Святая мученица Фелицата.

Рисунок, сделанный Дж. Мариани с ныне утраченной фрески VIII в. в христианской часовне на Оппийском холме в Риме.

Въ Православной церкви 25 января память св. муч Фелицаты, но объ ней въ Четьи Минеи замѣчено только: «Святыя мученицы Фелицаты, съ седьма сынами своими за Христа пострадавшія, юже святый Григорій Двоесловъ, Папа Римскій, зѣло похваляетъ» (Янв. стр. 171.). Западная церковъ также чтитъ эту святую мученицу и въ Римскихъ мартирологахъ на основаніи подлинныхъ актовъ помѣщена ея жизнь подъ 10 числомъ іюля. Подлинные акты о мученичествѣ св. Фелицаты и ея седми сыновей находятся въ сборникѣ Руинарта и напечатаны Болландистами подъ 10 ч. іюля. Древность и подлинность этихъ актовъ подтверждаетъ Петръ Хрисологъ. Архіепископъ Равенскіи въ своемъ похвальномъ словѣ вь честь мученицы.

Св. Григорій Двоесловъ, по замѣчанію св. Димитрія Ростовскаго, зѣло похваляетъ ее въ словѣ произнесенномъ имъ въ храмѣ св. Фелицаты (въ денъ ея памяти) и похвальное слово онъ извлекъ изъ Gestis ejus emendatio rebus. Изъ него видно, что еще съ времени св. Григорія Великаго, Папы Римскаго (сочиненіе св. Гр.) кромѣ подлинныхъ мученическихъ актовъ существовали другія менѣе извѣстныя и менѣе достовѣрныя акты о страданіи св. Фелицаты съ ея сыновьями. Болландисты, какъ извѣстно, съ особенною тщательностію собрали всѣ доступныя для нихъ сказанія о святыхъ, но при этомъ съ должною осторожностію пользовались только подлинными актами и не придавали никакого значенія документамъ подложнымъ. Подлинные акты, по замѣчанію Болландпстовъ и Тиллемона, написаны на Греческомъ языкѣ, а позже переведены на Латинскій. Главное содержаніе этихь актовъ слѣдующее. Въ царствованіе Антонина (неизвѣстно какого) языческіе жрецы былп сильно вооружены противъ христіанъ и возбуждали чернь къ преслѣдованію ихъ. Фелицата изъ благородной фамиліи, по смерти мужа, всецѣло посвятила свою жизнь на служеніе Богу, проводила дни и ночи въ молитвѣ; ея благочестивая жизнь служила лучшимъ назиданіемъ и для окружающихъ ее; вслѣдствіе чего, по интригамъ жрецовъ, по приказанію Императора, была, представлена вмѣстѣ съ дѣтьми и съ родными префекту Публію. Префектъ и ласками и льстивыми обѣщаніями, и угрозами, и жесткимъ обращеніемъ старался склонить Фелицату и ея сыновой къ отступничеству отъ Христовой вѣры, но всѣ усилія его былп тщетны. Фелицата отвѣчала ему, что св. Духъ не допуститъ діаволу обольстить ее и что притворное состраданіе къ ней и ея дѣтямъ не болѣе, какъ жестокость и беззаконіе. «Посмотрите на небо, говорила она своимъ сыновьямъ, посмотрите горѣ и увидите тамъ Христа. Онъ со всѣми святыми ждетъ васъ. Вступите въ борьбу за своя души и покажите себя изъ любви ко Христу вѣрными Ему до смерти». Дѣти послушались убѣжденій своей матеря. Яннуарій объявилъ, что Господь поможетъ ему побѣдить все, преодолѣть всѣ препятствія, Феликсъ отвѣчать, что не только онъ, но и его братья готовы пострадать за Христа; заявилъ, что кто приноситъ идоламъ жертву, тотъ въ опасности лишится вѣчнаго спасенія, Сильванъ присовокупилъ къ этому, что кто чтитъ демоновъ, погибнетъ съ ними въ вѣчномъ огнѣ; Александръ, меньшій изъ братьевъ, еще дитя, воскликнулъ: «Я служитель Христа; я исповѣдаю Его устами, я вѣренъ Ему и въ сердцѣ своемъ; не смотря на молодость, я обладаю мудростію старца и никому не служу, кромѣ Бога». Виталій прибавилъ, что онъ желаетъ вѣчно жить со Христомъ и чтить истиннаго Бога, а не демоновъ. Послѣдній Марціалъ говорилъ: «Всѣ, которые не исповѣдываютъ Христа истиннымъ Богомъ, будутъ ввергнуты въ геенну огненную». Публій въ краткомъ отчетѣ передалъ все это Императору Антонину и – тотъ приказалъ мужественныхъ исповѣдниковъ вѣры Христовой отослать къ разнымъ судьямъ, которые присудили ихъ къ разнымъ мученіямъ. Фелицата, мать этихъ героевъ христіанъ, скончалась послѣднею: ей усѣчена была мечемъ голова. Акты заканчиваются прославленіемъ мучениковъ, какъ побѣдителей, какъ небесныхъ гражданъ, друзей Христа, Который живетъ и царствуетъ со Отцемъ и св. Духомъ во вѣки вѣковъ.

Св. церковь всегда глубоко чтила память этихъ св. мучениковъ; объ этомъ свидѣтельствуютъ церковныя пѣсни въ честь мучениковъ, древнія базилики въ Римѣ. Храмы, посвященные въ ихъ имя, вновь устроены, или, можетъ быть, возстановлены папами: Бонифаціемъ 1-мъ и Симмахомъ. Римская церковь изревле прославила ихъ, какъ мучениковъ, ихъ имена внесла въ свои мартирологіи, такъ св. Фелицата помѣщена въ нихъ под 23 числомъ ноября, а ея сыновья подъ 10 числомъ іюля; но при всемъ томъ неизвѣстно съ опредѣленною точностію въ какой день, или мѣсяцъ, даже въ какомъ году и при какомъ Императорѣ Антонинѣ скончались они. Руинартъ думаетъ видѣть упоминаемого въ мученическихъ актахъ Антонина Нѣжнаго (†161) и относить годъ ихъ мученической кончины къ 150 г.; между тѣмъ, какъ Бароній и Тиллемонъ Императоровъ Марка Аврелія Антонина (†180) и Люція Вера Антонина (†180) и мученичество ихъ полагаютъ между 164 и 175 г. Тѣло св. мучениковъ, какъ видно изъ древняго мартиролога Бухера, погребено было въ Римѣ на различныхъ кладбищахъ. Въ немъ читается такъ: sexto idus (і. е. julii) celebratur festum Felicis et Philippi; iu Priscillae (i. e. coemeterio), et in jordanorum (i. e. coemeterio), Martialis, Vitalis, Alexandri; et in Махіmі (i. e. coemeterio), Silani hunc Silanum martyrem, Novati turati sunt, et in Praetextati (i. e. coemeterio) Januarii. Кладбище, гдѣ было погребено тѣло св. Фелицаты, называется кладбищемъ св. Фелицаты. Многія части мощей этихъ святыхъ перенесены были въ Германію. Въ жизни Мейнверка, Епископа Падерборнскаго [†1039], говорится, что онъ во время своего пребыванія въ Римѣ получилъ отъ Папы разные подарки и между прочимъ: Tertium dimidium corpus septein fratrum filiorum s. Felicitatis, qui sub Antonino imperatore passi sunt, Philippi videlicet, Juvenalis et Felicis, et cranium s. Blasii и проч. (Bolland. t. l. ad 5 Jun, p. 520.). Вь 851 г. мощи мученика Александра перенесены были изъ Рима въ Вильдезгаузенъ, городъ бывшій тогда во владѣнія Голштейнъ Ольденбургскаго герцога. Объ этомъ перенесеніи мощей сохраняется доселѣ подлинное, писаное современникомъ сказаніе. Болландисты опубликовали и первую часть его присоединили къ мученическимъ актамъ, Св. Фелицаты и ея сыновей. (Bolland. t. 1.). Шейдтъ (Scheidt) напечаталъ это сказаніе въ полномъ видѣ въ своей Bibliotheca historica (Геттинген. 1758 г.) и Пертцъ вь Monument. hermaan. Historia 6, 11; р, 673, по подлинному манускрипту двухъ авторовъ, хранящемуся въ королевской библіотекѣ въ Ганноверѣ. Эти два автора знаменитый фульдскій монахъ Рудольфъ, ученый и вѣрный продолжатель Фульдской хроники (Annales), духовникъ Имиератора Людовика 2-го (по просьбѣ котораго Рудольфъ описалъ перенесеніе мощей мученика Александра и къ этому описанію присоединилъ всѣ акты, относящіеся въ 863 г.), и Мегингардъ, ученикъ Рудольфа, Фульдскій монахъ. По смерти своего учителя онъ окончилъ его сочиненіе, при пособіи означенныхъ документовъ и свой трудъ посвятилъ священнику, впослѣдствіи Майнцскому Архіепископу Сунтерольту. Въ этомъ описаніи, дорогомъ для исторіи Саксоніи, говорится, что перенесеніе мощей св. Александра, было совершенно самимъ Вальтпертомъ, внуковъ знаменитаго Саксонскаго героя Витекинда. Онъ былъ воспитанъ при дворѣ Императора Лотара и для пріобрѣтенія мощей своимъ землякамъ самъ отправлялся въ Римъ съ рекомендательными письмами Императора къ Папѣ и другимъ лицамъ. Ipse papa, замѣчается въ сказаніи, donavit, congregata multitudine civitatis, s. Dei Genetricis reilquias et aliorum sanctorum quam plurium, nec non etiam sancti Alexandri, Martyris, beatae Felicitatis filii, corpus integrum praesente omni populo.

Вольтпертъ, получивши такое драгоцѣнное сокровище во время своего путешествія въ Германію, не разъ видѣлъ, какъ отъ мощей св. мученика исцѣлялись многіе больные. – Нужно впрочемъ замѣтить, что Оттобернскій (Ottobeern) монастырь въ Швабіи заявляетъ, что въ немъ находятся мощи св. мученика Александра, сына Св. Фелицаты, но представляемые на это документы нельзя признать вполнѣ достовѣрными, вѣроятно чтимый въ этомъ монастырѣ мученикъ Александръ – другой, а не сынъ Фелицаты.

 

[Архіепископъ Димитрій (Самбикинъ)]

 

«Тамбовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1873. № 2. Ч. Неофф. С. 33-37.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: