ЦЕЛЬ СВЯЩЕННОНАЧАЛИЯ -УПОДОБЛЕНИЕ БОГУ И СОЕДИНЕНИЕ С НИМ

 

Слово 122

ОБ АРХИЕРЕЙСТВЕ

(Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодуховенных Святых Писаний)

Архиерейство, по слову Предания, есть всеобъемлющее [служение], имеющее в соответствии с ним чин всех священных вещей, превыше всего утвержденное непосредственно вокруг Бога и просвещаемое первыми от Него Богоявлениями[1]. Посему архиерей должен быть боговдохновенным и божественным мужем, преисполненным всякой священной науки и ведения, как и Павел Тимофею пишет, говоря: епископ должен быть непорочен… трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца… не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив (1 Тим. 3:2–3). Так же и Титу говорит: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7–9). Ефесянам же говорит: Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28), потому что жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). Ибо ясно, что в наши времена — глад слышания слова Господня (Ам. 8:11).

Итак, будем молить Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9:38), но делателей таких: право правящих слово истины, непостыдных, непорочных, делателей верных, светильников вселенной, старающихся не о пище тленной, но о… пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27), делателей таких, как апостолы и подобные им, о которых говорил Павел: Не мое ли дело вы в Господе? (1 Кор. 9:1) — содейственников Господу в благовествовании, трудящихся над спасением людей. Ведь Бог не хощет смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33:11). Поэтому Он и к Иезекиилю говорил: Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», и не возвестишь ему, Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего… то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, и совершит преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся [Сol. 1813] ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих… если ты не будешь вразумлять его. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою (Иез. 3:17–21). И продолжает: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11). Что же говорит Господь Петру? Что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах (Мф. 18:18; 16:19). Смотри на значение слова — не сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на земле», но: что вы свяжете на земле, то будет связано на небесах, чтобы, совершая отлучение, запрещение или низложение, он совершал бы это как страшное дело, призывая в соучастники [своему приговору Самого] Бога, словно имея на небесах Свидетеля, а запрещаемый при этом пусть ужасается, как извергаемый вон из Царства Небесного. «Смотри, — говорит, — что делаешь, о иерей! За то, что связываешь долу, у тебя потребуют отчета, ибо узы не безвинны, если несправедливо связываешь». Потому что Бог взыскивает за несправедливо связанного, если тот не пренебрежет узами. Ведь ты собираешься явиться пред Ангельским трибуналом. Поэтому налагай узы не с гневом и страстью и не мстя за себя, но взыскивая ради добродетели. Посему с чистой совестью пасущий стадо Христово устами Божиими называется. Ибо говорит: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер.15:19). И это присуще истинному пастырю — полагать душу свою за подначальных (ср. Ин. 10:11). Если же он уклоняется от этого, то подпадает под наказание для наемника, который бежал от волка (Ин. 10:12–13), и потому услышит от Архипастыря: пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя… и взыщу овец Моих от руки их (Иез. 34:8, 10). Нечто подобное мы находим у Иринея. Ибо он рассказывает об Иоанне Богослове, что тот, видя некоего благороднейшего юношу, оглашенного им и крещеного, сказал епископу города: «Поручаю тебе его» — и сам отлучился. Епископ же, проявив о юноше многую заботу, привел его в великое преуспеяние. Позднее же, понемногу впадая в нерадение, тот отклонился от правого пути, так что даже стал главой разбойников. Богослов же, придя, потребовал отчета от епископа о вверенном ему, а тот, думая, что с него денег требуют, затруднился ответить что-либо, поскольку ничего от него не получал. Тогда тот ясно говорит ему: «Юношу, которого я тебе поручил, отдай». Тот же, всплеснув руками, сказал: «Он умер» — и рассказал ему обо всем, что произошло с ним. Апостол же с великим жалобным воплем, бия себя по голове, сказал: «Хорошего же сторожа оставил я для души брата!» — и тотчас вышел на поиски его. [Сol. 1816] Тот же, увидев его, начал от него убегать. Он же крикнул ему: «Подожди, чадо, отца твоего, помилуй седины мои!» Тот же наконец вышел к нему и пал пред ним, а правая рука у него была окровавлена. Евангелист же поцеловал его правую руку, говоря: «На мне грех твой, чадо. С меня взыщет Бог душу твою». И тот, вновь обратившись, стал сосудом избранным (ср. Деян. 9:15)[2]. Вот это действительно и есть пастырю полагать душу за овец (ср. Ин. 10:11), чтобы, когда придет Господь овец, то порадовался бы Он о нем и об овцах бы возвеселился. Порадуется же в том случае, если найдет их всех здоровыми и ни одной из них — падшей. Если же окажется, что одна из них пала, то горе будет пастырю. Если же и сами пастыри окажутся падшими, то что они ответят Владыке стада? Что от овец заразились? Но им не поверят. Поскольку невероятное это дело, чтобы пастырь пострадал от овец, но скорее будут наказаны за свою ложь. Посему, зная, что за них им придется дать ответ, как предводителям Церкви и председателям кафедр, пусть строго хранят вместе себя и стадо свое, чтобы они оказались благоугодны Богу. Ведь в человеке Божием не должно быть места плотскому мудрованию, но все [пускай будут] как плоды Духа, как спасающиеся, в которых обитает и ходит Бог (ср. 2 Кор. 6:16), которые являются, как светила в мире (Флп. 2:15), как воистину имеющие в себе слово жизни (Флп. 2:16), будучи похвалой и славой благочестия. Ведь «священноначалие есть священный чин и знание. Посему цель священноначалия есть, насколько это возможно, уподобление Богу и соединение с Ним. Имея Его Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественнейшую Его красоту, оно, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его и своих причастников творит Божественными изваяниями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи Светоначального и Богоначального Света, так что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами наконец, сообразно с Божественным установлением, передают последующим этот Божественный свет. Ибо тем, которые совершают священные тайны, или тем, над которыми они совершаются, совсем не подобает делать что-нибудь против собственных священных установлений. Итак, кто говорит о священном священноначалии, тот указывает на некоторое священное учреждение — образ Богоначальной красоты, священнодействующий таинства собственных осияний в священноначальных гимнах и науках и возводящий, как положено, к собственному началу. Ибо совершенство священноначалия — сообразно себе возводиться к богоподражанию и делаться содейственником Богу и показывать Божественное действие по возможности в себе проявляемым, и просвещаться и просвещать, и очищаться и очищать, и совершенствоваться в Божественном и совершенствовать»[3], чтобы всякий, видя вас, познавал бы, что вы есть семя, благословенное Господом (Ис. 61:9), поистине семя честное, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел Богу (1 Пет. 2:9), наследники нетленных и неувядаемых обетований, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9) и хранящим заповеди Его. [Сol. 1817] Говорит и Петр: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (1 Пет. 5:2–4). Господь же говорит: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. И прибавляет: Потому любит Меня Отец… что Я жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10:11–17). Ему же слава во веки. Аминь.

 

Преподобный Антиох Монах. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний. Перевод, вступит. ст., примечания. П. К. Доброцветов, ред. пер. Д. Е. Афиногенова. Москва: Сибирская благозвонница, 2015. C. 661-670.

 

[1] Св. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. 3.

[2] См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. III, 23 — IV, 19; Климент Александрийский. Кто из богатых спасется. 42. У св. Иринея Лионского данного повествования в сохранившихся произведениях не встречается.

[3] Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. 3, 1.

 

 


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: