Замѣтка: Можно ли носить имя Божіей Матери?

Мнѣніе святителя Ѳеофана Затворника.

Распространено мнѣніе, что носить имя Божіей Матери непозволительно, и многія Маріи, нареченныя этимъ святымъ именемъ, свои именины переносятъ съ праздниковъ богородичныхъ на другіе дни. Преосвященный Ѳеофанъ, спрошенный однажды по этому предмету, далъ такой отвѣтъ въ одномъ изъ своихъ писемъ, напечатанныхъ въ «Тамбовскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ».

«Въ первый разъ слышу о томъ, что вы пишете. Въ Церкви запрета никакого нѣтъ носить имя Божіей Матери. И бѣды оттого, что празднуетъ кто именины свои въ день Рождества Пресвятыя Богородицы, быть не можетъ. Бѣда можетъ быть только отъ недобрыхъ чувствъ къ Божіей Матери, отъ недостатка вѣры, благоговѣйства, уповательнаго прибѣганія подъ кровъ Ея».

Однако и то несомнѣнно, что чувство, удерживающее отъ ношенія имени Божіей Матери, основано не на дурныхъ побужденіяхъ. Носящій чье либо имя какъ-бы обязывается подражать своему патрону въ жизни. И хотя Господь не поставилъ границъ нравственному человѣческому совершенству: «будите совершени, яко-же Отецъ вашъ небесный», но всеже сознаніе человѣческой немощи удерживаетъ ставить себя рядомъ съ «честнѣйшею херувимъ». А смиреніе – доброе чувство.

«Холмско-Варшавскій Епархіальный Вѣстникъ». 1899. № 22. Отд. 2. C. 381.

Мнѣніе святителя Филарета Московскаго.

Есть обычай въ православной церкви не давать именъ младенцамъ отъ имени Божіей Матери. И это смиренно и благоговѣйно. И хорошо послѣдовать ему. А можно ли и отступатъ отъ сего? Непомню, какое-то особенное обстоятельство расположило меня, при постриженіи келейной игуменіи Маріи, дозволить ей имѣть вмѣсто дня своего тезоименитства день Введенія Божіей Матери во храмъ. Казалось не неприличнымъ сіе: потому что вступленіе въ монашество есть посвященіе Богу, и дѣвствомъ или покрайней мѣрѣ вдовствомъ цѣломудреннымъ, посильное подражаніе дѣвству Пресвятыя Дѣвы. Однако, видно, иные не такъ сіе поняли, и кто-то неизвѣстный изъ дальняго города написалъ мнѣ за сіе упрекъ. Слово же Божіе велитъ удерживаться и отъ невинныхъ, но не необходимыхъ дѣлъ, когда онѣ могутъ смущать другихъ, и есть ли бы получившая имя отъ Божіей Матери вступила въ супружество, не стала ли бы и ее смущать мысль: ношу имя Приснодѣвы и не дѣвствую. Кто речетъ Божіей Матери: желалъ бы нарещи младенца Твоимъ именемъ и не дерзаю, тотъ пріобрѣтетъ своему младенцу покровительство Божіей Матери.

Письма Московскаго митрополита Филарета къ В. Д. Олсуфьеву (1839-1856). Письмо отъ 31 декабря 1854 г. // «Русскій архивъ». 1909. Вып. 1. С. 81.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: