• Таинство странное и преславное...

    Таинство странное и преславное...

    Велія благочестія тайна, – Богъ явися во плоти (I Тим. 3, 16).

     

    Тихое молчаніе обдержало всю землю въ великую таинственную ночь Рождества Христова! А какое тихое благоговѣйное молчаніе въ спасительной пещерѣ! Какое трепетное чувство благоговѣнія и любви въ склоненномъ къ яслямъ взорѣ Богоматери! Что, какъ не глубокое молчаніе сопровождало созерцаніе Ея Бога во плоти – Младенца, повитаго въ ясляхъ! Къ этимъ яслямъ, въ которыхъ почиваетъ младенчествующій и безмолвствующій Богъ-Слово, приникало и благоговѣніе именуемаго отца Іосифа и – молчало. Приближалась простая вѣра пастырей стадъ, утверждалась и – молчала; приходила мудрость человѣческая въ лицѣ поклонниковъ восточныхъ, недоумѣвала, вѣровала и – молчала. Въ нѣкоторой только дали отъ таинственной пещеры слышатся звуки слова неземнаго, слова благовѣстія Ангела пастырямъ, звуки хвалебной пѣсни воевъ небесныхъ.

    06 January 2022 читать далее


  • Яковъ Ивановичъ Зарницкій – Рождество Христово (Тайна Виѳлеемской пещеры).

    Яковъ Ивановичъ Зарницкій – Рождество Христово (Тайна Виѳлеемской пещеры).

    «Таинство странное вижу и преславное: небо – вертепъ,

    престолъ херувимскій – Дѣву, ясли – вмѣстилище,

    въ нихже возлеже невмѣстимый Христосъ Богъ»

    (Ирм. 9-й пѣс. кан.).

    Тишина безмолвной ночи, уединенная отъ жилищъ человѣка пещера и въ ней благообразный старецъ и юная кроткая Дѣва, окружающіе своими заботами ново-явившуюся въ міръ жизнь – вотъ картина Виѳлеемской пещеры въ ночь рождества Господа нашего Іисуса Христа. Простая и непоражающая глазъ и воображеніе картина! И лишь только безмолвно-благоговѣйная тишина окружающаго сообщаетъ этой простотѣ необычайное величіе, а полныя спокойствія и высокой думы лица и взоры старца и Дѣвы придаютъ всему совершающемуся здѣсь непостижимую таинственность. Словомъ, при видимой простотѣ чувствуется величіе и непостижимость событія. Но въ то время, какъ міръ человѣческій, въ упоеніи своихъ страстей и расчетовъ, вдали отъ этой пещеры, совершалъ обычный путь своей жизни, не замѣчая и не вѣдая о происходившемъ въ ней, міръ духовный и область небесная особыми знаменіями засвидѣтельствовали о необычайности происходившаго здѣсь и необычайностью этихъ знаменій подвигли и человѣчество внести отъ себя лепту въ неземной ореолъ событія Виѳлеемской пещеры.

    06 January 2022 читать далее


  • Проф. Михаилъ Николаевичъ Скaбaллaновичъ – Рождественская вечерня.

    Проф. Михаилъ Николаевичъ Скaбaллaновичъ – Рождественская вечерня.

    Чтобы церковное чествованіе Рождества Христова отвѣчало всей важности для насъ этого событія и способствовало ежегодному глубокому переживанію его вѣрующими, богослужебный уставъ долженъ былъ прежде всего сообщить храмовой cлужбѣ этого праздника столь же исключительный и своеобразный видъ, какой имѣетъ пасхальная служба. Эта послѣдняя совершенно не похожа на всѣ службы церковнаго года, и это есть одна изъ причинъ ея глубокаго дѣйствія на душу. Рождественское богослуженіе въ этомъ отношеніи очень напоминаетъ пасхальное. Привыкнувъ въ теченіе года слышать подъ праздникъ въ церкви торжественную вечерню съ ея величественнымъ исполненіемъ предначинательнаго псалма, съ ея входомъ, пареміями, вѣрующій какъ-то неожиданно поражается и совершенно особеннымъ образомъ настраивается, когда ему, вступающему въ такой праздникъ, вдругъ вмѣсто этого предлагается длинное монотонно-скорбное, прямо покаянное, чтеніе великаго повечерія. Тутъ со стороны Церкви замѣчательно расчитанное дѣйствіе на душу, на самыя сокровенныя тонкости душевныхъ движеній, на склонность человѣка къ контрастамъ и новизнѣ. Это совершенно тотъ же пріемъ, къ которому прибѣгаетъ церковный уставъ въ пасхальной службѣ: приходящимъ слушать пасхальную заутреню предлагается канонъ погребенію Христову.

    06 January 2022 читать далее


  • Почему при Рождествѣ Христовомъ явилась звѣзда?

    Почему при Рождествѣ Христовомъ явилась звѣзда?

    Изъ знаменій, сопровождавшихъ рожденіе Спасителя, появленіе на небѣ особой звѣзды можно назвать самымъ характернымъ, насколько такимъ было помраченіе солнца при распятіи Спасителя (таковымъ пророчески призналъ это послѣднее знаменіе еще Захарія – 14,7). Замѣчательно, что въ тропарѣ Рождеству Христову говорится только о звѣздѣ волхвовъ. А въ тропарѣ всегда выражается вся суть празднуемаго событія, весь смыслъ, цѣль и значеніе его, указывается главная и средоточная сторона этого событія. И такъ какъ тропари и кондаки – древнѣйшія изъ праздничныхъ пѣснопѣній и потому могутъ служить выразителями взгляда древней церкви на сущность евангельскихъ событій, то, слѣдовательно, по древнему церковному воззрѣнію самый характерный эпизодъ Рождества Христова составляетъ именно появленіе звѣзды Новорожденнаго.

    06 January 2022 читать далее


  • Аѳанасій Захарьевичъ Неселовскій – Іерейская совѣсть и священническая честность.

    Аѳанасій Захарьевичъ Неселовскій – Іерейская совѣсть и священническая честность.

    Еще древніе говорили: «est Deus in nobis», т. е. въ каждомъ человѣкѣ живетъ Богъ, каждый человѣкъ въ душѣ своей находитъ нѣкоторую силу, побуждающую его жить согласно съ волей Божіей и предпочитать добро злу. Эту силу, властно требующую отъ человѣка жить не такъ, какъ ему хочется, а какъ Богъ велитъ, и указывающую ему, что нужно считать добромъ и что зломъ, и называютъ обыкновенно совѣстью, голосомъ Божіимъ въ человѣкѣ, ибо она, по началу своему, есть не что иное, какъ именно вложенная самимъ Богомъ въ душу человѣка способность оцѣнивать нравственное достоинство поступковъ человѣка, награждать его спокойствіемъ душевнымъ за исполненіе того, что ею одобряется, и осуждать, лишать покоя душевнаго тѣхъ, кто не исполняетъ ея велѣній. И какъ бы человѣкъ ни извратилъ свою нравственную природу, этотъ голосъ Божій въ немъ не можетъ быть совершенно заглушенъ ничѣмъ. Потому-то св. апостолъ Павелъ и говоритъ, что даже «язычники, не имѣющіе закона, по природѣ законное дѣлаютъ; не имѣя закона, они сами себѣ законъ; они показываютъ, что дѣло закона у нихъ написано въ сердцахъ: о чемъ свидѣтельствуетъ совѣсть ихъ, и мысли ихъ, то обвиняющія, то оправдывающія одна другую» (Рим. 11, 15).

    12 December 2021 читать далее


  • Изложеніе ученія святаго Іоанна Златоуста о пастырскомъ служеніи.

    Изложеніе ученія святаго Іоанна Златоуста о пастырскомъ служеніи.

    Близость св Златоуста ко временамъ первобытной церкви христіанской даетъ неоспоримую важность его ученію о пастырскомъ служеніи. Онъ училъ такъ, какъ учила первобытная церковь христіанская, какъ было въ употребленіи у христіанъ его времени. Посему на свидѣтельства его можно смотрѣть, какъ на общій голосъ всей церкви христіанской. Трудами своими въ церкви Антіохійской и на каѳедрѣ Константинопольской св. Златоустъ пріобрѣлъ уваженіе всей церкви вселенской. Слава его гремѣла во всемъ христіанскомъ мірѣ, и всѣ смотрѣли на него, какъ на великаго учителя церкви, еще при жизни его. Съ тѣхъ поръ и доселѣ церковь не преставала и не престаетъ почитать св. Златоуста великимъ учителемъ. Труды, понесенные св. Златоустомъ въ церкви и паствѣ, способствовали ему глубже понять то высокое значеніе и ту трудность, которыя соединены съ пастырскимъ служеніемъ.

    Основываясь на такой важности ученія св. Златоуста о пастырскомъ служеніи, мы приступаемъ къ его изложенію. Задача предложеннаго изслѣдованія состоитъ въ томъ, чтобы всѣ мысли св. Златоуста о пастырскомъ служеніи, разсѣянныя въ разныхъ мѣстахъ его твореній, привести въ систематическій порядокъ.

    25 November 2021 читать далее


  • Τὸ γινώσκειν τὰ πρόβατα.

    Τὸ γινώσκειν τὰ πρόβατα.

    Въ числѣ пастырскихъ обязанностей, начертанныхъ въ божественномъ законѣ относительно ввѣренныхъ пастырю душъ, на первомъ планѣ стоитъ знаніе овецъ. Божественный Пастыреначальникъ, называя Себя пастыремъ добрымъ, указываетъ прежде всего на то, что Онъ вполнѣ знаетъ своихъ овецъ, и онѣ знаютъ Кто, въ слѣдующихъ словахъ: «Азъ есмь пастырь добрый: и знаю моя и знаютъ Мя моя. Якоже знаетъ Мя Отецъ, и Азъ знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы» (Іоан. 10, 14 и 15). Такимъ образомъ несомнѣнно, что всякій пастырь, желая слѣдовать заповѣди Божіей и оправдаться въ своихъ дѣйствіяхъ на страшномъ судѣ, долженъ знать свою паству и знать ее обстоятельно: обязанъ вѣдать каждую овцу въ отдѣльности, глашать ее по имени и точно отличать ее отъ прочихъ овецъ (Іоан. 10, 3), а затѣмъ заботливо и рачительно слѣдить за нравственнымъ состояніемъ каждой изъ нихъ. «Разумнѣ разумѣвай души стада твоего, и да приставиши сердце твое къ твоимъ стадамъ», говорится въ книгѣ Притчей Соломоновыхъ (Притч. 27, 23).

    19 October 2021 читать далее