«БЕЗРАЗЛИЧІЕ, РАВНОДУШІЕ ВЪ ДѢЛѢ ВѢРЫ ХРИСТОВОЙ И РЕЛИГІИ – ЭТО ОБЩАЯ БОЛѢЗНЬ НАШЕГО ВѢКА». Слово Сщмч. Мефодія (Красноперова) еп. Петропавловского въ Недѣлю Ваій (1909)

Произнесенное в Уфимском Кафедральном Соборе 22-го марта 1909 г.

И яко приблизимся (Іисусъ),

видѣвъ градъ, плакася о немъ, глаголя;

яко аще бы разумѣлъ и ты въ день сей твой,

еже къ миру твоему

(Лук. 19, 41, 42).

Евангельское чтеніе и церковныя пѣснопѣнія настоящаго праздника, останавливаютъ наше вниманіе, возлюбленныя братья, больше всего на торжественной и радостной сторонѣ праздника. Представляется величественная картина торжественнаго шествія въ столицу Іудейскаго царства г. Іерусалимъ Царя Израилева, сына Давидова. Господь-Учитель, сотворившій множество чудесъ въ Іудеѣ, напитавшій пятью хлѣбами пять тысячъ народа, воскресившій только четверодневнаго Лазаря умершаго, садится на молодого осла и шествуетъ въ Іерусалимъ. Народъ съ горячимъ воодушевленіемъ и радостными кликами встрѣчаетъ его, держа въ рукахъ ваіи и постилая одежды по пути шествія. Весь городъ, по слову евангелиста, потрясся, взволновался при приближеніи Сына Давидова. „Осанна, благословенъ грядый Царь Израилевъ”, слышалось со всѣхъ сторонъ. Даже дѣти Іерусалимскіе исполнились радостнаго вдохновенія и пѣли хвалу грядущему Господу. Среди такого всеобщаго ликованія, среди такой торжественности описываемаго событія входа Господа въ Іерусалимъ одно обстоятельство глубоко потрясаетъ душу и заставляетъ особенно задуматься и остановить свое вниманіе на немъ. Когда Господь поднялся на самую вершину Масличной горы и увидѣлъ оттуда весь великій и древній Іерусалимъ, во всей его красотѣ, при торжественной обстановкѣ, посреди всеобщаго ликованія народа, при громкихъ побѣдныхъ кликахъ „осанна”, поникъ задумчивымъ взоромъ своимъ, печать грусти легла на Его божественномъ челѣ. Господь сталъ спускаться съ горы, а слезы, божественныя слезы, лились изъ глазъ Его. „Видѣвъ градъ плакася о немъ”.

Невольно чувство наше становится грустнымъ, и мы сейчасъ-же готовы спросить: о чемъ-же плакалъ Господь при видѣ Іерусалима и зачѣмъ?

Можетъ быть не съ такимъ достоинствомъ, не съ такою честью встрѣтилъ его Іерусалимъ, какъ-бы слѣдовало? Быть можетъ городъ забылъ праздники, затворилъ храмъ свой, пересталъ почитать Бога отцовъ своихъ?

Нѣтъ и нѣтъ! „Весь градъ потрясеся” при входѣ Господа. Окружающія и ликующія толпы народа пришли на праздникъ пасхи издалека, а храмъ, - все тотъ-же величественный, славный храмъ, съ тысячами приносимыхъ въ немъ жертвъ и священными пѣснопѣніями левитовъ!

О чемъ-же плакалъ Господь-Учитель?

Онъ плакалъ, Онъ скорбѣлъ о безпечности, непостоянствѣ, измѣнѣ этого несчастнаго, заблудшаго народа, о его постыдномъ безразличіи и равнодушіи къ добру и злу. Безпечность народа ослѣпленнаго и развращеннаго своими озлобленными и завистливыми вождями и учителями, къ своей будущей судьбѣ заставляла глубоко страдать Господа. „О Іерусалимъ, Іерусалимъ”, взывалъ Господь къ нему, „сколько разъ я хотѣлъ собрать чадъ твоихъ – какъ птица собираетъ птенцовъ своихъ подъ крылья, и вы не восхотѣли” (Мѳ. 28, 27). Несчастный народъ не съумѣлъ и незахотѣлъ воспользоваться временемъ земной жизни Господа для своего спасенія, ни кроткое слово благодати, исходящее изъ устъ Іисуса, ни угрозы и строгія обличенія, ни чудесныя знаменія, – ничто не вразумило жестокоеердечный народъ. Не радовали Господа и эти: восторженное ликованіе, чисто царская встрѣча, побѣдные клики „осанна”, ибо зналъ и видѣлъ Онъ – Сердцевѣдецъ думы и чувства народа, какъ онѣ измѣнчивы. Онъ зналъ, что скоро, только чрезъ нѣсколько дней, эта восторженная толпа, – привѣтствующая Его, съ злобною радостью будетъ требовать Его казни, будетъ лживо обвинять Его Спасителя и Бога, во всевозможныхъ преступленіяхъ, съ сатанинскою злобою эти-же уста, кричавшія „осанна”, будутъ вопить „распни, распни Его; кровь Его на чадѣхъ нашихъ”!

Больше всего плакалъ Господъ-Спаситель о конечной гибели, къ которой шелъ народъ, о его неисправимости и невозможности помочь ему. „О если-бы ты”, говорилъ Спаситель, „хотя въ этотъ день твой узналъ то, что служитъ къ миру, благосостоянію твоему! Но это сокрыто нынѣ отъ глазъ твоихъ. И вотъ придутъ на тебя враги твои, окружатъ тебя, раззорятъ до основанія и не оставятъ камня на камнѣ въ тебѣ за то, что не уразумѣлъ времени посѣщенія твоего (Лук. 19, 4:2-44.) Страшное пророчество Христа-Спасителя не замедлило исполниться надъ Іерусалимомъ. Народъ Израильскій тяжко пострадалъ за то, что не уразумѣлъ времени посѣщенія своего” Господомъ, не могъ и не хотѣлъ понять важности момента своего вѣчнаго спасенія, смежилъ свои очи, „еже не видѣти” и уши закрылъ, „еже не слыпіати”, и сердце затворилъ для любви и благодати Божіей, народъ остался позорно равнодушнымъ къ добру и злу, измѣнникомъ и предателемъ; за Благодѣтелемъ и Чудотворцемъ бѣжалъ всюду: и въ пустыню, и въ горы, и на „онъ полъ моря”, и за Iорданъ. А какъ только увидѣлъ своего Благодѣтеля связаннымъ и униженнымъ, въ терновомъ вѣнцѣ, отшатнулся отъ Него, позорно измѣнилъ и пригвоздилъ къ позорному древу креста.

Новый Израиль, новый Іерусалимъ – народъ христіанскій, посмотри внимательно на себя! Тебя прообразовалъ вѣдь древній Израиль.?! Не похожъ ли и ты своею жизнію, своимъ настроеніемъ на древнихъ Іудеевъ? Нѣтъ-ли и въ тебѣ этихъ горькихъ и позорныхъ качествъ древняго народа: безпечности къ своему будущему, постыднаго равнодушія къ добру и злу, непостоянства? Не бываешь-ли и ты часто измѣнникомъ своему Господу – Христу и въ вѣрѣ и въ жизни? Не переходишь-ли и ты съ такою-же легкостью и равнодушіемъ отъ добра къ злому и наоборотъ, искажая до неузнаваемости и перемѣшивая самыя понятія добра и зла, нравствннаго, и безнравственнаго, божескаго и человѣческаго, истиннаго и ложнаго, сатанинской гордости и евангельской кротости? Не готовъ-ли ты отшатнуться отъ Учителя – Христа потому только, что Онъ зоветъ къ славѣ и счастью, блаженству чрезъ страданія, чрезъ путь креста и терній? Не склоняешься-ли ты перейти на сторону враговъ Христа, потому что они обѣщаютъ тебѣ рай на землѣ, спокойствіе сытой, безпечальной жизни, блага міра сего, всѣ утѣхи и наслажденнь любимыя твоею грѣшною природой?

Да, должны мы отвѣтить, и признаться въ горькой правдѣ, что повинны мы христіане въ тяжкихъ грѣхахъ богоборныхъ іудеевъ, заставившихъ плакать Христа Спасителя Нашего. И нынѣ Господь со скорбію взираетъ съ высоты небесъ на новый Іерусалимъ – современный міръ христіанскій. И нынѣ Сердцевѣдецъ-Спаситель Нашъ плачетъ, смотря на наши маловѣрныя, отупѣвшія и огрубѣвшія души и сердца, смотря на нашъ „храмъ тѣлесный весь оскверненъ”, на нашъ религіозный индифферентизмъ. Скорбитъ Господь-Учитель нашъ о томъ, что мы, христіане, въ своемъ большинствѣ можетъ быть, относимся совершенно безучастно къ поруганію вѣры Христовой, не проявляемъ тревожнаго чувства и братской участливости къ ближнимъ, и съ спокойною совѣстью взираемъ на попраніе ими иногда самыхъ коренныхъ основъ вѣры и нравственности. Поразительная религіозная и нравственная „теплохладность” всюду! Возьмите семейную жизнь. Добрыя традиціи старины и уставы св. церкви, освященныя вѣковою практикой, молодежью нынѣ пренебрегаются какъ анахронизмъ. Вольномысліе религіозно-нравственное и своеволіе, украшенное духомъ модныхъ ученій, – кумиръ современной молодежи! Старшіе, – люди опыта и жизни, стараются не замѣчать развивающагося зла или предпочитаютъ постыдный миръ доброй ссорѣ, постепенна сами привыкаютъ такъ же равнодушно относиться къ дѣламъ вѣры и смотрѣть на нее глазами молодежи. Безразличіе, равнодушіе въ дѣлѣ вѣры Христовой и религіи – это общая болѣзнь нашего вѣка. Духовное самочувствіе въ насъ умерло, религіозное чувство притупилось, у насъ не стало замѣтно духовнаго восторга, энтузіазма, религіознаго подъема, мы хуже въ этомъ случаѣ оказываемся даже древняго Израиля, одушевленно, съ ваіями въ рукахъ, привѣтствовавшаго Господа-Христа. Мирясь съ окружающимъ насъ зломъ, мы воображаемъ, что исполняемъ законъ Христа, не вступая въ борьбу со зломъ, въ силу неправильно понимаемой нами свободы совѣсти, мы такъ свыкаемся съ нимъ, что начинаемъ считать его нормальнымъ явленіемъ и становимся равнодушными къ доброму. Излишнія заботы объ удобствахъ жизни, усердное служеніе міру и плоти совершенно подавляютъ умъ п сердце и всякіе религіозныя интересы духовной жизни. Въ общественной жизни, въ отношеніяхъ другъ къ другу, мы проявляемъ часто какую-то сверхгуманность: великодушны къ низости, снисходительны къ разврату, готовы замолчать невѣріе и иногда богохульство, считаемъ преступнымъ затрогивать покойную совѣсть ближняго; подвижниковъ за истину и благочестіе награждаемъ презрѣніемъ, святую ревность ихъ называемъ фанатизмомъ, психопатіей. Вотъ почему нынѣ НЕЧЕСТІЕ И БЕЗВѢРІЕ уже не прячутся отъ взоровъ людскихъ, а открыто заявляютъ себя въ жизни и литературѣ. Какъ не плакать объ этомъ Господу Нашему, какъ не скорбѣть о слѣпотѣ духовной, о томъ, что мы, какъ и древній Израиль, не хочемъ уразумѣть того, что служитъ къ нашему вѣчному спасенію, отказываемся понять „день свой”, т. е. время земной жизни, предназначенной Господомъ для нашего духовно-нравственнаго совершенствованія, сами идемъ безпечно къ вѣчной погибели.

Возлюбленныя братья! Помните кроткій гласъ Господа распинаемаго къ намъ: „люди мои! Что сотворихъ вамъ, не чудесъ-ли исполнихъ Іудею, не всякую-ли болѣзнь исцѣлихъ, не воскресивъ-ли умершія. Что воздаете ми, вскую не помните мя; за исцѣленія – раны мнѣ наложивше, за жизнь – умерщвляете, съ благодѣтелемъ поступаете какъ съ злодѣемъ, съ законодателемъ какъ съ беззаконникомъ?”.

Да, возлюбленныя братья, своею безпечностью въ вѣрѣ и религіи, своимъ равнодушіемъ къ добру и злу и своему вѣчному спасенію, мы, по слову апостола, „вторично распинаемъ Сына Божія” и грозный приговоръ Господа Іудеямъ, исполнится и на насъ, если не раскаемся. Уразумѣемъ-же „день свой”, день нашего спасенія, пойдемъ за Христомъ, а не съ врагами Его, не устыдимся нашего лживаго и прелюбодѣйнаго вѣка въ прославленіи Христа, перестанемъ покланяться „духу вѣка сего”, идоламъ міра, – угнетающимъ человѣчество, – страстямъ, перестанемъ малодушествовать предъ наглостью современныхъ учителей лжи и порока, не будемъ стыдиться и краснѣть за свое христіанство, за то, что мы исповѣдуемъ распятаго Христа, любимъ молитву, богослуженіе, св. посты, таинства церковныя, почитаемъ пастырей Христовой церкви; будемъ смѣло проповѣдывать и защищать Христа, а не продавать Его за ГРОШОВУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ, за желаніе зватися отъ человѣкъ – „учителю, учителю”. Вмѣстѣ съ ваіями древесными принесемъ Ему и сердца свои и жизнь свою и отъ всего сердца будетъ восклицать: – „благославенъ грядый во имя Господне, Осанна въ вышнихъ!”. Аминь.

Ректоръ Семинаріи Архим. Меѳодій.

Уфимские епархиальные ведомости Отдел неофициальный. № 8. (15 апреля 1909 г.) Год 31. С. 371-377.

Об авторе. Священномученик Мефодий еп. Петропавловский, викарий Омской епархии еще до революции не только произносил громкие речи, – он не боялся «идти в народ». Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому Он стал миссионером городского «дна». Вместе с учениками-семинаристами стал проводить регулярные беседы в городском ночлежном доме, совершал там молебны, всенощные, раздавал грамотным книги и брошюры о вере и Церкви, отвечал на вопросы людей. Владыка уделял много сил борьбе с алкоголизмом, помогал работе епархиального Общества трезвости, повсюду стремился раздавать брошюры против пьянства. В годы его служения число людей, пожелавших вступить в братство трезвенников, резко возросло и составило более 400 человек. Священномученик Мефодий был зверски убить 17 февраля (4 февраля ст.ст.) 1921 года не тайно, «под покровом ночи», но наоборот среди белого дня, на городской площади при огромном стечении народа. Когда красноармейцы закалывали беззащитного епископа Мефодия штыками, за Владыку никто не вступился. Стоявший рядом народ безмолвствовал… Уже мертвому владыке убийцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест. Похоронить владыку по-христиански никто в Петропавловске не счел необходимым. Место захоронения епископа Мефодия до сих пор неизвестно. Священномученик Мефодий был прославлен в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей.

 


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:





КАНОН - Свод законов православной церкви