Святой Іосифъ Пѣснописецъ (4 апрѣля).

Воспоминаемый и прославляемый святой Церковью Христовою въ 4 день апрѣля, св. Іосифъ былъ однимъ изъ великихъ борцовъ православія во время возобновленія иконоборческой ереси. Особенную же память о себѣ въ исторіи христіанской Церкви оставилъ этотъ высокій подвижникъ тѣмъ, что обогатилъ сокровищницу молитвенныхъ изліяній и славословій краснорѣчивыми канонами, которые и доселѣ св. Церковь воспѣваетъ въ честь святыхъ Божіихъ.

Сынъ благочестивыхъ Платона и Агаѳіи, жившихъ въ Сициліи, Іосифъ въ отрочествѣ вынужденъ былъ, по случаю нападенія сарацинъ на отечество, переселиться вмѣстѣ съ родителями въ Пелопонезъ. Рано ознакомившись съ священными и назидательными писаніями, также подъ вліяніемъ живыхъ примѣровъ благочестія, онъ съ юности отличался строгимъ воздержаніемъ, и потому неудивительно, что вскорѣ по переселеніи сюда онъ сталъ совершенно отчуждаться отъ всего мірского. И вотъ, отдавшись внутреннему влеченію сердца, Іосифъ на 15 году жизни вступилъ въ Солунскую обитель, въ которой съ любовью сталъ проводить подвижническую жизнь. Обычною пищею его стали сухой хлѣбъ въ малой мѣрѣ и вода; постелью служила земля и камень. Съ великою любовію предавался Іосифъ чтенію Священнаго Писанія и списыванію назидательныхъ книгъ, особенно же много онъ упражнялся въ молитвѣ, которая состояла въ пѣснопѣніи и сопровождаема была нерѣдко всенощнымъ колѣнопреклоненнымъ стояніемъ. Такъ мало по малу подвижникъ этотъ преуспѣвалъ въ разумѣ духовномъ и, какъ извѣстный по своимъ великимъ добродѣтелямъ, былъ единодушно избранъ братіею въ настоятели обители, въ какой должности и принялъ санъ пресвитера.

Время жизни и дѣятельности Іосифа совпало съ періодомъ возобновленія сильныхъ гоненій на честныя иконы при императорѣ Львѣ V Армянинѣ (813-820 гг.). Единомысленные царю приверженцы въ ярости выносили св. иконы изъ храмовъ Божіихъ, разбивали, сожигали ихъ и другія надругательства совершали надъ ними. Почитатели священныхъ изображеній, особенно духовныя лица, твердо стоявшія за иконопочитаніе, подвергаемы были бичеванію, уродованію, смерти или же, по меньшей мѣрѣ, лишались занимаемыхъ должностей и ссылались въ изгнаніе. Православная Церковь въ Константинополѣ поэтому постепенно оскудѣвала истыми борцами за иконопочитаніе. Въ это тo опасное время Іосифъ, склонявшись продолжительными убѣжденіями преподобнаго Григорія Декаполита, посѣтившаго Солунскую обитель, рѣшился прибыть въ Константинополь. Здѣсь онъ явился великимъ и неустрашимымъ дѣятелемъ на поприщѣ защиты Церкви Христовой, волнуемой бурею еретическою. Открыто на площадяхъ города и въ домахъ вѣрныхъ Іосифъ съ самоотверженіемъ вразумлялъ, убѣждалъ и умолялъ православныхъ не соблазняться еретическимъ ученіемъ в твердо держаться догматовъ и обычаевъ вѣры отцовъ.

Но для борьбы съ иконоборческою ересью, поддерживаемою самимъ императоромъ, по- видимому, недостаточны были наличныя силы ревнителей православія. Въ эти тяжелыя для Церкви времена взоры духовенства мало по малу направлялись въ Римъ: отсюда надѣялись вѣрные получить для себя содѣйствіе и поддержку въ лицѣ всемогущаго папы Льва III. Къ нему то, согласно общему желанію икононочитателей, и былъ отправленъ Іосифъ, сильный краснорѣчіемъ, чтобы всячески убѣдить намѣстника каѳедры апостола Петра безотлагательно оказать свое содѣйствіе бѣдствующей Константинопольской Церкви. На пути въ Римъ встрѣтилось неожиданно препятствіе для Іосифа. Наемные исполнители воли иконоборца-царя устроили съ помощію морскихъ разбойниковъ нападеніе на тогъ корабль, на которомъ плылъ ревнитель православія. Схваченный вмѣстѣ съ другими приверженцами иконопочитанія, Іосифъ на о. Критѣ преданъ былъ въ руки иконоборческой партіи и затѣмъ въ оковахъ брошенъ въ темницу. Здѣсь находились уже многіе страдальцы, за преданность святой вѣрѣ бывъ обречены на тяжкое и долгое томленіе. Сильно изнеможенные тюремными мученіями, они въ Іосифѣ нашли мудраго наставника и утѣшителя. Послѣдній неутомимо поддерживалъ ихъ на правомъ пути, нерѣдко со слезами день и ночь ободрялъ впадавшихъ въ уныніе и своими вдохновенными рѣчами избавлялъ ослабѣвавшихъ отъ духовной гибели.

Шесть лѣтъ борецъ православія провелъ въ темницѣ, пока императоръ Левъ Армянинъ не былъ убитъ въ ночь на праздникъ Рождества Христова. Въ этотъ именно часъ преподобный Іосифъ во время своей всепощной молитвы былъ утѣшенъ явленіемъ Святителя Николая, который возвѣстилъ узнику, что Левъ, расточившій стадо Божіе, погибъ и настало время освобожденія Іосифа и возвращенія въ Константинополь. И дѣйствительно, вскорѣ же при императорѣ Михаилѣ II († 829 г.) на ряду съ возвращенными изъ ссылки изгнанниками- иконопочитателями освобожденъ былъ изъ темницы и св. Іосифъ, который и поспѣшилъ въ Константинополь, но уже не засталъ въ живыхъ любимаго отца Григорія Декаполита. Поселившись въ уединенномъ загородномъ мѣстѣ близъ церкви въ честь св. Іоанна Златоуста, преп. Іосифъ дѣятельно занялся сооруженіемъ церкви во имя Святителя Николая, въ которую и перенесены были мощи Григорія Декаполита. Близъ этой церкви трудами Іосифа вскорѣ былъ устроенъ монастырь, въ которомъ онъ съ большою ревностію сталъ предаваться трудамъ и подвигамъ благочестія. Желающихъ подражать живому образцу добродѣтелей нашлось значительное число, и среди этой братіи неутомимо раздавалось вдохновенное, вразумительное и утѣшителыюе слово преп. Іосифа.

Имѣя великую вѣру и глубокую любовь къ св. апостолу Варѳоломею, часть честныхъ мощей котораго Іосифъ получилъ въ даръ отъ благочестиваго солунянина, онъ современемъ построилъ при своей обители храмъ во имя этого апостола. Часто преп. Іосифъ удостоивался во снѣ видѣть св. апостола Варѳоломея и желаль прославить его хвалебными пѣснопѣніями, но не считалъ себя достойнымъ приступить къ столь великому дѣлу. До пяти недѣль въ молитвахъ своихъ Іосифъ просилъ Бога и св. Варѳоломея не оставить его вразумленіемъ и внушеніемъ. И вотъ въ навечеріи своей памяти (11 іюня) апостолъ Варѳоломей явился Іосифу въ алтарѣ въ бѣлыхъ ризахъ. Подозвавши его, св. апостолъ возложилъ на его грудь св. Евангеліе съ престола и сказалъ: «да благословить тебя десница всесильнаго Бога, да истекутъ на языкъ твой воды небесной премудрости и пѣснопѣнія твои да усладятъ вселенную!». Почувствовавши благодатное осѣнеиіе свыше, св. Іосифъ съ этого времени началъ составлять свои боговдохновешше каноны и пѣснопѣнія въ честь Божіей Матери и святыхъ, почему св. Церковь и называетъ его пѣснопнецемъ.

Въ періодъ творчества священныхъ пѣснопѣній суждено было Іосифу перенести тяжелыя испытанія при императорѣ Ѳеофилѣ († 842 г.), который явился ярымъ приверженцемъ иконоборческой ереси. За открытое изобличеніе еретиковъ ревностный проповѣдникъ православія былъ сосланъ въ заточеніе въ г. Херсонесъ. Лишь съ возстановленіемъ икопопочитанія, при вдовствующей супругѣ Ѳеофила благочестивой Ѳеодорѣ Іосифъ былъ возвращенъ изъ ссылки, и вскорѣ патріархъ Игнатій поручилъ ему важную должность сосудохранителя при Софійской церкви. Теперь онъ имѣлъ возможность со всѣмъ усердіемъ и благоговѣніемъ предаваться составленію каноновъ для прославленія святыхъ угодниковъ Божіихъ, – однако же не оставлялъ ни постоянныхъ подвиговъ благочестія, ни своихъ назидательныхъ собесѣдованій для утвержденія православныхъ въ чистой вѣрѣ. Какимъ уваженіемъ, авторитетомъ и любовію пользовался преподобный Іосифъ, въ этомъ отчасти удостовѣряетъ насъ отзывъ извѣстнаго по благочестію патріарха Фотія, который называлъ его отцомъ отцовъ, ангеломъ во плоти и сдѣлалъ его духовникомъ для всего константинопольскаго клира. Въ этой почетной должности Іосифъ обнаружилъ всю мудрость и глубокую любовь отца къ дѣтямъ. Надѣленный свыше даромъ чудной прозорливости, по которой онъ узнавалъ сокрытые грѣхи своихъ духовныхъ чадъ, святой подвижникъ-духовникъ съ мудростію доводилъ самихъ кающихся до искренняго добровольнаго исповѣданія грѣховъ. Великій труженикъ и страдалецъ въ маститой старости отошелъ ко Господу въ среду на Пасхѣ 4-го апрѣля 883 года. По древнему сказанію, лики небожителей, которыхъ онъ прославлялъ пѣснями, сопровождали его отшествіе въ горнія обители Отца Небеснаго. Честныя мощи св. Іосифа, по свидѣтельству составителя синаксаря, донынѣ находятся въ его монастырѣ, который называется монастыремъ св. Николая Касульскаго.

Письменные вдохновенные труды святого Іосифа по своему количеству и высокимъ внутреннимъ качествамъ выдвигаютъ имя его въ ряду другихъ церковныхъ пѣснопнсцевъ. Никто изъ нихъ не написалъ столько священныхъ пѣсней, сколько этотъ подвижникъ; послѣ св. Іоанна Дамаскина и Ѳеофана онъ докончилъ образованіе недѣльныхъ службъ. Просвѣщенный дарами Божіими. Іосифъ почтилъ канонами многихъ святыхъ, – такъ заключается описаніе жизни его въ греческомъ синаксарѣ. Іоаннъ, діаконъ Константинопольской Церкви, около 890 года составившій пространное жизнеописаніе его, говоритъ: «Іосифъ пѣлъ хвалы ап. Варѳоломею, св. Николаю, святымъ и Матери Божіей», и въ другомъ мѣстѣ говоритъ, что имъ почтены въ пѣсняхъ апостолы, мученики, святители, пророки, Богородица. Вообще, всѣхъ пѣснопѣній Іосифа, имя котораго имѣется въ 9 пѣсняхъ его каноновъ, насчитываютъ до трехсотъ. Пѣснопѣнія его можно встрѣчать въ Минеяхъ, Октоихѣ и Цвѣтной Тріоди. Замѣчательно, что большая часть изъ нихъ составлена въ честь мучениковъ, притомъ такихъ, которые менѣе другихъ славятся Церковію и потомъ въ честь такихъ же святителей. Очевидно, что пѣсноппсецъ созидалъ гимны преимущественно для тѣхъ дней, для которыхъ до него не было составлено каноновъ.

О томъ, какимъ духомъ были проникнуты пѣснопѣнія св. Іосифа и сколько внутренней силы заключалось въ нихъ, жизнеописатель его Іоаннъ діаконъ высказывается въ слѣдующихъ выраженіяхъ: «Когда онъ сталъ писать стихи, то и слухъ услаждалъ чудною пріятностію звука и поражалъ сердца силою мыслей. Какого рода музыки нѣтъ у него? Какая сладость стиха не исторгается изъ устъ его? Сонъ и лѣность бѣгутъ отъ людей лѣнивыхъ, когда начинаютъ они не слухъ только, но и душу услаждать пѣніемъ. Чудное находятъ отдохновеніе здѣсь и тѣ, которые стремятся къ жизни совершенной. Возмущаемые, какъ волнами, сердечными движеніями, укрощаютъ въ себѣ смятеніе, когда слушаютъ ихъ, а радующіеся начинаютъ плакать отъ полноты радости и восторга. Писатели, оставивъ стихотворенія, изъ сей одной сокровищницы – изъ писаній Іосифа другія стали почерпать сокровища для своихъ пѣсней или лучше ежедневно черпаютъ. Наконецъ, всѣ народы переводятъ ихъ на свой языкъ, дабы просвѣщать тьму ночи и, прогоняя сонъ, продолжать бдѣнія до восхода лучей солнечныхъ. Да и кто столько не чувствителенъ будетъ, чтобы, читая сладкія, восхитительныя пѣсни Дѣвѣ Богородицѣ, не поразился до глубины души и не сталъ скорбѣть и оплакивать грѣховъ своихъ? Но что я говорю о разнообразіи и гармоніи стиховъ? Зачѣмъ распространяюсь о пріятности и сладости, которыми, какъ благовонными ароматами, благоухаютъ поэмы Іосифа? Если кто прочтетъ жизнь святого, празднуемаго въ какой-либо день церковно, тотъ самъ увидитъ достоинство пѣсней Іосифа и узнаетъ жизнь прославляемаго»... Ѳеофанъ, ученикъ св. пѣснописца Іосифа, замѣчаетъ, что преподобный, просвѣщенный благодатью, такъ легко и скоро составлялъ священныя пѣсня, что казалось, будто онъ не сочиняетъ новое, а только припоминаетъ старое.

Что касается покаянныхъ каноновъ святого Іосифа, то они, будучи превосходными по стихосложенію, исполнены самаго глубокаго сокрушенія о грѣхахъ и одушевлены чувствомъ твердой надежды на милосердіе Господа Іисуса. Ни одного изъ нихъ нельзя читать безъ сердечнаго умиленія, и особенно благовременпо въ этой истинѣ можетъ убѣдиться тотъ христіанинъ, кто очищаетъ свою грѣховную совѣсть во дни святой Четыредесятницы. Недѣльные каноны пѣснописца Іосифа и всѣ вообще таковы, что если съ должнымъ вниманіемъ читать ихъ каждый день, то и каждый день они могутъ доставлять душѣ обильную возвышенную пищу. Какъ образецъ иѣснопѣпій святого Іосифа, приведемъ слѣдующія выдержки изъ его покаяннаго канона въ переложеніи покойнаго Филарета, архіепископа Черниговскаго.

«Множество грѣховъ моихъ, по множеству милости Твоея, истреби, Христе, молюся Тебѣ: даруй мнѣ помышленіе объ обращеніи, чтобы славилъ я Твою благость, превосходящую умъ мой.

По великой милости Твоей Ты явился на землѣ воплощенный. И потому согрѣшившаго болѣе всякаго человѣка пріими меня нынѣ, когда припадаю въ покаяніи къ щедротамъ Твоимъ.

Пробудись, иди, душа, и взывай къ Создателю Твоему, вѣдающему твои тайныя дѣла; покажи плоды покаянія, да помилуетъ тебя щедрый Господь и избавитъ огня вѣчнаго.

Очисти, Единый Благій, очисти и спаси меня; какъ мытарь взываю предъ Тобою въ трепетѣ: увлекаюсь множествомъ грѣховъ, преклоняюсь подъ тяжестью прегрѣшеній, полонъ стыда безмѣрнаго.

Спаситель мой! Ты, Который опредѣлилъ покаяніе для обращающихся, даруй мнѣ покаяніе. Благій, прежде конца жизни моей, даруй мнѣ сокрушеніе и воздыханіе, какъ подалъ блудницѣ, лобызавшей ноги Твои, Владыко!

Каждый день грѣшу и не страшусь Тебя, Христе, Тебя, Который долготерпѣливо ищетъ моего покаянія. Даруй же мнѣ помышленія объ обращеніи, какъ Благій, и не пренебреги мною.

Грѣхи къ грѣхамъ прилагаю, Христе, и ни мало не престаю несчастный. Единый Благій и Безгрѣшный, ущедри и спаси меня!

Потоки слезъ пошли мнѣ, Слово Божіе! Да отмою, Владыко, нечистоты грѣхопаденій.

Отъ мглы чрезмѣрныхъ страстей ослѣпъ я умомъ, не знаю, что дѣлаю, опустошенный въ сердцѣ моемъ; обрати меня, Христе, и даруй покаяніе для очищенія сквернъ моихъ.

Стенай, душа моя, чтобы избавиться стенаній; лей слезы, чтобы не пришлосъ тебѣ въ мукѣ лить слезы непрестанныя...

Изъ глубины лѣности и страстей безмѣрныхъ извлеки меня, Благая; Ты, Которая родила источникъ милосердія, даруй мнѣ источникъ слезъ, Приснодѣва!

Какъ хананея, взываю къ Тебѣ: помилуй меня, Христе; какъ нѣкогда скорченную, такъ меня исправь, Іисусе; какъ Петра, Спаситель, спаси меня, утопающаго въ грѣхахъ.

Вотъ при дверяхъ женихъ; укрась, душа, свѣтильникъ, напоивъ его елеемъ милостыни и прочихъ добрыхъ дѣлъ; потщись войти со Христомъ въ радость несказанную!».

Святая православная Церковь воспѣваетъ святому Іосифу: «Покаянія источникъ неисчерпаемый, утѣшенія податель нескончаемаго. и умиленія пучина еси, Іосифе, слезы намъ даждь покаянія Божественнаго, ими же утѣшенія здѣ плачущеся обрящемъ отъ Бога, твоея помощи просяще, Святе!».

 

«Приходское чтеніе». 1914. № 49. С. 1461-1465.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: