СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ. (Беседы пастыря).

 

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.

(Беседы пастыря).

I.

Въ настоящiй день обращаю слово мое къ вамъ, христiанскiе супруги, мужи и жены, отцы и матери семействъ, и намеренъ побеседовать съ вами о вашихъ обязанностяхъ.

Чтобы лучше объяснить вамъ эти важныя и священныя обязанности, я скажу вамъ сперва о самомъ начале и назначенiи семейной жизни. И такъ, откуда ведетъ свое начало семейная жизнь? Союзъ супружескiй, союзъ мужа съ женою, а отсюда — и семейная жизнь, установлены и освящены самимъ Господомъ Богомъ еще въ раю. „И сотвори Богъ человека, сказано въ слове Божiемъ, по образу Божiю сотвори его, мужа и жену сотвори ихъ: и благослови ихъ Богъ, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю" (Быт. 1, 27, 28). Когда пришелъ на землю Сынъ Божiй, Господь нашъ Iисусъ Христосъ, то и Онъ подтвердилъ законъ супружества, повторивъ слова, которыя также сказалъ Богъ въ раю, когда создалъ жену первому человеку и установлялъ законъ супружества: „оставитъ человекъ отца своего и матерь, и прилепится къ жене своей, и будутъ двое —одна плоть". Чтобы дать людямъ понять, какъ достоинъ почтенiя союзъ брачный, Онъ самъ благоволилъ быть съ пречистою Матерiю своею и учениками на браке въ Кане галилейской, какъ то читается, если помните, въ св. евангелiи при венчанiи. Но будучи установленъ Богомъ еще въ раю, подтвержденный Христомъ Спасителемъ, брачный союзъ получилъ въ Христовой церкви еще особенное, высшее освященiе, какъ то объяснили св. апостолы и ученики Христовы. Такъ св. Павелъ, повторивъ слова Спасителя о брачномъ союзе, что въ немъ двое — мужъ и жена—будутъ одна плоть, прибавляетъ: тайна сiя велика: я говорю по отношенiю ко Христу и къ церкви. Заметьте, братiе: тайна сiя велика! учитъ слово Божiе.

Вотъ почему бракъ и почитается таинствомъ въ ряду семи св. таинствъ, установленныхъ въ церкви по преданiю апостоловъ, которыхъ училъ Господь, просвещалъ Духъ Святый. Но какая это тайна, во имя которой освящается су­пружескiй союзъ въ таинстве брака? Припомните слова апостола: тайна сiявелика: я говорю по отношенiю ко Христу и церкви. Между Христомъ и церковiю, т. е. верующими, есть таинственный, теснейшiй союзъ, по кото­рому церковь называется теломъ Христовымъ, а Христосъ главою этого тела. Потому-то церковь должна жить одною жизнiю со Христомъ, Который и пребываетъ съ нею не­разлучно, просвещаетъ Своимъ ученiемъ, согреваетъ и освящаетъ Своею благодатiю, управляетъ духомъ Своимъ. И кто изъ членовъ церкви или верующихъ прилепится къ Гос­поду, живущему въ церкви своей, тотъ есть единъ духъ съ Господомъ. Такой теснейшiй и таинственный союзъ Господа съ церковiю и всякою христiанскою душою основанъ на любви, по которой Господь кровiю Своею прiобрелъ Себе церковь, т. е. верующихъ въ Него, чтобы, очистивъ, просветивъ, освятивъ ихъ, соединить съ Собою въ вечной, всеблаженной жизни на небе. Вотъ почему Онъ называется небеснымъ женихомъ, а церковь и всякая христiанская душа—невестою Его. Въ знаменiе, во образъ такого-то таинственнаго союза Христа съ церковiю и освящается супружескiй союзъ въ таинстве брака!

Изъ этого можете, братiе, видеть, какое высокое значенiе, достоинство, святость дается въ христiанстве брачному союзу.

То союзъ не только — внешнiй, телесный, но прежде всего—духовный: союзъ двухъ сердецъ, душъ, составившихъ какъ бы одну душу, одну жизнь, одно существо. И вотъ что значатъ слова: будутъ двое — одна плоть, т. е., какъ одно существо, какъ бы одно лице. Для чего такой союзъ? Для того, чтобы чрезъ такое соединенiе двухъ душъ, двухъ жизней въ одну жизнь, общая эта жизнь была полнее, богаче, лучше, чтобы то, что есть лучшаго въ муже, сообщалось жене, а что—лучшаго въ жене усвоялось мужу, словомъ, чтобы, живя въ тесномъ и неразрывномъ союзе, супруги темъ успешнее трудились для своего усовершенiя духовнаго, счастiя на земле и спасенiя на небе. Этому-то учитъ и слово Божiе, когда говоритъ, что мужъ можетъ святиться, спасаться чрезъ жену, а жена — чрезъ мужа. Вотъ—та высокая цель, которая прежде всего освящается для супружескаго союза въ таинстве брака! Вместе съ темъ освящается и другая цель этого союза — благословенное рожденiе и христiанское воспитанiе детей для умноженiя царства Божiя, т. е. общества верующихъ во Христа и спасающихся чрезъ Него.

Теперь, если вы поняли, братiе, высокое и священное значенiе супружескаго союза, то вамъ уже не трудно уразуметь и важныя обязанности христiанскихъ супруговъ. Первая обязанность это — взаимная любовь. Она должна быть самымъ началомъ, основой супружескаго союза. Изъ нея должно выходить и свободное согласiе жениха и невесты на вступленiе въ этотъ союзъ. Объ этомъ согласiи и спрашиваетъ церковь при венчанiи. Вотъ почему не хорошо делаютъ те родители, которые, иногда устраиваютъ женитьбы своихъ детей противъ ихъ воли, даже безъ спросу у нихъ. „Поживется — слюбится", — говорятъ при этомъ. Бываетъ и такъ, но очень не редко бываетъ и наоборотъ. Но служа основою согласiя на супружество, любовь еще крепче должна быть въ самой уже супружеской жизни. Съ летами она должна не слабеть, а рости, крепнуть, постоянно одушевлять супруговъ, ихъ взаимный союзъ, подобно тому, какъ любовь составляетъ основу союза Христа съ церковiю!

Св. ап. Павелъ такъ учитъ объ этомъ: „Мужья, говоритъ онъ, любите своихъ женъ, какъ и Христосъ возлюбилъ церковь, и Самого Себя предалъ за нее. Мужья должны любить своихъ женъ такъ, какъ свои тела: любящiй свою жену любитъ себя самого".

Вотъ такою должна быть любовь мужа къ жене и такова же должна быть и любовь жены къ мужу, такъ чтобы они двое были, какъ одна плоть, одна душа, одно тело, жили душа въ душу, думали какъ бы однимъ общимъ умомъ, чувствовали однимъ сердцемъ, действовали одною волею, жили одною жизнiю.

При такой любви и такомъ тесномъ единенiи между супругами, очевидно, жизнь ихъ можетъ быть всегда сча­стливою не въ довольстве только, но и въ нужде, бедности. Где—миръ и любовь, тамъ нетъ уже места ни ссорамъ, ни обидамъ, ни поношешямъ и укоризнамъ и другимъ непрiятностямъ, тамъ и малый кусокъ хлеба, разделяемый любовiю, заменяетъ сытную трапезу, тамъ и слезы, растворяемыя взаимнымъ сердечнымъ участiемъ,. кажутся сладкими, тамъ и самые недостатки въ той или другой стороне покрываются взаимною снисходительностiю и исправляются взаимнымъ содействiемъ, советомъ, просьбою. Вернымъ выраженiемъ сердечности взаимныхъ отношенiй между супругами служитъ супружеская верность, неизменная до смерти и чуждая не только делъ, но и мыслей непозволительныхъ. Она необходимо предполагается искреннею, нелицемерною, крепкою, какъ смерть, любовiю, служитъ печатiю, венцомъ этой любви, и заграждаетъ входъ въ жилище любящей другъ друга четы всякимъ подозренiямъ, ревности и другимъ, противнымъ чистой и святой любви и нарушающимъ семейное счастiе и спокойствiе, порокамъ.

Храня взаимную любовь, верность, христiанскiе су­пруги обязываются заботиться другъ о друге, какъ бы каждый изъ нихъ заботился о себе самомъ,—обязываются помогать другу другу во всехъ трудахъ и попеченiяхъ житейскихъ, не разделяя трудовъ и заботъ на мои и твои,— обязываются утешать другъ друга въ горести и несчастiи, сорадоваться другъ другу въ счастiи, подавать другъ другу советы, другъ друга предостерегать, и, что всего важнее, обязываются утверждать другъ друга въ истине и добродетели, молиться не только другъ за друга, но и другъ съ другомъ и, такъ сказать, общими силами содевать свое спасенiе.

Кромъ исчисленныхъ общихъ обязанностей, есть у хри-стiанскихъ супруговъ и другiя обязанности—частныя, изъ коихъ одне более относятся къ мужу, а другiя къ жене. Какiя это обязанности? Мужъ есть глава жены, говоритъ св. ап. Павелъ, какъ и Христосъ—глава церкви, и вместе Спаситель тела. Отсюда, какъ глава управляетъ теломъ, печется объ немъ, бережетъ его, защищаетъ его и проч., такъ точно и мужъ есть главный распорядитель и упра­витель въ доме, и его первейшая обязанность —беречь, хранить и защищать свою жену, какъ свое собственное тело; его прямой долгъ — трудами своими доставлять содержанiе какъ ей, такъ и всему семейству. Съ такою сердечною заботливостью о жене не совместна никакая грубость, суровость, въ которой можетъ вызвать мужа перевесъ въ немъ силы предъ женою. Къ сожаленiю, бываютъ у насъ примеры такой суровости, бываютъ даже побои женамъ отъ мужей, особенно подъ пьяную руку. Это со­вершенно не по-христiански. Это—тяжкiй грехъ противъ природы и противъ заповеди Божiей, изреченной въ слове Божiемъ такъ: мужья, любите женъ вашихъ и не будьте къ нимъ суровы! (Колос. 1, 19). Когда ты поднялъ руку на жену, то вспомни, что это—все равно, что на себя под­нимаешь: если ты этого не чувствуешь, то ты—самый же-стокiй, безчувственный человекъ! Но бойся, чтобъ не привела тебя въ чувство карающая рука Божiя! И мало того, что мужъ не долженъ оскорблять, угнетать свою жену, онъ обязанъ еще быть уважительнымъ, внимательнымъ къ ней, именно потому, что она слабее его, но, подобно ему, живетъ для высокой цели. Не отъ себя говорю это, а изъ слова Божiя, которое учитъ: мужья! обращайтесь благоразумно съ женами, какъ съ сосудомъ слабейшимъ, и оказывайте имъ честь, какъ сонаследницамъ животворной благодати (Петр. 3, 7).

Какiя же особенныя обязанности жены предъ мужемъ? Жены! своимъ мужамъ повинуйтесь, какъ Господу, потому что мужъ есть глава жены, говоритъ тотъ же св. апостолъ. Отсюда особенная обязанность жены состоитъ въ повиновенiи своему мужу. Св. Апостолъ присовокупляетъ даже, что „жена да боится своего мужа". (Ефес. 5, 33). Но христiанскiе супруги не должны здесь думать, что жена должна повиноваться мужу, бояться его, трепетать предъ нимъ, какъ раба, какъ подданная, какъ невольница. Такъ было только у народовъ поганыхъ, неверныхъ, или язычниковъ. У насъ, христiанъ, повиновенiе жены мужу должно быть не рабское, порождаемое страхомъ немилости мужа, какъ господина, а свободное, сердечное, порождаемое любовiю къ мужу, какъ наилучшему другу жизни. Каждая добрая жена непременно сознаетъ, что она безъ мужа — слабое творенiе, что мужъ — ея защита и опора, что онъ всегда—опытнее и предусмотрительнее ея; вследствiе сего она всемъ сердцемъ вверяется его руководству, охотно слушаетъ его благiе советы, съ любовiю повинуется его добрымъ распоряженiямъ и приказанiямъ; она старается угождать ему и постоянно носитъ въ душе опасенiе, по­жалуй, скажемъ, страхъ, какъ бы не оскорбить чемъ нибудь своего любимаго друга, самаго надежнаго руководителя, покровителя и защитника. Такою покорностiю, кротостiю, вообще добрымъ нравомъ, примерною жизнiю, жена можетъ сделать пользы, добра себе, мужу, всей семье гораздо более, чемъ, напр., упрямствомъ, ворчливостiю, хитростiю. Кроткимъ, добрымъ нравомъ, житiемъ жена можетъ переделать худо на добро, исправить мужа. Это также заверяетъ намъ слово Божiе. Известно, что когда при апостолахъ только что основалась вера, церковь Христова между неверными, то часто случалось, что въ одной семье мужъ оставался еще невернымъ, а жена уже сделалась христiанкой. И вотъ такимъ-то женамъ, у которыхъ мужья еще упорно отвергали слово веры, св. апостолъ Петръ говоритъ: „вы, жены, повинуйтесь своимъ мужьямъ, дабы те изъ нихъ, которые не покоряются слову, житiемъ женъ своихъ безъ слова прiобретаемы были, когда увидятъ ваше чистое и богобоязненное житiе."И всегда много было и бываетъ примеровъ, что старанiемъ доброй, кроткой, терпеливой и разумной жены мужъ отставалъ отъ дурныхъ нравовъ, навыковъ, напр., пьянства, мотовства, драчливости, распущенности, делался порядочнее, умереннее, набожнее и т.п. Если же тебе, супруга, нетъ надобности исправлять мужа, то чемъ онъ достойнее, темъ более старайся быть достойною его, подражать, особенно же быть помощницею ему. Этотъ главный долгъ указанъ самимъ Богомъ предъ созданiемъ жены первому человеку. Не добро быти человеку единому, сказалъ Богъ, сотворимъ ему помощника по нему. „Потому-то долгъ каждой жены—помогать мужу въ его трудахъ и заботахъ, смотреть за домашнимъ хозяйствомъ и постоянно заботиться о томъ, чтобы искреннею любовiю и нежною внимательностiю къ мужу услаждать его домашнюю жизнь такъ, чтобы онъ въ ласкахъ и внимательности къ себе со стороны подруги своей жизни находилъ успокоенiе отъ своихъ трудовъ и забывалъ тяжесть ихъ.

Но, любя другъ друга, заботясь другъ о друге, трудясь и, такъ сказать, живя другъ для друга, не забывайте, христiанскiе супруги, что более всего должны вы любить Бога, жить для Бога и своего спасенiя. Есть опасность, что среди обыденныхъ семейныхъ заботъ, попеченiй вы можете забывать о Боге. Объ этой опасности напоминаетъ и слово Божiе, когда указывая превосходство жизни девственной, посвященной Богу, предъ жизнiю супружеской, говоритъ: „неженатый заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу; а женатый заботится о мiрскомъ, какъ угодить жене... Незамужняя заботится о Господнемъ, какъ угодить Господу, чтобы быть святою и теломъ, и духомъ; а замужняя заботится о мiрскомъ, какъ угодить мужу". Но постарайтесь, христiанскiе супруги, удалить такую опасность. Это возможно. Можно и живя въ супружестве достигнуть такой же и даже высшей праведности, какъ и живя въ девстве, въ строгихъ подвигахъ отшельничества. Великому подвижнику Макарiю, спасавшемуся въ пустыне, однажды было открыто, что неподалеку отъ него есть въ мiре две жены, праведностiю—выше его. Святой пошелъ искать ихъ и, нашедши ихъ въ одномъ доме, спросилъ: „въ чемъ ваша праведность, какiя дела ваши?»—„Какiя же у насъ дела особенныя! сказали оне. Мы живемъ съ мужьями, какъ и всякiя жены". Старецъ упрашивалъ ихъ еще сказать что-либо о своей жизни, и оне сказали: вышли замужъ въ одинъ домъ за родныхъ братьевъ, и съ техъ поръ вотъ пятьдесятъ летъ живемъ вместе и не сказали одна другой ни одного злого или сквернаго слова, никогда не ссорились, а всегда жили и живемъ мирно. Хотели было мы оставить мужей и посвятить себя одному Богу, но мужья не захотели отпустить насъ, мы повиновались имъ и дали обетъ, чтобы, и въ мiре оставаясь, не говорить никакого худого слова мiрского". Заметьте, жены и мужья, что семейныя обязанности, заботы не помешаютъ вамъ, если только захотите быть людьми благочестивыми, пра­ведными, быть въ числе угодниковъ Божiихъ. Въ житiяхъ святыхъ есть множество примеровъ святыхъ Божiихъ, жившихъ въ мiре, христiанскихъ мужей и женъ. Тамъ же видимъ много примеровъ и на то, какъ христiанскiе супруги помогали другъ другу упражняться въ добрыхъ делахъ, поддерживали, поощряли другъ друга въ подвигахъ благочестiя, молитвы, покаянiя, самоисправленiя, въ делахъ милосердiя, благотворенiя и другихъ, словомъ—общими силами соделывали свое спасенiе. Чемъ живее была взаимная любовь ихъ, темъ шире и сильнее была общая любовь ихъ къ небесному жениху каждой христiанской души—Господу Iисусу Христу!

II.

Помните ли, други мои, прошлую беседу мою? Я говорилъ о томъ, кто установилъ семейный союзъ и какое значенiе имеетъ этотъ, освященный Богомъ союзъ. Затемъ говорилъ я и о томъ, какiя обязанности христiанскихъ супруговъ—мужей и женъ. Но когда Господь Богъ благословилъ, или благословитъ, супруговъ детьми, прi-умножилъ семью ихъ, то здесь возникаютъ новыя обязанности. Это—обязанности родителей къ детямъ. Объ нихъ-то буду теперь беседовать и обращаю слова мои къ вамъ, христiанскiе отцы и матери!

Чувствуете ли вы, христiанскiе отцы и матери, высокую честь свою, ту именно честь, что вы — отцы и матери? Самъ Богъ любитъ называться Отцомъ нашимъ, самъ Сынъ Божiй благоволилъ иметь Матерь, благословенную въ женахъ, Деву Марiю! Если чувствуете это, то поймите и священный долгъ вашъ, или те обязанности, какiя лежатъ на васъ по отношенiю къ детямъ. Какiя это обязанности? Укажу на главныя и кратко.

Первая это — любовь къ детямъ. Но нужно ли еще учить васъ ей? Не самая ли природа даетъ эту любовь родителямъ? И звери несмысленные—и те любятъ и жалеютъ своихъ детенышей? Не сама ли природа, или лучше Богъ, все мудро устроившiй въ природе, устроилъ и то, что любовь родительская постоянно оживляется, возбуждается, награждается тою утехою, радостiю, какая сама собою возникаетъ въ сердце отца и матери при взгляде на детей, при ласканiи ихъ? Не Онъ ли устроилъ, что дети-малютки, неимеющiя, кажется, ничего, чемъ бы могли нравиться, привлекаютъ сердца родителей однимъ своимъ взглядомъ, ласками, своимъ детскимъ языкомъ или лепетомъ, который и безъ словъ говорить нежнее, трогательнее языка людей взрослыхъ? Такъ! не любить детей родителямъ неестественно! И если бы нашлись отцы, матери, не любящiе своего дитяти, то ихъ можно бы назвать безчеловечными, худшими на этотъ разъ, самыхъ дикарей и зверей!

Итакъ, я надеюсь, что вамъ, почтенные отцы и матери, мне нечего напоминать о любви къ детямъ. Но вотъ о чемъ, быть можетъ, следуетъ напомнить, если не всемъ, то некоторымъ изъ васъ. Бываетъ, что однихъ детей любятъ больше, другихъ меньше. Это нехорошо, несправедливо! Пусть, напримеръ, одно твое дитя красивее, дороднее, умнее, бойчее другого. Утешайся первымъ, но люби равно и последняго. Разве и оно не также — твое дитя? Разве оно виновато въ своихъ недостаткахъ? Не темъ ли более ты долженъ жалеть его, что оно — съ недостатками, чтобы своею любовiю ободрить его, какъ бы вознаградить за его недостатки? При томъ, кто знаетъ, что еще будетъ изъ каждаго изъ твоихъ детей? Слово Божiе учитъ, что часто последнiе бываютъ первыми и первые последними. Но твое дитя, скажешь, злонравно, непослушно, лениво, распущено? Темъ больше, отвечу я, ты жалей его, а отнюдь не ненавидь. Кто знаетъ, можетъ быть и оно, какъ тотъ блудный сынъ, одумается, исправится. Твоя любовь вернее злости исправитъ его; если для исправленiя ты долженъ наказывать его, то и это делай отъ любви, а не отъ злости. Но тутъ я уже перехожу ко второй обязанности родительской.

Эта вторая обязанность есть попеченiе о детяхъ. Та же природа, которая вложила въ сердце родителей любовь къ дътямъ, внушаетъ имъ и заботиться о детяхъ. Взгляните на малое дитя. Оно слабо, безпомощно, неразумно, не можетъ само прокормиться, прожить, сказать о своей нужде, боли. А сколько разъ оно бываетъ въ опасности обрезаться, обжечься, искалечиться, убиться! Какъ тутъ не поверить, что детей хранитъ некая высшая сила! А Спаситель нашъ учитъ, что есть у нихъ ангелы — хранители, которые всегда видятъ лице Отца небеснаго. Но уповая на Бога и ангела хранителя, христiанскiе отцы и матери, заботьтесь и сами о детяхъ. Съ вами Отецъ небесный раздаляетъ попеченiе свое о вашихъ детяхъ и некогда потребуетъ отъ васъ отчета въ немъ.

Но въ чемъ должно состоять попеченiе о детяхъ?

Прежде всего — въ христiанскомъ воспитанiи ихъ. Дети ваши чрезъ крещенiе возрождены духовно, усыновлены Богу, стали наследниками царствiя небеснаго. Имейте же всегда въ памяти это высшее назначенiе детей, назначенiе каждаго человека. Объ немъ-то говоритъ и Спаситель. Самъ Онъ, Сынъ Божiй благоволилъ быть Сыномъ человеческимъ и былъ младенцемъ. Любилъ онъ детей и приближалъ ихъ къ себе. Когда среди народа приводили къ Нему детей, а окружавшiе Его не допускали ихъ, то Онъ сказалъ: пустите детей и не препятствуйте имъ приходить ко Мне; ибо таковыхъ есть царствiе небесное. Старайтесь же, отцы и матери, воспитать детей прежде всего для царствiя небеснаго. Съ раннихъ летъ вселяйте въ нихъ любовь къ Богу и ближнимъ, учите молиться, веруя, что Господь принимаетъ себе хвалу и изъ устъ младенцевъ и ссущихъ, наставляйте на всякую душеспа­сительную истину, всякое добро. Такъ всегда поступали древнiе, свято-чтимые христiане, напримеръ, тъ, которые жили во времена гоненiй, когда язычники мучили и убивали христiанъ за веру: „Сынъ мой! говорила одна мать своему сыну, не считай твоихъ годовъ, но съ самыхъ юныхъ годовъ начни въ сердце своемъ носить истиннаго Бога. Ни что въ свете не достойно столь горячей любви, какъ Богъ; ты скоро увидишь, что для Него оставляешь, и что въ Немъ прiобретаешь". Или еще примеръ. „Отъ кого ты узналъ, что Богъ — одинъ?" спросилъ языческiй судья христiанскаго отрока. Тотъ отвечалъ: „Этому научила меня мать, а мать мою научилъ Духъ Святый и научилъ ее для того, чтобы она меня научила. Когда я качался еще въ колыбели и сосалъ ея грудь, тогда еще научился веровать во Христа". Вотъ почему дети тогдашнихъ христiанъ были такъ тверды въ вере, такъ мужественны и сильны духомъ, что нередко вместе или вследъ за отцами, матерями переносили все страданiя и даже умирали за Христа.

Но, воспитывая своихъ детей для царствiя Божiя, для жизни небесной, старайтесь воспитывать ихъ и для земной жизни, заботьтесь о земномъ счастiи ихъ. Что для этого нужно? И для этого весьма много будетъ значить то, если вы воспитаете детей вашихъ по христiански. Спаситель говоритъ: ищите прежде царствiя Божiя и правды его, и все сiе, т.е. все прочее, что необходимо для жизни, приложится вамъ. А святой апостолъ Павелъ учитъ, что благочестiе на все полезно, ибо ему принадлежитъ обетованiе настоящей и будущей жизни. Такъ, братiе, если дети ваши, при вашихъ старанiяхъ, выйдутъ добрыми христiанами, то это будетъ самымъ надежнымъ залогомъ и земного счастья ихъ. Почему? Потому что, во-первыхъ, добраго христiанина и Богъ благословить добромъ, во-вторыхъ, добрый христiанинъ будетъ и добрымъ семьяниномъ, усерднымъ слугою, честнымъ человекомъ и т. д.,— словомъ онъ будетъ веренъ своимъ обязанностямъ, потому и покоенъ совестiю: а такой человекъ всегда счастливее другихъ. Если онъ и не будетъ иметь многаго, то сумеетъ быть довольнымъ немногимъ, а потому и счастливымъ. Если и постигнутъ его беды и скорби; то онъ перенесетъ ихъ благодушнее, тверже другихъ, находя облегченiе въ надежде на Бога и блаженную вечность.

Но, помня все это, отцы и матери, отнюдь не прене­брегайте и обыкновенными средствами къ счастiю вашихъ детей. Какiя это средства?

Первое — это забота о здоровьи вашихъ детей. Здоровье есть драгоценнейшее благо жизни. — Что человекъ безъ здоровья? Помните же, особенно матери, что отъ детства часто зависитъ здоровье на всю жизнь. А для здоровья нужны: хорошая своевременная пища, чистота и опрятность, упражненiе силъ работой, но не чрезмерной, не надрывающей молодыхъ силъ, также—присмотръ, чтобъ дитя не схватило какой болезни, напримеръ, простуды, кашля, когда оно прозябнетъ, промокнетъ, не прибилось, не искалечилось: а если, по несчастiю, заболело оно, то нужно спешить съ помощiю, советоваться съ знающими людьми и т.п. Все это я говорю только къ примеру. Ибо не могу здесь долго разсуждать о здоровье. Скажу еще только: дай Богъ, чтобы дети ваши росли и цвели здоровьемъ! Но не дай Богъ, чтобы по вине, по небрежности кого-либо изъ васъ, дитя ваше вышло хилымъ, болезненнымъ, калекой! То былъ бы тяжкiй грехъ родителямъ! А если которое вышло такимъ, то старайтесь какъ можно облегчить и улучшить его положенiе. Есть, къ удивленiю, такiе безчеловечные родители, что еще более мучатъ своихъ хилыхъ, или калекъ, детей, таская ихъ по мiру для милостыни, для корысти своей. Противъ такихъ нужно всемъ возставать, а на детей помочь имъ.

Заботясь о здоровье своихъ детей, заботьтесь и объ ихъ обученiи, образованiи, — чтобъ они знали то, что нужно, полезно въ жизни. Какiя же это познанiя? И на этотъ вопросъ весьма много следовало бы сказать. Но постараюсь сказать, какъ можно, короче. Во-первыхъ, чемъ больше будутъ знать ваши дети, темъ — лучше. Пословица гласитъ: „что знаешь, того за плечами не носишь". Всякое знанiе можетъ пригодиться въ жизни. Во-вторыхъ, детямъ вашимъ полезнее знать то, что прямее относится къ ихъ жизни, напр., хозяйство, всякiе промыслы, ремесла, рукоделiя, работы и т. под. Но при этомъ я далъ бы вамъ два совета. Первый советъ: не думайте, что то, что вы сами теперь знаете, есть уже все, что больше знать, лучше, чемъ теперь знаете и делаете вы, не можно или не нужно. Нетъ! Всякiя знанiя постоянно ростутъ и прибываютъ въ свете. Люди постоянно делаются сметливее, находчивее, искуснее. Учите же детей тому, что сами знаете, но этимъ не довольствуйтесь. Присматривайтесь, смекайте, не знаетъ ли кто-либо чего лучше васъ, не делается ли где нибудь что лучше, чемъ у васъ. А за темъ настраивайте детей помогите имъ прiобресть, знанiй, если можно, и больше. Другой советъ: старайтесь, чтобы дети ваши выбрали то знанiе, занятiе, ремесло, къ которымъ они способнее и охотнее. Дело тогда скорее пойдетъ въ ихъ рукахъ. Въ третьихъ, было бы весьма желательно, если бы какъ можно более дети ваши обучались грамоте: ибо она-то открываетъ дорогу къ настоящему образованiю, съ ней-то начинается настоящее ученье: а вы знаете пословицу: „ученье—светъ, неученье—тьма". Впрочемъ, объ этомъ поговорю съ вами некогда особо. Теперь же нечто еще надо сказать.

Заботясь о здоровье и образованiи детей вашихъ, еще более заботьтесь сделать изъ нихъ честныхъ людей, безъ чего не пойдетъ въ прокъ ни то, ни другое. Порокъ можетъ разстроить и наилучшее здоровье; у испорченнаго человека и знанiе пойдетъ не на добро, а на зло. Бываетъ, что порочному все сходитъ, но рано или поздно онъ постраждетъ. Итакъ, старайтесь уберечь детей вашихъ отъ порока. Невинность, непорочность украшаетъ ихъ детство, такъ что и Спаситель говоритъ: „если не обратитесь и не будете, какъ дети, не войдете въ царство небесное". Берегите же, укрепляйте ихъ невинность. Если же заметите, что въ детяхъ вашихъ показываются дурныя наклонности, напр., ко лжи, обману, воровству, пьянству, безчинiю, распутству; спешите вырывать изъ сердца ихъ эти дурныя ростки, чтобы они не укорени­лись. Въ этомъ всегда поможетъ вамъ св. вера, какъ я и сказалъ. Но сверхъ веры старайтесь въ детяхъ укоренить естественное чувство совести, честности. Пусть они научатся стыдиться лености, лжи, воровства, всякаго безчестiя, порока, стыдиться предъ Богомь и предъ людьми и предъ самими собою. Тогда-то изъ нихъ „выйдутъ люди", люди достойные, честные, а потому счастливые, на сколько можно быть счастливымъ на земле.

Еще одинъ советъ на счетъ воспитанiя детей: доброе воспитанiе требуетъ кроткой обходительности съ детьми. Это советъ— не мой, а св. ап. Павла: „отцы", говорить онъ, „не огорчайте детей вашихъ, но воспитывайте ихъ въ ученiи и наставленiи Господнемъ". Не то значить это, чтобъ поблажать детямъ въ ихъ проступкахъ, дурныхъ шалостяхъ. Этимъ вы еще пуще испортите ихъ. Надо взыскивать съ нихъ за дурные поступки, надо бываетъ нередко понуждать ихъ къ труду, ученью, порядку, опрятности и т. под., надо бываетъ и наказывать ихъ. Но такiя понужденiя и наказанiя должны состоять не въ грубой брани или жестокихъ побояхъ, а въ мерахъ более кроткихъ и легкихъ, каковы, напр., пристыженiе виновнаго предъ всею семьею, а по временамъ уменьшенiе еды для лениваго, какъ то советуетъ и ап. Павелъ, и т. подобныя меры. Главное же, при всякихъ понужденiяхъ и наказанiяхъ, — то, чтобы ваша строгость соединялась съ любовiю, твердость съ кротостiю. Пусть дети чувствуютъ, что вы не потерпите ничего дурного въ нихъ, но пусть чувствуютъ они и то, что вы понуждаете, наказываете ихъ не съ темъ, чтобъ только выместить на нихъ свою злость, а чтобъ исправить ихъ, потому что любите ихъ и желаете имъ добра. Особенно же остерегайтесь наказывать, бранить, бить детей даромъ, безъ вины, напр., подъ пьяную руку или же просто въ злости, когда вамъ хочется на комъ-либо сорвать сердце. Это уже было бы настоящимъ огорченiемъ, обидою детямъ, за что дадите ответъ Богу!

Но кончу речь о воспитанiи — этомъ главномъ деле родительскаго попеченiя о детяхъ. Скажу еще объ одномъ долге вашего попеченiя о детяхъ. Это—забота о собранiи некотораго имущества для детей, чтобъ было потомъ съ чемъ пустить ихъ на свое житье. Ее требуетъ и Слово Божiе: „не дети должны собирать именiе для родителей, но родители для детей", учитъ св. ап. Павелъ. Добрымъ родителямъ не для чего и говорить объ этомъ. Спаситель говоритъ: „есть ли между вами такой человекъ, который, когда сынъ его попросить у него хлеба, подалъ бы ему камень?" Такъ добрый отецъ старается, чтобъ было чемъ кормиться детямъ его при немъ, чтобы и после него что-либо осталось имъ. Если, при всехъ старанiяхъ, последнее не удастся тебе, заботливый отецъ, то все-таки не унывай. Богъ видитъ твои старанiя; Онъ будетъ отцомъ твоихъ детей. При помощи Его, они сами найдутъ себе хлебъ, устроятъ свою долю, если только будутъ добрыми христiанами и честными людьми. Но вотъ чего бойтесь, отцы и матери,—бойтесь, чтобъ своей небрежностiю, бродяжничествомъ, безпорядочною жизнiю, пьянствомъ не заставить детей вашихъ терпеть голодъ и холодъ при васъ и после васъ! Это—тяжкiй грехъ! Послушайте, что говоритъ слово Божiе: „если кто о своихъ и особенно о домашнихъ не печется: тотъ отрекся отъ веры и хуже невернаго!"

Доселе указалъ я вамъ на две обязанности къ детямъ: любовь къ нимъ и попеченiе о нихъ; объяснилъ также, въ чемъ должно состоять попеченiе о детяхъ. Если вы, почтенные отцы и матери, чувствуете важность этихъ обязанностей, то помните и еще одну обязанность:—быть добрымъ примеромъ для своихъ детей. Говорятъ часто: „каковъ—отецъ, таковъ и—сынокъ, какова—мать, такова— дочь". Очень часто и бываетъ такъ. На сердце дитяти, какъ на мягкомъ воске, напечатлевается все, что оно слышитъ, видитъ. Да и съ кого ему брать прежде всего примеръ, если не съ отца и матери. Изъ семьи, изъ детства ваши сыновья и дочери вынесутъ много добра, если вы сами добры, честны, благочестивы, и много зла, если вы дурны, порочны. Не позволяйте же себе предъ детьми дурныхъ словъ, ссоръ, пьянства, безчинiя, словомъ —ничего дурного, чтобы не соблазнить ихъ. Помните слова Спасителя: „Кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, верующихъ въ Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жерновъ на шею, и потопили его въ глубине морской". Помните и то, что ваша добрая жизнь можетъ принести детямъ вашимъ добрую славу у людей и благословенiе отъ Бога. А дурною жизнiю вы можете низвесть на нихъ позоръ отъ людей и немилость отъ Бога. Вотъ—одинъ изъ многихъ примеровъ, какъ за грехи родителей страдаютъ дети. Къ св. Аммонiю, подвижнику Египетскому, родители привезли больного и находящегося при смерти сына и сокрушенно просили исцелить его. „Сынъ вашъ, отвечалъ Аммонiй, вовсе не нуждается въ исцеленiи отъ меня: если вы согласитесь отдать хозяину вола, котораго похитили, то сынъ вашъ тотчасъ выздоровеетъ". Такъ и сталось: какъ скоро волъ былъ отданъ, больной выздоровелъ (церк. истор. Созом. кн. 1, гл. 14).

Но я надеюсь, что по самой любви къ детямъ вы постараетесь жить по христiански, честно, свято, чтобы, смотря на васъ, помня васъ, такъ жили и дети ваши. Тогда на васъ и на нихъ почiетъ благодать Божiя. Да дастъ сiе Господь Богъ вамъ и детямъ вашимъ христолюбивые отцы и матери. Да дастъ Онъ вамъ пожить счастливо здесь и свидеться съ детьми своими на небе предъ лицемъ Господа и сказать Ему: „вотъ — мы и дети наши, которыхъ ты намъ далъ, Боже!"

III.

Въ первыхъ двухъ беседахъ я объяснилъ вамъ, братiе, обязанности супруговъ, мужей и женъ, также — обязанности родителей къ детямъ. Остается сказать еще: какiя же обязанности детей къ родителямъ и другъ къ другу.

Итакъ, приблизьтесь сюда, дети, да не малыя только, но и взрослыя! Прошу теперь вниманiя у васъ, братья, сестры, сродники, особенно у техъ, которые живете вместе въ большихъ семьяхъ и более другихъ нуждаетесь въ добромъ христiанскомъ обхожденiи другъ съ другомъ. Начну съ обязанностей детей къ родителямъ.

Главная обязанность — это почтенiе къ родителямъ. „Чти отца твоего и матерь твою, гласитъ пятая заповедь Божiя, да благо ти будетъ и да долголетенъ будеши на земли". Слышите, дети, кто это говоритъ? Это говоритъ Богъ, творецъ неба и земли, Господь всехъ насъ и не Господь только, но Отецъ нашъ, Отецъ не всеблагiй и премилосердый только, но и всеправедный, награждающiй того, кто исполняетъ Его заповеди и рано или поздно карающiй всякаго, кто нарушаетъ Его св. волю и не исправляется! Но, добрымъ и разумнымъ детямъ, нужно ли говорить много о почтенiи къ родителямъ? Вспомните, дети, что после Бога, отецъ и мать первые благодетели ваши. Родились вы на светъ безпомощными малютками: вы не могли ни ходить, ни стать, ни сказать, ни сделать что для себя, ни даже есть сами. Сами собой вы не могли бы прожить и дня—другого. Все для васъ сделали роди­тели. Выросли вы на рукахъ матери, которая васъ кор­мила, пригревала, ласкала, убаюкивала, не спала для васъ по многимъ ночамъ, томилась надъ вашимъ крикомъ, плачемъ, болела сердцемъ надъ вашими болями, радовалась всякой улыбке, всякой ласке вашей. А отецъ, въ ту пору удвоивалъ трудъ свой, работалъ за себя и за мать, занятую вами, носилъ васъ на рукахъ, утешалъ, кормилъ, чемъ Богъ послалъ, кормилъ васъ прежде, чемъ самъ взялся за еду, готовь былъ и самъ поголодать, чтобъ для васъ стало, да думку думалъ про васъ, говоря съ матерiю: „какъ намъ выростить, а потомъ пристроить милое дитя наше, какую Господь пошлетъ ему долю, и намъ подастъ отъ него?.." Когда вы подросли, настали для родителей другiя заботы о васъ. Вамъ нужно больше пищи, нужна одежда, нужно ученье, какъ что сделать, за что приняться, узнать всякiя работы, рукоделья, нужны вамъ добрые советы, наставленiя, потому что вы неопытны, только что начали жить, мало видели, слышали, знаете. Все это вы имели или имеете отъ родителей, смотря по ихъ силе и мочи, кто больше кто меньше. Вотъ одни изъ васъ уже совсемъ выросли, созрели, стали сами зарабатывать, готовы жениться, выйти за мужъ, или уже и живете своею семьею. Разве теперь родители забываютъ или забыли васъ, если они живы еще? Нетъ! Они думали и думаютъ о васъ, о вашей доле, помогаютъ, помогали, готовы помочь вамъ стать на свою дорогу, зажить своимъ хозяйствомъ, готовы полюбить, какъ детей, техъ, кого вы изберете въ подруги жизни, утешаются всякому добру вашему, тужатъ о вашихъ бедахъ. Для кого вообще трудились они съ техъ поръ, какъ стали родителями вашими? Для кого собирали и собираютъ или сберегаютъ все, хотя бы то самое скудное состоянiе? Знаютъ они, что въ могилу съ собой ничего не возьмутъ. Для васъ трудились они, на васъ особенно истратили, что наживали, вамъ оставятъ и все, чего не истратили! И когда, наконецъ, наступалъ или наступитъ для нихъ часъ смерти: то—о!, будьте уверены! — и тогда они о васъ думали или подумаютъ и съ мыслiю о васъ перейдутъ на тотъ светъ!

Такъ, дети, какiя бы вы ни были, малыя или взрослыя! помните, что вы не можете любить родителей столько, сколько они васъ любили или любятъ. Не можете сделать для нихъ столько добра, сколько они вамъ сделали! Любите же родителей вашихъ и почитайте ихъ. Почтенiе ваше пусть будетъ соединено съ любовiю и любовь съ почтенiемъ. Любя и почитая родителей будьте послушны имъ, ходите въ воле ихъ. Слушайтесь ихъ, Потому что они имеютъ право на ваше послушанiе и потому, что они опытнее васъ, больше вашего видали и слышали, что, наконецъ, они желаютъ вамъ всякаго добра и отъ всей души. Изъ любви и почтенiя къ родителямъ старайтесь быть добрыми, благонравными, трудолюбивыми, усердными, вести себя всегда хорошо и разсудительно. Этимъ вы доставите наилучшую радость родителямъ, наилучшее утешенiе и награду ихъ за ихъ заботы о васъ. Но бойтесь огорчать ихъ дурнымъ поведенiемъ, упрямствомъ, ссорами и драками, леностiю, небрежностiю о себе, а темъ более какими либо гадкими пороками. Бойтесь не потому, что родители могутъ наказать васъ, а по любви и почтенiю къ нимъ. Пусть одинъ взглядъ отца, недовольнаго вашимъ поведенiемъ, заставить васъ сожалеть о немъ и исправиться, одно слово матери, опечаленной дурнымъ поступкомъ вашимъ, заставитъ васъ краснеть, стыдиться его и просить прощенiя въ немъ. Наконецъ, почтительная любовь къ родителямъ требуетъ, чтобы вы помогали имъ въ трудахъ и заботились о нихъ: это вы должны делать съ самой ранней молодости и во всю жизнь свою, пока живы родители ваши, делать на столько и такъ, на сколько и какъ только можете. Но особенно должны заботиться о родителяхъ своихъ въ старости ихъ, когда отъ летъ, хлопотъ и трудовъ ослабеютъ ихъ силы, приступятъ къ нимъ болезни. Теперь-то особенно вы должны быть для нихъ подпорою, успокоивать ихъ отъ трудовъ, облегчать въ немощахъ, въ страданiяхъ, утешать въ огорченiяхъ, и стараться сколько нибудь усладить последнiе тяжкiе годы и дни угасающей жизни ихъ. Не правда ли, дети, что всему этому учитъ васъ собственное сердце ваше? И кто этого не чувствуетъ, тотъ человекъ безсердечный, человекъ съ окаменелымъ сердцемъ.

Но я возвращусь еще къ заповеди Божiей, повеле-вающей чтить отца и матерь. Говоря это, заповедь прибавляетъ: „да благо ти будетъ и долголетенъ будеши на земли". Вотъ награда за почтенiе къ родителямъ! Будетъ тебе добро и будешь долголетенъ на земли! Какъ это можетъ статься? Во-первыхъ, по силе благословенiя Божiя. Господь Богъ, заповедавшiй почитать родителей, силенъ и наградить того, кто исполняетъ Его заповедь. Въ рукахъ Его — наша жизнь и наша доля. Веренъ Онъ въ своихъ словахъ и обещанiяхъ: что сказалъ, то сделаетъ. Почтительныхъ и добрыхъ детей благословить Онъ добромъ, счастiемъ и долголетiемъ. Если счастiе ихъ и самая жизнь не продлятся здесь, то Онъ даруетъ имъ несравненно лучшую награду— блаженство и нескончаемую, вечную жизнь на небе.

Во-вторыхъ, награда за почтенiе къ родителямъ приходитъ отъ благословенiя родительскаго. Всякое благословенiе, благодать, даръ добрый, нисходитъ свыше отъ Бога. Но, чтобы укрепить между людьми любовь, почтительность, согласiе, Господь по своей мудрости и благости, устроилъ такъ, что и люди могутъ благословлять людей, могутъ благимъ желанiемъ, добрымъ словомъ, произносимымъ во имя Божiе, молитвою низводить на другихъ милость Божiю. Такую власть Богъ даетъ особенно святымъ и вообще людямъ более достойнымъ, такъ что, по ученiю слова Божiя меньшiй благословляется большимъ. Такую же власть, въ своей мере, уделяетъ Богъ и родителямъ, въ чемъ заверяетъ и слово Божiе, уча, что благословенiе родителей утверждаетъ домы детей, утверждаетъ и благополучное житье, счастiе ихъ. Впрочемъ, такая награда за почтенiе къ родителямъ приходитъ и естественнымъ способомъ по обыкновенному порядку жизни людской! Если ты почтителенъ къ родителямъ, то, значить, ты исполняешь самый священный долгъ свой, а потому у тебя и совесть покойнее, на душе у тебя веселье, прiятно тебе смотреть въ глаза родителямъ и вообще людямъ: а разве это — не добро, не счастiе? Если ты почтителенъ къ родителямъ, то еще более полюбятъ тебя, будутъ стараться о тебе и они: а отъ этого тебе прибудетъ добра! Если ты почтителенъ къ родителямъ, то послушаешь ихъ добрыхъ, опытныхъ советовъ: а это послужитъ тебе къ добру. Если ты почтительно обходишься съ родителями, то научишься хорошо обходиться и со всеми людьми; сердце твое навыкнетъ съ детства къ любви, кротости, къ должному уваженiю къ людямъ почтеннымъ, въ сообществе съ которыми или подъ руководствомъ, и властiю которыхъ ты будешь жить: а это принесетъ тебе счастiе. Не даромъ же говорятъ: „добрый сынъ будетъ и добрымъ человекомъ". А о дурномъ, непочтительномъ дитяти говорятъ: „пропащее дитя"! Наконецъ, если ты почтителенъ къ родителямъ, то твои дети будутъ почтительны къ тебе и обратно. Разсказываютъ, что однажды человекъ, уже очень пожилой, пришелъ къ священнику и жаловался, что сынъ выгналъ его изъ-за стола. „Боже мой! какой злой твой сынъ! сказалъ ему священникъ. Ты верно не делалъ такъ съ своимъ отцомъ"? Но тотъ заплакалъ и отвечалъ: „я точно такъ не делалъ, но часто случалось, что я бранилъ своего отца"! „То-то, другъ мой, сказалъ священникъ: ты терпишь за грехъ противъ своего отца; кайся же предъ Богомъ, а сыну твоему я скажу: что если онъ выгоняетъ тебя изъ-за стола, то его дети выгонятъ изъ хаты"! Услышавъ это, сынъ пересталъ обижать отца, и оба стали молиться о своемъ грехе.

Но следуетъ ли почитать родителей, когда видимъ въ нихъ какiя-либо слабости? Следуетъ и тогда сохранять почтенiе къ нимъ. Следуетъ прикрыть слабость ихъ, а не глумиться надъ ними. Этому учитъ примеръ сыновъ Ноевыхъ. После всемiрнаго потопа, Ной, вышедши изъ ковчега, насадилъ виноградъ, дождался отъ него вина и, не зная силы его, упился и былъ въ неприличномъ виде. Младшiй сынъ, Хамъ, поглумился надъ нимъ, а старшiе Симъ и Iафетъ, прикрыли его. Истрезвившись и узнавъ объ этомъ, Ной проклялъ Хама, а Сима и Iафета благословилъ. И это проклятiе и благословенiе оправданы Богомъ въ судьбе сыновъ Ноевыхъ и потомства ихъ! Само собою понятно, что, прикрывая слабость родителей, напр., страсть къ пьянству и т. п., добрыя дети будутъ стараться отъучать ихъ отъ нея, делая это съ кротостiю и разсудительностью. Еще вопросъ: если отецъ или мать ваши слишкомъ сердиты, своенравны, прихотливы, такъ что никакъ не угодишь на нихъ: тутъ какъ быть? И тогда почитай ихъ—Господа ради, какъ учитъ апостолъ. И то еще вспомни; терпели родители твои крики, шалости, когда ты былъ малюткой; потерпи и ты имъ въ старости ихъ, когда отъ летъ, хлопотъ, трудовъ наросла у нихъ разная боль въ душе и теле, истощились силы, а между темъ нажита привычка указывать, учить, журить, когда не слушаютъ и т. п.

Но ужели, спросите, никогда не позволительно ослушаться родителей? Нетъ, други мои! Есть случаи, когда вы не только можете, но и должны это сделать. Это особенно тогда, когда родители, Боже сохрани, поступаютъ противъ ясной правды, совести, веры святой. Напр., если бы родители твои обижали невиннаго человека, лживо клялись въ неправомъ деле, вдались въ какое-либо воровство, безпутство и даже тебя туда же затягивали; или если бы они, безъ какой-либо крайней нужды, не давали тебе учиться; или, если бы сами, вдаваясь отъ православной веры въ неправовое, напр. расколъ или сектанство, хотели тебя завлечь туда, либо сами, будучи въ неправоверiи, расколе, римско-католичестве, не позволяли тебе обратиться къ православной вере и церкви: во всехъ такихъ и подобныхъ случаяхъ ты можешь и долженъ сле­довать не ихъ, а своей воле, делая это твердо, хотя также кротко и почтительно. Во всехъ такихъ случаяхъ можешь сказать родителямъ, что правда, совесть, вера для тебя выше воли родителей, ибо ихъ требуетъ отъ насъ Богъ. А Бога мы должны любить более, чемъ родителей, какъ Онъ Самъ сказалъ: „кто любитъ отца или мать более, нежели Меня, — недостоинъ Меня". Но, дай Господи, чтобы родители и дети всегда были у насъ въ единстве или пришли въ единство веры православной, правды и доброй христiанской жизни.

Долго говорилъ я съ вами объ обязанностяхъ детей къ родителямъ. Еще хоть не много скажу объ обязанностяхъ детей другъ къ другу.

Первая обязанность—это взаимная любовь, согласiе, дружество „Се что добро, или что красно, но еже жити братiи вкупе"? говоритъ царь и пророкъ Давидъ. И что, въ самомъ деле, можетъ быть краше и лучше, какъ если братья и сестры всегда, а темъ более тогда, когда живутъ вместе, живутъ въ любви, дружестве и согласiи? На такой семье почiетъ благословенiе Божiе. Тутъ и работа идетъ спорее, растетъ общее достоянiе, добро, довольство. Братья, сестры утешатъ другъ друга въ горе, присмотрятъ въ болезни, помогутъ въ труде. У всехъ покойнее на душе, веселье на сердце. Тутъ и при куске хлеба будетъ больше довольства, чемъ при обильныхъ пожиткахъ въ семье ссорливой, бранчивой. „Лучше кусокъ хлеба съ сластiю въ мире, говоритъ премудрый Соломонъ, нежели домъ исполненъ многихъ благихъ и неправедныхъ жертвъ съ бранiю". И въ самомъ деле, что можетъ быть противнее, жалче семьи, где братья или сестры не любятъ другъ друга, ссорятся, бранятся, про-клинаютъ другъ друга. „Тамъ адъ"! говорятъ обыкновенно о такихъ домахъ. Оттуда бегутъ ангелы-хранители, данные каждому человеку, и Господь отвращаетъ лице Свое отъ такихъ людей.

Но какъ же, спросите, сохранить или же поселить любовь и согласiе между братьями, сестрами? Нужно внимательно всмотреться, отъ чего происходятъ нелюбовь и раздоры между ними. Тутъ я попрошу васъ, ссорливые братья и сестры, самихъ вглядеться прямо въ дело. Такъ нелюбовь, ссоры выходятъ у васъ часто отъ зависти. — Тебе, напр., кажется, или ты прямо чувствуешь, что братъ или сестра дельнее, лучше тебя, и ты завидуешь имъ, ненавидишь ихъ. Отъ зависти и Каинъ убилъ Авеля, и братья продали Iосифа: и Богъ наказалъ Каина, посрамилъ братьевъ Iосифа. Ты не продаешь и не убиваешь брата, а только ненавидишь его; помни же, что слово Божiе говоритъ: „всякъ, ненавидящiй брата, есть человекоубiйца". Вырви же изъ сердца своего зависть и ненависть: она на зло тебе пойдетъ, она съестъ, какъ червь, твое сердце, и Богъ накажетъ тебя за нее. Часто нелюбовь и ссоры выходятъ отъ спеси: одному брату или сестре кажется, что она дельнее, лучше другихъ въ семье, и потому они презираютъ или даже обижаютъ ихъ. Неразумные! Если вы лучше, дельнее другихъ, то будьте лучше во всемъ, будьте лучше и нравомъ, поступками, не презирайте другихъ, а еще сделайте какое-либо добро имъ, и вамъ будетъ чести больше. Но всего чаще нелюбовь и ссоры выходятъ отъ того, что братья или сестры не сходятся нравомъ, либо не поделятъ чего-либо межъ собой. А для чего-жъ Богъ далъ вамъ смыслъ, добрую волю? Разве не можете вы уладиться, уступая другъ другу, по любви христiанской и братской? Ужели вы хотите остаться похожими на техъ животныхъ, что грызутся за кость? Пусть зашла межъ васъ размолвка, въ сердцахъ вы насказали другъ другу жесткихъ словъ, угрозъ. Что же? Разве у васъ сердце — ледъ, камень, что оно не отойдетъ, не смягчится? Разве вы забыли Бога, который повелелъ прощать обиды, любить даже враговъ? Ведайте же, что неугодны Богу ваши молитвы, жертвы, если не примиритесь съ братомъ. Во времена гоненiй на церковь отъ неверныхъ были два брата, между которыми зашла сильная вражда. Случилось, что одинъ изъ братьевъ взятъ былъ на муки и уже готовъ былъ умереть за Христа, сподобиться венца мученическаго. Другой братъ спешилъ теперь съ мольбою къ нему, чтобъ простилъ ему обиды, помирился съ нимъ. Но у того словно окаменело сердце: ни за что не хотелъ онъ помириться съ братомъ. Не захотелъ и Христосъ принять его мученичества: злостный братъ отрекся отъ Христа и темъ на веки погубилъ душу свою. А тотъ братъ, который молилъ его о прощенiи, вместо его сподобился венца мученическаго. Живя въ любви и согласiи, братья и сестры должны помогать другъ другу. Кто старше, сильнее или сметливее, опытнее, тотъ помоги, укажи младшему, менее опытному или слабейшему, а этотъ последнiй долженъ почитать за это перваго, да отслуживать ему. Если, напр., старшiй научился чему-либо доброму, научи тому и младшаго, а ты слушайся его. Примеръ на это даютъ намъ сыновья св. Владимира, св. Борисъ и Глебъ. Они крепко любили другъ друга и оба учились вместе. Когда старшiй братъ Борисъ читалъ священныя книги, житiя святыхъ, то младшiй, Глебъ, сиделъ при немъ и слушалъ. Запомните хорошо примеръ этотъ, все дети!

Кроме родныхъ братьевъ и сестеръ, часто въ семьяхъ вашихъ есть и другiе родные, напр., жены братьевъ, мужья сестеръ, ихъ дети и проч. И тутъ въ семье должны быть тоже любовь, доверiе, согласiе. Но, къ несчастiю, тутъ-то чаще всего и бываютъ нелады, ссоры, драки. И изъ-за чего бываютъ? Опять—изъ зависти, спеси, своенравiя, неуменья поделиться общимъ добромъ. И часто случается, что ссора и драка поднимается изъ пустого: какой-либо посудины, полотенца, горсти муки, веревки и т. под. И стыдно, и жалко, и грешно! Пусть подобныя вещи для васъ и не пустяки: но разве не гораздо дороже всякой вещи доброе согласiе, взаимная услуга? Если, по несчастiю, станетъ нарушаться у васъ согласiе, то спешите поддержать его, чтобъ отъ искры раздора не взялся пожаръ. Главное: будьте откровенны, прямодушны другъ предъ другомъ; откиньте всякую подозрительность, скрытность. А поссорились — спешите мириться для Христа и своего же добра.

Наконецъ, и тутъ скажу, что любовь братняя, род­ственная не должна мешать любви къ Богу и ближнимъ. Ради брата, сестры и родни не обидь невинно чужого человека, ибо и онъ—твой братъ во Христе. Радея брату, родне, не потворствуй какой либо лжи, неправде, проступку, безчинiю. Помни, что кроме братства телеснаго, есть у насъ духовное. Мы—дети одного Отца небеснаго, братья во Христе, который и Самъ благоволилъ называться нашимъ братомъ. Пусть же сей Братъ небесный живетъ среди насъ, въ нашихъ домахъ, семьяхъ. Пусть наши дома будутъ какъ бы домашними церквами, какъ то и было у первыхъ христiанъ. Они будутъ ими, если, живя вместе мы будемъ наставлять другъ друга въ св. вере, укреплять въ христiанской жизни, будемъ сообща молиться въ духе любви къ Богу и другъ къ другу, чтобы, укрепляясь домашнею молитвою, еще более освятиться молитвою церковною въ св. храмахъ, чтобы, славя Бога единымъ сердцемъ и устами здесь на земле, прославить Его и на небе въ жизни вечной и блаженной съ ангелами Божiими и всеми святыми. Аминь.

Семья Православнаго Христiанина. Сборникъ проповедей, размышленiй, разсказовъ и стихотворенiй, изд. 2-ое. сост. свящ. А. Рождественскiй. Спб. 1902, c. 24-49.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: