• Духовное Завѣщаніе святителя и чудотворца Митрофана, перваго епископа Воронежскаго.

    Духовное Завѣщаніе святителя и чудотворца Митрофана, перваго епископа Воронежскаго.

    Духовное завѣщаніе святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, хранится въ Московской Сѵнодальной (патріаршей) библіотекѣ въ подлинной рукописи подъ № 669. Рукопись эта писана полууставомъ Петровскаго времени въ четвертку (старинный поллистъ) на 33 листахъ[1]. Въ завѣщаніи, представляющемъ по внѣшнему виду сплошной текстъ, легко выдѣляется вступительная часть (листы 1-3), начинающаяся славословіемъ Святой Троицѣ и заключающая въ себѣ общія разсужденія о высокомъ назначеніи человѣка и частное повѣствованіе святителя Митрофана о характерѣ даннаго ему воспитанія и всей его благочестивой жизни. «Доидохъ судьбами Божіими состарѣнія лѣтъ яко седмидесяти – пророческія святаго Давида мѣры (Псал. 89, 10) – говоритъ святитель, естественною моего тѣлеси крѣпостію изнемогаю. Сего ради, памятствуя о смерти... здравствуясь умомъ моимъ и цѣлостію разума, судихъ сіе духовное послѣднее мое писаніе написати».

    06 December 2019 читать далее


  • Прот. Iоаннъ Соловьевъ – Святитель Митрофанъ епископъ Воронежскій – одинъ изъ духовныхъ строителей русской земли. (Церковно-апологетическій очеркъ).

    Прот. Iоаннъ Соловьевъ – Святитель Митрофанъ епископъ Воронежскій – одинъ изъ духовныхъ строителей русской земли. (Церковно-апологетическій очеркъ).

    Сегодня исполнилось 200 лѣтъ со дня блаженной кончины Святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, святыя мощи котораго открыты 7-го августа 1832 г. – за годъ до кончины новоявленнаго въ настоящемъ лѣтѣ преподобнаго Серафима Саровскаго. Воронежъ, гдѣ святительствовалъ и почилъ о Господѣ угодникъ Божій и гдѣ въ соборномъ храмѣ Митрофаніевскаго монастыря открыто почиваютъ его святыя мощи, съ нарочитой торжественностію празднуетъ поэтому праздникъ свой, не только усугубивъ церковно-богослужебное прославленіе своего перваго святителя, а и въ изданныхъ къ настоящему дню ученыхъ и общедоступныхъ сочиненіяхъ и въ такихъ же чтеніяхъ и бесѣдахъ возстановляя въ памяти и восхваляя труды и подвиги Его въ дѣлѣ церковнаго устроенія Украины[1]. Празднуютъ конечно день сей и Макарьевскій Желтоводскій монастырь, настоятелемъ котораго до своего епископства былъ святитель Митрофанъ, и Золотниковская пустынь, гдѣ онъ полагалъ начало иноческаго житія своего, и Владиміръ, въ области котораго онъ родился, воспитывался и священствовалъ до своего вдовства. Принимаетъ участіе въ этомъ юбилейномъ торжествѣ и наша Москва, гдѣ онъ и участвовалъ на соборѣ о дѣлахъ раскола, равно какъ и въ царской коронаціи наслѣдниковъ Тишайскаго и посвященъ былъ въ санъ епископа, и гдѣ есть не мало храмовъ, въ честь и память его устроенныхъ. Ликоствуютъ конечно и многіе другіе грады и веси земли русской. И это не потому только, что ставши небожителемъ, святитель Митрофанъ сдѣлался заступникомъ и покровителемъ всѣхъ съ вѣрою и любовію притекающихъ къ нему, откуда бы ни возносились эти молебные гласы чтущихъ память его, а и потому, что содѣланные имъ во дни земной жизни его труды и подвиги по церковному устроенію Воронежской украины суть тѣже, коими въ церковномъ отношеніи созидалась и создалась и вся православная Россія. Въ нихъ зримъ мы церковные устои русской земли слышимъ дѣдовскіе завѣты вѣры православной – тѣ устои и завѣты, коими живетъ и живъ будетъ православный русскій народъ.

    Прислушаться къ этимъ завѣтамъ и всмотрѣться въ эти устои кому не нужно, особенно въ наши тревожные дни?..

    06 December 2019 читать далее


  • Необходимо-ли требуютъ каноническія постановленія, чтобы приходскіе священнники были женаты, и на какомъ основаніи и съ какого времени утвердился въ Россіи обычай рукополагать не иначе, какъ когда предназначенный къ рукоположенію вступить въ бракъ?

    Необходимо-ли требуютъ каноническія постановленія, чтобы приходскіе священнники были женаты, и на какомъ основаніи и съ какого времени утвердился въ Россіи обычай рукополагать не иначе, какъ когда предназначенный къ рукоположенію вступить въ бракъ?

    Церковь Восточная издревле не обязывала поставляемыхъ на степень священника или діакона ни къ брачной жизни, ни къ безбрачной. На первомъ вселенскомъ Соборѣ нѣкоторые изъ отцовъ предлагали было постановить общимъ правиломъ, чтобы священники и діаконы (равно какъ и епископы) вели жизнь безбрачную; но, по совѣту св. Пафнутія, епископа Ѳиваидскаго, удержались отъ такого требованія «изъ опасенія вредныхъ послѣдствій отъ избытка строгости». Но и тогда избираемымъ въ клиръ не было вмѣнено въ обязанность непремѣнно вступать въ супружество: безбрачные священники и діаконы, по древнему преданію, и должны были оставаться безбрачными; а состоявшимъ въ супружествѣ предоставлено на волю удаляться отъ сожитія съ женами или оставаться въ прежнихъ отношеніяхъ[1].

    27 November 2019 читать далее


  • Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о бракѣ и безбрачіи духовенства въ Восточной и Западной Церквахъ въ эпоху I-XI вв.

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о бракѣ и безбрачіи духовенства въ Восточной и Западной Церквахъ въ эпоху I-XI вв.

    Святительский чин. Мозаика Собора Св. Софии в Киеве (XI в.)

    Архимандритъ Амвросій (Погодинъ) – Законы о браке и безбрачии духовенства в Восточной и Западной Церквях в эпоху I-XI вв. // «Православный Путь» за 1961 г. С. 95-147.

    Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)

     

    27 November 2019 читать далее


  • Брачный союзъ кандидата священства.

    Брачный союзъ кандидата священства.

    Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский с семьей.

    Брачный союзъ въ жизни человѣка имѣетъ важное значеніе, въ жизни же пастыря церкви значеніе его особенно важно. Эта истина едва-ли требуетъ особыхъ доказательствъ. «Епископу подобаетъ быти... единыя жены мужу»... (1 Тимоѳ. III, 2). «Епископу подобаетъ быти... свой домъ добрѣ правящу, чада имущу. въ послушаніи со всякою чистотою» (1 Тимоѳ. III, 2. 4). «Женамъ (ихъ) такожде чистымъ, не кдеветливымъ, трезвеннымъ, вѣрнымъ во всемъ» (–ст. 11). Такъ заповѣдуетъ Святый Апостолъ Павелъ въ своихъ пастырскихъ посланіяхъ. И первое наставленіе апостольское заставляетъ готовящагося къ пастырству призадуматься при выборѣ себѣ подруги жизни. Ему разрѣшается только единобрачіе. Въ случаѣ вдовства жизнь его должна сдѣлаться для него тяжелымъ крестомъ. Это – со всею ясностію свиѣтельствуетъ намъ и наша отечественная исторія, повѣствующая что бывали періоды въ церковной жизни, когда церковная власть, имѣя въ виду многіе случаи претыканія и соблазна вдовыхъ священниковъ, постановляла лишать сана всѣхъ и каждаго изъ нихъ, и каждодневный, видимый нами, опытъ. То правда, что будущее «въ руцѣ Божіей» и если кому, то будущему провозвѣстнику истинъ Откровенія прежде всего нужно самому усвоить ихъ умомъ и сердцемъ и вступать въ жизнь съ глубокою вѣрою въ Провидѣніе, безъ воли Котораго и волосъ человѣческій не падаетъ съ его головы. Однако, едва-ли было-бы удобно кандидату священства пренебрегать въ этомъ случаѣ совѣтами благоразумія и опытности, которыя всегда будутъ говорить ему, что будущему пастырю нужно избирать себѣ въ невѣсты дѣвушку, физически здоровую, происходящую отъ здоровыхъ родителей, гдѣ бы нельзя было ожидать природнаго предрасположенія къ недугамъ въ родѣ чахотки и другимъ страшнымъ болѣзнямъ.

    26 November 2019 читать далее


  • О высотѣ пастырскаго служенія (Изъ твореній св. Іоанна Златоустаго).

    О высотѣ пастырскаго служенія (Изъ твореній св. Іоанна Златоустаго).

    Ради праздника Воздвиженія животворящаго креста Господня, Церковь совершаетъ память св. Іоанна Злотоустаго не въ 14 день сентября по ст. ст., когда святитель преставился, но въ 13 день ноября по ст. ст. – ред.

    Тотъ, кто молится за весь городъ, – что я говорю за городъ? – за всю вселенную, и умилостивляетъ Бога за грѣхи всѣхъ, не только живыхъ, но и умершихъ, тотъ какимъ самъ долженъ быть? Даже дерзновеніе Моисея и Иліи я почитаю недостаточнымъ для такой молитвы. Онъ такъ приступаетъ къ Богу, какъ бы ему ввѣренъ былъ весь міръ и самъ онъ былъ отцемъ всѣхъ, прося и умоляя о прекращеніи повсюду войнъ и усмиреніи мятежей, о мирѣ и благоденствіи, о скоромъ избавленія отъ всѣхъ тяготѣющихъ надъ каждымъ бѣдствія частныхъ и общественныхъ. Посему онъ сямъ долженъ столько во всемъ превосходить всѣхъ, за кого онъ молится, сколько предстоятелю слѣдуетъ превосходить находящихся подъ его покровительствомъ.

    25 November 2019 читать далее


  • ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ ДОЛЖЕНЪ БЫТЪ ПРОСВѢЩЕННЫМЪ УЧИТЕЛЕМЪ ПАСОМЫХЪ. Изъ слова о пастырствѣ духовныхъ пастырей свт. Димитрія, митр. Ростовскаго.

    ДУХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ ДОЛЖЕНЪ БЫТЪ ПРОСВѢЩЕННЫМЪ УЧИТЕЛЕМЪ ПАСОМЫХЪ. Изъ слова о пастырствѣ духовныхъ пастырей свт. Димитрія, митр. Ростовскаго.

    Портрет святителя Димитрия. 2 пол. XVIII в. (из фондов НХМУ)

    Богъ нѣкогда обѣщалъ людямъ израильскимъ дать искусныхъ пастырей. Дамъ вамъ пастыри по сердцу Моему и упасутъ васъ разумомъ и ученіемъ. (Іерем. 3, 15). И такъ, во первыхъ, духовный пастырь долженъ быть разумнымъ, учительнымъ. Ибо, какъ онъ вразумитъ неразумѣющаго, если самъ будетъ неразуменъ? Какъ онъ можетъ быть учительнымъ, если самъ неученъ и не знаетъ силы святаго писанія? Какъ наставитъ заблуждающаго, если самъ не знаетъ пути, по которому идетъ? Можетъ ли водить слѣпецъ слѣпца? Не оба ли, по слову Христову, въ яму впадутъ (Матѳ. 15, 14)? Исаія, пророчески описывая Пастыря Мессію, называетъ Его жезломъ, потому что пастыри съ жезломъ ходятъ, и жезломъ цвѣтущимъ, который подаетъ надежду плода, для препитапія душъ пасомыхъ. И почіетъ на немъ, продолжаетъ пророкъ, Духъ Божій, Духъ премудрости и разума, Духъ совѣта и крѣпости, и проч (Исаія 11, 1 2.).

    04 October 2019 читать далее