Радость Благовѣщенія – радость нашего спасенія и торжества надъ врагами его.

Благовещение с акафистом. Ярославль. 1-я пол.XVI в.

 

Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы[1].

 

Благовѣствуй, земле, радость велію!

Какую же это радость, – великую радость св. Церковь призываетъ въ настоящій праздникъ благовѣстить всю землю? Днесь спасенія нашего главизна и еже отъ вѣка таинства явленіе. Сыт Божій – Сынъ Дѣвы, бываетъ, и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ – такъ сама Церковь (въ тропарѣ настоящаго праздника) отвѣчаетъ на вопросъ о томъ, гдѣ источникъ той величайшей радости, къ благовѣстію о которой призывается ею нынѣ вся земля. Радость эта, по разуму Церкви, происходитъ и должна происходить отъ сознанія нами того, что въ празднуемомъ событіи воспоминается самое начало нашего спасенія, когда къ намъ бѣднымъ, изгнаннымъ (въ лицѣ падшихъ прародителей нашихъ) изъ рая сладости во юдоль земную и погрязшимъ въ тинѣ житейскихъ страстей до потери вѣры въ истиннаго Бога, нисшелъ на землю Самъ Единородный Сынъ Божій, – нисшелъ до того, что облекся естествомъ нашимъ, содѣлался во всемъ, кромѣ грѣха, подобнымъ намъ человѣкомъ, и совершилъ дѣло нашего спасенія отъ грѣха и смерти. Словомъ, эта радость наша, – отъ того, что мы, посредствомъ сего безпримѣрнаго снисхожденія къ намъ и соединенія съ нами Сына Божія, изъ враговъ Богу содѣлалнсь близкими и опять своими Богу, изъ изгнанниковъ рая и пришельцевъ на земли – наслѣдниками неба и благъ вѣчныхъ. Вотъ какую радость принесло намъ событіе, воспоминаемое въ настоящія день праздника нашего; вотъ почему Церковь и восклицаетъ нынѣ въ своихъ пѣснопѣніяхъ: Благовѣствуй, земле, радость велію; хвалите, небеса, Божію славу!

Но радость однихъ пораждаетъ зависть у другихъ, и чѣмъ сильнѣе радость и выше и святѣе ея источникъ, тѣмъ больше зависть напрягаетъ всѣ свои силы къ ниспроверженію и уничтоженію этого ея источника. Такъ бываетъ вообще въ мірѣ, рѣдко являющемъ намъ радость, которая не была бы причастна печали; такъ было и есть и въ дѣлѣ нашего спасенія. Исконный завистникъ рода человѣческаго и врагъ его спасенія, ухищреніями зависти котораго человѣкъ лишенъ былъ первоначальнаго, по сотвореніи, своего блаженства, рѣшилъ бороться съ спасающимся человѣчествомъ до послѣдней степени, дабы лишить источника чистой и святой радости если не всѣхъ людей, то по крайней мѣрѣ нѣкоторыхъ изъ нихъ. И вотъ мы видимъ дѣйствія его, направленныя въ эту сторону, еще при жизни на землѣ съ человѣкомъ воплотившагося Сына Божія, Начальника и Совершителя нашего спасенія. Стрѣлы лукаваго дерзновенно были имъ направляемы противъ Богочеловѣка, дабы уничтожить въ самомъ зародышѣ у людей вѣру въ Него, какъ Сына Божія, нашею ради спасенія сшедшаго съ небесъ и воплотившагося отъ Дѣвы Маріи. Но самое начало спасенія человѣка всецѣло находилось въ десницѣ Бога. Съ Нимъ ли непосредственно было бороться тому, кто уже испыталъ на себѣ страшную силу гнѣва Его и былъ низринутъ съ высоты неба во мракъ ада? Но вотъ завершилось земное служеніе Спасителя дѣлу спасенія, и спасающееся человѣчество само уже должно было овладѣть принесеннымъ ему съ неба даромъ спасенія, усвоивъ его себѣ, сообразно природѣ своего разумно-свободнаго существа, совершенно свободно, путемъ живой вѣры и добродѣтельной жизни во Христѣ Для этого даны были человѣку всѣ необходимыя благодатныя средства, соединенныя въ великой сокровищницѣ своей – основанной на землѣ Самимъ Спасителемъ Церкви, которая съ этими своими средствами представляетъ столь мощную силу нашего спасенія, что и врата адова не одполѣютъ ей (Мѳ. 16, 18), и вмѣстѣ столь необходимое условіе его, что внѣ Церкви нѣтъ спасенія. Неудивительно послѣ этого, что древній оный искатель погибели спасенія, отступившій отъ лица спасающаго Бога, видя дѣло спасенія въ рукахъ самого спасающагося человѣка, борьба съ которымъ непосредственно представляется ему по силамъ, рѣшилъ внести всѣ смертоносныя средства этой борьбы въ жизнь и дѣятельность человѣка, направляя ихъ на эту главную твердыню спасенія – на Церковь Христову. Наступили вѣка гоненія на христіанство отъ враговъ его внѣшнихъ; потоки крови мучеппковъ и исповѣдниковъ обагрили собою землю. Но чудо распространенія христіанства на лицѣ земли свершилось: Церковь Бога жива, какъ столпа и утвержденіе истины (1 Тим. 3, 15), осталась незыблемою п окончательно утвердилась на гробахъ мучениковъ, получивъ изъ пролитой пхъ крови живительные соки для дальнѣйшаго роста дѣла спасенія. Не одолѣлъ врагъ Церкви Христовой путемъ внѣшняго насилія – и обратился къ насилію противъ нея внутреннему. Чрезъ его приспѣшниковъ возникли въ ней ереси и расколы, и борьба возгорѣлась съ новою силой. Уснащенныя ядомъ стрѣлы лукаваго стремительно были брошены имъ въ самое святилище Церкви, и содержимой ею вѣрѣ угрожала опасность погибнуть среди ересей и расколовъ. Но при благодатной помощи Духа Святаго, наставляющаго вѣрующихъ на всяку истину (Іоан. 16, 13). Церковь Христова вышла побѣдительницею и изъ этой борьбы, а содержимая ею вѣра, прошедши это горнило очищенія, вышла изъ него какъ вѣра чистая, святая, православная. Кажись бы, князь и міродержитель тьмы вѣка сего долженъ былъ т на этотъ разъ сознать всю свою суетную силу и отступить. Но уже такова природа зависти, что она не останавливается въ изысканіи средствъ къ нанесенію ранъ противнику, радующемуся и торжествующему въ своей побѣдѣ. И мы видимъ, что эти раны исподоволь причиняются Церкви и въ настоящее время. Лжеименная, надмившаяся своимъ знаніемъ, мнимая ученость нашего времени сѣетъ въ неокрѣпшихъ умахъ заразу невѣрія, а рядомъ съ нимъ произрастаютъ плевелы житейски-практическаго отрицанія вѣры православной, когда именующіе себя послѣдователями оной своею жизнію и дѣлами показываютъ, что у нихъ отъ православія осталось только одно имя. Какъ чадолюбивая мать, скорбитъ Церковь православная объ этихъ увлекающихся тлетворнымъ духомъ времени и блуждающихъ по распутіямъ міра его своихъ дѣтяхъ п усердно молится Начальнику и Совершителю спасенія объ обращеніи ихъ на путь благочестія. Но всегубительныя козни лукаваго не останавливаются на единичныхъ жертвахъ, уловляющихся въ его сѣти. Ему мало этого; его снѣдаетъ человѣконенавистничество. И вотъ, видя, что 99 изъ незаблудившихся овецъ стада Христова остаются непоколебимыми въ вѣрѣ и благочестіи, онъ мѣняетъ пріемы своей борьбы съ Церковію и всю свою адскую силу сосредоточиваетъ противъ этого большинства сильныхъ и крѣпкихъ вѣрою и благочестіемъ своихъ предковъ. Поругать или совсѣмъ уничтожить ту или другую святыню ихъ благоговѣйнаго почитанія было бы, несомнѣнно, самымъ вѣрнымъ средствомъ къ поколебанію въ нихъ вѣры и благочестія. И вотъ въ самые послѣдніе дни мы узнаемъ о страшномъ злодѣяніи въ Богоспасаемомъ градѣ Курскѣ, которое, видимо, направлено было именно къ уничтоженію болѣе 600 лѣтъ существующей здѣсь святыни – чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Знаменскія, къ которой ежегодно притекаютъ десятки и сотни тысячъ вѣрующихъ богомольцевъ, возгрѣвая предъ нею свою вѣру и укрѣпляясь духомъ въ подвигахъ благочестія. Дѣйствіемъ взрыва именно отъ адской машины, подложенной подъ чудотворную икону, разрушено все, что ее облегало со всѣхъ сторонъ; желѣзо, чугунъ, мраморъ, камень не устояли противъ силы взрыва: вся сѣнь, подъ которою помѣщалась чудотворная икона, превратилась въ груду развалинъ; даже ближайшая къ сѣни стѣна храма, не смотря на свою двухъ аршинную толщину, дала трещину. Но свершилось чудо милости Божіей: Господь Богъ и Божія Матерь сохранили святую Ея икону въ неприкосновенности, и она среди разрушенія осталась невредимою.

Радуйся, Благодатная, Господь со Тобою и Твоею честною иконою! Благовѣствуй, земле, радостъ велію; хвалите небеса Божію славу! Радость благовѣщенія о нашемъ спасеніи соединяется нынѣ для насъ съ благою вѣстію о новомъ знаменіи торжества Церкви надъ ея врагами!

Но, слушатели благочестивые, радуяся и прославляя Господа за великія и безприкладныя милости Его, намъ нужно помнить, что всякая благая вѣсть тогда только бываетъ совершенно дѣйствительною и достигаетъ своей цѣли, когда, получивъ ее, сообразуются съ нею и дѣйствуютъ именно такъ, какъ того требуетъ существо ея. Сколько ни увѣдомляйте блуждающаго но чужимъ домамъ и странамъ сына, что онъ прощенъ своимъ отцемъ, но если сей сынъ не оставитъ своего скитанія и не пойдетъ къ отцу, то благая вѣсть останется безъ дѣйствія и не облаженствуетъ его. Такъ точно, сколько бы мы ни получали благихъ вѣстей о новыхъ и новыхъ знаменіяхъ торжества Церкви надъ врагами, но если мы сами дѣятельно не пойдемъ навстрѣчу этимъ знаменіямъ и не приложимъ усилій къ тому, чтобы намъ самимъ, соотвѣтственно нашему положенію въ Церкви, производить это ея торжество, то благая вѣсть о немъ не сдѣлаетъ насъ торжествующими. Поэтому, какъ радость благовѣщенія о нашемъ спасеніи для того, чтобы быть исполненною, т. е. чтобы намъ дѣйствительно спастись, налагаетъ на насъ обязанность оставить грѣховную жизнь и ходить во свѣтѣ заповѣдей Божіихъ; такъ равно и радость всякаго благовѣстія о торжествѣ Церкви надъ врагами, чтобы не быть мертворожденною, а привести насъ къ дѣйствительному торжеству чрезъ побѣду надъ врагами Церкви, должна сопровождаться стремленіемъ всячески противостоять имъ и высоко держать побѣдное знамя.

Но что же, участвуемъ ли мы сами въ дѣлѣ созиданія торжества Церкви, а съ нею – и нашего собственнаго надъ врагами нашего спасенія? Или сердце наше такъ осуетилось и такъ оземленѣло, что уже неспособно ни къ какимъ подвигамъ этого торжества? Благодареніе Богу благочестіе не оскудѣло въ землѣ нашей, и отъ времени до времени мы видимъ подвиги его, направленные къ торжеству Церкви нашей православной. У насъ свѣжо еще въ памяти торжественное освященіе храма – памятника торжества православія въ нашемъ краѣ, а нынѣ мы уже присутствуемъ при радостномъ зрѣлищѣ новаго торжества. Вотъ, предъ нашими глазами церковныя знамена – сооруженныя благочестивымъ усердіемъ христолюбиваго воинства священныя хоругви, предназначенныя къ принесенію въ даръ въ тотъ же храмъ – памятникъ. Готовыя къ освященію, развѣ онѣ не благовѣстятъ намъ радость велію о томъ, что сердца стражей нашей внѣшней безопасности стоятъ на стражѣ и торжества Церкви православной? Да будутъ же эти церковныя хоругви, столь родственныя по своему происхожденію побѣднымъ воинскимъ знаменамъ, новымъ знаменіемъ у насъ побѣднаго торжества Церкви нашей, и да послужитъ соорудившій ихъ подвигъ благочестія достоподражаемымъ примѣромъ того, чѣмъ и какъ православные могутъ и должны – не словомъ только, но дѣломъ и истиною – способствовать торжеству Церкви при всякомъ благовѣстіи о новыхъ знаменіяхъ его въ нашемъ отечествѣ. Благовѣствуй, земле, велію радость славнаго примѣра!

Воспріявши въ настоящій день великаго и свѣтлаго праздника нашего столько и толикія радости: и радость благовѣщенія о нашемъ спасеніи, и радость торжества Церкви надъ ея врагами, и нашу собственную радость при видѣ сихъ церковныхъ хоругвей, являющихъ собою плодъ вѣры и благочестиваго стремленія къ усиленію этого ея торжества, – возблагодаримъ Начальника вѣры и Совершителя нашего спасенія, столь щедро подающаго намъ вся, яже къ животу и благочестію (2 Петр. 1, 3), и творящаго присно со нами великая же и неизслѣдованная, славная же и ужасная, ихъ же нѣсть числа. Въ особенности же вознесемъ свои теплыя молитвы къ Той, Которая, послуживши орудіемъ самаго начала нашего спасенія въ благовѣщеніи къ Ней Архангела, изъ-за неизреченной любви своей къ намъ, усыновленнымъ чрезъ Ея Сына Богу и Отцу, продолжаетъ видимо служитъ этимъ орудіемъ и нынѣ. Присоединяясь къ общему потоку радостно-благодарственныхъ моленій, творимыхъ въ настоящее время во всѣхъ концахъ отечества нашего о чудесномъ спасеніи Ея чудотворныя иконы Знаменскія, и принимая это новое и преславное чудо, какъ знаменіе милости Божіей къ намъ грѣшнымъ, – и мы, покланяющеся мысленно сему Ея пречистому образу, днесь благодарственная восписуемъ Ей, какъ раби своей Бладычпцѣ и Богородицѣ. Аминь.

 

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1898. № 13. Ч. Неофф. С. 323-329.

 

[1] Сказано Каѳедральнымъ Протоіереемъ Н. П. Бунинымъ предъ благодарственнымъ молебствіемъ Господу Спасителю и Пречистой Его Матери за чудесное сохраненіе иконы Знаменія Пресвятой Богородицы въ Курскѣ и предъ освященіемь хоругвей, принесенныхъ мѣстными войсками въ даръ Александро-Невскому храму, созданному въ память столѣтія возсоединенія Подоліи съ Россіей.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: