Митрополит Григорий (Постников) – ДЕНЬ СВЯТОЙ ЖИЗНИ, ИЛИ ОТВЕТ НА ВОПРОС: КАК МНЕ ЖИТЬ СВЯТО?

ВОЗЗВАНИЕ К ХРИСТИАНИНУ

Ты называешься христианином. Христианин ли ты в самом деле? Так ли ты живешь, как должно жить христианину, т. е. усердно ли желаешь и усиленно ли домогаешься того, чего желает и домогается истинный христианин? Чрезвычайно вожделенны блага, какие Господь обещает истинным христианам в жизни будущей! И невыразимо ужасно несчастие, в которое повергает нас грех, ежели мы не желаем и не домогаемся того, чего должно всеусердно желать и всеусиленно домогаться христианину! Что ежели ты не получишь обещанных благ, и повергнешься в вечные муки! Уже не мало прожил ты времени, но делал ли себе когда-нибудь такие и подобные вопросы? Тем более размышлял ли когда-нибудь о них степенно?

Христианин должен быть таким же, каким был Иисус Христос. «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе», сказал св. Апостол (Флп. 2:5). Подобен ли ты Господу Иисусу Христу? Так ли ты поступаешь, как Он? По Его ли учению, или Евангелию, которое Он даровал нам в правило жизни, живешь ты?

Христианин не должен любить мира (1 Ин. 2:15). Но многие совершенно привязаны к миру, так что, кажется, и живут толь­ко для мира: мыслят всегда как мир, посту­пают как мир, и все правила, каких они держатся в своей жизни, суть именно те пра­вила, каких держится мир. Не таков ли и ты? Такая жизнь – не христианская и крайне бедственная.

Господь некогда в Ветхом Завете ска­зал чрез св. Пророка Своему избранному народу: «судите между Мною и виногра­дом Моим, Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворим ему? занеже ждах, да сотворит гроздие, – сотвори же терние. Ныне убо возвещу вам, что Аз сотворю винограду Моему: Отыму ограждение его, и будет в разграбление, и разорю стену ею, и будет в попрание» (Ис 5:5; 4:5). Не несравненно ли с боль­шим правом Господь Бог так может говорить нам, непослушным Ему, в Новом Завете? т. е. «Что мог Я сделать для вас, и не сделал? Я искупил вас Моею кровию, родил вас в недрах Моей Церкви; просветил вас светом истинной Веры, даровал вам все средства и силы ко спасению, приготовил вам вечное блаженство, и непрестанно всяким образом располагал вас домогаться сего блаженства. Не довольно ли Я доказал вам любовь Мою? Несчастные! Я сделался вашим Спасителем, и всевозможно стараюсь ввести всех вас в вечное блаженство; а вы стараетесь, кажется, только о том, чтоб Я сделался вашим судьею, и отдал вас на вечные муки. Я создал вас с тем, чтоб вы были вечно со Мною, а вы принуждаете Меня отвергнуть вас от Себя, бросить вас в ад. Я весьма милостив к вам, а вы своею неблагодарностью и своим своеволием стараетесь только воспалять Мой гнев на вас. Ни Мое милосердие, которое оказываю вам непрестанно, ни вечное блаженство, в которое так часто и так усиленно зову вас, ни ужасные муки ада, которыми грожу вам, не вызывают вас на путь спасения. Не лучше ли бы для вас было, если б вы не родились, и свет Веры не осиял вас?».

Друже! Что, ежели мы некогда должны будем слышать подобные слова? – Такие слова даже и теперь, когда еще не слышим их, разрывают сердце. Что будет, когда их ус­лышим, и когда должны будем жать то, что мы посеяли себе своими грехами? Убойся! Прекрати свою обычную жизнь, и начни жизнь по учению Господа, написанному в Его свя­том Евангелии, жизнь богоугодную, святую.

Дабы тебе не развлекаться и скорее взяться за дело, предлагаю наставление на один день. Ежели будешь верно следовать сему на­ставлению; то увидишь, что другое наставление тебе не будет нужно. Как проведешь день первый, так должно будет проводить и вся­кий следующий.

 

I.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОУТРУ?

Поутру веди себя следующим образом:

1. Проснувшись, прежде всего, старайся обратить свои мысли к Господу Богу. Обра­щение наших мыслей к Господу Богу долж­но быть самым естественным нашим де­лом даже и во всякое иное время дня; пото­му что совершенно нет никого, кто мог бы быть для нас так необходим, так любе­зен и бесценен, как Бог. Ибо совершенно все, что мы имеем и что когда-нибудь преж­де имели, не исключая и нас самих, у нас есть дар Божий. Но тот, кто для нас всего необходимее, всего бесценнее, особливо всего любезнее, поутру обыкновенно всегда прихо­дит нам на мысль прежде всего. Как ско­ро поутру просыпаемся, просыпается с нами и мысль о том, кто или что для нас всего нужнее и любезнее. Это всегда так бывает естественно. Поэтому всегда же естественно прежде всего наша мысль должна обращаться к Господу Богу с каким- нибудь возванием; напр., «СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ! СЛАВА ТЕБЕ, ВСЕМИЛОСТИВЫЙ!» и т. п. Мы были бы недостойны имени христианина, если бы, про­буждаясь от сна, открывали глаза только те­лесные, а не и духовные, и думали прежде о земле и о земном, а не о Господе Боге.

2. Ежели время, в которое ты проснул­ся, есть то время, в которое или около кото­рого тебе должно встать; то без всякого за­медления, делая на себе крестное знамение, го­вори: «ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА». А потом: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНАГО».

3. За сим, нимало не медля, или в то же время, вставай с постели. Немедленное вставание поутру с постели для нашей плоти часто бывает весьма неприятно, потому, что наша плоть, как ленивый раб, всегда боль­ше любит лежать и спать, или сластолюбствовать и оставаться в праздности. Непремен­но тотчас преодолей свою плоть всякое ут­ро! Это преодоление плоти пусть будет твоею первою жертвою Господу Богу. Немедленное вставание поутру, не говоря ни о чем ином, весьма полезно для души и потому, что когда мы, проснувшись, долго лежим в постели; то в это время весьма удобно, как уже давно заметили все внимательные к себе люди, воз­никают в нашем теле нечистые располо­жения, а в нашей душе – нечистые мысли и желания, которые потом, во время дня, легко ввергают неосторожных в тяжкие грехи и в величайшую опасность потерять спасение. Но кто поутру преодолевает себя мужествен­но, тот во время дня и вечером довольно удобно преодолевает случающиеся с собою искушения, даже весьма трудные. Впрочем, ежели ты сколько-нибудь наблюдал за собою, то знаешь все это сам.

4. Вставши с постели, немедленно умой­ся, а умывшись, немедленно же оденься так, как должно быть одетым человеку степен­ному. Поутру немедленно так нам надобно одеваться, хотя б и никого из людей с на­ми не было; ибо, ВО-ПЕРВЫХ, мы никогда не бываем совершенно одни, но всегда и везде бывают с нами наш Ангел хранитель и Господь Бог. Наш Ангел хранитель, если мы сами не удаляем его от себя, всегда бы­вает с нами; а Господь Бог совершенно все­гда и везде бывает с нами по самому Свое­му существу, как вездесущий. Св. Апостол удостоверяет, что без Господа Бога мы са­ми собою не могли бы даже дохнуть, взгля­нуть, двинуть пальцем. «О Нем живем и движемся, и есмы», говорит он (Деян. 17:27, 28). ВО-ВТОРЫХ, потому что, проснув­шись, нам тотчас должно стать пред Гос­подом Богом с молитвою; а мы, прилично, не одевшись, никогда не смеем явиться к какому-нибудь даже земному небольшому на­шему начальнику. Наконец, В ТРЕТЬИХ, потому, что, тотчас после сна прилично одев­шись, ты сбережешь себя от двух опасностей, которым в наше время, к несчастию, очень часто подвергаются весьма многие люди, имен­но: от опасности подать другим соблазн своею полу-наготою, и от опасности зара­зиться духом бесстыдства. Ах, друже! кто бесстыден даже поутру, от того чего ждать в полдень и вечером!

5. Умывшись и одевшись, стань пред святыми Иконами и совершай утренние молитвы, какие и в каком порядке установила ис­толковательница и хранительница пути ко спасению, св. Церковь.

Чтобы тебе молиться беспрепятственно, особливо ежели не умеешь читать, выучи наизусть, по крайней мере, начальные утренние молитвы. – Трудно ли это? И как не знать наизусть даже Господней молитвы, т. е. молитвы: ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ! Выучи! Это самая главная молитва и весьма спаси­тельная на всякий случай.

6. Впрочем, как молитвы, выученные наизусть или читаемые по книге, иногда, по давнишней их известности, произносятся мо­лящимися без должного внимания к тому, что в них содержится, и посему тогда они в самом деле не молятся, а только мечта­ют, что молятся: то временами можно молить­ся и независимо от молитв, приготовленных и назначенных св. Церковью[1]. Но когда будешь молиться независимо от церковных мо­литв, непременно внимательно наблюдай сле­дующее:

а) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь сохранил твою жизнь, и снова дает тебе время для покаяния и испра­вления; потому что всякий новый день для нас есть новое, нимало не заслуженное благодея­ние Божие. Ибо никакой новый день после но­чи не может следовать для нас непременно. Весьма многие люди, с вечера спокойно пре­давшись сну, проснулись, по разным причинам, уже не в сей, а в другой жизни - в вечности! – Трудно ли человеку потерять жизнь? Иногда даже не важный испуг может под­вергнуть нас смерти. Никакая ночь не прохо­дит без того, чтобы в продолжение ее не умерли многие люди. Какое мы имеем пре­имущество перед умершими в прошедшую ночь? Не могли ли умереть и мы? – могли весь­ма удобно! Но кто сохранил нас от смерти, как не Бог Всеблагий и Всемилостивый, непрестанно ожидающий нашего покаяния и ис­правления? Он сохранил нас и даровал нам новый день, чтоб мы могли спасти и спасли свою душу. Можно ли же нам не бла­годарить Господа Бога? – Всякое утро всею душою благодари Его, напр., так: «Господи Боже и Царь мой! Благодарю Тебя, что Ты в прошедшую ночь сохранил мою жизнь, и снова даровал мне время для покаяния и исправления! Весьма многие люди в прошедшую ночь, по разным причинам, лишились земной жизни. Начинающийся день не есть необходимый день моей жизни. Он начинается только потому, что Ты даришь мне его по Твоей несказанной милости. Весьма легко и я мог умереть в прошедшую ночь. Но Ты, Всеблагий, сохранил меня и даровал мне новый день, чтоб я старался спасти и спас мою душу. Всею душою благодарю Тебя, Всемилостивый!».

б) Благодари Господа Бога за другие, полу­ченные и получаемые тобою от Него благо­деяния. Благодари, что Он создал тебя, со­храняет тебя, искупил тебя, ввел тебя в истинную Веру, а в истинной Вере снабдил и снабжает тебя всеми средствами ко спасе­нию. Все эти благодеяния крайне велики и до­стойны непрестанной, глубочайшей нашей бла­годарности. Чувствовал ли бы ты радость жизни, если бы Господь Бот не создал тебя? Был ли бы ты теперь жив, если бы Он не сохранял твоей жизни? Что было бы с нами, если б Он не искупил нас! Как были б мы худы, если б Он не ввел нас в истин­ную Веру, а в истинной Вере не снабдил нас всеми средствами ко спасению! И теперь, при истинной Вере, при всех средствах ко спасению, мы очень худы. Как худы были б мы без истинной Веры! Всею душою и непре­станно благодари Господа Бога, например, так: «Господи Боже, Отче и Царь мой! Благодарю Тебя, что Ты создал меня, сохраняешь меня, призвал меня к истинной Вере, а в истинной Вере снабдил и снабжаешь меня всеми средствами ко спасению. Чувствовал ли бы я радость жизни, если б Ты не создал меня! Был ли бы я жив, если бы Ты не сохранял моей жизни? Что было бы со мною, если бы Ты не искупил меня? Как был бы я худ, если бы Ты не ввел меня в истинную Веру, а в истинной Вере не снабдил меня всеми средствами ко спасению? Всею душою благодарю Тебя, Всеблагий и Всеми­лостивый!».

в) Благодари Господа Бога за то, что Он, снабдив тебя всеми средствами ко спасению, еще непрестанно располагает тебя пользовать­ся теми средствами, и, несмотря на твою частую непокорность Ему, несмотря на твои час­тые огорчения Ему, не смотря на все твое упрямство, не казнит тебя и не лишает тебя великого дара Своего – жизни, но продолжает призывать и разными мерами побуждать ко спасению. Ах, как давно наше тело и душа горели бы в вечном огне ада, если бы Господь Бог не был так крайне милостив к нам и долготерпелив! Всею душою благодари Господа.

г) Благодари Господа Бога за то, что Он в прошедшую ночь благоволил укрепить твои телесные силы, и даровал тебе возможность снова заниматься нужными и полезными жи­тейскими делами. – Как многие люди, по раз­ным немощам, не могут приобретать себе дневного пропитания! Как многие, по разным болезням, не могут своими силами делать самых нужных движений, и непрестанно слу­жат в тягость другим и самим себе! – От всего сердца благодари Господа Бога за укрепление твоих телесных сил. После сего:

д) Всею душою молись, чтобы Господь Бог простил тебе твои бесчисленные грехи: самым ли делом они сделаны, намерением ли, желанием ли, или даже только мыслию. Никогда не опускай этой молитвы: ты всегда весьма грешен пред Господом Богом. В этом отношении не должно обольщать себя ни одному человеку. «Много согрешаем вси», Духом Божиим говорит св. Апостол (Иак. 3:2). И: «аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем и истины несть в нас, тем же Духом говорит другой св. Апостол (1 Ин. 1:8[2]).

е) Молись, чтобы Господь Бог даровал тебе твердую, неизменяемую волю с насту­пающего дня постоянно и вполне принадле­жать Ему, нашему непрестанному Благодетелю, т. е. всегда самым важным делом почитать исполнение Его воли, и непрестанно стараться жить не иначе, как согласно с Его святою волею; а посему всеусердно и более всего стараться познавать Его святую волю, которая в отношении к нам, главным образом, всегда есть одна: СВЯТОСТЬ НАША (1 Фес. 4:3), и спасение нашей души (1 Фес. 5:9; 2 Фес. 2:13).

7. Чтобы тебе надежнее сохраниться в продолжение наступающего дня от всякого греха, старайся еще поутру осмотреть все, что может случиться с тобою в продолжение наступающего дня. Старайся осмотреть: «Что ты будешь делать? С кем будешь вместе? Какие, когда и где могут встретиться с тобою случаи ко греху? Какие, когда и где могут встретиться случаи к добру? Не может ли быть с тобою каких-либо искушений, например: от твоего тщеславия, от твоей гордости, от твоего гнева, и пр.?». Осмотрев таким образом все, тотчас старайся основательно обдумать, как тебе удоб­нее и вернее провести весь день без греха: как беспорочно обойтись с таким-то чело­веком; как хорошо воспользоваться такими-то случаями к добру; как избежать таких-то случаев и искушений ко греху, или, ежели нет возможности избежать их, как безвред­но удержать себя при сих случаях и иску­шениях. Например: ежели видишь, что тебе должно будет находиться вместе и занимать­ся чем-нибудь с человѣком вспыльчивым; то уже наперед старайся придумать вести се­бя при нем так кротко и вежливо, чтобы отнюдь не встревожить его гнева, но остаться с ним в мире.

Без такого предварительного вооружения против греха нельзя, по крайней мере, весьма трудно, сберечься от греха и неизменно последовать учению Господа. Кто всякое утро не принимает твердого намерения и старания сохраниться от греха в наступающий день, тот никогда старательно не хранится от греха, и мало-помалу, наконец, может оста­вить не только старательность, но самое же­лание и даже мысль об обязанности хранить себя от греха. Ежели светильник в лампаде всякий день не поправляют, и в лампаду не подливают масла; то она не может гореть постоянно, и скоро погаснет. Друже! не за­будь этого, всякое утро весьма нужного воору­жения против греха. Когда будешь действи­тельно стараться сохранять себя от всякого греха и прилепляться к жизни богоугодной, святой; тогда скоро сам ясно увидишь вели­кую нужду и благотворность сего вооружения.

8. Чтобы тебе еще удобнее и надежнее проводить жизнь святую, молись Господу Богу, чтоб Он благоволил даровать тебе непрестанную память и ревность избегать случаев ко греху, а особливо к тому греху, к которому ты всего больше склонен по своей природе или привычке. Потому что такой грех сильно побуждает всякого из нас удовлетворять его требованию, и все из нас вполне еще не преданные Богу, обыкновенно удовлетворяют ему так охотно, что, когда случаются препятствия удовлетворить ему, все­ми силами стараются удалить те препятствия и открыть себе свободу удовлетворять тому греху беспрепятственно, и, сколько возможно, всегда. Весьма трудно человеку охранитъся от такого греха, и исконный наш враг ни с которой стороны так часто, так нагло и самонадеян­но не нападает на нас, как со стороны на­шего любимого, привычного греха. Всею душою молись!

9. Так осмотревши и обдумавши все нуж­ное к охранению от греха и удержанию себя в богоугодной жизни, снова молись в своем сердце Господу Богу, что б Он укрепил твою волю, твои силы и не попустил тебе ослабеть, как ты весьма часто ослабевал прежде. Без такой, теми или другими словами выраженной, молитвы ни в какой день не принимайся ни за какое дело ни по какой причине, кроме разве причины совер­шенно не зависящей от тебя. Как приниматься за какое-нибудь дело без благословения Божия! Без Божия благословения непрочны и напрасны все наши труды. А Божие благо­словение, как и всякий дар Божий, получается только молитвою (Иак. 1:17). Правда, Господь Бог, по Своей бесконечной благости, часто дает успех в делах людям и не молящимся, даже нечестивым, но ты не смот­ри на то; а когда это придет тебе на ум, то тотчас вспомни о страшной участи упомяну­того в Евангелии богача, который любил ве­селиться на всяк день светло (Лк. 16:19-32). Он имел в своей жизни успех во всем, никогда не чувствовал ни малого недостатка, имел все способы к удовлетво­рению своих чувственных страстей, – и всегда всем им удовлетворял вполне. Но эта жизнь, по смерти, проводила его в адские му­ки. Когда же он, ужасно мучась в пламени, горько умолял Авраама об облегчении сво­их мучений, тогда ему было отказано, и от­каз заключался в таких словах, которые у всех счастливцев сего мира должны быть в самой живой памяти всякую минуту. Отказ был следующий: «чадо! помяни, яко во­сприял еси благая твоя в животе, ныне же зде страждеши» (Лк. 16:25).

10. Особенно утром должно заниматься такою молитвою. Утром должно принимать такое намерение и делать такую предусмотри­тельность. Ибо никакое иное время так не удобно для молитвы и для всех добрых на­чинаний, как время утреннее; потому что человек ни в какое иное время так не спосо­бен ни к молитве, ни к начинанию дел, ни к размышлению, как утром. Утром его мысли гораздо развязнее, его сердце чище, и он гораздо удобнее может владеть собою, нежели в другое время. Утром житейские потребности еще не сильно беспокоят нас, страсти еще спят, и самая окружающая нас природа побуждает к тишине и размышле­нию. По миновании утра страсти просыпаются, пробуждаются житейские нужды и заботы, че­ловек принимается за работу, и трудится как раб, которому непременно должно СНЕДАТЬ СВОЙ ХЛЕБ В ПОТЕ ЛИЦА. Друже! Утро, утро проводи в молитве и в свя­том направлении своей души! Дорожи утром всякого дня! Будь умен; а поведение умного так описывает Дух Божий: «сердце свое едасте утреневати к Господу, сотворшему его, и пред Вышним помолится» (Сир. 39:6).

11. После таковой молитвы сядь, и, в бла­гоговении к Господу Богу, неспешно и основательно обмысли: как тебе в продолжение сегодняшнего дня должно вести себя в отношении к Господу Богу, к ближним и к твоему особенному состоянию на сем свете. И если же в какое-либо утро что-нибудь тебе препятствует в таком размышлении; то уже непременно так поступай всякое утро в воскресные и праздничные дни: в эти дни ничто не может и не должно быть для тебя препятствием. Наша плоть, поврежденная грехом прародительским, в большой связи с нашим исконным вра­гом – диаволом, и вместе с ним непрестан­но старается истребить из нашей памяти на­ши христианские обязанности, а на место их поставить разные правила мира, и, к нашему несчастью, весьма часто и очень легко успевает. Ты не слушай этих крайне зловред­ных учителей, и всевозможно старайся вся­кое утро напоминать себе свои обязанности, как они возложены на тебя Господом Богом, и снова принимать намерение точнее н усерднее исполнять их.

 

II.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ОТНОШЕНИИ К ГОСПОДУ БОГУ?

Ответ на этот вопрос дал Сам Господъ наш Иисус Христос. Именно: «возлюби Господа Бога твоего от всего серд­ца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10:97).

Что значит ЛЮБИТЪ БОГА? – Любить Бо­га, без сомнения, значит быть привержен­ным к Богу.

Что значит ЛЮБИТЪ БОГА ВСЕМ СЕРДЦЕМ, ВСЕЮ ДУШОЮ, ВСЕМ ПОМЫШЛЕНІЕМ, ВСЕЮ КРЕПОСТИЮ? – Это значит: быть неизмен­но привержену, предану Богу всесердечно, вседушевно, т. е. всею силою и полнотою люб­ви, какая возможна для человеческаго сердца, не разделяя нашей любви в той же мере ни с каким иным существом, как оно ни было бы нам любезно, нужно и дорого.

Именно, ЛЮБИТЪ БОГА ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, и проч., значит: мыслить всего чаще и охот­нее о Боге, и о том, что угодно Богу; потому что таково вообще свойство любви нашего сердца, что кого сердечно любим, тот непре­станно у нас в мыслях. Мы часто удалены от того, кого любим, но в мыслях всегда с ним: смотрим на него, слушаем его, го­ворим с ним.

Любить Бога ОТ ВСЕГО СЕРДЦА значит: всего чаще, долее и охотнее говорить о Госпо­де Боге. Потому что таково свойство любви нашего сердца, что кого мы сердечно любим, о том говорим всего чаще, долее и охотнее; ибо что у кого всего глубже лежит на серд­це, тот о том и говорит: «от избытка бо сердца уста глаголют», сказал Господь (Мф. 12:54).

Любить Бога ОТ ВСЕГО СЕРДЦА значит: всевозможно стараться узнавать волю Божию, или то, что приятно Богу и что противно Ему, а потом всего охотнее и радостнее делать то, что приятно Господу Богу, и всего вниматель­нее и заботливее удаляться того, что Ему про­тивно. Ибо таково вообще свойство любви нашего сердца, что кого мы сердечно любим, того волю всевозможно стараемся узнать, и с полным усердием и удовольствием испол­нить ее, как нам ни было бы трудно исполнить ее.

Любить Бога ВСЕМ СЕРДЦЕМ значит: охотно исполнять и такую волю Божию, которой исполнение непременно требует от нас са­мопожертвования. Ибо таково свойство любви человеческого сердца, что кого мы сердечно любим, того волю стараемся исполнять, не смотря ни на какие препятствия, ни на какие трудности и неприятности, – исполнять, не смот­ря даже на явную опасность для нашей жизни. Любовь преодолевает все препятствия: для нее все трудное – доступно, все неприятное – приятно, все тяжелое – легко.

Любить Бога ВСЕМ СЕРДЦЕМ значит: всеусердно прославлять Господа Бога, и всеми силами стараться прекращать и предотвращать все, что вредит Его славе: ибо таково вообще свойство нашей любви, что, кого мы сердечно любим, того везде хвалим, и, при всяком неприятном отзыве о любимом нами, всемер­но стараемся защитить честь любимого и его доброе имя. Ибо нам всегда приятно, когда любимый нами у всех в уважении и любви, и неприятно, когда он не в любви и не в уважении.

Такова должна быть наша любовь к Го­споду Богу, и Господь Бог совершенно впол­не достоин, чтоб мы любили Его всею пол­нотою нашей любви.

1. Мы естественно любим все прекрасное даже в созданных существах, хотя и зна­ем, что все прекрасное в созданиях часто бывает весьма кратковременно, и вообще не­совершенно. Мы сердечко любим доброту ду­ши в человеке, не смотря на то, что эта до­брота нередко бывает соединена в нем с немалыми слабостями или даже пороками. Но Господь Бог есть неописанная красота, кра­сота вечная, никогда не прекращающаяся и не изменяющаяся, а притом единственный Виновник всякой созданной красоты. Господь Бог имеет такую доброту сердца, какой нет ни в одном создании Божием, ни на земле, ни на небесах, а притом всякая другая доброта сердца, в ком она есть, есть только потому, что даровал ее, во Своей доброте, Бог. Словом: Бог есть существо всесовершенное. Как нам не любить Бога всею полнотою любви?!

2. Господь Бог даровал нам жизнь. От Него получили мы разумную душу, способную мыслить, судить и познавать. От Него получили мы сердце, способное любить и чувствовать удовольствие от любви. От Него же получили мы и способы для сохране­ния всех наших душевных и телесных сил в надлежащем здоровье. Посему вся наша душа со всеми ее силами вполне принад­лежит Богу. И как нам не любить Бога всею полнотою любви? Что может быть для нас любезнее Создателя, Который даровал нам жизнь, способность мыслить, познавать, любить, чувствовать удовольствие от любви, чувствовать радости, и Который притом да­ровал нам способы сохранять эти дары Свои в надлежащей силе и крепости?

3. Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого отнюдь не можем жить. Мы везде снабжены водою, которая так же необходима для нас, как и воздух. Мы поставлены на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддер­жания и сохранения нашей жизни, и без которой мы не имели бы, где утвердить нашу но­гу. Нас освещает свет, без которого мы не могли бы достать себе ничего не только приятного, но и необходимого для нашей жиз­ни, хотя бы и все нужное было готово и не далеко от нас. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи, и посредством которого приготовля­ем себе нужную пищу. Словом, мы имеем все нужное не только дня нашей жизни, но и для нашего удовольствия. А все это есть дар Господа Бога. Как нам не любить Его всею душою, всем сердцем?!

4. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, родственников, благодетелей, друзей, и проч. Как много они доставляют нам ра­дости и утешения! Но никого из них мы не имели бы, ежели бы Господу Богу не угодно было даровать нам их. Даже и сами мы не существовали бы, если бы не было на то бла­говоления Божия! Только по милости Божией мы все то имеем. Как нам не любить Го­спода Бога всею полнотою нашей любви?!

5. У нас есть какое-нибудь имущество, дом, в котором живем; пища и питие, которыми поддерживаем и продолжаем жизнь одежда, которою прикрываем свою наготу и защищаем свое здоровье. Но все это у нас Божий дар. Могли ли бы мы иметь дом, пищу, одежду и другие бесчисленные удобства жизни, ежели бы Господь Бог не благово­лил создать материалов, из которых все это делается? Могли ли бы иметь все это и при материалах, если бы Господь Бог не благоволил даровать нам ума и рук для произведения всего нам нужного? – Не могли бы! – Как нам не любить всею полнотою лю­бви Бога, так много и непрестанно нам бла­годетельствующего?!

6. Первых людей, наших прародителей, по их создании, Господь Бог поселил «в раю сладости» (Быт. 2:15), где находили они полное удовлетворение себе во всем. Но по­следовавшее их грехопадение не только ли­шило их и нас РАЯ СЛАДОСТИ, а вместе с тем сделало их и нас преклонными ко греху, болезненными и смертными. Весь происшедший от наших прародителей человечес­кий род более или менее был и есть свое­волен, самолюбив, своекорыстен, нелюбо­вен, завистлив, лжив, злобен, мстителен и т. п. При таком своем состоянии он никак не мог возвратить свое первое блажен­ное состояние. Ибо с одной стороны Господь Бог, как чистейший свет (1 Ин. 1:5), не мог иметь своего общения с ним, сде­лавшимся по грехам своим ТЬМОЮ (Еф. 5:8); потому что свет не общается с тьмою (2 Кор. 6:14); а только Бог есть Источник живота (Пс. 55:10), или блаженства. С другой стороны, человеческий род, по развра­щению своего сердца, мог делать только грех, а грех мог доставить ему только зло и бедствие. Ибо грех так описывается Ду­хом Божиим: «зубы львовы зубы его, уби­вающий души человечи. Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть ис­целения» (Сир. 21:1-5). Но Господь Бог и в этом крайне отвратительном для Него состоянии человеческого рода, не оставил его, но продолжал и продолжает хранить его бы­тие, снабжая всем потребным для жизни и не уничтожая его. Он даровал ему Свой за­кон, направляющий его к благу и обещаю­щий ему благоденствие (Втор. 5:29). Но как человек по своей глупости и разврат­ности, не возлюбил и не исполнял данного ему закона; то Бог многократно старался вра­зумить его, исправить его и направить к ис­полнению Своего закона, посредством Своих Пророков и многими другими способами. Впрочем, все эти, принятые Господом Богом средства к исправлению человеческого рода, не исправляли его, и он только более и более предавался греху и погружался в нечес­тие. Посему Бог, как преисполненный любви, дабы при самой, так сказать, невозможности, открытъ возможность сделать человеческий род блаженным, благоволил послать к нему Своего Единородного Сына-Бога. Его веч­ный Сын родился на земле, подобно нам, воспитывался, алкал, жаждал, и день и Ночь трудился, научая человеков пути спасения, дабы избавить их от теснившего их несча­стья; но этот невыразимо милостивый Сын Божий этими же самыми человеками был из­мучен и умерщвлен на кресте. Такая ужа­снѣйшая неблагодарность требовала строжай­шего наказания людям. Но Господь за такую неблагодарность воздал им только обильнейшею благодатью. Сын Божий, воскресши из мертвых, послал к человеческому ро­ду, для его просвещения, Всесвятого Духа, ос­новал св. Церковь, уставил св. Таинства, установил священство, которому дал право отпущать всем истинно раскаивающимся грехи, и пр., и пр. Обращая на все это должное вни­мание, нельзя не усмотреть, что Бог истинно – Любовь (1 Ин. 4:16), преисполнен люб­ви к роду человеческому (Ин. 5:16) и что посему первая Божия заповедь – заповедь о любви к Богу всем сердцем, всею душою, есть заповедь, совершенно вполне обязатель­ная для всех нас, так что если бы кто из нас обнаружил хотя самое малое сомнение в совершенной обязательности для всех нас этой заповеди; то тот прямо показал бы, что он не имеет ни человеческого ума, ни че­ловеческого сердца, потерял все человечес­кое достоинство и стал на низшую степень, нежели на какой стоят животные неразумные; потому что и неразумные животные обы­кновенно весьма любят своих, без всякого сравнения меньших, благодетелей.

7. Нет существа, которое бы любило нас более, чем Господь Бог; а мы всегда любим того, кто нас любит и нам благо­детельствует. Посему любить Бога всем сердцем и всею душою должно быть самою первою потребностью сердца всякого человека, тем более, что любовь есть чувство для всех нас самое приятное. Но как многие из людей, по заблуждению, безрассудству, или крайней испорченности не чувствуют сей по­требности и не стараются удовлетворить ей; то Господь Бог дал нам заповедь любить Его всем сердцем и всею душою, – не потому, чтоб наша любовь могла что-нибудь приба­вить к Его блаженству или величию, но по­тому, что Он крайне желает сделать нас блаженными, а без нашей любви к Нему от всей души, от всего сердца, мы не мо­жем быть блаженными. «Оскудение в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол», говорит св. Василий Великий[3]. Данная Господом Богом заповедь о любви к Господу Богу от всей души, от всего сердца, есть явное доказательство, с одной стороны, того, что Бог крайне желает нашего спасения и блаженства, а с другой – нашего весьма глубокого упадка, весьма гнусного огрубения, величайшей испорченности.

Но, к несчастью, между людьми везде вид­ны такие, в которых любовь к Богу весь­ма слаба или даже совсем ничтожна. Это яв­но показывает их постоянная холодность ко всему Божественному, пренебрежением Божиим храмам и службам, неуважение к священ­ным вещам, равнодушие как ко всему тому, что угодно и приятно Богу, так и к тому, что Ему не приятно и противно. Некоторые люди почти никогда не говорят о Боге, и да­же не любят говорить о Нем; они почти ни­когда не вспоминают о Боге, и напоминание о Нем производит в них неудовольствие или даже досаду; они не только не живут по заповедям Божиим, как будто бы их нет и они ни мало не обязаны жить по ним, но не хотят и знать, есть ли Божии заповеди и чего они требуют.

Друже! рассмотри себя, не таков ли и ты, и ежели таков, то немедленно принеси Господу Богу всесердечное покаяние, и тотчас с глубочайшею молитвою начни свое исправление. «Не медли обратитися Господу, и не отлагай день от дне», говорит грешнику Премудрый (Сир. 5:8). Именно то же го­ворит он и тебе. Смотри! У тебя ничего нет своего, а все Божие, и сам ты весь не свой, а также Божий. Как тебе можно быть таким слепым, бесчувственным и глупым, чтоб не любить Господа Бога всею душою, и всем сердцем?!

 

III.

КАКЪ ВЕСТИ СЕБЯ В ОТНОШЕНИИ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ?

Ответ и на этот вопрос дал Сам Го­сподь: «возлюбиши ближняго своего» (Лк. 10:27).

Господь Иисус Христос от всех нас весьма настоятельно требует любви друг к другу. Давая последние наставления Своим ученикам пред Своими страданиями, Он не­сколько раз с большою силою завещал нам эту любовь. «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга» (Ин. 15:12). «Сия заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин. 15:17). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34). Именно к тому же обязывали и все св. Апостолы. Св. Апостол Петр говорил: «от чиста сердца любите друг друга прилежно» (1 Петр. 1:22). Св. Апостол Иоанн говорил: возлюбленнии, возлюбим друг друга (1 Ин. 4:7). «Се есть завещание, еже слышасте исперва, да любим друг друга» (1 Ин. 3:11; 2 Ин. 5). «Сия есть заповедь Его (Господа Бога), да веруем во имя Сына Его Иисуса, и любим друг друга» (1 Ин. 3:23). Св. Апостол Павел говорил: «ходите в люб­ви» (Еф. 5:22). «Сами вы Богом учени есте, еже любити друг друга» (1 Фес. 4:9). Св. Апостол Иаков говорил: «закон царс­кий по писанию (есть): возлюбиши искрен­няго своего» (Иак. 2:8).

Меру этой любви ясно определил Сам же Господь. Именно, Он требовал, чтобы все мы любили ближних, как любим себя са­мих; ибо Он сказал: «возлюбиши ближня­го, своего, яко сам себе» (Лк. 10:27). «Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф. 7:12). Именно так же говорили и все св. Апостолы. Итак, друже!

1. Ты желаешь себе благополучия, и доволен, когда благополучен; напротив, ты скучен, когда по чему-нибудь неблагополучен. Посему желай благополучия и всякому своему ближнему: радуйся, когда он счастлив, и сочувствуй ему, когда он несчастен.

2. Тебе неприятно, когда отзываются о те­бе худо, и подозревают тебя в чем-либо худом. Посему и ты не отзывайся худо ни о ком, и без достаточной причины ни к кому не имей подозрения в чем-нибудь ху­дом. «Любовь не мыслит зла» (1 Кор. 13:5).

3. Тебе приятно, когда о тебе отзываются хорошо. Посему и ты хорошо отзывайся о вся­ком ближнем. Особенно же остерегайся кле­веты на ближнего. Клевета есть качество са­таны, и пусть оно принадлежит ему одному (Апок. 12:10). Ты говори о ближнем только доброе.

4. Когда кто-нибудь говорит тебе не­что худое о ком-либо постороннем, то всевозможно старайся защищать или извинять то­го постороннего, и кроме сего никогда не пе­ресказывай слышанных слов тому, о ком они сказаны. Потому что часто говорят о другом что-нибудь по вражде и духу мще­ния, а пересказывающие о том часто произ­водят вражду; вражду же слово Божие причисляет к таким порокам, которым преданные люди не наследят царствия Божия (Гал. 5:20).

5. Тебе неприятно, когда разглашают о твоих недостатках, а особливо о твоих пороках. Посему и ты, когда видишь слабости и пороки других, не разглашай о них; ибо «любы вся покрывает, вся терпит» (1 Кор. 13:7). Но изыщи благоприятное время и с любовью сам скажи о замеченных тобою слабостях и пороках тем, в ком их видишь, и расположи их к исправлению. После сего, если замеченные тобою в других пороки не производят соблазна, оставай­ся в покое; в противном же случае скажи о них тому, кто обязан обуздывать и вра­чевать порочных, дабы сохранить от соблаз­на и порчи других.

6. Тебе неприятно, когда с тобою об­ходятся грубо и чем-нибудь оскорбляют тебя. Посему и ты обходись ласково со вся­ким человеком, не исключая никого; особливо же берегись употребления слов бранных и оскорбительных. Ежели какой либо ближ­ний обходится с тобою весьма грубо, сердито, и говорит тебе разные неприятности, то от­вечай ему кротко; потому что «ответ смирен отвращает ярость» (Притч. 15:1). Ежели от грубого обращения с тобою ближнего, ты рассердился на него, то уже не го­вори ничего: ибо иначе твой гнев тотчас распалится, а при распалившемся гневе тебе покажется нужным сказать ближнему нечто такое, о чем после будешь крайне сожалеть, но чего часто уже не будешь в состоянии по­править. В гневе никогда не говори ничего до тех пор, пока совершенно не успокоишься. Ежели же ближний рассердился на тебя по че­му-нибудь сильно, то не уговаривай его, хотя бы то было даже очень нужно; потому что до­коле он сильно сердится, до тех пор вла­деет им страсть, не разум, и тебе посему нельзя уговорить его: безумному как убеди­тельно ни говори, напрасно; твои олова иногда только более рассердят его, и побудят его к чему-нибудь для тебя вредному.

7. Тебе приятно, когда тебе помогают в нуждах твоих. Посему старайся и ты, сколько можешь, помогать ближним во всех их нуж­дах. «Милостыня (всякое благодеяние) от смерти избавляет, и тая очищает всяк грех. Творящий милостыни и правды исполняется жизни», говорит слово Божие (Тов. 12:9). Впрочем, здесь нужно наблю­дать порядок. Именно:

8. Должно прежде других оказывать по­мощь тем, с коими Божие Провидение свя­зало нас преимущественно пред другими, как то: родителям, родственникам, началь­ству, благодетелям, слугам, подчиненным и единоверным. В отношении к первым св. Апостол сказал: «аще о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отвергся есть, и неверно го горший есть» (1 Тим. 5:8). А о единоверных учит так: «да делаем благое ко всем, паче же к присным в вере» (Гал. 6:10).

9. За сим, прежде других оказывай по­мощь тем, которые имеют в ней нужду преимущественно пред другими, как то: боль­ным и увечным. Ежели не можем снабдить их тем, что им нужно, то по крайней мере посещай их, как-нибудь прислуживай им и утешай их. Так поступай, хотя б они оказывались совершенно неблагодарными тебе; ибо «любовь не ищет своих си» (1 Кор. 13:5), тебя наградит Господь Бог.

10. Оказывая помощь всем ближним жи­вым, не лишай своей помощи ближних умер­ших. Молись за всех умерших, а особен­но за тех, которые умерли неожиданно, и без надлежащего приготовления, и посему, мо­жет быть, в тяжких грехах: чаще поми­най их, подавай для их спасения возможную милостыню. Многие из умерших ближних, особенно умершие без надлежащего приготовления, нуждаются в нашей помощи несравненно больше, нежели в самой крайней сте­пени бедствующие в настоящей жизни; пото­му что умершие уже никак не могут помочь себе сами. Им можем оказать помощь толь­ко мы, живые.

11. Наша любовь к самим себе может быть, и, к несчастью, часто действительно бывает, порочна. Так многие люди желают и домогаются только земных благ, как то: большой чести, уважения, достатка, и проч. Посему Господь наш Иисус Христос благо­волил означить меру нашей любви к ближ­ним с большою определенностью; Он запо­ведал, чтоб мы любили ближних, как Он возлюбил нас. «Да любите друг друга, якоже возлюбил вы» (Ин. 15:12). «Якоже возлюбил вы, да и вы любите себе» (Ин. 13:34). А Господь Иисус Христос возлю­бил нас верующих – свою Церковь так, что «Себе предаде за ню, да освятит ю, ... представит ю Себе не имущу скверны или порока, но да будет свята и непо­рочна» (Еф. 5:25-27). Он старался и ста­рается произвести во всех нас твердую ве­ру в Бога Отца и в Себя Самого (Ин. 3:16), доставить нам верное познание Бога (Ин. 1:18; 17:3), произвести в нас лю­бовь к Нему (Ин. 17:26), с любовью ревность к исполнению заповедей Божиих (Ин. 14: 21, 23, 24) и ввести нас в живот веч­ный (Ин. 3: 16).

Посему как всякий из нас, истинно любящий себя, должен всевозможно стараться о приобретении твердой веры в Господа Бога, верного познания Его, сердечной любви к Нему и усердия к исполнению Его заповедей; так должны мы содействовать и каждому ближнему, чтоб он получил твердую веру в Господа Бога, получил верное познание Его, приобрел любовь к Нему и ревностное старание об исполнении Его заповедей, и та­ким образом непрестанно созревал к веч­ному блаженству. Иначе: всякому из нас должно всевозможно возбуждать в ближних попечение о спасении своей души, поддержи­вать и усиливать это попечение всеми средс­твами, какие имеем. Посему никто из нас не должен говорить: «КАКОЕ МНЕ ДЕЛО ДО КАЧЕСТВ И ЖИЗНИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ?» Напротив, все мы, когда видим кого-либо поступаю­щим неприлично человеку-христианину, долж­ны стараться найти удобное время, чтобы на­едине и с любовью вразумить его и направитъ на путь спасения. «Молим – (не просим только), молим вы, братие, писал св. Апо­стол Павел Солунянам, – вразумляйте бесчинныя» (1 Фес. 5:14).

О доставлении этой духовной помощи ближ­ним нам должно стараться несравненно более, нежели телесной, да и телесную по­мощь должно доставлять так, чтоб она бо­лее или менее содействовала к духовному усовершенствованию ближних и к их спа­сению. Потому что эта духовная нужда без всякого сравнения важнее всех нужд телес­ных. Притом, помощь в нуждах духов­ных часто гораздо труднее, чем в телес­ных, уже и по тому одному, что за благодея­ние в телесной нужде нам обыкновенно пла­тят благодарностью, за духовное же почти никогда, а не редко платят еще ненавистью и даже мщением.

12. Впрочем и при этой духовной помо­щи так же должно соблюдать порядок, как и при оказывании помощи телесной. Именно: прежде всего должно обращать внимание на людей, с которыми Божие Провидение поста­вило нас в ближайшей связи, нежели на других. Таковы наши дети, родственники, друзья, благодетели, подчиненные, слуги. Кто из нас старается наставлять, вразумлять и исправлять людей посторонних, между тем как его собственные дети, домашние, слуги и подчиненные дичают и напитываются разными заблуждениями и пороками; тот не исполняет заповеди о любви к ближнему, и тот не ближний ближних, а враг – иногда крайне вредный и пагубный.

13. Ни в какой возможной телесной, а особливо духовной помощи нам не должно отказывать людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, без­божникам и врагам; потому что все они, ка­кого бы ни были направления и расположения духа, суть люди; все созданы одним Создате­лем, все созданы с бессмертною душою, все созданы по образу и по подобию Божию, все искуплены бесценною кровью Иисуса Христа, и посему все дѣти Небесного Отца, все соискупленники Христовы, и все сонаследники одного вечного, всеблаженного царствия Божия. Посему всем людям и должны мы оказывать нашу любовь. Люди порочные, еретики и безбожни­ки вообще имеют величайшую нужду в на­шей духовной помощи, особенно в молитве о них и примере для них. А о врагах есть и ясная заповедь Господа: «любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за тво­рящих вам напасть и изгонящыя вы» (Мф. 5:44). Тут не может быть никакого возражения; ибо св. Апостол Иоанн всем нам дает знать, что «всяк ненавидяй бра­та своего, человекоубийца есть» (1 Ин. 3:15).

Такова должна быть наша любовь к ближним. Мы были бы весьма счастливы, если бы все напитаны были любовью ко всем ближним. Тогда на нашей земле отнюдь не было бы так много несчастий, и наша жизнь была бы очень много подобна жизни наших прародителей В РАЮ СЛАДОСТИ. Будем усердно исполнять заповедь Господа о любви к ближним!

 

«Православный Собеседник» за 1855 (1857). C. 3-42.

 

[1] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Ч. 5. Μ., 1847. C. 382, 383.

[2] Св. Василий Великий говорит: «Со смиренномудрием говори: я недостоин, Господи, говорить пред Тобою; ибо я весьма грешен. Так надобно говорить тебе, хотя бы ты и не сознавал за собою ничего худого. Ибо никто не безгрешен, кро­ме единого Бога. А мы, согрешая во многом, большей части грехов не примечаем за собою. Потому Апостол говорит: ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся (1 Кор. 4:4), т. е. грешу много и не примечаю сего». Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Ч. 5. Μ., 1847. C. 382.

[3] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Ч. 5. Μ., 1847. C. 101.

 

Об авторе. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Григорий (Постников; 1784-1860). Преосв. Григорий отличался широким образованием, твердостью в догматах и преданиях, ревностью к церковной службе и соблюдению церковного устава, проповедничеством, заботами о водворении мира и любви между пастырями и пасомыми, борьбою с расколом и другими лжеучениями, содействием переводу богослужебных книг на языки татарский в Казани и финский в Петербурге, строгим аскетизмом и тою прямотою характера, которая не допускала его быть причастным какой-либо партии. Он всегда был сам по себе и не стеснялся никому говорить правду открыто. Ни к кому он никогда не применялся, а между тем неуклонно шел по пути повышений, потому что его умственная и нравственная сила делали то, что без него не могли обойтись. В бытность ректором академии и викарием ему пришлось принимать участие в руководящих сферах тогдашних религиозно-философских петербургских направлений – сначала мистицизма, а потом борьбы с ним. В бытность митрополитом он вступал в литературную полемику с развивавшимся тогда противоверием («Свечки в тьму и сумрак» – ряд статей в «Дух. Беседе»). Ему обязаны своим возникновением три духовных журнала: в Петербурге «Христианское Чтение» (с 1821 г.) и «Духовная Беседа» (с 1858 г.), в Казани – «Православный Собеседник». Казанская академия обязана ему развитием своего миссионерского отделения. В Твери он часто посещал места, населенные раскольниками, их скиты и часовни, и сам вступал в беседы и прения с заблуждающимися. Несмотря на слабый голос, говорил проповедь в каждый воскресный и праздничный день. Лично, в качестве председателя петербургского комитета (в бытность в Петербурге с 1850 г.), он принимал самое деятельное участие в переводе богослужебных книг на татарский язык. В Петербурге ему обязан высоким своим развитием лаврский хор. Преосв. Григорий с 1817 г. был доктором богословия. Его докторская диссертация – Commentatio de prophetis in genere. Его записки по догматическому богословию в свое время были руководством для всех академий. «Христ. Чтении» он напечатал из этих лекций учение о Боге едином и учение о Троице (1822 г.) и др. Соч.: «Иcтинно-древняя и истинно-православная церковь», чч. 1 и 2, СПб. 1855, дополн. издание 1859; «Ответ единоверца старообрядцу на его возражения», СПб. 1856; «Житие святителей и чудотворцев Гурия и Варсанофия», СПб. 1853; «Слова или беседы на все воскресные и праздничные дни в году», тт. 1-3, изд. 2, СПб. 1850; «День святой жизни, или ответ на вопрос: как мне жить свято?»,. (Православная Богословская Энциклопедия. Т. 4. Петроград, 1903. С. 690-692.).


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: