Праздникъ Свѣтлаго Воскресенія Христова.

 

Великій, радостный и торжественный праздникъ Свѣтлаго Воскресенія Христова! Міръ христіанскій, да и весь міръ Божій, не знаетъ другаго великаго праздника, по важности, значенію и торжественности равнаго ему. Священно-радостная пасхальная пѣснь, выражая знаменательное значеніе этого великаго торжества, призываетъ къ участію въ этой великой радости весь міръ небесный и земной. «Нынѣ вся нсполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя; да празднуетъ убо вся тварь возстаніе Христово, въ немъ же утверждаемся». «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется; да празднуетъ же міръ, видимый же и невидимый: Христосъ бо воста, веселіе вѣчное» (3 и 7 пѣсни пасх. канона). Въ такихъ торжественныхъ словахъ мы призываемся Церковію радостно праздновать возстаніе или воскресеніе Христово, –то великое и всемірное событіе, которымъ Господь Искупитель завершилъ дѣло спасенія падшаго человѣка и обновленіе всего міра, подвершагося рабству тлѣнія, ради омрачившаго и растлившаго землю грѣха прародительскаго.

Въ великомъ чудѣ воскресенія изъ мертвыхъ Господь и Спаситель нашъ явилъ Себя побѣдителемъ ада, смерти и діавола, явился не только Сыномъ человѣческимъ, воплотившимся на землѣ и обитавшимъ съ людьми, но и Богомъ всемогущимъ, обновившимъ образъ Божій въ человѣкѣ, истлѣвшій страстьми, ибо Господь обновилъ благодатно то сѣмя безсмертія и святости, какое было вложено Творцомъ въ природу человѣка при сотвореніи его, и положилъ начало новой благодатной жизни чрезъ вѣру въ Него, какъ Искупителя. «Смерти празднуемъ умерщвленіе, адово разрушеніе и новаго вѣчнаго житія начало», – воспѣваетъ эту мысль св. Церковь (7-я пѣснь пасх. канона). Посему-то св. Апостолъ Павелъ ставитъ истину воскресенія Христова, какъ главную, средоточную истину всего христіанства, на которой утверждаются всѣ лучшія и отраднѣйшія надежды и упованія наши: нынѣ Христосъ воста отъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть, – т. е. воскресъ изъ мертвыхъ Христосъ Господь и тѣмъ положилъ начало и нашему блаженному воскресенію.

Снисшедшій съ небесъ и воплотившійся насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, принявшій на Себя смиренный зракъ раба, пріобщивыйся преискренно нашей человѣческой природы до нераздѣльнаго и несліяннаго соединенія ея съ Божествомъ, Господь и Спаситель нашъ въ этой же обновленной и освященной Имъ природѣ восторжествовалъ надъ грѣхомъ, смертію и діаволомъ и указалъ входъ въ царствіе небесное всѣмъ вѣрующимъ въ Него чрезъ ту же дверь воскресенія, которую Самъ открылъ для насъ, и, вознесшись на небеса въ обновленной и прославленной человѣческой природѣ и въ ней воспріявъ равную со Отцомъ божественную честь, силу и славу, является на небесахъ вѣчнымъ Ходатаемъ за насъ. Такимъ образомъ истина воскресенія Христова есть краеугольная основа всего христіанства.

И св. Апостолъ Павелъ, утверждая эту истину, какъ самую важную н несомнѣнную, рѣшительно отвергаетъ всѣ возраженія противъ нея и указываетъ пагубныя ихъ послѣдствія: Если Христосъ не восксресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра ваша. Если Христосъ не воскресъ, то вѣра ваша тщетна, вы еще во грѣхахъ вашихъ. И если мы только въ этой жизни надѣемся на Христа, то мы несчастнѣе всѣхъ человѣковъ (1 Кор. 15, ст. 17-19). По смыслу словъ св. Апостола, безъ вѣры въ воскресеніе не имѣетъ значенія христіанская религія и вся наша человѣческая жизнь, ибо она являлась бы безцѣльною, не имѣющею въ себѣ возвышеннаго идеальнаго элемента, облагораживающаго всю земную жизнь человѣка, одушевляющаго его на великіе подвиги самоотверженія и святости и указывающаго человѣку высокій идеалъ совершенства въ Богѣ, Отцѣ небесномъ: будите убо совершении, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Мѳ. 5, 48).

Еслибы не было воскресенія Христова, то не было бы безсмертія души и жизни вѣчной. Тогда цѣль нашей жизни не шла бы далѣе удовлетворенія тѣлеснаго голода и жажды, а также другихъ жизненныхъ потребностей, въ числѣ ихъ – чувства сластолюбія и наживы, и природа человѣческая не возвышалась бы ничѣмъ надъ природою животныхъ, которыя живутъ въ сферѣ удовлетворенія естественныхъ потребностей и природныхъ инстинктовъ и не знаютъ тѣхъ возвышенныхъ, въ собственномъ смыслѣ идеальныхъ цѣлей жизни, какія указаны Богомъ безсмертному и богоподобному человѣческому существу. Но высоконравственная и благородная, созданная по образу Божію природа человѣка, хотя и носитъ язвы прегрѣшеній, съ негодованіемъ отвращается отъ такого грубаго, животнаго пониманія жизни и всѣми лучшими силами и стремленіями души обращается къ вѣрѣ христіанской, которая въ истинѣ воскресенія Христова видитъ залогъ и нашего будущаго воскресенія и жизни вѣчной.

Эту истину выясняетъ намъ св. Апостолъ Павелъ чрезъ сравненіе Іисуса Христа съ Адамомъ: ибо какъ смерть чрезъ человѣка (Адама), такъ чрезъ Человѣка (Іисуса Христа) и воскресеніе мертвыхъ. Какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ. Каждый въ своемъ порядкѣ: первенецъ – Христосъ, потомъ Христовы (т. е. вѣрующіе во Христа) въ пришествіе Его (1 Кор. 15, 21-23). Это убѣжденіе въ истинѣ воскресенія Христова и спасительномъ значеніи его для всего христіанскаго міра искренно исповѣдуетъ всякая вѣрующая христіанская душа и проникается священнымъ восторгомъ при этомъ убѣжденіи, особенно въ великій праздникъ Свѣтлаго Воскресенія Христова. Истиннымъ выраженіемъ этой велиной радости, этого священнаго восторга вѣрующей души христіанской служатъ слова св. Іоанна Златоуста въ день св. Пасхи: «смерть! гдѣ твое жало? Адъ, гдѣ твоя побѣда? Воскресъ Христосъ, и ты (адъ) низверженъ; воскресъ Христосъ, и пали демоны; воскресъ Христосъ, и радуются ангелы; воскресъ Христосъ, и жизнь торжествуетъ; воскресъ Христосъ, и мертваго ни одного во гробѣ (ибо всѣ воскреснутъ). Христосъ бо, воставъ отъ мертвыхъ, начатокъ усопшихъ бысть. Тому слава и держава во вѣки вѣковъ».

Такая великая христіанская радость, – радость о своемъ безсмертіи. спасеніи и жизни вѣчной, – пробуждается и возгорается въ душѣ истиннаго христіанина въ священно-торжественныя минуты Свѣтлаго Воскресенія Христова. Посмотрите на свѣтлыя, сіяющія лица всѣхъ присутствующихъ въ храмѣ въ этотъ великій христіанскій праздникъ, и вы прочитаете на нихъ ту святую, почти неземную радость, какую пробуждаетъ въ сердцѣ христіанъ всякій звукъ священно-радостныхъ церковныхъ пѣснопѣній, всякое священно-торжественное священнодѣйствіе церковное. И эту священную христіанскую радость испытываютъ и переживаютъ христіане во всѣхъ возрастахъ жизни. Съ какою неподдѣльною радостію спѣшатъ на пасхальное богослуженіе малыя дѣти, съ какимъ восторгомъ они присутствуютъ при немъ и какъ быстро усвояютъ мотивы пасхальныхъ пѣснопѣній, которыя всецѣло восторгаютъ и восхищаютъ ихъ невинныя сердца! Когда же съ праздника Вознесенія прекращаются пѣснопѣнія пасхальныя, дѣти съ сожалѣніемъ спрашиваютъ: «зачѣмъ они прекратились, зачѣмъ не поютъ ихъ?» – такъ они отрадны, дороги и восхитительны дѣтскому сердцу.

Невольно припоминается по этому поводу замѣчательное изреченіе блаженнаго Августина, что «душа наша по природѣ христіанка». – Великою христіанскою радостію наполняютъ пасхальныя пѣснопѣнія и души старшаго поколѣнія, погруженнаго въ житейскіе труды и заботы, снѣдаемаго часто тяжелыми скорбями и злобою людскою. Въ эти священно-торжественные дни люди забываютъ свои огорченія и заботы, забываютъ о скорбяхъ жизни и злобѣ людской и готовы открыть свои братскія объятія всѣмъ людямъ, во имя всепрощенія и любви, принесенныхъ на землю воскресшимъ Господомъ, внимая съ умиленіемъ священному призыву пасхальной пѣсни: «Воскресенія день, и просвѣтимся торжествомъ, и другъ друга обымемъ; рцемъ братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ». – Священною, свѣтлою и неземною радостію наполняетъ пасхальное богослуженіе и душу согбеннаго подъ бременемъ жизни и убѣленнаго сѣдиною старца, который, внимая пѣснопѣніямъ пасхальнымъ, надъ мракомъ гроба ясно видитъ свѣтъ воскресенія Христова и съ восторгомъ ин упованіемъ повторяетъ многократно воспѣваемый тропарь пасхальный: Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ. Глубокое убѣжденіе въ истинѣ безсмертія и воскресенія со Христомъ въ душѣ старца поддерживается и неизсякаемою духовною жаждою жизни и глубокою вѣрою въ обѣтованіе Господа: слушаяй словеса Моя и вѣруяй пославшему Мя имать животъ вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 14, 24).

Н. Я.

«Подольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 13. Ч. Неофф. С. 229-233.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: