Замѣтка о поклонахъ въ праздникъ Благовѣщенія.

Въ виду приближающагося праздника Благовѣщенія Пресвятой Богородицы, не лишнимъ будетъ разъяснить неточно понимаемое многими указаніе Типикона относительно поклоновъ въ этотъ день.

Въ Типиконѣ, въ главѣ подъ 25 марта мѣсяца, сказано: «поемъ часъ 3-й и 6-й съ каѳисмами, безъ поклоновъ». На основаніи этого указанія многіе доказываютъ, что на 3, 6 и 9 часахъ въ день Благовѣщенія великіе поклоны не положены. Между тѣмъ изъ предложенной цитаты этого не видно, если принять во вниманіе слѣдующее: въ церковномъ законоположеніи о поклонахъ, помѣщенномъ въ Типиконѣ, поклонъ и великій поклонъ весьма разнятся: «аще ли престоятель... аще ли причетникъ, или людянинъ, да внимаетъ, идѣже написано великій поклонъ, да творитъ великій неспѣшно... а идѣже просто поклонъ написанъ, то да творитъ просто поклонъ». Чѣмъ разнится поклонъ отъ великаго поклона, каждый найдетъ въ упомянутомъ церковномъ законоположеніи. Не говоритъ ли приведѣнная изъ этого законоположенія выдержка, что въ указаніи о совершеніи часовъ въ день Благовѣщенія говорится о малыхъ поклонахъ?

Можно видѣть также и изъ другихъ примѣровъ Типикона, что его выраженіе «безъ поклоновъ» всецѣло говоритъ о малыхъ поклонахъ, напр. въ Тиниконѣ подъ 25 марта сказано: «вечерню начинаемъ безъ каѳисмы и безъ поклоновъ». Рѣчи здѣсь о великихъ поклонахъ не можетъ быть. Далѣе: «Да исправится... и поклоны 3 великія и прочая преждеосвященныхъ». Слѣдовательно и послѣ Херувимской пѣсни поклоны великіе должны слѣдовать. Если литургія тогда не совершается, въ концѣ вечерни великіе поклоны все же положены. Тамъ же, 26 числа марта, подъ 3 зри сказано: «повечеріе поемъ малое въ притворѣ по скору, безъ поклоновъ», а между тѣмъ тутъ же, какъ исключеніе, приводится цѣлый рядъ поклоновъ какъ малыхъ, такъ и великихъ. Очевидно, что здѣсь отмѣняются тѣ поклоны, которые слѣдуютъ въ началѣ повечерія.

Болѣе ясное указаніе относительно разбираемаго случая мы найдемъ въ Благовѣщенскихъ Марковыхъ главахъ въ дни страстной седмицы.

Въ № 15 «Церковнаго Вѣстника» за 1888 годъ по этому вопросу отведено мѣсто, гдѣ доказывается обратное т. е., что великіе поклоны на 3, 6 и 9 часахъ въ день Благовѣщенія не положены. Отвѣчая на этотъ вопросъ, авторъ опирается на торжественность богослуженія въ день Благовѣщенія, но съ этимъ едва-ли можно согласиться, если принять во вниманіе, что въ тотъ же день на утрени и другихъ службахъ великіе поклоны положены; опустивъ же таковые на 3, 6 и 9 часахъ, едва-ли придадимъ больше торжественности празднику, тѣмъ болѣе, что по уставу въ Богородичный праздникъ поклоны великіе не воспрещаются (Тип. гл. 2). Далѣе авторъ того же отвѣта говоритъ, что уставъ страстной седмипы «не можетъ быть признанъ нормою для разсматриваемаго случая; значеніе страстной седмицы, отличающееся отъ значенія другихъ великопостныхъ седмицъ, полагаетъ особый отпечатокъ и на богослуженіе праздника Благовѣщенія». Авторъ, должно быть, упустилъ изъ виду, что богослуженіе первыхъ трехъ дней страстной седмицы, по своему составу, есть богослуженіе такое, какое совершается въ первыя шесть недѣль св. четыредесятницы, а потому въ эти дни и положены великіе поклоны; напротивъ же въ послѣдніе три дня страстной седмицы, когда богослуженіе тѣмъ болѣе должно полагать особый отпечатокъ на богослуженіе праздника Благовѣщенія, случившагося въ эти дни, и помимо этого праздника поклоны не положены: въ Типиконѣ мы читаемъ: «и обіе упраждняются совершенно въ церкви бываемыя поклоны» (Среда велик. вечеръ).

Ко всему сказанному будетъ не лишнимъ припомнить о томъ случаѣ, когда Стрѣтеніе Господне случится въ среду или пятницу сырной седмицы. Неужели богослуженіе этихъ дней вызываетъ болѣе глубокое сокрушеніе о грѣхахъ и смиреніе, какъ выразился авторъ отвѣта, помѣщеннаго въ «Церковномъ Вѣстникѣ», чѣмъ дни великаго поста? Однако въ день Срѣтенія, такого же двунадесятаго праздника, какъ Благовѣщеніе, случившагося въ среду или пятницу сырной седмицы, великіе поклоны положены въ концѣ каждаго часа.

В. Ляхоцкій.

«Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1899. № 10. Отд. 2. C. 131-132.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: