Замѣтка по вопросу обряда воздвиженія честнаго Креста Господня на утрени въ 14 день сентября.

Праздникъ воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня воспріялъ свое начало со времени обрѣтенія сего Креста, а въ томъ видѣ и порядкѣ, въ какомъ совершается обрядъ воздвиженія въ соборныхъ церквахъ и обителяхъ, онъ установленъ въ 7-мъ в. по Р. X. Значеніе этого священнаго обряда глубоко и таинственно. Имъ воспоминается не одно обрѣтеніе животворящаго креста Господня, съ предшествовавшими и и послѣдовавшими ему обстоятельствами, а вся исторія великихъ, искупительныхъ заслугъ Христа Спасителя и благодатныхъ дѣйствій креста Его, или, скажемъ яснѣе, обрядомъ воздвиженія съ одной стороны изображается исторія глубокаго уничиженія нашего искупителя и креста Его, а съ другой – исторія прославленія обоихъ ихъ. Съ преклоненіемъ креста Господня, мало по малу ниспадаютъ и голоса поющихъ, переходя отъ громкаго плача и рыданій какъ-бы въ тихую грусть сердца, а съ постепеннымъ восклоненіемъ отъ земли совершителя обряда, возрастаютъ, возвышаются, крѣпнутъ и голоса поющихъ, и наконецъ переходятъ какъ-бы въ сильный восторгъ сердца.

Воздвиженіе креста совершается такимъ образомъ. На утрени, во время великаго славословія (а лучше къ концу канона), священникъ облачается во всѣ священническія одежды и становится предъ престоломъ. При пѣніи великаго славословія, онъ принимаетъ кадильницу и трижды, крестообразно, кадитъ святый престолъ и лежащій по срединѣ его св. крестъ; во время протяжнаго пѣнія, въ послѣдній разъ, «Святый Боже», священникъ, сдѣлавъ земной поклонъ (Въ какой бы день седмицы ни случился сей праздникъ.), поднимаетъ крестъ на главу и, направляясь кругомъ престола, выходитъ сѣверными дверьми, въ предшествіи свѣщеносцевъ, до царскихъ вратъ и стоитъ здѣсь, до окончанія трисвятаго, лицемъ обращеннымъ къ престолу. При этомъ выносѣ креста бываетъ перезвонъ. По окончаніи трисвятаго, священникъ возглашаетъ велегласно: «Премудрость, прости». Ликъ начинаетъ нѣть: «Спаси Господи люди твоя». Священникъ же, нося на главѣ св. крестъ, исходитъ отъ царскихъ вратъ на средниу церкви, и тамъ, полагаетъ его на приготовленный аналогій и затѣмъ кадитъ крестообразно, обходя аналой трижды. Послѣ кажденія, священникъ дѣлаетъ три поклона до земли, беретъ крестъ съ васильками, обложенными на подножіи креста, становится предъ аналогіемъ лицемъ къ востоку (т. е. къ царскимъ вратамъ) и громко произноситъ ектенію: «Помилуй насъ Боже, по велицѣй милости твоей, молимся Тебѣ, услыши насъ Господи и помилуй, рцемъ вси».

Въ случаѣ присуствіи діакона, оному поручаеться произошеніе ектеніи, стоя передъ Крестомъ (при каждомъ изъ воздвиженіи переходитъ онъ на противоположную сторону), въ некоторомъ разстояніи отъ него, держа въ лѣвой рукѣ свѣчу, а въ правой кадило.

Пѣвцы поютъ сто разъ (сотницу) «Господи помилуй», а священникъ начинаетъ воздвиженіе честнаго креста, состоящее въ томъ, что сначала осѣняетъ крестомъ трижды ту сторону, для которой бываетъ воздвиженіе креста, и за тѣмъ преклоняетъ голову до тѣхъ поръ, пока она отъ земли будетъ отстоять на одну пядь. Послѣ того онъ «воздвигается горѣ» т. е. подымается. Какъ преклоненіе, такъ и воздвиженіе совершаетъ медленно; ибо преклоненіе должно совершаться во время пѣнія первой половины сотницы: «Господи помплуй», а возвышеніе при пѣніи второй половины сотницы (50 разъ) «Господи помилуй». Оканчивая сотницу, ликъ громко поетъ: «Господи помилуй» трижды, а священникъ, стоя прямо и конца сотницы ожидая, знаменуетъ крестомъ (осѣняетъ) трижды также какъ предъ началомъ воздвиженія.

При соборномъ служеніи два сослужащихъ священника поддерживаютъ предстоятеля подъ руки, а одинъ или два другихъ священника возливаютъ непрерывно и медленно, помалу, изъ сосудовъ воду на Крестъ. Вода сливается въ лоханъ, держимую свѣщеносцемъ. Въ воду можно добавить несколько капель розоваго масла или иныхъ ароматовъ, но не духовъ или одеколона. По обычаю, эту воду разбираютъ молящіеся послѣ службы.

Затѣмъ начинается новое (второе) воздвиженіе креста. Священникъ переходитъ на противоположную сторону аналогія, обращается лицемъ къ западу (т. е. къ притвору) и говоритъ ектенію: «Еще молимся о многострадальней странѣ Россійстѣй и православныхъ людехъ ея во отечествіи и разсѣяніи сущихъ и о спасеніи ихъ, рцемъ вси», и совершаетъ второе воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Далѣе, священникъ переходитъ отсюда къ правой сторонѣ аналоя и лицемъ обращеннымъ на югъ произноситъ эктенію: «Еще молимся о оставленіи грѣховъ православного епископства гонимыя Церкве Россійскія, господина нашего Высокопреосвященнѣйшаго Филарета, Первоіерарха Русскія Зарубежныя Церкве, (также имя мѣстнаго архіерея) и всего о Христѣ братства нашего, о здравіи и о спасеніи, рцемъ вси». И совершаетъ третье воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Потомъ священникъ переходитъ на противоположную сторону аналоя и лицемъ обращеннымъ къ сѣверу произноситъ эктенію: «Еще молимся о всякой души Христіанстѣй, скорбящей же и озлобленнѣй, здравія, спасенія и оставленія грѣховъ требующей, рцемъ вси». И совершаетъ четвертое воздвиженіе креста указаннымъ порядкомъ.

Наконецъ, священникъ становится на своемъ обычномъ мѣстѣ и лицемъ обращеннымъ къ востоку (т. е. престолу) произноситъ послѣднюю эктенію: «Еще молимся о всѣхъ служащихъ и послужившихъ во св. храмѣ семъ, отецъ и братій нашихъ, о здравіи и о спасеніи, и оставлены грѣховъ ихъ, рцемъ вси». И совершается пятое воздвиженіе креста обычнымъ порядкомъ. По окончаніи его, ликъ поетъ Слава и нынѣ, кондакъ: «Вознесыйся на крестъ волею...», а священникъ, во время сего пѣнія, полагаетъ крестъ на аналогіи, и поется: «Кресту Твоему» съ земными поклонами и проч., какъ въ 1-ое августа и въ крестопоклонную недѣлю. Т.е. стихиры Креста, затѣмъ совершается помазаніе елеемъ. Діаконъ произноситъ еткенію «Исполнимъ утреннію молитву», а ектенія «Помилуй насъ Боже» можетъ бытъ опущена, такъ какъ уже произносилась во время самого чина воздвиженія Креста. Далѣе окончаніе службы по обычаю («Литовскія Епархіальныя Вѣдомости».1874. № 34. Отд. Неофф. С. 268-269 съ дополн.).

Согласно указанію Типикона, въ концѣ статьи на 14 сентября курсивомъ прописано: «аще ли же не въ соборныхъ храмѣхъ и воздвиженіе креста не бываетъ, точію поклоненіе кресту, яко-же указано въ недѣлю третію святыхъ постовъ». Вслѣдствіе такого прямого запрещенія Типикона воздвигать крестъ въ сельскихъ храмахъ очевидно, что въ тѣхъ приходахъ сельскихъ, гдѣ воздвиженіе совершается, тамъ это дѣлается по незнанію Устава. По всей вѣроятности Воздвиженіе Креста должно всегда совершаться съ торжественностью, каковой не можетъ быть въ селѣ, при совершеніи обряда не нѣсколькими, а однимъ только священникомъ.

Вопрошавшему объ сѣмъ сельскому священнику послѣдовала слѣдущая резолюція Высокопреосв. Антонія (Храповицкаго), Архіеп. Волынснаго и Житомірскаго отъ 11 августа 1911 г. за № 6621: «Можно совершать это священнодѣйствіе во всѣхъ храмахъ, гдѣ къ тому привыкъ народъ, но совершать слѣдуетъ правильно, т. е. священникъ долженъ воздвигать крестъ на востокъ, на западъ, на югъ, на сѣверъ и снова на востокъ, стоя на одномъ мѣстѣ (по среди храма или на амвонѣ), а то я слышалъ, что въ нѣкоторыхъ приходахъ священники съ крестомъ становятся съ разныхъ сторонъ вокругъ аналогія, поворачиваясь лицомъ къ послѣднему. Это достойно смѣха, и я даже не сразу повѣрилъ такимъ сообщеніямъ. Діаконъ долженъ стоять противъ креста со свѣчей и кадиломъ и возглашать прошенія» («Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1911. № 37. Ч. Неофф. С. 711.).

 

Сост. Ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: