. 10.

[5] Такъ какъ нельзя вычитать 11 изъ 6, то къ 6 прибавляются 30 дней предшествующаго луннаго мѣсяца и 11 вычитается изъ 6 — 30, т. е. 36.

[6] Новое доказательство неточности григоріанскаго вычисленія, ибо истинное новолуніе было 6 марта, такъ какъ въ этотъ день случилось затмѣніе солнца, а извѣстно, что такое затмѣніе можетъ быть только при новолуніи.

[7] Протестанты XVII вѣка приняли григоріанское преобразованіе, для избѣжанія разногласія съ народами римско-католическаго вѣроисповѣданія въ приложеніи календаря къ гражданскому быту и изъ равнодушія къ опредѣленіямъ вселенскаго собора.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:





КАНОН - Свод законов православной церкви