Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Уроки Богослуженія въ недѣли но Пасхѣ до праздника Вознесенія Господня.

Щелкнув на картинку получите изображение наивысшего качества.

Семидневныхъ празднованіемъ Пасхи св. Церковь не ограничиваетъ прославленія Воскресшаго, но продолжаетъ его, хотя и съ меньшею торжественностью, еще тридцать два дня до самаго вознесенія Господа на небо, и, сверхъ того, воспоминаетъ воскресеніе Христово еженедѣльно въ первый день седмицы. Прославляя Воскресшаго изъ мертвыхъ и торжествуя побѣду Его надъ смертію, Церковь и воскресное богослуженіе установила совершать торжественно, безъ колѣнопреклоненій, принадлежащихъ больше къ дѣйствіямъ покаянія. Посвящая недѣли по Пасхѣ воспоминаніямъ, относящимся къ божественному прославленію воскресшаго Господа, она вмѣстѣ съ тѣмъ изображаетъ намъ спасительныя послѣдствія этого славнаго событія. Въ событіяхъ, совершившихся въ эти недѣли, она то раскрываетъ предъ нами характеръ истинныхъ христіанъ (нед. о Ѳомѣ и Мѵроносицъ), то излагаетъ ученіе объ истинномъ Богопочитаніи (въ недѣлю Самаряныни), то описываетъ (въ недѣли о Разслабленномъ и о Слѣпомъ), состояніе человѣчества разслабленнаго и слѣпотствовавшаго, но исцѣленнаго Искупителемъ.

Въ недѣлю вторую по Пасхѣ Церковь воспоминаетъ явленіе воскресшаго Господа одинадцатн апостоламъ и осязаніе ранъ Его ап. Ѳомою. Обстоятельства этого событія воспѣваются во всѣхъ стихирахъ и тропаряхъ канона въ нед. ап. Ѳомы и въ стихирахъ прочихъ дней седмицы. На истину Божества и человѣчества воскресшаго Господа Церковь особенно обращаетъ благоговѣйный взоръ вѣрующихъ: «Господи, нестерпимымъ Твоего Божества блистаніемъ, дверемъ пришелъ еси заключеннымъ сущимъ, и, ставь посредѣ учениковъ, ребро обнажилъ еси, и язвъ твоею руку и ногу струпы являя, печаль же и скорбь разрѣшая, явѣ возгласилъ еси: во мнѣ видите, о друзи, плоти пріятіе, не духа ношу естество: сомнящемуся же ученику повелѣвалъ еси осязати трепетно: онъ же, ощущая рукою твое сугубое существо, со страхомъ вопіяше вѣрно, вѣрою влекомъ: Господь мой и Богъ мой»{1}. Въ апостольскомъ чтеніи на литургіи Церковь въ повѣствованіи о много различныхъ чудесахъ, творимыхъ св. апостолами во имя Іисуса Христа, указываетъ намъ дѣйствіе той же божественной силы Воскресшаго, для Котораго не оказалось преградъ и въ затворенныхъ дверяхъ: въ евангельскомъ же чтеніи повѣствуется о воспоминаемомъ событіи, отъ котораго и самая недѣля получила названіе Ѳоминой.

Въ третью недѣлю по Пасхѣ св. Церковь воспоминаетъ свв. женъ Мѵроносицъ и тайныхъ учениковъ Христовыхъ – Іосифа Аримаѳейскаго и Никодима, какъ «свидѣтелей Его смерти и воскресенія», сихъ двухъ, по выраженію синаксаря недѣли, «истиннѣйшихъ и содержательнѣйшихъ догматовъ вѣры христіанской». Соотвѣтственно такому воспоминанію, Церковь въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ недѣли воспѣваетъ то крестъ и спасительную смерть Господа, то славное Его воскресеніе, то, наконецъ, прославляетъ святые подвиги воспоминаемыхъ учениковъ и ученицъ Господа, призывая и насъ слѣдовать ихъ высокому примѣру. «Заушенъ насъ ради и оплеванъ былъ еси, Іисусе, отъ беззакониковъ», взываетъ она, «óтца и желчи, Спасе, напоенъ былъ насъ ради», «въ животворныя ребра копіемъ прободенъ былъ еси», «вмѣнился еси въ мертвыхъ», «во гробѣ положенъ еси». Но эти скорбныя воспоминанія страданій и смерти Спасителя Церковь обильно растворяетъ утѣшительнымъ указаніемъ на спасительные для насъ плоды креста Господа и радостью объ Его воскресеніи, которое есть побѣда надъ смертью и адомъ: «да веселится Сіонъ, да радуется и небо, воскресе Христосъ, мертвыя воздвигнувый», поетъ она. Даже тропари этой недѣли{2}, заимствованные изъ службы Великой субботы и выражающіе преимущественно благочестивую скорбь и только предчувствіе торжества, въ эту недѣлю тоже дополняются радостнымъ указаніемъ на воскресеніе Спасителя, равно какъ радостнымъ же изображается и душевное состояніе свв. женъ Мѵроносицъ.

Въ недѣлю о Разслабленномъ, четвертую но Пасхѣ, св. Церковь, воспоминая чудесное событіе при общей купели, прославляетъ божественное всемогущество Іисуса Христа, ибо «разслабленнаго, поетъ она, не купель исцѣли, но слово Господне обнови, которое явися разслабленнымъ членомъ, яко же связаніе живоносное»{3}. Вмѣстѣ съ тѣмъ, напоминая намъ о разслабленіи нашей души грѣхами, она приглашаетъ каждаго изъ насъ взывать: «въ лѣтѣхъ многихъ немощствующую душу мою, Преблагій, исцѣли яко же разслабленнаго прежде, яко да послѣдую Твоимъ стезямъ, яже показалъ еси любящимъ Тя»; – «разслабленнаго яко воздвиглъ еси, Христу, разслабленную мою душу преступленми оздрави, и шествовати мнѣ Твоя правыя стези споспѣшествуй»{4}. Прославляя Воскресшаго, св. Церковь восхваляетъ въ пѣснопѣніяхъ недѣли и св. арх. Михаила, возмутившаго воду въ купальнѣ Силоамской, какъ служителя божественнаго всемогущества и «наставника заблуждающихъ», и, въ виду нашего духовнаго разслабленія, молитвенно взываетъ къ нему: «просвѣщеніе намъ испроси» и «наслажденіе благъ вѣчныхъ». Ту же силу Божію возвѣщаетъ она и апостольскимъ чтеніемъ, которое повѣствуетъ о чудесномъ исцѣленіи разслабленнаго Енея именемъ Іисуса Христа и о воскрешеніи Тавиѳы, и евангельскимъ чтеніемъ о событіи, воспоминаемомъ въ недѣлю о Разслабленномъ.

Празднованіемъ въ среду на четвертой недѣлѣ по Пасхѣ преполовенія Пятидесятницы св. Церковь прославляетъ Господа нашего Іисуса Христа, какъ Божественнаго Учителя, Который сравнивалъ благодать своего ученія съ водою, необходимою для жаждущихъ, и, вмѣстѣ съ тѣмъ, Церковь подготовляетъ вѣрующихъ къ новому радостному торжеству св. Пятидесятницы и Вознесенія Господня. «Празднику преполовляющуся Твоего, Христе, воскресенія и божественнаго пришествія Св. Твоего Духа, сшедшеся чудесъ Твоихъ воспѣваемъ таинства»{5}; «просвѣтившеся, братіе, воскресеніемъ Спаса Христа, и достигше преполовенія праздника Владычня, преискренно сохранимъ заповѣди Божія, да достойни будемъ и Вознесеніе праздновати, и пришествіе Св. Духа», взываетъ къ намъ св. Церковь въ день Преполовенія. На вечернемъ богослуженіи она предлагаетъ трогательныя и назидательныя пареміи изъ ветхозавѣтныхъ книгъ, содержащія пророчества о божественной проповѣди Спасителя{6}, а стихиры и каноны службы Преполовенія съ свойственнымъ имъ величіемъ и восторженностію славятъ Искупителя, моля, чтобы Онъ «преполовившуся празднику жаждущую душу вѣрныхъ напоилъ благочестія водами». Въ апостольскомъ чтеніи на литургія повѣствуется о томъ, какъ божественною силою Воскресшаго свв. ап. Павелъ и Варнава исцѣлили хромого въ Листрѣ, а Евангеліе говоритъ о прибытіи Іисуса Христа въ преполовеніе праздника кущей въ Іерусалимъ и о божественномъ ученіи Его въ Іерусалимскомъ храмѣ (Іоан. 7, 14; 8, 20). Наконецъ, послѣ литургіи, Церковь совершаетъ малое водоосвященіе, прося Господа напоить жаждущія души водами благочестія, «яко всѣмъ возопилъ» Онъ: «жаждай, да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ»{7}. Этотъ благочестивый обычай нашей Церкви соединяетъ въ нашемъ представленіи – и овчую купель, при которой исцѣленъ разслабленный, и воду крещенія, которую та предвозвѣщала, и обѣтованіе Христово о живой водѣ Святаго Духа.

Въ пятую недѣлю по Пасхѣ Церковь воспоминаетъ бесѣду Спасителя съ Самарянкою, «понеже въ той Христосъ Мессію Себе явѣ исповѣдаше, еже есть Христосъ», говорится въ синаксарѣ недѣли о Самаряныни. «Сего бо ради и въ средопентикостную седмицу учиненъ бысть праздникъ». Богослуженіе пятой недѣли полно воспоминаніями того, какъ Іисусъ Христосъ, проповѣдуя Евангеліе погибшимъ овцамъ дома Израилева, пришелъ въ Сихарь и, утомленный отъ пути, сѣлъ «при кладезѣ Іакова», куда жена Самарянка пришла почерпнуть воды. Бесѣдою съ нею Іисусъ Христосъ постепенно возводитъ къ уразумѣнію того, что Онъ есть источникъ воды, текущей «въ животъ вѣчный», утоляющій на вѣки жажду души человѣческой, что Онъ есть Божественный Сердцевѣдецъ и Мессіа-Христосъ. Служа яснымъ свидѣтельствомъ божественной славы Воскресшаго, бесѣда эта вмѣстѣ съ тѣмъ излагаетъ намъ ученіе объ истинномъ Богопочитаніи, которое должно состоять въ поклоненіи Богу «духомъ и истиною», т. е. въ полнотѣ и совершенствѣ внутренняго и внѣшняго богопоклоненія. Въ апостольскомъ чтеніи Церковь возвѣщаетъ ту же славу Воскресшаго указаніемъ на могущественное дѣйствіе благодати Божіей и на быстрое умноженіе Церкви Христовой въ Антіохіи: «бѣ бо рука Господня» съ апостолами, которые явно видѣли «благодать Божію» и радовались. Евангеліе же повѣствуетъ о бесѣдѣ Господа съ Самарянынею, именемъ которой и называется пятая недѣля Пятидесятницы.

Въ богослуженіи шестой недѣли по Пасхѣ Церковь продолжаетъ раскрывать предъ нами божественную силу и славу Воскресшаго, посвящая эту недѣлю воспоминанію о чудесномъ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпорожденнаго. Въ утѣшеніе невинно-страждущихъ Церковь возвѣщаетъ, что бѣдствія не всегда говорятъ о виновности страждущихъ, но посылаются иногда и невиннымъ, «да явятся на нихъ дѣла Божіи», а потому, видя несчастія ближнихъ, мы должны воздерживаться отъ осужденія ихъ. Только слѣпота духовная большею частію зависитъ отъ насъ, отъ нашего невниманія къ вѣрѣ, непослушанія и невѣдѣнія о ней, лишающихъ человѣка чистоты сердца и способности принять благодатную помощь Воскресшаго. Поэтому св. Церковь въ пѣснопѣніяхъ недѣли внушаетъ намъ взывать: «умныя мои очи, ослѣпленныя, Господи, отъ мрачнаго грѣха, Ты просвѣти, вложивъ, Щедре, смиреніе, и покаянія омый слезами»... «Душешшна очима ослѣпленъ, къ Тебѣ, Христе, прихожду, яко же слѣпый отъ рожденія, покаяніемъ зову Ти: Ты сущихъ во тмѣ свѣтъ пресвѣтлый»{8}. О дѣйствіяхъ благодатнаго всемогущества въ дѣяніяхъ апостоловъ говоритъ апостольское чтеніе, а Евангеліе повѣствуетъ о событіи исцѣленія слѣпорожденнаго, которое Церковь и празднуетъ въ недѣлю о Слѣпомъ.

Въ среду Церковь какъ бы заканчиваетъ прославленіе Воскресенія Христова и, празднуя въ этотъ день отданіе Пасхи, отличаетъ его отъ всѣхъ другихъ дней особенно торжественнымъ Богослуженіемъ, напоминающимъ собою дни свѣтлой седмицы. Этимъ св. Церковь снова возвращаетъ насъ къ радостнымъ воспоминаніямъ пасхальныхъ дней. Столько времени уже слухъ нашъ внималъ торжественнымъ пѣснямъ Воскресенія Христова, такъ свыкся, сроднился съ ними, сама Церковь такъ заботливо старалась доставить, увеличить и продлить для насъ это богодарованное наслажденіе, что теперь, полагая предѣлъ ему, она сь замѣчательно мудрою предусмотрительностью и благовременно снова призываетъ насъ къ радости, какъ бы боясь за слабыхъ сыновъ своихъ, чтобы они не предались невольной скорби и грустному настроенію въ виду отшествія Господа на небо, празднуемаго въ четвертокъ на этой седмицѣ.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1901. Т. 1. № 16. С. 371-376.

 

{1} Стихиры литіи; тропарь и кондакъ.

{2} «Благообразный Іосифъ» и «Мѵроносицамъ женамъ».

{3} Служба вторника недѣли о Разслабленномъ.

{4} Служба нед. о Разслабленномъ. Тоже и въ кондакѣ.

{5} На вечерни вторн. въ нед. о Разслабленномъ.

{6} Р. Д. с. П. 1900 г., т. 1, стр. 386 и 387.

{7} Тропарь Преполовенія.

{8} Кондакъ.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: