Похвальное слово на праздникъ Успенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, святителя Модеста, Архіепископа Іерусалискаго.

1. Всесвященное познаніе честныхъ праздниковъ Богоматери Христовой – несказанно, поелику и тайна (содержащаяся въ нихъ) преславна и непостижима какъ для всѣхъ небесныхъ Силъ, такъ и для смертныхъ; и многообразное слово мудрости приходитъ въ тупикъ передъ тѣмъ, что бы достойно восхвалить чудо, которое превосходитъ всякую возможность пониманія у духовной и разумной твари. Потому что какъ подлинно и истинно Богородица, Она – освящена отъ Бога и явилась святѣе и славнѣе Херувимовъ и Серафимовъ. И къ таковой всепревосходящей высотѣ, находящейся за предѣлами всѣхъ Небесныхъ Силъ, сущей въ непостижимой славѣ созерцаній и божественныхъ вѣщаній, относящихся къ содѣланной въ отношеніи Ея божественной и неизреченной тайны, Учители въ Церкви Христа Бога нашего, предпоставленные благодатью Святого Духа и Имъ укрѣпленные, взлетая въ добродѣтели и какъ бы на огненной солнечной колесницѣ благочестиво, насколько это постижимо, паря, и Ею и Происшедшимъ отъ Нея, Спасителемъ Христомъ, «въ Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол. 2, 3), были удостоены того, что бы успѣшно сложить священныя рѣчи, которыя вышереченныя священные проповѣдники и составили на каждый всесвященный праздникъ Богоматери, и принести въ даръ благочестивымъ людямъ въ неотъемлемое богатство и прекраснѣйшее духовное украшеніе и въ божественное назиданіе Православныхъ Церквей, (совершая это) во славу Спасителя нашего Бога, а о Всечестномъ Успеніи Ея мнѣ не извѣстно: не явили-ли они чего-нибудь, и я не нашелъ и что бы и преемники ихъ что-нибудь изложили (о семъ предметѣ). Вотъ, поэтому въ день Успенія Богоматери очень многіе любознательные, т. е. желающіе побольше знать о Христіанствѣ, любопытствуютъ, и благочестивые слушатели божественныхъ вещей жаждутъ узнать о семъ предметѣ. И ради такого благочестиваго желанія ихъ и усердія, съ удовольствіемъ беря на себя таковую задачу, достойную всякой похвалы, и съ чувствомъ священнаго благоговѣнія и упованія въ отношеніи Богоматери, родившей нашу Жизнь и Спасеніе, и укрѣпленные Ею, я, непотребный, счелъ за необходимое, по силамъ, составить нѣкое надлежащее писаніе о Ней, и подобно тому, какъ разбойникъ сораспятый со Спасителемъ Христомъ по правую сторону отъ Него призвалъ Бога, такъ и я, моля обрѣсти отъ Него великую милость, ради Пречистой Его Матери, здѣсь такимъ образомъ положилъ начало моего слова во славу Отца Его и Духа.

2. Ахъ, о, христолюбивые братіе, Родившая Жизнь всѣхъ сегодня ушла для того, чтобы быть съ Ней (Жизнью всѣхъ), Родившейся прежде вѣковъ отъ Отца и Сущей – Богъ и Божіе Слово, Которую Она родила во плоти и кормила Своею грудью; Жизнь – Которая создала все изъ ничего и привела въ бытіе и въ жизнь; Ее Она наслѣдовала и, какъ Матерь, насладилась Ею паче небесныхъ и земныхъ святыхъ чиновъ; и Ее – Сущую Свѣтъ для людей, – потому что написано: «Животъ бѣ, и Животъ бѣ Свѣтъ человѣкомъ» (Іоан. 1, 4), – Она Свыше источила міру на подобіе всемірнаго Источника. И къ Сему Свѣту Она пришла, къ Свѣту истинному и воѵпостасному и къ Сіянію славы Бога и Отца (Евр. 1, 3), возсіявшему отъ Нея и воплотившагося отъ Духа Святого, «просвѣщая всякаго человѣка грядущаго въ міръ» (Іоан. 1, 9); и когда Присносущный Христосъ Богъ нашъ, по благоволенію Отца Его и Духа, избралъ и установилъ взять Ее къ Себѣ, Свою Всеблаженную Матерь, Сущую послѣ Него болѣе прекрасную, чѣмъ все, – для того, чтобы Она во славѣ сопрославилась вмѣстѣ съ Нимъ, – тогда радующіеся Ангелы и Архангелы, совершая по воздуху путь, стеклись вмѣстѣ для схожденія въ сей міръ, будучи посланными отъ Бога для того, чтобы послужить Ея всечестному Успенію. И не только это, но и ликуютъ всѣ Небесныя святыя Силы, вѣдая значеніе (происходящей) тайны, и преблагого Спасителя Христа, родившагося отъ Нея и нынѣ призывающаго Ее къ Себѣ, восхваляютъ и весьма славословятъ Сотворившаго звѣзды, – какъ написано (Іов. 38, 7), – явившаго Ее болѣе славной, чѣмъ небо, – именно, явившаго Ее Небомъ Своего Божества и благодаря Ей показавшаго сущія земныя духовныя свѣтила, сіяющія славою Его божественной благодати свѣтлѣе солнца и луны и звѣздъ, какъ Онъ сказалъ имъ: «Вы есте свѣтъ міра» (Матѳ. 5, 14); и изъ всей разумной и озаренной умомъ твари избравшаго Ее для того, чтобы Она стала Пресвятою Матерью Его и больше всего, сущаго въ мірѣ, исполнившаго Ее Своею благодатью, – на Котораго не дерзаютъ взирать или не въ силахъ поднять свой взоръ Херувимы и Которому поклоняются вмѣстѣ со Пресвятымъ Его Отцомъ и Духомъ, непрестанно взывая: «Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ» (Исаія 6, 3); освободившаго чрезъ Нее и (всю) тварь отъ рабства, и доставившаго всемірную радость и рекшаго Небеснымъ Силамъ: «Радуйтесь со Мною» (Лук. 15, 9). Потому что благодаря Ей найдена (затерявшаяся) «драхма» человѣческаго рода, и Добрый Пастырь облекся въ образъ овцы, и заблудившуюся разумную овцу, взявъ ее на Свои плечи, радуясь спасъ Господь Силъ, Который отъ Нея (Пресвятой Дѣвы) неизмѣнно сталъ плоть, и освятилъ Ее, чтобы Она была боговмѣстительной Нивой, на Которой Богъ и Отецъ, Своимъ благоволеніемъ, сталъ Дѣлателемъ, а Насадителемъ былъ Всесвятый Духъ; Нивой – отъ Которой Христосъ, Единородный Сынъ Его, какъ Плодъ, сталъ Истинный Виноградъ въ радость Небесныхъ Святыхъ Силъ и во спасеніе земныхъ смертныхъ, какъ Онъ и говоритъ въ Евангеліи: «Азъ есть Лоза истинная, и Отецъ Мой дѣлатель есть» (Іоан. 15, 1). Къ Сей Лозѣ Истинной, Которую Она принесла какъ Плодъ, нынѣ взошла Богоматерь, дабы собрать гроздья нетлѣнія и безсмертія, радуясь Ея чудесному Порожденію въ Царствѣ Небесномъ. Не только это, но и наслаждаясь Животворящимъ Небеснымъ Хлѣбомъ жизни, оживотворяемая Имъ во вѣки; Хлѣбомъ, Который воплотился отъ пречистой утробы Ея и пришедъ въ общеніе со смертными, утвердилъ сердца ихъ въ Православной вѣрѣ Его; Она явилась какъ Нива, воздѣланная Богомъ, возрастившая намъ Маслину – Христа, Источникъ милосердія, исполняющій вселенную Своею милостью.

3. Потому что вземлется, вземлется ко Господу Славы носившій Его всесвѣтлый Облакъ, явившій какъ сіяніе, совершенное Его Божество въ (воспринятомъ Имъ) тѣлѣ, и одождившій всему міру исходящія отъ Него всеблагія милости. И отсюда совершилось премірное теченіе разумной Луны, по изреченію пророка, отъ Которой зачалось Солнце, Сущее единое изъ Лицъ Трисолнечной, Единосущной Троицы, по выраженію святыхъ Отцовъ; «И ста (Сія разумная Луна) въ чинѣ» (Аввак. 3, 11) Своего дѣвства, во-истину Богородица, – являя сіяніе Его для того, чтобы міръ позналъ Его какъ Бога. Была же принята съ ликованіемъ и неизреченной радостью въ обители Бога и Отца Богосотворенная Обитель Сына Его, неописуемо возъобитавшаго въ Ней и воплотившагося отъ Нея дѣйствіемъ Духа Святого, и какъ младенецъ пребывавшаго девять мѣсяцевъ въ Ея утробѣ, Онъ – Который былъ нераздѣленъ отъ Отца Своего и Духа, и Которая стала Обителью болѣе прекрасной, чѣмъ всѣ обители, единосущной Троицы, нерушимой Обителью, услышавшей отъ Архангела Гавріила: «Духъ Святый найдетъ на Тя, сила Вышняго осѣнитъ Тя: тѣмже и Раждаемое отъ Тебе наречется Сынъ Божій» (Лук. 1, 35), – дабы выше небесныхъ и земныхъ святыхъ чиновъ Она была славима. Она была пересажена, восходя какъ бы отъ славы въ славу, Сущая въ смертномъ образѣ Неопалимая[1] Купина Божества, – (пересажена) въ землю живущихъ, чтобы быть во свѣтѣ лица Христа Бога, въ Ней всецѣло и истинно бывшаго чревоносимаго, и Имъ сохраненная неопалимой, единая въ женахъ благословенная Дѣва и Матерь. И не только это, но и какъ присноцвѣтущій Жезлъ Іессеевъ, Она произрастила во плоти Сущаго, Богонасажденіе Отчее, величіе Котораго – безгранично и красота[2] непостижима, услаждающій Своимъ видомъ и причащеніемъ благого Плода Небесныя святыя Силы и собранія Святыхъ, такъ чтобы они со дерзновеніемъ, преимущественно надъ всѣми, могли видѣть Его прекрасность. Потому что Господь Силъ призвалъ къ Себѣ Свою Ниву, преимущественную надъ всей землей, отъ Которой возросъ Онъ, какъ бы безъ сѣмени возросшій Колосъ, Хлѣбомъ отъ Котораго нельзя насытиться и Который неистощимъ, неоскудно питающій всю вселенную, содержащійся въ нѣдрахъ Отчихъ; вошла въ небесный брачный чертогъ Она – ставшая чудеснымъ Брачнымъ Чертогомъ соединенія по ѵпостаси (двухъ) природъ Христа, истиннаго Небеснаго Жениха, преестественной прекрасностью Котораго желаютъ насытиться всѣ святыя Силы Небесъ; и перенесена была въ горній Іерусалимъ пречистый духовный Царскій Чертогъ, изъ Котораго произошелъ Царь вѣковъ, въ образѣ воина снисшелъ къ намъ, и восторжествовалъ побѣду надъ супостатомъ съ его полчищами. И не только это, но и, принявъ образъ мужа, Христосъ Богъ, какъ Невѣсту пріялъ Православную Свою Церковь, за которую и честную Свою Кровь Онъ изліялъ и душу Свою положилъ, какъ говоритъ великій въ божественныхъ знаніяхъ, свѣтъ міра, Апостолъ Павелъ: «Тайна сія велика есть: азъ же глаголю во Христа, и во Церковь» (Ефес. 5, 32). И стала Она въ Царствѣ Небесномъ высшей Херувимовъ и Серафимовъ, какъ по-истинѣ явившаяся Матерью Владыки ихъ.

4. Когда же Богоносный разумный Корабль завершилъ Свое плаваніе жизни, Онъ приплылъ въ тихое Свое пристанище, а вмѣстѣ съ этимъ – и къ Кормчему міра, Который чрезъ Нее спасъ и привелъ къ жизни человѣческое естество, (сохранивъ его) отъ Потопа нечестія и грѣха. Сущій въ Синаѣ Законодавецъ и Законоположитель изъ Сіона, Самъ Богъ нашъ, оттуда послалъ доставить къ Себѣ Кивотъ Святыни Его, о Которомъ Праотецъ Ея (пророкъ Давидъ) воспѣлъ, говоря: «Воскресни, Господи, въ покой Твой, Ты и Кивотъ Святыни Твоея» (Псал. 131, 8). Не какъ древній Моисеевъ кивотъ, возимый на волахъ, но – путеводимый и съ торжественностью носимый воинствомъ Небесныхъ святыхъ Ангеловъ; Кивотъ не рукотворенный, который былъ обложенъ золотомъ, но – Сущій разумное Созданіе Божіе и отовсюду сверхъ-сверкающій сіяніями сошедшими на Нее Всесвятого и Животворящаго Духа; Кивотъ, заключающій въ Себѣ не стамну манны и скрижали Завѣта, но – Дарователя манны и отъ вѣка обѣщанныхъ благъ: Господа Новаго и Ветхаго Завѣтовъ, Который произошелъ отъ Нея, какъ Младенецъ, и освободилъ вѣрующихъ въ него отъ клятвы Закона; Кивотъ, содержащій въ Себѣ не жезлъ Аароновъ и имѣющій на верху его изваяніе Херувимовъ славы, но – несравненно болѣе славный, чѣмъ тотъ: именно – объемлющій въ Себѣ Жезлъ Іессеевъ, согласно пророческому откровенію, и осѣненный Божественной всемогущей силою Высочайшаго (Небеснаго) Отца;[3] и не какъ оный кивотъ, путешествующій вмѣстѣ съ еврейскимъ народомъ, но – слѣдующій за Богомъ, отъ Нея явившагося на землѣ во плоти, и ублажаемый со стороны Ангеловъ и людей во славу Возвеличившаго Ее надъ (всѣми) небесными и земными чинами, и взывающую святыми Своими устами и говорящую: «Величитъ душа Моя Господа, и возрадовася духъ Мой о Бозѣ Спасѣ Моемъ» и проч. (Лук. 1, 46).

5. Итакъ, духовная свѣтозарная Заря истинно возъобитала въ сіяніяхъ Солнца Правды, призванная Имъ для того, чтобы сіять Имъ, Который произошелъ отъ Нея и озарилъ вселенную и чрезъ Которую Свѣтъ, превосходящій Своимъ сіяніемъ блескъ самихъ лучей солнечныхъ, излился на насъ въ милости и въ щедротахъ, воспаляя души вѣрныхъ къ посильному подражанію Божественной благости и добротѣ Его. Потому что Облачившійся отъ Сей Приснодѣвы въ плоть одаренную душею и умомъ, дѣйствіемъ Духа Святого, Христосъ Богъ, призвавъ Ее, облекъ Ее въ нетлѣнное тѣло, сообразно со Своимъ нетлѣннымъ тѣломъ, и преславно прославилъ Ее такъ, чтобы Она была Наслѣдницей Его, какъ Пресвятая Матерь Его; какъ и Псалмопѣвецъ воспѣваетъ: «Предста Царица одесную Тебе, въ ризахъ позлащенныхъ одѣяна преиспещрена» (Псал. 44, 10). Сосудъ драгоцѣнный и священнѣйшій, священнѣе всего священнаго, Богородица, воспріявъ многоцѣнный Бисеръ» (Матѳ. 13, 46), озарилась примірной красотой Его, Который «есть злато и сребро» (Аггей 2, 9), и Которымъ «царіе царствуютъ» (Притч. 8, 15); и Она, будучи въ великомъ морѣ сей жизни (обрѣла Его, какъ Бисеръ)[4] съ небесъ возсіявшаго въ Ней и воплотившагося отъ Ея дѣвственнаго чрева и происшедшаго отъ Нея, дабы дать Себя въ искупленіе ради освобожденія міра отъ рабства (грѣху и діаволу); и, совершивъ чрезвычайно доблестно и достойно прямой путь привременной сей жизни, Она пришла къ истинной Радости всего, неизреченно родивши Ее въ нашемъ естествѣ, Ее – Сущую естествомъ Своимъ Богомъ отъ Бога рожденную прежде вѣковъ, въ послѣднія же времена, чрезъ Нее, явившуюся на землѣ, и исполнившую небесное и земное Своею радостью, и печаль Евы до конца изгнавшую.

6. Сегодня пронареченный боговдохновеннымъ пророкомъ, «Камень краеугольный» (Дан. 2, 45) совершилъ чудесное Преставленіе (перемѣщеніе) Своей Горы, Которая въ высочайшей славѣ далеко превосходитъ всякую тварь, поелику отъ Нея «безъ прикосновенія (руки) отсѣченный» Христосъ Богъ, «исправи всю вселенную» (Псал. 95, 10), созиждѣвъ въ ней Свои Церкви Православной Вѣры,[5] такъ чтобы благочестиво прибѣгающіе къ Нему, путемъ Его Горы, были свободны отъ всякой нечестивой ереси, по сказанному въ Священномъ Писаніи: «Всякъ вѣруяй въ Онь, не постыдится» (Рим. 10, 11). Потому что проведенъ былъ Запечатлѣнный Господень Источникъ (Пѣснь Пѣсней 4, 12) божественныхъ дарованій (человѣческому роду) – Приснодѣва, – проведенный въ срѣтеніе Ему; Источникъ, Которымъ орошается Рай Православной Церкви и каковой (Рай) былъ созданъ рожденнымъ отъ Нея, Вторымъ Адамомъ, и какъ отъ струй потока, отъ дѣвственныхъ Ея источниковъ, т. е. отъ персей Ея, пившимъ и оживившимъ умершаго первозданнаго Адама. Сегодня Скинія, чудеснымъ образомъ по плоти пріявшая Бога и Небеснаго Владыку, была «сложена» и устрояется Имъ для того, чтобы какъ Онъ пребываетъ нетлѣненъ во плоти, и Она пребывала въ нетлѣніи тѣла вмѣстѣ съ Нимъ вѣчно, въ «кровъ крѣпокъ» (Іис. Сир. 6, 14), спасеніе и защиту всѣхъ насъ, христіанъ.

7. О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, пребывшей и по рожденіи Приснодѣвой, и во гробѣ не испытавшей въ своемъ живопріемномъ[6] тѣлѣ нетлѣнія, будучи сохраненной, происшедшимъ отъ Нея, всемогущимъ Спасителемъ Христомъ! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой (или: чрезъ Которую), «дуси и душы праведныхъ» (Дан. 3, 86) скончавшихся удостоились божественнаго, вѣчнаго утѣшенія отъ Христа! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой мы таинственно были возсозданы и стали храмъ Божій![7]. О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой пришло всемірное сугубое исцѣленіе, врачующее и тѣлесно и душевно въ цѣлокупное здравіе вселенной! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой прославился и сталъ блаженнымъ нашъ (человѣческій) родъ во Христѣ Богѣ,[8] какъ нераздѣлимое (отъ Божества) Его тѣло, и воспѣвается и пріемлетъ поклоненіе «отъ небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ», какъ написано (Фил. 2, 10)[9]. О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой мы воспріяли оставленіе прегрѣшеній нашихъ (Ефес. 1, 7) и были искуплены отъ насильничества лукаваго! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой обновился весь міръ и земное соединилось съ небеснымъ, и восхваляетъ и вопіетъ вмѣстѣ съ нимъ: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе» (Лук. 2, 14)! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, чрезъ Которую была явлена всепревышающая, невообразимая милость въ отношеніи насъ Тріѵпостаснаго Божества, вызывающая удивленіе у Святыхъ Небесныхъ Силъ, и насъ возбуждающая къ исповѣданію и къ непрестанной хвалѣ несказаннаго Его милосердія и всепревышающей Его доброты! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, о Которой пророки и праведники громогласно предвозвѣстили,[10] желая достигнуть того вожделѣннаго дня, когда пріидетъ отъ Нея, искупающій ихъ отъ неразрѣшимыхъ узъ ада, Спаситель! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой Богъ – на землѣ, и Онъ же, Сущій Богъ – Человѣкъ на небѣ, не измѣнивъ одно естество въ другое и нераздѣльно другъ отъ друга, (ставъ человѣкомъ) по милосердію Своему и ради искупленія людей! Потому что отъ услышавшей нѣкогда: «Земля еси, и въ землю отыдеши» (Быт. 3, 19), отъ Нея Христосъ Богъ, пріявъ тѣло и облекшись въ человѣческое естество, посадилъ его одесную Отца, выше Херувимовъ и Серафимовъ, и Престоловъ, и Силъ, и Господствій, и Властей, и Началъ, и Архангеловъ и Ангеловъ. О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой мы «во Христа облекохомся» (Гал. 3, 27) и удостоились чадами Божіими быть (Іоан. 1, 12)! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой, когда пришелъ Истинный Виноградъ (Іоан. 15, 1), Онъ возрастилъ какъ бы вѣтви отъ Себя – всеславныхъ Апостоловъ, которые распространившись даже до концевъ земли, исполнили всю вселенную добродѣтельными плодами благочестія и своихъ чудесъ! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, благодаря Которой, когда воссіялъ Христосъ пребожественнымъ и лучезарнымъ свѣтомъ, Имъ были явлены намъ свѣтила въ мірѣ: Святые Мученики, ставшіе сообразными Его Страстямъ, которыя даже до крови исповѣдавъ Ее Богородицей,[11] воспріяли отъ Него вѣнцы праведности! О, всеблаженное Успеніе Преславной Богородицы, ради котораго Ангелы и Архангелы сходятъ съ высоты (небесъ) и отъ концевъ земли прибываютъ божественные Апостолы, способомъ извѣстнымъ только единому Богу, тайно руководившаго ими и собравшаго ихъ къ всесвященному торжеству Успенія Своей Матери, исполняя этимъ древнюю заповѣдь, данную Имъ чрезъ Моисея: – чтить родителей своихъ (Исх. 20, 12), будучи Самъ по Своей природѣ любящимъ оказать честь и всеблагимъ Владыкой нашимъ.

8. Ахъ! Посланные отъ Бога къ Пресвятой и Прославленной Его Матери Святые Ангелы, къ Сущей выше ихъ и всѣхъ (иныхъ) Небесныхъ Силъ, къ Ней, «Обрѣтшей благодать у Него» (Лук. 1, 30), посланные съ высоты небесъ къ Ней, явленной Имъ какъ еще болѣе возвышенной и пространной, чѣмъ небеса, посылаются уже не для того, чтобы возвѣстить Ей, превышающее разумѣніе, божественное Зачатіе, – какъ былъ нѣкогда посланъ для этого Гавріилъ, – но для того, чтобы пригласить Ее въ Царство Небесное, къ нѣкогда Зачавшемуся въ Ней; посылаются не для того, чтобы Ее непостижимое Рожденіе сдѣлать явнымъ всему міру, благовѣствуя пастырямъ (какъ это было въ ночь Рождества Христова);[12] но (посылаются) для того, чтобы пріять Ее съ вѣчной славой и ввести въ неизреченную радость родившагося отъ Нее Господа (Матѳ. 25, 21). Потому что и вѣдая, какъ было написано Церковью, «многоразличную премудрость» своего Владыки (Ефес. 3, 10), естественно, что они желали благоговѣйно узрѣть и Его Всеславную Матерь: и наипаче по той причинѣ, что со стороны Его – Который, по Своей природѣ, желанный и возлюбленный (для нихъ), – Она была обрѣтена и стала желанной Ему и почтенной, избранной отъ древле изъ всѣхъ родовъ, «по предвѣдѣнію Его» (1 Петр. 1, 2), для дѣла спасенія всего міра, такъ чтобы стать Богородицей Приснодѣвой; Которую, какъ имѣющую настать предвидя пророческими очами, Праотецъ Ея, Пророкъ Давидъ сказалъ въ Псалмахъ такъ: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты (красоты) Твоея, зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему» (Псал. 44, 11); и они (Ангелы Божіи) желали увидѣть и восхититься славной и сверхъ сіяющей божественной красотою Ея, благодаря Которой (или: въ силу Которой) Единородный Сынъ Божій, Христосъ Богъ нашъ украсилъ человѣческую природу красотою и благолѣпіемъ Божества Своего, обожествивъ Ее въ Своемъ лицѣ; желали увидѣть Ея облагодатствованный образъ, изъ Котораго Онъ, по дѣйствію Духа Святого, образовавъ Самаго Себя, сталъ по истинѣ носителемъ образа смертныхъ людей, пребывая вмѣстѣ съ этимъ тѣмъ, что Онъ былъ: «Сый во образѣ Божіемъ» (Фил. 2, 6); они желали увидѣть высшую Небесныхъ Силъ, освятившуюся и имѣющую Свое Собственное существо Ѵпостась,[13] и желали воздать славословіе освятившему Ее Пресущественному и Воѵпостасному Слову Отчему, воплотившемуся отъ Нея по дѣйствію Духа Святого; и, возможно (или: въ равной мѣрѣ) они недоумѣвали, помышляя: какимъ образомъ смертная стала Матерью Творца смертныхъ людей, или – Кто – Она, а вмѣстѣ съ этимъ – какова Своею личностью въ свойствахъ Богоматери: Она – вмѣстившая Невмѣстимаго, неопально носившая въ Себѣ Огнь Божества, родившая Творца міра, державшая въ Своихъ объятіяхъ Носящаго вселенную въ Своей горсти, согрѣвавшая (или: лелѣявшая)) Его – «Призирающаго на землю и творящаго ю (ее) трястися» (Псал. 103, 32), кормившая Его – «Дающаго пищу всякой плоти» (Псал. 135, 25); они желали увидѣть Ее, дабы воспѣть и возвеличить Ее отшествіе изъ этого міра – въ міръ небесный къ Богу.

9. Въ равной мѣрѣ и вышереченные боговдохновенные Апостолы поспѣшили со всѣхъ концовъ подсолнечной, путеводимые и содѣйствуемые побужденіемъ свыше, чтобы прибыть къ Пресвятой Матери Христовой, отъ Которой Христосъ явился на землѣ и призвалъ ихъ и удостоилъ ихъ апостольскаго служенія въ Духѣ Святомъ, – имѣющую какъ разъ въ это время наслѣдовать отъ Него наисвященнѣйшее Достоинство и тогда же воспріять отъ Него блага на небесахъ, блага «ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша» (1 Кор. 2, 9); блага, которыя благодаря Ей были дарованы человѣческому роду; и стать въ благодати Своей дѣвственности Мостомъ Божіимъ, ведущимъ въ страну, лежащую по ту сторону здѣшняго міра[14]. На основаніи сего была явлена Его чудесная помощь намъ, и Онъ насъ спасъ; вселукавыя же ухищренія врага въ конецъ низвергнулъ; не посланецъ, не ангелъ, но Самъ Господь, пришедшій для этой цѣли, какъ написано: «Помощь Моя отъ Господа, сотворшаго небо и землю» (Псал. 120, 2); и благодаря Ей сдѣлавшаго для насъ извѣстнымъ восхожденіе (путь) Православной Вѣры и добраго образа жизни, ведущій на небо. И не только это, но и по Божественному предвозвѣщенію Ея Преставленія и по дѣйствію Животворящаго и Пресвятого Духа, Она была предвидѣна и предъявлена въ этомъ священнѣйшемъ Своемъ восхожденіи (на небо) въ образѣ оныхъ свѣтозарныхъ Вратъ, зрящихъ на Востокъ и находящихся въ Сіонѣ (Іез. 44, 1), къ каковымъ Вратамъ ложь не приблизилась, но Которыми прошелъ только истинный и животворящій Путь и по Которому возвелъ насъ къ Своему Отцу, Господь нашъ и Богъ, говорящій въ Евангеліи: «Азъ есмь Путь и Истина и Животъ: никтоже пріидетъ ко Отцу, токмо Мною» (Іоан. 14, 6). И придя къ Ней, они (Святые Апостолы) привѣтствовали Всепѣтую Богоматерь призывомъ къ радости и, какъ имѣющіе проводить Ее ко Господу, Котораго раньше вмѣстѣ съ Нею проводили на небеса (при Его Вознесеніи), они воспѣли Ей, какъ это и подобало, внушенныя божественной благодатью, сопроводительныя восхваленія, говоря:

10. Радуйся, желанный Богу одушевленный Храме Невмѣстимаго Вышняго, въ Которомъ Несозданная Воѵпостасная Премудрость Бога Отца, Христосъ Богъ, возъобитавъ, создалъ Храмъ Своего Тѣла, нашедъ упокоеніе въ Тебѣ, во спасеніе всего міра, и возблаговолилъ и Тебя взять въ вѣчное всеславное Свое упокоеніе! Радуйся, Пресвятая Богородице, ибо Царь Славы, Господь Іисусъ, избравшій Тебя, дабы Ты была Его духовнымъ Царствомъ на землѣ и Тобою даровавъ намъ Небесное Свое Царство, учредилъ, чтобы Ты въ томъ же, какъ и Онъ, нетлѣніи тѣла пребывала вмѣстѣ съ Нимъ и была болѣе возвеличена во славѣ, чѣмъ всѣ, во славу Отца Его и Духа! Радуйся, Божественная присная Помоще живущимъ во благочестіи, отъ Которой Христосъ пріялъ нашъ родъ (т. е. человѣческую природу), «и воздвиже рогъ спасенія намъ» (Лук. 1, 69), дабы мы благовѣстили имя Его «во всѣхъ языцѣхъ»; потому что по истинѣ Богъ, таинственно посвятившій Тебя, такъ чтобы Ты была у Него Предстательницей за насъ, спасаетъ отъ всякой скорби исповѣдающихъ Тебя – Богородицею. Радуйся, Дщи Іоакима и (въ то же время) Матерь Бога, создавшаго вселенную, призванная Имъ въ удѣлъ блаженства, которое превосходитъ всякое блаженство сущихъ на землѣ и на небѣ блаженныхъ святыхъ чиновъ! Радуйся, Источниче исцѣленій, источившая врачующаго всякій недугъ Христа, таинственно источающаго, на подобіе рѣки, струи благодати Животворящаго и Всесвятого Своего Духа, «текущія въ животъ вѣчный» (Іоан. 4, 14), Который и послалъ за Тобою, дабы Ты наслаждалась «на водѣ покойнѣ Его» (Псал. 22, 2)! Радуйся, Всеславная Мати Свѣта вѣчнаго, Сущаго Своимъ естествомъ и природой истиннаго Бога, и отъ Тебя возсіявшаго на землѣ въ нашемъ естествѣ, и «знаменовавшаго на насъ свѣтъ лица Своего» (Псал. 4, 7)! Имъ и со славою Ты – призвана Божіею благодатью, чтобы быть Тебѣ предъ Нимъ во свѣтѣ живыхъ (Псал. 55, 14). Радуйся, Убѣжище смертныхъ у Бога, пріявшаго отъ Тебя наше естество и ставшаго нашимъ «Прибѣжищемъ и Силою» (Псал. 45, 2), совершившаго ради насъ великія дѣла, исцѣленія и силы въ мірѣ для развитія возрастанія Христіанскаго избранія (народа), призвавшаго Тебя, о, Блаженная Богородице, чтобы Ты была въ вѣчное памятованіе (вѣрнымъ) о неизреченномъ милосердіи и человѣколюбіи Его, которое исполнилось въ отношеніи насъ благодаря Тебѣ (или: чрезъ Тебя)! Радуйся, проистекающее отъ Бога Сокровище Небеснаго Царства, по причинѣ Котораго (Сокровища), «Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра» (Іоан. 1, 29), возъимѣлъ какъ Своихъ спутниковъ, собравшихся вмѣстѣ ради сего торжества, Ангеловъ и смертныхъ людей; Сокровище, Которое предназначено, какъ наидрагоцѣнное, къ возношенію въ «Церковь первородныхъ» (Евр. 12, 33)! Радуйся, Пресвятая Мати Спасителя нашего Бога, Который посредствомъ Тебя возъобиталъ съ нами и мы – въ Немъ,[15] и Который удостоилъ Тебя, какъ подлинную и по истинѣ Богородицу, чтобы Тебя воспѣвали и поклонялись Тебѣ всѣ благочестивые, сущіе на землѣ; и не только они, но чтобы нынѣ и на небесахъ Тебя восхваляли Святые Ангелы, какъ Всесвятую Матерь ихъ Владыки! Радуйся, Священнѣйшая Мати Приснодѣво, родившая воплотившагося отъ Тебя, дѣйствіемъ Духа Святого, Христа, Сына Божія, совершеннаго Божественнымъ естествомъ и совершеннаго человѣческимъ естествомъ, т. е. – въ двухъ естествахъ и воляхъ и дѣйствіяхъ, имѣющаго хотѣніе и дѣйствующаго какъ Богъ, и имѣющаго хотѣніе и дѣйствующаго какъ человѣкъ, Единаго и Того же несліянно и нераздѣльно имѣющаго и въ томъ, и въ другомъ естествахъ свободу власти; и съ Нимъ пребывая, имѣя дерзновеніе къ Нему, моли Его сохранить Свою Церковь благочестиво (православно) такимъ образомъ всегда мудрствующую. Радуйся, Честнѣйшая Всенепорочная Богородице: ибо Господь Богъ, сошедшій съ высоты небесъ, – которыхъ не оставилъ, – и неописуемо возъобитавшій во чревѣ Твоемъ, какъ бы въ своемъ земномъ отечествѣ, Самъ сегодня удостоилъ Тебя того, чтобы Ты перешла изъ этого привременнаго Твоего земного отечества – въ лучшее, Небесное Отечество, которое, благодаря Тебѣ, Онъ даровалъ Святымъ, какъ предоставленное (уготованное) имъ! Радуйся, Умилостивленіе Божественнѣйшее и дарованное Богомъ, посредствомъ Котораго (Умилостивленія), пришелъ, какъ Умилостивленіе за весь міръ[16] и Спаситель, Христосъ Богъ; потому что отъ Тебя, Пресвятая Богородице, облачившись – по дѣйству Духа Святого – въ «завѣсу плоти Своей» пришелъ Архіерей во вѣкъ, по чину Мелхиседекову, какъ написано (Евр. 5, 6), опредѣлившій воспріять Тебя къ Себѣ, чтобы чрезъ Тебя, по Твоимъ молитвамъ, всегда дарствовать милость Свою вселенной. Радуйся, Маріе, духовный и сверхъозаренный Рай, поелику, дѣйствіемъ Духа Святого, Ты принесла Плодъ, насажденный отъ Бога Отца: Плодъ жизни и безсмертія – Христа Бога нашего, ставши причастниками Котораго въ правой вѣрѣ въ Него, мы воспріяли жизнь, и Который нынѣ въ нетлѣнномъ тѣлѣ поселилъ Тебя въ Раю и, благодаря Тебѣ, отверзъ намъ входъ въ него. Радуйся, Владичице смертныхъ людей, Пресвятая Богородице, отъ Которой Богъ, Сущій надъ всѣмъ и преблагій нашъ Владыка, ставъ во всемъ, за исключеніемъ грѣха, участникомъ естества насъ, смертныхъ людей, пришелъ въ міръ, удостоивъ и насъ стать причастниками Божественнаго Его естества (2 Петр. 1, 4), и даровавшій Тебѣ благодать быть Его духовнымъ Градомъ и именовавшій Тебя въ семъ значеніи: «Господь силъ во Градѣ Своемъ» Псал. 47, 9). Радуйся, Пристанище всемірное и всесвѣтлое, явленная Богомъ истинная Богородица: потому что, бѣдствующее въ бурѣ моря жизни, человѣчество спаслось въ Тебѣ, и благодаря Тебе (или: Тобою) получило милости и вѣчныя блага отъ Возвеличевшаго Тебя[17] въ привременной нынѣшней жизни и Препрославившаго Тебя во вѣкъ вѣка.

11. И вышереченные, посланные отъ Бога Святые Ангелы, представшіе Богоматери, какъ духовные и невидимые, узрѣвъ преславность присущей Ей божественной благодати и силы, пришли въ изумленіе относительно неизреченной божественной тайны (совершенной) въ отношеніи Ея. И они, по истинѣ, возрадовались и возвеселились взять Ее къ Себѣ, какъ Матерь ихъ Владыки. Апостолы же, разсуждая по плоти, воспечалились осиротѣть безъ Нее; опечалились не меньше, чѣмъ въ ту священную ночь, когда, будучи посвящены въ тайну и знаменіе спасенія всего міра, услышали отъ Спасителя Христа, что: «Скорби исполнились сердца ваша» (Іоан. 16, 6). Затѣмъ, когда Всепѣтая Богородица была окружена какъ видимо, такъ и не видимо, ликомъ (собраніемъ) тѣхъ и другихъ, пріявшихъ отъ Бога повелѣніе относительно Ея, тогда – какъ повѣствуется – согласно Своему обѣщанію, не не удостоилъ «быть посредѣ ихъ» (Матѳ. 28, 20) и явиться Матери Своей Преблагой Христосъ Богъ, явившись такъ, какъ это Ему единому извѣстно. Блаженная же, всегда исполненная Богоматерней божественной любовью къ Нему, со взоромъ устремленнымъ на Него, вышла изъ Своего святого тѣлесѣ, «въ руцѣ Его предая» Свою блаженную и пресвятую душу.

12. Ахъ! Уснула, уснула, уснула Родившая Жизнь и Воскресеніе міра, по милости Котораго всякое умное (духовное) и разумное естество становится причастнымъ жизни вѣчной, Его – опустошившаго адъ (отъ награбленнаго имъ достоянія) и поправшаго смерть и «упразднившаго діавола» (Евр. 2, 14) и имѣющаго «Своимъ повелѣніемъ» (1 Ѳес. 4, 16) воскресить всѣхъ отъ вѣка умершихъ и усопшихъ съ вѣрою въ Него, Сущаго Господа, говорящаго: «Азъ есмь Воскрешеніе и Животъ» (Іоан. 11, 25). Она Ему послѣдовала, какъ Его Матерь и Пресвятая, какъ бы обращаясь къ Нему съ сими словами, реченными Пророкомъ: «Не утрудися сердце Мое, послѣдующее Тебѣ, и дне человѣча не пожелахъ» (Іер. 17, 16 парафр.). Сегодня уснула Та, Которая въ Своихъ объятіяхъ покоила (какъ Младенца) Сладость Херувимовъ и Серафимовъ и всѣхъ Небесныхъ Силъ, Упокоеніе ихъ и всего міра, на Коемъ, какъ на Единосущномъ Сынѣ Божіемъ, почиваетъ Духъ Святый и Животворящій, отъ Отца исходящій; Онъ почиваетъ на Немъ, по истинѣ, Сущемъ Упокоеніи и призывающемъ къ Себѣ: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремѣненніи, и Азъ упокою вы» (Матѳ. 11, 28). И закрыла Свои святыя очи Та, Которая возсіяла для міра Свѣтило всѣхъ, и какъ неприкосновенный золотой Свѣтильникъ торжественно носила на подобіе факела распространяющаго свѣтъ въ ночи, Его – Творца небесныхъ свѣтилъ, «насадившаго ухо и создавшаго око» (Псал. 93, 9), призвавшаго насъ отъ всѣхъ концевъ земли въ Свой чудный свѣтъ (1 Петр. 2, 9). И нуждается въ погребеніи со стороны священнѣйшихъ рукъ преславное и живопріемное тѣло Ея, источившее Зачатое въ немъ, дѣйствіемъ Духа Святого, въ нашемъ смертномъ и тлѣнномъ естествѣ смертныхъ, Безсмертіе и Нетлѣніе; тѣло Той, Которая Господа, «одѣвающагося свѣтомъ, яко ризою» (Псал. 1ЛЗ, 2), рожденаго отъ Нея, одѣвала во время Его земной жизни въ одежды соотвѣтственно Его возрастанію въ годахъ.

13. И не только это, но и было носимо на священномъ одрѣ освятившееся тѣло Богоматери, тѣло – отъ котораго былъ составленъ простой (т.е. – въ единой Ѵпостаси) Іисусъ, и всевышній Богъ по-истинѣ наименовался Человѣкомъ (ориг. «мужемъ»). О, священноносный одре, носящій на себѣ по истинѣ непорочное тѣло Ея, отъ котораго произошелъ Освящающій вселенную! О, священноносный одре, несущій на себѣ Иной, Нерукотворенный Одръ, Который приклонившій небеса Богъ (Псал. 17, 10) избралъ, дабы Онъ былъ Его покоемъ (Псал. 131, 14)! О, священноносный одре, несущій на себѣ Всечистѣйшее Вмѣстилище, большѣе, чѣмъ все, вмѣстившее Невмѣстимаго Бога! О, священноносный одре, несущій на себѣ отъ Бога дарованную Посредницу созданія въ Ней[18] всемірнаго спасенія! О, священноносный одре, несущій на себѣ Палату Небеснаго Царя, Которая была создана Имъ для соотвѣтствующаго Его существу неописуемаго Обиталища Его Воплощенія! О, священноносный одре, несущій на себѣ чудесную Колесницу, на Которую восшелъ, пришелъ на землю Богъ, «Сѣдяй на Херувимѣхъ» (Псал. 79, 2), всецѣло облекшись въ багряницу нашего естества, «Воцаривыйся надъ языки» (Псал. 46, 9); о Которомъ пророчески и было возвѣщено: «Почто червлены ризы Твоя, яко отъ истоптанія точила?» (Исаія 63, 2)! О, священноносный одре, несущій на себѣ чистѣйшую и избранную духовную Матерію,[19] изъ которой, создавшій ее Господь, возобновилъ ради Самого Себя Свое твореніе![20] О, священноносный одре, несущій на себѣ всеблаженную Скинію, происходящую отъ Авраама и Давида, откуда высочайшій и безплотный Богъ воспріялъ Свое тѣло, одаренное душею и умомъ, тѣло – которое не существовало раньше, но которое въ Немъ нашло свое бытіе![21]. О, священноносный одре, несущій на себѣ духовную Кадильницу, исполнившую всю вселенную благоуханіемъ Христа Бога (2 Кор. 2, 15)! О, священноносный одре, несущій на себѣ освященный и исполненный Сосудъ Мѵра всевышняго Божества! О, священноносный одре, несущій на себѣ пресвятое Тѣло Преславной Богородицы, носимый и воспѣваемый святыми Ангелами и боговдохновенными Апостолами въ похвалу славы Сына Ея и Бога нашего, Который Очевидцы и Ученики Слова, а также бывшіе вмѣстѣ съ ними, находившіеся тогда Святые, принимавшіе участіе въ погребеніи Божіей Матери, и положили въ живопріемномъ гробѣ, въ мѣстѣ именуемомъ «Геѳсиманія», такъ, чтобы, по Ея ходатайству, умилостивить къ намъ Преблагого и Праведнаго Судію, происшедшаго отъ Нея, Христа Бога, имѣющаго придти со славою съ неба и явиться въ этомъ мѣстѣ, что и пророчески было возвѣщено и чрезъ Святыхъ Ангеловъ объявлено божественнымъ Апостоламъ (Дѣян. 1, 11), для того чтобы судить живыхъ и мертвыхъ.

14. Но какой разумъ постигнетъ или какая сила рѣчи возможетъ объять или достойнымъ образомъ воспѣть совершавшіяся тогда, во славу Ея, разнообразныя священнѣйшія и непостижимыя священнодѣйствія и восхваленія, а также откровенныя отъ Бога неизреченныя тайны и оказанныя различныя милости, таинственно указывавшія на Нее и совершавшіяся безчисленныя исцѣленія? По сей, вотъ, причинѣ, какъ Всеславная Матерь Дарователя жизни и безсмертія, Христа Спасителя нашего, Бога, Она оживотворяется Имъ для того, чтобы вмѣстѣ съ тѣломъ быть въ нетлѣніи во вѣки вмѣстѣ съ Нимъ, возставившимъ Ее отъ гроба и взявшимъ Ее къ Себѣ, образомъ извѣстнымъ только Ему единому; Ему же подобаетъ слава и держава со Отцомъ и со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

Изъ сохранившихся писаній св. Модеста, Архіепископа Іерусалимскаго: Пер. съ греч. Архимандритъ Амвросій (Погодинъ). // «Православный Путь» за 1994 г. С. 41-56, 58.

 

Примѣчанія и ссылки:

[1] Ориг.: «Πυροφόρος» – «пшениценосящая», «благодатная»; я думаю, что слѣдуетъ: «Πυροφόρος» – «горящая», что и соотвѣтствуетъ видѣнію Моисея «Купины горящей»; по традиціи я перевелъ это, какъ «неопалимая» (Купина).

[2] Слово: «Красота» отсутствуетъ въ греч. ориг.; оно несомнѣнно утеряно, но сохранилось въ лат. пер.

[3] Св. Андрей Критскій въ словѣ на Рождество Божіей Матери говоритъ: «Корень – Давидъ; Жезлъ, несомнѣнно, – Марія; а Цвѣтъ – Христосъ».

[4] Въ греческомъ текстѣ здѣсь имѣется неясность. лат. пер.: «И она была въ морѣ сей жизни, когда Онъ съ неба въ Ней возсіялъ...».

[5] Или: «Созиждѣвъ въ Ней Церкви Своей Православной Вѣры».

[6] Т. е. – Та, Которая въ Своемъ тѣлѣ пріяла Христа – Виновника жизни.

[7] Лат. пер.: «Храмъ Духа Святого стали».

[8] Издатель рукописи дѣлаетъ здѣсь слѣдующее примѣчаніе: «Разумѣй здѣсь Церковь; какъ и Бл. Августинъ это примѣчаетъ».

[9] Полагаю, что здѣсь имѣется въ виду тѣло, воспринятое въ Воплощеніи Сыномъ Божіимъ.

[10] Ориг.: «Возопили божественной трубой».

[11] Здѣсь имѣется въ виду то, что Свв. Мученики исповѣдали Христа, какъ истиннаго Бога, родившагося отъ Пресвятой Дѣвы, и тѣмъ самымъ исповѣдали Ее, какъ Богородицу.

[12] Текстъ въ скобкахъ доданъ нами.

[13] Издатель текста здѣсь дѣлаетъ примѣчаніе: «Здѣсь разумѣй человѣческое естество Христа».

[14] Издатель рукописи въ примѣчаніи приводитъ слова нѣкоторыхъ Свв. Отцовъ, говорящихъ въ томъ же духѣ, что и Св. Модестъ; такъ, напримѣръ, Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ, что Божія Матерь явилась всемірнымъ Мостомъ, ведущимъ къ сверхъ мірному небу.

[15] Здѣсь умѣстно будетъ привести примѣчанія издателя рукописи: «Т. е. – этимъ говорится, что мы находимся въ Церкви, Которая является Тѣломъ Христовымъ; а также мы находимся во Христѣ и путемъ Евхаристіи; ибо Господь Іисусъ говоритъ: "Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ" (Іоан. 6, 56)».

[16] Т. е. – Умилостивительная Жертва.

[17] Ориг. – «удивившаго Тя».

[18] Ориг.: Мѣсто, гдѣ нѣчто производится, напримѣръ, мастерская, – что совершенно было бы немыслимо перевести дословно въ отношеніи Божіей Матери; и поэтому, сохраняя смыслъ оригинала, мы перевели нѣсколько иначе.

[19] Ориг.: «Металлъ».

[20] Т. е. – Господь возобновилъ человѣческое естество, сдѣлавъ Его соотвѣтствующимъ для воспріятія его во чревѣ Пресвятой Дѣвы.

[21] Какъ замѣчаетъ издатель рукописи, это – сказано противъ ереси Аполлинаріянъ, которые утверждали, что Христосъ принялъ Свое тѣло съ неба.

[22] Sancti Patris Nostri Modesti, Archiepiscopi Hierosolymitani Encomium in Dormitionem Sanctissimae Dominae Nostrae Deiparae Semperque Virginis Mariae. Migne. P. Series Graeca t. 86/2 col. 3273-3312.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: