Священникъ Климентъ Смольскій – Два слова въ день преп. Антонія Печерскаго (10-го іюля).

I.

Слово въ день преп. Антонія Печерскаго, сказанное 10-го іюля 1867 г.

Православные Христіане!

Сегодня нашею Православною Церковью празднуется память преподобнаго Антонія Печерскаго, о коемъ я намѣренъ предложить любви вашей слово. Думаю, что напоминаніе о жизни сего святого будетъ полезно, особенно, для васъ поселяне, ибо вы до сихъ поръ, какъ вижу, не имѣли истинныхъ понятій о томъ, кто такой былъ преп. Антоній, – откуда происходилъ, какова была его земная жизнь и почему онъ пользуется такимъ великимъ уваженіемъ мѣстности нашей. Прошу васъ, Православные, внимательно послушать, что о семъ великомъ угодникѣ Божіемъ я считаю нужнымъ сказать вамъ.

Каждая мѣстность имѣетъ угодниковъ Божіихъ, коимъ преимущественно предъ другими воздается тамъ честь и поклоненіе. Такъ въ одной губерніи и уѣздѣ нашей Великороссіи особенное почитаніе воздается св. Митрофану Воронежскому, въ другой св. Димитрію Ростовскому, въ третьей святителю Иркутскому Иннокентію, въ иной св. Тихону Задонскому: у насъ же – въ нашей мѣстности всегда особенно чествовались народомъ св. Антоній Печерскій, св. Великом. Варвара, св. Великом. Параскева, св. Виленскіе мученики Антоній, Іоаннъ и Евстафій и многіе другіе. Чѣмъ же подобное чествованіе можно объяснить? Это можно объяснить во первыхъ рядомъ тѣхъ чудотвореній, кои творили въ той или другой мѣстности тѣ или другіе угодники Божіи; во вторыхъ тѣмъ еще, въ какомъ мѣстѣ, во время земной жизни подвизался тотъ или другой угодникъ Божій, или чѣмъ ближе къ какой мѣстности онъ подвизался, тѣмъ болѣе въ народѣ осталось благочестивыхъ воспоминаній о немъ.

Такое то благочестивое воспоминаніе въ нашемъ западно-русскомъ народѣ осталось по сіе время о великомъ угодникѣ Божіемъ преп. Антоніѣ Печерскомъ, который во время земной жизни своей отличался великими подвигами, снискавшими ему благодать у Бога.

Св. Антоній Печерскій почти всю жизнь свою провелъ въ св. градѣ Кіевѣ, который имѣлъ весьма великое значеніе въ древнее время для всего нашего края. Этотъ первопрестольный св. градъ нѣкогда былъ живою связью съ нашимъ краемъ. Тамъ жили митрополиты, которые имѣли великое вліяніе на весь здѣшній край. Понятно, что при такой связи, не только духовные, но и міряне очень часто посѣщали Кіевъ и тамъ не мало слышали о подвигахъ и чудотвореніяхъ преп. Антонія, эти вѣсти переносили въ другія страны, и далеко, далеко повсюду распространилась слава о преподобномъ. Вслѣдствіе сего, во многихъ мѣстахъ по всей нашей Западной Россіи, въ честь сего угодника стали появляться въ церквахъ образа, кои впослѣдствіи въ народѣ прославились чудодѣйственною силою. Такимъ образомъ, и въ Православномъ храмѣ, нѣкогда на семъ мѣстѣ стоявшемъ, былъ образъ преп. Антонія Печерскаго. Онъ привлекалъ отовсюду великое множество богомольцевъ. Но когда судьба сего древняго храма послѣ измѣнилась, и поляки вовремя своего владычества, вмѣстѣ съ другими бывшими въ семъ городѣ Православными храмами, превратили его въ костелъ Римскій, то ксендзы польскіе, не желая отстранить православный народъ отъ костела, изъ Св. Троицкой церкви ими перестроеннаго, оставили въ немъ прежній православный образъ преп. Антонія. Когда же народъ изъ уваженія къ чтимому образу сталъ постоянно посѣщать сей вновь перестроенный костелъ и здѣсь молиться преп. Антонію, тогда они, спустя нѣсколько времени, употребили хитрость: образъ преп. Антонія замѣнили образомъ святого своей церкви Антонія Падуанскаго[1] и народу о томъ ничего не сказали. Народъ же по темнотѣ своей и необразованности ничего неподозрѣвая, по прежнему притекалъ сюда съ молитвою. Если бы народъ зналъ, что замѣненный образъ не есть образъ преп. Антонія Печерскаго и что здѣсь скрывается подлогъ – вѣроятно, оставилъ бы костелъ и болѣе не ходилъ бы въ него молиться. Иначе никакъ нельзя объяснить себѣ того обстоятельства, почему многіе изъ православныхъ всей этой окрестности по сіе время собирались въ бернардинскій костелъ, гдѣ находился образъ не Антонія Печерскаго, а римскаго святого – Антонія Падуанскаго. Но вотъ по непредвидимымъ судьбамъ Божіимъ, по великой и неизреченной къ намъ милости Божіей – Св. Троицкій храмъ три столѣтія несуществовавшій, благодаря польскому бунту, каждому изъ насъ памятному, предстоитъ нынѣ опять возобновленный изъ костела, отнятаго у бернардиновъ, какъ бы въ достойное возмездіе, за лишеніе предковъ нашихъ перваго храма.

И опять у насъ нынѣ является по старинному въ семъ храмѣ образъ преп. Антонія Печерскаго, коему до уніи всегда здѣсь молились прапрадѣды наши, люди совершенно русскіе и православные, никакою польщизною и католичествомъ въ то время еще не опутанные. Вотъ какую великую милость излилъ на насъ Отецъ Небесный съ возобновленіемъ сего храма! Да будетъ же въ немъ сила и заступничество преп. Антонія! какъ нѣкогда онъ пребывалъ съ нашими предками, да пребудетъ и съ нами отъ нынѣ и до вѣка!

Чтобы ознакомить васъ, Православные, съ жизнію преп. Антонія Печерскаго, я постараюсь ее изложить вамъ вкратцѣ: слушайте же меня внимательно!

Преподобный Антоній происходилъ изъ Малороссіи, родился въ 983 году въ г. Любечѣ – нынѣ мѣстечкѣ Черниговской губерніи, и назывался до постриженія въ монашество Антипою.

Нелишнимъ считаю здѣсь замѣтить, православные христіане, что Малороссы и Бѣлоруссы одного происхожденія и всегда были въ весьма близкихъ межъ собою отношеніяхъ; почему предки наши и оказывали преп. Антонію особенное почтеніе, какъ святому, происходящему отъ одного съ нами рода и племени. Эта соплеменная связь должна насъ сильно крѣпко соединить съ чтимымъ нынѣ угодникомъ Божіимъ какъ и предковъ нашихъ; да будетъ она плодотворна и спасительна и для насъ во вся дни живота нашего.

Но обратимся опять къ жизни преп. Антонія. Преп. Антоній Печерскій родился какъ разъ въ то время, когда у насъ на Руси весь народъ сталъ просвѣщаться свѣтомъ христіанскаго ученія. Преп. Антоній, бывъ воспитанъ во благочестіи, съ дѣтства возлюбилъ Господа. Въ раннемъ еще возрастѣ пришло ему желаніе посѣтить св. Аѳонскую гору, которая находится въ Греціи, и которая славилась и до нынѣ славится многими подвижниками-иноками. Отправившись туда, преп. такъ полюбилъ иноческую жизнь, что здѣсь же скоро постригся въ монашество и поселился въ одномъ изъ Аѳонскихъ монастырей. При постриженіи въ монашество молодой Антипа былъ названъ Антоніемъ. Чрезъ все время пребыванія своего на Аѳонѣ онъ жилъ въ пещерѣ и велъ самую строгую подвижническую жизнь. Спустя нѣкоторое время, по указанію Божію, онъ отправился обратно въ Кіевъ; но тамъ жизнь иноковъ въ монастыряхъ, основанныхъ Греками, ему не понравилась, потому что они не соблюдали строго устава общежитія: онъ сталъ искать тихаго уединеннаго мѣста, и нашелъ себѣ маленькую пещеру, когда то ископанную. Варягами въ горѣ, возвышающейся надъ Днѣпромъ, близъ Берестова, – гдѣ находился загородный домъ Великаго Князя, – здѣсь и поселился. Но такая уединенная его жизнь продолжалась не долго; послѣ того вскорѣ начались въ Кіевѣ раздоры и кровопролитія. Преподобный Антоній оставивъ пещеру, опять удалился на Аѳонъ. Но и въ Аѳонѣ недолго опять пробылъ. Игуменъ, постригавшій его, объявилъ ему однажды, что Богъ предъизбралъ его для устройства монастырской жизни въ Россіи и что ему туда нужно немедленно отправиться. Повинуясь гласу Божію, призывающему его къ столь важному дѣлу, преп. Антоній обратно отправился въ Кіевъ и здѣсь нашедши для себя готовую уже пещеру поселился въ ней. «Господи, молился онъ, утверди меня на мѣстѣ семъ и да будетъ въ немъ благословеніе св. горы Аѳонскія». Въ новой пещерѣ своей преп. Антоній проводилъ дни и ночи въ молитвѣ и трудѣ. Нѣкоторые добрые люди, узнавъ по откровенію о его подвигахъ, приносили ему хлѣбъ и воду, чѣмъ питался св. подвижникъ. Но и эту скудную пищу онъ не всякій день вкушалъ. Вскорѣ стали отовсюду стекаться къ нему за благословеніемъ, и св. жизнь его привлекала къ нему все болѣе и болѣе посѣтителей. Живя къ уединеніи, преп. Антоній руководилъ иноками, благословилъ ихъ на построеніе малой деревянной церкви надъ пещерами; потомъ, когда онъ выпросилъ у Великаго Князя ту гору, въ которой находились пещеры, иноки построили здѣсь новую церковь, сооружили нѣсколько келій и оградили ихъ; съ тѣхъ поръ этотъ монастырь сталъ называться Кіево-печерскимъ.

Подвиги преп. Антонія были столь велики, что за его святую жизнь Богъ прославилъ его даромъ чудотворенія: такъ больные, приходящіе къ нему, получали по его молитвѣ исцѣленіе; но полный смиренномудрія, преп. Антоній старался хранить въ тайнѣ это проявленіе въ немъ Божественной силы; однако, несмотря на все это, слава о его чудотвореніяхъ постоянно возрастала.

Преп. Антоній мирно предалъ душу свою Богу въ 1073 году, имѣя 90 лѣтъ отъ роду. Предъ кончиною своею онъ созвалъ иноковъ, благословилъ ихъ и утѣшилъ обѣщаніемъ, что духомъ пребудетъ съшими на всегда, и будетъ молиться о нихъ Господу, а равно и о всѣхъ тѣхъ, которые съ вѣрою будутъ притекать къ его заступничеству. Онъ былъ погребенъ въ пещерѣ, въ которой скончался; мощи его, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, доселѣ остаются сохраненными подъ спудомъ.

Вотъ, что намъ извѣстно, благо слово, о жизни преп. Антонія Печерскаго. Помните же все, что мною было сказано о преп. Антоніѣ и твердо все слышанное сохраните въ своей памяти; между тѣмъ будемъ молить Бога, да пребудетъ въ насъ память о преп. Антоніѣ отъ нынѣ и до вѣка. Да пребудетъ онъ съ этою возобновленною въ насъ памятью всегдашнимъ нашимъ заступникомъ и покровителемъ всей Западно-Русской земли нашей! Да поможетъ онъ намъ въ борьбѣ съ чуждою польскою народностію и римскою вѣрою утвердить здѣсь прочно русское и православное знамя св. вѣры и благочестія, дабы изгладить самые слѣды, оставшіеся отъ чуждой намъ латино-польской пропаганды. Аминь.

Священникъ Слонимскаго Собора Климентъ Смольскій.

II.

Слово въ день преп. Антонія Печерскаго, сказанное 10 іюля 1868 г.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь.

Въ дни великихъ подвижниковъ и Святыхъ Божіихъ, о чемъ приличнѣе размышлять намъ, слуш. благ., какъ не о жизни и дѣяніяхъ сихъ святыхъ.

Мы собрались нынѣ въ сей храмъ Св. Троицы для празднованія памяти преп. Антонія Печерскаго: побесѣдуемъ же, христіане православные, о святой и праведной жизни его и постараемся извлечь изъ оной для себя приличное назиданіе.

Преп. Антоній, родившійся въ странѣ сосѣдней съ нашей Бѣлоруссіей – именно: въ Любечѣ Черниговской губерніи, съ раннихъ лѣтъ почувствовавъ влеченіе къ иноческой жизни, оставилъ домъ своихъ родителей и отправился на Аѳонъ, гдѣ и былъ постриженъ въ монашество. –

Вскорѣ по постриженіи онъ уединился въ горы и тамъ въ ущелій одной изъ горъ Аѳонскихъ велъ строгую суровую жизнь, денно и ночно предавался тяжелымъ подвигамъ и молитвѣ. Подвижническая его жизнь вскорѣ сдѣлалась извѣстною всему Аѳону, такъ какъ онъ изумлялъ всѣхъ иноковъ строгостію поста и воздержанія; на подвиги преп. Антонія всѣ смотрѣли какъ на достойнѣйшій образецъ для подражанія. Но не долго Аѳонъ въ горахъ своихъ имѣлъ такого великаго подвижника, ибо не для Аѳона Богъ предъуготовлялъ его. Игумену, постригшему преп. Антонія, однажды было откровеніе отъ Бога, дабы онъ отпустилъ юнаго подвижника въ свое отечество: и онъ, позвавъ его къ себѣ, объявилъ ему волю Божію. Молодой инокъ безпрекословно сему повиновался и тотчасъ отправился на родину. Но прибывши въ Кіевъ, осмотрѣвъ всѣ монастыри и не найдя въ нихъ между братіей должнаго благочестія и святости жизни, св. подвижникъ, поживъ здѣсь весьма не долго, опять отправился на Аѳонскую гору, гдѣ онъ находилъ для себя болѣе возможности предаваться строгимъ подвигамъ, и куда жизнь Аѳонскихъ иноковъ его привлекала гораздо болѣе.

Снова поселившись на прежнемъ мѣстѣ, молодой подвижникъ безпрестанно укрѣплялся въ большихъ и большихъ подвигахъ и св. молитвѣ. Но Праведникъ Божій, столь много возлюбившій Аѳонскія пещеры, не долго однако могъ тамъ оставаться. Игумену св. Аѳонской горы было новое видѣніе отъ Бога, и онъ, призвавъ преп. Антонія, внушилъ ему немедленно оставить любимое имъ мѣсто и идти туда, куда указываетъ ему самъ Богъ. Послѣ такого втораго внушенія, какъ ни дорого было прежнее мѣсто уединенія, преп. Антоній, видя въ томъ волю Божію, безпрекословно повиновался оной и оставилъ на всегда св. Аѳонъ, вторично отправился въ градъ Русскій Кіевъ съ тѣмъ, чтобы тамъ оставаться до конца своей жизни.

И вотъ съ этого то времени, какъ преп. Антоній поселился въ своемъ отечествѣ, имя его дѣлается извѣстнымъ для всего обширнаго Царства Русскаго. Онъ первый полагаетъ основаніе въ Россіи правильной монашеской жизни, и благословляетъ иноковъ къ постройкѣ великой и знаменитой впослѣдствіи Кіево-Печерской Лавры. Но поселившись въ Кіевѣ св. подвижникъ въ началѣ объ этомъ и не думалъ: напротивъ онъ по прежнему намѣревался вести жизнь самую уединенную; – ради того сей часъ по прибытіи въ Кіевъ, удаляется въ Кіевскія горы, роетъ тамъ себѣ пещерку и съ молитвою начинаетъ снова свои великіе подвиги. Но можно ли было такому великому свѣтильнику долго оставаться подъ спудомъ?.. И вотъ когда такимъ образомъ въ уединеніи онъ содѣвалъ свое спасеніе, Богъ не желалъ сокрытъ его подвиги, открываетъ о святой жизни его всѣмъ, ищущимъ спасенія, и съ сего времени ущелье преп. Антонія дѣлается извѣстнымъ многимъ; стали приходить къ нему съ разныхъ странъ: однѣ за благословеніемъ, другіе по разнымъ инымъ нуждамъ духовнымъ. Такимъ образомъ сіе мѣсто самое уединенное сдѣлалось собраніемъ больныхъ, недужныхъ и вообще всѣхъ, кто только имѣлъ нужду въ св. молитвахъ великаго Богомъ явленнаго подвижника. Къ нему обращались не только міряне, даже иноки нерѣдко приходили къ нему, прося его благословенія и наставленій, многіе потомъ на всегда около него поселились.

Послѣ того праведному оставаться долѣе въ неизвѣстности, въ уединеніи отъ всѣхъ, сдѣлалось невозможнымъ. И вотъ преп. Антоній выпросилъ у Великаго Князя мѣсто, гдѣ были пещеры и благословилъ окружавшую его братію къ устройству обители, изъ которой впослѣдствіи образовалась знаменитая Кіево-Печерская Лавра. Отъ сего времени, по благословенію преп. Антонія, пошла въ Россіи между монашествующими жизнь новая, благоустроенная, имѣющая цѣлію своею: – постоянный трудъ, строгое воздержаніе, умерщвленіе плоти, бдѣніе и молитва.

Вотъ, христіане православные, для какой великой цѣли изъ Аѳона Богъ призвалъ на родину преп. Антонія! Во время земной жизни своей постоянно проживая въ пещерахъ, преп. Антоній отличался такимъ безпримѣрнымъ благочестіемъ, такими высокими подвигами душевными и тѣлесными, что еще при жизни Богъ сподобилъ его дара многихъ чудотвореній. Ради сихъ чудотвореній имя сего подвижника становится повсюду извѣстнымъ и великимъ, и съ величайшимъ благоговѣніемъ произносится всѣми православными христіанами и будетъ произноситься до скончанія вѣка: отъ того то и вѣра въ заступничество и предстательство его предъ Богомъ никогда въ народѣ не оскудѣвала н не оскудѣетъ! Всѣ обращаются къ нему въ своихъ нуждахъ и онъ никого не оставляетъ безъ помощи небесной. Подвергается-ли кто болѣзни тѣлесной? Преп. Антоній является для него врачемъ и подаетъ исцѣленіе. Впадаетъ ли кто въ какой тяжкій грѣхъ? Преп. Антоній, по усердной молитвѣ грѣшника, врачуетъ его душу и очищаетъ отъ грѣха, поселяя въ сердце кающагося полнѣйшее сокрушеніе. Имѣетъ ли кто другую какую нибудь нужду? Преп. Днтоній является вездѣ и для всѣхъ скорымъ помощникомъ во всѣхъ скорбяхъ и печаляхъ, словомъ, – какъ при жизни, такъ и по смерти преп. Антоній всегда о насъ предстательствуетъ предъ Богомъ и всегда готовъ подать намъ помощь, лишь бы только прибѣгающіе къ нему никогда не оскудѣвали въ вѣрѣ и всегда преуспѣвали въ добрыхъ дѣлахъ. Не имѣющій напротивъ живой вѣры, въ минуты бѣдствій, сколько бы и какъ бы ни обращался за помощью къ св. Божіимъ, не можетъ получить просимое, равно не поступающій по заповѣдямъ Божіимъ и на всякомъ шагу тяжело согрѣшающій никогда не можетъ ожидать свыше помощи небесной. За тѣмъ кто хочетъ ощущать въ себѣ Божественную силу, проистекающую отъ предстательства святыхъ Божіихъ, долженъ имѣть непремѣнно твердую вѣру и всегда вести жизнь добродѣтельную. А чтобы намъ укрѣпиться въ твердой вѣрѣ и утвердиться въ доброй и св. жизни нужно сколько возможно чаще посѣщать св. храмы Божіи, внимательно слушать совершаемое въ оныхъ богослуженіе и никогда не пропускать безъ вниманія ни одного слова, сказаннаго служителемъ Св. алтаря въ церковныхъ ли или домашнихъ поученіяхъ. Ни чѣмъ инымъ пріобрѣлъ милость Божію еще съ дѣтства празднуемый нами св. Антоній, какъ только строгимъ исполненіемъ устава Церкви, внимательнымъ слушаніемъ слова Божія и исполненіемъ Евангельскихъ заповѣдей. Потому то праведная и святая земная жизнь его да послужитъ для насъ навсегда достойнымъ примѣромъ для подражанія. И если преп. Антоній постоянного неусыпною молитвою испросилъ себѣ милость у Бога, то и мы постараемся усерднѣе молиться Богу здѣсь – въ церкви и никогда не оставлять молитвы домашней, бесѣдуя какъ можно чаще съ Богомъ и размышляя о Его благости, величіи, могуществѣ и святости. Такая молитва и такое чистое размышленіе о Богѣ непремѣнно направятъ насъ къ добру, очистятъ наше сердце отъ всякаго порока и дадутъ возможность укрѣпиться въ немъ силѣ Божіей. Если преп. Антоній предочищалъ себя строгимъ воздержаніемъ, вкушая самую скудную пищу, состоящую изъ хлѣба и воды; то и намъ, православные христіане, не слѣдуетъ думать о пресыщеніи, а довольствоваться самою простою и неизысканною пищею; такой образъ жизни умѣритъ непремѣнно наши похоти и пожеланія и не допуститъ насъ ради угожденія своему чреву прибѣгать къ средствамъ часто сопряженнымъ съ обидою для ближняго. Если преп. Антоній употреблялъ для утоленія своей жажды одну студеную воду, то и намъ, христіане православные, не слѣдуетъ предаваться употребленію иныхъ напитковъ: ибо другіе напитки не утолятъ нашей жажды, а напротивъ увеличатъ ее и приведутъ насъ не къ трезвости, которая есть истинное украшеніе человѣка, а къ пьянству и слѣдующему за нимъ распутству. И потому лучше всегда пить одну студеную воду, которая одна въ состояніи лишь утолить нашу жажду, чѣмъ употреблять другіе напитки и особенно въ изобиліи водку, приводящую человѣка въ одуряющее состояніе и лишающую его нерѣдко смысла и всѣхъ благородныхъ чувствъ. Присмотритесь когда либо, христіане православные, къ пьяному человѣку и вы увидите на немъ всякаго рода безобразіе. Въ пьяномъ состояніи самый лучшій человѣкъ помрачаетъ въ себѣ образъ и подобіе Божіе и уподобляется скотамъ безсмысленнымъ. Да и чего, чего въ пьяномъ видѣ человѣкъ не сдѣлаетъ?!! Иной рѣшится на всякій грѣхъ и на всякое самое ужасное преступленіе. И если когда совершаются пороки человѣкомъ, то наиболѣе въ пьяномъ видѣ! Между тѣмъ, несмотря на видимый вредъ, происходящій отъ пьянства, какъ много есть людей, предающихся сему пороку, находя въ немъ самое большое наслажденіе! Нѣкоторые, таскаясь по питейнымъ домамъ, пропиваютъ все свое имущество и доводятъ до нищенства и себя и дѣтей своихъ. Умоляю васъ, христіане православные, ради Бога, берегите себя отъ пьянства! Бѣгите корчемъ, въ которыя корчемники всякими мѣрами стараются завлекать васъ, чтобы воспользоваться вашими деньгами и всѣмъ прочимъ имуществомъ. Пьянство есть ужаснѣйшее зло: и Боже избави васъ, христіане православные, отъ пьянства!

Преп. Антоній въ жизни своей былъ примѣромъ великаго трудолюбія; онъ постоянно занимался какою либо полезной работой, самъ изготовлялъ себѣ пещеры. Будемъ же и мы всегда во славу Божію трудиться: ибо ничто такъ не возвышаетъ человѣка, ничто такъ не отвлекаетъ его отъ худыхъ и пакостныхъ дѣлъ какъ честный и полезный трудъ. Не дай Богъ быть и тунеядцемъ: жить всегда на чужой счетъ и чужими трудами! Тунеядство дѣлаетъ человѣка лѣнивымъ, вялымъ и совершенно къ доброму дѣлу негоднымъ. Тунеядецъ много похожъ на трутня, украдкой заползающаго въ улей и желающаго тамъ пользоваться медомъ, приготовленнымъ трудолюбивою пчелкой, которая, завидя лѣнивца, немилосердно гонитъ его вонъ изъ своего улья, предоставивъ его безъ всякаго сожалѣнія голодной смерти. Посему, чтобы не сдѣлаться и человѣку такимъ тунеядцемъ-трутнемъ и не подвергнуться равной ему участи, нужно непремѣнно трудиться въ потѣ лица, по заповѣди Божіей, пріискивая себѣ собственное пропитаніе.

Наконецъ преп. Антоній былъ для современниковъ своихъ примѣромъ кротости, смиренія, послушанія и любви ко всѣмъ: эти черты, украшавшія подвижника, да будутъ украшеніемъ и собственно нашимъ, дабы другіе назидались нашимъ добрымъ примѣромъ. Если мы постараемся во всемъ быть добрыми подражателями великаго подвижника преп. Антонія, можемъ всегда надѣяться на его небесную помощь и заступленіе предъ престоломъ Божіимъ, у котораго онъ нынѣ предстоитъ какъ ходатай и молитвенникъ о насъ грѣшныхъ.

Да будетъ же для васъ, православные, навсегда памятно, что сказано было сегодня о жизни преп. Антонія Печерскаго, не забудьте того, что изъ сказаннаго о жизни сего подвижника къ вамъ самимъ относится. Аминь.

Свящ. Слоним. Соб. Церкви Климентъ Смольскій.

 

«Литовскія Епархіальныя Вѣдомости». 1868. №. 15. С. 659-671.

 

[1] Мѣсто рожденія сего католическаго святого – г. Падуа въ Италіи. По мѣсту рожденія онъ называется Падуанскимъ. – ред.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: