О ТОМЪ, КАКЪ ПРАВОСЛАВНЫМЪ ОТНОСИТЬСЯ КЪ ЕРЕТИКАМЪ. Поучение протоіерея Григорія Дьяченко на памятъ св. Аѳанасія Великаго.

I. Св. Аѳанасій великій, нынѣ прославляемый, родомъ изъ Александріи, былъ наставленъ въ мірской и въ христіанской мудрости и потому еще въ санѣ діакона, бывши на 1-мъ вселенскомъ соборѣ, явилъ въ себѣ ревнителя православія и сильнаго обличителя еретиковъ. Возведенный 28-ми лѣтъ въ епископы Александріи, онъ всю жизнь провелъ въ борьбѣ съ аріанами! Когда основатель ереси, Арій, сосланный въ заточеніе по опредѣленію 1 го вселенскаго собора, былъ по просьбѣ сильныхъ лицъ возвращенъ изъ ссылки и многими церквами принятъ въ общеніе, тогда одинъ Аѳанасій не хотѣлъ принять еретика. «Еретики, вооружающіеся противъ Христа Спасителя, не имѣютъ ничего общаго съ истинными чадами церкви Христовой», писалъ св. Аѳанасій императору Константину. Озлобленные аріане оклеветали Аѳанасія предъ императоромъ Константиномъ Великимъ, будто Аѳанасій обременялъ народъ тяжкими налогами, сносился съ врагами имперіи, убилъ епископа Арсенія и отрубленною его рукой чародѣйствовалъ. Осужденный, по клеветамъ враговъ, Аѳанасій долженъ былъ скрываться въ дальнія страны, а оставленная имъ паства, всегда горячо любившая его, терпѣла отъ насилія еретиковъ. Только къ концу жизни онъ возвратился въ Александрію и мирно прожилъ до смерти, случившейся въ 373 г. по Р. X.

За свои сочиненія о христіанскихъ истинахъ и за ревность къ православію Аѳанасій называется «отцомъ православія».

II. Мы видѣли, братія, какъ относился къ еретикамъ такой столпъ православія, какъ св. Аѳанасій Великій: онъ не желалъ имѣть съ ними никакого общенія. Подражая сему учителю вѣры и борцу за православіе, и мы должны во всѣхъ своихъ отношеніяхъ съ еретиками, а также раскольниками и сектантами, наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться ихъ по истинѣ душеубійственнымъ ученіемъ.

Посмотримъ, какъ относились къ еретикамъ другія святые, какъ говорятъ объ этомъ церковныя правила; укажемъ и на то, можно ли читать еретическія сочиненія.

а) Еще при жизни апостола Іоанна Богослова, жилъ одинъ лжеучитель по имени Керинѳъ. Этотъ лжеучитель желалъ быть христіаниномъ; но утверждалъ, что I. Христосъ не есть Сынъ Божій, имѣющій единое существо съ Богомъ Отцемъ, а есть твореніе, подобное всѣмъ другимъ твореніямъ, но только первое и наилучшее. Однажды этотъ нечестивый лжеучитель, унижавшій достоинство Сына Божія, отправился въ баню, бывшую въ городѣ Ефѳсѣ. Туда же съ нѣкоторыми христіанами вошелъ и ап. Іоаннъ. Но услыхавъ, что Керинѳъ находится тамъ, св. апостолъ сказалъ спутникамъ своимъ: «бѣжимъ отсюда; баня можетъ загорѣться, ибо въ ней находится нечестивый человѣкъ». Такимъ образомъ св. апостолъ не желалъ быть даже подъ одною крышею съ нечестивцемъ, дерзнувшимъ отвергать Божество І. Христа. Этотъ же св. апостолъ и проповѣдникъ христіанской любви, кротко относившійся ко всѣмъ грѣшникамъ, поучаетъ христіанъ: «кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія (именно того, что І. Христосъ есть единородный Сынъ Божій), того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его, ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его». (См. кн. «Уроки по закону Божію», вып. II. А. Царевск., стр. 55—56).

Подобнымъ же образомъ вели себя по отношенію къ лжеучителямъ, искажавшимъ основныя истины христіанскаго ученія, и другіе святые. Однажды еретики аріане распространили молву, будто всѣми уважаемый подвижникъ и пустынникъ Антоній великій вступилъ съ ними въ дружественныя отношенія. Удивленный ихъ дерзкою ложью, св. Антоній воспылалъ праведнымъ гнѣвомъ и немедленно пошелъ въ Александрію. Тамъ предъ епископомъ и всѣмъ народомъ предалъ ихъ проклятію, называя предтечами антихриста.

Было бы ошибочно думать, чтобы Антоній чрезъ этотъ поступокъ нарушилъ добродѣтель христіанскаго терпѣнія и кротости... Не обличивъ дерзкую клевету, онъ подалъ бы случай другимъ о себѣ соблазняться: а что ужаснѣе, — невѣжды, которые не могутъ проникать намѣреній великаго человѣка, могли бы предаться пагубной ереси. Молчать въ этомъ случаѣ было бы опасно и грѣшно. (См.: «Учил. благоч.», изд. 14, т. 1, ч. III, стр. 164).

б) Теперь послушаемъ, что говорятъ церковныя правила о взаимныхъ отношеніяхъ православныхъ христіанъ съ еретиками. Правила церкви относительно обращенія православныхъ съ еретиками говорятъ слѣдующее: «не дозволяется ни имѣть общенія съ отлученными отъ общенія, ни сходиться по домамъ и молиться съ тѣми, которые не молятся вмѣстѣ съ церковію, и лицъ, чуждающихся одной церкви, не принимать въ другой. Если же окажется, что кто либо изъ епископовъ, или пресвитировъ, или діаконовъ, или кто либо изъ клира имѣетъ общеніе съ отлученными отъ общенія, то да будетъ и самъ внѣ общенія, какъ нарушитель закона церковнаго». (Антіох. соб. пр. 2). «Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія молится, хотя бы то было въ домѣ, таковой да будетъ отлученъ». (Прав. св. апост. 10).

в) Послѣ сего не трудно видѣть, что грѣшно не только читать, но даже держать у себя неправославныя книги, напримѣръ еретическія и раскольническія. Пресвитеръ Киріакъ, державшій въ своей келліи еретическія сочиненія Несторія, былъ вразумленъ въ своей виновности слѣдующимъ видѣніемъ: онъ видѣлъ стоящихъ около своей келліи Жену, одѣтую въ багряницу, и съ Нею двухъ мужей, въ коихъ онъ узналъ пресв. Богородицу и сопутствовавшихъ ей Іоанна Крестителя и Іоанна Богослова. Въ неизреченной радости благоговѣйвый пресвитеръ бросился ко стопамъ Богоматери и просилъ посѣтить его келлію. Но Она не согласилась, не смотря на его слезныя просьбы, и наконецъ сказала: «какъ же ты хочешь, чтобы Я вошла къ тебѣ, когда ты въ своей келліи держишь врага Моего?»

Пробудившись отъ сна, Киріакъ въ глубокой скорби началъ размышлять: «кто бы это могъ быть врагомъ пресв. Богородицы? Кромѣ меня со мною никого не было въ келліи». Чрезъ нѣсколько времени, занявшись чтеніемъ книгъ, пресвитеръ нашелъ между ними поученія еретика Несторія, осужденнаго на 3-мъ вселенскомъ соборѣ за то, что называлъ пресвятую Богородицу не Богородицею, а Христородицею, какъ бы отъ нея родился простой человѣкъ, а не вмѣстѣ и Богъ. Теперь только Киріакъ понялъ, кто былъ въ его келліи врагъ пресв. Богородицы. Онъ тотчасъ сжегъ еретическую книгу, сказавъ: «пусть же съ этихъ поръ не будетъ у меня врага пресвятыя Богородицы». (Прологъ, 1 окт.).

III. Итакъ, да научатъ насъ эти примѣры святыхъ и церк. правила не имѣть никакого общенія съ еретиками въ дѣлахъ вѣры. (Свящ. Г. Дьяченко).
 

Полный годичный кругъ краткихъ поученій. Составилъ Священникъ Григорій Дьяченко. Томъ 1. 1-ое полугодіе. 1-ое изд. М. 1896. С. 319-321.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: