Иже во святыхъ отца ншего Іоанна, пресвитера Дамасскаго, похвала святой и славной мученицѣ Христовой Варварѣ.

Великомученица Варвара как победный воин Христов. Греческая икона.

1. Слава, благодать и извѣстность святыхъ и побѣдныхъ мучениковъ благочестія превосходятъ, конечно, всякое сочетаніе похвалъ и стоятъ выше сдожнаго сплетенія риторическихъ словъ и изреченій софистическаго искусства. И мнѣ кажется, что даже весьма опытные въ такого рода наукахъ, всю свою жизнь и заботы употребившіе и отдавшіе на эти занятія, изумились бы и смутились предъ величіемъ настоящаго предмета, – не говоря уже о подобныхъ намъ невѣждахъ и простецахъ, и краемъ пальца, какъ говорится, не отвѣдавшихъ этихъ знаній и искусства. Но тѣмъ не менѣе невозможно, чтобы мы, только приступивъ къ слову, какъ бы пораженные, объятые страхомъ и нерѣшительностью, лишили совершенно и самихъ себя и присутствующихъ внимательныхъ слушателей той пользы, которая, несомнѣнно, проистекаетъ изъ повѣствованія о столькихъ подвигахъ. Итакъ, свыше призвавъ милость и помощь отъ созерцателя такихъ подвиговъ и подвигоположника Христа, опишемъ своимъ словомъ и поставимъ какъ бы передъ глазами ту, которую нынѣ по достоинству прославляемъ, и вкратцѣ предложимъ зрѣлище всей борьбы той, въ честь которой мы устроили сегодня всенародное собраніе, – побѣдной мученицы Варвары, чтобы, постигая божественную силу, которая невидимо поддерживала и укрѣпляла мучениковъ, мы получили отсюда не малую пользу для души и исправленіе, – не заботясь о томъ, чтобы красивыми словами и выраженіями возвысить подвиги, ибо они не нуждаются въ помощи словъ, но говоря объ этихъ дѣлахъ простымъ языкомъ.

2. Но обратите ко мнѣ, любящіе Христа и мучениковъ собраніе, умъ свой, оставивъ блуждать кругомъ того, что находится во внѣ, и сосредоточившись, внимательно выслушайте, что имѣетъ быть сказано. Безразсудно, конечно, съ готовностью бѣгать на мірскія зрѣлища, – разумѣю конскія ристалища, состязанія борцовъ, или какое-либо изъ подобныхъ гимнастическихъ состязаній, – или съ удовольствіемъ смотрѣть на состязаніе въ борьбѣ и схватку поединщиковъ и не уходить оттуда, хотя бы тысячи предметовъ насъ отвлекали, до тѣхъ поръ, пока не увидимъ конца и побѣдителя, получившаго награду и увѣнчаннаго вѣнцомъ, хотя это не приносить рѣшительно никакой пользы. Здѣсь же, гдѣ намъ предлежитъ зрѣлище душеполезное и духовное, судьей является не кто-либо изъ земныхъ царей, но совершенный Владыка всего видимаго и невидимаго, Христосъ Богъ Нашъ, зрителями – тысячи и тысячи тысячъ небесныхъ воинствъ и силъ, а борцомъ – честная, желанная для Христа побѣдитедьница и мученица Варвара, противниками же не одинъ кто-либо и не второй, но первый, какъ говоритъ апостолъ: «нѣсть наша брань въ крови и плоти, но къ началамъ и къ властямъ и міродержителямъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобѣ поднебесномъ» (Ефес. VI, 12), т. е. съ поднебесными. Но кромѣ того, и свой плотской духъ, и мірскихъ начальниковъ, власти и князей имѣла своими противниками агнецъ Христовъ, агница Варвара, такъ какъ противъ нея соединились видимые и невидимые враги.

3. Итакъ, когда намъ предлежитъ такое зрѣлище подвиговъ, не поспѣшимъ ли къ созерцанію ихъ, чтобы видѣть столкновеніе, удары и слабыя стороны обоихъ противниковъ, чтобы видѣть побѣду святой побѣдительницы, получившей вѣнецъ, и гнусныхъ демоновъ поражаемыми, посрамляемыми и падающими, ангельскій же народъ громко восклицаюшимъ и побѣдно рукоплещущимъ славной побѣдитедьницѣ, самого же Христа, какъ Подвигоположника, возставшимъ съ царскаго престола, какъ нѣкогда при первомученикѣ Стефанѣ, и возлагающимъ вѣнцы, и обливающую потомъ побѣдительницу, которую принимаютъ и окружаютъ ангелы, нося ее на копьяхъ. Для любителей зрѣлищъ что можетъ быть радостнѣе и пріятнѣе такого зрѣлища? «Ублажай, говоритъ священный учитель церкви Василій, славно пострадавшихъ, чтобы самому произволеніемъ сдѣлаться мученикомъ и скончаться безъ крови, ударовъ и мукъ». Развѣ есть какое-либо другое созерцаніе или занятіе, болѣе полезное и приносящее большее богатство, чѣмъ это? Не думаю. Но что со мной возлюбленные? Прежде, чѣмъ мы коснулись начала подвиговъ, слово увлекло насъ къ концу. Итакъ, вернувшись назадъ, вступимъ уже въ преддверіе мученичества и начнемъ разсказывать все по порядку.

4. Когда всеблагое и сострадательное Слово Божіе увидѣло, что твореніе Его, которое Оно изначала сотворило по Своему образу и которому вручило власть надъ всѣмъ земнымъ, изгнано изъ рая сладости обманомъ змія духовнаго, дѣйствовавшаго чрезъ змія чувственнаго, и порабощено уже и не только осуждено на тлѣніе со всѣмъ потомствомъ, но и вовлечено въ разнообразный заблужденія и позорныя страсти, и настолько осдѣпило мракомъ нечестія очи ума своего, что, оставивъ истинно сущаго Бога, стало поклоняться дереву и камнямъ, безчувственной матеріи, и нечестивыми демонами–отступниками въ самую бездну ада и нечестія вовлечено и брошено, – Оно, Слово Божіе, не стерпѣло гордыни преступнаго мучителя и безнадежной погибели обманутаго человѣка. Изъ состраданія къ Своему созданію Добрый Пастырь облекся въ тѣлесную оболочку отъ Дѣвы, не познавшей брачнаго общенія, и, обманувъ этой оболочкой своего противника, поразивъ его крестомъ, справедливо лишилъ его власти за то, что онъ несправедливо подвергъ смерти Того, Кто былъ чуждъ грѣху, за который и установлена смерть, ибо, совершенно незнавшій грѣха, Онъ не поддежалъ и осужденію и наказанію смерти.

5. Итакъ, тотъ, кто неправедно погубилъ этого (безгрѣшнаго Человѣка), долженъ самъ подвергнуться гибели и потерять богатство, которое имѣлъ, ибо для него лишеніе власти есть пораженіе и погибель. Поэтому Господь предъ страданіями Своими говорилъ: «грядетъ сего міра князь и во мнѣ не иматъ ничесоже» (Іоан. ХІV, 30), т. е. никакого ростка его сѣмени, ни слѣда, ни запаха, ни тѣни грѣха. Ибо Онъ, говоря словами пророка, «беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его» (Ис. LII, 9). Поэтому онъ опять говорилъ: «нынѣ судъ есть міру сему: нынѣ князь міра сего изгнанъ будетъ вонъ» (Іоан. XII, 31), т. е. потеряетъ владычество и будетъ изгнанъ. Итакъ, исцѣливъ и обновивъ наше естество Своимъ воскресеніемъ, Онъ посылаетъ святыхъ Своихъ апостоловъ въ концы всей вселенной возвѣстить спасительную проповѣдь людямъ и привести ихъ къ ихъ Творцу, разсѣять сіяніемъ Духа мракъ нечестія, искоренить заблужденіе, научить богопознанію. И какъ огонь, охвативъ большой костеръ и обильнѣйшій горючій матеріалъ, быстро поднимается въ громадное пламя и постепенно передается на все, вблизи находящееся, и не можетъ удержать въ скрытомъ видѣ свой свѣтъ и силу, но видимъ бываетъ всѣмъ, даже и далеко находящимся, – такъ и тотъ божественный огонь, низвести который на землю Господь сошелъ съ неба – поядающій и уничтожающій всякій грѣхъ и страсть чрезъ апостоловъ и ихъ преемниковъ переходить въ души людей, и тѣхъ изъ нихъ, которыя были мягки, нѣжны и способны къ преобразованію и ожидали своего Творца–Искупителя отъ того плѣна, которому подверглись, этотъ Божественный огонь, по совершенномъ уничтоженіи и очищеніи ихъ грѣховной скверны, содѣлываетъ божественными, свѣтлыми и славными; тѣхъ же, которыя добровольно погрузились въ бездну скверны и, подобно летучимъ мышамъ, не хотятъ воспринимать своими глазами свѣта сіяющаго солнца, но предпочли постоянно оставаться во мракѣ и валяться въ грязи, осудилъ насожженіе огнемъ геенны, такъ какъ онѣ добровольно восхотѣли болѣть неисцѣльно.

6. Не такова святѣйшая и чистѣйшая душа всеславной мученицы Варвары. Только воспринявъ сіяніе вѣры и сравнивъ свѣтъ съ мракомъ, и прекрасно увидѣвъ, какъ несравнимы они, понявъ, насколько божественное знаніе выше идольскаго заблужденія и мрака, она тотчасъ, подобно доброй, плодородной землѣ, восхитила сѣмя небесное, тщательно воздѣлада свою душу дѣланіемъ заповѣдей и принесла плодъ въ тридцать, семьдесять и сто кратъ, положивъ въ сердцѣ своемъ восхожденіе и дѣйствительно восходя къ совершенству добродетели. Итакъ, приблизилось къ осуществленію и исполнится пророческое слово говорящее: «наполнися вся земля вѣдѣнія Господня, аки вода многа покры землю» (Ис. XI, 9) – разумѣется совокупность народовъ. Но ненавидящій доброе и любящій злое демонъ не могъ видѣть множества спасаемыхъ, каждый день возраставшаго. Ибо тому, кто изначала позавидовалъ Адаму и женѣ его за ихъ жизнь въ раю, тяжело было видѣть безчисленные тысячи тысячъ чрезъ вѣру во Христа входящихъ не въ видимый и земной рай, но въ небо, откуда онъ самъ, какъ желѣзная масса, былъ низверженъ. Посему искуситель домогается возможности искушать. Ибо онъ не имѣетъ власти ни надъ кѣмъ, если не получитъ ея. Нѣкогда онъ услышалъ Бога, хвалящагося своимъ слугою и говорящаго: «внялъ ли еси мыслію твоею на раба Моего Іова; зане нѣстъ, яко онъ, на земли человѣкъ непороченъ, истиненъ, богочестивъ, удаляяйся отъ всякія лукавыя вещи» (Іов. I, 8). Тотчасъ, пораженный завистію, онъ отвѣчалъ: «еда туне Іовъ чтитъ Господа?» и немного спустя: «но посли меня, чтобы я коснулся плоти его, аще не въ лице Тя благословить» (II, 5). Богъ, желая явить всему міру своего чтителя крѣпкимъ и непобѣдимымъ среди крайнихъ опасностей, исполняетъ его просьбу. Такимъ же образомъ и нынѣ. Услышавъ Господа съ похвалой сказавшаго о церкви Своей: «и врата адовы не одолѣютъ ей» (Мѳ. XVI, 18) – подъ вратами ада разумѣлись разныя виды мученій, которыя толкаютъ и низводятъ во адъ къ смерти – преступнѣйшій безстыдно проситъ позволенія искушать. Получивъ власть и избравъ орудія полныя нечестія и равныя ему по свирѣпости, онъ ставитъ ихъ вождями и начальниками и чрезъ нихъ издаетъ законъ для всей вселенной, чтобы прекратилось почитаніе Христа и совершались жертвы идоламъ; а противящіеся подвергались всякаго рода наказаніямъ. Поэтому всякій возрастъ и чинъ, мужчинъ и женщинъ, избравшихъ сохранить вѣру во Христа до смерти нерушимою и твердою, подобно сѣну, срѣзываемы были безъ всякаго состраданія.

7. Въ то время, когда царствовалъ нечестивый Максимиліанъ и правилъ Маркіанъ, былъ, говорятъ, одииъ начальникъ области, по имени Діоскоръ, очень богатый, неистовый въ почитаніи бездушныхъ идоловъ. Онъ имѣлъ единственную дочь, по имени Варвару, отличавшуюся красотой и блиставшую благородствомъ нрава. Выстроивъ высокую башню, онъ заключилъ въ нее дѣвицу, чтобы никто изъ людей не видѣлъ ея въ виду цвѣтущаго и ослѣпительнаго сіянія и блеска ея красоты. Живя тамъ, далекая отъ внѣшняго шума, она предавалась полнымъ благочестія размышленіямъ и ихъ воздѣлывала и питала. Ибо извѣстно, что уединеніе – мать тонкихъ и превосходнѣйщихъ размышленій. И она почувствовала отвращеніе къ заблужденію и почитанію идоловъ, такъ какъ они вовлекаютъ въ узы ада, пылала же и стремилась къ истиной вѣрѣ христіанъ, къ досточтимому исповѣданію Святой и Единосущной Троицы, возводящему къ небесамъ. Она начертала въ умѣ слова о безсмертіи души, о царствіи небесномъ, о вѣчномъ блаженствѣ, а также о гееннѣ и о вѣчныхъ тамъ мукахъ, затѣмъ о нетвердости и измѣнчивости временныхъ вещей этого вѣка. Она постоянно представляла себѣ дѣвъ со свѣтильниками, соединяющихся съ непорочнымъ Женихомъ Христомъ въ небесномъ чертогѣ и наслаждающихся внутреннимъ неизреченнымъ блаженствомъ. И она стремилась, желала и молила сдѣлаться достойною этого всеблаженнаго удѣла, этой неизреченной радости и неизглаголанной славы.

8. Къ мудрой и чистой дѣвѣ, укрѣплявшей свою душу этими размышленіями, приступилъ отецъ. Такъ какъ многіе вельможи, зная о ней, стали усердно домогаться супружества съ ней и брачнаго сожительства, то отецъ ведѣлъ ей дать свое согласіе на это. Она же, презрѣвъ эти слова, какъ пустыя и тягостныя для нея, съ гнѣвомъ взглянула на отца, совершенно отклонила отъ себя душепагубное увѣщаніе, объявивъ, что мысль объ этомъ никогда и не приближается къ ней. Ибо дѣва считала смѣшнымъ и всякаго безумія достойнымъ послѣ обрученіи и соединенія съ небеснымъ и беземертнымъ Женихомъ осквернять себя тѣми, которые, подобно червямъ, ползающимъ въ грязныхъ болотахъ, копошились въ болотѣ язычества. Немного времени спустя, отецъ ея сталъ строить баню. Приказавъ мастерамъ сдѣлать на южной сторонѣ два свѣтовыхъ окна, онъ отправился въ какую-то страну. Раба Троицы и невѣста Христова, Варвара, наблюдая за постройкой, приказала мастерамъ сдѣлать въ зданіи три окна. Однажды, придя въ свою башню, прекрасная дѣва увидѣла бездушныхъ и безчувственныхъ идоловъ, которымъ покланялся ея отецѣ, и, исполнившись Духа Святаго, возгорѣвшисъ божественной пламенной ревностью, стала плевать въ ихъ безчестныя лица, произнося въ это время пѣснь пророка Давида: «подобна вамъ да будутъ творяіщи васъ и всѣ надѣющіися на васъ» (Пс. СХIII, 16). О поистинѣ блаженная и боголюбезная душа! О отроковица, вѣрой кипящая, вѣрой украшенная! О дѣва, божественнымъ разумѣніемъ осмѣивающая безразсудство и безуміе отца. О дочь, твердостью бдагоразумія осудившая простоватость и слабость праматери Евы! Та, принявъ наглый совѣтъ врага, тотчасъ и сама погибла; эта же не только твердо отвергла его оболыценія, но въ самое лицо его плюнула чрезъ идоловъ, ибо въ начальника зла, чрезъ идоловъ дѣйствующаго и обманывающего людей, она направила, послала и бросила оскорбленіе плевкомъ.

9. Когда же отецъ Варвары вернулся изъ путешествія и сталъ гнѣваться и негодовать на строителей за то, что они нарушили его распоряженіе, прибавивъ третье окно, строители въ свое оправданіе сослались на приказаніе его дочери. Діоскоръ спросилъ дочь о причинѣ, по которой она распорядилась сдѣлать третье окно, и всеславная дѣва, воспользовавшись удобнымъ поводомъ, стала ясно богословствовать о славѣ Троицы, обращая невѣрующаго отца къ спасительной вѣрѣ, и говорила: «Троица просвѣщаетъ всякаго человѣка грядущаго въ міръ» (Ін. I, 9). Этотъ чувственный свѣтъ есть творевіе и созданіе, самое слабое, темное подобіе и тѣнь умопостигаемаго и поклоняемаго свѣта въ трехъ солнцахъ, существующихъ одинъ въ другомъ (ἐχομένοις ἀλλήλλων). Но воспитанный въ нечестіи, защитникъ мрака, Діоскоръ, пораженный въ самое сердце открытымъ и откровеннымъ исповѣданіемъ всеславной дѣвы, какъ бы молніей трисіятельнаго Божества, исполнился бѣшенства и, кипя гнѣвомъ, омраченный, преступивъ предѣлы не только благочестія, но и природы, бросился съ обнаженнымъ мечемъ убить свою единственную дочь, такъ какъ она указала ему путь жизни. Поистинѣ не только отъ цвѣтоноснаго растенія произрастаетъ прекрасная и благоуханная роза, но и отъ нечестиваго корня часто бываетъ благочестивый плодъ. И свидѣтель этому патріархъ Авраамъ: онъ первый ушелъ отъ отеческаго многобожія и безбожія и поэтому названъ отцемъ языковъ, поревновавшихъ его вѣрѣ. Поистинѣ исполнилось и въ этомъ случаѣ божественное предреченіе Спасителя нашего Іисуса Христа, которое возстановляетъ дочь и невѣстку противъ отца, матери и свекрови, новое и свѣжее – противъ стараго и обветшавшаго и отсѣкаетъ худшее отъ лучшаго.

10. Что же всеславная Варвара? Видя безбожное намѣреніе отца и болѣе жалѣя его, нежели боясь убійства, она молитвой разверзла сосѣднюю громаднѣйшую скалу и посреди ея перешла на другую сторону горы. О чудо! раступившаяся скала приняла въ свои нѣдра агницу; болѣе же скаль безчувственный отецъ и гонитель еще сильнѣе окаменѣлъ въ своемъ безсердечіи и самъ превратился какъ бы въ скалу. И это дивное чудо не могло смягчить его черствой и безчеловѣчной души, но, обойдя гору, онъ сталъ путемъ разспросовъ искать ее. Найдя же ее и избивъ, Діоскоръ за волосы тащитъ дочь съ горы, тотчасъ возвращается, домой и запираетъ блаженную въ малой хижинѣ. Донеся правителю о томъ, что сдѣлала она, отецъ предаетъ дочь на мученія, заклиная правителя именемъ боговъ подвергнуть ее жестокимъ пыткамъ. Итакъ, правитель, возсѣвъ на трибунѣ, повелѣлъ привести мученицу. Увидя цвѣтущую красоту лица, онъ изумился; радостный видъ мученицы поразилъ его, и правитель началъ лестью искушать ее, стараясь убѣдить и склонить похвалами. Это первое обольщеніе діавола, ибо онъ пытается или удовольствіями и похвалами прельстить и очаровать человѣка, или устрашить и поразить его угрозами и наказаніями. Итакъ, когда правитель истощилъ весь свой первый колчанъ и славная подвижница отвергла всѣ земныя приманки, считая всякую славу и земное наслажденіе «цвѣтомъ сельнымъ», скоро истлѣвающимъ и исчезающимъ, а его увѣщанія и похвалы опаснѣйшимъ ядомъ змія, онъ тотчасъ обратился къ другому роду искушеній. И когда онъ увидѣлъ, что она также смѣется и надъ его угрозами, то исполнился гнѣва, ибо не достигъ своей цѣли, и сказалъ ей: «Чего желаешь, дѣвица: принести ли жертву богамъ, или погибнуть въ жестокихъ пыткахъ»? Въ отвѣтъ ему мученица съ твердой душой, мужественно въ немногихъ словахъ ясно исповѣдала благочестивую вѣру и изобличила безуміе и нечестіе безбожныхъ тирановъ. Что сказавъ? «Я, говоритъ, готова, – я принесу жертву Господу моему Іисусу Христу, «сотворшему небо и землю, и море и вся яже въ нихъ» (Пс. CXLV, 6). Bашихъ же боговъ прекрасно осмѣялъ пророкъ: «уста имутъ, и не возглаголютъ: очи имутъ и не узрятъ: ушы имутъ, и не услышать: ноздри имутъ, и не обоняютъ: руцѣ имутъ, и не осяжутъ: нозѣ имутъ, и не пойдутъ: не возгласятъ гортанемъ своимъ. Подобна имъ да будутъ творящіи я, и вси надѣющіися на ня» (Пс. СХIII, 13-16). Вы ложно прилагаете къ нимъ священное имя Божіе, ибо они лишены и чужды жизненной силы».

11. Пораженный этими словами, безбожный и безстыднѣйшій правитель, кипя гнѣвомъ, приказалъ, обнаживъ мученицу, безпощадно бичевать ея тѣло воловьими жилами и растирать наносимыя ей раны волосяными матеріями и тканями, такъ что все тѣло ея покрылось кровью. О святое и священное исповѣданіе твое, побѣдоносная мученица Христова Варвара! Духомъ Святымъ ты исповѣдала его предъ лицомъ всѣхъ безстрашно и безтрепетно и богословствовала въ слухъ всѣхъ людей. Ангелы созерцали твой подвигъ и демоны невидимо вмѣстѣ съ видимыми врагами противоборствовали тебѣ. То, что Господь въ небѣ начерталъ и предъ лицомъ Своего свѣтоначальнаго и богоначальнаго Отца исповѣдалъ, здѣсь Онъ снова исповѣдаетъ и провозгласить! О благороднѣйшее терпѣніе и мужество. Имъ ты поразила діавола и его отступниковъ – демоновъ, святыхъ же ангеловъ возбудила къ изумленію и славословію.

Имъ ты укрѣпила и утвердила истинную вѣру, разрушивъ забдужденіе идоловъ, какъ паутину.

12. Итакъ, увидѣвъ непоколебимость и твердость святой, судья приказываетъ бросить ее въ темницу, пока онъ обдумаетъ, какимъ мученіямъ болѣе тяжкимъ подвергнуть ее. Среди этой ночи дѣву озарилъ лучезарнѣйшій свѣтъ, въ которомъ явился Господь славы, смягчая своимъ присутствіемъ ея скорбь и печаль и словами ободряя ее для предстоящихъ подвиговъ. «Мужайся, говорилъ онъ, Варвара, ибо величайшая радость на небѣ и на землѣ будетъ о твоемъ подвигѣ. Не страшись и не бойся угрозъ тирана, ибо Я – съ тобою и освобожу тебя отъ всѣхъ ранъ, наносиыыхъ тебѣ». И тотчасъ раны на тѣлѣ ея сдѣлались невидимыми. Сказавъ это, Господь небесъ снова восшедъ на небеса. Сильно возрадовалась и исполнилась веселія, радости и торжества о увѣщаніи Христовомъ истинная мученица и раба Христова. И поистинѣ справедливо возрадовалась ты, треблаженная дѣво! Ибо только истинное веселіе и нетлѣнная и непреходящая сладость можетъ быть предметомъ радости. О поистинѣ блаженны очи твои, удостоившіяся видѣть Господа славы, на Котораго не смѣютъ взирать небесные херувимы и мвогоочитые ангельскіе чины. О всеблаженныя уши, воспринявшія звукъ божественныхъ словъ. О достойная удивленія и треблаженная душа, которую ободрялъ увѣщаніями устъ Своихъ тотъ, кто обладаетъ небесными, земными и преисподними, Богъ «всякія утѣхи».

Еще во плоти ты, невѣста Христова, получила залогъ царствія небеснаго. Поэтому считай посланныя тебѣ испытанія страданій дѣтскими стрѣлами или укусомъ блохи, вдохновивъ и укрѣиивъ душу свою любовью Явившагося тебѣ. «Кто, говоритъ, разлучить меня отъ любве Божія; скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладь, или нагота, или бѣда? Извѣстихся бо ни смерть, ни животъ, ни ангели, ни начала, ни настоящая, ни грядущая, ни ина тварь кая возможешь насъ разлучити отъ любве Христовой» (Римл. VIII, 35-38).

13. Утромъ, согласно распоряженію правителя, дѣву привели къ трибунѣ. Увидя, что раны ея исчезли и тѣло ея цѣло и невредимо и не имѣетъ даже случайной царапины, безумный говоритъ: «видишь ли какъ боги желаютъ и любятъ тебя, такъ что даже раны твои исцѣлили»? Мученица же, осмѣявъ его безразсудство, глупость и безуміе, ответила: «боги твои подобны тебѣ, глухіе и слѣпые, безчувственные и неподвижные; они себѣ не могутъ помочь, какъ же они могли бы исцѣлить меня, которая изобличаетъ ихъ ничтожество, вводящее въ заблужденіе людей? Уврачевавшійся же меня есть Іисусъ Хрпстосъ, Сынъ Бога Живаго, Котораго ты недостоинъ и видѣть своими нечистыми глазами и огрубѣлой душой». Подобно дикому звѣрю, воспламенившись гнѣвомъ подъ вліяніемъ этихъ словъ, безбожный приказываетъ сильно скоблить по ребрамъ дѣвы, подносить огненные факелы къ ранамъ и бить молотомъ по головѣ, какъ бы по наковальнѣ. Устремивъ глаза къ небу, мученица сказала: «Ты знаешь, серцевѣдче Господи, что я желаю прійти къ Тебѣ, и Ты до конца не оставишь меня». Отважная мученица Христова мужественно перенесла и это мученіе, превзойдя такимъ образомъ не только женскую слабость и нерѣшительность, но и человѣческую природу. Ибо какъ она могла бы вынести столько тяжелыхъ поношеній и мучительныхъ наказаній, если бы не превзошла слабое тѣло, если бы сила Духа не ободряла и не укрѣпляла ея.

14. Послѣ этого жестокость слуги діавола и его защитника, казалось, получила удовлетвореніе, но онъ обратилъ свою мысль, источникъ зла, на другой родъ мученій, ибо имѣлъ внутри себя начальника и родителя всякаго зла, дикаго дракона, древняго человѣкоубійцу и человѣконенавистника. Итакъ, передаютъ, правитель приказалъ отрубить у мученицы груди. Когда тѣ были отсѣчены, агница Христова, посмотрѣвъ на небо сказала: «Не отвержи мене отъ лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене» (Пс. L, 13). Итакъ, и это страданіе мученица приняла мужественно и съ благодареніемъ. Неужели всезлобный демонъ, въ глубинѣ души у тебя созрѣлъ другой планъ, болѣе ужасный, чѣмъ эта низость? Неужели тобою измышленъ и составленъ другой планъ мученій, болѣе тяжелый для женской природы? Развѣ не устала твоя мысль, изыскивая пытки для мученицы? Прибавь еще иное. Ты найдешь адамантъ, вѣрнѣе душу непоколебимую и болѣе твердую, чѣмъ самый адамантъ, твердую наковальню, которая выноситъ всѣ удары твоихъ молотовъ. «Жестоко ти есть противу рожна прати» Дѣян. IX, 7). Насколько увеличишь мученія, настолько и умножишь вѣнцы мученицы и всехвальной дѣвы и тѣмъ болѣе славныя побѣдныя награды противъ своей воли доставишь ей; для себя же ты умножишь стыдъ, въ каждой битвѣ и нападеніи терпя пораженія и падая, повергаемый на земь. Ты собираешь на свою всезлобную голову многія и безконечныя наказанія, горящіе и неугасимые угли.

15. Но я удивляюсь также и отцу блаженной по плоти, чуждому по духу благочестиваго настроенія, безчеловѣчному и озвѣрѣлому и далекому отъ отеческаго расположенія. Поистинѣ ты, жалкій отецъ, свирѣпостью и безчеловѣчіемъ превзошелъ самыхъ неразумныхъ животныхъ, ибо тѣ, когда видятъ, что дѣтища ихъ подвергаются какой-либо опасности, бьются за нихъ до смерти, ты же, когда видѣлъ, что у твоей собственной и единственной дочери, какъ бы на рынкѣ, мечомъ безпощадно отсѣкаются женскіе млеконосные члены, не устыдился природы и не смягчилъ столь великихъ ранъ, какъ окаменѣвшій сердцемъ и безчувственный. Но зачѣмъ, братіе, удивляться тѣмъ, которые упиваются заблужденіемъ нечестія и пришли въ неистовство отъ сатанинскаго безумія, ибо подобно тому, какъ побѣдные мученики, вдохновляемые Христовымъ напиткомъ – Божественнымъ Духомъ, побѣждая и превосходя природу, переносятъ то, что выше природы, такъ и гонители Христа и тѣхъ, исполнившись злого духа и поработивъ себя власти отступника, отклонились отъ природы, но не въ лучшую, а въ худшую сторону и пали, и какъ тѣ стали выше человѣческаго состоянія, такъ эти наклонились ниже его и сдѣлались подобными человѣкоубійцамъ демонамъ. И совершенно естественно, ибо послѣдующіе Христу добродѣтелью своей уподобились Ему, связавшіе же себя союзомъ съ діаволомъ, конечно, сдѣлались подобными и равными ему. Но посмотримъ, что снова противъ святой и чистой дѣвы замышляетъ и строить чрезъ своихъ оруженосцевъ противникъ и врагъ.

16. Видя, что Варвара мужественно переносить и претерпѣваетъ тѣлесныя попошенія, правитель душѣ ея причиняетъ мученія невыносимый, достойныя стыда, какъ думаютъ и какъ это есть въ действительности, и болѣе тяжелыя, по сравпенію съ прежними. Но терпѣть ради Христа что-либо, хотя бы оно казалось позорнымъ и безстыднымъ, достойнѣе, славнѣе и прекраснѣе всякаго украшенія. Правитель, говорить, приказываетъ, водить ее обнаженную по этой странѣ и бичевать невыносимыми ударами. Возлюбленные, вы, конечно знаете, какой стыдъ доставляетъ это дѣвамъ и особенно подобнымъ святой дѣвѣ, которой прежде и солнце, такъ сказать, не могло досыта насладиться. Онъ принудилъ ее пройти не только одну площадь, одну или другую улицу, но и окрестности, и города и селенія – всю эту, говорить, область. Это испытаніе для стыдливыхъ и чистыхъ дѣвъ поистинѣ тяжедѣе и труднѣе всякой боли отъ огня и ударовъ, но и этотъ позоръ перенесла дѣва изъ-за любви ко Христу, Который ради насъ крестъ претерпѣдъ, презрѣвъ поношенія. Дѣва совлекла съ себя ветхаго человѣка съ его страстьми, изъ-за которыхъ и этотъ стыдъ одеждъ, и поэтому ничего не считала постыднымъ. Но какъ первозданные въ раю прежде грѣха страстей были наги и не стыдились, когда же чрезъ преслушаніе заговорили въ нихъ страсти, они стали считать постыднымъ, если бы не прикрыли наготы своей листьями смоковницы; такъ и эта дѣва, вернувшись въ то состояніе до преступленія и грѣха, вмѣсгѣ съ прочими страстями отвергла и стыдъ; но чтобы нечестивые люди, видя ея всесвятое тѣло, ходящее здѣсь и тамъ, неприкрытымъ, не смѣялись, она, устремивъ очи къ небу, сказала: «Господи Боже, покрывающій небо облаками, покрой мое тѣло, обнаженное ради Тебя, чтобы эти нечестивые не видѣли его». И лишь только она сказала это, Господь, пославъ ангела, покрылъ ее бѣлой одеждой: и она шла, какъ невѣста, украшенная и прекрасная изъ отчаго дома въ приготовленный брачный чертогъ, окруженная, осѣняемая копьями, въ торжественномъ шествіи, украшенная мученической діадемой, со знаками подвиговъ за Христа, гордясь кровавой порфирой, прекраснѣйшая маргаритовъ, смарагдовъ, сапфировъ и многоцѣнныхъ камней, соединенныхъ съ золотомъ. О чудо! Страстные, сластолюбивые, наглые и безстыднѣйшіе окружали совершенно обнаженныхъ мученицъ, подвизающихся за Христа, чтобы, какъ думали они, торжествовать надъ ними и нечестивый свой взоръ любострастно устрѣмлять на нихъ, Христосъ же, покровомъ благодати своей прикрывъ всю подвижницу свою, отдѣлилъ ее отъ гнусныхъ, наглыхъ и презрѣнныхъ и весь ихъ замыселъ сдѣлалъ неосуществимымъ и лишилъ ихъ того, чего ожидали они.

17. Обойдя съ мученицей всю эту страну, пришли въ нѣкое селеніе, гдѣ и правителя нашли. Итакъ, правитель, недоумѣвая, что снова дѣлать съ нею, ибо каждый планъ его оказывался тщетнымъ и безполезнымъ и не опрадывалъ надеждъ, вынесъ приговоръ относительно многострадальной мученицы, что она должна окончить свою жизнь подъ мечемъ. Тогда отецъ, исполнившись многаго гнѣва и сатанинской ревности, нося въ себѣ самого древняго человѣкоубійцу – діавола и желая показать свое полное служеніе почитаемымъ имъ идоламъ и мерзостямъ, вѣрнѣе же дѣйствующимъ чрезъ нихъ духамъ злобы и демонамъ, схватилъ мечъ и возвелъ дочь на гору, желая и домогаясь того, чтобы самому своими руками совершить убійство. Прекрасная и чистая голубица, радостно готовясь пріять смерть за Христа, обратилась къ молитвѣ и моленію, ибо она стремилась къ наградѣ высшаго званія и готовилась къ восхождепію въ небо «на воздусѣхъ». Ничто не препятствуетъ намъ выслушать самыя слова молитвы мученицы, чтобы ими освятить свой слухъ. «Безначальный, нерукотворнный, мученическій вѣнокъ, Господи Іисусе Христе, простираяй небо и основаяй землю, призываяй бездны, и море заключаяй, повелѣвающій дождевымъ тучамъ дождить на злыя и благія, ходившій по морю, какъ по сушѣ, не замочивъ и ногъ, повелѣвавшій вѣтру и морю и успокоивавшій ихъ! Все слушаетъ, Господи мой Іисусе Христе, Твоего повелѣнія, потому что оно твореніе Твое. Услыши Господи эту молитву мою и дай рабѣ Твоей милость, чтобы кто-нибудь вспомнилъ меня о святомъ имени Тиоемъ и сотворилъ память о дняхъ мученичества моего. Господи, не помяни грѣховъ ихъ въ день суда, но милостивъ будь къ нимъ, ибо Ты знаешь, что мы – плоть и кровь, твореніе чистыхъ рукъ Твоихъ». Сказавъ «аминь», она снова молилась, говоря: «Господи Боже силъ, Творецъ всякаго дыханія и плоти, уврачевавшій всякую болѣзнь и всякую страсть, дай рабѣ Твоей милость, чтобы приходящіе въ то мѣсто, гдѣ лежитъ мое тѣло и гдѣ есть освященныя воды, получали исцѣленіе души и тѣла, чтобы ими славилось всесвятое имя Твое со Отцемъ и всесвятымъ Духомъ». И когда она произнесла «аминь», раздался голосъ съ неба говорящій: «приди, святая моя подвижница, упокойся въ чертогахъ Отца Моего небеснаго, все, о чемъ ты просила, Я далъ тебѣ. Услышавъ это, блаженная мученица Христова пришла на мѣсто казни, и отцовскимъ мечомъ была усѣчена глава ея. Когда Діоскоръ, отецъ ея, сходилъ съ горы, огонь ниспалъ съ неба и пожралъ его, такъ что не осталось и не нашлось даже и праха его.

Яркимъ и вдохновеннымъ словомъ изобразивъ величіе и значеніе мученическаго подвига Варвары, святый Іоаннъ Дамаскинъ въ заключеніе своего слова говоритъ:

23. Пріими этотъ незначительнѣйшій даръ, подобно тому, какъ Женихъ твой Христосъ принялъ двѣ лепты бѣдной вдовицы, взирая не на количество даваемааго, но на характеръ настроенія приносящаго. Въ тебѣ я нашелъ истинную врачевательннцу моихъ душевныхъ и тѣлесныхъ язвъ и скорую помощницу во всѣхъ несчастьяхъ и скорбяхъ. Ты утишишь движеніе и плясаніе страстей моихъ, чтобы, устроивъ жизнь свою, какъ должно, и переплывъ спокойно мірскую бурю приставъ къ жизни нестарѣющей и въ спасительную гавань, я достигъ черезъ тебя, при безчисленныхъ прегрѣшеніяхъ, общаго и милосерднаго Судьи, Который по твоимъ молитвамъ и моленіямъ отпуститъ и простить, тогда какъ справедливо было бы осудить мое нерадѣніе. Но намъ вѣрнымъ, возлюбившимъ твое имя, чтущимъ и почитающимъ его и прибѣгающпмъ къ твоему твердому заступленію, будь, побѣдоносная Варвара, побѣдная и славная, приснопоминаемая и всеславная мученица, справедливѣйшій борецъ, посредникомъ царства небеснаго, помощникомъ во всѣхъ печальныхъ обстоятельствахъ, ходатаемъ непрестаннымъ предъ Христомъ Богомъ нашимъ, Ему же со безначальнымъ нерожденнымъ и поклоняемымъ Отцомъ, и единосущнымъ и живоначальнымъ Духомъ слава, честь и покдоненіе нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

«Приходское Чтеніе». 1914. № 10. C. 301-309.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: