Священникъ Эллій Верхоустинскій – Забытое таинство (таинство елеосвященія).

Среди таинствъ православной Церкви, совершаемыхъ ли по искреннему сознанію въ ихъ спасительности, или только ex officio, формально, въ силу чисто церковно-юридическихъ требованій, но, во всякомъ случаѣ, совершаемыхъ непремѣнно надъ извѣстными лицами въ извѣстное время, какое то особое, можно сказать, обидное положеніе занимаетъ таинство елеосвященія: оно почти забыто и, если гдѣ и совершается, то очень рѣдко, въ исключительныхъ случаяхъ и надъ исключительными личностями, передъ смертью. Сказанное справедливо особенно въ отношеніи нашего Прибалтійскаго края. Впрочемъ, насколько намъ извѣстно, и въ приходахъ другихъ епархій это таинство совершается также очень рѣдко. Въ эсто-латышскихъ же приходахъ о немъ, кажется, нѣтъ и помину. Мало того: большинство изъ православныхъ чадъ не имѣетъ о немъ никакого понятія, не знаютъ о его существованіи, о необходимости прибѣгать къ нему по ученію Православной Церкви; знанія, получаемыя учащимися въ начальныхъ училищахъ или юношами и дѣвицами на такъ называемыхъ катехизаціяхъ объ этомъ таинствѣ, очень скоро улетучиваются, а если усвояются, то преимущественно только теоретически. Стараются ли пастыри вводить это таинство въ жизнь своихъ прихожанъ, объ этомъ у насъ нѣтъ достовѣрныхъ свѣдѣній.

Пишущему же эти строки, пытающемуся вводить таинство елеосвященія въ жизнь своихъ прихожанъ, приходится пока констатировать въ общемъ какое-то странное, недовѣрчивое отношеніе ихъ къ его попыткамъ: за четыре года пастырствованія въ приходѣ было лишь два случая елеосвященія. Очевидно, таинство елеосвященія является для мѣстнаго православнаго люда какимъ-то большимъ новшествомъ, хотя оно искони существуетъ въ православной Церкви. Между тѣмъ, правильно дѣйствовавшее въ жизни, какъ и всѣ другія таинства, оно имѣло-бы весьма важное значеніе въ жизни христіанъ, оно принесло-бы громадную пользу ихъ религіозно-нравственному пониманію жизни, и черезъ это само собой содѣйствовало бы имъ въ достиженіи большаго религіозно-нравственнаго совершенства. Прежде всего, оно помогло-бы искорененію тѣхъ суевѣрій, которыя еще глубоко таятся среди простого народа, да нерѣдко и среди образованныхъ классовъ и находятся обыкновенно въ связи съ лѣченіемъ болѣзней – какъ тѣлесныхъ, такъ отчасти и духовныхъ. Думается, не будетъ преувеличеніемъ сказать, что здѣсь въ каждой мѣстности, въ каждомъ приходѣ живутъ и промышляютъ такъ называемые знахари и знахарки, шептуны и шептуньи. Къ этимъ-то мѣстнымъ колдунамъ и колдуньямъ любитъ прибѣгать за лѣченіемъ разныхъ болѣзней простонародье; къ нимъ-же оно часто обращается за помощью и въ душевномъ горѣ. И замѣчательно, что даже тамъ, гдѣ имѣется на мѣстѣ медицинская помощь (докторъ, аптека, фельдшеръ), больные нерѣдко обращаются за помощью – только къ знахарямъ или сначала къ нимъ, а потомъ уже постепенно – къ фельдшеру, аптекарю и наконецъ уже къ доктору. Что же касается молитвенной помощи Божіей, то къ ней или совсѣмъ не обращаются или тогда, когда больной уже лежитъ на краю могилы. И какъ странны, обидны, болѣзненны должны-бы быть пастырю такія явленія. Но мы – пастыри нерѣдко равнодушно относимся къ нимъ, а если и вступаемъ въ борьбу съ ними, то оказываемся малосильными въ дѣлѣ искорененія ихъ.

Дѣяствительно, если мы и проповѣдуемъ: «Ищите прежде всего Царствія Божія и правды Его»... «Просите – и дастся Вамъ, ищите – найдете, стучите – и отворятъ Вамъ»... «Отецъ Небесный дастъ блага просящимъ у Него»... «Непрестанно молитесь»..., то эти слова Божіи большею частію поверхностно скользятъ по душѣ какъ проповѣдующихъ, такъ и слушателей, не касаясь глубины ихъ сердецъ. Мало, а иногда, можетъ быть, и вовсе нѣтъ у насъ самихъ – проповѣдниковъ огня вѣры, огня молитвы, того, что называется душою ихъ, а отъ этого часто безплодны и наша вѣра, и наши молитвы, и наши проповѣди. И такъ какъ первымъ тормазомъ въ успѣшности пастырскаго добродѣланія является ненормальное взаимоотношеніе между нашимъ словомъ и дѣломъ, то пастырямъ прежде всего необходимо напрячь всѣ свои усилія къ уничтоженію этого ненормальнаго взаимоотношенія.

Въ частности же, для устраненія указаннаго неправильнаго отношенія пасомымъ къ таинству елеосвященія и тѣхъ суевѣрій, которыми поддерживается это отношеніе, по нашему мнѣнію, былъ бы успѣшенъ такой способъ пастырскаго дѣйствованія. Путемъ бесѣдъ или поученій слѣдуетъ разъяснять пасомымъ сущность и спасительность таинства елеосвященія, отъ времени до времени повторять эти разъясненія (настойчивое повтореніе и въ предметахъ вѣры поистинѣ есть мать религіознаго вѣдѣнія); пользуясь первымъ удобнымъ случаемъ, когда пригласятъ напутствовать больного св. Дарами, предлагать совершать надъ больнымъ прежде напутствованія таинство елеосвященія. Вообще каждый разъ прослышавъ о тяжкой болѣзни пасомаго, слѣдуетъ посѣщать больного и настойчиво предлагать совершить надъ нимъ это таинство. Самое совершеніе таинства слѣдуетъ обставлять, какъ можно торжественнѣе, – предваряя его теплымъ пастырскимъ словомъ и объясненіемъ совершаемыхъ надъ больнымъ обрядовъ; при совершеніи таинства имѣть въ рукахъ зажженныя свѣчи. Самое священнодѣйствіе должно совершать искренно, съ горячею вѣрою и убѣжденною прочувствованною молитвою... Самому пишущему эти строки впервые пришлось совершить таинство елеосвященія надъ тяжкой больной – тифозной. Впечатлѣніе отъ совершенія этого таинства было громадное: чисто дѣтское любопытство у присутствовавшихъ отъ новизны переживаемаго невольно соединилось съ пламенемъ горячей молитвы... И вотъ – почти безнадежно больная выздоровѣла и по настоящій день славитъ Бога за свое выздоровленіе... Конечно нельзя указывать на таинство елеосвященія, какъ на внѣшнее средство только, яко бы непремѣнно магически исцѣляющее всякаго больного: требуется мудрая пастырская предусмотрительность, какъ и всегда, разъясняющая сущность и необходимыя условія полученія помощи Божіей, согласно Священному Писанію, Преданію и святоотеческимъ примѣрамъ.

На елеосвященіе, называемое иначе и чаще въ обыденной жизни соборованіемъ, обыкновенно смотрятъ, какъ на приготовленіе къ смерти – къ переходу изъ здѣшней жизни къ будущей, въ то время какъ у насъ есть особый чинъ «на исходъ души» и молитва «на исходъ души»... И потому держащимся такого односторонняго взгляда на это таинство нужно чаще разъяснять и внушать, что оно есть спеціально врачебное благодатное средство, установленное Богомъ для помощи страждущимъ въ ихъ тѣлесныхъ и душевныхъ болѣзняхъ, – къ нему больные должны прибѣгать какъ къ источнику спасительной благодати. Если мы не будемъ благовременно пользоваться этимъ даромъ Господнимъ, то неблагодарны будемъ передъ великимъ Благодѣтелемъ нашимъ и крайне безпечны о своемъ спасеніи.

Съ введеніемъ таинства елеосвященія въ жизнь прихожанъ увеличится, безусловно, и трудъ пастыря, но не нужно бояться этого труда, разъ онъ спасителенъ для пасомыхъ: для пастыря на первомъ планѣ всегда долженъ быть его приходъ, прежде всего забота о спасеніи ввѣренныхъ ему чадъ... Правда, чинъ таинства елеосвященія очень великъ, можно сказать, самый большой среди чиновъ всѣхъ другихъ таинствъ; чтобы его сполна и благоговѣйно совершить по требнику, нужно больше времени, чѣмъ на совершеніе божественной литургіи. Но, думается, какъ на практикѣ, безъ ущерба существу дѣла, иногда сокращаются чины другихъ священнодѣйствій, такъ можетъ быть сокращенъ и чинъ таинства елеосвященія, только необходимо, во избѣжаніе соблазна для малыхъ сихъ, ввести однообразіе въ сокращеніи и санкціонировать его высшею церковною властію.

И такъ, гдѣ забыто таинство елеосвященія, пусть о немъ вспомнятъ, какъ о спасительномъ таинствѣ среди другихъ семи таинствъ Православной Церкви; гдѣ неправильно вслѣдствіе непониманія относятся къ нему, пусть дадутъ о немъ правильное понятіе и укажутъ правильное отношеніе къ нему. Забота о введеніи спасительнаго таинства елеосвященія въ жизнь пасомыхъ, безусловно, лежитъ на пастыряхъ, – и это возможно, если будетъ у насъ – пастырей больше энергіи, больше живой вѣры, больше огня молитвы... Вѣдь и чудеса совершаются лишь тамъ, гдѣ велика сила истинной Христовой вѣры и гдѣ горитъ огонь молитвы, они – естественный плодъ этой вѣры и молитвы и исполненіе словъ Спасителя: «все, что ни попросите у Отца Моего въ молитвѣ, дастся Вамъ»...

 

Свящ. Э. Верхоустинскій.

 

«Рижскія епархіальные вѣдомости». 1911. № 22. Ч. Неофф. С. 733-738.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: