Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій - ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНІЕ ХРИСТІАНЪ

«Имуще дарованія по благодати, даннѣй намъ, различна, – говоритъ св. апостолъ Павелъ, – если имѣешь даръ пророчества, пророчествуй по мѣрѣ вѣры; если имѣешь служеніе – пребывай въ служеніи, если имѣешь даръ учительства, преподавай ученіе; если можешь утѣшать, занимайся утѣшеніемъ, подавай съ простотою; начальствуй съ усердіемъ; оказывай милосердіе съ добрымъ изволеніемъ» (Рим. 12, 6-9).

Указывая здѣсь какъ христіане должны относиться къ имѣющимся у нихъ дарованіямъ, апостолъ Павелъ въ другихъ мѣстахъ своихъ посланій наставляетъ какъ вести себя, занимая то или иное положеніе, будь то въ Церкви или въ гражданскомъ обществѣ.

Въ Церкви имѣются пастыри и пасомые: однимъ ввѣрена проповѣдь, другимъ учительство (Еф. 4, 7-12; 1 Кор. гл. 12 и др.) или иное дѣло. Всѣ они, исполняя каждый ему положенное, творятъ единое великое дѣло, созидаютъ Тѣло Христово, Церковь. Они должны работать въ единеніи духа, не превозносясь и не уничижая другихъ, такъ какъ каждый является тѣмъ или инымъ членомъ единаго тѣла (Еф. 4, 1-4; 1 Кор. 12, 12-27), въ которомъ каждый членъ имѣетъ свое назначеніе.

Церковь ведетъ чадъ своихъ къ вѣчной жизни и заботится о главнѣйшемъ и нужнѣйшемъ, почему особенно важны обязанности церковныя. Однако устремляя взоры чадъ своихъ къ небу, она заповѣдаетъ имъ не пренебрегать и обязанностями своими, относящимися къ нынѣшней жизни. Досязая до небесъ, Церковь стоитъ однако на землѣ и пріуготовляются люди къ Небесному Царствію также на землѣ. Посему Священное Писаніе указываетъ также христіанамъ, какъ относиться имъ къ своимъ обязанностямъ въ общественной и государственной жизни. Здѣсь также не всѣ занимаютъ одинаковое положеніе, однако каждый долженъ съ усердіемъ исполнять лежащія на немъ обязанности, воздавая должную честь другимъ.

Въ основѣ всѣхъ заповѣдей лежитъ заповѣдь о любви. Исполняя свои гражданскія обязанности, христіане должны помнить, что тѣмъ приносятъ пользу другимъ, способствуя общему благосостоянію, и должны трудиться не только для личнаго, но и для общаго блага. Внѣшне то самое дѣлается и въ нехристіанскомъ обществѣ. Но Церковь, Христово ученіе одухотворяетъ всю жизнь. Еще Іоаннъ Креститель, стоявшій на порогѣ Ветхаго и Новаго Завѣта, училъ вопрошавшихъ его, какъ нужно вести себя занимавшимъ общественныя должности. Воины, могущіе быть бичемъ и притѣснителемъ малыхъ, должны руководствоваться ученіемъ Христовымъ во всѣхъ областяхъ и проявленіяхъ жизни и личной, и общественной, и государственной. Они остаются христіанами всегда и всюду. Во всѣхъ дѣлахъ и поступкахъ нужно проявлять духъ вѣры и связанной съ нею христіанской любви.

Христіанамъ, живущимъ среди иновѣрныхъ, особенно въ средѣ безбожной, часто приходится встрѣчаться съ понятіями общественными и требованіями государства, противными Христову ученію. Какъ быть тогда? Многіе изъ нихъ были военачальниками (Георгій, Евстаѳій Плакида и др.), воинами, правителями областей (Димитрій, Ѳеодоръ Стратилатъ и др.), придворными. Они усердно исполняли свои должности, отличались на службѣ, увѣнчивались наградами. Но когда имъ предъявлялись требованія противныя Христовой вѣрѣ, они отказывались ихъ выполнять, шли на мученія, памятуя, что «Богу подобаетъ повиноваться больше, чѣмъ людямъ». Они оставили примѣръ, которому подобаетъ слѣдовать во всѣ вѣка, будучи увѣнчаны Христомъ, Который «вчера и днесь Той же во вѣки».

Другое бываетъ, когда все общество въ главномъ исповѣдуетъ православную Христову вѣру и старается законы и дѣянія государственныя, какъ и общественные обычаи, согласовать съ нею. И тогда, въ отдѣльныхъ случаяхъ бываютъ отступленія отъ Божіей правды, и непоколебимымъ борцамъ за нее приходится терпѣть гоненія, иногда даже до смерти.

Но то происходитъ отъ несовершенства въ вѣрѣ и добродѣтеляхъ отдѣльныхъ людей или общества, какъ случаются грѣховныя паденія и съ праведниками; въ главномъ же жизнь течетъ въ духѣ Христова ученія и согласуется съ уставами Церкви, насколько то возможно въ нынѣшнемъ мірѣ.

Тогда на всѣхъ лежитъ долгъ съ особымъ усердіемъ заботиться о благѣ такого общества или государства. Жить и спасаться можно во всякихъ условіяхъ. Но слабые духомъ нуждаются во внѣшней поддержкѣ, а въ условіяхъ неблагопріятныхъ могутъ легко поколебаться и пасть. Вотъ почему Церковь молилась во времена гоненій о ихъ прекращеніи и молится о благополучіи и крѣпости государства, въ коихъ Христово ученіе является основой общественной жизни и государственной дѣятельности. Служеніе государству до нѣкоторой степени тамъ становится и служеніемъ Церкви.

Они не должны сливаться и отождествляться. Церковь и государство различны по существу и своимъ заданіямъ. Послѣднія лишь въ извѣстной степени могутъ совпадать, и исполнители ихъ руководствуются тогда и нравственными и гражданскими законами одновременно. Все служеніе такому государству пріобрѣтаетъ характеръ служенія Высшей Правдѣ, одухотворяется. Всѣ чины государства тогда должны особенно блюсти его цѣлость, каждый не за страхъ, а за совѣсть исполняя свое дѣло.

Главная же отвѣтственность лежитъ на его возглавителѣ. Его долгъ защищать угнетенныхъ, заботиться о благосостояніи населенія, ограждать страну отъ враговъ внѣшнихъ и внутреннихъ. Въ то время, какъ въ нехристіанскихъ странахъ глава государства часто безграничный повелитель, иногда чтимый какъ божество, – православный царь есть, какъ и прочіе начальствующіе, слуга Божій, имѣющій власть для блага народа. Его отвѣтственность тѣмъ больше, чѣмъ выше его положеніе. Прочіе начальстующіе имѣютъ надъ собой другихъ начальниковъ, носитель же верховной власти отвѣчаетъ непосредственно предъ Богомъ. Сознаніе такой отвѣтственности побуждаетъ благочестиваго носителя власти особенно внимательно и тщательно относиться къ своимъ рѣшеніямъ и поступкамъ, постоянно свѣряясь со своей совѣстью.

Церковь молится о стоящихъ у власти и въ особенности за ея главу, дабы каждый изъ нихъ съ успѣхомъ совершалъ свое дѣло на общее благо. Власти установлены для пресѣченія зла и для порядка, обезпечивающаго мирное и благополучное жительство остального населенія, при которомъ оно могло бы не только благоденствовать, но жить благочестиво.

Посему христіане, стоящіе у власти, должны исполнять свое служеніе «со тщаніемъ» (усердіемъ), какъ осуществленіе заповѣди о любви къ ближнимъ и служеніе черезъ то Самому Господу Богу.

Церковь за богослуженіемъ молитъ Вседержителя, дабы Онъ помогъ въ томъ, оградилъ черезъ нихъ отъ зла внѣшняго тѣхъ, кто Ему вѣрны, и тѣмъ далъ бы Церкви Своей возможность безпрепятственно звать и вести людей къ вѣчному Царствію. Его удостоятся тѣ, кто въ сей жизни служилъ Ему, принося Ему въ даръ свой разумъ, сердце и волю и проявляя то въ своихъ дѣлахъ, въ какомъ бы званіи и обстоятельствахъ ни находился.

Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. Санъ Франциско 1994. С. 266-269.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:





КАНОН - Свод законов православной церкви