• Жатва... многа, дѣлателей же мало... (Мѳ. 9, 37).

    Жатва... многа, дѣлателей же мало... (Мѳ. 9, 37).

    Пастырь добрый... Гдѣ ты, пастырь добрый?... Пастырь, исполненный великой духовной мощи, сѣятель Божьяго слова, носитель Божіей силы? Гдѣ ты врачъ духовный, цѣлитель язвъ душевныхъ? Выходи на дѣланіе, работай, трудись, ибо настаетъ твоя великая пора, пора усиленнаго сѣянія, пора самоотверженнаго, служенія истинѣ.

    Жатва убо многа... О, какъ велика разстилается предъ тобою Божья нива, нива человѣческихъ сердецъ, ищущихъ, алчущихъ, жаждущихъ правды и истины. Извѣрился нынѣ русскій человѣкъ. Тоскуетъ и томится почти всякое сердце, томится до боли, до отчаянія. Какъ справедливо сказалъ поэтъ:

    Не плоть, а духъ растлился въ наши дни,

    И человѣкъ отчаянно тоскуетъ. (Тютчевъ).

    12 February 2020 читать далее


  • Архіепископъ Никандръ (Молчановъ) – ТЩАНІЕМЪ НЕ ЛѢНИВИ, ДУХОМЪ ГОРЯЩЕ, ГОСПОДЕВИ РАБОТАЮЩЕ.

    Архіепископъ Никандръ (Молчановъ) – ТЩАНІЕМЪ НЕ ЛѢНИВИ, ДУХОМЪ ГОРЯЩЕ, ГОСПОДЕВИ РАБОТАЮЩЕ.

    Три вселенские святителя предстоящие Христу. Фреска монастыря Пива в Черногории (XVII в.)

     

    Слово, сказанное въ семинарскомъ храмѣ въ день храмоваго праздника Трехъ Святителей, 30 января 1901 года, въ Симбирскѣ.

    Тщаніемъ не лѣниви, духомъ горяще, Господеви работающе

    (Римл. 12, 11).

    Вотъ слова, на которыхъ хотѣлось бы остановить ваше благочестивое вниманіе и поставить ихъ точкою отправленія для нашей бесѣды съ вами, по случаю настоящаго праздника въ семъ разсадникѣ духовнаго просвѣщенія.

    Въ настоящемъ случаѣ насъ занимаетъ вопросъ – что нынѣ особенно требуется отъ носителей духовнаго просвѣщенія, чтобы служеніе ихъ было плодотворно, при настоящихъ условіяхъ и обстоятельствахъ общественной и народной жизни?

    12 February 2020 читать далее


  • Священникъ, по изображенію его въ болгарскомъ журн. – «Церковенъ Вѣстникъ». Типы сельскихъ матушекъ, приводимые въ журналѣ – «Душеполезное Чтеніе».

    Священникъ, по изображенію его въ болгарскомъ журн. – «Церковенъ Вѣстникъ». Типы сельскихъ матушекъ, приводимые въ журналѣ – «Душеполезное Чтеніе».

    Въ Пермск. Епарх. Вѣдом. (№ 17 сего года) заимствована изъ болгарскаго журнала «Церковенъ Вѣстникъ» ст. – «Священникъ». Духовный болгарскій журналъ начертываетъ такой идеалъ священника.

    «Священникъ есть Божій служитель, ближайшій къ народу. Онъ живетъ съ народомъ и среди народа. Его благословеніе и молитвы охраняютъ каждый домъ и каждаго христіанина; на него смотрятъ, какъ на посредника между небомъ и христіанами.

    Нѣтъ семейства въ его приходѣ, въ которомъ бы не встрѣчали священника съ уваженіемъ и почитаніемъ – мужчины и женщины, старые и малые. Онъ близокъ къ каждому приходскому семейству. Какъ духовный отецъ, онъ совѣтникъ и утѣшитель каждаго прихожанина; ему повѣряютъ радости и тяготы, печали и слезы, ему открыты всѣ дома и сердца.

    07 February 2020 читать далее


  • Необходимо-ли требуютъ каноническія постановленія, чтобы приходскіе священнники были женаты, и на какомъ основаніи и съ какого времени утвердился въ Россіи обычай рукополагать не иначе, какъ когда предназначенный къ рукоположенію вступить въ бракъ?

    Необходимо-ли требуютъ каноническія постановленія, чтобы приходскіе священнники были женаты, и на какомъ основаніи и съ какого времени утвердился въ Россіи обычай рукополагать не иначе, какъ когда предназначенный къ рукоположенію вступить въ бракъ?

    Церковь Восточная издревле не обязывала поставляемыхъ на степень священника или діакона ни къ брачной жизни, ни къ безбрачной. На первомъ вселенскомъ Соборѣ нѣкоторые изъ отцовъ предлагали было постановить общимъ правиломъ, чтобы священники и діаконы (равно какъ и епископы) вели жизнь безбрачную; но, по совѣту св. Пафнутія, епископа Ѳиваидскаго, удержались отъ такого требованія «изъ опасенія вредныхъ послѣдствій отъ избытка строгости». Но и тогда избираемымъ въ клиръ не было вмѣнено въ обязанность непремѣнно вступать въ супружество: безбрачные священники и діаконы, по древнему преданію, и должны были оставаться безбрачными; а состоявшимъ въ супружествѣ предоставлено на волю удаляться отъ сожитія съ женами или оставаться въ прежнихъ отношеніяхъ[1].

    27 November 2019 читать далее


  • Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о бракѣ и безбрачіи духовенства въ Восточной и Западной Церквахъ въ эпоху I-XI вв.

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о бракѣ и безбрачіи духовенства въ Восточной и Западной Церквахъ въ эпоху I-XI вв.

    Святительский чин. Мозаика Собора Св. Софии в Киеве (XI в.)

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о браке и безбрачии духовенства в Восточной и Западной Церквях в эпоху I-XI вв. // «Православный Путь» за 1961 г. С. 95-147.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    27 November 2019 читать далее


  • О высотѣ пастырскаго служенія (Изъ твореній св. Іоанна Златоустаго).

    О высотѣ пастырскаго служенія (Изъ твореній св. Іоанна Златоустаго).

    Ради праздника Воздвиженія животворящаго креста Господня, Церковь совершаетъ память св. Іоанна Злотоустаго не въ 14 день сентября по ст. ст., когда святитель преставился, но въ 13 день ноября по ст. ст. – ред.

    Тотъ, кто молится за весь городъ, – что я говорю за городъ? – за всю вселенную, и умилостивляетъ Бога за грѣхи всѣхъ, не только живыхъ, но и умершихъ, тотъ какимъ самъ долженъ быть? Даже дерзновеніе Моисея и Иліи я почитаю недостаточнымъ для такой молитвы. Онъ такъ приступаетъ къ Богу, какъ бы ему ввѣренъ былъ весь міръ и самъ онъ былъ отцемъ всѣхъ, прося и умоляя о прекращеніи повсюду войнъ и усмиреніи мятежей, о мирѣ и благоденствіи, о скоромъ избавленія отъ всѣхъ тяготѣющихъ надъ каждымъ бѣдствія частныхъ и общественныхъ. Посему онъ сямъ долженъ столько во всемъ превосходить всѣхъ, за кого онъ молится, сколько предстоятелю слѣдуетъ превосходить находящихся подъ его покровительствомъ.

    25 November 2019 читать далее


  • О ЕЖЕГОДНОМ ЗАУПОКОЙНОМ ПОМИНОВЕНИИ ЖЕРТВ РЕВОЛЮЦИИ.

    О ЕЖЕГОДНОМ ЗАУПОКОЙНОМ ПОМИНОВЕНИИ ЖЕРТВ РЕВОЛЮЦИИ.

    Уже Всероссийский Поместный Собор 5/18 апреля 1918 г. принял определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Это определение устанавливало день молитвенного поминовения на 25 января (день убийства митр. Владимира (Богоявленского). Также устанавливался день крестных ходов в приходах, где были новомученики – понедельник второй недели по Пасхе:

    «1. Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою в исповедниках и мучениках.

    2. Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спасении оставшихся в живых.

    06 November 2019 читать далее