Святый Артосъ.

Нелишне будетъ передать въ краткихъ чертахъ установленіе церковью обычая освящать и раздавать православнымъ св. артосъ.

Обыкновенно въ первый день Пасхи у алтаря на особомъ столѣ полагается особенный хлѣбъ, называемый артосомъ (artos – греческое значеніе слова хлѣбъ). Хлѣбъ этоть имѣетъ различныя украшенія: на верхней части его помѣщается изображеніе воскресшаго Господа или же креста съ терновымъ вѣнкомъ вокругъ изображенія – слова пасхальнаго тропаря: «Христосъ Воскресе».

Въ первый день Св. Пасхи, по окончаніи литургіи, надъ артосомъ читается молитва въ которой призывается на него благословеніе Божіе (молитвы этой въ цвѣтныхъ тріодяхъ нѣтъ, но въ требникахъ новѣйшаго изданія она печатается), за молитвою слѣдуетъ окропленіе артоса освященной водою. Въ монастыряхъ, гдѣ есть общія трапезы, артосъ ежедневно, въ теченіе всей Свѣтлой седмицы, во время обѣда переносится изъ церкви въ трапезу. Перенесеніе это совершается съ особеннымъ торжествомъ: впереди несутъ одинъ или два подсвѣчника съ зажженными свѣчами, за ними крестъ, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ одну или двѣ хоругви; позади ихъ слѣдуютъ: клиръ, который поетъ «Христосъ Воскресе» затѣмъ діаконъ въ полномъ облаченіи несетъ на блюдѣ артосъ, а за нимъ священникъ съ иконою Воскресенія Христова и остальная братія. Процессія сопровождается обыкновенно колокольнымъ звономъ. Въ трапезѣ артосъ полагается на особомъ мѣстѣ рядомъ съ иконою праздника, по окончаніи же обѣда переносится на столъ при пѣніи тропаря «Христосъ Воскресе». Затѣмъ, келарь, возгласивъ «Христосъ Воскресе» и получивъ отъ братіи обычный отвѣтъ, крестообразно возвышаетъ артосъ и подноситъ его для цѣлованія настоятелю и братіи. По окончаніи цѣлованія, артосъ прежнимъ порядкомъ относится въ церковь. Здѣсь, послѣ каждаго Богослуженія, въ теченіе всей Свѣтлой седмицы священнослужители и предстоящіе цѣлуютъ артосъ наравнѣ со св. иконами; наравнѣ же съ ними онъ предносится и въ крестныхъ ходахъ Въ субботу Свѣтлой недѣли или въ Ѳомино воскресенье, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ – и въ Ѳоминъ понедѣльниккъ, артосъ раздробляется и раздается по частямъ предстоящимъ. Предъ раздробленіемъ артоса читается особая молитва, въ которой призывается благодать Божія, какъ на самый хлѣбъ, такъ и на всѣхъ молящихся. Частицы артоса употребляются православными прежде всякой другой пищи въ праздники, а иногда и въ обыкновенные дни, въ случаѣ болѣзни.

Въ основаніи обычая предлагать артосъ въ день св. Пасхи лежитъ священное преданіе глубокой древности, переданное Симеономъ Солунскимъ. Преданіе это состоитъ въ слѣдующемъ. Св. апостолы, по вознесеніи Іусуса Христа на небо, до сошествія на нихъ Святого Духа, нѣсколько времени пребывали неразлучно въ Іерусалимѣ. Весьма часто сходились они тутъ для взаимной бесѣды и для соединенной молитвы и многократно дѣли ли между собою скромную трапезу. И молитва, и бесѣды, и скромная трапеза, и горница сіонская – все это напоминало имъ живо вознесшагося Господа. Припоминая Его завѣтныя слова: «и Азъ съ вами во вся дни», они ощущали живою вѣрою невидимое присутствіе Господа въ своихъ собраніяхъ, но не могли видѣть Его плотскими очами. Естественнымъ выраженіемъ этой пламенной вѣры учениковъ къ своему Учителю и желаній имѣть постоянное напоминаніе о Его пребываніи съ ними было то, что, приступая къ трапезѣ, они оставляли не занятымъ то мѣсто, на которомъ возлежалъ съ ними Іисусъ Христосъ, а на столѣ противъ того мѣста полагали, какъ бы для него, часть хлѣба, и каждый разъ, по окончаніи трапезы, вознося благодареніе Богу, поднимали эту часть хлѣба, говоря «Христосъ Воскресъ».

Когда же затѣмъ ученики Іисуса Христа разошлись въ разныя страны для благовѣствованія имени Христова, они по возможности старались соблюдать этотъ обычай. Каждый изъ св. апостоловъ, въ какой бы странѣ ни находился, въ новомъ обществѣ послѣдователей Христовыхъ, приступая къ трапезѣ, оставлялъ мѣсто и части хлѣба во славу Спасителя, а по окончаніи трапезы вмѣстѣ съ ними прославлялъ воскресшаго Господа, возвышая часть хлѣба, положенную на память о немъ. То, что было принято первыми учениками Евангелія изъ устъ апостольскихъ и совершалось ими ежедневно, то отцы церкви послѣдующихъ вѣковъ примѣнили къ празднику Воскресенія Христова, чтобы навсегда сохранить въ церкви обычай апостольскій. Такъ дѣйствительно сохранился въ церкви этотъ обычай и черезъ рядъ вѣковъ дошелъ до нашего времени. Такимъ образомъ, какъ у апостоловъ часть хлѣба, полагаемая во время ихъ собранія на мѣстѣ, назначаемомъ для Спасителя, напоминала имъ о воскресеніи, такъ и у насъ – артосъ, полагаемый во время Св. Пасхи во храмѣ предъ взорами вѣрующихъ, служитъ къ такому же напоминанію невидимаго присутствія съ нами воскресшаго Господа.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 7. Ч. Неофф. С. 135-136.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: