Архиепископ Антоний (Храповицкий) – Предостережение художникам вообще и иконописцам в частности (1909)

Живопись требует исторической правды. Это, конечно, аксиома современного искусства, но она нарушается постоянно вот в какой детали религиозной живописи. – Мы часто видим на картинах из Евангельской истории и из Житий Святых коленопреклоненные фигуры и притом нередко – на одном колене, да еще со сложенными ладонями. Ничего подобного не было ни в еврейской ни в восточно-христианской жизни до 18 века, когда такие позы стали практиковаться в православном обществе по подражанию католика, у которых они приняты издавна. Что же касается древних евреев и христиан православных, то они никогда не становились на колени, а молились либо стоя, либо повергаясь ниц на землю[1]. Старообрядцы и греки до последнего времени никогда не становятся на колени, а при возгласе диакона «паки и паки преклоньше колена Господу помолимся» они падают ниц и, по старообрядческом выражению «лежат на листу».

Выражение Библии и богослужебных книг «преклонение колен» действительно обозначает не постановку на колени, а падение ниц с преклонением главы и колен на пол.

Так в Евангелии от Луки говорится: «и Сам отошел от них на вержение камня и преклонив колена молился говоря» и пр. (22, 41), а из Евангелия от Матфея о том же событии написано так: «и отошед немного пал на лицо Свое, молился и говорил» (26, 39).

В тех же случаях, когда поминается о западном римском приеме постановки себя на колени, то в Евангелии употребляется другое выражение: «и поклоншеся на колену, ругахуся Ему» (Матф. 27, 29) или «прегибающе колена, поклоняхся Ему» (Марк. 15, 19). Заметим кстати, что старообрядцы, порицая наш современный обычай становиться на колени, всегда приводят это обидное уподобление римским воинам, ругавшимся над Спасителем.

Вот почему вы ни на одной старинной иконе не встретите коленопрклоненных фигур; только священник, читающий впереди лежащего ниц народа молитв по книге (например в день св. Троицы), конечно должен же поднять свой стан и голову: но и в чине святыя Пятидесятницы говорится о принесении нами молитв «в выи (шеи) и колен преклонении», откуда видно, что старообрядческий обычай лежания ниц более соответствует чин этой службы. То же должно сказать о преклонении колен на Литургии Преосвященных Даров при пении «да исправится», когда предписано то правой стороне молящихся преклонять колени, то левой – во избежание затека головы от продолжительного лежания ниц.

Теперь судите сами, как неприятно осведомленному богомольцу видеть на иконе, например, в Московском Спасительном Храме Димитрия Донского в позе современного конно-гвардейца на одном колене пред преп. Сергием, или на иконах Благовещения – Пресвятую Деву и Ангела на коленях друг пред другом (картина Рафаэля Менгса), да еще с католическим скрещиванием пальцев на сложенных вместе ладонях: такой же нелепый перевод встречается и на католических картинах Сретения, Поклонения Волхвов и т.п. – Восточные христиане при молитве складывают руки крестообразно на груди, или поднимают их вверх в позе распятия (последнего у старообрядцев тоже не допускается).

Художникам, вероятно, интересно знать психологию этой разницы восточного и западного богопочитания. Думаю, что она определяется общим строем этических понятий и настроений обеих культур. Восток (иудейский и христианский) развивал свое богопочтение на идее виновности нашей пред Богом и уничижения своего грешного недостойства пред Божественной святостью. Быть благочестивым по понятию древних иудеев и православных христиан – значит, прежде всего, быть смиренным, уничтожать свою гордыню, без какого условия Господь отвергает все подвиги воздержания и милосердия (Матф. 6, 1-6).

Преклонение головы в постоянных поясных поклонах, или повержение ее вместе с телом на землю выражает собою именно настроение молящегося, отдающего себя, как виновного, всецело в послушание и во власть Божию (преклонением главы на знаменующих работное воображение, т.е. свое рабское положение).

Напротив, западное религиозное самочувствие, не отрешающееся от присущего той культуре юридического оттенка, имеет характер конкордата с Богом, как и обозначается в латинском слове «религия», т.е. союз, связь. Там молящиеся не любили склонять голову и, тем менее, – до земли, но охотно преклоняли колени и, как бы уменьшая свой рост пред мысленно предстоящим Божеством, исповедали Его преимущество пред собою и свое слабосилие в сравнении с Ним но с сохранением собственной амбиции. В связи с подобным характером религиозного самочувствия запад выработал такие нелепые с истинно-христианской точки зрения понятия, как благородная гордость, благородное самолюбие. Наши же Святые Отцы говорили только о бесовской гордости.

Вот моя историческая и психологическая справка, в силу которой на картинах или на иконах из Библейской или церковной истории никогда не следует рисовать коленопреклоненных фигур.

Архиепископ Антоний

«Зодчий». Журнал архитектурный и художественно-технический. Орган Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов. № 43. 25 октября. 1909 г. Г. XXXVIII. С. 421.

[1] См. книгу Правил Вселенских Соборов, 92-ое правило Св. Василия Великого.


«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)


Рубрики:

Популярное:

Церковный календарь:

© Церковный календарь



Подписаться на рассылку:



КАНОН - Свод законов православной церкви

Сайт для детей и родителей: