Протоіерей Феодоръ Знаменскій – Чтимыя въ С.-Петербургѣ иконы Божіей Матери «Утоли моя печали» и «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе».

Первая изъ названныхъ святынь находится въ церкви Вознесенія Господня, что на Вознесенскомъ проспектѣ, близъ Екатерининскаго канала. Она есть точная копія съ иконы «Утоли моя печали», находящейся въ Москвѣ, въ церкви святителя и чудотворца Николая, что на Пупышахъ, прославленной чудесами во время чумы 1771 года. Изъ Москвы привезена въ Петербургъ однимъ изъ ревнителей построенія Вознесенскаго храма купцомъ Роговиковымъ въ 1765 году, ко дню освященія въ семъ храмѣ придѣла въ честь ея. На иконѣ сей изображеніе преблагословенной Владычицы болѣе, чѣмъ поясное. На колѣнахъ Богоматери, съ лѣвой стороны, покоится Предвѣчный Младенецъ, поддерживаемый правою рукою Ея. Ликъ Пречистой Дѣвы исполненъ величія и небесной красоты. Во взорахъ Ея свѣтится и радость Матери, ласкающей свое Чадо, и грусть предчувствія грядущихъ Ей скорбей. Лѣвая рука Пресвятой Богородицы приложена къ главѣ Ея, какъ бы для выраженія этой грусти. Божественный Младенецъ держитъ обѣими руками развернутый свитокъ, на которомъ написано: «Судъ праведенъ судите, милости и щедроты творите, вдовицы, сира и убога не насилуйте». Риза на иконѣ серебряная вызолоченная, украшенная брилліантами и другими драгоцѣнными камнями. На ризѣ въ правомъ медальонѣ начертанъ умилительный тропарь Божіей Матери: Утоли болѣзни многовоздыхающія души моея, утолившая всякую слезу отъ лица земли: Ты бо человѣкомъ болѣзни отгониши и грѣшныхъ скорби разрушаеши: Тебѣ бо вси стяжахомъ надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дѣво. На лѣвомъ медальонѣ кондакъ: Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебе, Пресвятая Дѣво: Ты намъ помози, на Тебе надѣемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Высота иконы 1 аршинъ 8½ вершковъ, а ширина 1 аршинъ 3½ вершка. Святыня сіи помѣщена въ иконостасѣ, по правую сторону алтаря, въ изящномъ серебряномъ кіотѣ; изъ серебра же вылитые ангелы поддерживаютъ ее съ двухъ сторожъ. Наверху кіота серебряное изображеніе Духа Святаго въ лучезарномъ сіяніи.

Съ давнихъ поръ вѣрующіе, во дни семейныхъ радостей и скорбей, съ великимъ усердіемъ стали не только посѣщать Вознесенскую церковь, но и принимать къ себѣ въ домъ икону Божіей Матери «Утоли моя печали», хотя письменныхъ сказаніе о чудодѣйствіяхъ отъ сей высокочтимой святыни нѣтъ. Для удовлетворенія религіозной потребности прихожанъ и богомольцевъ, предъ названною иконою еженедельно по пятницамъ послѣ поздней литургіи совершается череднымъ священникомъ молебствіе съ пѣніемъ акаѳиста Пресвятой Богородицѣ «Утоли моя печали» при участіи дѣтскаго хора изъ мѣстнаго пріюта. Нельзя безъ умиленія сказать, какъ стоящіе на солеѣ за рѣшеткой мальчики и дѣвочки, отъ 6 до 10 лѣтъ, чистыми дѣтскими голосами отъ лица молящихся взываютъ къ Царицѣ небесной, скорой Утѣшительницѣ всѣхъ скорбящихъ: Радуйся, Радосте наша, избави насъ отъ отъ всякою зла и утоли наши печали. – Въ Вознесенской церкви въ честь святой иконы сей празднуется два раза въ году: 25 января по календарю и 25 сентября въ память перенесенія иконы изъ Москвы въ Петербургъ въ 1765 году.

Въ этотъ послѣдній праздникъ одинъ въ мѣстныхъ священнослужителей говорилъ нѣкогда въ своемъ словѣ: «Конечно, само по себѣ, не великое, не историческое событіе – принесеніе сюда иконы; но эта икона есть неона Божіей Матери «Утоли моя печали». А гдѣ больше печатей, какъ не здѣсь, въ столицѣ? Не стекаются-ли онѣ сюда со всѣхъ сторонъ едва не безпредѣльной отчизны нашей? Не сюда-ли стремятся – больной, чтобъ получить врачебную помощь, – обидимый, чтобъ найти защиту, бѣдный, чтобъ снискать пропитаніе, – неопытный, чтобъ найти добрый совѣтъ, – слабый, чтобъ пріобрѣсти себѣ поддержку, – любознательный, чтобъ пополнить или продолжить свое образованіе».

«А сколько здѣсь печалей не пришлыхъ, а своихъ, домашнихъ, вслѣдствіе самаго многолюдства и естественнаго столкновенія человѣческихъ страстей! Обойдите вы наши трущобы, загляните на высокіе чердаки, или подземные подвалы: какихъ тамъ не наглядитесь картинъ! Какихъ не наслушаетесь рѣчей! Какихъ не встрѣтите печалей, крайнихъ, потрясающихъ! Какъ же было не радоваться благочестивымъ предкамъ нашимъ, что сподобилъ ихъ Господь въ это обширное и мрачное море печалей принести утѣшительный путеводный свѣточъ – икону Божіей Матери, Утолительницы печалей и немолчной Ходатаицы за насъ предъ Богомъ»?

«Какъ и намъ, братіе, по завѣту отцовъ нашихъ, не торжествовать этого дня? Мало ли и мы здѣсь возносимъ молитвъ и получаемъ неизреченныхъ Божіихъ милостей! Присмотритесь: службы почти не проходитъ безъ того, чтобы кто нибудь не помолился особо предъ иконою Божіей Матери, и, сравнительно, немного бываетъ дней въ году, когда бы не брали ее въ домы свои богомольцы, печалующіеся христіане. Видно, велика въ нее вѣра и несомнѣнна надежда, ради ея, на всесильный покровъ и заступленіе Богоматери».

«О, непрестай и за насъ ходатайствовать, и намъ помогать, Матерь Божія! Не мало и у насъ печалей; не мало и насъ поражаетъ бѣдъ; а гдѣ помощники? Гдѣ вполнѣ надежные утѣшители?»[1].

Вторая изъ помянутыхъ въ заглавіи святынь – икона Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе» находится въ церкви Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, что на подворьѣ Аѳонскаго Андреевскаго скита, на Пескахъ, на углу 5-й и Дегтярной улицъ, сооруженной скитскою братіею въ память чудеснаго спасенія драгоцѣнной жизни Государя Императора Александра ІІІ и Августѣйшей Семьи при крушеніи царскаго поѣзда 17 октября 1888 года, и освященной преосвященнымъ митрополитомъ Исидоромъ 22 декабря 1891 года[2].

Существуетъ преданіе, что эта святая икона принадлежала нѣкогда Цареградскому патріарху святому Аѳанасію (†1654 года). Когда же святитель удалился на покой на Аѳонъ въ устроенную имъ келлію на землѣ Ватопедскаго монастыря, то икона Божіей Матери была взята имъ съ собою. Съ тѣхъ поръ до 1890 года она пребвгвала на Аѳонѣ. Патріархъ Аѳанасій скончался въ Россіи въ 1654 году, близъ города Лубенъ, Полтавской губерніи, въ Преображенскомъ монастырѣ, гдѣ и почиваютъ его святыя мощи, извѣстныя больше въ народѣ подъ именемъ «Аѳанасія сидящаго», ибо онѣ, по принятому обычаю восточныхъ церквей, почиваютъ не въ гробѣ, а въ креслѣ. По смерти святителя принадлежавшій ему образъ Божіей Матери былъ взятъ въ Аѳонскій греческій Ватопедскій монастырь, гдѣ находился около 200 дѣтъ, т. е. до того времени, когда на мѣстѣ келліи святителя Аѳанасія выросъ и расцвѣлъ обширный русскій скитъ святаго апостола Андрея Первозваннаго. При открытіи скита икона Божіей Матери дана была отъ Ватопедскаго монастыря жившимъ тамъ на покоѣ Адріанопольскимъ митрополитомъ Григоріемъ въ благословеніе основателю и первому игумену скита іеросхпмонаху Виссаріону и находилась въ келліи послѣдняго. Предъ кончиною своею старецъ Виссаріонъ благословилъ сею иконою братію, окружавшую одръ его, и сказалъ: «да будетъ она вамъ отрадою и утѣшеніемъ въ скорбѣхъ и печалѣхъ».

Въ первый разъ Аѳонская святыня сія посѣтила Россію въ 1863 году. Она пребывала въ нѣкоторыхъ городахъ и всюду была встрѣчаема и провожаема съ необыкновенною торжественностью и привлекала къ себѣ на поклоненіе, множество богомольцевъ. Первое прославленіе ея послѣдовало 19 ноября 1863 года въ городѣ Слободскомъ, Вятской губерніи. Здѣсь, по вѣрѣ и усердной молитвѣ предъ Аѳонскимъ образомъ Царицы небесной разрѣшился языкъ юноши, въ теченіе шести лѣтъ нѣмотствовавшаго сына священника, Владиміра Николаева Неволина. Въ описаніи сего чуда, изложенномъ и подписанномъ священнослужителями и почетными гражданами города Слободскаго, изъяснено было слѣдующее: «Въ ноябрѣ 1863 года іеромонахъ Аѳонской горы, русскаго скита святаго апостола Андрея Первозваннаго, Паисій, съ дозволенія Святѣйшаго Сѵнода производившій въ Россіи сборъ на тотъ монастырь, посѣтилъ городъ Слободской. О. Паисій имѣлъ отъ означеннаго скита въ ручныхъ приличныхъ кіотахъ: 1) малый серебряный крестъ съ частію древа животворящаго креста Господня и 2) икону Божіей Матеря «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе», въ серебряной позлащенной ризѣ съ таковымъ же вѣнцомъ, украшеннымъ драгоцѣнными камнями. Сія святыня на время пребыванія іеромонаха Паисія въ городѣ Слободскомъ поставлена была въ церкви Слободскаго дѣвичьяго Христорождественскаго монастыря. Жители города и въ числѣ ихъ вышеупомянутый Владиміръ Неволинъ, имѣвшій отъ роду 18 лѣтъ, пришли помолиться святому лику Божіей Матери. Шесть лѣтъ тому назадъ сей Владиміръ лишился языка, и отецъ его, тщетно обращаясь за помощію къ врачамъ, отдалъ его учиться живописи Слободскому купцу Александру Пашкину, у котораго онъ и находился. Узнавъ изъ разговора своихъ ширящей о посѣщеніи города Слободскаго принесеннымъ съ Аѳона ликомъ Пресвятыя Богородицы, онъ возъимѣдъ «преодолимое желаніе припасть въ скорби своего сердца къ сему святому лику, и когда, по окончаніи молебствія, совершеннаго іеромонахомъ Паисіемъ предъ святою иконою, немотствующія уста юноши прикоснулись къ пречистому образу для облобызанія, въ немъ совершилось что-то неизъяснимое: лицо его измѣнилось, онъ почуствовалъ жаръ, начавшійся въ языкѣ и постепенно распространившійся по всему тѣлу. Положивъ нѣсколько земныхъ поклоновъ, онъ возвратился домой и принялся за живопись. Но тутъ, въ задумчивости взирая на брата хозяина, работавшаго съ нимъ въ одной комнатѣ, Владиміръ произнесъ: «какой чудный брилліантовый вѣнецъ на Божіей Матери!». Сказавъ эти слова, онъ самъ ужаснулся, слыша себя говорящимъ, и въ удивленіи спрашивалъ хозяйскаго брата: «да вѣдь я говорю?». Брать хозяина, съ чувствомъ благодарности къ чудодѣющему Богу, едва могъ только сказать ему: «молись, молись, Волошина!». Владиміръ въ слезахъ умиленія повергся предъ иконою Вседержителя, находящегося въ той комнатѣ. Потомъ, по совѣту товарищей, поспѣшилъ въ монастырь и заявилъ іеромонаху Паисію о явленіи ему благодатной помощи отъ святой Аѳонской иконы Богоматери. О. Паисій совершилъ для него молебствіе, на которомъ прочиталъ онъ, въ первый разъ послѣ тяготившей его многолѣтней нѣмоты, имѣлъ радость прочитать благодарственную молитву въ услышаніе предстоящихъ языкомъ твердымъ и голосомъ яснымъ. 20-го ноября онъ исповѣдался у іеромонаха Паисія и пріобщался Святыхъ Таинъ и съ тѣхъ поръ чувствуетъ себя бодрымъ и здоровымъ и славитъ Господа Бога своимъ языкомъ»[3]. Съ этого времени всѣ больные, немощные и скорбящіе стали прибѣгать къ Аѳонской чудотворной иконѣ и по вѣрѣ своей получать исцѣленіе и помощь. – Въ 1870 годахъ названная икона Богоматери вторично посѣтила наше отечество. 27 марта 1890 года она прибыла въ сѣверную столицу Россіи оъ тѣмъ, чтобы оставаться здѣсь дотолѣ, пока то будетъ угодно Господу и Пречистой Матери Его. Съ великою радостью встрѣтили ее на вокзалѣ Николаевской желѣзной дороги столичное духовенство и народъ и съ крестнымъ ходомъ провожали на подворье Аѳонскаго Андреевскаго скита.

Чудотворная Аѳонская икона Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе», облеченная въ золотую ризу съ драгоцѣнными камнями, имѣетъ видъ трех-створчатаго складня. Въ срединѣ иконы изображенъ ликъ Пресвятой Богородицы въ поясномъ начертаніи съ Предвѣчнымъ Младенцемъ на лѣвой рукѣ. Богомладенецъ правой рукой благословляетъ, а въ лѣвой держигь свернутый свитокъ. По сторонамъ Божіей Матери изображены святые Іоаннъ Предтеча и Іоаннъ Богословъ, а внизу преподобные Антоній Великій, Евѳимій Великій, Онуфрій и Савва Освященный. На дверцахъ иконы изображены святители Спиридонъ Тримифунтскій и Николай Мѵрликійскій и святые великомученики Георгій Побѣдоносецъ и Димитрій Солунскій на коняхъ. Стиль письма и всѣ иконографическія черты указываютъ на многовѣковую древность этой святыни. Въ иконѣ хранятся части святыхъ мощей первомученика архидіакона Стефана, преподобнаго Григорія Синаита и нѣкоторыхъ другихъ угодниковъ Божіихъ. Въ углахъ иконы на чеканномъ окладѣ изображены два шестикрылые серафима и между ними по срединѣ, на сводчатомъ обрамленіи иконы, два ангела, держащихъ корону надъ ликомъ Царицы небесной. Внизу иконы на чеканномъ же окладѣ начертанъ тотъ самый тропаръ, что и на иконѣ Божіей Матери «Утоли моя печали»: Утоли болѣзни многовоздыхающія души моея, и кондакъ: Не ввѣри мя человѣческому предстательству, Пресвятая Владычице, но пріими моленіе раба Твоего: скорбь бо обдержитъ мя.... Вся икона, имѣющая около 13 вершковъ въ длину и 8 въ высоту, окружена мозаической рамкой и помѣщена въ изящномъ металлическомъ позолоченномъ кіотѣ съ серебряными фигурами ангеловъ, на правой сторонѣ храма, на ближайшей къ алтарю колоннѣ. Надъ святынею распростерта голубая, усѣянная золотыми звѣздами, рѣзная сѣнь съ бархатными пунцовыми завѣсами.

Чудотворной иконѣ Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе» празднуется и 25-го января, вмѣстѣ съ иконою «Утоли моя печали», и еще съ большею торжественностію 19-го ноября, въ память перваго чуда Божіей милости, явленной чрезъ сію святую икону нѣмотствовавшему юношѣ Николаю. Независимо отъ сего, еженедѣльно по воскреснымъ днямъ соборне служится предъ нею молебенъ съ пѣніемъ акаѳиста Божіей Матери «Утоли моя печали», привлекающій множество молящихся. По желанію усердствующихъ жителей столицы, святыня эта часто поднимается и въ дома ихъ для совершенія молебствій, особенно въ случаѣ какихъ-либо бѣдствій или болѣзней[4].

 

Протоіерей Ф. Знаменскій.

Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ. 1898. № 2. С. 50-54.

 

[1] «Бесѣды протоіерея М. Предтеченскаго. Спб. 1881 г.». Стр. 108-110.

[2]  Эта новая церковь Аѳонскаго Андреевскаго подворья служитъ украшеніемъ Песковъ: она каменная, двухъэтажная, восьмиглавая, въ древнемъ русскомъ стилѣ. Нижній храмъ однопрестольный, въ честь иконы Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе», верхній – во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы съ придѣламп: справа – во имя святаго апостола Андрея Первозваннаго и слѣва – во имя святаго благовѣрнаго князя Александра Невскаго.

[3] «Описаніе чудесныхъ исцѣленій отъ Аѳонской Иконы Божіей «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе». Изданіе Аѳонскаго русскаго Андреевскаго скита. Одесса. 1830 г.». Стр. 13-14.

[4] Икона Пресвятой Богородицы «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе» въ настоящѣе время хранится въ Санктъ-Петербургскомъ Николо-Богоявленскомъ соборѣ и выносится на поклоненіе вѣрующимъ только разъ въ году, въ день празднованія, вечеромъ 1 декабря и утромъ 2-го (по гражданскому календарю), и потому знакома далеко не всѣмъ, даже и петербуржцамъ. Чтимый списокъ со святой иконы находится въ Слободскомъ Свято-Екатерининскомъ соборѣ. Въ Алексіево-Акатовомъ женскомъ монастырѣ г. Воронежа также хранится списокъ съ аѳонской святыни, на которомъ написано: «сія икона написана и освящена на святой Аѳонской Горѣ въ Русской Обители Святаго Іоанна Златоустаго при настоятелѣ іеросхимонахѣ Кириллѣ 1905 года». Въ 1999 году икона замѵроточила. – ред.

 

Иконамъ М.Б. «Утоли моя печали» и «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе», тропарь, гл. 5: Утоли болѣзни многовоздыхающія души моея,/ утолившая всякую слезу отъ лица земли./ Ты бо человѣкомъ болѣзни отгониши/ и грѣшныхъ скорби разрушаеши:/ Тебѣ бо вси стяжахомъ надежду и утверждение,// Пресвятая Мати Дѣво.

Кондакъ, гл. 6: Не ввѣри мя человѣческому предстательству,/ Пресвятая Владычице,/ но пріими моленіе раба Твоего:/ скорбь бо обдержитъ мя,/ терпѣти не могу демонскаго стрѣлянія,/ покрова не имамъ, ниже гдѣ прибѣгну, окаянный,/ всегда побѣждаемь, и утѣшенія не имамъ,/ развѣ Тебѣ, Владычице міра,/ упованіе и предстательство вѣрныхъ,// не презри моленіе мое, полезно сотвори.

 

См. также:

Протоіерей Ѳеодоръ Лазурскій – Сказаніе объ иконѣ Богоматери «Утоли моя печали» и празднованіе въ честь ея въ Полтавскомъ каѳедральномъ Соборѣ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: