Епископъ Іустинъ (Полянскій) – О постѣ и молитвѣ.

Искушение Христа в пустыне. Фреска в храме монастыря Дионисиат, Афон. XVI в.

 

Вотъ и великій постъ, слава Богу, наступилъ! всѣ христіане теперь обязаны поститься и молиться.

Постъ и молитва, по указанію Св. Отцевъ Церкви и опыта, суть два крыла, при помощи которыхъ, христіанинъ можетъ возлетѣть на небо, то есть – можетъ отрѣшиться отъ всего грѣховнаго и водвориться въ области всего святаго. Такъ необыкновенно велика сила поста и молитвы! Но эту силу и мы съ вами, возлюбленніи, можемъ стяжать, при помощи благодати Божіей, если поймемъ смыслъ и значеніе поста и молитвы – правильно и будемъ упражняться въ нихъ – какъ должно.

И такъ начнемъ, въ эти постные дни, – начнемъ съ полнымъ вниманіемъ изучать постъ и молитву; а вмѣстѣ съ тѣмъ, и на самомъ дѣлѣ, будемъ поститься и молиться.

 

О ПОСТѢ.

I.

Постъ не есть только обыкновенное воздержаніе въ пищѣ и питіи, предписываемое благоразуміемъ и врачебною наукою – для сохраненія здоровья тѣла; но есть высшая степень воздержанія, вмѣстѣ съ различеніемъ пищи и питія, – воздержаніе, предписываемое Св. Церковію чадамъ ея на извѣстныя постовыя времена и дни.

Постъ, по изъясненію св. отцевъ установленъ былъ Самимъ Богомъ, еще въ раю, когда первымъ людямъ – прародителямъ нашимъ запрещено было вкушать плоды съ древа познанія добра и зла (Быт. 2, 17). Въ ветхомъ завѣтѣ находится много примѣровъ поста (См. Числ. чл. 29; 1 Царствъ 7; Псал. 34, 13; Маккав. 3, 47). Въ новомъ завѣтѣ, Самъ Спаситель, приходившій не разорить, а исполнить законъ, предъ вступленіемъ въ общественное служеніе, Самъ освятилъ постъ своимъ сорокадневнымъ пощеніемъ въ пустынѣ. Кромѣ примѣра, Онъ и словомъ Своимъ научалъ посту, когда говорилъ ученикамъ Своимъ: «внемлите себѣ, да не коuда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піанствомъ» (Мѳ. 6, 16 и др.). Чему училъ Іисусъ Христосъ и что Онъ заповѣдалъ, тому Св. Церковь всегда слѣдовала неуклонно. – Въ Апостольскихъ Дѣяніяхъ находится не мало примѣровъ строгаго храненія поста – первыми христіанами; и затѣмъ Св Церковь никогда но забываетъ поста. У св. Отцевъ и учителей Церкви находится множество наставленій и постановленій о св. постѣ. Св. Василій Великій прямо говоритъ: «зато, что мы – въ лицѣ прародителей не постились, мы изринуты изъ рая; такъ будемъ поститься, чтобы снова взойти въ рай» (Сл. I. о постѣ). Потому-то св. Церковь установила, наконецъ по четыремъ временамъ года, четыре поста, какъ времена для общественнаго пощенія и покаянія: два поста въ честь Господа Іисуса Христа – Великій и Рождественскій, одинъ въ честь Божіей Матери Успенскій, и одинъ въ честь сошествія св. Духа на Апостоловъ – Петровъ постъ. Кромѣ того мы имѣемъ посты однодневные – въ день Воздвиженія Креста Господня и усѣкновенія главы св. Іоанна Предтечи; въ среду – въ воспоминаніе преданія Господа нашего Іисуса Христа на страданія, а въ пятницу – самаго страданія и смерти Его. Всѣ эти посты безусловно обязательны для каждаго христіанина, какъ сына Церкви, за исключеніемъ больныхъ и немощныхъ.

Правда, къ сожалѣнію, всегда были люди, а теперь осооенно много такихъ людей, которые злоупотребляютъ постами, или и совсѣмъ отвергаютъ ихъ, не обращая вниманія на то, что черезъ это дѣлаются непокорными сынами Церкви, заповѣдавшей посты, наживаютъ себѣ безчисленныя болѣзни, постоянно лѣчатся и умираютъ, не доживъ своего вѣка. Какъ жалки эти люди! Они до того несмысленны и слабы, что имъ кажется лучше заболѣть и преждевременно умереть, чѣмъ когда либо не сладко поѣсть. О дѣти, дѣти!

Зато сколько Церковь Христова имѣетъ великихъ и разумныхъ постниковъ – и въ ветхомъ и новомъ завѣтѣ: тамъ Моисей, Илья, Давидъ; здѣсь Креститель и безчисленные подражатели его, которые всѣ жили здраво, долговѣчно и хорошо, жили и великія дѣла совершили.

Въ субботу Сырной седмицы Св. Церковь вспоминаетъ и прославляетъ неисчислимый сонмъ святыхъ угодниковъ Божіихъ всякаго рода, званія, возраста и пола – въ постѣ просіявшихъ. Дѣлаетъ это св. Церковь предъ Великимъ постомъ, между прочимъ, и для того, чтобы указать намъ примѣры и образцы постничества.

«Имѣя вокругъ себя такое облако свидѣтелей поста, свергнемъ съ себя, возл., всякое бремя дѣтскаго неразумія и невоздержанія и запинающій насъ грѣхъ и съ терпѣніемъ будемъ проходить предлежащее намъ поприще поста, взирая на Начальника и Совершителя вѣры – Іисуса, который вмѣсто предлежащей Ему радости претерпѣлъ Крестъ, пренебрегши посрамленіе, и возсѣлъ одесную престола Божія» (Евр. 12, 1-2). Аминь.

 

2.

Составивъ себѣ общее понятіе о постѣ, раскрывъ въ краткихъ чертахъ смыслъ и значеніе его для насъ, теперь, возл., приступимъ къ раскрытію сущности его.

По двоякому существу нашему – тѣлесному и духовному, и постъ заповѣданъ намъ Церковію – двоякій: тѣлесный и духовный. Прежде скажемъ о тѣлесномъ постѣ.

Что такое тѣлесный постъ?

Постъ тѣлесный есть умѣренное употребленіе пищи и питія, и притомъ нищи не скоромной, а постной. Въ Церковномъ Уставѣ ясно изображено и время употребленія и качества постной пища. И съ какою разумною любовію все это сдѣлано?! Иногда, когда это нужно, не полагается никакой пищи; иногда указывается самая суровая пища – одинъ хлѣбъ съ водою и солью; иногда даются плоды и овощи; иногда какое-либо варево; иногда опредѣляется для трапезы одно кушанье, иногда два, иногда дается вино, а въ большіе праздники и рыба. Все строго разсчитано, съ тою цѣлію, чтобы ослабить вь насъ страстныя движенія плоти, возбуждаемыя обильнымъ и сладкимъ питаніемъ тѣла; но такъ, чтобы не совсѣмъ разслабить нашу тѣлесную природу, а – напротивъ – сдѣлать ее легкою, крѣпкою и вполнѣ способною подчиняться движеніямъ духа и выполнять бодренно его требованія. Если бы кто рѣшился провести постъ по указанію Церковнаго Устава относительно употребленія пищи, тотъ на опытѣ узналъ бы всю благотворность и спасительность уставнаго сухояденія. Испытали это безчисленные сонмы святыхъ угодниковъ Божіихъ, просіявшихъ въ постѣ. Всѣ они строго держались разъ навсегда положеннаго правила и порядка въ употребленіи количества и качества пищи. И что-же? Были всегда здоровы, почти никогда не лечились; а если и лечились когда, то лечились тѣмъ же постомъ и воздержаніемъ; потому и жили по сту лѣтъ, совершая неимовѣрные подвиги.

Итакъ, возл., постъ состоитъ въ употребленіи пищи – согласно опредѣленію Церкви, относительно количества, времени и – особенно качества ея. Вѣрующіе должны во время поста употреблять пищу не прежде полуденъ, не иначе, какъ постную, и притомъ – въ умѣренномъ количествѣ; должны удалиться не только отъ всѣхъ питій, разгорячающихъ кровь или услаждающихъ вкусъ, но и отъ всѣхъ забавъ, игръ, удовольствій и праздныхъ собраній, вообще всего, что льститъ чувственности.

На каждомъ сынѣ Православной церкви лежитъ обязанность сохранять посты, какъ учрежденіе Божественное и какъ дѣйствіе или средство Богопочитанія. Господь Самъ повелѣваетъ: «освятите постъ» (Іоил. 1, 14; 2, 15), «обратиться ко Мнѣ всемъ сердцемъ вашимъ въ постѣ; и въ плачи и въ рыданіи» (Іоил. 2, 12). За нарушеніе постовъ гнѣвъ Божій постигаетъ великими бѣдствіями семейства, народы и царства (Пс. 77, 29-30: Лук. 21, 34). За несоблюденіе постовъ, какъ непочтеніе къ законамъ Церковнымъ, человѣкъ не можетъ быть истиннымъ сыномъ Церкви. Можно-ли ожидать отъ непослушнаго, въ легкомъ внѣшнемъ дѣлѣ, сына Церкви Православной, чтобы онъ сохранялъ послушаніе въ обязанностяхъ болѣе важныхъ? Постъ есть необходимое средство для успѣха въ жизни духовной и для полученія спасенія, ибо постъ, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питіе, ослабляетъ силу чувственныхъ влеченій. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична: а) постъ скоро и ясно показываетъ человѣку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависитъ не отъ изысканной, но отъ простой пищи и питія; б) постъ очень скоро обнаруживаетъ господствующія въ человѣкѣ страсти и пороки, къ которымъ онъ прилѣпился сердцемъ, и что плоть его больше всего любитъ; в) постъ дѣлаетъ насъ способными къ молитвѣ и размышленію о Богѣ и Божественномъ: «кто постится, тотъ съ добрымъ духомъ молится», – говоритъ Св. I. Златоустъ. Вообще постъ есть весьма сильное средство приготовленія ко всѣмъ великимъ и спасительнымъ дѣламъ. Это глубоко чувствовали всѣ благоразумные и Боголюбивые люди всегда и вездѣ. Всѣ святые весьма строго постились сами и единодушно совѣтовали поститься другимъ.

Возлюбленные мои слушатели! Разобравъ сущность и понявъ смыслъ и значеніе поста, мы конечно, какъ послушные сыны Церкви, не будемъ уже болѣе противиться ученію Церкви о постѣ, и рѣшимся исполнять всѣ предписываемые св. Церковію посты, по ея уставу. Но къ посту нужно намъ приготовлять себя постепенно: разомъ сдѣлаться постникомъ нельзя. Аминь.

 

3.

Какъ намъ, возл., пріучить себя къ посту? Для этого, прежде всего, требуется постепенность пріученія. Нѣкоторые необдуманно и поспѣшно берутся за подвиги поста и начинаютъ безмѣрно поститься. Таковыхъ постъ не проченъ, не полезенъ; а скорѣе вреденъ; они или разстроиваютъ свое здоровье, или отъ голода дѣлаются нетерпѣливы и раздражительны, – безъ толку злятся на всѣхъ и на все, или же постъ скоро дѣлается для нихъ невыносимымъ и они бросаютъ его. Чтобы наше расположеніе къ посту сдѣлать прочнымъ, нужно пріучать себя къ посту не спѣша, внимательно, не разомъ, а постепенно-мало по малу. Вотъ какъ дѣлали это опытные постники; Препод. Дороѳей такъ пріучалъ къ умѣренности (воздержанію въ пищѣ) ученика своего Досиѳея. – Сначала спросилъ его: сколько онъ съѣдаетъ въ день хлѣба? Тотъ отвѣчалъ: полтора. Учитель велѣлъ ему съѣдать одинъ хлѣбъ и четверть другого. Черезъ нѣсколько времени, спросилъ опять; довольно ли, не голоденъ ли? Ученикъ отвѣчалъ: немного какъ будто мало, но довольно, я не голоденъ. Учитель велѣлъ съѣдать одинъ только хлѣбъ. И такимъ образомъ довелъ ученика до послѣдняго предѣла, когда онъ вкушалъ мало, чувствовалъ себя и здоровымъ, и сытымъ, и легкимъ, и способнымъ къ дѣлу. Дальше уже учитель не дозволилъ ученику сокращать количество пищи, чтобы не ослабѣлъ и не сдѣлался неспособнымъ къ послушаніямъ. Главное здѣсь – постепенность, съ которою человѣкъ можетъ привыкнуть ко всему хорошему, даже трудному, легко; а хватаясь за то и другое безъ порядка, едва-ли кто можетъ пріучиться къ чему либо порядочному. И такъ, по указанному примѣру, каждый обрати полное вниманіе на свой желудокъ, и опредѣли – сколько ему требуется въ сутки пищи и питія; потомъ, по немногу уменьшай количество употребляемой тобою пищи, и доведи его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питаніе, чтобы не подвергнуться ослабѣнію, изнуренію, – неспособности къ дѣлу. Тутъ главное правило, данное Самимъ Господомъ: «да не отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піанствомъ». Это о количествѣ пищи: сколько ея употреблять.

А о качествѣ, или о томъ, какую именно употреблять намъ пищу, премудро распорядилась любвеобильная Мать наша св. Церковь. Она не назначила намъ сплошной постъ, какъ многіе изъ насъ назначаютъ себѣ сплошное мясоястіе. – Нѣтъ; св. Церковь лучше нашего знаетъ способы нашего питанія. Она назначила четыре многодневныхъ поста въ году и два дня въ недѣлѣ. Для чего такъ расположила Церковь свои посты? Кромѣ нравственныхъ цѣлей – ослабить тѣло и сдѣлать его болѣе послушнымъ орудіемъ духа, и такимъ образомъ очистить его отъ всякой скверны грѣховной, – при распредѣленіи постныхъ дней и временъ, св. Церковь имѣла въ виду и цѣли врачебныя. Если бы наше тѣло, въ продолженіе всего года питалось однообразною пищею – скоромною или постною; то желудокъ нашъ легко могъ бы или утучняться, или ослабѣвать, и вообще завариваться; потому его необходимо по временамъ очищать, или приводить въ порядокъ, какъ это и дѣлаютъ и совѣтуютъ дѣлать врачи. Имѣя это въ виду, Церковь расположила свои посты такъ, чтобы они служили для насъ врачевствомъ: послѣ продолжительнаго употребленія скоромной пищи даетъ постъ, чтобы очистить и возстановить дѣятельность желудка; и, сдѣлавъ это, опять разрѣшаетъ скоромную пищу.

Время употребленія пищи во время поста полагается не ранѣе полудня. Къ этому также нужно пріучить себя постепенно. Послѣ пріученія себя къ количеству пищи, это сдѣлать уже не трудно будетъ. Но одинъ постъ тѣлесный недостаточенъ; съ нимъ неразрывно связывается постъ духовный. Аминь.

 

4.

Что такое постъ духовный?

Постъ духовный тѣсно соединяется съ постомъ тѣлеснымъ, на подобіе того, какъ душа наша соединяется съ тѣломъ, проникаетъ его, оживляетъ и составляетъ съ нимъ одно цѣлое, какъ душа и тѣло составляютъ одного живаго человѣка. И потому, постясь тѣлесно, въ тоже время, необходимо намъ поститься и духовно: «постящеся, братіе, тѣлеснѣ, постимся и духовнѣ, – разрѣшимъ всякъ союзъ неправды»[1], заповѣдуетъ св. Церковь. Какъ же это поститься постомъ духовнымъ? Въ постѣ тѣлесномъ на первомъ планѣ – воздержаніе отъ обильной, вкусной и сладкой пищи; въ постѣ духовномъ – воздержаніе отъ страстныхъ грѣховныхъ движеній, услаждающихъ наши чувственныя наклонности и пороки. Тамъ – оставленіе пищи скоромной – болѣе питательной, и употребленіе пищи постной – менѣе питательной; здѣсь – оставленіе любимыхъ грѣховъ и прегрѣшеній, и упражненіе въ противоположныхъ имъ добродѣтеляхъ. Духовный постъ состоитъ въ томъ, чтобы всѣ силы и способности нашей души, равно какъ и всѣ члены тѣла нашего постились. Пусть постится умъ, не допуская пустыхъ и дурныхъ мыслей; пусть постится сердце, удерживаясь отъ грѣховныхъ чувствованій; пусть постится произволеніе наше, устремляя всѣ желанія и намѣренія свои «къ единому на потребу». Пускай постится языкъ отъ постыдныхъ рѣчей и злословія; ибо что пользы, если мы отъ птицъ и рыбъ воздерживаемся, а братій нашихъ грыземъ и пожираемъ своимъ злымъ языкомъ? «Кто злословитъ, тотъ пожираетъ мясо братнее, – грызетъ плоть ближняго», говоритъ св. I. Златоустъ. Пусть постятся глаза, научаясь не разбѣгаться по красивымъ лицамъ, не заглядываться на чужую красоту; ибо пища глазъ – созерцаніе; оно вредитъ посту, ниспровергаетъ спасеніе цѣлой души, если беззаконно и непозволено; но оно и украшаетъ постъ, если законно и безгрѣшно. Весьма было бы нелѣпо – устами, чрезъ постъ, воздерживаться отъ снѣдей и даже отъ позволенной пищи; а глазамъ позволять и непозволенную. «Ты не ѣшь мяса; не пожирай же и глазами своими сладострастія» (Златоустъ). Пусть постится слухъ; постъ слуха не внимать злословію и клеветамъ: «да не пріемиши слуха суетна», говоритъ Писаніе (Исх. 23, 1). Пусть постятся и руки, очищая себя отъ похищенія чужаго и многостяжанія. Пустъ постятся и ноги, переставши бѣгать на безпутныя зрѣлища и душевредныя гулянья, на соблазнительныя танцы и срамныя пляски. «Ты постишься, говоритъ св. I. Златоустъ; вырази же это самыми дѣлами твоими. Какими дѣлами? скажешь. Если увидишь бѣднаго, – окажи ему милость; если увидишь врага, – помирись съ нимъ; если увидишь друга, совершающаго похвальныя дѣла, не завидуй ему, если увидишь благообразную женщину, – иди мимо». – Короче, сущность поста выражена въ слѣдующей церковной пѣсни: «постясь отъ брашенъ, душа моя, а отъ страстей не очищаясь, – напрасно утѣшаемся неяденіемъ: ибо – если постъ не принесетъ тебѣ исправленія, то возненавидѣна будетъ отъ Бога, какъ фальшивая, и уподобится злымъ демонамъ, никогда не ядущимъ. Итакъ, не твори поста непотребнымъ согрѣшая; но пребывай непреклонною къ грѣховнымъ стремленіямъ и старайся предстоять Распятому Спасу, заботясь о сораспятіи тебя ради Распявшемуся, вопія Ему: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ!» (Сред. Сырн. седьм. на стиховнѣ ст. 1).

Вотъ настоящій постъ!

Если мы, возлюбленніи, постараемся такъ соединить въ себѣ съ постомъ тѣлеснымъ постъ духовный, то нашъ постъ будетъ «истинный и благопріятный»; а если будемъ осуществлять такой постъ на дѣлѣ, – то у насъ выростетъ здоровое и сильное постное крыло. Но съ однимъ крыломъ летать еще нельзя; нужно позаботиться о другомъ крылѣ молитвенномъ. Аминь.

 

О МОЛИТВѢ.

1.

Что такое молитва?

Молитва есть умная и сердечная бесѣда христіанина съ Богомъ, обращенная къ Нему – для прославленія Его святаго Имени, или – для принесенія Ему благодарности, или для испрошенія у Него всего намъ нужнаго для жизни духовной и тѣлесной. Посему существуютъ три вида молитвы: славословіе, благодареніе и прошеніе.

Дѣло молитвы есть самое первое, самое важное дѣло въ жизни христіанской. Молитва есть дыханіе и жизнь нашего духа, такъ что, если есть у насъ молитва, то духъ нашъ живетъ; а если нѣтъ молитвы, то и жизни въ духѣ нашемъ нѣтъ.

Молитва весьма благотворна для души, для тѣла и для внѣшняго благосостоянія христіанина: приближая душу къ Богу, молитва просвѣщаетъ ее, врачуетъ ея немощи и исполняетъ ее духовной радости; молитва укрѣпляетъ здравіе тѣлесное, исцѣляетъ болѣзни, и – низводитъ благословеніе Божіе на труды человѣка и всѣ его житейскія занятія.

Молитва бываетъ внутренняя и внѣшняя: внутренняя молитва есть та, которая совершается въ душѣ человѣка (Исх. 14, 16); внѣшняя молитва та, которая сопровождается внѣшними знаками и совершается видимо.

Мы имѣемъ множество молитвъ готовыхъ – и въ словѣ Божіемъ и въ твореніяхъ св. отцевъ и особенно въ церковныхъ Богослужебныхъ книгахъ. Высочайшій образецъ всѣхъ молитвъ есть молитва Господня: «Отче нашъ». He возбраняется молиться намъ и краткими молитвами, изъ коихъ главная: «Господи, Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго!». Можно даже каждому изъ насъ молиться и своими молитвами, по мѣрѣ открывающихся нашихъ нуждъ, лишь бы только молитвы эти были исполнены истиннаго благочестія и проникнуты любовію къ Богу.

Вся наша забота, при совершеніи молитвы, должна быть о томъ, чтобы въ сердцѣ нашемъ возникали одно за другимъ благоговѣйныя чувства къ Богу, – чувства самоуничиженія, преданности, благодаренія, славословія, прошенія, сокрушенія, покорности волѣ Божіей, усерднаго припаданія и проч., – чтобы душа наша была полна этими чувствами и сердце не было пусто. Когда есть у насъ эти чувства, устремленныя къ Богу, – тогда молитвословіе наше есть молитва, а когда нѣтъ – наша молитва не есть еще молитва. Молитву, или устремленіе сердца къ Богу нужно возбудить и возбужденную укрѣпить, или – что тоже – нужно пріобрѣсть и воспитать съ себѣ духъ молитвенный.

Способъ и средства къ стяжанію молитвеннаго духа находятся въ самыхъ молитвахъ, нами, какъ должно, совершаемыхъ. «Читай или слушай молитвословіе, какъ слѣдуетъ, и непремѣнно возбудишь и укрѣпишь восхожденіе въ сердцѣ твоемъ къ Богу, то есть войдешь въ молитвенный духъ. Въ молитвахъ св. отцевъ движется великая молитвенная сила, и кто всѣмъ вниманіемъ и усердіемъ проникаетъ въ нихъ, тотъ непремѣнно вкуситъ молитвенной силы, по мѣрѣ сближенія настроенія своего сь содержаніемъ молитвы. Чтобы наше молитвословіе сдѣлать намъ дѣйствительнымъ средствомъ къ воспитанію молитвы, необходимо совершать его такъ, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержаніе молитвъ, составлящихъ молитвословіе», – говоритъ Епископъ Ѳеофанъ, извѣстный, великій и опытный молитвенникъ.

Но къ такому совершенію молитвы нельзя приступать зря – не подумавши, какъ попало: изъ такой молитвы ничего не выйдетъ, кромѣ развѣ одного грѣха. Нѣтъ, возл., къ надлежащей – спасительной молитвѣ необходимо, со всѣмъ вниманіемъ, – тщательно приготовиться. Аминь.

 

2.

Какъ приготовиться къ молитвѣ?

Святитель Димитрій Ростовскій учитъ: «молитва есть обращеніе ума и мыслей къ Богу. Молиться значитъ предстоять Богу своимъ умомъ и взирать на Него мыслію неуклонною, и съ Нимъ бесѣдовать съ благоговѣйнымъ страхомъ и упованіемъ. Итакъ, если хочешь молиться, собери всѣ мысли твои и, отложивъ всѣ внѣшнія житейскія попеченія, представь твой умъ Богу и взирай на Него».

Отсюда слѣдуетъ, что – прежде, чѣмъ приступишь къ молитвѣ и станешь совершать свое молитвословіе, постой немного, или походи, – отрезви мысль свою, отвлекши ее отъ всѣхъ земныхъ дѣлъ и предметовъ, и – подумай: кто ты такой, – желающій молиться, и Кто Тотъ, Кому хочешь молиться? И возбуди въ душѣ своей соотвѣтственное тому настроеніе самоуничиженнаго и проникнутаго благоговѣйнымъ страхомъ предстоянія Богу. Для сего необходимо, какъ можно живѣе представить себѣ безпредѣльное величіе Бога вѣчнаго, всемогущаго, вездѣсущаго и всевидящаго, у Котораго небо– престолъ, а земля подножіе ногъ, – представить такъ живо, какъ бы Онъ стоялъ предъ тобою, смотрѣлъ на тебя и слушалъ тебя. Моисею Богъ открылъ свое имя «Сый» – всегда сущій и живущій; и Моисей палъ предъ Нимъ въ великомъ страхѣ и трепетѣ; Аврааму Богъ сказалъ: «Я Богъ всемогущій, всегда, вездѣ сущій; ходи предо Мною и будь» непороченъ: и Авраамъ исповѣдалъ себя прахомъ и пепломъ предъ Нимъ. Пр. Исаія узрѣлъ Господа на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, окруженнаго Архангелами и Ангелами, въ неприступномъ свѣтѣ; и призналъ себя окаяннымъ грѣшникомъ. Царь Давидъ такъ былъ настроенъ, что видѣлъ Бога одесную себя; и назвалъ себя червемъ, а не человѣкомъ. Вотъ примѣры, какъ нужно представлять Бога и настроиваться становящемуся на молитву!

Затѣмъ, приготовляя себя къ молитвѣ, нужно: а) очистить свою совѣсть отъ всѣхъ нечестивыхъ и грѣшныхъ мыслей; б) собраться въ себя и сосредоточить всѣ свои мысли въ Богѣ; в) особенно же устранить всякую вражду на ближняго, зависть и зложелательство. Самую молитву должно совершать не иначе, какъ во имя Господа Іисуса Христа, съ несомнѣнною вѣрою и надеждою на полученіе просимаго, съ глубокимъ смиреніемъ, отъ искренняго расположенія. Нужно знать, что предметомъ молитвъ нашихъ должно быть все Богоугодное и святое, какъ-то; слава имени Божія, спасеніе наше и ближнихъ нашихъ, а изъ временныхъ благъ – только необходимое, существенно полезное намъ и ближнимъ нашимъ. Притомъ мы должны быть постоянными въ молитвѣ, хотя бы иногда и долго не получали просимаго. Наконецъ, знай и то, что стоять предъ иконою и класть поклоны – не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжкѣ, или слушать ихъ не есть еще молитва, а только орудіе молитвы, или способъ обнаруженія и возбужденія ея. Самая молитва есть, какъ мы сказали, возникновеніе въ сердцѣ нашемъ одного за другимъ благоговѣйныхъ чувствъ къ Богу: чувства самоуничиженія, преданности, благодаренія, славословія, прошенія, сокрушенія, покорности волѣ Божіей, усерднаго припаданія и прочихъ. Съ этими мыслями и чувствами, начинай твою молитву. Аминь.

 

3. 

Какъ совершать молитву?

Приготовившись къ молитвѣ какъ должно, христіанинъ благонадежно становится на молитву: возжигаетъ свѣчу или лампаду предъ святыми иконами, ограждается крестомъ, кладетъ предъ Богомъ земной поклонъ и начинаетъ обычное молитвословіе. Совершая молитвословіе, онъ долженъ читать не спѣшно, вникать въ каждое слово, мысль всякаго слова доводить до сердца, и сопровождать все это поклонами съ крестомъ. Въ этомъ все дѣло пріятнаго Богу и плодоноснаго молитвословія, или чтенія молитвы.

Вникай во всякое слово молитвы, и мысль слова доводи до сердца, то есть: понимай что читаешь и понятое чувствуй. Читаешь, напримѣръ: «очисти мя отъ всякія скверны», – восчувствуй всю скверноту свою, сокрушайся о ней, возжелай чистоты, и съ полною надеждою– проси ее у Господа. Читаешь: «да будетъ воля Твоя», – и въ сердцѣ своемъ совершенно предай участь твою Господу, съ полною готовностію благодушно встрѣтить все, что Господь пошлетъ тебѣ. Читаешь: «и остави намъ долги наша, якоже и мы оставляемъ должникомъ нашимъ», –и въ душѣ своей всѣмъ прости все, и такимъ образомъ себѣ проси прощенія у Господа Бога. Если такъ будешь дѣйствовать при всякомъ стихѣ молитвы твоей, то у тебя будетъ надлежащее молитвословіе. А чтобы тебѣ успѣшнѣе совершать его именно такимъ образомъ, для этого нужно: а) имѣть у себя извѣстное молитвенное правило не большое, чтобы, при своихъ обычныхъ дѣлахъ, ты могъ исполнять его не спѣшно; б) въ свободное время, вчитываться и вдумываться въ молитвы твоего правила, понять каждое слово молитвы и прочувствовать его, дабы напередъ знать, что при каждомъ словѣ у тебя должно быть на душѣ и сердцѣ, чтобы, во время молитвословія, легко тебѣ было понимать и чувствовать читаемое.

Если, во время молитвы, твоя летучая мысль будетъ отбѣгать на другіе предметы, – напрягайся сохранить вниманіе, и возвращай мысль свою къ предмету молитвы; а опять отбѣжитъ, – опять возврати. Повторяй чтеніе, пока каждое слово молитвы не прочтешь съ понятіемъ и чувствомъ. Это поможетъ тебѣ отучить мысль свою отъ разсѣянности въ молитвѣ. (Мысли Е. Ѳеофана). Но св. Василій Великій спрашиваетъ: «Какъ достигнуть неразсѣянности въ молитвѣ?». И отвѣчаетъ: «Несомнѣнно убѣдившись, что Богъ предъ очами. Молящійся съ этимъ убѣжденіемъ будетъ имѣть умъ, не уклоняющійся отъ Испытующаго сердца и утробы... Для сего не должно давать душѣ времени быть праздною отъ помышленія о Богѣ и о Божіихъ дѣлахъ и дарахъ, такъ же отъ исповѣданія и благодаренія за все». А если какое слово молитвы сильно подѣйствуетъ на душу, – нужно остановиться на немъ и не читать далѣе, – стоять на этомъ мѣстѣ вниманіемъ и чувствомъ, напитать имъ душу свою, или тѣми помыслами, которые оно будетъ производить, – не разорять этого состоянія, пока оно не пройдетъ само. – Это значитъ, что духъ молитвы начинаетъ внѣдряться въ сердце такъ молящагося; а состояніе это – самое надежное средство къ воспитанію и укрѣпленію въ насъ духа молитвеннаго. Аминь.

 

4. 

Что дѣлать послѣ молитвы?

Навыкнувъ обращаться къ Богу умомъ и сердцемъ по готовымъ молитвамъ, необходимо затѣмъ пріучать себя – обращаться къ Нему и съ своими собственными молитвенными воздыханіями, какъ можно чаще.

Окончивъ молитвословіе, особенно утромъ, скажи съ св. Димитріемъ Ростовскимъ: «иди св. Богомысліе, и погрузимся въ размышленіе о великихъ дѣлахъ Божіихъ»; при этомъ сядь и начинай, размышлять – нынѣ объ одномъ, завтра о другомъ Божіемъ свойствѣ и дѣйствіи, и – производи въ душѣ соотвѣтственное тому расположеніе; растрогивай этимъ свое сердце, и начнешь изливать душу свою въ молитвѣ. – Стань, напримѣръ, размышлять о благости Божіей, – увидишь, что ты окруженъ милостями Божіими и тѣлесно и душевно, – и падешь предъ Богомъ въ изліяніи чувствъ благодарности; стань размышлять о вездѣсущіи Божіемъ, – уразумѣешь, что ты всюду предъ Богомъ и Богъ предъ тобою, – и не можешь не исполниться благоговѣйнымъ страхомъ; стань разсуждать о правдѣ Божіей, – увѣришься, что ни одно худое дѣло не останется безъ наказанія, – и непремѣнно положишь – очистить всѣ грѣхи свои сердечнымъ сокрушеніемъ предъ Богомъ и покаяніемъ; стань размышлять о всевѣдѣніи, познаешь, что ничто въ тебѣ не скрыто отъ Ока Божія, – и непремѣнно положишь – быть строгимъ къ себѣ и внимательнымъ во всемъ, чтобы какъ нибудь не оскорбить Всевидящаго Бога. Это первый способъ обученія души, какъ можно, чаще обращаться къ Богу съ своей молитвою, то есть – Богомысліе.

Второй способъ къ этому – обращеніе всякаго дѣла во славу Божію. Если положишь себѣ за правило, по заповѣди Апостольской (1 Кор. 10, 31), все дѣлать, даже ѣсть и пить, во славу Божію; то непремѣнно, при каждомъ дѣлѣ – великомъ и маломъ – вспомнишь о Богѣ, и вспомнишь не просто, а съ опасеніемъ, какъ бы не поступить въ какомъ случаѣ неправо и не оскорбить Бога какимъ либо дѣломъ. Это и заставитъ обращаться къ Богу со страхомъ и молитвенно просить у Него помощи и вразумленія. А такъ какъ мы почти непрестанно что нибудь дѣлаемъ, то почти непрестанно будемъ молитвенно обращаться къ Богу. Такъ мы можемъ научить душу свою, какъ можно чаще, въ продолженіе дня, обращаться къ Богу.

Третій способъ обученія души чистому обращенію къ Богу есть частое взываніе изъ сердца ш Богу краткими словами, судя по нуждамъ души и текущимъ дѣламъ. Начинаешь что дѣлать, – говори: Господи, благослови! Кончаешь дѣло не языкомъ только, но и чувствомъ сердца говори: Слава Тебѣ, Господи! Страсть какая подымется, говори: Спаси, Господи, погибаю! Находитъ тьма сумнительныхъ помышленій, взывай: изведи изъ темницы душу мою! Предстоятъ не правыя дѣла и грѣхъ влечетъ къ нимъ, молись: настави мя, Господи, на путь Твой, или не даждь во смятеніе ноги моея! Грѣхи подавляютъ и приводятъ въ отчаяніе, возопіи гласомъ мытаря: Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному! Такъ и во всякомъ случаѣ. Или просто говори чаще: Господи помилуй! Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя! Ангеле Божій, Хранителю мой Святый, сохрани и защити меня! Или другимъ какимъ словомъ взывай; только дѣлай эти воззванія какъ можно чаще, и всячески старайся, чтобы они выходили изъ сердца, какъ бы выжатыя изъ него; и такимъ образомъ получишь навыкъ умнаго собесѣдованія съ Богомъ.

И такъ, кромѣ молитвеннаго правила, слѣдующее за нимъ – Богомысліе, обращеніе всякаго дѣла нашего во славу Божію, краткія сердечныя взыванія къ Богу – суть самыя дѣйствительныя орудія къ стяжанію постояннаго духа молитвеннаго и надлежащей Богоугодной и благотворной молитвы.

О, м. в., если бы мы расположились молиться по указанному; мы, при помощи Благодати всесвятаго Духа, стяжали бы духъ молитвенный и настоящую молитву! Тогда у насъ выросло бы другое здоровое и крѣпкое крыло молитвенное и мы на крылахъ поста и молитвы легко возлетѣли бы горѣ – къ Богу. Аминь.

5.

О молитвѣ Іисусовой.

Всякому истинному христіанину нужно всегда помнить и никогда не забывать, что ему необходимо соединиться съ Господомъ Спасителемъ всѣмъ существомъ своимъ, – надобно дать Ему (Господу) вселиться въ умѣ и сердцѣ нашемъ, необходимо начать жить Его пресвятою жизнію. – Онъ принялъ плоть нашу, а мы должны принять и плоть и всесвятый духъ Его, – принять и хранить навсегда. – Только такое соединеніе съ нашимъ Господомъ доставитъ намъ тотъ миръ и то благоволеніе, тотъ свѣтъ и ту жизнь, кои потеряны нами въ Адамѣ первомъ, и возвращаются теперь отъ лица Адама втораго Господа Іисуса Христа. А къ такому соединенію съ Господомъ, послѣ Причащенія Тѣла и Крови Его, лучшее и надежнѣйшее средство есть умная молитва Іисусова, которая читается такъ: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя!».

Этой молитвѣ многіе св. Отцы и многоразлично учатъ насъ.

Св. Іоаннъ Лѣствичникъ говоритъ: «Подвизайся заключать мысль свою въ словахъ молитвы Іисусовой, – молись гласно и умомъ и внимательно: во внимательной молитвѣ не можетъ не принять участія и сердце. Такимъ образомъ, кто будетъ молиться по сему способу, тотъ будетъ молиться и устами и умомъ и сердцемъ. Тотъ, преуспѣвъ въ молитвѣ, стяжетъ умную и сердечною молитву, привлечетъ въ себя Божественную благодать. Этотъ способъ св. Іоанна Лѣствичника есть самый простой, понятный и лучшій.

Изъ нашихъ Русскихъ подвижниковъ св. Нилъ Сорскгй завѣщаетъ молчатъ мыслію, – ни о чемъ не помышлять, во время молитвы, ни о худомъ, ни даже о добромъ. Вмѣсто всякой мысли онъ повелѣваетъ непрестанно взирать въ глубину сердца и говорить: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй, мя грѣшнаго, или грѣшную!». Молиться, по ученію св. Нила Сорскаго, можно и стоя, и сидя, и лежа, не стѣсняя тѣла, чтобы духъ свободно въ немъ дѣйствовалъ, только пріудерживая дыханіе, чтобы тихо и не часто дышать.

Отецъ Серафимъ Саровскій завѣщаваетъ новоначальному творить непрестанно молитву Іисусову. При молитвѣ, говоритъ онъ, внимай себѣ, то есть: собирай умъ и соединяй его съ душею. Сначала – день два и болѣе – твори эту молитву однимъ умомъ, раздѣльно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согрѣетъ сердце твое теплотою благодати своея и соединитъ тебя во единъ духъ; тогда потечетъ въ тебѣ эта молитва непрестанно, и всегда будетъ съ тобою, наслаждая и питая тебя: и сначала должно тебѣ творить молитву Іисусову голосомъ, то есть: устами, языкомъ и рѣчью, – въ слухъ себѣ самому. Когда же насытятся уста, языкъ и чувства молитвою, произносимою гласно, тогда гласная молитва прекращается, и начинаетъ она произноситься шопотомъ.

«Тогда, говоритъ Русскій Священно-инокъ Дороѳей, умная и сердечная молитва начнетъ маніемъ – самовластно, непрестанно подвизаться, обноситься и дѣйствовать, на всякое время, при всякомъ дѣлѣ, на всякомъ мѣстѣ».

Чтобы не теряться намъ въ разнообразныхъ спосособахъ и опредѣленіяхъ молитвы Іисусовой, довольно и сихъ учителей ея – св. Іоанна Лѣствичника, св. Нила Сорскаго, отца Серафима Саровскаго и Дороѳея. Итакъ, стоишь ли, сидишь ли, ходишь ли, лежишь ли, – упражняй мысль свою отъ всего, молчи мыслію (Нилъ Сор.); внимай себѣ, собирай умъ и соединяй его съ душою, – сначала – день два и болѣе – твори эту молитву однимъ умомъ, раздѣльно, внимай каждому слову особо (о. Сераф. Сар.); старайся заключать мысль въ словахъ молитвы, – молись гласно и умомъ, внимательно, при участіи сердца (св. I. Лѣств.); сначала твори молитву въ слухъ себѣ самому, потомъ шопотомъ и поучайся въ ней умомъ (Дор.).

На основаніи всего выше сказаннаго о молитвѣ Іисусовой, можно составить себѣ понятіе о практическомъ производствѣ ея. «Когда вдыхаешь въ себя воздухъ, говори: «Господи Іисусе Кристе Сыне Божій», и такимъ образомъ мысленно вводи Господа въ сердце твое; а когда выдыхаешь, продолжай: «помилуй мя грѣшнаго!». И такимъ образомъ мысленно выгоняй изъ себя именемъ Спасителя свою грѣховность». Такому способу совершенія молитвы Іисусовой всего легче научиться, и имъ можно денно-нощно молиться.

Что такое четки? Какое ихъ значеніе? Носимыя нами четки напоминаютъ намъ о нашей обязанности непрестанно молиться молитвою Іисусовою; но онѣ служатъ и пособіемъ считать молитвы, особенно при совершеніи правила Преп. Пахомія Великаго, которымъ положено совершать въ день 1200 и въ ночь 1200 молитвъ Іисусовыхъ, всего – 2400, на каждый часъ по 100 молитвъ.

Обязательна ли молитва Іисусова и для мирянъ, а не для однихъ только монашествующихъ? Непремѣнно обязательна, потому что всякому христіанину, какъ сказано въ началѣ сего поученія, необходимо соединиться съ Господомъ въ сердцѣ: а къ сему соединенію лучшимъ способомъ служитъ молитва Іисусова. Аминь.

6

О молитвенномъ восхожденіи въ сердцѣ въ Богу.

Въ псалмѣ 83 говорится: «Влаженъ мужъ... Восхожденія положи въ сердцѣ своемъ». Что это за восхожденіе? Въ молитвенномъ отношеніи, это есть не что иное, какъ собираніе мыслей и чувствъ во едино, и представленіе ихъ Богу – въ молитвѣ. Въ церковныхъ книгахъ есть и способы къ этому. Это – въ старинныхъ книгахъ, такъ называемое начало приходное и отходное, а въ нашихъ книгахъ – начало обычное.

Начало приходное до сихъ поръ употребляется у старообрядцевъ и читается такъ: «Боже очисти мя грѣшнаго! Боже милостивъ буди мнѣ грѣшному! Создавый мя, Господи, прости! Безъ числа Тебѣ согрѣшихъ, очисти! Достойно есть, яко воистину блажитн Тя Богородицу... И отпустъ: Слава Тебѣ, Христе Боже, упованіе наше слава Тебѣ! и проч.». Какой смыслъ и значеніе этого начала? Оно, между прочимъ, можетъ служить превосходнымъ способомъ – собирать наши, блуждающія по разнымъ предметамъ, мысли и сосредоточивать ихъ на воплощенномъ домостроительствѣ спасенія нашего, и такимъ образомъ погружать все грѣшное существованіе наше въ бездну безпредѣльнаго милосердія Божія.

Такъ, покаянныя молитвы сего начала: Боже, очисти мя и проч. напоминаютъ внимательному времена ветхозавѣтныя, когда падшее человѣчество воздыхало къ заключенному для него небу о помилованіи; Пѣснь Богородицы – Достойно есть. Напоминаетъ небесную дверь, отверзшую намъ Царство благодати – воплощеніемъ въ себѣ Сына Божія – Спасителя нашего; отпустъ: Слава тебѣ, Христе Боже: указываетъ на спасительное новозавѣтное время, и заставляетъ благодарить и славословить Господа Бога за дарованіе намъ спасенія. Такъ приходное напало собираетъ разсѣянныя наши мысли и сосредоточиваетъ ихъ на воплощенномъ домостроительствѣ спасенія нашего и приготовляетъ насъ къ спасительной молитвѣ. Оно употребляется въ началѣ молитвъ, въ концѣ которыхъ совершается тоже начало, въ томъ же смыслѣ, и называется отходнымъ: то и это начало непремѣнно сопровождается земнымъ поклономъ.

У насъ въ началѣ молитвъ употребляется начало обычное, то есть: «Благословенъ Богъ нашъ. Слава Тебѣ, Боже нашъ: Царю небесный: Святый Боже 3: Слава и нынѣ. Пресвятая Троице: Господи помилуй 3: Слава и нынѣ. – Отче нашъ».

Какой смыслъ и значеніе этого правила? Въ немъ смыслъ глубокій и значеніе высокое.

Человѣкъ – христіанинъ, какъ созданіе Божіе по своему происхожденію, и какъ сынъ Божій по благодати искупленія, всегда обязанъ благословлять своего Создателя и Спасителя, если не хочетъ быть извергомъ рода человѣческаго. И вотъ онъ и всегда, по примѣру св. Псалмопѣвца, сказавшаго о себѣ: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устѣхъ моихъ» (Пс. 33. 1), особенно же приступная къ молитвѣ, взываетъ: «Благословенъ Богъ нашъ, всегда нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ; аминь».

Но зная, что самъ по себѣ, предоставленный самому себѣ, въ дѣлѣ спасенія безъ благодати Божіей, христіанинъ и помыслить не можетъ ничего добраго, но все довольство Его отъ Бога, особенно же онъ не знаетъ, о чемъ и какъ ему должно молиться; и только Духъ Святый наставляетъ его, о чемъ подобаетъ ему молиться, и ходатайствуетъ о немъ воздыханіями неизглаголанными (Рим. 8. 26). Зная все это, христіанинъ обращается къ Св. Духу, съ молитвою: «Царю небесный» и проч.

Призвавъ Св. Духа въ свою душу и сердце, очищенный благодатію Его отъ всякой скверны, плоти и духа, и поставленный Имъ на путь спасенія, христіанинъ такимъ образомъ полагаетъ въ сердцѣ своемъ восхожденіе къ Богу, возводитъ къ Нему умъ и сердце свое, отрѣшившись отъ всего земнаго и вознесенный какъ бы на первое небо, возсылаетъ къ Богу триевятую пѣснь, слышанную нѣкогда однимъ отрокомъ, восхищеннымъ отъ земли къ небу: «Святый Боже 3».

Воспѣвъ трисвятую Ангельскую пѣснь, христіанинъ, сознавая себя не Ангеломъ небеснымъ святымъ, а человѣкомъ земнымъ – грѣшнымъ, дерзновенно идетъ мыслію и сердцемъ своимъ далѣе, выше, ближе къ Богу, восходитъ какъ бы на второе небо, притренетно, съ благоговѣніемъ взывая: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу: и глубоко сознавая свою грѣховность, свое беззаконіе и свои немощи, съ воплемъ крѣпкимъ и со слезами молится, или – по крайней мѣрѣ – долженъ молиться: Пресвятая Троице, помилуй насъ и проч.».

Не останавливаясь и на этомъ, христіанинъ, съ молитвою: «Господи помилуй 3» – стремится выше, съ хвалою въ сердцѣ и устахъ: «Слава и нынѣ«, мысленно восходитъ какъ бы уже на третіе небо, предъ Лице Самого Господа Бога, вѣчно пребывающаго въ славѣ неизреченной, безпрестанно воспѣваемаго Архангелами, Ангелами и всѣми святыми Божіими, восходитъ на сію безмѣрную высоту, съ золотымъ ключемъ отъ самаго, такъ сказать, сердца Божія – съ Молитвою Господнею, данною намъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, и съ живою, искреннею вѣрою въ крестныя заслуги Искупителя рода человѣческаго, положивъ на себя знаменіе Креста Господня, съ сыновнимъ дерзновеніемъ, молится Отцу небесному: «Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ»...

Восхищенный, такимъ образомъ, до третьяго небеси, подобно св. Ап. Павлу, и сознавъ, что онъ окропленъ кровію Сына Божія, объятъ благоволеніемъ Бога Отца и оживотворенъ благодатію Св. Духа, христіанинъ опять изъ глубины души взываетъ: «Господи помилуй 12. Слава Отцу и Сыну и св. Духу»... И, зная, Кто даровалъ ему такую благодать, онъ въ прахъ повергается предъ Спасителемъ своимъ, всѣми силами и чувствами своего духа и тѣла взывая къ Нему: «Пріидите поклонимся 3».

Затѣмъ уже спокойно, сознательно, съ глубокимъ чувствомъ, читаетъ молитвы по порядку, начиная съ «Помилуй мя Боже» и «Вѣрую», во исполненіе первой Евангельской заповѣди: покайтеся и вѣруйте во Евангеліе.

Начало сіе не въ началѣ только нашихъ молитвъ полагается, но и въ срединѣ ихъ, и не одинъ разъ, такъ что въ девяти ежедневныхъ, особенно совершаемыхъ В. Постомъ, его повторяютъ болѣе двадцати разъ; и это для того, чтобы вниманіе наше иногда ослабѣвающее, постоянно держать на молитвенной высотѣ.

Таковъ смыслъ и значеніе началъ – приходнаго и обычнаго! Первое собираетъ разсѣивающіяся наши мысли и чувства, и сосредоточиваетъ ихъ на воплощенномъ домостроительствѣ спасенія нашего, безъ котораго никакая молитва немыслима; а второе полагаетъ въ сердцѣ нашемъ восхожденіе къ Богу, совершенно необходимое для надлежащей и спасительной молитвы.

О, мои возлюбленніи, если бы вникали въ смыслъ нашихъ молитвъ, разумѣвали ихъ значеніе и стяжали духъ молитвенный! Тогда мы окрыленные постомъ и молитвою, неудержимо стремились бы къ Богу; тогда у насъ не было бы этой несчастной вялости, тупости, лѣности, неохоты молиться; напротивъ, тогда мы горѣли бы духомъ и съ неутомимою жаждою стремились бы къ молитвѣ; однимъ словомъ, тогда осуществлялись бы въ насъ слова Псалмопѣвца: «Имже образомъ желаетъ еленъ на источники водныя, сице желаетъ душа моя къ Тебѣ, Боже возжада душа моя къ Богу крѣпкому, живому, когда пріиду явлюся лицу Божію...» (Псал. 41, 1).

Что такое жизнь и какъ должно жить. Статьи для религіозо-нравственнаго чтенія. Собралъ Епископъ Іустинъ. Спб. 1901. C. 125-152.

[1] Великопостная стихира в среду 2-й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров. – ред.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: