К. Ельницкій – Патріотическое чувство и воспитаніе его.

«Человѣкъ – существо общественное», сказалъ еще Аристотель. Общество человѣку такъ же необходимо, какъ пчелѣ улей, а муравью – муравейникъ. Общественная среда является сферой, въ которой, благодаря раздѣленію труда, наилучшимъ образомъ удовлетворяются физическія и духовныя потребности людей и въ которой, благодаря же взаимному ихъ общенію, наидучшимь образомъ проявляются и развиваются всвѣ стороны духовной природы ихъ. Внѣ общества человѣкъ не могъ бы совершенствоваться ни умственно, ни нравственно, ни эстетически. Даже самый языкъ – этотъ выразитель духовной жизни человѣка – не могъ развиваться внѣ общественной жизни.

Съ потребностью къ общественности связаны, между прочимъ, такія чувства, какъ чувство дружбы, ласки, любви къ ближнимъ, сочувствія и др. Съ этою же потребностью связано такъ называемое патріотическое чувство. Остановимся на немъ въ виду важнаго воспитательнаго значенія его.

Люди, въ силу указанной выше потребности къ общественности, соединяются въ семьи, общества и государства.

Какъ всѣ члены семьи объединяются главою ея – отцомъ, такъ точно и всѣ члены государства объединяются верховною властью его. Члены государства по отношенію къ верховной власти и самому государству являются подданными. Каждый человѣкъ можетъ быть подданнымъ только одного государства, подобно тому, какъ онъ можетъ быть членомъ только одной семьи.

Каждому, при нормальныхъ условіяхъ, близка и дорога родная семья, также точно, при нормальныхъ же условіяхъ, каждому близко и дорого свое отечество. Любовь, привязанность къ своему отечеству и называется патріотическимъ чувствомъ.

Патріотическое чувство имѣетъ большое значеніе и для каждаго отдѣльнаго человѣка, и для общества, среди котораго онъ живетъ, и для всего государства, которому онъ принадлежитъ.

Каждому члеловѣку пріятнѣе жить среди людей, которымъ онъ сочувствуетъ, съ которыми связанъ внутренними узами, чѣмъ среди людей, къ которымъ относится безучастно, съ которыми не имѣетъ ничего общаго. Каждому приходится трудиться не только для своей пользы, но и для общей пользы, – и самый трудъ его доставляетъ ему высокое духовное удовлетвореніе, если онъ участливо относится къ членамъ общества, для котораго трудится.

Затѣмъ, каждому обществу болѣе дорогъ и желателенъ такой членъ, который доброжелательно относится къ нему, связанъ съ нимъ внутренними узами и содѣйствуетъ бодѣе полной и разумной его жизни, чѣмъ такой, который безучастно или даже недоброжелательно относится къ нему и который мѣшаетъ его разумной и полной жизни.

Наконецъ, самому государству неизмѣримо полезнѣе имѣть своими подданными такихъ лицъ, которыя проникнуты патріотическимъ чувствомъ, участливо относятся къ судьбѣ его, преданы ему и готовы посвятить ему свои силы и даже свою жизнь, чѣмъ такихъ, которыя безучастно относятся къ нему и ничего общаго съ нимъ не имѣютъ. Сила государства, его безопасность находится въ зависимости не столько отъ количества гражданъ, сколько отъ нравственнаго достоинства ихъ и способности ихъ съ пользой служить ему.

Любовь къ отечеству и соотечественникамъ и служеніе имъ есть нравственный долгъ человѣка. Христіанская религія требуетъ отъ каждаго христіанина любви къ отечеству и соотечественникамъ и добросовѣстнаго исполненія нравственныхъ обязанностей по отношенію къ нимъ. «Воздадите кесарево кесареви, а Божія – Богови», заповѣданъ Спаситель. «Воздадите каждому должное». «Не о себѣ только каждый заботься, но каждый и о другихъ», наставляетъ святый апостолъ. Если къ иноземцамъ мы должны относиться съ любовью и доброжелательствомъ, то тѣмъ болѣе съ такимъ чувствомъ мы должны относиться къ своимъ соотечественникамъ. Къ тому же, можетъ ли человѣкъ съ любовью относиться къ человѣчеству вообще, когда онъ относится холодно, безучастно къ соотечественникамъ? Вѣдь на основѣ любви къ близкимъ, къ соотечественникамъ строится любовь къ людямъ вообще. Въ Священномъ Писаніи подвиги патріотизма изображены наравнѣ съ подвигами вѣры. Величайшіе представители ветхозавѣтнаго міра: Моисей, Іисусъ Навинъ, братья Маккавеи, великія ветхозавѣтныя жены – Маріамь, Есфирь, Юдифь, служатъ намъ примѣрами самаго высокаго патріотизма.

Въ виду важнаго значенія патріотическаго чувства, необходимо заботиться о правильномъ воспитаніи его въ нодростающемъ поколѣніи – въ будущихъ гражданахъ.

Скажемъ объ условіяхъ и средствахъ къ воспитанію патріотическаго чувства.

Любовь, привязанность къ родинѣ является естественнымъ слѣдствіемъ привычки къ ней. Намъ дорого то, съ чѣмъ мы сроднились, къ чему привыкли съ дѣтства. Жуковскій говоритъ:

«Страна, гдѣ мы впервые

Вкусили сладость бытія,

Поля, холмы родные,

Знакомые потоки,

Веселье, игры первыхъ лѣтъ

И первыхъ лѣтъ уроки –

Что вашу прелесть замѣнить!».

Привычки, образовавшіяся въ юные годы, когда сердце сильно привязывается къ окружающимъ предметамъ, особенно крѣпки и обыкновенно остаются на всю жизнь. Этому способствуетъ также вліяніе ассоціацій представленій и чувствъ. Извѣстно, что въ юные годы все кажется человѣку занимательнымъ, интереснымъ, все возбуждаетъ въ немъ радостное настроеніе. Связавши окружающіе предметы съ этимъ чувствомъ, человѣкъ и въ зрѣлые годы, при воспоминаніи объ этихъ предметахъ, относится къ нимъ съ тѣмъ же чувствомъ. У Майкова есть стихотвореніе «Емшанъ», представляющее собой передѣлку лѣтописнаго сказанія о половецкомъ ханѣ. Разбитый Мономахомъ, онъ укрывается въ Кавказскихъ горахъ и скоро становится тамъ могущественнымъ владыкой. По смерти Мономаха братъ шлетъ къ нему гонца звать его обратно въ родныя степи и велитъ ему, если всѣ средства будутъ безрезультатно исчерпаны, подать позабывшему родину владыкѣ пучекъ сухой степной травы – емшана. Средство подѣйствовало. Хана не тронули просьбы брата, онъ оставался холоднымъ и тогда, когда посолъ пѣлъ ему половецкія были и славу дѣдовскихъ временъ, но сердце его не выдержало, когда пѣвецъ протянулъ ему степную благоухающую траву. Съ плачемъ прижалъ онъ ее къ своимъ губамъ, и утро застало его уже на дорогѣ къ родинѣ.

Не меньшее значеніе, чѣмъ привычка къ родной странѣ, имѣетъ также привычка къ соотечественнникамъ, родному языку, роднымъ обычаямъ и вѣрованіямъ. Нерѣдко приходится видѣтъ, что люди, уѣзжающіе, напр., въ Сибирь или Америку, прощаясь съ родиной, въ порывѣ тоски, бросаются на родную землю, цѣлуютъ и обнимаютъ ее. Когда въ 1625 году издано было въ Моравіи повелѣніе, чтобы всѣ, не признающіе себя католиками, оставили отечество, величайшій славянскій педагогъ Янъ-Амосъ Коменскій съ моравскими братьями, добравшись до границы и равставаясь съ отечествомъ, пали на колѣни и, проливая слезы, молили Бога, чтобы Онъ не оставилъ своимъ промысломъ ихъ родину и сохранилъ въ ней сѣмя святого слова. Мало того, при разставаніи съ отечествомъ каждый изъ нихъ взявъ по горсти родной земли, завернулъ ее въ платокъ и повѣрилъ ее себѣ на шею, какъ святыню.

Извѣстно, какую духовную радость испытываютъ лица, утомленные странствованіемъ по чужимъ землямъ, когда возвращаются на родину.

Кто изъ оторванныхъ отъ родины не восклицалъ вмѣстѣ съ сербскимъ поэтомъ, что на чужбинѣ –

«Все чуждо – не роднее,

Люди, нравы – все чужое,

Все гнететъ – не то, что дома,

Гдѣ все мило, все знакомо».

Кто не помнитъ словъ народно-русской пѣсни: «Чужая сторона тоской – кручиной язусѣяна, горючими слезами поливана, она печалью да огорожена»...

Вторымъ существеннымъ условіемъ воспитанія патріотическаго чувства является примѣръ окружающихъ лицъ особенно тѣхъ, которыя оказываютъ на нихъ воспитательное вліяніе. Примѣръ заразителенъ. Питомцы невольно проникаются такимъ настроеніемъ и такими воззрѣніями, какими проникнуты окружающія ихъ лица. Если эти лица искренно проникнуты высокимъ патріотическимъ чувствомъ и проявляютъ его не столько въ словахъ, сколько въ дѣлѣ, то это неминуемо оставляетъ глубокій слѣдъ въ душѣ питомцевъ. Даже разсказы о патріотическихъ проявленіяхъ лицъ, близкихъ семьѣ или школѣ, въ состояніи вліять на возбужденіе патріотическаго настроенія въ питомцахъ. И счастливы тѣ дѣти, которымъ есть кѣмъ достойно восхищаться и кому подражать въ патріотическихъ проявленіяхъ.

Совершеніе общественнаго богослуженія, въ которомъ возносится благодареніе Богу за оказанную Имъ милость народу, или же моленіе объ удаленіи угрожающей отечеству опасности вліяетъ таже на возбужденіе патріотическаго чувства воспитанниковъ, присутствующихъ на такомъ богослуженіи. Молитвы за Царя и отечество отзовутся въ ихъ сердцѣ и возбудятъ въ нихъ соотвѣтственныя чувства по отношенію къ Царю и отечеству.

Торжественное празднованіе дней, имѣющихъ важное значеніе въ жизни отечества, также способствуетъ воспитанію патріотическаго чувства питомцевъ. Къ такимъ днямъ относятся дни рожденія и тезоименитства царствующихъ лицъ, день восшествія на престолъ Государя, а равно дни, посвященные воспоминанію событій, оставившихъ замѣтный слѣдъ въ жизни отечества, какъ, напр., день крещенія Россіи, день освобожденія отъ нашествія враговъ, день освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости, день 17 октября и т. п. Къ такимъ же днямъ относятся и юбилеи лицъ, оказавшихъ значительную услугу отечеству. Въ такіе дни, кромѣ торжественнаго молебствія, полезно устраивать въ школѣ акты, посвященные воспоминанію празднуемаго событія или чествованію памяти лица, оказавшаго услуги отечеству.

Пѣніе патріотическихъ пѣсенъ оказываетъ тоже вліяніе на подъемъ патріотическаго чувства воспитанниковъ, такъ какъ пѣсни эти, будучи выраженіемъ патріотическаго настроенія составителей ихъ, обаятельно вліяютъ на слушающихъ или поющихъ ихъ. Извѣстно, что поэтъ Тиртей, присланный въ Спарту афинянами вмѣсто просимыхъ войскъ, своими пѣснями такъ возбудилъ духъ мужества и патріотизма въ спартанцахъ, что они, не смотря на сравнительно меньшее число войскъ, побѣдили войска Аристомена. Начальники войскъ успѣшно пользуются патріотическими пѣснями для возбужденія и поддержанія патріотическаго настроенія въ солдатахъ. Германцы въ значительной мѣрѣ пользуются патріотическими пѣснями для возбужденія патріотическаго настроенія въ подростающемъ поколѣніи. И примѣръ ихъ въ этомъ отношеніи поучителевъ и достоинъ подражанія.

Подобно пѣнію патріотическихъ пѣсевъ, и изученіе воспитанниками произведеній патріотическаго характера оказываетъ благотворное вліяніе на воспитаніе патріотическаго чувства питомцевъ. Какъ народная, такъ и художественная и отечественная поэзія представляетъ обильный матеріалъ, изъ котораго могутъ быть подбираемы произведенія для изученія воспитанниками. Такія произведенія, какъ «Бородино», «Два великана» – Лермонтова, «Русь» – Никитина, «Русь» – Луговаго, «Клеветникамъ Россій» – Пушкина и т. под., должны быть изучены ими. Само собою разумѣется что произведенія, подлежащія заучиванію воспитанниками, должны быть основательно выяснены имъ.

Ознакомленіе воспитанниковъ съ прошлой и настоящей жизнью отечества оказываетъ тоже вліяніе на развитіе въ нихъ любви къ отечеству. Отечественная исторія представляетъ поучительные образцы проявленія патріотизма гражданъ. Нужно замѣтить, что дѣти и особенно отроки, въ силу особенности своего возраста, лобятъ слушать и читать разсказы о герояхъ и ихъ подвигахъ, и такое слушаніе и чтеніе не остается безслѣднымъ для ихъ настроенія. Личности Олега, Ольги, Святослава, кроткаго, величаваго Владиміра Мономаха, захватываютъ душу отроковъ и оказываютъ на нихъ благотворное вліяніе. Затѣмъ самоотверженные подвиги талихъ лицъ, какъ Сусанинъ, Мининъ и Пожарскій, свят. Гермогенъ, герои 1812 года, восхищаютъ питомцевъ и поднимаютъ ихъ патріотическое чувство, Само собою разумѣется, что при ознакомленіи воспитанниковъ съ фактами и лицами отечественной исторіи слѣдуетъ надлежащимъ образомъ освѣщать эти факты и лица и тѣмъ способствовать выработкѣ въ нихъ идеала истиннаго служеніи отечеству.

Обученіе отечественному языку, при надлежащемъ веденіи его, оказываетъ также замѣтное вліяніе на воспитаніе патріотическаго чувства питомцевъ. Въ языкѣ отражается духъ народа, его воззрѣнія и настроеніе, – и этимъ духомъ воззрѣніемъ и настроеніемъ, при изученіи языка, проникаются питомцы.

Да и другіе учебные предметы, напр., отечествовѣдѣніе, естествовѣдѣніе, при надлежащемъ веденіи обученія имъ, оказываютъ плодотворное вліяніе на настроеніе питомцевъ.

Заложеніе въ сознаніи питомцевъ убѣжденія, что безпредѣльная преданность Царю и отечеству и сыновнее служеніе имъ есть нравственный долгъ каждаго гражданина, оказываетъ также вліяніе на патріотическое чувство ихъ. Еще въ юные годы, когда ребенокъ не въ состояніи понять, почему нужно любить отечество, мать внушаетъ ему, что вужно любить своего Царя-отца отечества и свою родину, и велитъ ему молиться за нихъ. Требованіе матери ребенокъ исполняетъ и повторяетъ за нею молитву за Царя и отечество. Когда онъ достигнетъ надлежащей духовной зрѣлости, онъ пойметъ требованіе матери и будетъ питать чувство преданыости и любви къ Царю и отечеству – не безсознательно, а по сознанію нравственнаго долга любить ихъ и быть преданнымъ имъ. Точно также и на школьной скамейкѣ питомцы должны постоянно проникаться мыслью, что преданность своему Царю и отечеству есть долгъ каждаго гражданнина, и каждый обязанъ посильно служить имъ, не изъ-за страха только, а по требованію совѣсти. Такое убѣжденіе, будучи заложено въ душѣ питомца, послужитъ важнымъ средствомъ для возбужденія въ немъ патріотическаго чувства. Въ силу этого убѣжденія, онъ будетъ смотрѣть на служеніе Царю и отечеству, какъ на нравственный долгъ, уклоненіе отъ котораго будетъ вызывать въ немъ тяжелое чувство угрызенія совѣсти, а исполненіе его будетъ вызывать въ немъ духовную радость, высокое духовное наслажденіе.

Наконецъ, подъемъ религіозно-нравственаго настроенія воспитанниковъ неминуемо оказываетъ вліяніе на патріотическое ихъ чувство, уже въ силу того, что это послѣднее находится въ связи съ религіозно-нравственнымъ настроеніемъ. Религіозно-нравственный человѣкъ не можетъ не быть преданнымъ своему Царю и отечеству и не можетъ не желать служить имъ.

Всѣ означенныя условія и средства, въ совокупности своей, ведутъ къ правильному и прочному внѣдренію въ питомцахъ патріотическаго чувства. Такое чувство не допуститъ ихъ до равнодушнаго, безучастнаго отношенія къ своему отечеству, не допуститъ до того воззрѣнія, которое выражается фразой: «Тамъ отечество, гдѣ хорошо жить». Каждый, получившій правильное воспитавіе, глубоко будетъ сознавать вѣрность словъ Тургенева: «Космополитизмъ есть явленіе уродливое, болѣзненное». Человѣкъ внѣ опредѣленнаго государства и народа теряетъ свое значеніе и во всемъ человѣческомъ родѣ. «Гражданиномъ вселенной въ полномъ смыслѣ этого слова не можетъ и не долженъ быть никто».

Но, съ другой стороны, воспитывая въ питомцахъ патріотическое чувство, не слѣдуетъ поселять въ нихъ ненависти и презрѣнія къ подданнымъ другихъ государствъ. Это не согласовалось бы съ духомъ христіанства, требующаго любви ко всѣмъ людямъ вообще. Можно любить свое отечество, быть вѣрнымъ гражданиномъ его и вмѣстѣ съ тѣмъ безъ ненависти и презрѣнія относиться къ другимъ народамъ, подобно тому, какъ можно быть хорошимъ, преданнымъ членомъ своей семьи и вмѣстѣ съ тѣмъ не враждебно, а, напротивъ, доброжелательно относиться къ членамъ другихъ семей. Интересы каждаго государства требуютъ не замыкаться въ самомъ себѣ, а, напротивъ, имѣть общеніе съ другими государствами и заимствовать отъ нихъ то, что можетъ быть полезнымъ дтя отечества. Петръ Великій несомнѣнно былъ преданъ Россіи, заботился о ней, но это не мѣшало ему учиться у другихъ народовь тому, что могло быть полезнымъ для той же Россіи. Въ какой бы странѣ человѣкъ ни жилъ, онъ всегда долженъ чувствовать свою нравственную, неразрывную связь съ отечествомъ, всегда долженъ помнить о томъ ульѣ, которому онъ принадлежитъ. Онъ всегда въ глубинѣ духа долженъ сознавать завѣтъ, высказанный августѣйшимъ поэтомъ, Великимъ Княземъ Константиномъ Константиновичемъ въ слѣдующемъ стихотвореніи: «Будь-же ты вѣренъ преданьямъ доброй, простой старины: будь-же всегда упованьемъ нашей родной стороны! Съ вѣрою твердой, святою, честно живи ты свой вѣкъ! Сердцемъ, умомъ и душою Русскій ты будь человѣкъ! Пусть тебѣ въ годы сомнѣнья, въ пору тревогъ и невзгодъ служитъ примѣромъ терпѣнья нашъ православный народъ!».

К. Ельницкій.

«Минскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 22. Ч. Неофф. С. 593-602.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку: