Замѣтка: О крестномъ ходѣ на воду, совершаемомъ въ русской Церкви 1 августа, и о днѣ крещенія Руси при святомъ Владимірѣ.

Что послужило поводомъ къ учрежденію 1 августа крестнаго хода для торжественнаго освященія воды на источникахъ, объ этомъ, какъ извѣстно, изъ русской старины до насъ не дошло точныхъ, ясныхъ данныхъ. Повидимому, происхожденіе этого хода, совершающагося по всей Россіи съ древнѣйшихъ временъ, было совершенно забыто еще въ отдаленной древности. По крайней мѣрѣ, въ 1627 г., при патріархѣ Филаретѣ Никитичѣ, уже не имѣли отчетливаго представленія по этому вопросу. Въ составленномъ тогда, по повелѣиію патріарха, «Сказаніи дѣйственныхъ чиновъ святой соборной и апостольской церкви Успенія» происхожденіе этого благочестиваго обычая перенесено на греко-русскую почву. По Сказанію, хожденіе на воду установлено «на воспоминаніе древнихъ чудесъ, содѣявшихся животворящимъ крестомъ и.... иконою Пресвятой Богородицы Владимірскія» въ княженіе на Руси великаго князя Андрея Боголюбскаго и въ царствованіе въ Греціи царя Мануила. И Андрей и Мануилъ оба въ одинъ день выступили противъ своихъ враговъ, первый противъ казанцевъ, второй противъ персовъ, и силою предносимыхъ предъ ними животворящаго креста и иконы Богоматери нанесли врагу пораженіе. Такое объясненіе совершенно недостаточно, какъ по неясности указываемаго имъ взаимоотношенія греческой и русской церковной практики въ данномъ случаѣ, такъ и особенно потому, что оно указываетъ только побужденіе къ почитанію животворящаго креста и иконы Богоматери, а не къ установленію хожденія на воду.

Изъ научныхъ рѣшеній вопроса господствующимъ и наиболѣе обоснованнымъ является то, которое предложено покойнымъ Сергіемъ, архіепископомъ Владимірскимъ, въ его Полномъ мѣсяцесловѣ Востока. Преосвященный Сергій возникновеніе крестнаго хода переносить совершенно на греческую почву. На основаніи греческаго Часослова 1897 г. онъ устанавливаетъ, что торжественное освященіе воды на источиикахъ и празднованіе въ честь животворящаго креста, которыя совершаются 1 августа, возникли изъ соединенія двухъ частныхъ Константинопольскихъ обычаевъ: 1) обычая освящать въ придворной константинопольской церкви воду 1 числа каждаго мѣсяца (за исключеніемъ января и сентября) и 2) обычая изношенія честнаго древа креста изъ царскихъ палатъ въ Софію (31-го іюля) и изъ Софіи на дороги и улицы столицы (ежедневно съ 1-го по 14-е августа), для освященія мѣстъ и воздуха и въ отвращеніи болѣзней, часто посѣщавшихъ городъ въ августѣ. Обычай изношенія древа существовалъ уже въ IX вѣкѣ, какъ видно изъ мѣсяцеслововъ константинопольскаго и синайскаго Евангелій этого вѣка, но совершался только въ Софіи и быль мѣстнымъ праздникомъ.

Въ первый разъ празднование кресту 1 августа является записаннымъ въ Типикоиѣ Константинопольской великой церкви X вѣка, затѣмъ въ мѣсяцесловѣ константинопольскаго Евангелія 1056 г., при чемъ названо погруженіемъ честнаго креста. Съ XII-XIII вѣка, съ распространеніемъ Іерусалимскаго устава, празднованіе 1 августа становится изъ мѣстнаго общимъ. На основаніи показанія одной греческой минеи XII вѣка, въ которой указанъ для 1 августа чинъ малаго освященія воды, можно предположить, что въ этомъ чинѣ первоначально и состояло священнодѣйствіе отъ 1 по 14 августа. Въ Россіи до конца XIV и начала XV вѣка въ употреблявшихся съ XI вѣка минеяхъ Студійскихъ ни 31 іюля, ни 1 августа не было никакой службы кресту, и появляется она лишь въ XIV-XV вѣкахъ, т. е. со времени введенія въ Россіи Іерусалимскаго устава.

Въ «Извѣстіяхъ Императорской Академіи Наукъ» г. Шляковъ сдѣлалъ попытку пересмотра основаній, которыя послужили преосвященному Сергію для составленія этого мнѣнія, и пришелъ къ заключенію, что наше праздноваиіе 1 августа нѣтъ нужды считать непремѣнно греческимъ по происхожденію, и что и на русской почвѣ ему можно найти достаточное объясненіе[1].

Русскія данныя о празднованіи у насъ 1-го августа прямо или косвенно говорять о глубокой его древности на русской почвѣ. Въ XVI в. въ рукописные уставы нѣкоторыхъ монастырей былъ внесенъ крестный ходъ на воду, а въ 1627 году въ Сказаніи онъ уже представляется существующимъ «по всѣмъ градомъ и весемъ».

Что же могло послужить поводомъ для установленія въ Россіи до половины XI вѣка крестнаго хода на воду 1 августа? На этотъ вопросъ г. Шляковъ отвѣчаетъ, что такимъ поводомъ могло быть крещеніе Руси при Владимірѣ. Ходы на воду, совершаемые 6-го января и въ Преполовеніе, имѣютъ отношеніе къ водѣ, или освященной погруженіемъ въ нее Господа, или освящающей христіанъ. Нужно думать, что и ходъ 1 августа имѣетъ отношеніе къ водѣ освященной, или освящающей. Какое изъ событій древности можетъ имѣть сюда отношеніе, кромѣ крещенія кіевлянъ въ Днѣпрѣ? Нельзя предполагать, чтобы такое выдающееся событіе въ Руси не было отмѣчено церковью какимъ-нибудь торжествомъ. Лѣтопись говоритъ: «створяше праздникъ великъ... и тако по вся лѣта творяше». Самая форма крестнаго хода невольно вызываетъ сближеніе съ торжественнымъ ходомъ, который 1 августа 988 года былъ совершенъ въ Кіевѣ на Днѣпрѣ послѣ утрени, предъ обѣдней, за которой должны были пріобщаться крещенные кіевляне. Нѣтъ ничего невѣроятнаго въ томъ, что крещеніе кіевлянъ произошло именно 1-го августа. Крещеніе въ рѣкѣ должно было совершаться въ то время, когда можно еще купаться (съ 23 іюня до сентября). За крещеніемъ въ древности слѣдовалъ постъ, отъ котораго нельзя было освободить, но который съ удобствомъ можно было облегчить для только что оставивщаго язычество народа, соединивъ его съ постомъ Успенскимъ. Сказаніе лѣтописца о низверженіи въ Кіевѣ язычества наканунѣ утра крещенія напоминаетъ старинное народное повѣрье объ обмираніи наканунѣ 1-го августа вѣдьмъ и темныхъ силъ, которымъ Владиміръ могъ воспользоваться для внѣдренія въ народѣ убѣжденія въ концѣ язычества. Имѣется древнее письменное свидѣтельство отъ XVI вѣка, (въ рукописи сѵнодальной библіотеки), прямо относящее крещеніе Руси къ 1 августа. Наконецъ, до сихъ поръ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Россіи праздникъ 1 августа называютъ «Владиміровымъ крещеніемъ».

Академикъ А. А. Шахматовъ въ тѣхъ же Извѣстіяхъ Академіи Наукъ[2] дополняетъ соображенія г. Шлякова указаніемъ письменныхъ памятниковъ, въ которыхъ есть прямое свидѣтельство о крещеніи Руси при Владимірѣ именно 1 августа. Въ сборникѣ XVI вѣка, находящемся въ сѵнодальной библіотекѣ, (указываемомъ и г. Шляковымъ) крещеніе отнесено ко времени царствованія Льва и Александра: при тѣх кр҃стисѧ княз великыи владимиръ кыевскыи и всѧ рус авгус҃ а҃. Въ сборникѣ кирпллобѣлозерскаго монастыря, хранящемся въ Императорской археографической комиссіи, въ краткомъ хронографѣ говорится: ѡт таковаго ѹбо вреда еленѧ въ недугъ впадъ цр҃ь василїи ȋ оумре. леѡнта сн҃а своего остави самодръжцемъ ȋ алеѯандра врата своего. при тѣх крт҃исѧ князъ великыи владимер кыевъскыи и всѧ рѫе августа а҃. Въ хронографѣ Новгородской Софійской библіотеки читается: ѡт таковаго ѹбо вреда еленѧ въ недугъ впадъ цр҃ь Василіе оумре. леонта сн҃а своего остави самодръжцемъ. Александра брата своего. При тѣх кр҃тисѧ княз великїи владимер кїевскїи и всея русїи авѫс а҃.

 

«Прибавлены къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1905. № 32. С. 1360-1362.

 

1 Н. В. Шляковъ. «Почему 1 августа бываетъ крестный ходъ на воду»? Извѣстія отдѣленія русскаго языка и словесности Ими. Акад. Н., 1904 г., т. IX., кн. 2, стр. 24.

2 А. А. Шахматовъ. Замѣтки къ статьѣ Н. В. Шлякова «Крестный ходъ на воду 1-го августа». Извѣстія отд. рус. яз. и сл. И. А. Н., 1904 г., т. IX, кн. 2.

 

См. также

Происхожденьевъ день въ Византіи и въ старой Москвѣ (1 / 14 августа).


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: