Иванъ Василевичъ Баженовъ – Св. Спиридонъ, епископъ Тримифунтскій (Память 12 декабря).

Ублажаемый Православною Церковью 12 декабря, св. Спиридонъ Тримифунтскій есть одинъ изъ такихъ мужей, на которыхъ явнымъ образомъ исполнились слова апостола Павла: «благочестіе на все полезно» (1 Тим. 4, 8). Онъ родился на островѣ Кипрѣ въ третьемъ вѣкѣ отъ простыхъ, но благочестивыхъ родителей, въ дѣтствѣ стерегъ стада своего отца и не получилъ никакого образованія мірского. По достиженіи зрѣлаго возраста Спиридонъ вступилъ въ бракъ, имѣлъ дѣтей и проводилъ жизнь въ трудахъ и занятіяхъ сельскихъ, причемъ всегда украшался кротостью, смиреніемъ и святостью жизни. Лишившись рано своей супруги онъ сталъ еще усерднѣе служить Господу Богу и настолько прославился своею добродѣтельною жизнію, что, не смотря на происхожденіе изъ простолюдиновъ и неученость, былъ поставленъ на должность епископа въ городѣ Тримифунтскомъ. Но и въ этомъ высокомъ санѣ Спиридонъ не оставлялъ самой простой жизни сельскаго хозяина, вмѣстѣ съ жителями города работая въ полѣ, наблюдая за своими стадами. Ни простое происхожденіе, ни недостатокъ образованія, ни сельскія работы и домашнія занятія, ни высокое званіе епископа не препятствовали св. Спиридону любить ближнихъ и угождать Богу. Онъ совершалъ великія дѣла человѣколюбія всѣмъ нуждавшимся, указывая въ вѣрѣ и добрыхъ дѣлахъ путь къ спасенію, силою своего благочестія достигъ такихъ, высокихъ дарованій духовныхъ, что посрамлялъ ложныхъ мудрецовъ, исправлялъ грѣшниковъ и заблуждающихся и повелѣвалъ силами самой природы. Почтимъ память св. Спиридона воспоминаніемъ славныхъ и чудесныхъ дѣяній его.

Въ дѣяніяхъ богомудраго Спиридона находимъ доказательство того, что сила благочестія дѣйствуетъ несравненно болѣе, чѣмъ сила человѣческаго витійства, и могущественнѣе убѣждаетъ тѣхъ самыхъ, которые ничею не хотятъ принимать безъ доказательствъ. Это обнаружилось, когда св. Спиридонъ въ 325 году вмѣстѣ съ другими великими святителями присутствовалъ на Первомъ Вселенскомъ соборѣ, который созванъ былъ въ Никеѣ, по повелѣнію императора Константина Великаго, для обличенія и ниспроверженія нечестиваго ученія александрійскаго пресвитера Арія о Сынѣ Божіемъ, какъ твари. Между сообщниками еретика Арія было на соборѣ немало ученыхъ философовъ языческихъ, изъ которыхъ особенно одинъ, славный софистъ бытъ настолько искусенъ въ хитростяхъ діалектики, что его считали непобѣдимымъ въ словопревіяхъ, и онъ всячески старался посрамить благочестивыхъ защитниковъ православнаго ученія. Кто бы могъ ожидать, что неученый Спиридовъ осмѣлится вступить въ состязаніе съ такимъ ловкимъ софистомъ и восторжествуетъ надъ нимъ?! Но «немудрое Божіе премудрѣе человѣковъ и немощное Божіе сильнѣе человѣковъ» (1 Кор. 1, 25); «слово и проповѣдь» истинныхъ рабовъ Божіихъ, состоящее «не въ убѣдительныхъ словахъ человѣческой мудрости, но въ явленіи духа и силы (2, 4), сильны Богомъ на разрушеніе твердынь: ими, по словамъ ап. Павла, ниспровергаемъ замыслы и всякое превозношеніе, возстающее противъ познанія Божія, и плѣняемъ всякое помышленіе въ послушаніе Христу» (2 Кор. 9, 4-5). Св. старецъ Спиридонъ обращается къ софисту и говоритъ ему: «внимай мнѣ, философъ, во имя Іисуса Христа! Одинъ есть Богъ, сотворившій небо и землю, создавшій человѣка отъ земли и устроившій все видимое и невидимое Словомъ и Духомъ Своимъ. Мы вѣруемъ, что Слово Его есть Сынъ Божій и Богъ, что Онъ, Сынъ Божій, изъ любви къ падшему роду человѣческому, родился отъ Дѣвы, жилъ съ людьми, пострадалъ и умеръ для нашего спасенія, а потомъ воскресъ изъ мертвыхъ и съ Собою совоскресилъ родъ человѣческій. Его же ожидаемъ мы пришествія на землю какъ праведнаго Судіи всѣмъ и воздаятеля каждому по дѣламъ его; еще вѣруемъ, что Онъ сидитъ нынѣ съ Богомъ Отцемъ на престолѣ, какъ равноестественный Ему и равночестный. Все это мы исповѣдуемъ безъ всякаго безразсуднаго любопытства и изслѣдованія разумомъ. Не дерзай и ты испытывать эту тайну, ибо она превыше твоего разума и далеко превосходитъ всякое званіе человѣческое». Потомъ, помолчавши немного, сказалъ св. Спиридонъ: «не такъ ли и тебѣ представляется все это?». – Софистъ такъ былъ пораженъ этими простыми, но вѣскими словами, что не могъ возразить противъ нихъ, наконецъ, сказалъ: «такъ и я теперь думаю». – «Иди, присовокупилъ св. старецъ, и пріими знаменіе святой вѣры». Философъ дѣйствительно увѣровалъ въ Іисуса Сына Божія и, обратившись къ своимъ прежнимъ друзьямъ и ученикамъ, бывшимъ тутъ же, онъ сознался. «До сихъ поръ я всегда при спорахъ умѣлъ возражать и отвѣчать на всѣ рѣчи противниковъ; но когда вмѣсто словъ изъ устъ этого старца исходила нѣкоторая непреодолимая сила истины, то слова ничего не значатъ противъ этой силы, ибо не можетъ человѣкъ устоять противъ Бога. Если кто изъ васъ можетъ такъ, же все понять, какъ я понялъ, пусть увѣруетъ во Христа и вмѣстѣ со мною послѣдуетъ за старцемъ, устами котораго говорилъ Богъ».

Когда во время того же Вселенскаго собора происходилъ большой споръ св. отцовъ съ аріанами, св. Спиридонъ, желая доказать на самомъ дѣлѣ единство Пресвятой Троицы, взялъ въ руки кирпичъ и стиснулъ его. И вдругъ, къ общему изумленію, изъ кирпича вышелъ вверхъ огонь, внизу потекла вода, а въ рукѣ осталась земля. Тогда святитель, указывая на это своимъ противникамъ, сказалъ: «смотрите, кирпичъ одинъ, а въ немъ три стихіи: огонь, вода и земля: такъ и въ св. Троицѣ три Лица, а одинъ Богь».

За высокую силу вѣры Господь удостоилъ св. Спиридона дара чудотвореній, выразившихся въ чудесныхъ исцѣленіяхъ и даже воскрешеніи умершихъ. Послѣ того, какъ по окончаніи собора Спиридонъ возвратился домой, у него умерла дочь Ирина, свято и непорочно проводившая время дѣвства своего. Послѣ похоронъ ея пришла къ св. Спиридону одна женщина и со слезами разсказала, что она отдала дочери его, при жизни ея, на сохраненіе золотую утварь, которую, вслѣдствіе быстро наступившей кончины Ирины, не успѣла взять обратно и не знаетъ, гдѣ теперь она сохраняется. Долго, но тщетно св. Спиридонъ искалъ той утвари всюду въ своемъ домѣ, между тѣмъ женщина горько плакала о потерѣ дорогой для нея вещи. Тогда сжалившись надъ ней святитель вмѣстѣ съ домашними своими отправился ко гробу своей дочери и, обратившись къ мертвой, какъ бы живой, сказалъ: «дочь Ирина, гдѣ золотая утварь, ввѣренная тебѣ на сохраненіе?». И вдругъ раздался голосъ умершей, какъ бы пробудившейся отъ сна: она отвѣчала своему отцу, гдѣ ею скрыта была данная вещь. Выслушавши отвѣтъ дочери, св. старецъ снова сказалъ ей: «теперь спи, дочь моя, до всеобщаго воскресенія мертвыхъ».

Изъ чудесныхъ исцѣленій, совершенныхъ св. Спиридономъ, между прочимъ, дивно слѣдующее. Императоръ Констанцій, сынъ Константина Великаго, бывши въ Антіохіи Сирской, впалъ въ тяжкую болѣзнь. Когда искусство врачей не могло оказать ему никакой помощи, больной царь обратился съ теплою молитвою къ Богу, прилежно прося у Него исцѣленія своей болѣзни. И вотъ въ ночномъ видѣніи явился къ нему ангелъ со множествомъ епископовъ и изъ нихъ указалъ ему на двухъ какъ самыхъ лучшихъ врачей, которые могутъ исцѣлить его. (Это былъ св. Спиридонъ и ученикъ его Трифиллій, который хотя не былъ еще тогда епископомъ, но уже показанъ былъ въ видѣніи царю въ санѣ епископскомъ, каковой получилъ впослѣдствіи.). Пробудившись отъ сна и размышляя о видѣнія, царь Констанцій никакъ не могъ однакоже узнать тѣхъ епископовъ, на которыхъ особливо указалъ ему ангелъ, тѣмъ болѣе, что и имена ихъ были неизвѣстны. Оставаясь долгое время въ недоумѣніи, царь, наконецъ, рѣшился собрать къ себѣ всѣхъ епископовъ изъ окрестныхъ городовъ. Не признавши между ними указанныхъ ему ангеломъ епископовъ, царь созвалъ потомъ многихъ епископовъ изъ болѣе отдаленныхъ мѣстъ. Когда же и между этими не оказалось тѣхъ, кого искалъ царь, тогда по его повелѣнію призваны были въ нему епископы изъ всей имперіи. Повелѣніе царское дошло и до острова Кипра къ Спиридону, епископу Тримифунтскому, который уже все зналъ о царѣ по откровенію Божію. Въ сопровожденіи своего ученика Трифиллія (явленнаго вмѣстѣ съ нимъ царю въ ночномъ видѣніи) св. Спиридонъ отправился въ путь и, прибывши въ Антіохію, явился во дворецъ царскій. Но здѣсь царедворцы, привыкшіе уважать только тѣхъ, кто ходитъ въ драгоцѣнныхъ одеждахъ и золотѣ, не хотѣли пропустить во дворецъ старца, одѣтаго просто и бѣдно, и одинъ изъ нихъ дерзнулъ даже ударить въ ланиту св. Спиридона. Но его кротость тотчасъ привела дерзкаго въ чувство: святитель тотчасъ обратилъ ему другую ланиту для удара; царедворецъ узналъ въ немъ епископа, просилъ прощенія и получилъ его. Не такъ принялъ св. старца Констанцій. Онъ при первомъ взглядѣ на него тотчасъ узналъ въ немъ того самаго епископа, котораго видѣлъ во снѣ, и, вставши съ своего мѣста, приблизился къ св. Спиридону и поклонился ему, умоляя со слезами помолиться за него и уврачевать его болѣзнь. Святитель прикоснулся къ головѣ больного царя, и болѣзнь тотчасъ же прекратилась, послѣ чего царь отпустилъ его съ большою честью, воспользовавшись отъ него не только даромъ исцѣленія, но и духовными наставленіями. Слѣдствіемъ увѣщаній св. Спиридона было, между прочимъ, то, что Констанцій освободилъ отъ податей все духовенство въ имперіи.

На возвратномъ пути Богъ прославилъ своего угодника новымъ славнѣйшимъ чудомъ. Одна женщина съ горькими слезами подошла къ святителю, держа на рукахъ своего умершаго сына. Не умѣя говорить по гречески, она положила у ногъ святителя мертвое дитя свое, а сама стояла и горько плакала и изъ слезъ женщины видно было, что она молитъ св. Спиридона о воскрешеніи сына своего. Святитель, всегда милостивый къ несчастнымъ, по смиренію своему опасаясь славы человѣческой, сначала отказывался помочь бѣдной женщинѣ призваніемъ чудодѣйственной силы Божіей, но потомъ, тронутый ея слезами, обратился къ своему діакону Артимидоту, какъ бы спрашивая его совѣта, что ему дѣлать. Діаконъ простосердечно отвѣчалъ іерарху: «что другое можешь сдѣлать, отче, какъ не призвать на помощь Жизнеподателя Іисуса Христа, уже много разъ исполнявшаго твои молитвы? Если ты исцѣлилъ царя своими молитвами, то ужели презришь бѣдныхъ и простыхъ людей?». Послѣ такого отвѣта святитель прослезился и, преклонивши колѣна, обратился съ теплою молитвою къ Господу Богу, и Онъ услышалъ его – возвратилъ жизнь умершему сыну. Какъ скоро послѣдній вскричалъ, мать такъ сильно обрадовалась этому, что сама отъ избытка радости упала мертвою. Тогда святитель снова съ колѣнопреклоненіемъ вознесъ усердныя молитвы къ Господу, а потомъ, обратившись къ мертвой, сказалъ: «возстань и стань на ноги твои!». Женщина немедленно встала, какъ бы пробужденная отъ сна, и взяла на руки своего сына.

Отличаясь особенною любовью къ ближнимъ, св. Спиридонъ помогалъ каждому въ бѣдахъ и нуждахъ житейскихъ. Изъ многихъ дѣлъ его человѣколюбія укажемъ нѣкоторыя.

Однажды на о. Кипрѣ, гдѣ совершалъ свое служеніе святитель, вслѣдствіе сильной засухи наступилъ голодъ, который погубилъ множество людей. Въ отеческомъ соболѣзнованіи о людяхъ святитель обратился съ теплою и усердною молитвою къ милосердному Богу о прекращеніи бѣдствія, и Господь послалъ на землю дождь, который не переставалъ идти до тѣхъ поръ, пока не остановилъ его св. Спиридонъ своею молитвою. Земля послѣ того принесла обильные плоды на нивахъ, въ садахъ и виноградникахъ и послѣ голода явилось изобиліе во всемъ.

Спустя нѣсколько лѣтъ на островѣ опять насталъ голодъ. Бѣдѣ этой обрадовались богатые хлѣботорговцы и, пользуясь нуждами жителей, стали продавать хлѣбъ по дорогой цѣнѣ. Одинъ же изъ нихъ, зараженный чрезвычайнымъ сребролюбіемъ, накупивши хлѣбныхъ припасовъ во многихъ мѣстахъ, рѣшилъ продавать его не прежде, когда голодъ еще болѣе увеличится и умножится нужды, чтобы чрезъ то получить больше прибыли. Когда голодъ дошелъ до крайней степени, богачъ тогда открылъ свои житницы и началъ продавать свой запасный хлѣбъ по весьма дорогой цѣнѣ. Въ это несчастное время приходитъ къ нему одинъ бѣднякъ и, кланяясь, со слезами проситъ умилосердиться надъ нимъ и дать ему немного жита, чтобы съ женою и дѣтьми не умереть съ голода. Но жестокосердый богачъ не тронулся слезами нищаго, а сказалъ сму: «пойди, принеси деньги и тогда можешь пріобрѣсти что тебѣ нужно». Тогда бѣднякъ пришелъ къ св. Спиридону и съ плачемъ разсказалъ ему о своей великой нуждѣ и о немилосердіи богатаго торговца. «Не плачь, сказалъ ему святитель, но иди въ домъ твой ибо утромъ домъ твой наполнится хлѣбомъ, а богача увидишь просящимъ тебя и дающимъ хлѣбъ тебѣ безъ денегъ». Такъ и случилось. Съ наступленіемъ ночи пошелъ по молитвѣ св. Спиридона предъ Богомъ такой сильный дождь, что подмылъ житницы немилосердаго богача, а вода разнесла весь хлѣбный запасъ его. По усиленнымъ просьбамъ немилосердаго торговца помочь ему бѣдняки, видя жито, разнесенное водою по дорогамъ и улицамъ, начали собирать его и наполнили дома свои. Такъ же и тотъ бѣднякъ, который наканунѣ просилъ у богача помощи, собралъ себѣ хлѣба съ избыткомъ, а богачъ, увидѣвши его, умолялъ его теперь взять безъ денегъ хлѣба столько, сколько хочетъ.

Достопамятенъ и слѣдующій примѣръ человѣколюбія св. Спиридона. Во время того же голода и къ тому же немилосердому богачу, который, кромѣ разрушенныхъ водою житницъ, имѣлъ еще и другія, наполненныя хлѣбомъ, пришелъ одинъ, знакомый св. Спиридону, земледѣлецъ съ просьбою у него взаймы немного жита, обѣщаясь съ избыткомъ возвратить во время жатвы. Но богачъ, котораго слѣпая страсть къ золоту не оставила и послѣ наказанія Божія, съ тѣмъ же жестокосердіемъ отнесся и къ этому бѣдняку и, не внимая усерднымъ его просьбамъ, сказалъ, что безъ золота онъ не дастъ ему ни одного зерна. Услышавши такую жестокую рѣчь, бѣдный земледѣлецъ этотъ съ печалью пошелъ къ св. Спиридону и повѣдалъ ему скорбь свою. Святитель, утѣшивши его, отпустилъ домой, обѣщававши по утру самъ притти къ нему. Не имѣя тогда самъ денегъ, добрый святитель досталъ ихъ для бѣднаго земледѣльца чудеснымъ образомъ: силою вѣры Моисеевой онъ превратилъ змія въ золото и утромъ принесъ ему немалое количество золота. Отдавая золото въ руки бѣднаго, онъ сказалъ ему: «снеси его къ богатому торговцу и отдай въ залогъ, за хлѣбъ, который ты возьмешь взаймы. А когда настанетъ жатва и у тебя будетъ избытокъ хлѣба, то, выкупивши этотъ залогъ, принеси его опять ко мнѣ». Бѣднякъ, припавши золото изъ рукъ святителя, поспѣшно пришелъ къ богатому, который очень обрадовался золоту и подъ залогь его охотно далъ ему взаймы хлѣба сколько нужво было. Когда же земля дала обильную жатву, земледѣлецъ съ избыткомъ отдалъ свой долгъ богатому торговцу хлѣбомъ, а выкупленный залогъ съ благодарностью возвратилъ св. Спиридону. Святитель, взявши золото, вмѣстѣ съ земледѣльцемъ пошелъ къ виноградинку. Положивши золото при оградѣ виноградника, святитель возвелъ очи свои къ небу и началъ молиться: «Господи Іисусе Христе! Какъ нѣкогда Ты жезлъ Моисеевъ, въ глазахъ царя египетскаго, превратилъ въ змія, такъ и этому золоту, превращенному Тобою изъ змія, повели теперь опять превратиться въ змія, и да познаетъ этотъ человѣкъ, какъ Ты печешься о насъ, и пусть самымъ дѣломъ научится тому, что Богъ можетъ творить все, что хочетъ». Не успѣлъ св. Спиридонъ еще окончить молитвы, какъ золото превратилось въ змія, который двигался, ползалъ и затѣмъ ушелъ въ свою нору. Видя это, земледѣлецъ трепеталъ отъ страха, вполнѣ призналъ себя недостойнымъ такого чуда и возвратился домой, прославляя явленное въ чудѣ величіе Божіе.

Чудотворческая сила св. Спиридона простиралась и на водную стихію. Одинъ другъ святителя, мужъ добродѣтельный, по зависти злыхъ людей, былъ оклеветанъ и заключенъ въ темницу, затѣмъ приговоренъ судомъ къ смерти. Узнавши объ этомъ несчастьи друга своего, св. Спиридонъ поспѣшно отправился къ судьѣ на защиту невинно осужденнаго. Когда же разлившійся по причинѣ бывшаго тогда полно водья потокъ преграждалъ путь, святитель, полный вѣры во всесильнаго Бога, подобно Іисусу Навину, осушившему нѣкогда рѣку Іорданъ, обратился къ потоку и именемъ Божіимъ повелѣлъ ему остановиться, чтобы возможно было перейти чрезъ него. Вода въ рѣчкѣ дѣйствительно остановилась, такъ что образовалось сухое дно, по которому и прошелъ не только онъ самъ, по и всѣ бывшіе съ нимъ. Когда спутники св. Спиридона, пришедшіе ранѣе его къ судьѣ, разсказали ему о чудѣ, совершенномъ на пути, судья тотчасъ же освободилъ осужденнаго и отдалъ его святителю.

Оказывая помощь ближнимъ въ ихъ нуждахъ и скорбяхъ, св. Спиридонъ не могъ относиться равнодушно къ тѣмъ, кто впадалъ въ пороки и заблужденія, и не менѣе чудеснымъ образомъ, какъ и въ дѣлахъ человѣколюбія, старался исправить однихъ изъ нихъ кротостью, а другихъ строгостью и наказаніемъ. Одна грѣшница, грѣховъ которой, впрочемъ тайныхъ, не знали другіе, хотѣла омыть ноги св. Спиридону, но прозорливый святитель, не гнушавшійся никого, на этотъ разъ показалъ ей строгій видъ и отвергъ ея услуги. Когда женщина опять усиливалась исполнить свое желаніе, тогда святитель напомянулъ ей тайные грѣхи ея и тѣмъ привелъ грѣшницу, въ такое умиленіе, что она уже не водою, а слезами своими начала омывать ноги этого человѣка Божія. Тогда благосердый святитель съ кротостью Христовою разрѣшилъ кающуюся и сказалъ: «дерзай, дочь отпущаются тебѣ грѣхи твои, вотъ ты здорова, къ тому не согрѣшай!».

Не смотря на свой епископскій санъ, св. Спиридонъ, имѣя стадо овецъ, самъ наблюдалъ за ними. Однажды въ овчарню святителя пришли воры и, укравши нѣсколько овецъ, хотѣли уйти; но Богъ изъ любви къ угоднику Своему, сохранявшаго небогатое имѣніе его, связалъ воровъ невидимыми узамм такъ крѣпко, что они не могли выдти изъ овчарни и оставались тамъ до утра. Когда же насталъ день и святитель пришелъ къ овцамъ, то увидѣлъ воровъ связанными по рукамъ и ногамъ, и что же сдѣлалъ пастырь словесныхъ овецъ? Вмѣсто зла воздалъ имъ добромъ: привелъ ихъ въ раскаяніе и, сжалившись надъ ними, освободилъ ихъ отъ узъ своею молитвою и, отпуская съ миромъ, даже подарилъ имъ одного барана, увѣщевая при этомъ впредь жить честно и искать средствъ къ пропитанію въ трудѣ, а не въ воровствѣ.

Вотъ еще примѣръ незлобія св. Спиридона, съ какимъ онъ вразумлялъ тѣхъ, кто хотѣлъ сдѣлать ему какое-нибудь зло. Одинъ купецъ, жившій въ одномъ городѣ со св. Спиридономъ, имѣлъ обычай брать въ долгъ у святителя деньги для торговыхъ оборотовъ. По минованіи надобности онъ возвращалъ ихъ, и святитель, самъ никогда не пересчитывая, предлагалъ купцу самому класть деньги въ тотъ ящикъ, изъ котораго онъ обыкновенно бралъ ссуду, нимало не безпокоясь о томъ, вѣрно ли онъ уплачивалъ долгъ или нѣтъ. Это повторялось часто, и пока купецъ честно возвращалъ взятое, торговыя его дѣла шли успѣшно. Но однажды, прельстившись золотомъ, онъ утаилъ его при себѣ, между тѣмъ, сказалъ святителю, что долгъ возвратилъ и положилъ золото на свое мѣсто. Вслѣдствіе такой лжи, нечестности все для купца пошло худо: торговыя дѣла его совершенно разстроились, и онъ дошелъ до нищеты. Нужда заставила этого купца снова прибѣгнуть къ прежнему благодѣтелю съ просьбою у него золота въ долгъ. Святитель, не отказывая въ просьбѣ, предложилъ ему самому пойти и взять изъ ящика потребное золото. Но на этотъ разъ купецъ уже не нашелъ тамъ нужнаго и сообщилъ о томъ св. Спиридону. Тогда спятитель кротко замѣтилъ ему: «поистинѣ скажу тебѣ, что кромѣ тебя никто не ходилъ въ ящикъ; если бы ты прежде возвратилъ туда мое золото, то вѣрно бы и теперь нашелъ его на прежнемъ мѣстѣ». Стыдно стало нечестному купцу и, припавши къ ногамъ святителя, онъ просилъ у него прощенія. Святитель простилъ купца и, отпуская, училъ, чтобы онъ чужого не желалъ и не осквернялъ своей совѣсти лестью и ложью, ибо неправильно пріобрѣтаемый прибытокъ не есть прибытокъ дѣйствительный, а лишь мнимый.

Впрочемъ, прозорливый св. Спиридонъ иногда употреблялъ и строгость, гдѣ она нужна была для смиренія согрѣшающихъ. Такъ, въ церкви одного селенія на о. Кипрѣ діакону, тщеславившемуся своимъ громкимъ голосомъ при чтеніи молитвы, святитель съ гнѣвомъ сказалъ: «замолчи!» и вдругъ діаконъ не только потерялъ голосъ, но и совсѣмъ говорить пересталъ. И только послѣ усиленныхъ просьбъ этого діакона и друзей его святитель простилъ его и возвратилъ ему способность говорить, но для смиренія горделивца остались въ вемъ слѣды наказанія: діаконъ послѣ этого уже не имѣлъ прежняго голоса, говорилъ невнятно и даже заикался.

Высокое благочестіе и великія дѣла св. Спиридона извѣстны были не только на о. Кипрѣ, но и далеко за предѣлами его отечества. Патріархъ Александрійскій нѣкогда созвалъ въ Александрію всѣхъ подвластныхъ ему епископовъ, желая общею молитвою сокрушить и уничтожить языческихъ идоловъ, которыхъ тамъ было много. Усердная молитва епископовъ дошла до Бога: идолы во всемъ городѣ и окрестностяхъ пали, за исключеніемъ лишь одного, самаго знаменитаго. Много скорбѣлъ и долго молился патріархъ о сокрушеніи этого идола. И вотъ однажды, когда онъ стоялъ ночью на молитвѣ, въ дивномъ видѣніи повелѣно было ему не скорбѣть о несокрушеніп идола, а послать скорѣе на о. Кипръ за св. Спиридономъ, отъ молитвы котораго и падетъ этотъ идолъ. Патріархъ немедленно написалъ къ святителю письмо, въ которомъ, извѣщая о видѣніи, усердно просилъ его прибыть въ Александрію. Получивши письмо, епископъ Спиридопъ вскорѣ на кораблѣ отправился въ Александрію. Когда корабль вошелъ въ пристань александрійскую, едва св. Спиридонъ вышелъ на берегъ, какъ идолъ самъ собою палъ. Узнавши объ этомъ, патріархъ обратился къ другимъ епископамъ со словами: «друзья! Спиридонъ Тримифунтскій приближается!». Всѣ епископы вышли на встрѣчу св. Спиридону и, принявши его съ честію, радовались о прибытіи къ нимъ столь великаго чудотворца и свѣтильника міру.

Вообще дивна была жизнь Тримифунтскаго святителя Спиридона. Отъ дѣтства до глубокой старости онъ только о томъ и заботился, какъ бы угодить Господу Богу, быть вѣрнымъ слугою небеснаго своего Царя и усерднымъ исполнителемъ обязанностей христіанскихъ. Достигши глубокой старости, чудотворецъ Спиридонъ имѣлъ чудесное, весьма примѣчательное, предвозвѣщеніе о близкой кончинѣ своей. Въ жаркій день, когда онъ былъ на своей жатвѣ и трудился съ открытою головою, внезапно голова его покрылась росою, и волосы его изменили цвѣтъ свой. Св. старецъ самъ замѣтилъ при этомъ присутствующимъ, что это знакъ близкой его смерти. Но почему такъ? Не трудно уразумѣть, что значила небесная роса на головѣ, давно исполненной водъ благодати Божіей. А измѣненіе цвѣта волосъ, быть можетъ, было предзнаменованіемъ того преображенія, которымъ сіяютъ души святыхъ на небѣ, и того нетлѣнія тѣлъ ихъ, которымъ Господь прославляетъ многихъ изъ нихъ на землѣ. Въ виду своего скораго отшествія изъ этого міра св. Спиридонъ особенно предложилъ пасомымъ поученіе о вѣрѣ, о любви къ Богу и ближнимъ и вскорѣ съ молитвою предалъ праведную душу свою (†348 г.) въ руки Господа, Которому усердно служилъ во все время жизни[1] своей. Съ великою честью жители Тримифунта похоронили тѣло святителя въ церкви св. Апостоловъ. Вскорѣ Господь прославилъ и самое тѣло угодника своего многими чудесами, совершившимися при его гробѣ. Въ греческомъ часословѣ (1838 г.) о мощахъ св. Спиридона говорится слѣдующее: «Около половины VII вѣка по причинѣ набѣговъ варваровъ онѣ перенесены были въ Константинополь; въ 1453 году 29 мая іерей Георгій, по прозванію Калохеретъ, взявъ св. мощи его (и Ѳеодоры Августы), отправился въ Сербію, а оттуда на о. Корфу въ 1460 году. Мощи св. Спиридона доселѣ, какъ многоцѣнное сокровище, хранятся у его потомковъ не поврежденными, такъ что кожа плоти его сохраняетъ свою мягкость. Поистинѣ, дивенъ Богъ во святыхъ своихъ! Дѣйствительно, русскіе паломники XIV и XV вѣковъ Стефанъ Новгородецъ и Зосима видѣли мощи его въ Царьградѣ въ храмѣ Апостоловь. Барскій въ XVII вѣкѣ видѣлъ все тѣло его на о. Корфу въ церкви его имени, кромѣ десной руки, которая въ Римѣ въ церкви Богоматери новой (Путеводит. по Риму, Мордвинова, 1875 г. 153 стр.).

Св. Православная церковь въ пѣснопѣніяхъ 12 декабря прославляетъ св. Спиридона, напоминая вѣрующимъ высокую жизнь его и дивныя обстоятельства въ его служеніи. «Собора перваго показался еси поборникъ и чудотворецъ богоносе Спиридоне отче нашъ»... (тропар. гл. 1). «Церкве предстатель бывъ, ересеначальники изгналъ еси, и Аріево хуленіе соборнѣ на землю низложилъ еси» (на стиховнѣ Окт., слава святаго, гл. 2). «Спиридоне... жилами мудрыхъ и простыхъ твоихъ словесъ божественною благодатію врага вселукаваго и пребезумнаго Арія удавилъ еси» (на Госп. воззв. 2 стихир ). «Безначальна Родителя Сына ясно проповѣдалъ еси, единосущна Отцу и соприсущна, посредѣ богоносныхъ агнцевъ возвеличився, и беззаконнующихъ заградилъ еси уста, святителю всеблаженне» (кан. п. 9 нрм. 2). «Церковныя волки ученми отгналъ есн и православныхъ вѣру уяснилъ еси, столпъ явился еси благочестія и поборникъ» (на стнховн. Окт., слава свят. гл. 4). «Злославія волки отгналъ еси словесы твоими» (сѣдаленъ 8, подобенъ). «Угльми честнаго разжегся Духа, страстей удобонопаляемую вещь всеблаженне пожеглъ еси» (кан. п. 4, ирм. 2). «Страсти умертвивъ плотскія, мертвыя благодатію Божіею возставилъ еси, и змію въ злато претворилъ («змія преложилъ въ златую утварь», кан. п. 3 ирм. 3), «нощію царю явлься бѣдствующему, сего исцѣлилъ еси къ сердцу приближеніемъ... теченіе удержалъ еси рѣки, сострадательствовавъ людемь»... (на Госп. воззв. 3 стихир.), «мертвую къ вопрошенію воздвиглъ еси» (на стиховнѣ Окт. слава свят. гл. 4). «Радуйся, архіереевъ правило, Церкве непоколебимое утвержденіе, славо православныхъ, чудесъ источниче, любве струя неистощимая, свѣтильниче многосвѣтлый, Духа органе, уме божественный, кроткій и незлобивый, человѣче небесный, земный ангеле, винограда дѣлателю»... (на Госп. воззв. стихир. на 6, гл. 5).

И. Баженовъ

«Приходское Чтение». 1914. № 10. С. 310-317.

[1] Жизнь св. Спиридона написана Метафрастомъ и, безъ сомнѣнія, на основаніи древнихъ источниковъ; ранѣе же она составлена ученикомъ его, ледрійскимъ епископомъ Трифилліемъ. О Спиридонѣ говорятъ древніе писатели и историки: Св. Аѳанасій (Аполог. 2), Руфинъ (кн. 1, гл. 5), Сократъ (1, гл. 8), Созоменъ (кн. 1, гл. 11) и другіе.

Мѣстныя празднованія свт. Спиридону Тримифунтскаго на островѣ Корѳу:

Вербное воскресенье: Воспоминаніе спасеніе отъ чумы (1629).

Великая суббота: Воспоминаніе спасенія отъ страшаго голода (1533).

13 іюля: Воспоминаніе чуда исцѣленія слѣпого юноши (XV-XVI).

11 августа: Воспоминаніе избавленія отъ агарянъ (1716). (икона чуда – см. выше)

1-е воскресенье ноября: Воспоминаніе вторичнаго спасенія отъ эпидеміи чумы (1673).

12 ноября: Воспоминаніе спасенія отъ оскверненія латинянами Его храма (1718).

***

Тропарь, гласъ 1:

Собора Перваго показался еси поборникъ и чудотворецъ, / богоносе Спиридоне, отче нашъ./ Тѣмже мертву ты во гробѣ возгласивъ,/ и змію въ злато претворилъ еси,/ и внегда пѣти тебѣ святыя молитвы,/ ангелы, сослужащія тебѣ, имѣлъ еси, священнѣйшій./ Слава Давшему тебѣ крѣпость,/ слава Вѣнчавшему тя,// слава Дѣйствующему тобою всѣмъ исцѣленія.

Кондакъ, гласъ 2.

Любовію Христовою уязвився священнѣйшій,/ умъ вперивъ зарею Духа,/ дѣтельнымъ видѣніемъ твоимъ дѣяніе обрѣлъ еси, богопріятне,/ жертвенникъ Божественный бывъ,// прося всѣмъ Божественнаго сіянія.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: