Христосъ рождается.

Въ капляхъ утренней росы отражается восходящее солнце. Обнимая міръ лучами своими, оно свободно вмѣщается въ этихъ маленькихъ трепещущихъ алмазахъ, чтобы вновь изъ нихъ заблестѣть тысячами огней и многоцвѣтныхъ отраженій среди пробужденной и оживленной природы. Такъ евангельское повѣствованіе о рождествѣ Христа, воспѣваемаго Церковію, какъ Солнце правды, проникаетъ въ души вѣрующихъ и, озаривъ завѣтные уголки нашей подвижной, каплямъ подобной жизни, вновь отражается лучами настроеній и чувствъ, и такимъ образомъ возникаютъ таинственныя уподобленія между событіями исторіи и движеніями нашего внутренняго міра. Христосъ возрождается въ сердцѣ человѣческомъ, путеводная звѣзда зажигается надъ горизонтомъ нашей жизни и освѣщаетъ окружающій мракъ. Если мы благоговѣйно приникнемъ вниманіемъ нашимъ къ совершающейся въ насъ тайнѣ вѣры, мы увидимъ въ бѣдной обстановкѣ души нашей чистую Дѣву, Матерь небеснаго Младенца. Какъ бы ни была бѣдна и убога пещера нашего сердца, но тамъ, въ глубинѣ, въ потаенномъ уголкѣ, каждый человѣкъ хранитъ свою святыню, воспоминаніе чистыхъ мнгновеній дѣтства, бѣлую лилію святой мечты, загадочную хартію своего происхожденія, неразгаданное указаніе своей судьбы. У каждаго изъ насъ есть этотъ потаенный, внутренній человѣкъ. Это – мистическая завязь, которая оплодотворяется Духомъ Божіимъ, къ которой прививается божество, изъ которой рождается Младенецъ-Богочеловѣкъ! Это самое внутреннее содержаніе каждой души, эти крупицы разбрызганнаго въ нашей грѣховной природѣ золота собраны въ одинъ блѣстящій самородокъ Пресвятой Дѣвы Матери, и Ея лучи, озаряя капельки нашего духовнаго золота, отражаются въ милліонахъ сердецъ красотой новаго утра.

Христосъ рождается. Удаляется отъ сердца городская тревога, затихаетъ земная забота, замолкаетъ печаль. Надъ міромъ простерта темносиняя порфира божественной славы, на ней сіяютъ звѣзды и та чудная звѣзда безконечнаго идеала, которая доселѣ свѣтитъ міру въ евангеліи мира и любви. Обновленная жизнь души, рожденный Младенецъ бережно пеленается Матерію, и любовь полагаетъ Его въ тѣ ясли, изъ которыхъ животныя получали свою пищу. Такъ сѣдалище нашихъ земныхъ желаній становится пріютомъ новыхъ, чистыхъ стремленій и чувствъ а возрожденный міръ нашего сердца требуетъ отъ насъ ухода и заботы, хотя онъ-то и заключаетъ въ себѣ силу, обновляющую, пересоздающую насъ самихъ. Въ то время, какъ совершается эта великая тайна воплощенія, спитъ близъ лежащій Веѳлеемъ и далеко отошла злоба дня, но бодрствуютъ пастыри въ полѣ – эти представители безыскуственности и простоты, презираемыя главарями современности; послѣдніе забываютъ обыкновенно, что ихъ «отецъ Авраамъ» былъ также пастыремъ. Какъ все это вѣчно: вчера и нынѣ, тогда и теперь! Истину вѣры и доселѣ ближе и яснѣе чувствуютъ тѣ, кто сохранилъ простоту души. «Я возвѣщаю вамъ великую радость», – говоритъ имъ ангелъ. Слава небесъ и благоволеніе въ человѣдѣхъ, пѣсни ангеловъ и ясли съ Младенцемъ, – все это органически соединено для нихъ въ одно цѣлое, и они первые преклоняютъ колѣна предъ своимъ Спасителемъ. О, братья! Если благоволеніе посѣтило ваше сердце, если, подъ вліяніемъ рождественскихъ воспоминаній, вы почувствовали свою родную тайну, своего Христа, не гоните прочь отъ себя тѣ ваши простыя, дѣтскія, подъ открытымъ небомъ взлелѣянныя чувства, которыя, подобно пастырямъ, увидѣвъ блистающаго ангела, стремятся склонить свои колѣна предъ Божественнымъ Младенцемъ! Это ближайшій путь приступить къ Неприступному!

Есть и иной путь къ великой тайнѣ, это путь волхвовъ, истинная, жаждущая неба, наука. Но этотъ путь далекъ, и не всѣ «звѣздамъ служащіе» отъ звѣзды научаются. Есть и другіе ученые, книжники іерусалимскіе, которые знаютъ Виѳлеемъ и указываютъ путь къ нему, но звѣзда не идетъ предъ ними и не приводитъ къ тому дому, гдѣ былъ Младенецъ. Одни смотрятъ на небо, другіе весь взоръ свой устремили къ землѣ; одни ищутъ путеводной звѣзды, другіе самой звѣздѣ хотѣли бы указать свой собственный путь; одни поклоняются истинѣ, другіе – вызываютъ ее на повѣрку съ высчисленіями своихъ архивовъ. Волхвы идутъ въ Виѳлеемъ, книжники остаются въ своемъ обветшавшемъ Іерусалимѣ. Если, поклонившись Христу, какъ пастыри, вы почувствовали бы потребность Свѣту разума поклониться и разумомъ своимъ, идите по пути волхвовъ. Принесите живую истину вашей души въ благоговѣйный даръ живому Идеалу вѣчности. Принесите Христу золото вашего таланта, ѳиміамъ вашихъ высокихъ стремленій, и присоедините къ нимъ благоуханіе смирны – мудрость вашего смиренія. Если бываютъ времена, когда это поклоненіе вызываетъ негодованіе вашихъ собратьевъ, книжниковъ иного порядка, или же навлекаетъ на истину подозрительность Ирода, идите своимъ, отдѣльнымъ путемъ въ страну свою.

Христосъ рождается въ нашей душѣ, поютъ ангелы, поклоняются пастыри, шествуютъ волхвы со звѣздою... Но рядомъ съ этимъ свѣтлымъ видѣніемъ возстаетъ мрачный призракъ дѣтоубійцы Ирода, слышенъ неутѣшный плачъ матерей и младенцевъ, зловѣшій лязгъ оружія, хриплый голосъ огрубѣлыхъ воиновъ, сливающійся съ нестройнымъ протестомъ нашихъ собственныхъ страстей и пороковъ... Свѣтлыя минуты готовы погибнуть въ хаосѣ нашей себялюбивой, беззаконной жизни. Нашъ Христосъ еще младенецъ, нашая вѣра еще младая, беззащитная Марія!... Ужели погибнетъ нашъ Спаситель, наша надежда, наша ветхозавѣтная звѣзда?... Ужасно!... Но вспомнимъ Іосифа. Дѣтство и младость ввѣряются св. евангеліемъ праведному старцу. Если въ нашей душѣ изъ тончайшихъ и чистѣйшихъ нитей сплетается новая жизнь, отдадимъ ее на поруки тому опыту нашей или близкой къ намъ жизни, которая проявила свои благородныя стороны еше раньше нашего возрожденія. Все, что было до сего у насъ добраго, честнаго, порядочнаго, обручимъ съ юною невѣстою нашего сердца, отдадимъ ее на служеніе ея Младенцу. Этотъ добрый путеводитель, честный опытъ жизни, безопасно проведетъ насъ чрезъ мертвую пустыню, сохранитъ насъ и въ чуждомъ Египтѣ, и въ бѣдной обстановкѣ нашего родного, незнаемаго міромъ Назарета, чтобы наша тайна созрѣла и засвѣтила намъ и міру, какъ ясное солнце чуднаго дня! Соберите добрыя силы души вашей, братья, прислушайтесь въ вашему сердцу: Христосъ рождается.

 

«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1915. № 52. Ч. Неофф. С. 1067-1069.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: