Сѵнодикъ: Святѣйшій Патріархъ Константинопольскій Іоакимъ III-й, Великолѣпный.
От Ред.: Патриарх Иоаким III (Деведжи) явлается один из самых выдающихся греческих святителей перелома ХIХ и ХХ веков. Пользовался поддержкой российского правительства и большим уважением в среде российской иерархии. В минуту опасности Его жизни, было Ему предложено Российской Властью переехать в Россию, но Он отказался. У современников Иоаким III получил прозвище Великолепный (греч. Μεγαλοπρεπής) и «Корифеей Патриархов». Русский посол в Константинополе (1883-1897) А. И. Нелидов писал о нем в частном письме: «Я считаю его одним из мудрейших иерархов православной церкви вообще. Побуждения, которыми он руководится, суть всегда самого возвышенного свойства. Он составил себе идеал православной церкви и значения в ней Вселенского патриархата, который весьма высок, но, к сожалению, далеко превосходит существующие условия». Святитель архиеп. Иоанн (Максимович) в своем докладе зачитанным на Вторым Всезарубежным Соборе 1938 г., сетовал что из-за нехвата таких личностей как Иоаким III, Константинопольский престол покрушиться: «Такое внешнее унижение Иерарха града Св. Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой свв. Златоуста и Богослова. С высоты ее – преемник свв. Иоанна и Григория мог бы духовно руководить всем православным миром, если бы обладал их стойкостью в защите правды и истины и широтою взглядов недавнего Патриарха Иоакима III». После кражи Казанской иконы Божией Матери в 1904 г., Иоаким III для утешения жителей города Казани, повелел написать точный список с древней иконы Богоматери «Всеблаженная» и в 1905 г. передал эту икону в Санкт-Петербург. В 1905 г. был избран почетным членом С.-Петербургской Духовной Академии. В 1912 г. Иоаким III своей Патриаршей Грамотой, направленой настоятелю русского афонского монастыря св. Пантелеимона, осудил новое учение имябожников. Среди почитаталей Патриарха был Митр. Антоний (Храповицкий), который составил в его честь два текста, которые помещаються ниже. Так на Иоакима III смотрела и продолжает смотреть Поместная Российская Церковь и сама Россия.
Но не так стоить дело с Греко-Старостильниками, которые назвали Его начальником ереси экуменизма, и к тому же поименно анафемствовали Его наравне с патр. Мелетием IV (Метаксасисом). Греко-Старостильники неудовлетворенные Зарубежной анафемой на экуменизм (1983 г.), в 1998 г. составили собственную и притом дерзнули произнести самоличный судь над новыми еретиками – экуменистами, посчитав себя за всю полноту Вселенской Церкви. Как стало ныне известно, те же Греко-Старостильники, в апреле сего 2020 г. дерзнули в древнейший Синодик Православия (чтомый в Неделею Торжества Православия) добавить эту свою собственную анафему, и таким образом уже открыто показали кому на самом деле они служать.
Следует напомнить когда Фанаром был сделан первый вызов экуменизма. После I Мировой войны Греция в числе стран-победительниц по мирным договорам 1919-1920 гг. значительно увеличивает свои территории. Поражение Турции приносит головокружительный успех политической группировке масона Елевферия Венизелоса, стремящейся к возрождению былой Византийской Империи со столицей в Константинополе. Имперские планы политиков вдохновляют Константинопольскую Патриархию развернуть широкую компанию по централизации Православия вокруг Константинопольского Престола. В 1920 г. местоблюститель Патриаршего престола Брусский митр. Дорофей посетил страны Западной Европы и опубликовал энциклику «К Христианским Церквам всего мира», имеющую экуменическую направленность, в которой Фанар заявлял, что «считает совместимым взаимное сближение и общение различных христианских Церквей с наличием догматических различий между ними», и ктому инославные именуются «почитаемыми Христианскими Церквами». Первым шагом к сближению энциклика предлагает принять единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников. И этог шал осуществил, под сильным нажимом политических сил на Фанар, в 1921 г. противоканонично избран патриархом масон Мелетий Метаксаки, за несколько дней до этого низвергнутый из сана Синодом Элладской Церкви за ряд церковных проступков и учинение раскола. Но это низвержение было снято при вмешательстве политических сторонников масона Венизелоса, взгляды которого колебались от либерального республиканизма до консервативного монархизма, но всегда отличались крайним национализмом. Таким образом Константинопольская патриархия начинает компанию по реформированию Православия в духе модернизма и экуменизма, но начало этого процесса вышло от Греческого правительства.
Ниже мы помещаем подборку материалов посвященных личности Патриарха Иоакима III.
О его плодовитой деятельности см.: Святѣйшій Іоакимъ Третій, паmріархъ Константинопольскій. Очеркъ его жизни и дѣятельности во время перваго патріаршества (1878-1884 гг.). // «Странникъ». 1901. Т. 2. Ч. 1. № 8. С. 145-185. Статья полностью выложена здесь >>> (PDF)
Письмо Святѣйшему Патріарху Константинопольскому Іоакиму III,
по поводу его возвращенія на патріаршій престолъ.
По поводу радостнаго для всей церкви возвращенія Свят. Іоакима III на Константинопольскій патріаршій престолъ, въ Уфимскомъ Каѳедральномъ Соборѣ было отслужено Преосвященнымъ Антоніемъ благодарственное молебствіе послѣ воскресной литургіи (3 іюня); предъ молебномъ Владыка въ прочувствованномъ словѣ разъяснилъ значеніе событія. – Затѣмъ Владыка, какъ личный знакомецъ Патріарха, привѣтствовалъ его нижеслѣдующимъ посланіемъ, начинающимся обычнымъ на Востокѣ обращеніемъ къ Блаженнѣйшему.
***
Всесвятѣйшій мой повелитель и владыка, Вселенскій Патріархъ, божественнѣйшій, богоблагодатнѣйшій и всякое, какое только есть для меня, божественное и высокое имя и предметъ.
Какъ свѣтъ быстро восходящаго солнца, озаряя поверхность земли, радуетъ всю живую тварь, такъ легкокрылая вѣсть о твоемъ возвращеніи на важнѣйшій престолъ церковный заставила радостно вострепетать не только Великую Церковь Царя-Града, но и всю правовѣрующую вселенную. Поистинѣ мы дождались какъ бы возвращенія тѣхъ дорогихъ христіанскому сердцу временъ древности, когда паства искала себѣ учителемъ мужа святаго и умѣла находить его въ далекихъ пустыняхъ, когда іерархи церквей ничего не знали кромѣ спасенія душъ и, пребывая тѣломъ на землѣ, умомъ своимъ не оставляли неба; когда чуждые всякаго земного расчета и страха, спокойно шли они за истину въ изгнаніе и на смерть и, молясь о людяхъ, вопіяли съ Моисеемъ: «Прости имъ грѣхъ ихъ, а если нѣтъ, то изгладь и меня изъ книги Твоей» (Исх. 22, 32).
Думали мы съ печалью, что навсегда прошли тѣ времена, но вотъ снова возвеличивается смиренномудренная святость, Аѳанасій торжественно возвращается въ Александрію, храмъ Анастасіи оглашается вновь словомъ благоглаголиваго Григорія, Златоустъ восторжествовалъ надъ мысленною Евдоксіей и ликующая паства лобызаетъ края его пустынническаго хитона. Обогащается вновь священная столица отъ далекой пустыни, но и пустыня Аѳонская не обнищеваетъ потому, что духъ твой, и красота Вселенской Церкви, по прежнему лобызаетъ священныя высоты Аѳона, возносясь отъ нихъ къ высотамъ небесныхъ престоловъ въ умиленномъ славословіи Искупителя и въ пламенной молитвѣ о благосостояніи святыхъ Божіихъ Церквей и соединеніи всѣхъ.
Тамъ радуются Святые Ангелы, хранители Церквей, здѣсь благодарственно молятся люди, видя на вершинѣ церковныхъ престоловъ святаго пустынника, а долу слышится жалобный вопль искусителей демоновъ, низвергаемыхъ въ тартаръ твоею святительскою молитвою и далеко отгоняемыхъ отъ Церкви, какъ нѣкогда второй Аѳанасій, тотъ адамантъ горы Аѳонской, гналъ ихъ отъ своей обители вопившихъ: о горе, побиваетъ насъ Аѳанасій своей молитвой.
Да умножается же, Владыко, и да украшается твоя архіерейская власть. Будетъ ли твое правленіе долголѣтно и богато внѣшней славой, – тогда оно обогатитъ духовно вселенную, какъ правленіе Великаго Василія, ибо въ славѣ своей ты научишь обуявшій родъ человѣческій вѣрѣ, смиренномудрію и воздержанію. Будетъ ли твое правленіе полно скорбей и препятствій для всякихъ внѣшнихъ преобразованій, но тогда подобно Ѳеодору Студиту, какъ добровольный мученикъ обогатишь ты духъ нашъ примѣромъ дерзновеннаго исповѣданія и надолго умножишь въ людяхъ упованіе на Христа и презрѣніе къ благамъ внѣшнимъ.
Да славится въ тебѣ и Эллинская народность, да умножается въ ней и черезъ нее и въ прочихъ православныхъ народахъ древній духъ христіанскаго церковнаго, а не внѣшняго и правоваго общежитія (politismos), да даруетъ оно снова разнымъ народамъ проповѣдниковъ Евангелія, обличителей лжи, учителей постнаго подвига.
Въ этомъ благородномъ и самоотверженномъ первенствѣ да познается ея сила, взамѣнъ политическихъ интригъ, къ сожалѣнію обуявшихъ православныя народности въ послѣднее время и уподобившихъ Христово достояніе западнымъ еретикамъ, которые, говоря такъ много о человѣколюбіи, обнаруживаютъ лишь животную борьбу за богатства міра и жажду наслажденій.
Сіе печальное растлѣніе ты уничтожишь, какъ цѣлитель ослабѣвшаго народа, великій Моисей; ты возвратишь намъ соревнованіе только въ томъ, чтобы пріобрѣтать Христа, Котораго благодать отпечатлѣна на твоемъ преподобномъ ликѣ. Всѣмъ христіанамъ православнымъ ты напомнишь собою, своею равноапостольною жизнью и громоноснымъ словомъ, что мы первѣе всего сыны Вселенской Церкви, нити нешвеннаго хитона Христова, члены Его Пречистаго Тѣла.
Печально наше время: умножились страсти, померкла вѣра, но никакая тьма не можетъ воспрепятствовать горящему свѣтильнику и никакое заблужденіе времени не можетъ воспрепятствовать дѣйствію благодатной силы, которую стяжалъ подвижникъ Божій молитвою и постомъ. Ты прославишь снова Святую Церковь и возвратишь время соборовъ, время чудесъ, время забвенія людьми земныхъ преградъ и время общаго ихъ единенія въ Церкви Вселенской. Духомъ своимъ слышу я «громкій голосъ какъ многочисленнаго народа, который говорилъ: Аллилуіа! спасеніе, и слава, и честь, и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его!» (Апок. 19, 1). Молитва твоя да совершитъ сіе, а отъ твоего раба пріими сіе оружіе молитвы, именуемое духовнымъ мечомъ[1].
Смиренный Антоній, Божіей милостью епископъ Уфимскій и Мензелинскій.
[1] При письмѣ посылались аметистовыя четки
«Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 1. Отд. Неофф. С. 723-726.
Отвѣтное письмо на посланіе Преосв. Антонія, Епископа Уфимскаго.
Іоакимъ III, Божіею милостію,
Архіепископъ Константинополя, Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.
Преосвященнѣйшій Епископъ Уфимскій и Мензелинскій, во Св. Духѣ возлюбленный братъ и сослужитель нашей мѣрности, Господинъ Антоній, благодать да будетъ Вашему Преосвященству и миръ отъ Бога. Съ совершенно особенной духовной радостью мы приняли и прочли весьма вожделѣнное привѣтственное посланіе Вашего Преосвященства, отъ 4 іюля, содержащее не только личныя многоцѣнныя благожеланія, дружественныя привѣтствія и доброе о насъ мнѣніе, но и исполненное вмѣстѣ съ тѣмъ непорочныхъ чувствованій благочестія и божественной ревности о Св. нашей Православной вѣрѣ и пламенной любви къ Св. Христовой Церкви, подобно зеленѣющему и многоцвѣтущему саду. Также отъ глубины души благодаримъ за источаемыя отъ добраго сердца молитвы къ Богу о благопріятномъ совершеніи труднѣйшаго назначенія, которое мы приняли уже во второй разъ, по благоволенію Бога, и по послушанію Его велѣнію. Изъявляемъ благодарность еще и за готовность, съ которой Ваше Преосвященство, занимая выдающееся положеніе въ святой іерархіи Святѣйшей Сестры Церкви Богоутвержденной Россійской Державы, представили чрезъ свое посланіе ясное доказательство братолюбиваго вниманія къ совершающемуся относительно насъ въ Церкви и уваженія къ связующему Св. Христовы Православныя церкви несокрушимому единству. Относительно же историческихъ сравненій, которыя къ чести нашей благожелательно приводитъ Ваше Преосвященство, чрезмѣрно возвышая наше ничтожное до сего времени служеніе въ Церкви и возлагая на него много надеждъ и ожиданій ко благу Каѳолической Церкви, осмѣливаемся сказать съ братскимъ дерзновеніемъ, что священная воспоминанія прошедшаго церковнаго величія увлекли Ваше братолюбіе къ сопоставленію знаменитой и плодотворной эпохи съ эпохой крайне незначительной, распространяющей, правда, свѣтъ надъ церковнымъ горизонтомъ, но собирающей весьма мало плодовъ въ виноградникѣ Господа. А та эпоха поистинѣ была золотымъ вѣкомъ Церкви, какъ справедливо назвали ее историки, потлму что тогда Богомъ насажденное древо христіанскаго благочестія, распростерши свои вѣтви по всему почти тогда извѣстному міру, обновило его; тогда явившіяся въ Церкви ереси, будучи преодолѣны общимъ содѣйствіемъ помѣстныхъ церквей, были уничтожены; а спасенное отъ заблужденія и опредѣленное вселенскими соборами православіе пріобрѣло еще болѣе силы и непобѣдимаго могущества, и въ немъ и чрезъ него прославились великіе Отцы и Учители Церкви, словами мудрости и подвигами добродѣтели научившіе и просвѣтившіе міръ, Церковь же утвердившіе чрезъ подвиги мучениковъ. – Горька, Преосвященнѣйшій и вожделѣннѣйшій братъ, противоположность тогдашнихъ и теперешнихъ обстоятельствъ! Если не исчезла вѣра, какъ мы надѣемся, то, можетъ быть, умалилась Богомъ внушенная любовь, и ослабли узы единенія, благодаря которому въ древнія времена Св. Православная Христова Церковь совершила такъ много великаго и славнаго и пріобрѣла такое блистаніе во славу Божію. Однакоже и въ такихъ обстоятельствахъ Господь заповѣдуетъ намъ не унывать, а Апостолъ Его говоритъ: «для того мы трудимся и терпимъ поношенія, что уповаемъ на Бога Живаго, Который есть Спаситель всѣхъ человѣковъ, а наипаче вѣрныхъ». Сообразно различію временъ и обстоятельствъ, отъ ревности правящихъ Св. Православными церквами зависитъ возстановленіе древнихъ болѣе тѣсныхъ братскихъ узъ, къ которымъ явились разнообразные поводы и основанія, – возстановленіе, которое пламенно желаемъ увидѣть въ наши дни, какъ мы горячо и сердечно высказывали молитвенныя желанія относительно этого въ нашей рѣчи при вступленіи на престолъ и въ нашихъ братскихъ грамотахъ къ святѣйшимъ автокефальнымъ церквамъ, и не перестанемъ молиться и надѣяться. При этомъ съ искренней любовію привѣтствуя въ Богѣ Ваше Преосвященство, молитвенно просимъ Вамъ благодати Его и безмѣрной милости.
1901 года, Сентября 25 дня.
***
Привѣтственныя письма Преосвященнаго Антонія и Преосвященнаго Арсенія, Епископа Волоколамскаго къ Святѣйшему Патріарху отпечатаны въ греческомъ журналѣ, издаваемомъ при патріархіи подъ названіемъ «Церковная истина» отъ 28 сент. 1901 года № 39 со слѣд. предисловіями: Свящ. Синодъ разрѣшилъ, чтобы были обнародованы два поздравительныхъ къ Его Святѣйшеству вселенскому патріарху Іоакиму ІІІ посланія почтеннѣйшихъ іерарховъ Россійской Православной Церкви, о которыхъ краткую замѣтку мы сообщали въ свое время; посему нынѣ мы приводимъ въ точномъ переводѣ съ русскаго языка содержаніе этихъ посланій, исполненныхъ Евангельской благодати и благоухающихъ Христовою любовію, которая запечатлѣваетъ братскія отношенія церквей; по этому случаю замѣтимъ, что оба эти Россійскіе Іерархи, выражающіе глубочайшее уваженіе Его Святѣйшеству, суть мужи широкаго образованія: одинъ боголюбивый Арсеній, изучавшій ранѣе Востокъ, теперь же Ректоръ Московской Академіи, другой боголюбивый Антоній, его предшественникъ, управлявшій этимъ высшимъ учрежденіемъ и отличающійся аристократическимъ происхожденіемъ и образованіемъ, своими выдающимися общеизвѣстными добродѣтелями и весьма важными богословскими и философскими сочиненіями. Оба эти іерарха выдѣляются и какъ правые проповѣдники Божественнаго слова.
«Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости». 1901. № 21. Отд. Неофф. С. 1288-1292.
† Вселенскій патріархъ Іоакимъ ІІІ
13 ноября [1912 г.] въ Константинополѣ отъ болѣзни почекъ скончался выдающійся іерархъ православнаго Востока Вселенскій патріархъ Іоакимъ, дважды занимавшій патріаршій престолъ Златоуста и Фотія (1878-1884, 1901-1912).
Іоакимъ III, въ мірѣ Христъ Деведжи, родился 18 января 1834 года въ пригородѣ Константинополя, учился въ мѣстной школѣ, затѣмъ на Аѳонѣ, на о. Самосѣ и слушалъ лекціи въ Вѣнскомъ университетѣ. Уже въ 1851 году онъ вступилъ на служеніе Церкви въ санѣ діакона и жилъ нѣкоторое время въ Бухарестѣ, затѣмъ въ Вѣнѣ. Въ 1860 году овъ вернулся въ Константинополь и былъ діакономъ при патріархіи, въ 1863 году назначенъ великимъ протосингеломъ патріархіи, а въ 1864 г. хиротонисанъ въ митрополита Варны. Отсюда онъ въ 1874 г. перешелъ въ Солунь и, наконецъ, 4 октября 1878 года былъ единогласно избранъ на Вселенскій патріаршій престолъ.
Годы перваго правленія Іоакима III Константинопольскою Церковью ознаменовались чрезвычайно широкою и плодотворною дѣятельностію на пользу Церкви. Онъ энергично и успѣшно защищалъ права Церкви и греческаго народа отъ посягательствъ турецкой власти, созвалъ въ 1879 г. народно-церковное собраніе для выработки мѣръ къ улучшенію быта духовенства и народа, пользуясь необычайнымъ авторитетомъ среди богатыхъ фанаріотовъ, улучшилъ матеріальное положеніе патріархіи, упорядочилъ приходскую жизнь, подчинивъ эпитроповъ контролю церковной власти и введя въ 1881 г. «уставъ приходскаго клира», реформировалъ народно-школьное дѣло, основалъ богословскій журналъ, – короче, не было ни одной стороны церковной жизни, которой не коснулись бы благодѣтельныя преобразованія патріарха.
Самоотверженно смѣлая борьба патріарха за права Церкви стоила ему каѳедры, и 30 марта 1884 года онъ былъ вынужденъ отказаться отъ управленія и поселился почти въ качествѣ узника на Аѳонѣ. Въ теченіе семнадцати лѣтъ турецкое правительство до 5 разъ отклоняло его кандидатуру на патріаршій престолъ, и только 26 мая 1901 года онъ снова занялъ его, и то благодаря заступничеству Россіи. Прибытіе его съ Аѳона въ Константинополь было настоящимъ тріумфальнымъ шествіемъ, и народной радости не было границъ.
Второе патріарпіество Іоакима III продолжалось болѣе 11 лѣтъ, т. е. по свидѣтельству греческаго ученаго Мануила Гедеона, долѣе, чѣмъ правленіе какого-либо другого патріарха за послѣднія 185 лѣтъ.
И въ этотъ періодъ дѣятельность патріарха отличалась тою же энергіей и плодотворностью, что и въ первое патріаршество, но развернулась она теперь значительно шире. По-прежнему не щадя себя, отстаивалъ онъ истинные интересы Церкви и отъ нападеній со – внѣ и отъ смутъ внутри, часто ставя ребромъ вопросъ о своей отставкѣ, организовывалъ онъ проповѣдничество, улучшалъ постановку богословскаго образованія въ Халкинской школѣ, издавалъ цѣнные историческіе документы, боролся съ инославіемъ, невѣріемъ и масонствомъ и т. д., но теперь его дѣятельность, какъ и дѣятельность великихъ іерарховъ древняго времени, чаще переносилась и за предѣлы его Церкви, касаясь вопросовъ общецерковнаго значенія. Не разъ обращался онъ ко всѣмъ православнымъ автокефальнымъ Церквамъ, призывая ихъ стать въ тѣснѣйшее живое общеніе между собою, оказывать другъ другу помощь въ борьбѣ съ общими врагами и общимъ голосомъ рѣшать важнѣйшіе вопросы. Онъ проектировалъ устройство съ этою цѣлью черезъ каждые три года собора изъ представителей всѣхъ автокефальныхъ Церквей, какъ іерарховъ, такъ и богослововъ, собора, рѣшенія котораго черезъ Вселенскаго патріарха сообщались бы всѣмъ Церквамъ. Пока же этотъ проектъ оставался проектомъ, онъ часто прибѣгалъ къ старому средству общенія автокефальныхъ Церквей между собою – къ обмѣну грамотами и посланіями. Такъ, имъ были написаны посланія по вопросу о второбрачіи священнослужителей, о реформѣ календаря, объ отношеніи православія къ католичеству и протестантству, о сближеніи православной Церкви со старокатоликами и англиканами и т. д. Онъ заботился не только о взаимообщеніи православныхъ Церквей, но его высокій умъ былъ занятъ и грандіознымъ планомъ возсоединенія всѣхъ христіанскихъ исповѣданій на почвѣ истины православія, и онъ стремился «приготовить гладкій и широкій путь для взаимнаго сближенія».
Эта необычайная широта взлядовъ покойнаго святителя проявилась и въ отношеніи его къ больному національному вопросу, отъ котораго такъ сильно страдаютъ церковные интересы православнаго Востока, и если въ послѣдніе годы прекратились антіохійская и іерусалимская схизмы, если кипрскій церковный вопросъ рѣшенъ благопріятно, если болгарская схизма доживаетъ послѣдніе дни, а единеніе греко-славянскаго міра получило теперь столь блестящее выраженіе, то этимъ мы въ значительной мѣрѣ обязаны мудрости и твердости Вселенскаго патріарха, умѣвшаго сдерживать вожделѣнія узкихъ греческихъ патріотовъ.
Вѣчная память архіепископу Константинополя – Новаго Рима и Вселенскому, по истинѣ Вселенскому, патріарху Іоакиму!
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1912. № 46. С. 1885-1887.
Плачъ на кончину патріарха Іоакима III.
Прости, владыко, сокровище вѣры, источникъ любви, носило огненной ревности, пастырь вселенной! Ты покинулъ насъ, христіанъ всего міра, какъ великій Моѵсей предъ вступленіемъ своего народа въ Землю Обѣтованную. Свѣтлый рай принялъ тебя подъ свои священныя кущи раньше, чѣмъ Христовъ крестъ возсіялъ на Софіи; раньше, чѣмъ угасло полувѣковое раздѣленіе съ православно-вѣрующими болгарами, раньше, чѣмъ осуществилась твоя молитва и твоя проповѣдь о созваніи вселенскаго собора православныхъ христіанъ. – Уже не на дальній Аѳонъ и не на 18 лѣтъ уединился ты отъ своей паствы и отъ руководства вселенскою Церковью, но переселился духомъ на небо и пребудешь тамъ до всеобщаго воскресенія.
Не увижу тебя я на землѣ сей, къ чему стремился уже много лѣтъ! Не на комъ будетъ успокоиться взору христіанина скорбящаго, объ ослабленіи современной жизни церковной и о глубокомъ упадкѣ нравовъ. Тебя нѣтъ среди насъ, великій оплотъ православія! Тебя нѣтъ, и сердца вѣрныхъ погружены въ глубокую печаль. Сокрушенный скорбями и болѣзнями 80-лѣтній старецъ, ты не только былъ сильнѣе всѣхъ своимъ апостольскимъ духомъ, но твое слово или посланіе вливало силу въ душу всякаго, къ кому оно обращалось. Сіяніе Божественной славы блистало на твоемъ челѣ; благодатная сила соединена была съ твоимъ словомъ; твоя молитва, длившаяся безпрерывно болѣе половины сутокъ «посредѣ церкве», одушевляла предстоящую братію и народъ, и сонъ далеко бѣжалъ отъ ихъ очей, когда они видѣли, какъ твои очи постоянно наполняются слезами молитвеннаго умиленія. Такъ пребывалъ ты учителемъ вселенной и на патріаршемъ престолѣ, и въ Аѳонской пустынѣ, когда почти чрезъ каждую седьмицу приходилъ ты въ качествѣ пѣшаго богомольца на престольные праздники иноческихъ обителей всѣхъ народностей и былъ всѣми встрѣчаемъ съ одинаковымъ восторгомъ, какъ отецъ, учитель и другъ всѣхъ народовъ.
Будучи отцомъ всѣхъ вѣрныхъ человѣковъ, ты теперь будешь нареченъ сыномъ Божіимъ, какъ великій миротворецъ церквей и племенъ. Твоимъ святительскимъ посредствомъ возвращено было церковное общеніе Антіохійской патріархіи съ прочими церквами Востока; твоимъ авторитетомъ была успокоена распря среди іерусалимской іерархіи, возникшая на племенной враждѣ, а послѣдніе два года твоей праведной жизни ты посвятилъ великому дѣлу примиренія съ Церковью шестимилліоннаго болгарскаго народа и его епископовъ. Поистинѣ ты былъ для православной вселенной вторымъ Моисеемъ, примиряя церкви и народы между собою и всѣхъ примиряя съ Богомъ. – Впрочемъ, Архангелу Михаилу не нужно будетъ спорить съ сатаной о твоей праведной душѣ, какъ онъ спорилъ о тѣлѣ Моисея, ибо Моисей воспріялъ смерть до вступленія въ обѣтованную землю за то, что однажды прогнѣвалъ Бога малымъ сомнѣніемъ, а тебя отнялъ Богъ отъ вѣрующей вселенной не за твои, а за наши грѣхи, за то, что, будучи теплохладны, мы, епископы всѣхъ странъ, слишкомъ вяло отзывались на пророческіе призывы въ твоихъ Окружныхъ посланіяхъ вмѣсто того, чтобы радостно спѣшить на твой голосъ. Десять лѣтъ почти прошло съ тѣхъ поръ, какъ ты призывалъ Церкви къ собранію Вселенскаго собора, но, увы, мы уподобились недостойнымъ гостямъ, званнымъ на Евангельскую вечерю! И вотъ заключился чертогъ твой благодатной души: она перенеслась отъ насъ въ свѣтлый чертогъ небесный. Она тамъ встрѣтитъ болѣе присныя ей души праведныхъ. Она узритъ тамъ умиротворителя Церквей Великаго Василія, будетъ бесѣдовать съ изгнанникомъ за правду Аѳанасіемъ Великимъ, утѣшаться слышаніемъ глаголовъ ревности святого Златоуста. – «Блаженъ путъ, въ от же днесъ идеши, душе, яко уготовася тебѣ мѣсто упокоенія».
Твой путь блаженъ, но печально пребываніе овецъ, оставшихся безъ пастыря, предъ дверью церковнаго единенія, предъ освобожденіемъ царствующаго града отъ рукъ невѣрныхъ. Кто соберетъ теперь встрѣтившіеся тамъ народы, «якоже собираетъ кокошъ птенцы своя подъ крылѣ» (Мтѳ. 23, 37). Кто удалитъ отъ нихъ распрю о первенствѣ и подобно Спасителю вопроситъ ихъ: «кто болій: возлежай ли или служай? Не возлежай ли? Азъ же посредѣ васъ есмъ, яко служай» (Лук. 22, 27). Да! осиротѣли православные народы, подошедшіе съ оружіемъ въ рукахъ и съ приговоромъ смерти за вѣру къ столицѣ султановъ! Осиротѣла тѣмъ паче великая народность эллиновъ, которую ты удерживалъ отъ обращенія ея сердца къ древнеязыческимъ предкамъ и возносилъ ихъ духъ, ихъ чувство и память къ ихъ отцамъ по вѣрѣ, къ великимъ строителямъ Церкви, къ святымъ апостоламъ и богоноснымъ отцамъ. Осиротѣло и одно древне-русское племя, двѣсти лѣтъ тому назадъ вовлеченное насиліемъ и обманомъ во власть латинской ереси, но въ послѣдніе годы пытающееся сорвать съ себя ея погибельные оковы и сдѣлаться твоею богоспасаемою паствою. Ихъ іереи съ греческими антиминсами томятся тамъ въ нѣмецкихъ тюрьмахъ, а бѣдный народъ простираетъ къ священному Востоку свои умоляющія руки, прося православнаго причащенія, православнаго крещенія дѣтямъ и православнаго погребенія умершимъ, въ чемъ имъ отказываютъ мірскія власти, злые мучители, носящіе личину гражданской свободы.
Вотъ сколькихъ сиротъ по разнымъ странамъ міра оставляешь ты, «всемірный отче», какъ именовала Церковь нѣкоторыхъ святыхъ. – Плачьте же, христіане всего міра! Вы лишились пастыря, который, одинъ изъ немногихъ, носилъ въ душѣ своей тотъ залогъ животворящей силы, коимъ должны бы обладать всѣ: онъ, одинъ изъ немногихъ, болѣе всего во всемъ мірѣ любилъ Христову Церковь, любилъ общее спасеніе: для него трудился, для него жилъ, для него подвизался въ постѣ и молитвѣ, для него терпѣлъ изгнанія, за него терпѣлъ оскорбленія, для него переносилъ «бѣды отъ сродникъ, бѣды отъ языкъ, бѣды во градѣ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори, бѣды во лжебратіи» (2 Кор. 11, 26).
Недостало бы намъ словъ, если бы мы пожелали припомнить всѣ черты духа усопшаго святителя, уподоблявшія его святымъ апостоламъ и древнимъ великимъ отцамъ. Іоакимъ Третій не былъ человѣкомъ двадцатаго вѣка: ни эпоха, ни мѣсто рожденія не опредѣлили собою его духовнаго облика. Такіе люди, такіе служители Христа, стоятъ выше и внѣ исторіи и народности: еще на землѣ принадлежатъ они вѣчности, еще во плоти они граждане и отцы вселенной. Во времена древнія такихъ святителей и монаховъ бывало немало. Блаженно и наше время, что оно имѣло хотя одного такого избранника. Блаженны очи тѣхъ, которые видѣли его, блаженны уши тѣхъ, которые его слышали!
Соедините же, христіане, нашу скорбь съ такимъ благодареніемъ Богу! Утремъ наши слезы цвѣтами благодарственнаго прославленія вѣрнаго Божія раба! Вознесемъ молитву, чтобы Господь открылъ его душѣ безпреткновенный путь къ Своему престолу, дабы и онъ повергъ предъ Нимъ свое ходатайство о благостояніи святыхъ Божіихъ Церквей!
А мы здѣсь, оставшіеся на землѣ предводители церковнаго воинства, оплакавъ потерю патріарха Іоакима Третьяго, скажемъ себѣ и Богу то, что сказали іудеи, потерявъ третьяго полководца Маккавея – Іонаѳана: «теперь нѣтъ у насъ начальника и поборника; итакъ, будемъ теперь воевать противъ нихъ (безбожниковъ) и истребимъ изъ среды людей память ихъ» (I Макк. 12, 53). Такъ и мы: станемъ за святую Церковь Христову, за вселенское единеніе, за чистоту нравовъ, за охраненіе священныхъ каноновъ, на борьбу съ невѣріемъ, съ ересями, съ язычествомъ древнимъ и новымъ! Станемъ за великіе завѣты Іоакима Третьяго, во славу Божію и за упокой его праведной души.
Архіепископъ Антоній.
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1912. № 46. С. 1860-1862.
Панихида по скончавшемся патріархѣ Іоакимѣ Константинопольскомъ.
16 ноября предъ началомъ засѣданія Святѣйшаго Сѵнода въ сѵнодальной Седми Вселенскихъ Соборовъ церкви была отслужена панихида по скончавшемся блаженнѣйшемъ патріархѣ Константинопольскомъ Іоакимѣ. Панихиду совершалъ высокопреосвященнѣйшій Владиміръ, митрополитъ Московскій, въ сослуженіи съ настоятелемъ сѵнодальной церкви протоіереемъ Д. Н. Бѣликовымъ и его помощникомъ священникомъ В. А. Исполатовымъ.
Во время панихиды въ церкви присутствовали высокопреосвященные: митрополитъ Кіевскій Флавіанъ, архіепископы: экзархъ Грузіи Иннокентій, Волынскій Антоній и Гродненскій Михаилъ и преосвященные епископы Никонъ, бывшій Вологодскій, и Агапитъ Екатеринославскій, а также Оберъ-Прокуроръ СвятЬйшаго Сѵнода д. т. с. В. К. Саблеръ, Товарищъ его т. с. П. С. Даманскій и чины центральныхъ учрежденій вѣдомства Православнаго Исповѣданія.
***
Высокопреосвященный Арсеній, архіепископъ Новгородскій, лично знавшій и глубоко почитавшій патріарха Вселенскаго Іоакима со времени путешествія своего въ Палестину и на Аѳонъ съ профессорами и студентами Московской академіи въ 1900 г., когда патріархъ жилъ въ изгнаніи на Аѳонѣ, и сослужившій ему при освященіи собора въ Андреевскомъ скиту, послалъ на имя греческой патріархіи слѣдующую телеграмму по случаю кончины его: «Прошу принять искреннее соболѣзнованіе по поводу тяжелой утраты, понесенной Вселенскою Церковью въ лицѣ усопшаго его святѣйшества патріарха Іоакима, котораго я имѣлъ счастье лично знать, сослужить и быть въ письменномъ общеніи. Да упокоитъ Господь душу великаго свѣтильника Церкви въ царствіи небесномъ».
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1912. № 46. С. 1883-1884.
Телеграмма Святѣйшаго Сѵнода по поводу кончины Вселенскаго патріарха Іоакима.
Святѣйшимъ Сѵнодомъ, послѣ молитвы объ упокоеніи души скончавшагося Вселенскаго патріарха Константинопольскаго Іоакима III, послана была въ Константинополь, на имя мѣстоблюстителя патріаршаго престола, митрополита Германа, за подписью всѣхъ присутствующихъ въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ архипастырей, телеграмма слѣдующаго содержанія: «Всероссійскій Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ, вознеся усердныя молитвы ко Господу Вседержителю объ упокоеніи во царствіи небесномъ новопреставлынагося блаженнѣйшаго патріарха Іоакима и раздѣляя всею душею глубокую скорбь Церкви Константинопольской о безвременной утратѣ мудраго и доблестнаго архипастыря, проситъ васъ со Священнымъ Сѵнодомъ принять выраженія своего живѣйшаго сочувствія».
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1912. № 47. С. 1923.
Погребеніе тѣла Вселенскаго патріарха.
Какъ сообщаютъ телеграммы, въ воскресенье 18 ноября состоялось погребеніе тѣла Вселенскаго патріарха Іоакима Третьяго. Тѣло усопшаго въ продолженіе нѣсколькихъ дней находилось въ патріаршей церкви въ сидячемъ положеніи, въ полномъ облаченіи, съ крестомъ въ рукахъ, подъ балдахиномъ. Народъ нескончаемой вереницей шелъ прощаться со своимъ архипастыремъ, и турецкіе солдаты съ трудомъ поддерживали порядокъ внѣ церкви и на патріаршемъ дворѣ, переполненномъ народомъ. 18 ноября въ 10 часовъ утра началось отпѣваніе. Богослуженіе совершало высшее греческое духовенство въ сослуженіи сербскихъ и русскихъ священниковъ. На богослуженіи присутствовали: представители султана и турецкаго правительства, армянскій патріархъ, представители болгарскаго экзарха, католическаго, армянско-уніатскаго, халдейскаго, протестантскаго, мусульманскаго духовенства и главный раввинъ.
Присутствовали также въ полной парадной формѣ русскій посолъ Бирсъ, румынскій посланникъ со всѣми чинами посольства и миссіи, члены другихъ посольствъ и миссій, командиры и офицеры иностранныхъ стаціонеровъ. По окончаніи богослуженія секретарь синода сказалъ слово, посвященное заслугамъ покойнаго патріарха.
Русскіе и румынскіе матросы вмѣстѣ съ матросами съ другихъ стаціонеровъ содѣйствовали турецкимъ солдатамъ и жандармамъ въ охранѣ порядка на улицахъ и по пути шествія погребальной процессіи въ Балукли, гдѣ въ мѣстной церкви погребено тѣло патріарха до того времени, когда явится возможность, согласно завѣщанію патріарха, перевезти его на Аѳонъ. Въ Греціи по случаю кончины патріарха назначенъ общій трауръ. Св. синодъ прервалъ занятія на восемь дней. Офицеры, всѣ чиновники и воспитанники учебныхъ заведеній носятъ трауръ. На зданіи совѣта министровъ вывѣшены были траурные флаги. На казенныхъ зданіяхъ флаги были приспущены. При восходѣ и заходѣ солнца во всѣхъ храмахъ, по предписанію св. синода, совершались панихиды.
Временнымъ блюстителемъ Вселенскаго патріаршаго престола въ Константинополѣ состоитъ первенствующій членъ синода, митрополитъ Дамасскій Германъ.
По сообщеніи «Новаго Времени» послѣдними словами умирающаго Вселенскаго патріарха были: «Держите высоко знамя православія и эллинизма. Они всегда, всегда уважали и будутъ уважать это знамя. Святая Софія!» Нужно замѣтить, что послѣ объявленія войны патріархъ былъ исключительно занятъ мыслію о возвращеніи Св. Софіи православной Церкви. Онъ даже говорилъ о заказѣ въ Россіи креста и купола. По слухамъ, онъ былъ однимъ изъ главныхъ вдохновителей балканскаго согласія. Въ бумагахъ патріарха найденъ проектъ снятія схизмы съ болгарской церкви
«Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ». 1912. № 47. С. 1928-1929.
Сост. Ред.
См. другие материалы на сейте: