СОБОРЪ СВ. АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХЪ СИЛЪ БЕЗПЛОТНЫХЪ. (Изъ сочиненій Преосвященнаго Иннокентія, Архіепископа Херсонскаго и Таврическаго).

Празднующимъ въ честь высокихъ и благотворныхъ лицъ всего ближе и пріятнѣе въ продолженіе празднества бесѣдовать между собою о сихъ лицахъ. Посему, братіе, и я намѣренъ побесѣдовать нынѣ съ вами о св. архангелахъ...

Хотя число ангеловъ крайне велико, тьмы темъ, по выраженію писанія; но архангеловъ только седмь. Азъ есмъ единъ отъ седьми святыхъ ангеловъ, – такъ говорилъ архангелъ Рафаилъ праведному Товиту, – иже приносятъ молитвы святыхъ и входятъ предъ славу Вседержителя (Тов. ХII, 15). И св. Іоаннъ, въ своемъ дивномъ Апокалипсисѣ, изрекая благодать и миръ церквамъ отъ Сущаго, и иже бѣ, и грядущаго, изрекаетъ потомъ благословеніе и отъ седми духовъ, иже предъ престоломъ Его суть (Апок. 1, 4)...

Изъ числа седми верховныхъ Духовъ, св. церковь первымъ признаетъ Михаила; почему и настоящее празднество именуется Соборомъ Архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ силъ. Кто, яко Богъ? означаетъ имя его; кто, яко Богъ? выражаютъ собою и всѣ дѣла его. Онъ первый восталъ противъ Люцифера, когда сей восталъ противъ Вседержителя. Извѣстно, чѣмъ кончилась эта первая ужасная брань – низверженіемъ Денницы съ неба. Съ тѣхъ поръ Михаилъ не престаетъ ратоборствуя за славу Творца и Господа всяческихъ, за дѣло спасенія рода человѣческаго, за церковь и чадъ ея: почему и изображается всегда въ воинственномъ видѣ, съ копіемъ или мечемъ въ рукѣ, имѣя подъ ногами Дракона, т. е. духа злобы. Бѣлая хоругвь, украшающая верхъ копія его, означаетъ неизмѣнную чистоту и непоколебимую вѣрность ангеловъ Царю небесному; а крестъ, коимъ оканчивается копіе, даетъ знать, что брань съ царствомъ тьмы и побѣда надъ нимъ самими архангелами совершается во имя креста Христова, совершается посредствомъ терпѣнія, смиренія и самоотверженія. Посему для тѣхъ, кои украшаются именемъ перваго изъ архангеловъ, всего приличнѣе отличаться ревностію по славѣ Божіей, вѣрностію Царю небесному и царямъ земнымъ, всегдашнею бранію противъ порока и нечестія, и всегдашнимъ смиреніемъ и самоотверженіемъ.

Второе мѣсто въ ряду ангеловъ принадлежитъ Гавріилу: имя означающее силу Божію. Поелику у небожителей названіе всегда выражаетъ самую вещь; то архангелъ сей, въ дѣлѣ служенія спасенію человѣческому, является особенно провозвѣстникомъ и служителемъ всемогущества Божія. Такъ – имѣетъ ли открыться сила Божія въ чудесномъ зачатіи Предтечи отъ престарѣлыхъ родителей? – вѣсть о семъ зачатіи возлагается на Гавріила. Имѣетъ ли произойти безсѣменное зачатіе самаго Сына Божія? – честь благовѣстія о семъ достается паки Гавріилу. Сей же архангелъ, ио мнѣнію Богомудрыхъ мужей, посланъ былъ для подкрѣпленія Спасителя въ саду Геѳсиманскомъ, и для возвѣщенія Богоматери Ея всечестнаго успенія. Посему церковь именуетъ его служителемъ чудecu. Но, служа чудесамъ, онъ потому самому есть особенный служитель и тайнъ Божіихъ: ибо одно предполагаетъ другое. Посему, когда нужно было нѣкогда открыть Даніилу пророку будущія событія, то онъ слышалъ гласъ: Гавріиле! скажи видѣніе оному (Дан. VIII, 16). Имѣя въ виду таковое служеніе Гавріила, св. церковь изображаетъ его иногда съ райскою въ рукѣ вѣтвію, которая принесена имъ была Богоматери, а иногда въ правой рукѣ съ фонаремъ, внутрь коего горитъ свѣща, а въ лѣвой – съ зерцаломъ изъ ясписа. Изображаетъ съ зерцаломъ – поелику Гавріилъ есть вѣстникъ судебъ Божіихъ о спасеніи рода человѣческаго, изображаетъ съ свѣщею въ фонарѣ, поелику судьбы Божіи бываютъ сокрыты до времени исполненія ихъ, и, по самомъ исполненіи, постигаются только тѣми, кои неуклонно смотрятъ въ зерцало слова Божія и своей совѣсти. Такимъ образомъ, если кому, то носящимъ имя Гавріила прилична та вѣра Божія (Марк. XI, 23), для коей, по слову самаго Спасителя, нѣтъ ничего невозможнаго; и если отъ кого, то отъ нихъ должно быть, какъ можно далѣе, то наказаніе, которое за скудость вѣры принужденъ былъ наложить нѣкогда сей архангелъ на отца Предтечи (Лук. 1, 20).

Рафаилъ, или полющь и исцѣленіе Божіе, есть имя третьяго архангела; имя потому самому любезное всѣмъ страждущимъ. Въ свящ. писаніи есть цѣлая книга, въ коей описывается, какъ сей архангелъ, въ видѣ человѣка, сопутствовалъ праведному Товіи, освободилъ отъ злаго духа его невѣсту, возвратилъ зрѣніе его престарѣлому отцу Товиту, и потомъ вознесся отъ нихъ на небо. Почему сей архангелъ и изображается съ сосудомъ врачебнымъ въ лѣвой рукѣ, а правою ведущій Товію. Весьма поучительны слова, сказанныя симъ архангеломъ при разлученіи съ семействомъ Товита. Благо молитва съ постомъ и милостынею и правдою, вѣщалъ Рафаилъ, милостыня бо отъ смерти избавляетъ и тая очищаетъ всякъ грѣхъ. Егда молился ecu ты и невѣстка твоя Сарра, азъ приношахъ память молитвы вашей предъ Святаго: и егда погребалъ ecu мертвыя, подобию присутствовахъ тебѣ; и егда не лѣнился ecu востати и оставити обѣдъ твой, да отшедъ покрывши мертваго, не утаился ecu мене благотворяй, но съ тобою бѣхъ (Тов. XII, 8. 9. 12-14). Посему кто желаетъ сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первѣе всего надобно самому быть милостнву къ бѣдствующимъ. Милостивые скорѣе всего бываютъ помилованы сами. Тѣмъ паче добродѣтель милосердія и сердоболія должна отличать носящихъ имя Рафаила: иначе у нихъ не будетъ духовнаго союза съ своимъ архангеломъ.

Четвертаго архангела изображаютъ съ мечемъ, обращеннымъ противу персей, а въ шуйцѣ – съ пламенемъ, низпущающимся долу; а имя его Уріилъ, т. е. свѣтъ или огнь Божій. Какъ ангелъ свѣта, онъ просвѣщаетъ умы людей откровеніемъ истинъ, для нихъ полезныхъ; какъ ангелъ огня Божественнаго, онъ воспламеняетъ сердца любовію къ Богу и потребляетъ въ нихъ нечистыя привязанности земныя. Итакъ это вашъ архангелъ, люди, посвятившіе себя наукамъ! Какъ отрадно должно быть для васъ знать, что нощныя бдѣнія и труды ваши надъ собраніемъ познаній освѣщаются не однимъ стихійнымъ мерцаніемъ отъ лампады, а и свѣтомъ отъ пламенника архангела. И вотъ, конечно, источникъ многихъ, истинно – полезныхъ и великихъ открытій въ области наукъ! тѣхъ открытій, о коихъ сами сдѣлавшіе ихъ замѣчаютъ, что они приходили на умъ внезапно, какъ бы по откровенію свыше. Удивительно ли приходить внезапнымъ озареніямъ свыше, когда есть особый архангелъ свѣта и познаній? – Чего однакоже можно ожидать отъ сего премірнаго наставника? – Откровенія тайнъ природы, превышающихъ нашъ разумъ и наши нужды? Предвозвѣщенія будущихъ событій, или чего-либо подобнаго? Нѣтъ, это дѣло не архангела. Послушайте, что отвѣчалъ Уріилъ одному благочестивому, но слишкомъ любознательному мужу, когда онъ въ жару страсти къ познаніямъ, желалъ увѣдать отъ него тайну міроправленія Божественнаго. Архангелъ не отрекся отвѣчать на вопросы, но потребовалъ, чтобы Ездра (такъ назывался сей мужъ) сдѣлалъ для него одно изъ трехъ: взвѣсилъ пламень огня, или указалъ начало вѣтра, или возвратилъ прошедшій день. Когда Ездра отрекся невозможностію сдѣлать это, то архангелъ сказалъ: аще быхъ вопросилъ мя, коль много жилищь есть во сердцѣ морскомъ, или коль тного жилъ есть надо твердію небесною, или кія суть предѣлы райскія; негли отвѣчалъ бы ми ecu: въ бездну не снидохъ, ни во адъ еще , ниже на небеса когда взыдохъ. Нынѣ же о семъ не вопросихъ тя, точію о огни, и о вѣтрѣ и дни, въ онъ же ecu пребывалъ, и безъ сихъ вещей быти не можеши: и ты о сихъ ничтоже ми отвѣгцалъ ecu. Ты сихъ убо, яже твоя суть, и съ тобою возрастоша, познати не можеши, и какъ сосудъ твой возможетъ вмѣстити пути Вышито (3 Езд. IV, 7-11)? – Замѣтьте урокъ сей, люди, преданные наукамъ, и не забывайте, по примѣру вашего архангела, быть служителями не одного свѣта истины, а и огня Божественной любви. Разумъ кипитъ, одна любы созидаетъ (1 Кор. VIII, 1).

Пятый архангелъ есть верховный служитель молитвы и называется Салафіилемъ. Чистая и пламенная молитва сама можетъ служить вмѣсто херувима для души, охраняя ее отъ всѣхъ враждебныхъ силъ. Но каковы наши молитвы? – Слабы, кратки, нечисты, холодны. И вотъ, Господь, зная сколь необходима для каждаго изъ насъ молитва, даровалъ намъ цѣлый ликъ ангеловъ молитвенныхъ съ ихъ вождемъ Салафіилемъ, да чистымъ дохновеніемъ устъ своихъ согрѣваютъ наши хладныя сердца и подвизаютъ ихъ на молитву, – да вразумляютъ насъ, о чемъ, когда и какъ помолимся, – да возносятъ самыя прошенія наши къ престолу благодати. Когда увидите, братіе, на иконѣ архангела, стоящаго въ молитвенномъ положеніи, съ очами потупленными долу, съ руками, приложенными съ благоговѣніемъ къ персямъ, – то знайте, что это Салафіилъ. А видя въ такомъ положеніи самаго архангела молитвы, старайтесь сами, во время молитвы быть всегда въ положеніи, приличномъ молящемуся. Приличномъ, – говорю, ибо у многихъ нѣтъ и сего. Смотря на то, какъ иные изъ насъ молятся, подумаешь, что они не просятъ, а повелѣваютъ и угрожаютъ Тому, у кого просятъ. Это ли молитва?...

У шестаго архангела въ десницѣ златой вѣнецъ, а въ шуйцѣ бичь изъ трехъ червленныхъ вервій. Это потому, что обязанность сего архангела, съ ликомъ ангеловъ ему ввѣренныхъ, есть поощрять наградою благъ вѣчныхъ и защищать именемъ святыя Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся въ различныхъ родахъ служенія во славу Божію: почему онъ и называется Егудіbлъ или хвала Божія. Между нами нѣтъ людей носящихъ это имя; за то всякій изъ насъ, отъ мала до велика, обязанъ жить и трудиться для славы Божіей: и коль скоро труждается надъ симъ воистину, то быть не можетъ, чтобы не встрѣчалъ при семъ различныхъ препятствій. Ибо по нашей грѣшной землѣ, среди насъ грѣшныхъ людей всякое благое дѣло иначе не совершается, какъ съ трудомъ, а многія – съ великимъ и тяжкимъ. Что нужды? Господь и Владыка нашъ не обидливъ забыта никакого благаго дѣла нашего н никакого труда любве (Евр. VІ, 10) во имя Его: чѣмъ больше подвигъ, тѣмъ выше и свѣтлѣе награда. Въ десницѣ архангела не напрасно вѣнецъ: это награда для воина, который во время брани не щадитъ жизни за церковь и отечество, а во время мира никогоже обидиmъ, доволенъ своими оброки (Лук. III, 14); для градоправителя, который не воздремлетъ, ниже уснетъ, храняй ввѣренный ему градъ, – для судіи, который твердо держитъ вѣсы правды, судитъ безъ лицепріятія сира и смиренна: это награда для пастыря церкви, право правящаго слово истины, – для домовладыки, подающаго примѣръ Богобоязненности своимъ домашнимъ, – для раба, несущаго съ вѣрою и терпѣніемъ свой жребій.

Послѣднему Архангелу, – послѣднему по порядку, а не по достоинству и силѣ, – Богомудрые учители церкви даютъ названіе Варахіила. Это Ангелъ благословеній Божіихъ, какъ то означаетъ его имя и выражаетъ тотъ видъ, въ какомъ представляется онъ на св. иконахъ; ибо его изображаютъ со множествомъ цвѣтовъ розовыхъ въ нѣдрахъ его одежды. Поелику благословенія Божія различны, то и служеніе сего архангела многообразно; чрезъ него ниспосылается благословеніе домочадія и благоустройства семейственнаго; чрезъ него пріемлется благословеніе плодовъ земныхъ; чрезъ него сподобляются благословенныхъ успѣховъ въ купляхъ и прочихъ дѣлахъ житейскихъ. Но когда сподобляются? Тогда, безъ сомнѣнія, когда земныя благословенія хотятъ принимать для стяжанія благословеній небесныхъ и вѣчныхъ: когда напр. желаютъ имѣть чадъ, дабы воспитать ихъ въ страхѣ Божіемъ; ожидаютъ обилія плодовъ земныхъ, дабы подѣлиться ими съ бѣдностію, истаевающею отъ глада; ищутъ умноженія доходовъ, дабы имѣть возможность украсить храмъ Божій, призрѣть сираго, искупить должника невиннаго, и тому подобное. Въ противномъ случаѣ Господь не пошлетъ, и архангелъ не принесетъ благословенія. Какъ же, скажете, міролюбцы, совершенно забывшіе Бога, пользуются иногда всѣми дарами счастія земнаго? Для нераскаянныхъ – это даръ гнѣва, а не любви Божественной: служителемъ сихъ даровъ – не архангелъ, а тотъ міродержитель тьмы вѣка сего, который самому Сыну Божію дерзнулъ сказать: сія вся дамъ ти, аще падъ поклонишимися (Матѳ. IV, 9).

Таковъ соборъ архангеловъ! Таковъ по отношенію къ намъ и нашему спасенію! Ибо, каковъ онъ въ пренебесной силѣ, лѣпотѣ и величіи своемъ, этого не дано теперь знать намъ. Узримъ, когда сподобимся стать одесную престола Божія и войти въ самый соборъ ангеловъ. Я говорю: войти, ибо человѣкъ, по разумѣнію многихъ учителей Церкви, для того и созданъ (тѣмъ паче для того возсозданъ), чтобы восполнить собою въ сонмѣ ангеловъ тотъ недостатокъ, который произошелъ чрезъ отпаденіе отъ свѣтлаго лика ихъ Люцифера съ его воинствомъ.

Посему, празднуя соборъ архангеловъ и ангеловъ, мы должны, брат., помыслить и о нашемъ будущемъ собраніи къ нимъ. Одно изъ двухъ неизбѣжно: надобно, непремѣнно надобно быть нѣкогда или въ соборѣ ангеловъ, или среди скопища духовъ отверженныхъ. Кто можетъ рѣшиться на послѣднее? Но, желая перваго, надобно заблаговременно приготовлять себя къ сожитію съ ангелами чрезъ стяжаніе мыслей и чувствъ ангельскихъ. Ибо и на землѣ, тѣмъ паче на небѣ, живутъ въ мирѣ и постоянномъ союзѣ токмо тѣ, кои стремятся къ единой и тойже цѣли, и оживлены единымъ и тѣмъ же духомъ. Аминь.

 

«Прибавленіе къ Херсонскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ». 1860. № 9. С. 530-538.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: