Вышел в свет «Православно-Русский календарь» на 2020 год.

Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета II-го, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви.

Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - ПУТЕВОДИТЕЛЬ КЪ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ.

Предисловiе.

«Какая премудрая, поучительная единица времени – годъ! – писалъ новосвященномученикъ Iосифъ (Петровыхъ), митр. Петроградскiй – Въ общемъ строѣ мірозданія это наиболѣе точная, полная, опредѣленно-законченная мѣра времени. Всѣ другія измѣренія времени составляютъ или часть его, или повтореніе, сложеніе въ ту или другую сумму. Отсюда, годъ – лучшій символъ для каждой частной человѣческой жизни, сокращенное напоминаніе и какъ бы воспроизведеніе ея въ ея цѣломъ, наглядное обозначеніе ея собственно-личной (индивидуальной) полноты, цѣлости и содержательности. Годъ – это вся жизнь человѣка въ миніатюрѣ и символѣ. Вотъ почему премудро Церковь умѣщаетъ и воспроизводитъ въ теченіи года своими праздниками и Богослуженіями всю жизнь Спасителя, отъ начала Его воплощенія до вознесенія на небо и послѣдующихъ, связанныхъ съ симъ событій изъ всей своей дальнѣйшей жизни» («Въ объятiяхъ Отчихъ. Дневникъ инока». № 1590. Том. 3-й (1903 г.). Сергіевъ-Посадъ 1906. С. 264.).

Но будетъ ли этотъ годъ такимъ-же поучительнымъ и спасительнымъ, какъ пишеть новосвященномученикъ, зависить уже только отъ самого православнаго христiанина. Св. Церковь не оставляетъ своихъ чадъ и потому заботливо создала ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

Въ Русской Церкви первый церковный календарь (въ такомъ видѣ какъ онъ нынѣ извѣстенъ) былъ выпущенъ лишь въ 1914 г., до того Русская Церковь издавала только мѣсяцесловы. Съ середины XIX в. начали выходить въ свѣтъ календари частныхъ издателей. Ихъ появленiе объяснялось, съ одной стороны, желаниемъ создать календарь, доступный для широкихъ слоевъ общества, а съ другой, возможно, уменьшенiемъ литургической грамотности духовенства, такъ какъ наличiе такого календаря избавляло уставщика отъ необходимости самому отыскивать по пасхалiи праздникъ Пасхи, всѣ зависящiя отъ него даты на каждый конкретный годъ и рядовые литургiйныя чтенiя на каждый день.

Но еще и до этого предпринимались многiя попытки изданiя церковнаго календаря, среди которыхъ самый лучшiй, кажется, былъ выпущенъ въ 1887 г. въ С.-Петербургѣ: «Иллюстрированный православный церковный календарь на 1888 годъ, съ изложеніемъ краткихъ свѣдѣній о жизни и подвигахъ святыхъ ежедневно воспоминаемыхъ Православною Церковью, исторіи праздниковъ, и указаніемъ особенностей Богослуженія въ нѣкоторые праздничные и великопостные дни» (изданіе книгопродавца И. Л. Тузова). Этотъ календарь отличался точнымъ выборомъ необходимыхъ церковныхъ свѣдѣній изъ употребляемыхъ Православною Церковію пасхалій, святцевъ, богослужебнаго устава, синаксарей и др. книгъ. Постоянно указывались въ немъ апостольскія и евангельскія чтенія на литургіяхъ и на утреняхъ, съ приведеніемъ нѣкоторыхъ особыхъ пѣснопѣній. Неопустительно замѣчались на своихъ мѣстахъ недѣли церковнаго года, съ ихъ названіями и указаніемъ гласовъ, установленные Православною Церковью посты и крестные ходы и т. п. («Церковный вѣстникъ». 1887. № 34. С. 557.).

Съ началомъ Первой Мировой войны выросла необходимость выпускать именно церковные календари, такъ какъ духовенство было вынуждено обеспечивать окормленiе россiйской армiи. Возможно, исходя именно изъ-за этого, Издательскій Совѣтъ при Святѣйшемъ Сvнодѣ выпустилъ въ свѣтъ Православный Календарь на 1915-й годъ [Петроградъ, 1914]. Въ немъ былъ помещенъ на первомъ мѣстѣ православный мѣсяцесловъ, провѣренный по ученымъ трудамъ архіеп. Сергія (Спасскаго), Ив. Косолапова, С. В. Булгакова и др. Каждый мѣсяцъ былъ иллюстрированъ рисунками, изображающими три важнѣйшія событія, воспоминаемыя Церковью въ этомъ мѣсяцѣ. На обратныхъ сторонахъ мѣсяцеслова были помѣщены богослужебныя и иныя замѣтки на данный мѣсяцъ, народный календарь, краткое житіе какого-либо святого, отмѣчены важнѣйшія церковноисторическія событія и дни кончины замѣчательныхъ церковно-государственныхъ дѣятелей. За мѣсячесловомъ слѣдовали алфавитные перечни чудотворныхъ иконъ Божіей Матери и именъ святыхъ – мужскихъ и женскихъ («Приб. къ Церк. Вѣд.» 1914. № 43. С. 1841-1842.).

5-й годъ выпуска Церковного Календаря пришелся на 1918 г., что и отобразилось на его издателѣ, которымъ послѣ преобразованiя устройства Церкви, сталъ Высшій Церковный Совѣтъ Православной Россійской Церкви, которымъ былъ выпущенъ въ свѣтъ Православный Календарь на 1919-й годъ [М. 1918]. Церковный Календарь выходилъ еще нѣсколько лѣтъ, но дальше положенiе Русской Церкви не позволяло продолжать его изданiе. Слѣдуеть заметить, что при новосвященномученикѣ митр. Венiаминѣ (Казанскомъ) въ Петроградской епархiи издавался «Православный церковный календарь» (изд. Общество Православныхъ приходовъ Петрограда и его губернiй).

Дальнѣйшiй подвигъ изданiя календарей взяла на себя Русская Зарубежная Церковь, начиная съ первыхъ годовъ своего изгнанiя. Русскiе эмигранты выпускали церковные календари, какъ: «Календарь русскій, православный» (изд. Русскаго Эвакуаціоннаго Комитета въ Варшавѣ); «Великодержавный русскій православный календарь» (изд. «Возрожденіе» въ Софiи), «Православный русскій календарь» (изд. Казанско-Богородицкаго мужского монастыря въ Харбинѣ) и др. Въ періодъ съ 1920 по 1933 гг. съ благословенія нсвмч. Іоанна (Поммера), архіеп. Рижскаго, Приходскимъ Совѣтомъ рижской Александро-Невской церкви, издавался «Православно-Русскій календарь». Именно его названіе мы заимствовали для нашего календаря, чѣмъ хотимъ подчеркнуть неразрывную связь Русскости и Православія.

Выпускавшимся въ перiодъ 1925-1944 гг. тvпографскимъ иноческимъ Братствомъ преп. Iова Почаевскаго въ Ладомировѣ (Пряшевской Карпатской Русь) «Православный церковный календарь» съ типикономъ пользовалось (по оцѣнкамъ архим. Серафима (Иванова)), 75% русскихъ приходовъ Зарубежья. Въ первые послевоенные годы были также выпущены въ Австрiи «Православный русскiй календарь» (изд. Λагеря ДИ-ПИ, Келлербергъ, 1947) и въ Германiи «Православный русскiй календарь» (Мюнхенъ, 1950). Съ 1950 г. Братство преп. Iова уже въ Джорданвиллѣ (Jordanville, N.Y.) начнетъ издавать свой знаменитый «Троицкий Православный Русский календарь». Съ 1953 г. Общество Св. Князя Владимира въ Нью-Іоркѣ начало издавать «Русский національный календарь». Богородице-Владимiрскiй женскiй монастырь въ Санъ-Франциско (США) съ 1952 г. выпускалъ свой «Русскiй православный календарь». Послѣ переворота въ РПЦЗ 2001 г., подвигъ по изданiю календаря взяла на себя Св.-Iоанновская обитель въ Кiевѣ (РПЦЗ), съ 2002 г. выпуская свой «Православный календарь».

Церковный Календарь имѣетъ большую важность тѣмъ что онъ дѣйствительно помогаетъ Православному Христiанину сознавать свою отрѣшенность отъ мiра сего (Iн. 15:19, 17:9). Именно въ наши лукавые дни (Еф. 5: 16), замѣчается то, насколько сложной и невыносимой становится жизнь Истиннаго Православнаго Христiанина. Его жизнь есть уже ИСПОВѢДНИЧЕСКIЙ ПОДВИГЪ.

Въ первой половинѣ XX в. введенiе григорiанскаго календаря произошло въ странахъ, народы которыхъ были традицiонно православными (Болгарiя, Сербiя, Румынiя, Россiя). И какъ только страны эти, лишившись своихъ коренныхъ началъ, скоро, въ угоду Запада, начали измѣнять свой вѣковой гражданскiй строй, однимъ изъ послѣдствiй сталъ процессъ перехода на «новый стиль». Не должно никого удивлять, что этотъ процессъ начался въ годы Первой Мiровой войны и послѣдующего лихолѣтья. И, хотя дѣло это касалось на первый взглядъ лишь свѣтскаго календаря, а не церковнаго, было совершенно ясно, что возникшее въ итогѣ «КАЛЕНДАРНОЕ РАСЩЕПЛЕНIЕ» свѣтской и церковной жизни приведетъ къ маргинализацiи Православной Церкви и ея вытѣсненiю изъ общественной жизни этихъ странъ. Это особенно ярко отразилось съ приходомъ въ упомянутыхъ странахъ идеологiи безбожнаго коммунизма. Въ наши времена эта маргинализацiя Православной Церкви въ свѣтскомъ обществѣ дошла въ нѣкоторыхъ странахъ до своего апогея; въ другихъ этотъ процессъ значительно усиливается.

Поэтому Церковный Календарь прiобретаетъ сегодня совсѣмъ другое значенiе: онъ становится ПУТЕВОДИТЕЛЕМЪ ПО УЗКОМУ ПУТИ КЪ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ.

У каждаго организованнаго человѣка есть свой блокнотъ, въ которомъ расписана повѣстка каждаго дня. Для православнаго русского человѣка таковымъ является церковный календарь. Онъ каждый день напоминаетъ о томъ, что «наше бо житiе на небесѣхъ есть» (Фил. 3:20). Жизнь есть плаванiе въ мутныхъ водахъ житейскаго моря, бушующаго съ года на годъ все сильнѣе. Каждый, кто выходитъ въ открытое море, намѣчаетъ себѣ опредѣленное направленіе. Его онъ долженъ держаться, если хочетъ болѣе или менѣе увѣренно идти водной стихіей и не сгинуть въ волнахъ. Но это направленіе нельзя опредѣлить, не зная ничего о самомъ морѣ, не представляя себѣ его очертанія, его формы въ цѣломъ. Тѣмъ естественнѣе, тѣмъ сильнѣе возбуждается желаніе – намѣтить себѣ опредѣленное направленіе. Для того еще въ древности былъ изобретенъ компасъ, позволяющій видѣть небосводъ сквозь тучи и оріентироваться въ бурномъ морѣ. Отсюда церковный календарь является своего рода компасомъ, который поможеть держаться назначеннаго спасительнаго пути и не сбиваться съ него.

2020-й годъ особенно важенъ для жизни Россiйской Православной Церкви, такъ какъ въ этотъ годъ отмѣчается 100-лѣтiе изданiя Постановленiя Святѣйшаго Патрiарха Тихона, Священнаго Сvнода и Высшего Церковнаго Совѣта Православной Россiйской Церкви № 362 отъ 20 ноября 1920 г., которое по своему значенiю достойно внесенiя въ Книгу Правил Православной Церкви, какъ «Правило свт. Тихона, патрiарха Московскаго». Своей Резолюцiей отъ 14/27 октября 1981 г. Архiерейскiй Соборъ РПЦЗ по докладу епископа Григорiя (Граббе) объ экуменизмѣ и ростѣ въ мiрѣ духа антихристова, высказался объ этомъ Указѣ такъ: «Въ соотвѣтствіи съ пророчествами Священнаго Писанія и толкованіемъ Святыхъ Отцовъ Церкви является несомнѣннымъ, что мы вступаемъ въ одинъ изъ апокалиптическихъ періодовъ исторіи человѣчества. Въ немъ силы зла угрожаютъ захватить руководящее положеніе во всемъ мірѣ. Только покаяніе и возрожденіе Православной Церкви въ Россіи можетъ остановить этотъ процессъ. Истинная Церковь уже находится въ несомнѣнномъ меньшинствѣ, становясь предсказаннымъ Спасителемъ “малымъ стадомъ”. Однако, Онъ же указалъ христіанамъ не унывать даже когда они доживутъ и до послѣднихъ лѣтъ существованія міра. Разрушительныя силы въ мірѣ стараются вызвать всеобщій хаосъ и можетъ быть всеобщую войну. Въ этомъ случаѣ для каждой епархіи вступили бы въ силу указанія постановленія Святѣйшаго Патріарха Тихона и Священнаго Синода отъ 7/20 ноября 1920 года, при непремѣнномъ поминовеніи имени нашего Первоіерарха...». Въ наше время это мудрое соборное опредѣленiе прiобрѣтаетъ особое значенiе, такъ какъ духъ антихристовъ посягаеть на власть въ Церкви Христовой со всѣхъ возможныхъ сторонъ, использовавъ при этомъ всѣ возможныя средства.

Для того, чтобы русскiй православный христiанинъ могъ ежедневно вспоминать о своемъ небесномъ происхожденiи, мы размѣщаемъ на каждый день года мысли великаго пророка покаянiя – преподобнаго Ефрема Сирина, собранныя епископомъ Арсенiемъ (Денисовымъ) въ бытность его мiряниномъ, по изданiю: Благоговѣйныя мысли на каждый день года. Изъ твореній св. Ефрема Сирина. Избралъ Леонидъ Денисовъ. М. 1894.

Для того, чтобы положить конецъ постояннымъ пренiямъ вокругъ Православной Пасхалiи, мы помѣщаемъ созданную нами таблицу Пасхалiи Пятнадцатаго Великаго Индиктiона (1941-2472 гг.), указавъ въ ней не только день еврейской Пасхи для каждаго года, но и день Пасхи Православной въ обоихъ стиляхъ – юлiанскомъ и григорiанскомъ. Кромѣ того, въ концѣ Календаря помѣщаются дополнительные материалы, которые помогутъ читателю въ пониманiи церковнаго года.

Какъ одну изъ основныхъ задачъ нашего календаря мы положили предохраненiе Православныхъ Русскихъ Святцевъ отъ введенiя въ нихъ личностей, не соотвѣтствующихъ общепринятымъ критерiямъ святости, что въ послѣднiе времена пренебрегается и является слѣдствiемъ ЦЕРКОВНАГО МОДЕРНИЗМА. Въ итогѣ работы надъ мѣсяцесловомъ даннаго календаря пришлось сдѣлать многiе необходимые исправленiя и дополненiя. Подробно о нихъ желающiе смогуть узнать изъ приложенной въ концѣ редакiцонной справки по мѣсяцеслову.

Дай Богъ, чтобы грядущiй годъ былъ для каждого изъ насъ годомъ духовнаго обновленiя и укрѣпленiя. Дай Богъ, чтобы нашъ календарь хотя бы немного послужилъ въ этомъ.

Молитвами Пресвятой Богородицы и всѣхъ святыхъ въ землѣ Россiйской просiявшихъ, да сохранитъ Господь многострадальную Святую Русь и всѣхъ вѣрныхъ чадъ ея. Новомученики Церкви Христовой, молите Бога о насъ! Господи силъ, съ нами буди – иного бо развѣ Тебе Помощника въ скорбѣхъ не имамы! Господи силъ, помилуй насъ!

Благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, Господи!

Редакція «Православно-Русскаго календаря».


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: