«Крестный ход есть как-бы подвижной храм». Заметка относительно проведения крестных ходов на Руси.

И. М.  Прянишников - «Крестный ход» (1893)

Усилиями иерархов лжецеркви МП вводится на русской земле совсем чуждая ей традиция крестных ходов с оркестром, которая безсмысленно заимствуется из Греции. Так как Православие в Греции является государственной религией, то в важнейшых церковных торжествах принимают участие государственные чиновники, армия и полицейские оркестры. Последние играют государственный гимн, церковную музыку, народные мелодии. Православие в Греции имеет ярко выраженную собственную национальную форму, но в России существуют свои представления и правила проведения подобных шествий. – ред.

Каждый сынъ Православной Церкви безъ сомнѣнія бывалъ благоговѣйнымъ участникомъ священныхъ ходовъ, называемыхъ Крестными отъ носимаго въ нихъ честнаго древа Животворящаго Креста. Въ нашемъ благословенномъ Отечествѣ не рѣдко священнослужители со Крестомъ, Святыми иконами, хоругвями, свѣтильниками и кадильницами, предшествуемые пѣвцами и сопровождаемые народомъ, изходятъ изъ храмовъ и обходятъ грады, веси, поля, или шествуютъ къ храму, къ обители, къ какому-либо мѣсту, запечатлѣнному святымъ воспоминаніемъ, и, совершивъ тамъ молитвы, возвращаются благообразно туда, откуда начали свое шествіе. Съ особеннымъ благолѣпіемъ и торжественностію совершаются многія Крестныя шествія многочисленнымъ освященнымъ соборомъ и обитателями первопрестольнаго града Россійскаго – Москвы, обильной святыми отечественными и церковными воспоминаніями и издревле чтимыми памятниками святыни.

Обыкновеніе совершать Крестные ходы, какъ всеобщее въ Православной Церкви, вполнѣ достойно изслѣдованія Христіанина, внимательнаго къ Церковнымъ священнодѣйствіямъ, и по долгу своему ищущаго въ размышленіи о нихъ назиданія для ума и сердца.

Крестные ходы, какъ и другія священныя обыкновенія, повсюду сохраняемыя Православною Церковію, ведутъ свое начало изъ глубокой древности, и дошли до насъ по преданію отъ древнихъ Христіанскихъ Пастырей и Отцевъ.

(...) Исторія крестныхъ ходовъ Православной Церкви ясно показываетъ ихъ важность для Христіанскаго благочестія. Крестный ходъ есть какъ-бы подвижной храмъ; и какого храма стѣны могутъ вмѣстить столько священныхъ предметовъ, столь многочисленный соборъ священно-служителей и пѣвцевъ, столь великій сонмъ народа, сколько представляется въ крестныхъ ходахъ обширнаго града? Гдѣ можно видѣть болѣе полный и величественный образъ порядка и благолѣпія церковнаго, и самаго единенія вѣрующихъ во Христа-Спасителя, какъ не въ крестныхъ ходахъ? Самою особенностію Богослуженія крестныхъ ходовъ Церковь возбуждаетъ всѣхъ пріемлющихъ участіе въ оныхъ къ молитвъ единой, теплой и живой, образуетъ какъ-бы обширный потокъ молитвы, который увлекаетъ каждаго отъ разнообразныхъ попеченій внѣшней жизни къ единому Господу Іисусу. Даже тѣ, которымъ обязанности званія препятствуютъ присоединиться къ благочестивому лику шествующихъ братій, случайно встрѣчаясь съ нимъ и внимая Божественному пѣнію, видя несомую святыню, останавливаются и творятъ благоговѣйную молитву; другіе, находясь въ отдаленіи отъ мѣста шествія, при звукѣ колоколовъ, возвѣщающемъ о шествіи, пріемлютъ участіе въ единой, всеобщей молѣтвѣ шествующихъ; и такимъ образомъ отъ цѣлаго града приносится одна Богоугодная жертва...

Совершая крестные ходы въ случаѣ важныхъ начинаній, Святая Церковь молитвою и укрѣпляетъ начинателей, и воззышаетъ ихъ надъ опасеніями безуспѣшности начинаемаго, утверждаетъ всѣхъ въ благихъ ожиданіяхъ, и пріобрѣтаетъ для начинателей благословеніе и помощь свыше, при которыхъ и трудное становится легкимъ, и невозможное возможнымъ.

Сильное и благодѣтельнѣйшее впечатлѣніе производятъ Крестные ходы, на Христіанъ, когда ихъ постигаетъ какое-либо естественное; или общественное бѣдствіе; когда вполнѣ «обнаруживается безсиліе грѣшниковъ и обличается злоупотребленіе силъ. Въ сіе-то время Церковь крестными ходами даетъ чувствовать и ожесточеннымъ сердцамъ близость гнѣва и суда Божія; тягость грѣховъ и необходимость скораго, истиннаго покаянія; возбуждаетъ жителей цѣлыхъ градовъ плакать предъ Господомъ и молить Его о помилованіи. И тѣмъ самымъ, что Церковь внушаетъ скорбнымъ чадамъ своимъ съ особеннымъ благоговѣніемъ молить Господа о милосердіи, и въ покаянныхъ крестныхъ ходахъ представляетъ ихъ взору святыя иконы – древніе памятники неоднократныхъ избавленій и помилованій, – Она раждаетъ и укрѣпляетъ въ сердцахъ надежду освобожденія отъ грядущихъ, или наступившихъ уже скорбей; обходя грады со крестомъ и иконами, Церковь какъ-бы окружаетъ ихъ духовными, могущественными стражами, которыхъ испрашиваетъ у Господа въ Святыхъ Ангелахъ и человѣкахъ. И какъ древле, такъ и въ настоящія времена, не рѣдко получали помилованіе уже казавшіеся осужденными на погибель.

Торжественные ходы, совершаемые послѣ избавленія народа, или града отъ недавно грозившей ему опасности, или въ воспоминаніе древнихъ избавленій и особенныхъ милостей Божіихъ, усиливаютъ и разширяютъ въ сердцѣ Христіанина чувство благодарности къ общему всѣхъ Благодѣтелю. Кто ощущалъ тяготѣніе праведнаго суда Божія надъ народомъ или градомъ, былъ самъ участникомъ всеобщей слезной молитвы во время бѣдствія, что долженъ чувствовать, шествуя въ крестномъ ходѣ, въ которомъ общая молитва возносится къ Богу, уже какъ жертва благодаренія? Самая близость наказанія и помилованія, сѣтованія и радости заставитъ душу погрузиться въ благотворное ощущеніе безконечной любви Божіей. – Воспоминая крестными ходами, избавленіе предковъ отъ бѣдъ, или особенныя благодѣянія, имъ свыше дарованныя, Церковь побуждаетъ и потомковъ лобызать вѣрою и любовію ту щедрую Руку, которая за много лѣтъ, благотворивъ народу или граду, не престаетъ благотворить ему и въ позднія времена; а такимъ образомъ представляя Господу одну и туже святую дань отъ отшедшихъ и живущихъ своихъ чадъ – упрочиваетъ благоденствіе послѣднихъ.

Торжествуя крестнымъ ходомъ какое-либо великое и священное событіе, положившее начало празднованію, Христіане обновляютъ и воскрешаютъ въ себѣ благоговѣйное чувство, съ какимъ прилично воспоминать о семъ событіи, и шествуя къ храму, съ которымъ соединено воспоминаніе сіе, славословятъ Господа Виновника событія и назидаются во спасеніе. Въ празднество Богоматери или кого-либо изъ угодниковъ Божіихъ, благолѣпно приходя къ храму, созданному во имя празднуемыхъ, или къ тому, въ которомъ находятся нетлѣнные и чудодѣйственные останки святаго, или чтится икона, прославленная знаменіями, вѣрные удостоиваются общенія той любви, которая не сокращается и по смерти, еще могущественнѣе благотворитъ и изъ обителей вѣчной жизни.

Такимъ образомъ Святая Церковь крестными ходами, возбуждая чадъ своихъ просить, благодарить и славословить Господа и Святыхъ Его, всегда содѣйствовала и нынѣ содѣйствуетъ къ утвержденію душь въ спасительномъ благочестіи.

Из книги Ив. Аничкова-Платонова «Разсужденіе о крестныхъ ходахъ Православной Церкви» (М. 1842.).

 

НАСТАВЛЕНІЯ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО

«КАКЪ ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ КРЕСТНАГО ХОДА».

Когда вступаешь въ крестный ходъ, помышляй, что идешь подъ предводительствомъ святыхъ, которыхъ иконы въ немъ шествуютъ, и приближаешься къ Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменуетъ и призываетъ святыню небесную. Присутствіе Креста Господня и святыхъ иконъ и кропленіе священною водою очищаютъ воздухъ и землю отъ нашихъ греховныхъ нечистотъ, удаляетъ темныя силы и приближаетъ свѣтлыя. Пользуйся сею помощію для твоей вѣры и молитвы и не дѣлай ее бесполезною для тебя твоимъ нерадѣніемъ. Слыша церковное пѣніе въ крестномъ ходѣ, соединяй съ нимъ свою молитву, а если по отдаленію не слышишь, призывай къ себѣ Господа Бога и святыхъ Его извѣстныхъ тебѣ образомъ молитвы. Не входи въ разговоры съ сопутствующими, а начинающему разговоръ отвѣчай безмолвнымъ поклономъ или краткимъ, только необходимымъ словомъ. Духовенство должно быть примеромъ порядка и благоговенія, а мірскіе не должны тѣсниться между духовенством и разстраивать порядокъ. Не бѣда, если отстанешь тѣломъ: не отставай отъ святыни духомъ. («Душеполезное Чтеніе». 1892. Сентябрь).

 

О КРЕСТНЫХЪ ХОДАХЪ ВЪ МОСКВѢ И С. ПЕТЕРБУРГѢ

СЪ ПОКАЗАНІЕМЪ ВРЕМЕНИ И ПРИЧИНЫ ИХЪ УЧРЕЖДЕНІЯ.

Января 6-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ изъ Успенскаго Собора на Москву рѣку; а въ С. Петербургѣ изъ Придворной церкви на Неву рѣку, въ воспоминаніе того, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ принявъ крещеніе отъ Св. Іоанна во Іорданѣ, освятилъ Іорданскія воды.

Мая 21-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ къ церкви Богородицы Владимірскія Ея иконы установленъ въ память обновленія въ 1514 г. Владимірскія иконы Божіей Матери и въ благодарность за избавленіе Москвы отъ нашествія крымскаго хана Махметъ-Гирея въ 1521 г. при В. Кн. Василіѣ III.

Іюня 23-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ въ Срѣтенскій монастырь; установленъ при Іоаннѣ III, въ благодарность за избавленіе Москвы отъ нашествія хана золотой орды Ахмета въ 1480 г.

Іюля 8-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ въ Казанскій соборъ; установленъ при Царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, въ память явленія иконы Богоматери въ г. Казани въ 1579 г. и въ честь великихъ чудесъ отъ нея бывшихъ.

Іюля 20-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ къ церкви Иліи Пророка; установленъ при царѣ Алексіѣ Михайловичѣ, по случаю бывшей въ это время въ Москвѣ двухлѣтней засухи.

Въ С. Петербургѣ Крестный ходъ къ церкви Богородицы Владимірскія Ея Иконы.

Іюля 28-го.

Крестный ходъ въ Новодѣвичій Монастырь; установленъ по основаніи сего монастыря въ 1524 г. въ память крестнаго хода въ 1496 г. на Дѣвичьѣ полѣ по случаю возвращенія Смоленской Иконы Божіей Матери Одигитріи изъ Москвы въ Смоленскъ.

Августа 1-го.

Крестный ходъ изъ Успенскаго Собора на Москву рѣку для водоосвященія. Установленъ при кн. Андреѣ Боголюбскомъ, въ благодарность за побѣду одержанную надъ Камскими Болгарами и въ воспоминаніе чудесъ.

Въ С. Петербургѣ крестный ходъ на Неву рѣку.

Августа 8-го.

Съ сего числа совершаются въ Москвѣ крестные ходы въ Успенскій соборъ, изъ нѣкоторыхъ Соборовъ и монастырей находящихся въ кремлѣ, ежедневно послѣ утренней службы. Въ зтогъ же день первый ходъ бываетъ изъ Чудова монастыря.

Августа 9-го.

Вторый крестный ходъ изъ Синодальной Двунадесяти Апостоловъ церкви.

Августа 10-го.

Третій изъ Собора Николая Чудотворца, называемаго Гостунскимъ, что нынѣ подъ колоколами Ивана Великаго.

Августа 11-го.

Четвертый изъ Вознесенскаго Дѣвичьяго монастыря.

Августа 12-го.

Пятый, изъ Собора Преображенія Господня, что на Бору.

Августа 13-го.

Шестый, изъ Архангельскаго Собора.

Августа 14-го.

Седьмый и послѣдній изъ Благовѣщенскаго Собора.

Августа 19-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ въ Донской Монастырь; установленъ въ 1591 г. Царемъ Ѳедоромъ Іоанновичемъ въ благодарность за побѣду, одержанную надъ крымскимъ ханомъ Казы-Гиреемъ.

Августа 26-го.

Крестный ходъ въ Срѣтенскій Монастырь; установленъ въ память перенесенія иконы Пресв. Богородицы изъ Владиміра, въ 1395 г., и въ благодарность за спасеніе Москвы отъ нашествія Тамерлана.

Августа 30-го.

Крестный ходъ въ С. Петербургѣ, изъ Казанскаго Собора въ Александроневскую Лавру; установленъ Петромъ I въ память перенесенія въ 1724 г. изъ Владиміра Св. мощей благовѣрнаго князя Александра Невскаго.

Октября 1-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ въ Покровскій Соборъ, извѣстный подъ именемъ Василія Блаженнаго; установленъ Іоанномъ Грознымъ, въ память покоренія Казани.

Октября 4-го и 5-го

Крестный ходъ въ Москвѣ в память присоединеня в 1875 г. к Собору Московских Святителей – священномученика митрополита Филиппа. Предъ вечернею, торжественно переносится икона святителя Алексія съ крестнымъ ходомъ изъ Чудова монастыря въ Успенскій соборъ, гдѣ и остается до слѣдующаго дня. На другой день, т. е. 5-го октября, передъ вечернею эта икона относится обратно также съ крестнымъ ходомъ изъ Успенскаго собора въ Чудовъ монастырь.

Октября 12-го

Въ этотъ, или въ ближайшій къ нему воскресный день, бываетъ крестный ходъ въ Москвѣ вокругъ Кремля въ память освобожденія Москы отъ Французовъ въ 1812 г. Въ этомъ крестномъ ходѣ участвуетъ все московское духовенство, и только въ этомъ ходѣ обносятся вокругъ кремлевскихъ стѣнъ св. иконы Иверская, Владимірская и Благовѣщенская (предъ которою молился Прокопій, Христа ради юродивый, о минованіи гнѣва Божія, тяготѣвшаго надъ городомъ Устюгомъ), и еще двѣ обветшавшія хоругви, бывшія при московскомъ ополченіи во время 1812 года.

Октября 22-го.

Крестный ходъ въ Москвѣ въ Казанскій соборъ, установленъ Михаиломъ Ѳедоровичемъ въ память избавленія Москвы отъ нашествія Литвы въ 1613 г.

Во всю Свѣтлую недѣлю въ Москвѣ бываютъ малые крестные ходы изъ Успенскаго въ прочіе Соборы въ Кремлѣ и въ Монастыри, Чудовъ и Вознесенскій послѣ каждой утрени.

Въ день преполовенія Крестный ходъ для водоосвященія, въ Москвѣ изъ Успенскаго Собора на Москву рѣку.

Въ С. Петербургѣ изъ Петропавловскаго собора на Неву рѣку.

Подробнѣе см. О Московскихъ крестныхъ ходахъ, совершаемыхъ изъ Успенскаго собора, съ показаніемъ времени и причины ихъ учрежденія. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1893.

***

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ ВЪ КІЕВѢ.

Января 6-го.

Въ день Богоявленія, крестный ходъ изъ Кіево-Печерского монастыря на рѣку Днѣпръ для освященія воды.

Преполовеніе.

Крестный ходъ изъ Софійскаго собора на Крещатикъ къ часовнѣ Александра Невскаго. Въ дець Преполовенія, изъ Кіево-подольского Успенскаго собора на близъ лежащій городскій крлодецъ, на площади. Въ прежнее, время, въ этотъ день, крестный ходъ совершался изъ Софійскаго собора, или Михайловскаго монастыря на крещатицкій Владиміровъ колодецъ, въ память того, что въ 1802 г. въ день Преполовенія освященъ въ Крещатицкомъ ущелій памятникъ, воздвигнутый гражданами Кіева Просвѣтителю Россіи.

Іюля 15-го.

Въ день св. равноап. Вел. Кн. Владиміра, крестный ходъ изъ всѣхъ церквей къ памятнику Св. Владиміра на Крещатикскій колодезь, подъ старымъ памятникомъ Св. Владиміра.

Августа 1-го.

Въ день мучениковъ Маккавеевъ, изъ Кіево-Подольсаго Успенскаго собора и изъ Братскаго монастыря на рѣку Днѣпръ для освященія воды.

Кромѣ того, крестные ходы бываютъ по монастырямъ и церквамъ въ храмовые праздники, или же на память Святыхъ, коихъ мощи благоговѣйно чествуются въ Кіевѣ. Изъ нихъ, замѣчательнѣйшіе суть:

а) Мая 1-го – на память Священномученика Макарія Митрополита Кіевскаго въ Софійскѳмъ соборѣ, во кругъ котораго обносятся и мощи сего святителя;

б) Августа 13-го – въ день Успенія Пресв. Богородицы, вокругъ Кіево-печерской Лавры,

в) Декабря 4-го – въ день св. Великомученицы Варвары; въ Михайловскомъ монастырѣ; въ этомъ крестномъ ходѣ обносятся вокругъ церкви св. мощи Великомученицы.

Паломникъ Кіевскій, или Путеводитель по монастырямъ и церквамъ Кіевскимъ, для Богомольцевъ, посѣщающихъ Святыню Кіева. Соч. Ив. Максимовича. Киев 1845. Изд. 2-е изд. исправ. и попол. С. 138-139, с допол. ред.

***

Ф. И. Тютчев.

«Эти бедные селенья...»

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

13 августа 1855


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: