Святой Нифонтъ, епископъ Константіанскій (23-е декабря).

Трудно человѣку, погрязшему въ порокѣ и сдѣлавшемуся рабомъ своихъ страстей, побѣдить свои грѣховные навыки и исправиться, но никогда не нужно отчаиваться, такъ какъ нѣтъ такого грѣха, который превышалъ бы безконечное милосердіе Божіе. Нужно только, чтобы въ душѣ кающагося было твердое намѣреніе бороться съ грѣхомъ и стать на правый путь и крѣпкая надежда на Бога и Его благодатную помощь. Поучитедышй примѣръ такой спасительной надежды и неуклонной борьбы со своими грѣховными стремленіями представляетъ жизнь преподобнаго Нифонта, епископа Константіанскаго, жившаго во времена императора Константина Великаго.

Родиной святого Нифонта была одна изъ областей Малой Азіи – Пафлагонія. Съ дѣтства онъ отличался скромностью и добрымъ характеромъ, любилъ посѣщать храмъ Божій и вообще былъ воспитанъ своими родителями въ христіанскомъ благочестіи. Отецъ его, по имени Агапитъ, обладалъ хорошими средствами и, занимая высокое положеніе, заботился о томъ, чтобы, кромѣ хорошаго домашняго воспитанія, дать своему сыну и прекрасное образованіе, и съ этой цѣлью послалъ его въ Константинополь.

Занятія молодого Нифонта шли сначала успѣшно, такъ какъ онъ былъ прилеженъ и имѣлъ блестящія умственныя способности, но скоро онъ, къ своему несчастію, попалъ въ общество дурныхъ товарищей, что оказало на него гибельное вліяніе и совершенно измѣнило его характеръ и самую жизнь. Дурные примѣры, какъ извѣстно, очень заразительны, особенно въ молодые годы, когда трудно бороться съ соблазнами, и вотъ Нифонтъ постепенно утрачиваетъ въ этой порочной средѣ свою нравственную чистоту и религіозную настроенность и пріобрѣтаетъ дурныя привычки. Со своими новыми друзьями онъ начинаетъ вести праздную и разгульную жизнь, посѣщая всякія нескромныя и соблазнительныя зрѣлища и предаваясь пьянству, сквернословію и другимъ порокамъ. Въ своемъ паденіи онъ дошелъ до того, что сталъ даже воровать, не говоря уже о ссорахъ, дракахъ и всякаго рода безчинствахъ, этихъ неизбѣжныхъ спутпикахъ пьяной и безобразной жизни. «Горе тебѣ, Нифонтъ», часто говорилъ ему одинъ изъ его прежнихъ знакомыхъ, по имени Василій, «ты живъ тѣломъ, но уже умеръ душой, и только тѣнь твоя ходитъ среди людей». Но Нифонтъ не обращалъ никакого вниманія на эти слова и все глубже погружался въ омутъ грѣховныхъ страстей, и уже не было, казалось, для него возврата къ лучшей жизни. Сердце его до того ожесточилось и какъ бы окаменѣло, что онъ не могъ уже и молиться, совершенно отчаявшись въ возможности спасенія для себя. Онъ думалъ, что для такого грѣшника поздно уже каяться.

Безнравственная и порочная жизнь всегда кладетъ свой безобразный отпечатокъ даже и на внѣшность человѣка, поэтому и лицо Нифонта носило слѣды той безобразной жизни, которую онъ велъ. Какъ то случилось ему встрѣтиться со своимъ прежнимъ другомъ, по имени Никодимомъ, который при видѣ его въ ужасѣ отшатнулся. «Какое у тебя страшное лицо!» сказалъ онъ удивленному его движеніямъ Нифонту, «я никогда тебя такимъ раньше не видѣлъ». Ужасъ объялъ Нифонта отъ этихъ словъ его друга. И страшно и стыдно стало ему, когда внезапно открылась предъ нимъ вся глубина той бездны грѣха, въ которой онъ едва не погибъ добровольно. «Если человѣкъ такъ ужаснулся меня, то какъ же предстану я въ этомъ видѣ на судѣ Божіемъ? Горе мнѣ! Что мнѣ теперь дѣлать, несчастному? Могу ли я еще покаяться и спастись? Какъ скажу я Господу: помилуй меня! – если я совершилъ предъ Нимъ столько скверныхъ дѣлъ!» Такъ думалъ опечаленный Нифонтъ, разставшись съ Никодимомъ. Невольно вспомнилось ему его чистое дѣтство и благочестивая жизнь въ родительскомъ домѣ. Какъ онъ могъ такъ измѣниться? Какъ могъ онъ забыть Бога и предать себя діаволу?.. Сильную душевную борьбу пришлось вынести Нифонту, и не скоро могъ онъ побѣдить въ себѣ дурные навыки. То въ надеждѣ на Божіе милосердіе цѣлыя ночи проводилъ онъ въ молитвѣ и слезахъ, каясь и оплакивая свои беззаконія, то, наоборотъ, предавался такому унынію и отчаянію отъ сознанія своей тяжкой вины предъ Богомъ, что переставалъ вовсе молиться, не надѣясь получить прощеніе.

Въ такомъ тягостномъ состояніи духа, борясь между надеждой и отчаяніемъ, пришелъ однажды Нифонтъ въ церковь и, повергшись предъ иконой Божіей Матери, сталъ горячо молиться, говоря: «Помилуй меня, Заступница христіанъ. Обрадованная, Чистая! помоги мнѣ ради великой Твоей милости, ибо Ты упованіе и надежда кающихся!». Поднявъ съ пламенной мольбой свои глаза на ликъ Богоматери, онъ вдругъ увидѣлъ, что Она улыбнулась, смотря на него съ любовью и всепрощеніемъ. Съ великой радостью и умиленіемъ вернулся святой Нифонтъ къ себѣ. Съ этихъ поръ въ своей трудной душевной борьбѣ, когда въ сердце его закрадывалось уныніе и сомнѣніе или нечистые помысли и страсти, святой Нифонтъ всегда прибѣгалъ съ молитвой къ Царицѣ Небесной и въ Ней находилъ себѣ облегченіе и успокоеніе. Онъ понялъ, что Владычица оказываетъ ему Свое дивное заступничество, и Ея имя всегда было у него въ сердцѣ и на устахъ. Всякій разъ, приходя въ церковь, святой Нифонтъ устремлялъ свой взоръ на образъ Божіей Матери, и если лицо Ея улыбалось ему, онъ зналъ, что ничѣмъ не прогнѣвилъ Владычицу; если же случалось ему впасть въ какой-нибудь грѣхъ, ликъ Ея помрачался и отворачивался отъ него. Такъ, напримѣръ, случилось, когда однажды онъ, идя въ церковь, осудилъ въ душѣ проходившаго мимо человѣка, и съ тѣхъ поръ святой Нифонтъ остерегался осуждать своего ближняго. Такимъ образомъ, онъ оставилъ свою прежнюю грѣшную жизнь и сталъ проводить свои дни въ покаяніи и строгомъ воздержаніи, умерщвляя свое тѣло и подчиняя его духу. Часто діаволъ искушалъ его, являясь въ различныхъ образахъ, но онъ молитвой и постомъ побѣждалъ его козни. Въ своемъ святомъ подвигѣ блаженный Нифонтъ достигъ такого совершенства, что удостоился чудесныхъ явленій и видѣній, а также дара чудотвореній, исцѣленій, изгнанія бѣсовъ и прозорливости. Ему являлся Самъ Господь Іисусъ Христосъ и Его Пречистая Матерь, а также ангелы Божіи и святые, напримѣръ, св. Анастасія Узорѣшительница, являвшаяся ему во время его болѣзни вмѣстѣ съ Пресвятой Богородицей, и святой апостолъ Павелъ, предсказавшій ему святительскій санъ. Своими прозорливыми очами блаженный Нифонтъ видѣлъ тайны сердецъ человѣческихъ. Видѣлъ онъ, какъ бѣсы искушаютъ людей, внушая имъ осужденіе, клевету, ссоры и разныя страсти и скорби. Видѣлъ онъ и ангеловъ святыхъ, радующихся добрымъ дѣламъ человѣка и скорбящихъ, видя грѣхи людскіе. Видѣлъ святой Нифонтъ и судьбу душъ человѣческихъ по исхождепіи ихъ изъ тѣла: ангелы спорили съ демонами за обладаніе этими душами. Однажды блаженный, придя въ церковь наканунѣ Пасхи, увидѣлъ тамъ Божію Матерь, окруженную апостолами и множествомъ святыхъ и съ любовью смотрящую на молящихся. При этомъ, если кто молился съ усердіемъ, Она радовалась за такого человѣка, а если Она видѣла невнимательнаго и нерадиваго, то качала грустно головою и плакала и, простерши руки, молилась обо всѣхъ Богу, чтобы всѣ получили спасеніе. При видѣ этого преподобный Нифонтъ умилился душой и обрадовался, что Владычица всѣмъ христіанамъ помогаетъ, какъ и ему Она была особой защитницей и помощницей.

Было преподобному и еще одно чудное видѣніе. Во время богослуженія въ церкви увидѣлъ онъ сшедшій съ неба огонь, который покрылъ алтарь и архіерея; во время же пѣнія трисвятого явились ангелы и пѣли вмѣстѣ съ пѣвцами; когда чтецъ вышелъ читаетъ Апостольское посланіе, то блаженный Нифонтъ увидѣлъ стоящаго за спиной чтеца и наблюдающаго за чтеніемъ святого апостола Павла. Во время перенесенія святыхъ Даровъ небо отверзлось и ангелы сходили внизъ, причемъ слышалось дивное благоуханіе. Съ пѣніемъ ангелы принесли прекраснаго отрока и поставили его на дискосъ, а сами окружили престолъ и покрывали дары своими крылами. Когда нужно было освятить дары и совершить таинство, одинъ изъ ангеловъ, взявъ ножъ, заклалъ отрока и кровь его вылилъ въ чашу, а тѣло положилъ опять на дискосъ. Во время причащенія Божественныхъ Таинъ преподобный Нифонтъ видѣлъ, что у нѣкоторыхъ причастниковъ лица были свѣтлыя, у другихъ же темныя и мрачныя. Стоявшіе тутъ ангелы увѣнчивали тѣхъ, кто причащался достойно и имѣлъ свѣтлое лицо, а отъ недостойныхъ отворачивались. По окончаніи литургіи святой Нифонтъ увидѣлъ, что закланный отрокъ оказался цѣлымъ и вознесся на небо на рукахъ ангельскихъ. Такихъ дивныхъ видѣній удостоился святой Нифонтъ за свои подвиги!

Преподобный Нифонтъ построилъ въ Константинополѣ храмъ во имя своей заступницы Пресвятой Богородицы и жилъ при этомъ храмѣ, удивляя всѣхъ своей высокой подвижнической жизнью и многихъ обращая ко Христу. У него было много учениковъ и подражателей его святой жизни. Онъ имѣлъ даръ своими словами наставлять и утѣшать скорбящихъ. Многіе согрѣшившіе приходили къ нему и просили у него молитвъ и совѣтовъ и уходили отъ него радостные и успокоенные. Кромѣ душевныхъ ранъ, преподобный исцѣлялъ также и тѣлесныя болѣзни. Такъ онъ своей молитвой исцѣлилъ бывшую при смерти женщину, которая раньше приносила ему пищу. Въ другой разъ онъ исцѣлилъ женщину, страдавшую отъ зубной боли, помазавъ опухоль на ея лицѣ масломъ изъ лампадки отъ иконы Божіей Матери. За свою святую жизнь преподобный Нифонтъ бшъ избранъ епископомъ города Констанціи. Этотъ санъ бшъ предсказанъ ему явившимся ему апостоломъ Павломъ. Желая избѣжать такой чести, смиренный Нифонтъ тайно ушелъ изъ Константинополя въ Александрію, но здѣсь, по особому откровенію, все-таки былъ избранъ епископомъ Константіанскимъ. Своею паствою блаженный Нифонтъ управлялъ не долго, такъ какъ онъ былъ уже въ преклонныхъ лѣтахъ и скоро умеръ, предузнавъ заранѣе день своей кончины – 23-е декабря. Въ этотъ день и чтится церковью его память.

 

«Приходское Чтеніе». 1913. № 46. С. 1364-1367.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: