Поученіе противъ увлеченія театральными зрѣлищами въ Великій Постъ и подъ праздники.

Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. Худ. С. М. Шухвостов (1866)

Кійждо да блюдете, како назидаетъ.

(I Кор. III, 10)

 

Каждый христіанинъ, кто бы онъ ни былъ, въ какомъ званіи ни состоялъ, долженъ внимательно слѣдить за собою, долженъ вести себя такъ, чтобы всѣ его слова и всѣ его поступки не только удовлетворяли его собственной совѣсти, но и назидали другихъ. Каждый христіанинъ долженъ жить такъ, чтобы онъ могъ сказать о себѣ словами Апостола: мы никому ни въ чемъ не полагаемъ претыканія, чтобы не было порицаемо наше служеніе (2 Кор. 6, 3).

Заботясь о своемъ спасеніи, мы должны заботиться и о спасеніи ближнихъ, вести себя такъ, чтобы никому не подавать соблазна или повода къ уклоненію отъ Христа Спасителя или къ нарушенію Его заповѣдей, чтобы наше царское, святое званіе христіанина не подвергалось нареканію. Такъ ли мы живемъ, какъ заповѣдуетъ св. ап. Павелъ? Каждый изъ насъ безъ всякихъ колебаній, конечно, отвѣтитъ: нѣтъ. Но каждый ли изъ васъ, бр., припоминая частыя нарушенія заповѣдей Христа, причислитъ посѣщеніе театра въ великопостное время и наканунѣ праздниковъ къ такимъ поступкамъ, которыми бы заслуженно подвергалось нареканію наше званіе христіанина? Вѣроятно, опять нѣтъ. Кому неизвѣстно, съ какимъ искреннимъ сочувствіемъ многими встрѣчено было разрѣшеніе театральныхъ представленій въ Великій Постъ и наканунѣ праздниковъ; какъ это неожиданное явленіе порадовало любителей театральныхъ увеселеній, которые съ полной откровенностью и говорятъ и пишутъ, что театръ высоко нравственное учрежденіе, что онъ для утомленныхъ скучной житейской работой служитъ прекраснымъ средствомъ освѣженія и обновленія ихъ силъ, облагороженія душъ, почему театральныя представленія умѣстны и желательны во всякое время въ году, не исключая и Великаго Поста; многимъ изъ этихъ сторонниковъ сценическаго искусства показалось и прискорбнымъ и непонятнымъ неразрѣшеніе въ Екатеринбургѣ концерта въ крестопоклонную недѣлю. Другіе, наоборотъ, зная о вліяніи театральныхъ представленій на душу человѣка по личному опыту, глубоко смущены были разрѣшеніемъ театральныхъ представленій во св. Четыредесятницу, – время строгаго поста, покаянной молитвы и были оскорблены въ своемъ религіозномъ чувствѣ, въ своей привязанности, къ своимъ вѣковымъ обычаямъ и порядкамъ... Что смотрите вы, служители церкви, блюстители вѣры и благочестія народа, иногда говорятъ они пастырямъ церкви. Ужель и вы смотрите на театръ, какъ на нравственное учрежденіе? Въ виду такихъ пререканій между христіанами изъ за театральныхъ представленій вообще во всякое время въ году и въ великую Четыредесятницу, – въ частности, считаемъ своимъ пастырскимъ долгомъ высказать истинно христіанскій взглядъ на театръ и выяснить неумѣстность театральныхъ представленій въ Великій Постъ и наканунѣ праздниковъ.

Театръ не христіанское-нравственное учрежденіе и намъ вполнѣ понятно, какъ тяжело истому православному христіанину видѣть раскрытыя настежъ двери театра въ Великій Постъ и посѣщеніе его не только иновѣрцами да образованными людьми, которые, дескать, съ великой пользой для себя могутъ быть въ театрѣ (а изъ за нихъ и для нихъ и разрѣшены театральныя представленія въ великопостное время), вынося оттуда и сочувствіе къ истинно возвышенному, доброму и отвращеніе ко всему грязному, порочному, но и тѣхъ меньшихъ братій нашихъ, немощныхъ совѣстію, которые не способны пользоваться дарованною имъ христіанскою свободой. Но возмущаясь театральными представленіями въ великій постъ, вы, бр., не дѣлайте незаслуженныхъ нареканій ни на св. Церковь, ни на ея служителей, блюстителей вѣры и благочестія народа. Пастыри церкви никогда не подадутъ руки представителямъ сценическаго искусства, какъ своимъ союзникамъ въ дѣлѣ достиженія цѣли – нравственнаго оздоровленія народа. Пастырямъ церкви лучше, чѣмъ мірянамъ, извѣстно, что Церковь не только допускаетъ, но и придаетъ цѣну добродѣтели только тѣмъ удовольствіямъ и развлеченіямъ, которыя не противорѣчатъ нравственному закону и достоинству человѣка, которыя, какъ говоритъ св. ап. Павелъ, не только полезны, но и назидательны (1 Кор. 6, 12). Всѣ же тѣ развлеченія, которыя оставляютъ жало въ нашей совѣсти, которыя дѣлаютъ не только труднымъ, но даже невозможнымъ непосредственный возвратъ отъ нихъ къ молитвѣ, которыя не только не приближаютъ насъ къ Церкви, но отдаляютъ отъ нея, которыя не оживляютъ, а убиваютъ религіозно-нравственную жизнь нашу, – всѣ такія развлеченія св. Церковь считаетъ и не позволительными и преступными. А такія то именно развлеченія, за немногими исключеніями, и даетъ намъ театръ. Если было бы несправедливостію назвать современный театръ словами Іоанна Златоуста «капищемъ діавола и разврата», то въ той же мѣрѣ несправедливо было бы назвать его и «нравственнымъ учрежденіемъ», сообщающимъ посѣтителямъ его нравственное оздоровленіе. «На зрѣлищахъ ты увидишь то, что доставитъ тебѣ стыдъ и горе», говорилъ св. Кипріанъ своимъ современникамъ христіанамъ; тоже можно сказать и теперь чрезъ 16 вѣковъ. Кому изъ посѣтителей театра неизвѣстно, какъ много позволяется и говорить и дѣйствовать на театральныхъ подмосткахъ такого, что у цѣломудренныхъ лицъ, не притупившихъ частыми посѣщеніями театра чувство стыдливости, вызываетъ краску стыда?.. Но сознавая тяжкую преступность театральныхъ представленій въ св. Великій Постъ, что же могутъ сдѣлать пастыри церкви въ борьбѣ съ этими представленіями? Церковь, какъ царство Божіе не отъ міра сего, какъ царство духовное, и должна и можетъ пользоваться только духовными средствами въ борьбѣ съ растлѣвающею силой грѣха, въ чемъ бы онъ ни проявился; Церковь, какъ царство истины, любви и свободы, поэтому она и обращается къ уму, сердцу и свободѣ чадъ своихъ, ожидая отъ нихъ добровольнаго, потому и цѣннаго въ очахъ Божіихъ послушанія себѣ. И обращаясь къ уму и сердцу чадъ своихъ, церковь призывала и призываетъ ихъ къ достойному препровожденію св. Четыредесятницы. Вотъ наступила св. Четыредесятница, говоритъ она своимъ чадамъ устами пастырей. Христосъ – Спаситель вашъ сорокъ сутокъ постился насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія, а вы, чада, почтите сѣдину поста хоть такимъ постомъ, который можно назвать лишь воздержаніемъ отъ скоромной пищи; Христосъ сорокадневной молитвой укрѣплялся на предстоящій великій подвигъ скорбей и страданій ради нашего спасенія, ужель вы – чада, искупленные честною Его кровію, не поспѣшите въ храмъ Божій, чтобы покаянной молитвой облегчить бремя множества содѣянныхъ лютыхъ грѣховъ. Вся жизнь Iисуса Христа была почти непрерывнымъ подвигомъ скорбей и страданій, и вѣнцомъ ея – позорная и мучительная смерть на крестѣ; пріидите и вы, бр., мысленно на Голгоѳу, приблизьтесь къ Распятому на крестѣ, убойтесь вашей безпечности, откажитесь отъ удовольствій, которыя являются оскорбленіемъ величія Божія, черной неблагодарностію по отношенію къ Искупителю, посмѣяніемъ надъ Нимъ и надъ своимъ священнымъ именемъ христіанина; не губите себя, не губите и ближнихъ вашихъ. Если пища соблазняетъ брата моего, не буду ѣстъ мяса во вѣкъ, чтобы не соблазнитъ брата моего, говорилъ любвеобильный св. ап. Павелъ; ужель вы, – чтобы не уязвлялась немощная совѣсть ближняго вашего, не можете отказаться отъ театральныхъ увеселеній въ Беликій постъ? Вспомните грозное слово Спасителя: горе міру отъ соблазнъ, обаче горе человѣку тому, имже соблазнъ приходитъ (Мѳ. 18, 7). Во свидѣтели предъ вами призываю небо и землю, говорилъ нѣкогда пр. Моисей еврейскому народу, жизнь и смерть предложилъ я тебѣ, благословеніе и проклятіе. Избери жизнь, дабы жилъ ты и потомство твое (Втор. 30, 16). То же самое дѣлала и теперь дѣлаетъ св. Церковь, предостерегая чадъ своихъ отъ преступнаго увлеченія удовольствіями во дни поста и наканунѣ праздниковъ. И что-жъ? Послушныя чада церкви не идутъ въ театръ тогда, когда Христосъ зоветъ ихъ въ храмъ свой. Кто же остаются глухими къ материнскому зову св. церкви? Или тѣ, которые съ самаго дѣтства воспитаны были вдали отъ церковнаго вліянія, или тѣ, которые на столько отвыкли отъ церкви, что не только колокольный, не даромъ называемый благовѣстомъ, звонъ, но и Самое Слово Божіе перестало быть благовѣстіемъ, которымъ не только храмъ Божій, но и Самъ Христосъ пересталъ быть сроднымъ, дорогимъ сердцу. Имъ подражаютъ и тѣ, которые по своему легкомыслію и невѣжеству не знаютъ ни своей вѣры, ни налагаемыхъ этой вѣрой обязанностей ко Христу и Его св. Церкви, которые считаютъ достойнымъ имени христіанина человѣка, отвергающаго бытіе Личнаго и Троичнаго Бога и безсмертіе души человѣческой, и Божество Iисуса Христа, Его искупительныя страданія и смерть и Его славное воскресеніе изъ мертвыхъ, вообще все то, что составляетъ сущность Христіанской вѣры. И какъ эти несчастные люди легко соблазняются дурными примѣрами ближнихъ своихъ!

Кйждо да блюдетъ, како назидаетъ, напомнимъ еще апостольское слово. Будьте, бр., внимательными къ самимъ себѣ и осторожными въ своей жизни. Избѣгайте хоть въ эти великіе дни св. Четыредесятницы тѣхъ забавъ и развлеченій, которыя могутъ только загрязнить и воображеніе и сердца ваши нечистыми образами страстей человѣческихъ. Сознайтесь, что когда св. Церковь призываетъ насъ къ сердечному и слезному покаянію и молитвѣ, – не время веселиться. Вспомните, какъ вы поступаете въ подобныхъ случаяхъ: если вы въ несчастьѣ и горѣ; если вы чтите память дорогого умершаго человѣка, вы отказываетесь не только отъ общественныхъ, но и отъ частныхъ увеселительныхъ собраній, – и въ этихъ случаяхъ вы поступаете но закону любви. Зачѣмъ же ко Христу такъ несправедливы, что Ему одному отказываете въ этихъ проявленіяхъ любви? Зачѣмъ въ тѣ дни и часы, въ которые Онъ желаетъ васъ видѣть у Себя, въ Своемъ храмѣ, вы спѣшите въ собранія, устроенныя не для Него и не въ честь Его! Не много уже осталось спасительнаго времени поста; постараемся это остальное время провести спасительно для себя и назидательно для другихъ. Покаемся предъ Богомъ и сотворимъ плоды достойны покаянія! Покаемся предъ Богомъ въ томъ, что мы много потратили времени въ лѣности, безпечности и въ предосудительныхъ для христіанъ забавахъ и удовольствіяхъ; проведемъ оставшееся время св. Четыредесятницы въ покаянной молитвѣ и полезныхъ для себя и назидательныхъ для другихъ трудахъ; а съ этими плодами покаянія достойно можемъ предстать предъ крестомъ и гробомъ своего Искупителя и войти въ радость Господа своего въ день свѣтлаго Его воскресенія. Аминь.

 

Произнесено 18 Марта въ Каѳедральномъ Соборѣ.

 

П. В. Г.

 

«Екатеринбургскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 7. Отд. Неоффиц. С. 255-261.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: