Чинъ встрѣчи Преосвященныхъ Архіереевъ при посѣщеніи ими церквей.

Встреча святителей Иоанна, архиеп. Сан-Францисского и Филарета, митр. Нью-Йоркского (4 июня 1965 г.)

 

Многіе священники, особенно молодые, не знаютъ какъ слѣдуетъ встрѣчать Архипастыря, посѣщающаго ввѣренныя ему церкви. Это незнаніе порядковъ, наблюдаемыхъ въ помянутомъ случаѣ, вводятъ священника въ суетливое безпокойство, непріятно бросающееся въ глаза кокъ Преосвященному Архіерею, такъ и прихожанамъ, часто въ большомъ количествъ собирающимся для принятія благословенія отъ своего Архипастыря. Частые случаи замѣшательства, допускаемаго неопытными священно-церковно-служителями при встрѣчѣ Архіереевъ, побудили московскую духовную консисторію въ 1841 году опубликовать «Чинъ встрѣчи Преосвященныхъ Архіереевъ при посѣщеніи ими церквей». Передаемъ этотъ Чинъ съ указаніемъ особенностей, необходимыхъ на практикѣ настоящаго времени.

1. «При приближеніи Архіерея къ церкви начинается звонъ, который прекращается уже по вступленіи Архіерея въ церковь».

2. «Священникъ въ полномъ облаченіи отверзаетъ царскія врата и съ крестомъ на блюдѣ, покрытомъ воздухомъ, выходитъ къ западнымъ дверямъ въ предшествіи діакона (конечно въ облаченіи) съ кадиломъ и причетниковъ въ стихаряхъ (если посвящены) съ подсвѣчниками».

Но на практикѣ священникъ обыкновенно встрѣчаетъ Архіерея не въ полномъ облаченіи, а только въ епитрахили и фелони; діаконъ (если есть) долженъ имѣть въ правой рукѣ кадило, а въ лѣвой возженную свѣчу; одинъ изъ причетниковъ или служитель долженъ стоять со св. водою.

3. «Когда Архіерей приложится ко кресту, священникъ предшествуетъ ему и, внесши крестъ въ алтарь, полагаетъ его на престолъ безъ блюда, ожидая на сторонѣ престола вступленія Архіерея въ алтарь, послѣ чего священникъ или діаконъ затворяетъ царскія двери».

На практикѣ дѣло бываетъ иначе. Послѣ того какъ Архіерей положитъ св. крестъ обратно на блюдо, священникъ съ симъ блюдомъ не входитъ въ алтарь, а останавливается около амвона. Въ то время, какъ Архіерей идетъ отъ западныхъ дверей къ алтарю, поклоняется мѣстнымъ иконамъ и входитъ въ самый алтарь, причетники поютъ тропарь храмовому святому или празднику; за тѣмъ – діаконъ, а если его нѣтъ, то священникъ возглашаетъ сокращенную сугубую экгенію – ту самую, которая положена на простодневной утрени предъ шестопсалміемъ, священникъ же дѣлаетъ возгласъ и отпустъ. Наконецъ, если Архіерей потребуетъ, діакономъ или священникомъ возглашается многолѣтіе Августѣйшей фамиліи. Святѣйшему Сѵноду, самому Преосвященному и паствѣ. И, уже послѣ многолѣтія, принявши крестъ отъ Архіерея, священникъ вмѣстѣ съ нимъ входитъ въ алтарь.

4. «Священникъ, развивъ на престолѣ св. антиминсъ, поставляетъ св. дары и мѵро въ сосудахъ, въ которыхъ они хранятся. Послѣ того, какъ Архіерей осмотритъ св. дары и мѵро, священникъ ставитъ ихъ на свое мѣсто и свиваетъ антиминсъ».

Предъ встрѣчею Архіерея священникъ долженъ освободить св. антиминсъ, поставивъ лежащее на немъ евангеліе, какъ обыкновенно, между антиминсомъ и дарохранительницею. Но самого антиминса не слѣдуетъ раскрывать ранѣе, раскрывается онъ уже по входѣ Архіерея, или по его приказанію, священникомъ. Если Преосвященный пожелаетъ осмотрѣть св. дары, священникъ вынимаетъ ихъ конечно не иначе, какъ предварительно надѣвъ поручи.

5. «Если Архіерей посѣтитъ церковь во время утрени или вечерни, служба не прекращается».

6. «По выходѣ архіерея изъ церкви звонъ возобновляется».

Примѣчаніе: Кромѣ того, ко времени посѣщенія церкви Епархіальнымъ Архіереемъ, каждый приходскій священникъ долженъ подготовить всѣ церковные документы, собрать ихъ всѣ вмѣстѣ и положить въ ризницѣ или въ алтарѣ на видьомъ мѣстѣ, чтобы можно было представить ихъ на разсмотрѣніе Преосвященнаго, по первому его требованію. Наконецъ въ нѣкоторыхъ Епархіяхъ, вмѣстѣ съ церковными документами, приходскіе священники обязаны представлять Преосвященному записку о своей пастырской дѣятельности за минувшій годъ; при чемъ обыкновенно прилагаются всѣ проповѣди и поученія священника, сказанныя имъ въ своей приходской церкви въ продолженіе отчетнаго года.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1877. № 1. Отд. Неоффиц. С. 133-135. Перечатанный затем в: «Уфимскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ». 1890. № 1. Отд. Неоффиц. С. 30-32 и «Прибавленіяхъ къ Церковнымъ вѣдомостямъ». 1890. № 25. С. 833.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: