ИЗ ИСТОРИИ НАВЯЗЫВАНИЯ АВТОКЕФАЛИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ.

Обращенiе Архіепископа Амвросія, бывшаго Питтсбургскаго и Вествиржинскаго (1972 г.).

Схиархиепископ Амвросий (Мережко) после принятия Американской Митрополией автокефалии (1972 г.), ушёл на покой и обратился к перевоиерарху РПЦЗ свт. митр. Филарету (Вознесенскому), о принятии в лоно Русской Православной Церкови Заграницей. Владыка Амвросий скончался 26 ноября/9 декабря 1974 г. на 86 году своей земной жизни. 2/15 декабря в Синодальном соборе в Нью-Iорке свт. митр. Филарет с сонмом духовенства совершил панихиду о усопшем архипастыре. – Ред.

Почитаю своимъ долгомъ обратиться со своимъ словомъ къ русскому православному духовенству и русскимъ православнымъ людямъ въ Сѣверной Америкѣ. Я полагаю, что они должны знать о причинахъ, побудившихъ меня отказаться отъ принадлежности къ епископату Православной Церкви Америки и просить о принятіи меня въ составъ іерархіи Русской Православной Церкви Заграницей.

Я прибылъ въ Америку въ 1923 г. изъ Россіи, захваченной безбожной коммунистической властью послѣ жестокой борьбы за освобожденіе, въ которой я принялъ участіе на югѣ Россіи. Въ Америкy япрожилъ 50 лѣтъ, сталъ американскимъ гражданниномъ и полюбилъ эту прекрасную страну.

Съ самаго начача своего пребыванія здѣсь я посвятилъ себя служенiю Богу, сначала въ санѣ діакона у приснопамятного Архіепископа Виталія на Бронскѣ, затѣмъ въ санѣ пресвитера, поставленный Митрополитомъ Ѳеофиломъ настоятелемъ прихода въ тѣ благословенные годы мирнаго развитія церковной жизни, когда Сѣверо-Американскій Митрополичій Округъ былъ частью Русской Православной Церкви Заграницей.

Послѣ смерти моей Матушки въ 1950 г. я черезъ три года принялъ монашество, а въ 1955 г. былъ возведенъ въ санъ епископа съ назначепіемъ на каведру въ Аляску. Прослуживъ тамъ 15 лѣтъ я былъ носланъ въ Янонію, гдѣ прослужилъ 7 месяцевъ, сохраняя за собой и возглавленiе Аляскинской епархіи. Въ 1967 г. я былъ назначенъ епархіальнымъ архіереемъ Питтсбургской и Вествирджинской епархiи, самой большой по числу приходовъ.

За эти 50 лѣтъ моей жизни и моего служенія въ Америкѣ я узналъ и полюбилъ многихъ нашихъ священнослужителей и благочестивыхъ православныхъ людей, которые берегли драгоцѣнное достояніе Русской Православной Церкви съ ея преданіями и обычаями. По этой своей привязанности къ нимъ я мирился и съ такими явлениями, которыхъ при другихъ условіяхъ никогда бы не потерпѣлъ.

Но вотъ 2 года тому назадъ руководители Американской Митрополіи поснѣшно и непродуманно вступили въ соглашеніе съ Московской Патріархіей въ лицѣ Митрополита Никодима относительно полученія автокефаліи. Намъ сулили полную независимость отъ влiянiя Москвы и объединеніе всѣхъ Церквей въ Америкѣ въ одной независимой Церкви. Я съ тревогой взиралъ на эти мѣропріятія, но не желалъ вызывать внутреннихъ раздѣленій, которыя могли бы быть использованы во вредъ Церкви. Теплилась надежда, что все уладится.

Къ сожалѣнiю, напротивъ, оправдались дѣлавшіяся намъ предупрежденія, что получаемая изъ Москвы автокефалія создастъ, для Митроподіи новыя связи съ Москвой, которая еще больше укрѣпитъ свое вліяніе въ Америкѣ. Дѣйствительно, ни одна свободная отъ Москвы Церковь не признала автокефаліи, а Московская Патріархія, вопрекинашимъ ожиданіямъ, оставила въ своей власти 45 приходовъ и не намѣрена передавать ихъ новой автокефальной Церкви, хотя по Томосу и должна была бы это сдѣлать. Москва назначила для управления ими епискона Уманскаго Макарія (Свистуна). Поѣздки въ Москву, сослуженія, подаркии пр., даже и при нежеланіи нѣкоторыхъ епископовъ и клириковъ постепенно все болѣе втягиваютъ въ сближенiе съ тѣми московскими іерархами, которые по нашему общему убѣжденію связаны подчиненіемъ врагамъ Церкви.

Все это вызывало во мнѣ большую скорбь. Все больше и больше я сомнѣвался въ правильности несенія за это отвѣтственности передъ Богомъ и людьми. Но къ этому прибавилось и другое: это опасность т.н. модернизма, вносимого въ жизнь нашихъ приходовъ.

Христіанская православная жизнь основана на преодолѣнін людьми своей косности и вліянія мiра, лежащаго во злѣ. Модернизмъ же, напротнвъ основанъ на пониженiи духовнаго уровня во имя приспособленія къ началамъ міра сего. За послѣднее время въ Православной Церкви Америки съ особымъ усердіемъ ведется гоненіе на употребленіе церковно-славянскаго языка въ богослуженіяхъ, сокращеніе послѣднихъ, насажденіе новаго Григоріанскаго календаря, введеніе общей исповѣди вмѣсто индивидуальной и преподаніе Причастія безъ разбора. Но упоминаніе о подобныхъ явленіяхъ въ моемъ докладѣ вызвало въ Соборѣ Епископовъ такой взрывъ, что я живо почувствовалъ, что не могу болѣе терпѣть такого направленія церковной жизни и нести за него отвѣтственность. Вотъ причина, по которой я обратился къ Высокопреосвященному Митрополиту Филарету съ просьбой о принятіи меня въ составъ Епископата Русской Православной Церкви Заграницей, хранящего завѣты умученнаго Патріарха Тихона.

Мое рѣшеніе не приносить мнѣ никакой выгоды, которой я и не ищу на склонѣ лѣтъ. Напротивъ, въ матеріальномъ отношеніи я теряю, а не пріобрѣтаю, но для меня главное – душевное спокойствіе отъ того, что я вновь принадлежу къ той Церкви, которая блюдетъ чистоту Православiя и русскіе церковные порядки. Я благодаренъ Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Филарету и членамъ Синода за ту любовь, съ какой они ко мнѣ отнеслись.

Я написалъ эти строки какъ исполненіе своего священнаго долга передъ Богомъ, передъ паствой, передъ Америкой за все то доброе, что я здѣсь получилъ, и передъ моей многострадальной Родиной – Россіей, гдѣ я обрѣлъ свою жизнь и святую Православную Христову вѣру.

☦ Архіепископъ АМВРОСІЙ.

29 февраля/13 марта 1972 г.

Нью Іоркъ.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей:

Создавайте открытки к праздникам самостоятельно