• Проф. Иван Устинович Палимпсестов - МАТЬ СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ И МЫ, РУССКИЕ ЛЮДИ.

    Речь, сказанная в годичном собрании Богоявленского Братства в 1891 г. в Москве.

    От Ред.: Иван Устинович (Иустинович) Палимпсестов (1818-1901) – российский агроном и духовный писатель. Профессор агрономии в Императорском Новороссийском университете, автор ряда книг по сельскому хозяйству, общественный деятель, секретарь Императорского общества сельского хозяйства Южной России, действительный статский советник.

    Повторение слов или мыслей, относящихся к истине и добру, признается не только не лишним, но и полезным, даже необходимым. Истины Евангелия и все основанное на нем повторяются почти 2000 лет, и кто же позво­лит себе сказать, что повторение их излишне? Излишним, и не только излишним, но и вред­ным и предосудительным, и пагубным дол­жно считаться говорение или повторение только того, что ведет к растлению души человека или служит к подрыву его внешнего благо­состояния; к расслаблению или разшатыванию тех основ семейной, общественной и государ­ственной жизни, без которых немыслима счастливая жизнь человека здесь, и блаженная за гробом.

    Исходя из того неоспоримого положения, что повторение истин, ведущих к добру, должно быть признано полезным и даже необходимым, я повторяю то, что говорили другие и что было некогда высказано и мной. Речь моя будет идти о значении православной церкви для русского народа, и я начну ее теми строками, которые однажды были мною напе­чатаны.

    03 декабря 2017 читать далее


  • Архіепископъ Херсонский и Одесский Димитрий (Проф. М. Ковальницкий) - О значении национального элемента в историческом развитии христианства.

    Речь, произнесенная в торжественном собрании Киевской духовной Академии, 28 сентября 1888 г. экстраординарным профессором Академии проф. М. Ковальницкимъ. Киев 1880.

    Речь полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Национальные особенности и стремления местных на­циональных Церквей к самостоятельности разорвали когда-то единство христианского мира, но это не разрушило Церк­ви вселенской. Невзгоды исторические отломили не мало ее ветвей, и даже очень значительных, но стройное дерево ее, со здоровыми корнями и свежей цветущей вершиной, прочно стоит, готовое принять под тень свою всех ищущих успокоения от религиозных колебаний и нрав­ственных шатаний. Теперь мир христианский ищет восстановления единства, утверждаясь на почве той же самой национально-церковной самобытности. Отломленные, и даже полууничтоженные, ветви ищут своего прежнего истори­ческого места на живом дереве Церкви вселенской, что­бы опять привиться к нему, и оживить себя его здоровы­ми и свежими соками. И на Востоке, и на Западе ищущие единения пытаются проследить в истории нить, связывавшую их с Церковью вселенскою, чтобы поднять концы этой нити там, где она оборвалась, опять связать их верою и скрепить любовью. Но они нуждаются в ободре­нии, поддержке, указании направления, по которому бы они безошибочно пришли к своей цели. Конечно, не Рим даст эту поддержку. Рим сам есть отломившаяся ветвь, хотя и самая значительная. Рим – это национальность, возведенная во вселенскость. Он не может допустить суще­ствования рядом с собою других национальных церквей. „Рим – это смерть национальных церквей”, восклицает один из вождей антиримского движения последних лет. Для римлянина только тот истинный католик, кто прошел под Ферулой римской дисциплины. Не Рим поруководит взявших дорожный посох, в их исторических поисках древнего отечества. „Бог даст, сказал пред открытием последнего папского собора один из столпов Рима (кар­динал Маннинг), в ответ на докучливые ссылки на историю, – Бог даст, что собор покончит со всякою историею”. Рим с холодностию отвернулся от серьезных и искренних людей, в старокатолических попытках искавших выхода из затруднения, и презрительно обозвал все это „профессорской оппозицией”. „Если германские епископы отделятся от нас, выразился, говорят, папа Пий, то Церковь этим только очистится”.

    01 декабря 2017 читать далее


  • А. И. Лилов – Взгляд на христианский характер славянских племен.

    А. И. Лилов. Взгляд на христианский характер славянских племен. // «Православный Собеседник». 1859. Ч. 1. С. 395-431.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Десять почти столетий прошло с того времена, как вся многочисленная семья славянских народов в первый раз огласилась проповедию Евангелия. Полудикую, нестройную массу, разсеянную по обширным пространствам, представлял собою тогда род славянский. Но вот века минуют; тысячи поколений, среда политических переворотов, одно за другим сходят в могилу на земле славянской, а великое дело св. первоучителей славянских – Кирилла и Мефодия не гибнет. Семя Христианства, всаженное ими на славянской почве, при неблагоприятных, по-видимому, обстоятельствах, под гнетом гонений среди политических бурь и домашних неустройств славянского племени, разрастается в величественное дерево, сень которого достигает ныне уже до отдаленных пределов. Индии, Японии и Китая. Не десятками и сотнями тысяч, но десятками миллионов Церковь Христова считает чад своих в роде славянском. Таковы плоды благословенных свыше, мудрых предначинаний апостолов славянских, видимые нами ныне. Велики они и изумительны. Но, если эти результаты тысячелетнего хода событий изумляют нас, то что скажем, когда история раскроет пред нами почти подобную картину при самой колыбели Христианства у славян?

    Об авторе. Александр Ильич Лилов (1832-1890) – историк церкви. Учитель латинского языка и русской словесности в Ставрополе и Тифлисе. Инспектор Ставропольскй гимназии, директор 2-й тифлиской гимназии. Соч.: «О зловредных действиях иезуитов в отношении к православной церкви в России в конце XVI и в начале XVII века». Казань, 1856. 282 с.

    01 декабря 2017 читать далее


  • Архиеп. Антоний (Храповицкий) - ХРАМ СЛАВЫ И ХРАМ СКОРБИ.

    «ХРАМ-ПАМЯТНИК РУССКОЙ СКОРБИ»

    Церковь Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле гор. Москвы

    Слово, произнесенное 1 октября 1909 г. в собрании русских монархистов в Богородичной церкви, сооруженной в память слуг Царевых, убиенных крамольниками.

    Отрадно нам, братие, молиться вместе в этом святом храме, который воздвигла благоговейная рука как приятную жертву Богу за души убиенных безбожниками христиан - верных русских граждан. С этого года два храма в первопрестольной столице являются памятниками знаменательных событий нашей гражданской истории: древний Покровский собор, именуемый "Василия Блаженного", и этот, вновь построенный в честь Пресвятой Богородицы "Отрада и Утешение". Эта двоица святых храмов знаменует собою и свет, и тени нашей родной истории, нашей земли.

    09 ноября 2017 читать далее


  • Архіеп. Антоній (Храповицкій) - ЦАРЬ НИКОЛАЙ II КАК УЧИТЕЛЬ СМИРЕНЬЯ РУССКОГО НАРОДА.

    Слово, сказанное Архіеп. Антоніемъ (Храповицкимъ) въ Житомірскомъ каѳедральномъ соборѣ 21-го октября 1905 г.

    Мы собираемся, братіе, въ храмъ для молитвы и для назиданія. Сегодняшнюю молитву мы уже приводимъ къ окончанію, а назиданіе желаю вамъ предложить особенное, необычное. Раньше вы слышали поученіе объ усопшихъ святыхъ, а нынѣ поучитесь примѣру здравствующаго праведника.

    Кто были праведники древности? Сперва св. мученики, а затѣмъ, послѣ торжества христіанства при Константинѣ Равноапостольномъ, Господь сталъ являть Церкви Своихъ угодниковъ преимущественно двухъ родовъ: во-первыхъ — преподобныхъ отшельниковъ, а во-вторыхъ — святителей и Царей. Тѣ, и другіе, и третіе распяли себя міру ради Христа, умертвили плоть и совлеклись ветхаго человѣка. Первые достигали сего, удаляясь въ пустыню или въ затворъ, предаваясь молитвѣ, богомыслію, посту и бдѣнію, а вторые умерщвляли себя, воспринимая въ свое сердце жизнь своей паствы, своихъ подданныхъ, и черезъ то умерщвляли въ себѣ всякую личную жизнь, всякое движеніе ветхаго человѣка. Они могли говорить вмѣстѣ съ божественнымъ апостоломъ: «Я каждый день умираю: свидѣтельствуюсь въ томъ похвалою вашею, братія, которую я имѣю во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ» (1 Коринѳ. XV, 31). «Дѣти мои, для которыхъ я снова въ мукахъ рожденія, доколѣ не изобразится въ васъ Христосъ!» (Галат. IV, 19).

    07 ноября 2017 читать далее


  • П. С. Лопухин - О СИМФОНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

    По православному мировоззрению спасение человека — вечная блаженная жизнь с Богом — возможно через приобщение Господу Иисусу Христу и Его Богочеловеческой жизни, начатой Им в Самом Себе на земле.

    Церковь, — единство ангелов и людей с Богом, основана Господом Иисусом Христом и она есть спасительная жизнь («созижду Церковь Мою»). Господь Иисус Христос Ее глава и основа (камень во главе угла).

    Государство есть явление земное. Государство есть общественная жизнь людей, управляемая властью. Государство есть плод сознательной и целеустремленной деятельности человека. Государство не есть некое самостоятельное явление или бытие, от людей независимое. Нет: оно есть фикция: его как самостоятельного ни от кого независимого явления нет. Оно есть плод человеческой деятельности и можно сказать, что вот эта деятельность, сознательная и целеустремленная в определенных рамках — есть государство.

    Это важно установить, чтобы понять, что и эта деятельность и плод ее — собственно государство — отнюдь не есть явление оторванное от всей человеческой жизни и имеющее свои законы жизни. Нет — это та же человеческая жизнь и деятельность, но в определенной области и условиях и поэтому она должна направляться теми же принципами, какие направляют, или должны направлять по православному сознанию всю человеческую жизнь и значит деятельность.

    16 октября 2017 читать далее


  • КРЕСТЪ ХРИСТОВЪ И СТРАДАНІЯ РОССІИ

    Слово, сказанное въ день Воздвиженія Креста Господня, 14-го Сентября 1917 года, въ Большомъ Московскомъ Соборѣ Главнымъ Священникомъ Черноморскаго Флота Протоіереемъ Георгіемъ Спасскимъ, Членомъ Священнаго Собора Православной Россійской Церкви.

    Въ читанной вчера пареміи есть такое Библейское повѣствованіе. Послѣ перехода черезъ Чермное море евреи шли пустыней Суръ — шли три дня и не было воды. Пришли въ Мерру, увидѣли источникъ. Всѣ бросились къ нему... и отшатнулись: вода оказалась горькой. «Воды! Воды!» — кричали съ воспаленными взглядами юноши. «Воды!» — лепетали умирающія отъ жажды дѣти. И гнѣвно сверкали изъ-подъ нависшихъ сѣдыхъ бровей глаза старцевъ вослѣдъ проходившему по стану пророку Моисею. —

    Поднялся хаосъ... Бунтъ... Вѣдь однихъ только мужчинъ было 600.000 человѣкъ, не считая женъ и дѣтей. Въ эту критическую минуту возопилъ Моисей ко Господу, и показалъ ему Господъ Богъ древо и бросилъ онъ его въ воду, и усладилась вода. Всѣ пили и утолили жажду свою. Церковь справедливо видитъ въ этомъ древѣ прообразъ Креста Христова, услаждающаго горечь жизни нашей. —

    04 октября 2017 читать далее