Радоница.

Православные христіане имѣютъ благочестивый обычай совершать въ понѣдельникъ или во вторникъ Ѳоминой недѣли молитвенное поминовеніе въ храмахъ и на могилахъ своихъ усопшихъ сродниковъ. Обычай этотъ наывается въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нашего отечества радоницею; онъ ведетъ свое начало съ древнѣйшихъ временъ и имѣетъ самое благотворное значеніе не только для почившихъ, о которыхъ моленія приносятся, но и для живыхъ, совершающихъ таковыя моленія.

Названіе радоница происходитъ отъ того, что въ указанный день поминовенія христіане, живущіе на землѣ, дѣлятся съ душами усопшихъ отцевъ и братій своихъ духовною радостію о воскресшемъ Спасителѣ. Глубокій смыслъ, лежащій въ основѣ этого благочестиваго обычая — радоницы, заключается въ томъ, что св. Православная Церковь, по прошествіи свѣтлыхъ дней Пасхи, когда она непрерывно праздновала высочайшее торжество свое — Христово воскресеніе, — спѣшитъ съ перваго же дня Ѳоминой недѣли раздѣлить свою радость и съ умершими, въ надеждѣ блаженнаго воскресенія, каковую радость возвѣстилъ умершимъ и Самъ Господь нашъ, сходившій во адъ проповѣдывать побѣду надъ смертію. Движимые искреннею любовію къ своимъ приснымъ по вѣрѣ и крови, почившимъ о Господѣ, христіане, живущіе на землѣ, усугубляютъ свои моленія къ Воскресшему объ усвоеніи спасительныхъ плодовъ Его воскресенія перешедшимъ въ загробную жизнь и объ избавленіи ихъ отъ вѣчныхъ мученій адскихъ. Непрерывное поминовеніе усопшихъ — сорокоусты, отлагаемое церковнымъ уставомъ въ дни седмицъ Страстной и Свѣтлой, разрѣшается начинать съ понедѣльника Ѳоминой недѣли, потому что въ недѣлю Ѳомы воспоминается сошествіе Іисуса Христа во адъ. «Для чего отцы наши установили собираться намъ на кладбищѣ? спрашиваетъ св. Іоаннъ Златоустъ, потому что сегодня Іисусъ Христосъ сошелъ къ мертвимъ», отвѣчаетъ Вселенскій Учитель. Изъ этихъ же словъ Златоустаго, жившаго въ 4-мъ вѣкѣ по Р. X., видно, сколь древенъ обычай поминовенія усопшихъ послѣ Пасхи.

И теперь, какъ древле, православные христіане идутъ въ дни Ѳоминой недѣли молиться за умершихъ на самыя могилы. Чтобы усугубить молитвы о близкихъ сердцу, отшедшихъ въ вѣчность, христіане сопровождаютъ свои молитвенныя поминовенія милостынею и дѣлами благотворенія. Какъ много истинной христіанской любви въ этихъ моленіяхъ объ отшедшихъ братіяхъ, — любви, сопровождающейся, по апостолу, даже за предѣлы земной жизни. Здѣсь, на могилахъ, христіане чувствуютъ себя ближе къ своимъ усопшимъ отцамъ и братіямъ; здѣсь яснѣе становятся воспоминанія о нихъ, живѣе бьется любовію къ нимъ сердце и горячѣе возносится молитва. Молящіеся съ вѣрою, на самихъ себѣ испытываютъ здѣсь, на кладбищахъ, глубоко благодѣтельное дѣйствіе своей молитвы. Могилы близкихъ сердцу, являясь для живыхъ предметомъ священнымъ, благоговѣйно охраняемымъ и благопримѣтно содержимымъ, много назидательнаго, утѣшительнаго и спасительнаго могутъ сказать уму и сердцу молящихся.

Дорогія могилы живѣе напоминаютъ о кратковременности земной жизни, о неизбѣжной для всѣхъ смерти и о нашемъ небесномъ отечествѣ. Здѣсь, на холмахъ надгробныхъ, яснѣе сознается истина, что всѣ земныя блага не доставятъ надлежащаго счастія, здѣсь сильнѣе чувствуется необходимость исправить свою жизнь, настойчивѣе является стремленіе достигнуть райскаго блаженства, которымъ вѣчно и вкупѣ будутъ наслаждаться всѣ благочестно, по-христіански, пожившіе и скончавшіеся. (Изъ Сбор. кр. поуч. свящ. Андрея Смирнова, кн. 3-я, стр. 90).

Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ поученій на всѣ воскресные и праздничные дни года, слова и бесѣды на разные случаи, и катихизическія поученія. Сост. Архимандритъ Пантелеимонъ.. Томъ 1. Jordanville 1963. С. 52-53.

***

Замѣтка относительно пиршествъ, устраиваемыхъ на кладбищѣ.

Съ Ѳоминой недѣли начинается рядъ дней, въ которые православные христіане совершаютъ поминовеніе усопшихъ. Мѣстомъ такихъ поминовеній служатъ, главнымъ образомъ, кладбища, какъ мѣста упокоенія почившихъ. Сюда обыкновенно приглашаютъ священника и просятъ совершать на гробахъ литіи и паннихиды. Обычай этотъ вполнѣ благочестивый и похвальный соединяется, однако, съ обычаемъ весьма неблаговиднымъ и даже прямо таки безобразнымъ.

Дѣло въ томъ, что въ дни, которые св. Церковь посвящаетъ поминовенію усопшихъ и когда священнослужители совершаютъ паннихиды на могилахъ почившихъ, многіе православные христіане приносятъ на кладбища значительное количество разныхъ съѣстныхъ припасовъ и еще большее количество разныхъ напитковъ, и лишь только оканчивается служеніе паннихиды, начинаются шумныя угощенія, переходящія въ концѣ концовъ въ повальное почти пьянство.

Откуда же явился этотъ обычай и можетъ ли онъ быть терпимъ въ средѣ христіанъ?

Предки наши, еще не просвѣщенные христіанствомъ, имѣли обыкновеніе совершать на гробахъ умершихъ такъ называемыя тризны. Сущность ихъ состояла, главнымъ образомъ, въ попойкѣ и прославленіи подвиговъ усопшаго.

Ковши круговые, запѣнясь, шипятъ

На тризнѣ плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холмѣ сидятъ,

Дружина пируетъ у брега:

Бойцы поминаютъ минувшіе дни

И битвы, гдѣ вмѣстѣ рубились они.

Вотъ какъ описываетъ Пушкинъ тризну по князѣ Олегѣ. Такого же характера поминки, или тризны, совершались и у другихъ языческихъ народовъ. Когда стало распространяться христіанство и когда стали совершаться по усопшимъ христіанскія поминовенія, въ послѣднія не только у насъ въ Россіи, но и у грековъ привнесено было многое изъ древнихъ языческихъ тризнъ и, главнымъ образомъ, обычай пиршествовать на гробахъ умершихъ.

Таково происхожденіе разсматриваемаго нами обычая. Само собою понятно, что онъ, какъ остатокъ языческой старины, не можетъ быть терпимъ въ средѣ христіанъ, тѣмъ болѣе, что и правила каноническія запрещаютъ устраивать на кладбищахъ пиршества и пьянства (Карѳ. 71, по Кормч. 60). Поэтому пастыри должны всѣми имѣющимися у нихъ средствами бороться съ этимъ обычаемъ, разъясняя своимъ прихожанамъ непристойность и грѣховность его. Свои увѣщанія пастыри могутъ предлагать народу за нѣсколько дней предъ поминальными днями или, что еще лучше, на могилахъ покойниковъ, предъ совершеніемъ литій и паннихидъ.

Крайне прискорбно, что заботами пастырей, которыя должны быть направляемы къ возвышенію нравственнаго состоянія пасомыхъ, доселѣ не положенъ предѣлъ такимъ безобразнымъ явленіямъ, какъ пьянство въ мѣстахъ, прилегающихъ къ св. храму и къ могиламъ усопшихъ, что несомнѣнно вредно вліяетъ на нравственность и крайне унижаетъ православныхъ въ глазахъ иновѣрцевъ.

А. Н.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1897. № 15. Ч. Неофф. С. 377-378.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: