О нецѣлесообразности и вредѣ для пастырскаго служенія частыхъ переходовъ священниковъ изъ прихода въ приходъ.

От Ред.: В нынешнее время мы являемся свидетелями практики произвольного перемещения священников с прихода на приход, которое делается во вред Св. Церкви. Модернистические епископы сбросившие с себя всякую ответственность за свои действия, в угоду духа апостасии, завели в своих епархиях постоянную ротацию священнослужителей, чем привели к уничтожению сути православного пастырства: духовный союз пастыря с своею паствою. Согласно актуальному Уставу Московской Патриархии (Раздел 11, 25), епископ не обязан объяснять свое решение на перевод и увольнение священнослужителей, руководствуясь в этом «церковной целесообразностью», под которой скрывается собственный произвол.

 

Не довольно ли вамъ, яко на благой пажити пасостеся (Іезек. 34, 18).

Пасите, еже въ васъ стадо Божіе...

ниже неправедными прибытки, но усердно (1 Петр. 1-4)

 

Слѣдя за движеніями и перемѣнами по службѣ въ средѣ духовенства нашей Симбирской епархіи, публикуемыми въ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ, можно убѣдиться, что большой процентъ въ движеніи по службѣ падаетъ на священниковъ.

Считая здѣсь неумѣстнымъ разсуждать о причинахъ, побуждающихъ каждаго священника къ ходатайствамъ о перемѣщеніяхъ, мы въ то же время считаемъ возможнымъ высказать на этотъ предметъ свой взглядъ, основанный на личномъ наблюденіи за отношеніемъ сельскихъ пастырей къ исполненію всѣхъ вообще своихъ обязанностей, на бесѣдахъ съ нѣкоторыми извѣстными намъ тружениками на нивѣ Христовой и на отзывахъ самихъ прихожанъ.

Лично намъ, близко стоящимъ къ духовенству, знающимъ его положеніе и обязанности, извѣстно немало священниковъ, перемѣнившихъ, безъ особой къ тому нужды, въ теченіе какихъ- нибудь десяти лѣтъ 3, 4 и болѣе приходовъ. Извѣстны и такіе священники, которые во время 20-25 – лѣтняго пастырскаго служенія перемѣнили отъ 8 до 10 и болѣе приходовъ.

Многіе, читая эти строки, скажутъ: «Что же тутъ удивительнаго? Перемѣщаться изъ прихода въ приходъ и искать лучшаго себѣ нѣтъ запрещеній. У всякаго священника есть свои причины и соображенія къ оставленію занимаемаго имъ прихода и исканію новаго, болѣе лучшаго, а иногда и худшаго въ средствахъ содержанія». –

– Да, скажемъ и мы, нѣтъ запрещенія ни на то, ни на другое, и въ переходахъ изъ прихода въ приходъ, невидимому, ничего нѣтъ предосудительнаго и не было бы, если бы таковые переходы вызывались преимущественно искреннимъ желаніемъ священниковъ послужить на пользу пасомыхъ своихъ, ради труда для Господа, работая Ему со всякимъ смиренномудріемъ (Дѣян. 20, 19), истинною нуждою въ поддержаніи своего многочисленнаго семейства и другими независящими отъ нихъ обстоятельствами. Но эти причины, особенно первая, какъ увидимъ дальше, не у всѣхъ священниковъ, къ сожалѣнію, при переходахъ въ другіе приходы имѣются въ виду.

Наблюденія за дѣятельностію искателей частыхъ перемѣщеній изъ прихода въ приходъ показываютъ, что жажда сельскихъ батюшекъ къ перемѣщеніямъ въ большинствѣ случаевъ вытекаетъ не столько изъ желанія послужить на пользу пасомыхъ своихъ, сколько изъ желанія, занявъ порядочный приходъ, найти удобства лично для себя, найти приходъ, гдѣ бы меньше было труда, но больше условій къ лучшей жизни и къ обезпеченію себя про черный день.

Многіе священники считаютъ за уважительныя причины къ исканію приходовъ слѣдующія случайныя обстоятельства: пожаръ, истребившій нѣсколько домовъ лучшей части прихода, градобитіе, неурожай хлѣба, пожаръ храма Божія, отсутствіе казеннаго жалованья, разбросанность прихода по деревнямъ, неблагоустроенность священническаго дома и тому подоб. Чтобы не быть голословными, мы могли бы указать нѣсколько фактовъ въ подтвержденіе сказаннаго, но считаемъ достаточнымъ ограничиться примѣромъ въ лицѣ еще очень молодого (служащаго около 3-4-хъ лѣтъ) священника. Занимая приходъ небольшой, зараженный расколомъ, но обезпеченный казеннымъ жалованьемъ, онъ на первыхъ порахъ своего служенія, повидимому, долженъ бы быть доволенъ своимъ положеніемъ, жить безбѣдно и дѣлать свое дѣло, умудряясь опытомъ къ дальнѣйшему достойному выполненію пастырскихъ обязанностей; но, по попущенію Божію, сгорѣлъ приходскій храмъ. На юнаго пастыря естественно легла забота о построеніи новаго храма и изысканіи средствъ для сего. Заботъ, хлопотъ и трудовъ предстояло немало; но онъ, чтобы избавиться отъ тяжелой для себя работы, быть можетъ соединенной со многими слезами и напастьми (Дѣян. 20, 19), счелъ за лучшее удалиться изъ прихода и рѣшилъ ходатайствовать о переводѣ въ другой приходъ. Преосвященнѣйшимъ Владыкою, какъ намъ извѣстно, было рекомендовано ему вмѣстѣ съ прихожанами нести постигшее ихъ испытаніе Божіе и приложить стараніе къ построенію новаго храма. Наставленія Архипастыря, очевидно, подѣйствовали на молодого батюшку, и онъ, отказагаись отъ своего намѣренія, обѣщалъ выполнить совѣтъ его. Незамѣтно прошелъ годъ, но дѣло сооруженія храма впередъ нисколько не подвинулось, кромѣ испрошенія у консисторіи книжекъ для сбора доброхотныхъ пожертвованій; тѣмъ не менѣе священникъ, считая сдѣланное имъ достаточнымъ для выполненія совѣта и указаній Преосвященнаго и, въ то же время, не надѣясь, очевидно, на прямое перемѣщеніе изъ своего прихода, изыскиваетъ такой способъ къ сему: онъ желаетъ помѣняться приходомъ съ священникомъ, для котораго обширный приходъ, при преклонныхъ лѣтахъ его, уже не по силамъ.

Этотъ фактъ ясно свидѣтельствуетъ, по нашему мнѣнію, объ отсутствіи у молодого пастыря энергіи въ столь важномъ дѣлѣ, какъ построеніе храма. Если этотъ священникъ не желаетъ потрудиться въ св. дѣлѣ сооруженія храма въ первое время своего пастырства, угашаетъ въ себѣ духъ ревности съ первыхъ же шаговъ своей дѣятельности, то что отъ него можно ожидать въ дальнѣйшемъ служеніи, и что можетъ сдѣлать въ его приходѣ пріисканный имъ на свое мѣсто священникъ на склонѣ дней своихъ? Гдѣ здѣсь прямая цѣль пастырскаго служенія, исполненіе его обязанностей и тщаніе поставитъ себя предъ Богомъ дѣлателемъ непостыднымъ (2 Тимоѳ. 2, 15)?

Вотъ и еще, не менѣе грустный, фактъ. Приходъ постигаетъ бѣдствіе неурожая или градобитія хлѣбовъ, а казеннаго жалованья причту почему-то не назначаютъ, къ тому же и прихожане не исправляютъ надворныхъ при общественномъ домѣ построекъ или самый домъ. Священникъ, не взирая на постигшее его прихожанъ бѣдствіе, на ихъ просьбы повременить требованіемъ исправленія его дома, вмѣсто пастырскаго воздѣйствія на нихъ въ духѣ христіанской любви, обращается, между проч., къ такимъ мѣрамъ побужденія для выполненія своихъ требованій: увеличиваетъ плату за требоисправленія и обращается за содѣйствіемъ къ гражданской власти; этимъ, конечно, онъ возбуждаетъ противъ себя прихожанъ, которые въ концѣ концовъ невольно начинаютъ негодовать на своего священника, негодованіе переходитъ во враждебныя отношенія, которыя потомъ принимаютъ очень большіе размѣры и требуютъ вмѣшательства епархіальнаго начальства; прихожане же начинаютъ глумиться надъ священникомъ и прямо говорятъ ему, что «на его мѣсто они за копѣйку найдутъ двоихъ, троихъ поповъ». Тогда священникъ уже открыто заявляетъ, что по непріятнымъ съ прихожанами отношеніямъ (?) онъ не можетъ болѣе служить въ занимаемомъ имъ приходѣ. Часто вообще бываетъ, что сами священники виноваты въ нерасположеніи къ нимъ прихожанъ, которые къ тому же, при частыхъ перемѣнахъ ихъ, не успѣваютъ привыкать къ нимъ и посему относятся не какъ къ пастырямъ своимъ, а какъ къ временнымъ наемникамъ. При этомъ прихожане сѣтуютъ и на то, что одинъ священникъ заводитъ свои порядки, другой свои, и на то, что перевозки имуществъ то того, то другого изъ членовъ причта разоряютъ ихъ. Между прочимъ не забываютъ съ искреннею благодарностію и сожалѣніемъ вспомнить и поставить въ примѣръ того священника, который служилъ у нихъ долгое время, былъ имъ «роднымъ отцомъ», котораго они на рукахъ бы перенесли къ себѣ обратно; даже бываютъ, извѣстные намъ, случаи обращенія ихъ къ епархіальному начальству съ ходатайствомъ о возвращеніи ушедшаго отъ нихъ любимаго всѣми «и малыми и старыми» батюшки.

Нѣкоторые священники, имѣя добрыя отношенія къ пасомымъ, не желаютъ иногда быть долгое время въ занимаемыхъ приходахъ потому только, что приходы имъ «не по душѣ». Извѣстенъ намъ одинъ священникъ, который прямо со скамьи, какъ говорится, поступилъ въ небольшой приходъ. Въ прихожанахъ оказалось много недостатковъ какъ въ нравственной ихъ жизни, такъ и въ религіозной. Открылось широкое поле для дѣятельности молодого пастыря, могло начаться доброе сѣяніе слова Божія. Но пастырь по какимъ-то побужденіямъ, чисто привноснаго характера, чрезъ небольшой періодъ времени послѣ своего поступленія въ приходъ, ничего почти не сдѣлавъ въ жизни религіозной для своихъ прихожанъ, оставилъ свой приходъ и перешелъ въ другой. Оставилъ онъ приходъ, не сблизясь съ прихожанами, не укрѣпивъ духовныхъ связей съ ними, оставилъ безъ всякихъ серьезныхъ побужденій къ тому, бѣжалъ отъ нихъ и не радилъ о овцахъ. То же случилось съ этимъ священникомъ и въ другомъ приходѣ. Не привязавшись къ первымъ своимъ прихожанамъ, когда было и силъ больше, и энергіи много, и поле для дѣятельности большое, человѣкъ, какъ говорится, выбился изъ колеи. Чего онъ не успѣлъ сдѣлать по нерадѣнію или по неумѣнію въ первомъ приходѣ, то ему не далось сдѣлать и въ другомъ. Сила духовная и энергія первыхъ лѣтъ прошли безслѣдно для перваго прихода, во второмъ явилось самоосужденіе за непастырскій поступокъ по отношенію къ первымъ прихожанамъ, въ результатѣ – недовольство собой и своимъ новымъ приходомъ. Священникъ жилъ годъ – два въ приходѣ безъ всякой охоты и желанія сблизиться съ прихожанами, въ душѣ сознавалъ, что мало пользы можетъ принести приходу въ такомъ настроеніи духа, почему и рѣшился уйти изъ прихода въ третій, а тамъ – то же неудовольствіе на себя, то же разочарованіе въ своихъ силахъ, которыя даже и не прикладывались къ жизни; и продолжались хожденія изъ прихода въ приходъ, такъ что молодой еще священникъ за 12-13 лѣтъ службы оказывается въ пятомъ приходѣ. Такъ этотъ, священникъ и будетъ до конца дней своихъ ходить по приходамъ, пока его не привяжутъ къ мѣсту какія-либо внѣшнія обстоятельства: сравнительно порядочное матеріальное обезпеченіе, близость родныхъ, болѣзнь своя или кого-либо изъ членовъ семьи, или что-либо тому подобное. Такого сорта людей въ средѣ духовенства можно встрѣтить нерѣдко: спросите ихъ, зачѣмъ они уходятъ изъ приходовъ, и они вамъ точно не отвѣтятъ, потому что сами не знаютъ, почему уходятъ. У него смутно въ головѣ, какъ у человѣка непостояннаго, предносится мысль, что, по своему непостоянству, онъ не можетъ укрѣпиться на одномъ мѣстѣ, не можетъ привязаться ни къ мѣсту, ни къ дѣлу, ни къ прихожанамъ; человѣкъ ищетъ перемѣны впечатлѣній, стремится къ чему-то вѣчно новому, всегда свѣжему, стремясь же именно къ этому и переходя изъ прихода въ приходъ, никогда не достигнетъ желаемаго.

Другіе изъ о.о. іереевъ, при неудачномъ почему-либо перемѣщеніи въ избранный ими приходъ или ошибочной взаимной мѣнѣ приходами, исполняя только прямыя свои обязанности, священствуютъ въ нихъ лишь до истеченія установленнаго распоряженіемъ епархіальнаго начальства трехгодичнаго срока, считая сіе какъ бы за выполненіе для себя какой-то повинности, дающей, по ихъ разумѣнію, право на перемѣщеніе въ болѣе лучшій, по ихъ выбору, приходъ, причемъ не стѣсняются указывать, въ качествѣ своихъ заслугъ, на что-либо сдѣланное ими въ приходѣ для общаго блага и исполненія своей обязанности, какъ напримѣръ устройство церковной школы, ремонтъ храма и проч., а въ оправданіе себя выражаютъ и такія слова: «мы, какъ пчелки Божіи, пархаемъ съ одного цвѣтка на другой и повсю дуберемъ медокъ»... Но такъ ли? Не одну ли хлѣбину, по заключенію одного почтеннаго іерея, вмѣсто чистаго меда въ концѣ концовъ соберутъ они?

На самомъ дѣлѣ, вдумываясь въ такія слова и выраженія преемниковъ апостоловъ Христовыхъ, посвятившихъ себя на служеніе церкви Его, удивляется легкому отношенію къ прохожденію отвѣтственнаго своего пастырскаго служенія, заключающагося какъ будто единственно въ изысканіи удобствъ для своего личнаго положенія и благосостоянія, съ забвеніемъ при этомъ своего предъ обязательства, даннаго Всемогущему Богу предъ св. Евангеліемъ, рукоположеніемъ въ пресвитерскій санъ: во всякомъ дѣлѣ служенія имѣть въ мысляхъ своихъ не свою честь или выгоды, но славу Божію, благо св. Церкви и спасеніе ближнихъ.

Не менѣе странными кажутся тѣ изъ о.о. іереевъ, кои, по соображеніямъ епархіальной власти или еще почему-либо, не получая удовлетворенія въ проискахъ о перемѣщеніи въ тотъ или другой приходъ, ропщутъ на мѣстнаго епископа, не стѣсняясь при этомъ осуждать его дѣйствія въ перемѣщеніи на просимыя ими вакансіи не ихъ именно, а другихъ священниковъ, которые вовсе-де не заслуживали бы, по ихъ мнѣнію, того-то и того-то прихода, какъ не имѣющіе предъ ними никакого преимущества, не забывая также входить въ сужденія о достоинствахъ или недостоинствахъ священниковъ, занимающихъ видные приходы. Здѣсь справедливо будетъ сказать то, что кому же и извѣстна дѣятельность и заслуги духовенства, какъ не мѣстному епархіальному начальству, кому лучше знать нужду извѣстнаго прихода въ перемѣщеніи въ него священника, могущаго принести пользу и удовлетворять всѣмъ требованіямъ прихода, вызываемымъ жизнію и положеніемъ его обитателей, а не другого.

Гибельно отзываются на успѣхахъ пастырскаго дѣла частые переходы изъ одного прихода въ другой, хотя бы они совершались ради винословныхъ причинъ?

Вотъ между прочимъ примѣръ. Намъ извѣстенъ сравнительно молодой священникъ, который, ни въ чесомъ отъ полезныхъ обинухся, при поступленіи въ первый приходъ, зараженный духомъ раскола и оказавшійся запущеннымъ во многомъ, за дѣло пастырства принялся со всей душой и энергіей. Онъ здѣсь открылъ церковную школу, очень хорошо поставилъ дѣло ученія въ ней, благоукрасилъ своими стараніями приходскій храмъ, основалъ церковно-приходское попечительство, которое, благодаря его руководству, стало-было приносить достойные плоды добра и пользы. Прихожане, не отличавшіеся прежде доброю нравственностію, тонувшіе въ безднѣ всевозможныхъ пороковъ, рѣзко измѣнились къ лучшему, нелѣностно и до тѣсноты посѣщали храмъ Божій, участвуя за богослуженіями въ общемъ, всею церковію, пѣніи священныхъ пѣсней. Прослужа въ этомъ приходѣ около 7 лѣтъ, дѣятельный священникъ, вынужденный особыми семейными обстоятельствами, перемѣстился въ другой приходъ. Не пропало и года по его перемѣщеніи, какъ все доброе стало увядятъ; такъ напр., церковно-приходское попечительство закрылось. Такихъ явленій не мало. Вновь поступившій на его мѣсто священникъ пока но расположилъ къ себѣ прихожанъ и будетъ ли слѣдовать примѣру своего предмѣстника – неизвѣстно.

Совсѣмъ другое, противоположное сему, видимъ мы въ тѣхъ приходахъ, гдѣ священники пастырствуютъ цѣлые сплошные десятки лѣтъ. Намъ извѣстны такіе служители церкви Божіей, которые поступили въ приходы, совершенно неблагоустроенные во всѣхъ отношеніяхъ, зараженные духомъ раскола, гдѣ, кромѣ убогихъ церквей, не имѣлось ни школъ, ни библіотекъ-читаленъ, ни церковно-приходскихъ попечительствъ. Не взирая на непривлекательность такихъ приходовъ, энергичные священники съ первыхъ же поръ своего въ нихъ служенія, съ Божіею помощію и благодаря неусыпнымъ трудамъ своимъ и сочувственному отношенію ко всему полезному добрыхъ людей, мало по малу начинаютъ заводить добрые порядки церковно-приходской жизни. Первое вниманіе ихъ обращается на приведеніе въ подобающій мѣсту селенія славы Господней видъ убогаго храма; постепенно изыскиваются мѣры и способы сначала къ открытію въ селѣ церковной школы, затѣмъ къ построенію для ея помѣщенія собственнаго зданія, при которомъ впослѣдствіи устраивается библіотека-читальня. Для прочнаго существованія всѣхъ этихъ добрыхъ открытій учреждается ц.-п. попечительство, а еще лучше братство. Когда все это войдетъ въ свое надлежащую колею и будетъ оказывать достойные плоды, священникъ уже легко, незамѣтно для самого себя, убѣдится въ большомъ переворотѣ своихъ пасомыхъ къ лучшей жизни; они, видя все доброе, сдѣланное для ихъ пользы батюшкой ихъ, окажутъ ему прежде уваженіе, а затѣмъ и любовь, обычно оказываемую ими устроеніемъ благоустроеннаго дома, улучшеніемъ матеріальнаго состоянія чрезъ назначеніе хлѣбной руги, общественнаго жалованья и т. под. Такъ они, повторимъ, благоустроивъ приходы во всѣхъ отношеніяхъ, пользуются, какъ выше сказано, такимъ расположеніемъ и, мало того, такою любовію къ себѣ прихожанъ, что на своихъ батюшекъ они смотрятъ съ благоговѣніемъ, всякое слово ихъ исполняютъ безпрекословно и свято. Пастыри сіи дѣло свое творятъ съ радостію, и неудивительно, ибо они въ продолженіе долгихъ лѣтъ нелѣностно, съ терпѣніемъ и перенесеніемъ разныхъ житейскихъ невзгодъ воздѣлывали порученную имъ ниву Христову, оберегая ее отъ волчцевъ и терній и неослабно съ слезами посѣвая на ней слово Божіе съ вѣрою, что придетъ и то время, когда они съ радостію будутъ пожинать достойные плоды нелегкихъ трудовъ своихъ. При переходахъ же этихъ священниковъ, по какимъ-либо обстоятельстамъ, въ другіе приходы, или въ какіе-либо знаменательные для нихъ дни, какъ напр. юбилейные, благодарные прихожане считаютъ священной обязанностію выразить свою къ нимъ любовь поднесеніемъ адреса, иконы, или, въ видѣ подарка, наперснаго креста, посоха и т. п. Многіе, конечно, о такихъ проявленіяхъ въ церковно-общественной жизни уже освѣдомлены чрезъ печатаемыя на страницахъ нашихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей статьи.

Несомнѣнно, на только что сказанное намъ сдѣлаютъ возраженіе, что все описанное легко сказать, а не сдѣлать, или: «будь въ моемъ распоряженіи средства, сдѣлаю и я». Но вѣдь на все полезное и богоугодное средства неожиданно найдутся, и ихъ дастъ или укажетъ Самъ Богъ, стоитъ лишь захотѣть дѣлать добро. Доводилось намъ слышать и такія жалобы, что нужно бы сдѣлать то-то и то-то, но средствъ для сего нѣтъ; просить у прихожанъ за ихъ несочувствіемъ къ предначинаніямъ безполезно, обращаться къ богатымъ и вліятельнымъ изъ среды ихъ, прихожанъ, лицамъ неудобно, унизительно для пастырскаго достоинства. Пусть же всякій сознаетъ и убѣдится, что доброе и полезное не унизительно, а унизительно и даже позорно нехотѣніе дѣлать.

Взирая на жизнь и дѣятельность такихъ почтенныхъ пастырей, почему же не послѣдовать бы и другимъ сѣятелямъ слова Божія примѣру сихъ послѣднихъ: всегда достойно ходити званія своего и врученную себѣ паству пасти добре, въ упованіи на исполненіе непреложнаго слова Божія: ищите прежде царствія Божія и правды Его и сія вся приложатся вамъ и сѣющіе слезами, радостію пожнутъ.

Пусть каждый священникъ, провѣривъ свою дѣятельность, проникнется сознаніемъ своего долга и скажетъ: «не довольно ли вамъ, яко на благой пажити пасостеся», и обдумаетъ, каковъ долженъ быть вообще священнослужитель, какъ пастырь и проповѣдникъ, и какъ онъ долженъ вести свое дѣло, дабы не получить наказанія за нерадѣніе и неисправность въ своей обязанности, чтобы не отвергнутъ себя отъ Бога, еже не жречествовати, и забытъ законъ Его (Осіи 4, 6).

Заканчивая настоящую нашу статью, позволяемъ себѣ напомнить читателямъ, что въ № 4 Симб. Еиарх. Вѣдомостей за истекшій 1901 годъ[1] помѣщено слово Преосвященнѣйшаго Епископа Никандра, сказанное съ церковной каѳедры къ воспитанникамъ семинаріи въ день храмового праздника Трехъ Святителей. Въ немногихъ, простыхъ, но сердечныхъ и убѣдительныхъ словахъ говорится Архипастыремъ оч. и оч. многое, основанное на всестороннемъ, умудренномъ опытомъ, наблюденіи за современнымъ религіозно-нравственнымъ теченіемъ жизни человѣческой вообще и служителей церкви, духовенства, въ частности. Въ своихъ словахъ Архипастырь, указывая, между прочимъ, на недостатки и пробѣлы въ дѣлахъ пастырскаго служенія, отечески призываетъ и убѣждаетъ питомцевъ духовной семинаріи, какъ будущихъ носителей духовнаго просвѣщенія, словами Апостола бытъ тщаніемъ не лѣнивы, духомъ горяще, Господеви работающе[2]. Послѣднія слова показываютъ, что служеніе, гдѣ бы и въ чемъ бы оно ни выражалось, должно совершаться всегда предъ Господомъ, ради славы Божіей. «Вотъ ваша жизненная задача, вотъ ваша нравственная и служебная обязанность да нелишшее пріимите сужденіе[3]»[4].

 

В. Т.

 

«Симбирскія Епархіальныя Вѣдомости». 1902. № 3. Отд. Неофф. С. 69-79.

 

[1] Слово, сказанное Преосвященнѣйшимъ Никандромъ въ семинарскомъ храмѣ въ день храмоваго праздника Трехъ Святителей, 30 января 1901 года, въ Симбирскѣ. // «Симбирскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 4. Отд. Неофф. С. 117-128. – ред.

[2] Римл. 12, 11. – ред.

[3] Мк.12:40. – ред.

[4] Слово, сказанное Преосвященнѣйшимъ Никандромъ. С. 126. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: