Историческія свѣдѣнія о происхожденіи и составѣ «Постной Тріоди».

Святая Четыредесятница издревле, была временемъ особенныхъ молитвъ и подвиговъ благочестивыхъ христіанъ. Въ нѣкоторыхъ изъ древнѣйшихъ, обителей иноки при наступленіи Великаго поста, пріобщившись св. Таинъ и испросивъ другъ у друга прошеніе и благословеніе послѣ совокупныхъ вечернихъ молитвъ, удалялись въ дальнія пустыни на все время Четыредесятвицы для уединенныхъ подвиговъ поста и молитвы[1], и чтобъ вдали отъ суеты мірской бесѣдовать съ Богомъ и своею душею. Былъ сей обычай – уединяться – и у насъ на Руси, вѣроятно, въ подражаніе аѳонскимъ инокамъ, заимствовавшимъ правила и обычаи свои отъ иноковъ палестинскихъ обиетелей, особенно отъ обителей преподобнаго Саввы, которыя находилась около Мертваго моря, неподалеку отъ Іордана. О преподобной Ѳеодосіѣ Печерскомъ извѣстно что онъ «по вся лѣта, на постъ четыредесятвицы, отхождаше въ пещеру и тамо затворяшеся единъ до находящія Цвѣтоносныя недѣли,... и многажды отъ сея пещеры, воставъ нощію никому же вѣдущу отхождаше на едино монастырское село, и тамо въ пещерѣ, яже бѣ въ сокровенномъ мѣстѣ, Богу единому вѣдущу, пребываше единъ»[2].

Такъ, проводили Св. Четыредесятницу посвятившіе себя на высшее служеніе Богу. Каковъ былъ чинъ богослуженія для живущихъ въ мірѣ, опредѣлить нельзя. По всей вѣроятности, во дни св. поста христіане первыхъ вѣковъ занимались чтеніемъ особенно свящ. книгъ Ветхаго и Новаго Завѣта, и преимущественно псалмовъ. Были, конечно, приспособительныя ко времени, и, особенныя молитвы и пѣснопѣнія, какъ это увидимъ ниже, но все это еще не было приведено въ одинъ составъ и въ разныхъ церквахъ было не одинаково съ теченіемъ времени, когда Церковь, умиротворенная со внѣ, покровительствуемая гражданскою властію могла болѣе обратить вниманія на внутреннее устройство порядка и благочинія во всемъ, – начинаютъ появляться и входить во всеобщее употребленіе творенія святыхъ пѣснописцевъ, приспособленныя ко времени, и изъ твореній составлена потомъ цѣлая богослужебная книга подъ названіемъ Постной Тріоди.

Чтобы видѣть исторію составленія сей книги, укажемъ сначала разновременное появленіе священныхъ службъ, входящихъ въ составъ ея, а потомъ покажемъ, какъ и когда, сіи отдѣльныя творенія приведены въ настоящій порядокъ. Такъ:

1) Изъ священныхъ пѣснописцевъ, имена, которыхъ намъ извѣстны, первѣе всѣхъ по времени, является св. Андрей, уроженецъ Дамасскій, сначала іерусалимскій монахъ потомъ, изъ діакона и попечителя сиротъ въ Константинополѣ, архіепископъ критскій. Изъ дѣяній шестаго вселенскаго собора (680 г.) видно, что св. Андрей жилъ во времена сего собора. Изъ его благодарственныхъ стиховъ Агаѳону діакону видно, что онъ жилъ и послѣ сего времени. Его именемъ подписываются въ Велико-постной Тріоди: канонъ въ среду сырныя недѣли, великій канонъ въ четвертокъ пятой седмицы, трипѣсницы: на повечеріи въ недѣлю Ваій, въ понедѣльникъ, вторникъ, среду и четвертокъ страстной седмицы, канонъ въ пятокъ недѣли Ваій на повечеріи и стихиры въ среду пятой седмицы вечера. За св. Андреемъ

2) Св. Косма Святоградецъ, или іерусалимскій, епископъ маюмскій, отецъ VIII вѣка. По воспитанію – товарищъ и другъ св. Іоанна Дамаскина, вмѣстѣ съ которымъ воспитывался у Космы старшаго, также епископа маюмскаго. Свида, въ жизнеописаніи св. Іоанна Дамаскина, отзывается о св. Космѣ, какъ объ искуснѣйшемъ, неподражаемомъ составителѣ свящ. пѣсней. Фабрицій, перечисляя творенія его, упоминаетъ и о находящихся въ нашей Велико-постной Тріоди, каковы: каноны въ недѣлю Ваій и великій четвертокъ, четырепѣсницы: въ субботу Ваій и великую; трипѣснецы: въ понедѣльникъ, вторникъ, среду и пятокъ страстной седмицы.

3) Маркъ, Епископъ Идрунскій, отецъ также VIII вѣка. Его именемъ подписывается канонъ въ великую субботу отъ первой пѣсни до шестой.

4) Преподобный Іоаннъ Дамаскинъ, за краснорѣчіе прозванный златая струя, сынъ знаменитаго вельможи при магометанскомъ дворѣ, уроженецъ города Дамаска. Наученный Космою, епископомъ маюмскимъ, онъ презрѣлъ міръ и суету его, удалился въ Іерусалимъ и поселился въ монастырѣ св. Саввы. Здѣсь болѣе всего занимался онъ чтеніемъ и изъясненіемъ Св. Писанія и составленіемъ церковныхъ пѣсней и каноновъ. Здѣсь же онъ и скончался около 765 г. и погребенъ близъ Св. Саввы. Въ Постной Тріоди помѣщенъ его канонъ Ѳеодору Тирону[3], и много стихиръ[4]. Еще въ субботу Ваій на утрени подписывается канонъ именемъ Іоанна Монаха. Кто былъ сей Іоанвъ, достоверно неизвѣстно. Возвышенность и глубина мыслей, живость изображеній, обороты и выраженія, примѣчаемыя въ пѣснопѣніяхъ сего отца, заставляютъ думать, что онъ былъ тотъ же Іоаннъ Дамаскинъ, тѣмъ болѣе, что однѣ и тѣ же каноны надписываются иногда именемъ Іоанна Монаха, а иногда именемъ Іоанна Дамаскина, напр. канонъ въ день Успенія Божія Матера[5].

5) Преподобная Кассіана или Кассія, благородная дѣвица, потомъ инокиня жившая въ IX вѣкѣ[6]. Ея именемъ надписывается стихира, помѣщенная въ службѣ на великую среду: «Господи, яже во Многія грѣхи впадшая жена...» и ирмосы къ канону великой субботы, составленному Маркомъ, епископомъ идрунскимъ[7].

6) Св. Ѳеофанъ Начертанный, изъ вельможи пустынникъ, за ревность по вѣрѣ исповѣдникъ, митрополитъ Никейскій, Отецъ IX вѣка. Въ нашей Постной Тріоди помѣщены каноны: въ недѣлю Православія на утрени и повечеріи, въ среду четвертой недѣли поста и въ субботу Ваій на утрени до шестой пѣсни[8].

7) Ѳеофилъ Императоръ Греческій, жившій въ IX вѣкѣ. Зонаръ говоритъ, что онъ любилъ сочинять церковныя пѣсни, и, перечисляя его творенія, между другими упоминаетъ и о находящейся въ нашей Постной Тріоди стихирѣ въ недѣлю Ваій: «изыдите языци, изыдите и людіе...».

8) Сѵмеонъ Логоѳетъ, именемъ коего надписывается канонъ на повечеріи въ пятокъ страстной седмицы. Что сей Симеонъ Логоѳетъ, творецъ каноновъ, есть не иной кто, какъ Сѵмеонъ Метафрастъ, объ этомъ свидѣтельствуютъ древніе писатели, называя Метафраста – Магистръ и Логоѳетъ (Маgister et Logotheta). Алляцій, называя Метафраста великимъ Логоѳетомъ (Magnus Logotheta), именуютъ его, сверхъ того, и творцомъ каноновъ.

9) Преподобный Ѳеодоръ Студитъ, такъ названный по монастырю, въ которомъ начальствовалъ и въ которомъ написалъ большую часть свовхъ твореній, родился въ Константинополѣ 759 г., а 794 г. поставленъ архимандритомъ саккудійскаго монастыря, не вдалекѣ отъ Константинополя, на мѣсто престарѣлаго дяди своего Платона, остававшагося еще въ живыхъ. Отсюда чрезъ два года (въ 769), онъ посланъ былъ на заточеніе въ Ѳесалояику за обличеніе противузаконныхъ поступковъ императора Константина Копронима; но, потомъ, вскорѣ былъ вызванъ съ честію, и поставленъ настоятелемъ студійскаго монастыря. Отсюда, за твердое исповѣданіе вѣры, за ревностное защищеніе вконопочитанія и за обличеніе Императоровъ въ нечестіи, онъ нѣсколько разъ терпѣлъ ссылку, покончилъ дни свои на островѣ св. Трифона 826 г., ноября 11 дня, на шестьдесятъ седьмомъ году отъ рожденія. Церковь увѣнчала его главнымъ именемъ исповѣдника и ежегодно творитъ его намять въ день его кончины (11 Ноября). Въ разсматриваемой нами книгѣ помѣщены каноны его въ субботу и недѣлю мясопустную и крестопоклонную, трипѣсницы почти на каждый день Св. Четыредесятницы и многія стихиры. О Ѳеодорѣ и его братѣ Іосифѣ Студитахъ, какъ о творцахъ канововъ, съ похвалою отзывается Кодинъ и Никифоръ Каллистъ.

10) Преподобный Іосифъ Студитъ братъ Ѳеодора, изъ студійскаго монаха, архіепископъ солунскій. Жилъ въ концѣ VIII и первой половинѣ IX вѣка. Кодинъ называетъ его, также какъ и брата его Ѳеодора, творцомъ каноновъ. Въ нашей Постной Тріоди помѣщены его творенія, каковы: въ недѣлю блуднаго и въ субботу акаѳиста, трипѣсницы почти на каждый день великаго поста и сыропустной недѣли и многія стихиры. Все это надписывается: господина Іосифа, равно какъ и творенія брата его надписываются: господина Ѳеодора[9].

11) Сѵмеонъ Студитъ, ученикъ Ѳеодора Студита, слѣдоват. писатель VIII и IX вѣка. Онъ писалъ много свящ. пѣсней изъ коихъ нѣкоторыя помѣщены, безъ надписанія, въ Постной Тріоди, именно: стихира на часахъ великаго пятка: «Влекомъ на крестъ, сице вопіялъ еси Господи».... и три стихиры на стиховнѣ въ тотъ же день.

12) Левъ философъ и премудрый, Императоръ Греческій, сынъ Василія Македонянина, ученикъ патріарха Фотія[10]. Въ 886 г. по смерти Василія вступилъ на престолъ и управлялъ до 911 г., въ которомъ скончался. Ему приписываются стихиры въ вечерней службѣ пятка Ваій[11].

13) Канонъ въ недѣлю мытаря и фарисея надписывается такъ: твореніе Георгія. Левъ Алляцій, говоря о Георгіѣ Сикулатѣ, котораго считаетъ современникомъ святителя Георгія, митрополита никомидійскаго, жившаго во второй половинѣ IX, и, перечисляя его творенія, между прочимъ, упоминаетъ и о канонѣ въ недѣлю мытаря и фарисея, томъ самомъ канонѣ, который помѣщенъ въ нашей Постной Тріоди.

14) Святитель Іоаннъ митрополитъ Евхаитскій, отецъ IX вѣка. Его именемъ надписываются два канона въ субботу первой недѣли великаго поста[12].

15) Христофоръ Протосинкритъ, имя котораго носитъ канонъ въ недѣлю сырную[13].

16) Николай, іерей Миланскій, протоіерей Наврлійскій, славившійся въ XIV вѣкѣ. Онъ написалъ стихиры въ субботу первой недѣли Великаго поста[14].

17) Святитель Филоѳей Коккинъ, патріархъ константинопольскій, отецъ XIV вѣка. Онъ написалъ службу Григорію Паламѣ архіепископу Солунскому, память котораго Церковь творитъ во вторую недѣлю Великаго поста.

18) Никифоръ Каллистъ Ксапѳопулъ, писатель XIV вѣка. Онъ окончательно пополнилъ Тріодь своими синаксаріями, или сказаніями о службахъ Велико-постной Тріоди, въ которыхъ (сказаніяхъ) показывается происхожденіе, главное содержаніе и порядокъ расположенія службъ Тріоди.

Кромѣ показанныхъ нами твореній св. пѣснописцевъ, извѣстныхъ намъ, въ составѣ Велико-постной Тріоди находится множество твореній безъ надписей. Таковы многія вечернія стихиры на Господи Возвах, на стиховныхъ, на литіяхъ; таковы многіе сѣдальны по стихословіяхъ утреннихъ; таковы эксапостиларіи; есть даже цѣлыя послѣдованія неизвѣстныхъ творцевъ, таково послѣдованіе святыхъ и спасительныхъ страстей Господа нашего Іисуса Христа, таковы непорочны во святую и великую субботу на утрени, составляющія большую половину всего утренняго богослуженія. О таковыхъ твореніяхъ, безъ надписаній вошедшихъ въ составъ Велико-постной Тріоди, надобно сказать, что многія изъ нихъ принадлежатъ преподобнымъ студитамъ, какъ преимущественно занимавшимся составленіемъ Велико-постныхъ службъ. Никифоръ Каллистъ говоритъ, что сіи преподобные (студиты) занимались составленіемъ не однихъ только трипѣснцевъ, но писали «пѣсни и другія счинивше, тѣхъ обители студійстѣй первѣе предаша[15]. И дѣйствительно, многія стихиры и сѣдальны надписываются именами преподобныхъ студитовъ[16]. Если сравнимъ ненадписанныя съ имѣющими надписаніе, то увидимъ, что въ тѣхъ и другихъ, одно и тоже содержаніе, одинъ и тотъ же тотъ и духъ, встрѣчаются однѣ и тѣже выраженія[17]. Другія стихиры, можетъ быть, вышли изъ подъ пера другихъ отцевъ, творенія которыхъ помѣщены въ нашей Велико-постной Тріоди. О нѣкоторыхъ же можно думать, что они получили начало свое гораздо ранѣе времени Іосифа и Ѳеодора студитовъ, ибо обычай составлять священныя пѣсни есть обычай древнѣйшій въ христіанствѣ. Еще во II вѣкѣ Климентъ Александрійскій, Аѳиногенъ и Іустинъ мученикъ воспѣвали св. Троицу собственными пѣснями. Хотя не имѣемъ мы положительнаго указанія древнихъ писателей на пѣснопѣнія въ честь Божіей Матери и св. мучениковъ, но постоянное ученіе Церкви о призываніи святыхъ, совершеніе общественнаго богослуженія на гробахъ мучениковъ, благоговѣйное почитаніе ихъ останковъ, – заставляютъ думать, что древніе христіане воспѣвали въ своихъ пѣсняхъ и подвиги ихъ, преимущественно тѣхъ изъ нихъ, которые кровію своею запечатлѣли истину ученія Христова.

О твореніяхъ, безъ надписанія вошедшихъ въ составъ службъ страстной седмицы, должно замѣтить, что они, большею частію, принадлежатъ св. Андрею критскому и св. Космѣ маюмскому, которые, главнымъ образомъ, занимались составленіемъ службъ для сей седмицы. Составитель службы на память св. Космы (12-го Октября), между прочимъ, гоговорятъ: «Всѣхъ яко выше умомъ, Космо, бывъ, вечерю написалъ еси, въ нейже предалъ есть Господь Живоносныя Тайны и преданіе страшное, безчеловѣчіе же Іудино, егоже и бѣжати насъ научилъ еси». Изъ сихъ слово съ вѣроятностію можно заключить, что послѣдованіе святыхъ и спасительныхъ страстей Господа нашего Іисуса Христа, пѣваемое во святый и великій четвертокъ вечера, составлено св. Космою маюмскимъ. Ибо преданіе страшное и безчеловѣчіе Іудино нигдѣ такъ живо не изображены, какъ въ семъ послѣдованіи. Выраженіе же: «егоже и бѣжати насъ научилъ еси» ясно указываетъ на слова извѣстнаго тропаря въ великій четвертокъ: «егда славнніи ученицы на умовеніи вечери просвѣщахуся... бѣжи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшія»...

Такимъ образомъ, изъ обозрѣнія нашего открывается, что начало службамъ Велико-постной Тріоди, за исключеніемъ, можетъ быть, немногихъ пѣсней, время происхожденія которыхъ незивѣстно, положилъ св. Андрей критскій, въ VII вѣкѣ, написалъ нѣсколько полныхъ каноновъ, нѣсколько трипѣснцевъ и стихиръ, которыя еще при жизни его были приняты Церковію іерусалимскою и константинопольскою. Но названіе Тріодіона, какъ сборника трипѣсненныхъ каноновъ, не видимъ до времени св. Космы, епископа маюмскаго. Сей святитель, написавъ нѣсколько трипѣсненныхъ каноновъ на дни святой и великой седмицы, предалъ ихъ своей Церкви подъ названіемъ Тріодіона. Этотъ небольшой сборникъ послужилъ для св. студитовъ примѣромъ, по которому и они начали составлять свои трипѣснецы, и, написавъ ихъ для всей Св. Четыредесятницы, предали первѣе своей студійской обители, подъ названіемъ Тріодіона (Τριώδιον – Трипѣснецъ), присовокупивъ къ нимъ и творенія св. Андрея критскаго и Космы маюмскаго. Это было въ концѣ VIII вѣка, или въ началѣ IX вѣка, когда, вообще обрядностъ церковная получила полный и опредѣленный видъ, почти неизмѣнявшійся съ того времени въ Церкви греческой. Такъ говоритъ, одинъ знаменитый историкъ и знатокъ церковныхъ древностей, Никифоръ Каллистъ Ксанѳопулъ: «ревнуя подвигамъ св. Космы, преподобные Іосифъ и Ѳеодоръ студиты и прочимъ седмицамъ святыя и великія четыредесятницы счинивше, тѣхъ обители студійстѣй первѣе предаща, наипаче пѣсни учинивше и уставивше и другая книзѣ, отонудуже иногда отъ отецъ собравше и снискавше[18].

Такимъ образомъ, въ 9-мъ христіанскомъ вѣкѣ является полный сборникъ каноновъ и другихъ священныхъ пѣсней подъ именемъ Тріоди, заключающій въ себѣ около ста шестидесяти службъ, большихъ и малыхъ, начинающихся съ недѣли Мытаря и Фарисея и оканчивающихся Великою субботою[19]. Тогда же, вмѣстѣ съ уставомъ студійской обители, вошелъ во всеобщее уротребленіе и этотъ сборникъ, такъ что въ XI вѣкѣ едвали не былъ извѣстенъ сей сборвикъ и у насъ, на Руси, если, не вездѣ, по крайней мѣрѣ, въ обители печерской, куда онъ могъ быть пріобрѣтенъ вмѣстѣ съ уставомъ студійскимъ, котораго отличіе отъ другихъ уставовъ состояло между прочимъ, въ томъ, что имъ положено пѣть каноны студійскихъ отцевъ[20]. Не имѣемъ мы положительныхъ доказательствъ на то, что вмѣстѣ съ уставомъ студійскимъ былъ принесенъ къ намъ и сборникъ каноновъ студійскихъ отцевъ, но то несомнѣнно, что пренодобный Ѳеодосій печерскій, узнавъ отъ инока студійской обители Михаила о постановленіяхъ студійскихъ отцевъ, «возлюби я, и того ради посла единаго отъ братій, въ Константинъ градъ къ блаженному Ефрему евнуху, посѣщающему тогда святая мѣста, яко да той, святаго Студійскаго монастыря дошедъ, извѣстнѣе вся строенія его увѣсть, и весь уставъ, тамо сущій, подробну изписавъ, принесетъ ему: како поютъ пѣнія и почитаютъ чтенія? и поклоны како держатъ? и состояніе въ церкви и проч. ... Блаженный же Ефремъ повелѣніе преподобнаго отца абіе сотвори, и весь уставъ святаго студійскаго монастыря, самовидецъ сый, поряду исписавъ, привесе къ нему... И оттолѣ начатъ въ своемъ печерскомъ монастырѣ вся строити по уставу святыя студійскія обители»[21].

Впрочемъ въ Постной Тріоди есть много такого, что вышло въ свѣтъ послѣ Іосифа и Ѳеодора студитовъ. Она была пополняема, хотя краткими пѣснями, и въ 10-мъ, и въ 11-мъ, и даже и въ 14-мъ вѣкѣ, какъ это мы видѣли выше, когда говорили о творцахъ пѣсней, входящихъ въ составъ Тріоди. Въ 14-мъ вѣкѣ Никифоръ Каллистъ Ксанѳопулъ греческій историкъ и знатокъ церковныхъ древностей разсматривалъ Тріодь ученымъ благочестивымъ образомъ. Онъ удивлялся стройности, въ какой «мнози отъ святыхъ и богоносныхъ отецъ, добрѣ и яко достояше, отъ святаго движими Духа, расположили предметы Тріоди, и сложивши пѣсносодѣлаша»[22]. Онъ пополнилъ составъ Тріоди своими синаксаріями, содержащими въ себѣ историческія, догматическія и нравственныя объясненія на службы Велико-постной Тріоди, и такимъ образомъ заключилъ полноту ея состава, который съ того времени остается въ одномъ, неизмѣнномъ, настоящемъ его видѣ.

 

«Руководство для сельскихъ пастырей». 1868. № 11. С. 412-423.

 

[1] «Воскресное Чтеніе» годъ 11-й, стр. 443. Житіе преп. Mapiи Египетской.

[2] Патерикъ печерскій, стр. 71 по изд. 1706 г.

[3] Надписанъ въ Тріоди.

[4] Въ суб. мясоп. на стиховныхъ.

[5] Слич. канонъ св. Iоанна Дамаскина въ день св. Пасхи и въ день Рождества Христова, или канон св. Ап. Андрея 30-го Ноября надписанный – Творенія Іоанна Монаха и др.

[6] Мѣстночтимая святая въ двухъ помѣстныхъ Церквахъ – Александрiйской и Элладской, въ послѣдней особо почитается на островѣ Касосѣ, разположенномъ на юговостокѣ Эгейского моря. – ред.

[7] Надписаны въ Тріоди.

[8] Тамъ же.

[9] Тамъ же.

[10] «Начертаніе Церковной Исторіи» Еп. Иннокетнія. отд II. стр 26.

[11] Надписаніе въ Тріоди.

[12] Тамъ же.

[13] Тамъ же.

[14] Тамъ же.

[15] Синаксарь въ нед. Мытаря и Фарисея.

[16] См. стихир. на Госп. воззв. въ нед. сыроп., въ понед. 1-й седм. на утр. сѣдаленъ по 2-мъ и 3-мъ стихослов. и друг.

[17] Слич. напр. стихиры нед. мясоп. въ суб. вечера на Госп. воззв. (безъ надиисанія) съ канономъ утреннимъ тойже недѣли, принадлежащимъ Ѳеодору судиту, стихир. 1-я: «рѣка огненная, ужасающая...». Кан. пѣсн. V, 2. «рѣка огненная смущаетъ мя...». Слова тойже стихиры: «и да хощеши пріити»... «Предстоящимъ Тебѣ небеснымъ силамъ» слич. съ кан. 1, 2. «Егда пріидеши во тьмахъ и тысящахъ Ангельскихъ»... Стихир. 2-ю ср. съ кан. IV, 3. 4.; четверт. стихир. ср. съ кан. 1, 4 и друг.

[18] Синаксарь въ нед. Мытаря и Фарисея.

[19] «Воскресное Чтеніе» годъ 1-й, стр. 344.

[20] «Исторія Русской Церкви» Архіеп. Филарета. Пер. 1, стр. 108.

[21] «Начертаніе Церковной Исторіи» Еп. Иннокетнія. отд. II. стр. 194. Патерикъ печерскій, стр. 54 по изд. 1706 г.

[22] Синаксарь въ нед. Мытаря и Фарисея.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: