ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ МАЛОПОНЯТНЫХ СЛОВ В БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГАХ

АКАФИСТ - по переводу с греч. неседальное чтение или пение, составленное в честь и славу Господа, Пресвятой Богородицы и святых; так называется оно потому, что во время пения его возбраняется сидеть. Акафист состоит из 24-х песней, из которых краткие называют кондаками, а пространный тропарями.

АЛЛИЛУИА - значит: хвалите Бога, славьте Бога, Аллилуиа произносится обыкновенно трижды к относится к трем лицам Святой Троицы. К аллилуиа присоединяется славословие: слава тебе Боже, в означение того, что все три Лица Божества совершенно равного достоинства и всем Им подобает равная слава, честь и поклонение, почему и называются Троицею Единосущною и Нераздельною.

АЛЛИЛУИА КРАСНАЯ - так называется пение аллилуиа на распев особенно умилительный и сладкогласный. С такою аллилуиа поется псалом: "На реках Вавилонских", в неделю о блудном сыне, мясопустную и сыропустную.

АЛЛИЛУАРИЙ - стих, который при пении аллилуиа возглашается чтецом после Апостола, пред чтением Евангелия.

АММОРЕОВЫ СТИХИРЫ - так наз. стихиры октоиха в честь Пресв. Богородицы, поемые в воскресные дни на вечерне на Господи воззвах, от творца их Павла Амморейского. Поются, они, где нет минеи или на литии.

АНАТОЛИЕВЫ - тоже стихиры октоиха, поемые на вечерне, в воскресные дни, на Господи воззвах, от творца их, Анатолия, патриарха Константинопольского, жившего в 5-м веке. Они также наз. восточными, потому что имя Анатолий с греч. в славянск. переводе зн. восток.

АНТИФОН - означает попеременное пение церковных песнопений, избранных из псалмов, которые положено петь на обоих клиросах, обоими ликами.

АНТИФОНЫ СТЕПЕННЫ - поются на утрени пред чтением Евангелия. Так наз. они потому, что составлены применительно к псалмам (а иногда словами псалмов), имеющим надписание: песнь степеней (от 119 по 132-й пс.). Псалмы эти пелись евреями на ступенях иерусалимского храма. Они расположены в октоихе на 8 гласов.

БЛОГОСЛОВЕННЫ (Ангельский собор удивися) - это тропари, которые поются на воскресной утрени с припевом: Благословен еси Господи.

БЛАЖЕННЫ - Евангельские стихи начинающееся словом Блаженни и песнопения, которые поются за сими стихами на литургии, пред малым входом.

БОГОРОДИЧЕН - есть песнопение, составленное в честь и похвалу Богородицы. Крестобогородичен песнь Богородице, прославляющая те скорби, какие Она перенесла во время крестных страданий Сына Ее, Господа Иисуса Христа. Крестобогородичны употребляются на Богослужении по средам и пятницам. Богородичны, поемыя после стихир на Господи воззвах, наз. догматиками, потому что с прославлением Божией Матери содержат догмат (несомненную и непреложную истину) о воплощении Сына Божия и соединении в Нем двух естеств - Божеского и человеческого.

ВЕЛИЧАНИЕ (от слова: величаем тя, ублажаем тя) - есть краткое прославление Бога, Божией Матери и святых; оно поется в праздники после полиелея пред чтением Евангелия.

Примечание от Ред.: Посколку термин «величание» тесно связанный с униатским прошлым Западной Руси (В 1789 г. в Почаеве была напечатана книга «Величания», переизд. в 1818 г.), то следуя предложению румынского монаха Филофея (1-й четв. XV в.) следует употреблять название «полvелейный припев», под которым надо понимать специальные припевы для праздников и почитаемых святых, употребляющееся в богослужении при совершении службы с полиелеем или бдением, не имеющие связи с припевами на 17-й кафизме (опубл. в кн.: Архим. Антонин (Капустин), Заметки поклонника Святой Земли // ТКДА. 1863. Т. 1. С. 40-42). В Греческих и Южнославянских Церквях «величание» не употребляются, сам термин (μεγαλυνάρια) применяется по отношению к припевам на 9-й песни канона утрени в праздничные дни и к особым припевам после молебного канона.

ВОСКРЕСНЫ - стихиры, тропари, каноны, которые прославляют воскресение Христово, крестовоскресны прославляют воскресение Христа и крест его.

ЕКЗАПОСТИЛЛАРИЙ (посылаю) - песнопение, поемое на утрени после 9-й п. канона и малой ектении, а в воскресные дни после пения Свят Господь Бог наш. Так наз. это песнопение потому, что в древности для пения экзапостиллария был посылаем с клироса на середину храма певец. В воскресных зкзапостиллариях говорится о шествии мироносиц к Апостолам о послании Апостолов в мир для проповеди и об обетовании Господа ниспослать на них Святого Духа.

ЕКТИНИЯ - это ряд молитвенных прошений, протяжно (от сл. - протягаю) произносимых священником или диаконом. Ектения: "Миром Господу помолимся" называется великою, потому что в ней заключается более (11-ти) прошений, чем в других ектениях. Ектения "Паки и паки миром Господу помолимся" называется малою, ибо состоит из двух прошений великой ектении. Ектения "Рцем вси" и "Помилуй нас Боже", называется сугубою, потому что в ней усугубляется или повторяется трижды моление "Господи помилуй". Просительная ектения состоит из 6-ти прошений, после которых поют; подай Господи. Есть еще ектения великая и малая за упокой.

ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - так она наз. потому, что читается священником за амвоном на литургии св. Иоанна Злат., Василия Вел. и Преждеосвященных Даров.

ИКОС (от сл. - дом, здание) - есть песнопение, в сравнении с кондаком, пространнее передающее главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого. Икос находится по 6-ой песни канона на утрени.

ИПАКОИ (внимание, послушание) - есть песнь, требующая от присутствующих в церкви особенного внимания к благовестию о воскресении Христовом. В древности эту песнь за чтецом подпевал народ.

ИРМОС (связь) - так называется первое в каждой песни канона песнопение, служащее связью и образцом для других тропарей, следующих за ним в каждой песни канона как по содержанию, так и по числу стоп и строк и напеву.

КАНОН (правило) - песнопение, составленное по особым правилам и размеру во славу Бога, в похвалу Божией Матери и святых, в память усопших и назидание живых. Канон состоит из 9-ти песней, а иногда из 2-х, 3-х и 4-х, и тогда называется двупеснцем, трипеснцем и четырепеснцем.

КАТАВАСИЯ (от - схожу) - так наз. ирмос, который поется в конце каждой песни канона, и для пения которого сходят оба лика с клиросов на середину храма.

КАФИЗМА - сидение. Так наз. псалмы Псалтири, разделенные на 20-ть отделений или кафизм, во время чтения коих дозволяется сидеть.

КОНДАК (от - краткий) - есть песнь, в сравнении с икосом, вкратце передающая главную мысль праздника или особенную черту из жизни святого.

КОСНЫЯ-ПЕСНОПЕНИЯ - поемыя протяжно, напр. величания, причастны.

КРАЕГРАНЕСИЕ - краестрочие. Так наз. начальные буквы в песнопениях, из которых сложено одно или многие речения Оно то же. что акростих (от - край - стих).

МЕРТВЕНЫ, ПОКОЙНЫ - стихиры и тропари и другие песнопения, содержащие моление об упокоении усопших.

МУЧЕНИЧЕН - песнопение в честь мучеников,

НЕПОРОЧНЫ - так наз. 17-я кафизма или 118-ый псалом от 2-го слова 1-го стиха псалма: Блажени непорочнии.

ПАРАКЛИСИС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОИЦЕ - Так наз. канон молебный Пресв. Бог., поемый во всякой скорби душевной и обст., начинающейся ирмосом.: Воду прошед... и тропарем: Многими содержим напастьми; слово параклисис с греч. - утешение - указывает на утешение, преподаваемое в каноне печальным.

ПАРЕМИЯ (с греч, знач. притча, иносказание). Так наз. чтение из книг свящ. писания главным образом Ветхого Завета, в коих пророчески, иносказательно выражается значение праздника.

ПОДОБЕН - песнопение, поемое по памяти не на глас прочих стихир, а по заученному напеву целого песнопения, сходного с ним по содержанию, размеру и гласу; это песнопение часто тут же и указывается напр., "Дом Ефрафов".

ПОЛИЕЛЕЙ (с греч. многий и - милость - многомилостиво), так наз. песнопение, поемое при отверстых царских вратах и состоящее из пения стихов 134 и 135 псалмов, в коих часто повторяется припев: яко в век милость Его.

ПРОКИМЕН (от - предлежащий) стих избранный из свящ. Писания и поемый пред чтениями из св. Писания Ветхого и Нового Завета (пред Апостолом, Евангелием и паремиями); впрочем на вечерни прокимен дня произносится и без чтения свящ. Писания. На великие праздники и в самые праздники, а также в недели Великого поста, кроме недели Ваий, и в седмицу Пасхи полагается прокимен великий, поемый большее число раз (4 раза с заключением), нежели обыкновенный прокимен (2 раза с заключением).

САМОГЛАСЕН - песнопение, в котором количество и последовательность музыкальных строк располагаются не по образцу других стихир, а свободно и своеобразно, и поется на глас, соответствующий своему содержанию, независимость других песней.

САМОПОДОБЕН - так наз. два или три песнопения, которые иногда начинаются, а иногда и начинаются и оканчиваются одними и теми же словами.

СВЕТИЛЬНЫ - содержат большею частью моления о просвещении души светом благости Божией. Иногда светильными наз. экзапостиларий. Светильны поются на утрени после канона.

СВЕТИЛЬНИЧНЫ МОЛИТВЫ. Так наз. молитвы, читаемые на вечерни священником, во время чтения или пения псалма: Благослови душе моя Господа. Назыв. они так потому, во 1-ых, что читаются во светильничное, во время возжения свеч, во 2-х, что в них возносится моление о том, чтобы Господь просветил очи сердец наших к познанию истины и облек во оружие света.

СЛАВОСЛОВИЕ - есть песнь прославляющая св. Троицу: Отца и Сына и Святого Духа. Оно бывает великое - это "слава в вышних Богу" , и малое "слава Отцу и Сыну и Святому Духу".

СЕДАЛЬНЫ - песни, при чтении которых присутствующим в церкви дозволяется сидеть. Воспрещается сидеть на седальных: а) на воскресной службе 8-го гласа: по 2-м стихословии во время чтения на слава и ныне Богородична: "О Тебе радуется" и на всенощном бдении в великий четверг; в l-м случае сказано: не седяще поем, но стояще; во 2-м: не сидим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити св. алтарь, но стояще поем

ТРОИЧЕН - троичны песни, каноны, молитвы, суть песнопения содержащие прославление св. Троицы и учение о ней.

ТРОПАРЬ (от - обращаю). Так наз. в каноне следующие за ирмосом песни потому, что ведут и его ряд мыслей и поются по напеву его. Вне канона, тропари празднику и святому суть песни, кратко изображающие или дух праздника - или главные черты из жизни свя- того, призывающая нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому лицу.

ШЕСТОПСАЛМИЕ. Так наз. шесть псалмов читаемых в начале утрени 3, 37, 62, 87, 102,141.

Из объяснений молитвословий и песнопений церковных видно и то, отчего они так называются. Название их произошли:

1. От содержания их. Таковы: Богородичны, крестобогородичны, догматики, покаянны, умилительны, мертвены, покойны, воскресны, крестовоскресны, параклисис, светильны, светильничны молитвы, светильничное, троичны.

2. От такого положения, которое требуется от молящихся во время чтения или пения их. Таковы: Акафист, кафизма, седальны, ипакои.

3. От способа их произнесения и особого способа составления их. Таковы: Аллилуиа красная, антифоны, ектения, канон, ирмос, тропарь, кондак, икос, подобен, самогласен, стихира.

4. От времени и места, когда и где они поются или читаются. Таковы: аллилуарий, задостойник, заамвонная молитва, катавасия, прокимен, предначинательный пса-лом, отпусты, отпустительные молитвословия.

5. От имен творцов их и от слов, которыми они начинаются, или которые в них часто повторяются, или от которых происходят, или после которых они поются. Таковы: Аммореовы стихиры, Анатолиевы или восточны благословенны, блаженны, величания, непорочны, полиелей, стихиры на Господи воззвах, стиховны, степенны, хвалитны, шестопсалмие (Свирелин).

Сообщил инок Архипп.

Русский Инок № 40, Август 1911 г.

***
КАНОН

Канон составляет важнейшую часть утреннего Богослужения. Канон - слово греческое, в переводе на русский язык значит правило. Так называется ряд церковных песнопений, составленных по известному образцу или правилу. Так в каноне различаются девять песней по числу 9 ликов ангельских. Каждая песнь канона начинается пением ирмоса. Слово ирмос, так же греческое, в переводе значит связь: он связывает собою размером стиха и напевом следующие краткие песнопения, называемые тропарями. Тропарь, так же греческое слово - от трепо - обращаю; названы так церковные песнопения потому, что они обращены размером стиха и напевами к ирмосу. В греческой церкви ирмосы и тропари канона всегда пелись; у нас только в Пасхальную седмицу. Если так, то одно это уже говорит, что чтение канонов, т.е. тропарей его отнюдь не должно быть спешным, торопливым. Сокращать же чтение канона так, как делают в некоторых приходских храмах, именно: поются только ирмосы, чтение же тропарей совсем опускается, - говорит о совершенном непонимании смысла и значения церковных песнопений канона. Самое слово ирмос, как сказали мы, значит связь: он связывает собою тропари: тропари же заключают в себе подробные описания празднуемых событий, более подробные изображения их важности и значения для нашей жизни, чем в других песнопениях (напр. в стихирах).

Опускать чтение тропарей, или читать их спешно и небрежно, - это значит выбросить главную и существенную часть утреннего Богослужения, исказить смысл и значение последнего, ибо пение или чтение канона - это благодарственная песнь за спасение наше, явленное в воспоминаемом праздничном событии. Самые ирмосы берут свое содержание из в. заветных священных песней, которые являлись прообразовательными или пророческими в отношении новозаветных событий. Так ирмосы 1-й песни канонов берут содержание из священной песни израильтян, воспевших ее по переходе чрез Чермное море (Исход. 15, 1-10). Как израильтяне по чудесном переходе чрез Чермное море навсегда избавились от Египетского рабства, так Новый Израиль - христиане через таинство Крещения избавляются от рабства диавола (1 Кор. 10, 14). Вторая песнь пр. Моисея, составленная им по повелению Божию, для обличения неблагодарного народа израильского, часто уклонявшегося в идолопоклонство, и для возбуждения в нем чувства раскаяния (Вот раз. 32 гл.). Песнь эта располагает к покаянию. Она не соответствует той духовной радости и тому священному веселию, с которыми христиане воспоминают праздничные события.

Поэтому в праздничных канонах и 2-я песнь опускается и употребляется только в песнях канона В. поста и в заупокойные субботы (мясопустную и троицкую). Третья песнь св. Анны, матери пр. Самуила. Не имея долго детей и по молитве получив от Бога сына, она излила чувства благодарности в священной песне (1 Царств. 2, 1-10).

Подобно св. Анне, и мы долгое время были бесплодными для добрых дел, пока не озарил нас свет Христова учения. Вместе с сим Анна была прообразом Церкви Христовой, прежде неплодной, ныне веселящейся о многих чадах своих... 4-я песнь - пророческая песнь пр. Аввакума, с благоговейным трепетом пророческим оком созерцавшего славу пришествия Сына Божия на землю (гл. 3). Мы видевшие пришествие Господа и созерцающие славу Его в празднуемом событии, славим Господа песнью, составленною по подобию песни пр. Аввакума. 5-я песнь пр. Исаии (26, 9-21), который провидел пришествие Господа и воспел избавление церкви от врагов и торжество над самой смертью; подобно ему и мы молим Господа о ниспослании нам тех благ, которые открылись на земле с пришествия Спасителя... 6-я песнь пр. Ионы, которую воспел он в благодарность Богу за избавление от смерти во чреве кита (гл. 2). Своим трехдневным пребыванием во чреве кита Иона прообразовал трехдневное пребывание Спасителя во гробе (Мф. 12, 40). Мы благодарим Воскресшего тридневно Христа, что Он не презрел нас, погрязших в бездне грехов, но спас и сподобил славословити Его величие в празднуемом событии. 7-я 8-я песни - заимствуют свое содержание из песни трех отроков, чудесно спасшихся в Вавилонской пещи (Даниил 3, 26 - 60). 9-я песнь - песнь пр. Захарии, отца Иоанна Предтечи, которую воспел он, когда родился у него сын (Лук, 1, 46-80). Вот священные песни, которые дают свое содержание ирмосам канонов. Тропари заключают указание празднуемых новозаветных событий. Тропари и ирмосы так тесно связаны между собою, что петь одни ирмосы и не предлагать вниманию верующих хотя бы через чтение совершенно бессмысленно.

Русский Инок № 12, Июнь 1911 г.

***
ПОНЯТИЕ О ДОГМАТИКЕ И ДОГМАТЕ

Кто не знает, что Богородичным догматиком (иногда для сокращения одни называют его: Богородичным: другие - догматиком) называется церковная песнь в честь Богородицы, которая поется на воскресном бдении после стихир на Господи возвах при выходе с кадилом из алтаря священно-служащих? По числу 8 гласов, есть 8 догматиков, в которых воспевается воплощение Сына Божия и рождение Его от Пресвятой Девы Марии.

Но иногда, по созвучию, догматик неправильно называют догматом.

Догматами называют основные истины нашей веры, открытые Богом для нашего спасения. Догматы необходимо отличать не только от догматиков, но и от других истин христианской деятельности, нравственной, обрядовой и канонической (Уроки и примеры христианской веры. Свящ. Григория Дьяченко Москва 1894 г. стр. 1.).

Догматов у нас много. Есть догмат о церкви, таинствах, с почитании Пресвятой Богородицы и святых, об иконах, св. кресте, о мощах святых угодников, о призывании святых в молитвах, о жизни будущей, о блаженстве и муках, о постах, добрых делах и проч.

Но главные догматы состоят в том, что Единый Бог в Трех Лицах сотворил видимый и невидимый мир и им управляет; что для искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти, Бог Отец послал на землю единородного Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Который родился от Пречистой Девы Марии преподал нам Свое спасительное учение, страдал и умер на кресте, удовлетворяя правде Божией, воскрес и вознесся на небо и снова приидет со славою судить род человеческий, чтобы воздать каждому по делам.

Отсюда ясно видно - какая большая разница между догматом и догматиками.

Русский Инок № 44, Октябрь 1911 г.


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: