Опредѣленія Архіерейскаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей 1981 года.

9/22 октября 1981 г.

Объ именахъ Новомучениковъ постановили:

Прослушавъ предложенный Собору списокъ Новомучениковъ и Исповѣдниковъ Россійскихъ, мы съ умиленіемъ лобызаемъ ихъ общій подвигъ. Теперь Соборъ считаетъ необходимымъ поручить особой Комиссіи провѣрилъ и отредактировать зтотъ списокъ и представить его на утвержденіе Собору въ одномъ изъ слѣдующихъ засѣданій.

Полагаемъ, что въ окончательно отредактированный списокъ должны войти всѣ Новомученики и Исповѣдники, пострадавшіе до деклараціи Митрополита Сергія отъ 16/29 іюля 1927 г., породившей неизжитый и до сего времени расколъ въ средѣ вѣрующихъ.

Мы прекланяемея передъ подвигомъ и страданіями всѣхъ пострадавшихъ и позже, но здѣсь должна быть проявлена особа осторожность при уточненіи списка.

За невнесенныхъ въ списокъ между тѣмъ будетъ продолжаться возношеніе заупокойной молитвы, а Господь укажетъ еще времена и сроки для пополненія списковъ.

Въ Комиссію подъ предсѣдательствомъ Высокопреосвященнаго Предсѣдателя Собора Митрополита Филарета избираются: Архіепископъ Антоній Женевскій, Епископъ Лавръ и Епископъ Григорій.

 

О Катакомбной Церкви въ Россіи по докладу Архіепископа Антонія Женевскаго принята слѣдующая резолюція:

Обсуждая положеніе Катакомбной Церкви въ Россіи, Архіерейскій Соборъ призываетъ Божіе благословеніе на тѣхъ катакомбныхъ пастырей, которые продолжаютъ свое служеніе въ чрезвычайно трудныхъ и опасныхъ условіяхъ, побуждаемые къ тому своей вѣрой и преданностью Святой Церкви и готовностью соблюдать вѣру даже до смерти. Господь да поможетъ имъ безъ впаденія въ компромиссы нести свой крестъ до конца. На нихъ и на ихъ труды Соборъ призываетъ Божіе благословеніе.

 

14/27 октября 1981 г.

По докладу Епископа Григорія объ экуменизмѣ и ростѣ въ мірѣ антихристовыхъ началъ единогласно примята слѣдующая резолюція:

«Соборъ Епископовъ Русской Православной Церкви Заграннцей, выслушавъ и принявъ къ свѣдѣнію представленный ему Архіерейскимъ Синодомъ матеріалъ о развитіи экуменическаго движенія и широкомъ участіи въ немъ Московской Патріархіи, всецѣло подчинившейся атеистической антихристовой власти, равно какъ и докладъ о ростѣ въ мірѣ антихристовыхъ началъ, — опредѣляетъ:

1. Въ соотвѣтствіи съ пророчествами Священнаго Писанія и толкованіемъ Святыхъ Отцовъ Церкви является несомнѣннымъ, что мы вступаемъ въ одинъ изъ апокалиптическихъ періодовъ исторіи человѣчества. Въ немъ силы зла угрожаютъ захватить руководящее положеніе во всемъ мірѣ. Только покаяніе и возрожденіе Православной Церкви въ Россіи можетъ остановить этотъ процессъ. Истинная Церковь уже находится въ несомнѣнномъ меньшинствѣ, становясь предсказаннымъ Спасителемъ «малымъ стадомъ». Однако, Онъ же указалъ христіанамъ не унывать даже когда они доживутъ и до послѣднихъ лѣтъ существованія міра.

2. Разрушительныя силы въ мірѣ стараются вызвать всеобщій хаосъ и можетъ быть всеобщую войну. Въ этомъ случаѣ для каждой епархіи вступили бы въ силу указанія постановленія Святѣйшаго Патріарха Тихона и Священнаго Синода отъ 7/20 ноября 1920 года, при непремѣнномъ поминовеніи имени нашего Первоіерарха.

3. Оберегая чистоту Православія, мы не можемъ имѣть никакого общенія съ Московской Патріаршей, которая находится въ полномъ услуженіи у атеистическаго правительства, если даже нѣкоторымъ ея служителямъ и мнится одновременно служить не только Веліару, но и Христу, что по слову Апостола Павла несовмѣстимо. Съ другой стороны, съ тревогой наблюдается расширяющееся экуменическое общеніе между представителями ряда православныхъ Церквей съ Ватиканомъ въ т. наз. діалогѣ. Ставя себѣ цѣлью установить между ними полное общеніе въ таинствахъ во что бы то ни стало, участники переговоровъ фактически уже вступили другъ съ другомъ въ молитвенное общеніе безъ принятія другой стороной православнаго ученія. Это общеніе ставится цѣлью независимо отъ отсутствія догматическаго единомыслія. Такой подходъ къ вопросу является протестантскимъ, а не православнымъ, и потому не можетъ быть усвоенъ нашей Церковью.

4. Если между тѣмъ, какъ намъ сообщаютъ, въ разныхъ слояхъ русскаго населенія вновь пробуждается вѣра, то вознося молитвы о просвѣщеніи и укрѣпленіи тѣхъ, кто пріобщается къ ней, мы не имѣемъ достаточныхъ данныхъ, чтобы судить о тѣхъ, кто участвуетъ въ этомъ процессѣ. Вмѣстѣ съ тѣмъ мы призываемъ Божіе благословеніе на тѣхъ, кто, не страшась преслѣдованій, устраняется отъ всякаго компромисса съ политикой безбожія, воплощенной въ Московской Патріархіи, которую, равно какъ и всѣ акты ея, мы признаемъ неканоническими и недѣйствительными.

 

15/28 октября.

По докладу Бвшскоша Лавра о почитаніи Паисія Беличковскаго — постановлено начать изученіе вопроса о прославленіи его и тѣмъ временемъ собирать объ этомъ матеріалъ, а Ильинскому Скиту на Аѳонѣ разрѣшить мѣстное почитаніе его.

По вопросу объ исполнившемся 50-лѣтіи службы Епископа Григорія въ Архіерейскомъ Синодѣ — постановили возвести Епископа Григорія въ рангъ правящаго епископа съ титуломъ Вашингтонскаго и Флоридскаго и оставленіемъ за нимъ обязанностей по управленію Восточно-Американской Епархіи. Поздравивъ Преосвященнаго Григорія, Соборъ пропѣлъ ему многолѣтіе и поднесъ привѣтственный адресъ слѣдующаго содержанія:

Ваше Преосвященство,

Преосвященнѣйшій и дорогой о Господѣ Владыко!

Въ теченіе 50-ти лѣтъ Вы ревностно и усердно служите на благо Русской Православной Церкви Заграницей.

Свое служеніе Вы начали въ 1931 году еще будучи міряниномъ, когда Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній призвалъ Васъ на должность Управляющаго Синодальной Канцеляріей. Повинуясь его голосу, Вы, ради блага Церкви, разлучившись со своей семьей, всецѣло отдали себя служенію при Архіерейскомъ Синодѣ.

Ваше служеніе было жертвеннымъ, съ полнымъ сознанемъ долга и отвѣтственности передъ Богомъ и Его Свято Церковью.

Будучи водимы такимъ замъчательнѣйшимъ іерархомъ нашего вѣка, какимъ былъ Митрополитъ Антонім, Вы впитали духъ этого великаго Аввы и всегда слѣдовали его завѣтамъ, проводя ихъ въ жизнь, не взирая ни на какія потрясенія церковной жизни зарубежья и соблазны съ ними связанныя.

Какъ при Митрополитѣ Анастасіи, такъ и его преемникѣ, нашемъ Первоіерархѣ Митрополитѣ Филаретѣ, Вы твердо защищали и защищаете правоту нашего церковнаго пути отъ нападеній, которымъ мы подвергаемся за вѣрность святому Православію.

Особенно ярко выявилось Ваше стояніе за нашу Церковь въ Вашихъ печатныхъ трудахъ, въ которыхъ Вы обличали всѣ отступленія и уклоненія отъ Истины.

За это Вы, естественно, не разъ подвергались многочисленнымъ личнымъ нападеніямъ, въ которыхъ на Васъ изливалась непріязнь къ нашей Церкви. Но Вы въ этихъ искушеніяхъ оставались крѣпки духомъ и вѣрны своему служенію.

Принимая во вниманіе все вышесказанное, Архіерейскій Соборъ выражаетъ Вамъ свою искреннюю братскую благодарность и желаетъ Вамъ здравія и силъ для продолженія Вашего служенія Святой Церкви еще на многіе годы.

20 октября/2 ноября 1981 г.

 

17/30 октября.

По вопросу о томъ, въ какой формѣ поминать Новомучениковъ на молебнахъ и литіяхъ.

Постановили: На молебнѣ запѣвъ: «Святіи новомученицы и исповѣдницы Россійстіи, молите Бога о насъ».

На литіи: послѣ свв. Бориса и Глѣба «и святыхъ благовѣрныхъ страстотерпцевъ царя мученика Николая, царицы мученицы Александры, царевича Алексія, царевенъ Ольги, Татьяны, Маріи и Анастасіи, св. преподобномученицъ княгини Елизаветы, инокини Варвары и всѣхъ новомучениковъ Россійскихъ», а въ своемъ мѣстѣ, послѣ русскихъ святителей, «и иже во святыхъ отецъ нашихъ Тихона, патріарха Московскаго исповѣдника, митрополитовъ: Владиміра Кіевскаго, Веніамина Петроградскаго, Петра Крутицкаго, Кирилла Казанскаго, Іосифа Петроградскаго, Агаѳангела Ярославскаго, архіепископа Андроника Пермскаго, епископа Гермогена Тобольскаго, пресвитера Іоанна, пресвитера Іоанна и всѣхъ священномучениковъ Россійскихъ».

Обсуждается вопросъ о Евангеліи, должно ли оно быть мученикамъ или преподобнымъ?

Постановили: Читать 52 зачало отъ Іоанна на литургіи и 56 отъ Матѳея на утрени.

 

По докладамъ о разныхъ сторонахъ жизни Русской Духовном Миссіи въ Іерусалимѣ выносится слѣдующее опредѣленіе:

Преподать благословеніе Начальнику Миссіи Архимандриту Антонію и всѣмъ игуменіямъ, священнослужителямъ и сестрамъ съ выдачей граматы.

Благодарить Начальника Миссіи Архимандрита Антонія за его трудъ по открытію мощей святыхъ мученицъ Великой Княгини Елизаветы Ѳеодоровны и инокини Варвары и доставку части ихъ въ Нью Іоркъ, а также труды его по защитѣ правъ Миссіи, благословивъ его иконой мученицы Елизаветы.

Вынуждаемое защитой интересовъ Миссіи пребываніе Начальника ея въ Америкѣ не можетъ не отражаться на жизни обителей, а вмѣстѣ съ тѣмъ, условія жизни все усложняются и потому, со стороны какъ Начальника Миссіи, такъ и его сотрудниковъ и населызицъ требуютъ усиленія духовной бдительности и молитвеннаго усердія при строгомъ соблюденіи началъ монашескаго послушанія.

Кромѣ того, дать грамату слѣдующаго содержанія:

Начальнику Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ Архимандриту Антонію, братіи и сестрамъ обителей Миссіи въ Святой Землѣ.

Соборъ Епископовъ, ознакомившись съ докладами о разныхъ сторонахъ жизни Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ выражаетъ благодарность за труды, которыя въ тяжелыхъ условіяхъ несутся Вами, матушками Игуменіями, братіей и сестрами ея обителей.

Не только изъ оффиціальныхъ докладовъ, но и изъ сообщеній Преосвященныхъ и паломниковъ, посѣщавшихъ Св. Градъ въ послѣдніе годы, намъ извѣстно о тѣхъ трудныхъ обстоятельствахъ, въ какихъ проходитъ жизнь нашихъ насельниковъ Миссіи въ условіяхъ быстраго роста цѣнъ, постоянныхъ тревогъ и необходимости всегда быть на стражѣ для защиты Миссіи отъ разнообразныхъ на нея покушеній. Эта защита требуетъ частыхъ отлучекъ Начальника Миссіи, вызывая для монашествующихъ и клира новыя трудности, требуя съ ихъ стороны особой духовной бдительности и молитвеннаго усердія при строгомъ соблюденіи монашескаго послушанія.

Моля Бога о томъ, чтобы во всемъ этомъ Господь ниспосылалъ вамъ Свою благодатную помощь, Архіерейскій Соборъ призываетъ Божіе благословеніе на васъ, какъ Начальника Миссіи, Игуменій св. обителей, клиръ и всѣхъ монашествующихъ, поручая всѣхъ васъ молитвамъ почивающихъ въ своихъ святыхъ мощахъ въ Геѳсиманіи святыхъ Новомученицъ Вел. Княгини Елизаветы и инокини Варвары.

 

Награды.

По постановленію Собора возведены въ санъ Архіепископа Преосвященные Павелъ Австралійско-Новозеландскій, Лавръ Сиракузскій и Троицкій и Наѳанаилъ Вѣнскій и Австрійскій.

Правомъ ношенія креста на клобукѣ Архіерейскій Соборъ наградилъ Преосвященныхъ Антонія Женевскаго и Западно-Европейскаго и Антонія Санъ-Францисскаго и Западно-Американскаго.

Протоіерей Илья Вень, клирикъ Западно-Американской епархіи по представленію Преосвященнаго Архіепископа Антонія возведенъ въ санъ протопресвитера ввиду исполнившагося 50-лѣтія его служенія въ священническомъ санѣ и 60-лѣтія въ діаконскомъ.

«Православная Русь». 1981. № 24. С. 11-12.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: