Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій – Въ день памяти великомученика Пантелеимона.

Въ древности, когда рѣчь велась о мученикахъ, они именовались «свидѣтелями», согласно тому, какъ Господь Іисусъ Христосъ, апостоламъ объ ихъ будущемъ служеніи, говорилъ: «Вы будете Мнѣ свидѣтелями всюду». И въ самомъ дѣлѣ, какое свидѣтельство можетъ быть сильнѣе, чѣмъ то, которое человѣкъ готовъ запечатлѣть своею кровью и жизнью, какъ это дѣлали святые мученики. Вѣдь не могли же не задуматься надъ тѣмъ, чтó за сила такая у человѣка, предъ которой всѣ блага земныя лежатъ, а онъ отъ нихъ отворачивается и избираетъ страшныя пытки и мучительную смерть. Помогаетъ какая-то особая сила и сердца его касается особая истина.

Вотъ смотрите, великомученикъ Пантелеимонъ — богатый, знатный красавецъ юноша, предъ которымъ все было открытымъ, всѣ пути къ благополучной жизни, какъ ее разсматриваетъ человѣчество. А что онъ выбралъ? Мучительную смерть. Знаемъ мы, что до крещенія носилъ онъ имя не Пантелеимонъ, которое он получилъ въ крещеніи, а до этого онъ именовался Пантолеонъ. Это греческое имя, состоящее изъ двухъ словъ, означало — во всемъ сильный. Это характеризовало его могучую сильную натуру[1]. Но вотъ, когда онъ просвѣтился свѣтомъ крещенія отъ святаго священномученика пресвитера Ермолая и сталъ христіаниномъ, то въ крещеніи получилъ другое имя Пантелеимонъ, что значитъ всемилостивый или во всемъ милостивый. И знаемъ мы, какъ этотъ юноша святой вокругъ себя разливалъ врачеваніе и всякую духовную помощь. А когда нужно было свидѣтельствовать о вѣрѣ во Христа, тогда пошелъ на страшныя пытки, радуясь, что онъ можетъ засвидѣтельствовать этимъ свою вѣрность Тому, Кого онъ такъ возлюбилъ всей своей чистой душой[2].

Въ наше время этого нѣтъ. Намъ кровавыми пытками и мучительной смертью никто не грозитъ. Все-таки, съ другой стороны, таково наше время, что для того, чтобы быть всегда и во всемъ христіаниномъ и вести себя, какъ христіанинъ во всемъ, нужна тоже немалая сила духа, ибо міръ, чѣмъ дальше, тѣмъ больше, все глубже и глубже и быстрѣе и быстрѣе катитъ по наклонной плоскости въ бездну матеріализма, безумія... И христіанинъ, который живетъ въ этомъ кошмарѣ нашихъ дней и хочетъ быть, дѣйствительно, христіаниномъ, конечно, долженъ имѣть силу духа, подобную силѣ той, которою жили древніе мученики. Вотъ святой Пантелеимонъ и является однимъ изъ такихъ свидѣтелей, которые воочію, передъ лицомъ язычниковъ, свидѣтельствовали о свѣтѣ Христовой истины, о ея немеркнувшемъ свѣтѣ, о ея побѣждающей силѣ, ибо на нихъ дѣйствительно оправдывалось слово апостольское: «Сія есть побѣда, побѣдившая міръ — вѣра наша!» Аминь.
 

Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ II. Нью-Іоркъ, 1989. С. 166-167.

 

[1] Имя – «Пантелеимонъ» означаетъ – «всемилостивый», что предуказывало въ немъ, по смерти его, безвозмезднаго врача, милостиваго цѣлителя недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ, а прежнее имя Угодника Божія – «Пантилеонъ» значило «левъ во всемъ» – или – «повсему левъ», – что указывало на то, что Угодникъ Божій уподобится льву терпѣніемъ и мужествомъ своимъ. – ред.

[2] Господь, чудесно сохранившій тѣло св. Великомученика неврежденнымъ въ огнѣ, надобно полагать, благоволилъ сохраниться и остаткамъ масличнаго древа съ города Никомидіи, подъ которымъ былъ усѣченъ св. Великомученикъ, хотя велѣніемъ нечестиваго царя Максиміава сіе древо и было предназначено къ срублевію. О семъ масличномъ древѣ гакъ повѣствуется въ житіи Святаго: «Царь (Максиміанъ), видя, что ничѣмъ нельзя склонить Пантелеимона къ отреченію, велѣлъ жестоко бить его и потомъ казнить мечемъ. Святый Мученикъ шелъ на смерть радостно, воспѣвая псалмы Давида. Когда пришли на мѣсто казни, его привязали къ масличному дереву. Воинъ опустилъ мечь надъ нимъ, но мечь не повредилъ мученику, не кончившему еще молитвы своей. Видя это, воины, бывшіе тутъ, ужаснулись и пали къ ногамъ его, восклицая: «великъ Богъ Христіанъ!» и прося мученика простить ихъ и молиться за нихъ. Въ это время былъ голосъ съ неба, называвшій мученика Пантелеимономъ, до сихъ же поръ онъ былъ извѣстенъ подъ именемъ Пантилеона. Мученикъ, помолившись, велѣлъ воинамъ совершить казнь. Когда казнь была совершена, то вдругъ масличное дерево покрылось плодами сверху до низу. Многіе изъ присутствовавшихъ при семъ увѣровали. Царь повелѣлъ срубить масличное дерево и сжечь тѣло Пантелеимона, но оно осталось невредимо въ огнѣ. (Изъ книги: «Избранныя житія святыхъ, кратко изложенныя по руководству Четіихъ Миней»). Вѣтвь сія, съ благословенія старцевъ Русскаго на Аѳонѣ Пантелеимонова Монастыря, была изъ города Никомидія привезена въ Москву іеромонахомъ сего монастыря, о. Аристокліемъ 6 мая 1887 г. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: