О необходимости особеннаго почитанія того святого, имя котораго наречено, и пріобрѣтенія его иконы.

Икона «Деисус и молящиеся новгородцы». 2-я пол. XV в. НГОМЗ

 

Указъ

ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА,  САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССІЙСКАГО,

изъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода на имя Его Высокопреосвященства.

[О прибавленіи въ метрическихъ записяхъ о рожденіи и крещеніи имени въ честь святого, какого наречено имя и когда празднуется память сего святого.]

По указу ЕГО ИМПЕГАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ слушали: рапортъ одного изъ Епархіальныхъ Преосвященныхъ по дѣлу о дополнения метрической записи о рожденіи и крещеніи. И, по справкѣ, Приказали: Одинъ изъ Епархіальныхъ Преосвященныхъ сообщилъ Святѣйшему Сѵноду о поступившемъ къ нему рапортѣ одного изъ священниковъ епархіи, въ коемъ, между прочимъ, изъяснено, что одною изъ причинъ упадка церковности среди православнаго народа служитъ незнаніе въ честь какого святого наречено имя и когда празднуется память сего святого, почему день памяти сего святого для многихъ ничѣмъ не отличается отъ ряда будничныхъ дней, если-же при нареченіи имени священникъ скажетъ, въ честь какого святого онъ даетъ имя, то эти свѣдѣнія часто забываются, почему представляется желательнымъ въ метрической книгѣ, въ актѣ крещенія, прописать, въ честь какого святого дано крещенному имя и когда оный празднуется. Преосвященный, признавая съ своей стороны изъясненное заявленіе священника справедливымъ, ходатайствуетъ предъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ о замѣнѣ въ метрической книгѣ 1-й части о родившихся графы: «рукоприкладство свидѣтелей записи по желанно» графою: «въ честь какого святого наречено имя и когда оный празднуется». Обсудивъ изложенное и признавая ходатайство Преосвященнаго о дополненіи метрической записи о рожденіи и крещеніи указанными свѣдѣніями заслуживающимъ уваженія, Святѣйшій Сѵнодъ онредѣляетъ: предписать, на будущее время, въ метрической записи о рожденіи и крещеніи въ графѣ «имена родившихся» прибавлять, послѣ написанія имени, слова: «въ честь святого (имя рекъ) празднуемаго церковью (тогда-то)».

О чемъ, для надлежащаго исполненія, послать по духовному вѣдомству циркулярные указы.

Ноября 15 дня 1912 г. № 24.

«Холмская церковная жизнь». 1912. № 24. Отд. Оффиц. C. 830.

***

C Л О В О

объ обязательности для православнаго христіанина особеннаго почитанія того святого, имя котораго онъ носитъ, и пріобрѣтенія его иконы.

Поученіе составлено и предлагается по Архипастырскому порученію ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, Высокопреосвященнѣйшаго Антонія [Храповицкаго], Архіепископа Волынскаго и Житомірскаго. Крайне желательно, чтобы всѣ крещаемые и крещенные пріобрѣтали образки своихъ святыхъ съ краткимъ житіемъ на оборотѣ и съ выпиской дня рожденія и крещенія. Образки пріобрѣтать можно у Фесенко, въ Одессѣ.

Когда является младенческая душа изъ утробы матери, православная Церковь, какъ вторая нѣжная мать, принимаетъ ее въ свои объятія. Она и благословляетъ младенца, и знаменуетъ знаменіемъ креста Господня, какъ будущаго Его послѣдователя, и молится о немъ и нарекаетъ ему имя какого-либо угодника Божія (или угодницы, если младенецъ женскаго пола). Не простое это имя, которымъ будутъ впослѣдствіи называть новаго пришельца или пришелицу въ этотъ міръ для отличія отъ другихъ людей; нѣтъ, – нарѣченіемъ имени святая Церковь вручаетъ младенца небесному покровителю, носившему на землѣ это же имя, который своими подвигами стяжалъ дерзновеніе у Господа, и жизнь котораго должна служить образцомъ для юной души. И вѣруетъ святая Церковь, что этотъ покровитель (или покровительница), чье имя получаетъ младенецъ, вмѣстѣ съ ангеломъ хранителемъ, будетъ, какъ звѣзда путеводная для юной души, подвизающейся въ этомъ мірѣ на ея тернистомъ пути къ небесному отечеству, на пути, на которомъ встрѣчается такъ много поводовъ для нравственнаго паденія. Будетъ угодникъ Божій руководить носящаго его имя и въ раннемъ отрочествѣ, и въ цвѣтущей юности, и въ зрѣломъ мужествѣ, и въ старости маститой. Какъ же не призывать его, послѣ Господа и Пресвятой Богородицы, въ молитвахъ своихъ, какъ не стараться подражать его житію въ своей жизни, какъ не имѣть его изображеній! Мы по большей части имѣемъ вѣдь портреты близкихъ намъ людей, а кто-же намъ ближе ангела хранителя. да святого соименника нашего, который предъ престоломъ Господнимъ молится о насъ?..

Православная церковь даетъ одно только имя новорожденному, такъ какъ поручаетъ его духовному водительству по преимуществу одного угодника Божія и его жизнь земную ставитъ въ образецъ носящему его имя. Одинъ у насъ ангелъ-хранитель безплотный и одинъ угодникъ Божій предстоящій съ нимъ предъ престоломъ Господнимъ, нѣкогда жившій, какъ и мы, на землѣ, угодившій небесному Царю своею добродѣтельною жизнью и теперь ходатайствующій предъ нимъ о насъ. Не даромъ же православные на св. Руси называютъ и этого угодника Божія своимъ ангеломъ и чтутъ день его памяти.

Только, къ сожалѣнію, на Волыни и вообще въ юго-западной Руси уніатскіе ксендзы, внесшіе такъ много зла въ церковную жизнь православнаго народа, отчасти отучили этотъ народъ, надававъ много именъ новорожденнымъ, отъ чествованія одного небеснаго покровителя каждаго человѣка; отучили знать его житіе, чтобы скрыть, что этотъ небесный покровитель ратовалъ за вѣру православную апостольскую противъ разныхъ ересей и расколовъ, и въ томъ числѣ нерѣдко и противъ латинства. По той же причинѣ они скрыли отъ народа нѣкогда и св. мощи преподобнаго Іова Почаевскаго. крѣпкаго борца противъ католичества. Они отучили православныхъ даже причащать младенцевъ пречистаго Тѣла и Крови Христовой, забывъ слова Господни: «кто не вкушаетъ Плоти Его и не ніетъ Крови Его. тотъ не будетъ имѣть въ себѣ жизни» – и другое Его изрѣченіе: «оставьте приходить ко мнѣ дѣтей, ибо таковыхъ есть царство небесное».

Къ прискорбію, это вредное вліяніе католицизма отразилось и въ томъ, что многіе православные здѣсь не умѣютъ даже правильно назвать своего имени, полученнаго при св. Крещеніи и извращаютъ его до какой-то клички, вродѣ «Юзьки» или «Приски», называя себя такъ, даже когда приступаютъ къ св. Чашѣ Господней! Горько это слышать.

Этому горю можетъ помочь пріобрѣтеніе изображеній того святого или святой, имя которыхъ носятъ православные, съ помѣщеніемъ на оборотѣ житія его или ея. Не дорого стоитъ это изображеніе (не болѣе копѣекъ 5), но оно будетъ имѣть великую цѣнность для души тѣхъ, которые пріобрѣтутъ ого. Оно пріучитъ съ любовью обращаться къ тому, кто еще съ большею любовью молится на небесахъ за своего соименника, подвизающагося въ этомъ мірѣ печали и слезъ.

Откликнись же, православный Волынскій народъ, на эту насущную потребность твоей души! Научись правильно называть свое имя, молись предъ изображеніемъ твоего небеснаго соименника, ознакомься съ его житіемъ и подражай ему по мѣрѣ силъ своихъ, и его молитвами Господь не оставитъ тебя и поможетъ тебѣ въ твоей трудовой жизни.

А. С.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 38. Ч. Неофф. С. 798-799.

***

Къ свѣдѣнію духовенства Волынской епархіи.

Досадное незнаніе нашими прихожанами своего святого и ихъ неумѣніе даже правильно выговорить свое христіанское имя давно и неоднократно побуждали меня разъяснить богомольцамъ Почаевской Лавры долгъ каждаго христіанина твердо знать день памяти и краткое житіе своего небеснаго покровителя. Въ настоящее время открылась легкая возможность пособить этому дѣлу. Изъ прилагаемаго (въ «Епарх. Вѣдомостяхъ») ходатайства фирмы Фесенки со спискомъ именъ св. угодниковъ, коихъ дешевые образочки она предлагаетъ для пріобрѣтенія, приходскіе священники увидятъ, что большинство ихъ прихожанъ могутъ за 5-6 копеекъ пріобрѣсти прекрасную и назидательную памятку о своемъ святомъ и о днѣ своего рожденія и крещенія. Образцы этихъ иконокъ прилагаются при «Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» на бумажкахъ, а подлинники по заказамъ будутъ разсылаться на твердомъ картонѣ. Предлагаю каждому настоятелю прихода составить списочекъ нужныхъ ему для прихожанъ образковъ, съ указаніемъ числа ихъ, и представить таковой въ управленіе Житомірской епархіальной лавки, которая поспѣшитъ сдѣлать общій заказъ Фесенкѣ. Предварительно сего священники скажутъ прихожанамъ поученіе о необходимости знать своего святого и молитвенно прибѣгать къ нему на ежедневной молитвѣ, что исполняютъ православные христіане повсюду, а только у насъ отучили отъ этого христіанъ прежніе уніатскіе ксендзы, дабы изгнать изъ ихъ сердца память св. угодниковъ, изъ которыхъ многіе боролись противъ латинянъ и были ими гонимы, напримѣръ, преподобный Іовъ Почаевскій, Макарій Овручскій, мученикъ Іоаннъ Сучавскій (2 іюня) и другіе. Примѣрное о семъ поученіе напечатано въ «Епар. Вѣдомостяхъ» (См. № 38.). Думаю, что христіане не пожалѣютъ пяти-шести копеекъ для пріобрѣтенія образка своего ангела съ краткимъ житіемъ на образкѣ и съ выпиской ихъ метрики.

Архіепископъ АНТОНІЙ.

«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 39. Ч. Оффиц. С. 445-446.

Сост. Ред. Миссионерского Центра.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: